Предметно-практические действия 2 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Предметно – практические действия»
для обучающихся 2 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Цели коррекционного курса:
1.
Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с
различными предметами и материалами.
2.
Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование
внутренней позиции школьника.
3.
Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности
(предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками,
ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного,
наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.
4.
Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых
знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в
обществе.
Задачи:
Предметные
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных
действий;
- формирование элементарных общетрудовых умений и навыков;
Личностные:
- формирование положительного отношения к обучению и труду;
- развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта
совместной деятельности;
- формирование положительных качеств личности;
Коррекционные:
- корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у
обучающихся;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
Социальные:
- овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
- развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему
решению.
Общая характеристика учебного предмета
Коррекционный курс "Предметно - практические действия" (ППД) — это средство,
помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых
видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко
воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и
активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является
сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной
(сопряженной), самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами

(хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями),
использования предметов по их функциональному назначению способом,
закрепленным за ними в человеческом опыте.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и
назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы
их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически
осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами
трудовой культуры.
Уроки ППД способствуют формированию мотивационной
готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений
подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной
инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические
действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью
умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в
деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с
трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя
предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные
курсы» (вариант 2). На его изучение отведено 2 часа в неделю (34 учебные недели), 68
часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным
ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие
жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное
поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
формирование минимального
интереса к обучению, труду предметному
рукотворному миру;
- овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как
необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной,
бытовой и трудовой деятельности.
- минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
- минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой,
других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
- формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
- овладение
навыками предметно-практической деятельности,
как
необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной,
бытовой и трудовой деятельности;

владение
навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности;
- потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на
свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами
- использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал;
бумага и картон; нитки, тканью.
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с
привлечением внимания голосом).
- уметь захватывать и удерживать предмет;
- уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
- уметь погружать руки в сухой бассейн;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении
предметных действий.
- умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный
материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры,
скатывать из бумаги шарики;
- рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
- выполнять последовательно организованные движения;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на
основу;
- уметь погружать руки в сухой бассейн ;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- уметь сортировать крупы (3 вида);
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек,
разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать
пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на
стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и
объекте.
- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;
- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака.
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД.
Программа состоит из следующих разделов:
 Предметно-практические действия
 Конструирование
 Работа с мозаикой
 Работа с пластическими материалами
 Работа с бумагой и фольгой
 Работа с нитками и тканью
 Работа с природными материалами.
Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с
пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и
тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую
направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и
коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой
интеллектуальной недостаточностью.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные
сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды
предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической
деятельности; перечень изделий, практических работ.
Программный материал распределен по классам. При отборе программного
материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого
ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной
повседневной жизни. Учителю дается право изменять последовательность изучения
материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать
индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках
часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы
определяются возможностями учащихся в овладении предусмотренными программой
базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении
не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые
выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание

обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать
использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и
действия, которые наиболее важны для освоения данной технологической операции.
Возможно составление диагностических карт, в которых отражаются достижения всех
учеников класса. Результаты заполнения диагностических карт позволят выявить
степень владения технологическими операциями и конкретизировать содержание
дальнейшего обучения каждого учащегося. Ученики одного класса могут работать с
программным материалом разных классов по индивидуальным программам,
разработанным учителем и утвержденным директором учреждения образования.
Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и
приемов обучения.
Учебно-методическое и материально-тематическое планирование
Оборудование:
- набор геометрических фигур;
- лото;
- счётные палочки;
- пирамидки;
- музыкальные инструменты: ложки, бубен, погремушки, барабан;
- мозаика;
Технические средства:
- ПК;
Литература:
1) Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью: Пособие для учителя.–Спб.: Издательство «Союз», 2004. –
336с.
2). Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программнометодический материал/под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный центр. изд.
центр ВЛАДОС, 2007.-181с.
3). Коррекционная психология. – М.: Издательство «Окей – книга», 2008 г. Крупенчук
О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб: Издательский дом «Литера», 2011г.
4). Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников /
Под ред. Л. А. Венгера, 2-е изд. М., 1978.
6). Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные
программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб: "Образование",
1996г.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2

Раздел, тема урока
Предметно-манипулятивные действия
Развитие координации движений кисти и пальцев
Выполнение подражательных действий со сменой вида движения

Количество
уроков
1
1

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

«Стучим - прячем»
Развитие координации движений рук и глаз. Шнуровка. Наматывание
шнура на палочку.
Восприятие цвета, формы величины.
Выбор по образцу инструкции «Дай такой»
Группировка по цвету, по форме, величине.
«Подбери по цвету» размещение мелких цветных предметов на цветные
круги.
«Разложи ряд» чередование предметов через один по форме, по
величине, по цвету.
Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов.
Выбор по образцу и группировка плоскостных форм.
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Дидактическая игра «Почтовый ящик»
Зрительное восприятие.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2-3 деталей)
Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов:
нахождение отличительных и общих признаков.
«Что лишнее» Исключение предмета из нескольких однородных по
цвету, форме, величине.
«Что изменилось»
Пространственное восприятие
Ориентировка в помещении. Понятия близко-далеко. Движение в
заданном направлении
Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали,
горизонтали, скошенной линии.
Пространственная ориентировка на листе бумаги
Тактильно-двигательное восприятие
«Чудесный мешочек» узнавание на ощупь хорошо известного детям
предмета
Работа с мозаикой.
«Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» через один элемент.
Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением цвета и
пространственных отношений элементов мозаики.
Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и трубой»
Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле»
Выкладывание из мозаики геометрических фигур
Деятельность с разборными игрушками.
Собирание вкладных кубиков разных по величине.
Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.
Складывание пирамиды из 8-10 колец.
Слуховое восприятие
Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов
(погремушка, барабан, бубен, ложки)
Музыкальные инструменты и их называние.
Характеристика звуков по громкости
Узнай по звуку (погремушка, барабан, бубен, ложки).
Соотнесение музыкальных инструментов с картинкой.
Предметно-манипулятивные действия.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34-35

36-37
38-39

40
41
42-43

44
45
46
47

48
49
50
51
52
53
54
55

56
57
58
59
60
61

62
63

Выполнение сложных подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе»: движения рук, кистей («Замочек», «Топор»,
«Мельница» и др.)
Восприятие цвета, формы, величины.
Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенные в
контрастные и в близкие по цвету.
Выбор предметов одного цвета из 8-12 предметов двух сходных цветов
(красные и желтые, зеленые и синие и т. п.) по образцу и инструкции
«Дай такой»
Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов.
Сопоставление предметов по цвету.
Выбор по образцу инструкции «Дай такой» предметов одной формы из
4-8 предметов двух сходных форм (куб-параллелепипед, цилиндр шар)
Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб,
параллелепипед и т.д.
Выбор по образцу и группировка плоскостных фигур
Зрительное восприятие.
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие
зрительной памяти.
Игра «Что изменилось», «Что убрали» развитие зрительного
восприятия.
Пространственное восприятие.
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение
плоскостных предметов.
Работа с рисунками: «Нарисуй в центре - круг, слева - квадрат, выше
круга - треугольник и т.д.»
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали,
горизонтали, скошенной линии.
Ориентировка на листе бумаги. Игра «Делай, что я говорю»
Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (
на, над, под, за и т.д.)
Расположении предметов на картине: "Что нарисовано в середине,
вверху, внизу и т.д.»
Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали,
горизонтали, скошенной линии, делящей картину на треугольники.
Предметно-манипулятивные действия
Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук.
Восприятие цвета, формы, величины.
Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно
заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).
Сравнение предметов по величине.
Подбор и группировка одинаковые по величине предметов.
Зрительное восприятие.
Нахождение различий у двух сходных сюжетных игрушек.
Подбор и выкладывание плоскостных форм разного цвета и величины
(не более 4-5)
Пространственное восприятие.
Нахождение предметов по заданным признакам.
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Движение в

2

2
2

1
1
2

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

64
65
66
67
68

заданном направлении
Ориентировка на листе бумаги
Тактильно-двигательное восприятие.
Узнавание предметов на ощупь «Чудесный мешочек»
Работа с мозаикой.
«Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента.
Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета.
Выкладывание по показу, по образцу узоров из мозаики «Елочка и
грибок»

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».