Альтернативная коммуникация 3 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация»
направлена на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их
социализацию в современном мире через привитие им норм социально-адекватного
поведения, повышение уровня коммуникативной компетентности.
Цель программы: формировать коммуникативные и речевые навыки, расширять
жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребёнка
пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и
дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.
Основные задачи: 1)Учить детей овладевать доступными средствами коммуникации
и общения – вербальными и нeвeрбальными.
2)Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
3) Развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего
мира, личным опытом ребёнка.
4) Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности
учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков,
слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного
развития.
В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность, обучающиеся
становятся открытыми для общения, комплексный подход позволяет решить задачи
обучения, развития, воспитания.
Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими детьми,
снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит
корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приёмов.
Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и
потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Данное сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
позволит улучшить их социальную адаптацию, даст возможность для дальнейшего
развития ребёнка и компенсации нарушений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
Количество часов в 3 классе: 1 час в
неделю; 34 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Результаты освоения учебного предмета делятся на две группы.
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Предметные результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов.
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила поведения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом,
взглядом.
- Использование доступных жестов для передачи сообщения.
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила поведения;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- умение использовать предметы для выражения потребностей путём указания на
них жестом, взглядом;
- использования доступных жестов для передачи сообщения;
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы/, объекты
рукотворного мира и деятельности человека;
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
- обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах;
- формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова, копирование
образца известных букв.
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения,
пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущейся игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимать жестовую инструкцию;
- понимать инструкцию по инструкционным картам;
- понимать инструкцию по пиктограммам;
- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным
учеников на данном этапе обучения);
3) использование на назначению учебных материалов:
- бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша;
Формирование умения выполнять занятие:
1) в течение определённого периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного
задания 3-4 минуты;
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнять посильное
задание от начала до конца.
Обучающиеся должны уметь:
-понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических
изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;
-использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику,
графические изображения, символы,
коммуникативные тетради;
-использовать вербальные средства общения (слово);
-использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;
-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты предметы,
материалы, люди, животные и т.д.);
-выполнять задания по словесной инструкции учителя;
-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
-выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
-выполнять развивающие упражнения для рук;

-выполнять графические упражнения.
Содержание учебного материала
*Обследование обучащиюхся –
*Жесты и символы: «Ближайшее окружение»
*Жесты и символы: «Развлечение на улице»
*Жесты и символы: «Животные»
*Жесты и символы: «Свойства объектов»
*Жесты и символы: «Еда-поощрение»
*Жесты и символы: «Повседневные действия»
*Жесты и символы: «Повседневные действия»
*Жесты и символы: «Животные»
*Жесты и символы: «Транспорт»
Учебно – методическое обеспечение
-Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложными нарушениями развития: пособие для
родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова - М.: Просвещение, 2008.
-Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной
недостаточностью/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Просвещение, 2003.
-Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1999.
-Дереклева, Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся
или Учимся жить в современном мире / Н.И. Дереклеева. –М.:ВАКО, 2004
-Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А Екжанова, Е.А.
Стребелева. – М.: Просвещение, 2005
-Маллер, А.Р. Программа обучения детей с умеренной тяжёлой отсталостью /А.Р.
Маллер. – М.: Просвещение, 1992.
Наглядно-демонстрационный материал
На занятиях используются: карточки с эмоциями, рисунки, графические
изображения, предметы, игрушки, дидактические пособия, символы,
индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения
(презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинки
различной тематики для развития речи.
Тематическое планирование
Название раздела, темы занятия
Обследование обучающихся
1.Обследование речи:
-понимание обращённой речи;
-внятность речи;
-лексический строй речи.
«Ближайшее окружение»
1. Знакомство с жестом и символом «Учитель».
2. Знакомство с жестом и символом «Человек».

Количество часов
1

1
1

«Развлечения на улице»
1.Знакомство с жестом и символом «Качели (1)», «Качели (2)».
2.Знакомство с жестом и символом «Песок», «Песочница».
3.Знакомство с жестом и символом «Вода».
«Животные»
1.Знакомство с жестом и символом «Медведь».
2.Знакомство с жестом и символом «Корова».
3.Знакомство с жестом и символом «Лошадь».
4.Знакомство с жестом и символом «Свинья».
5.Знакомство с жестом и символом «Коза».
«Свойства объектов»
1. Повторение жестов и символов «Тёплый, горячий, холодный».
2. Повторение жестов и символов «Чистый, грязный».
3.Знакомство с жестом и символом «Большой».
4.Знакомство с жестом и символом «Маленький».
«Еда - поощрение»
1.Знакомство с жестом и символом «Конфета».
2. Знакомство с жестом и символом «Шоколад».
3. Знакомство с жестом и символом «Мороженое».
«Повседневные действия»
1. Знакомство с жестом и символом «Бежать».
2.Знакомство с жестом и символом «Прыгать».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3.Знакомство с жестом и символом «Лазать».
4.Знакомство с жестом и символом «Ломать».
5.Знакомство с жестом и символом «Плавать».
1.Знакомство с жестом и символом «Ждать».
2.Знакомство с жестом и символом «Гулять».

1
1
1
1
1

3.Знакомство с жестом и символом «Играть».
5.Знакомство с жестом и символом «Копать».
«Животные»
1.Знакомство с жестом и символом «Рыба».
2.Знакомство с жестом и символом «Утка».

1
1

3.Знакомство с жестом и символом «Курица».
4.Знакомство с жестом и символом «Петух».
5.Знакомство с жестом и символом «Мышь».

1
1
1

«Транспорт»
1.Знакомство с жестом и символом «Поезд».
2.Знакомство с жестом и символом «Велосипед».

1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».