Альтернативная коммуникация 4 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Рабочая
программа
коррекционных
занятий
«Альтернативная
коммуникация» направлена на обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья, их социализацию в современном мире через
привитие им норм социально-адекватного поведения, повышение уровня
коммуникативной компетентности.
Цель программы: формировать коммуникативные и речевые навыки,
расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в
доступных для ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной
адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с
нарушением интеллекта.
Основные задачи: 1)Учить детей овладевать доступными средствами
коммуникации и общения – вербальными и нeвeрбальными.
2) Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
3) Развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом ребёнка.
4) Создать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков,
слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного
развития.
В процессе таких занятий у обучающихся повышается речевая активность,
обучающиеся становятся открытыми для общения, комплексный подход
позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания.
Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими детьми,
снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения,
происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через
использование игровых приёмов.
Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и
потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Данное сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
позволит улучшить их социальную адаптацию, даст возможность для
дальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество часов в 4 классе: 1 час в неделю; 34 часа в год.
Ожидаемые результаты освоения программы
У обучающихся могут быть сформированы:
1.Потребность в коммуникации.
2.Способность понимать обращённую речь, понимать смысл

доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий,
символов.
3.Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них
жестом;
использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;
использовать графические изображения (символы) объектов и действий
путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо
другим доступным способом.
4.Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы,
объекты рукотворного мира и деятельность человека.
5.Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Содержание коррекционного курса
Коммуникация
Реагирование
1. Реагирование на присутствие одного или нескольких людей.
2. Реагирование на контакт со взрослым.
Установление контакта
1. Установление зрительного контакта.
2. Реагирование на собственное имя.
3. Использование мимики адекватной ситуации.
4. Привлечение к себе внимания различными средствами: мимика и жесты;
пиктограмма; слово.
5. Ответ ребенком на приветствие собеседника при помощи: мимики и
жестов (привет здравствуй доброе утро и т.п.); пиктограмм; слов (привет,
здравствуй, доброе утро и т.п.).
6. Использование согласованных движений рук, глаз и тела при общении
(например, похлопать по плечу другого человека, посмотреть ему в глаза,
сказать «дай ножницы» при выражении просьбы).
Поддержание контакта
1. Поддержание зрительного контакта.

2. Выражение своих желаний при помощи: мимики и жестов; пиктограмм;
слова; коротких предложений.
3. Выражение просьбы о помощи с использованием мимики и жестов;
пиктограмм; слова; коротких предложений.
4. Выражение согласия или несогласия, используя: жесты (кивок головы, да,
нет), жест рукой (да, нет); пиктограммы (слова, да, нет).
5. Выражение благодарности: жест (кивок головой); пиктограмма; слово
«спасибо»; короткое предложение.
Завершение контакта
1. Поддержание зрительного контакта.
2. Прощание с собеседником, используя мимику и жесты (пока, до свидания);
соответствующую пиктограмму; слова (пока, до свидания).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
1. Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.
2. Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся
класса.
3. Понимание существительных: объекты, явления.
4.Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции).
Экспрессивная речь
1. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
2. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя и т.д.).
3. Употребление своего имени.
4.Употребление имен членов семьи, педагогов, учащихся класса.
5.Употребление в речи существительных.
6. Употребление простых предложений типа «Я хочу пить».

Графомоторные навыки
1. Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.
2. Рисование вертикальных линий разной длины.
3. Рисование горизонтальных линий.
4. Закрашивание контурных изображений предметов.
5. Обведение по трафарету простых предметов.
Наглядно-демонстрационный материал
На занятиях используются: карточки с эмоциями, рисунки, графические
изображения, предметы, игрушки, дидактические пособия, символы,
индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения
(презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинки
различной тематики для развития речи.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока

Количество
часов

1 четверть (9часов)
Коммуникация с использованием невербальных средств
Я вижу, я слышу.
Мимика лица.
Приветствие и прощание.
Я вижу, я слышу.
Я и мои жесты.
Звучащие предметы.
Мои помощники.
Я и мои помощники.
Пойми меня. Игра «Клубок».
2 четверть (7 часов)

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Понимание простых по звуковому составу слов (мама,
2
папа, дядя, тётя).
Моё имя.

1

Моя семья.

1

Мои одноклассники.

2

Школа, в которой я учусь.

1

3 четверть (10 часов)
Понимание слов, обозначающих предмет «Посуда».

2

Понимание слов, обозначающих предмет «Мебель».

1

Понимание слов, обозначающих предмет «Игрушки».

1

Понимание слов, обозначающих предмет «Одежда».

2

Графомоторные навыки
Рисование на нелинованной бумаге линий в различном
направлении.
Рисование горизонтальных и вертикальных линий разной
длины.
Закрашивание контурных изображений предметов.
Обведение по трафарету простых предметов.
4 четверть (8 часов)
Понимание слов, обозначающих предмет «Животные».

1
1
1
1
2

Понимание слов, обозначающих предмет «Овощи».

1

Понимание слов, обозначающих предмет «Фрукты».

1

Понимание слов, обозначающих предмет «Продукты».

1

Понимание слов, обозначающих предмет «Транспорт».

1

Понимание слов, обозначающих предмет «Бытовые
приборы».

1

Понимание слов, обозначающих предмет «Птицы».

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».