Предметно-практическая деятельность 4 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Предметно-практическая деятельность»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными
способностями к накоплению сенсорного опыта, т.к. у многих нет тяжелых
нарушений слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения
движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и
явлений окружающей их среды.
Одной из задач коррекционной работы по обогащению сенсорной сферы является:
развитие ощущений и восприятий на основе предметной деятельности. Воспитание
детей организуется как разнообразная практическая, в своем роде исследовательская
деятельность с предметами.
Программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» предназначена
для обучающихся 4 класса, является первым этапом системы трудового обучения
обучающихся.
Основным механизмом включения обучающихся в деятельность на уроке является
сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной
(сопряженной), полусопряженной, самостоятельной.
Целью уроков предметно – практической деятельности является: формирование у
детей житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально
необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда,
развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания,
зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, нагляднодейственного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной
деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с
мозаикой, элементарного конструирования.
Уроки предметно – практической деятельности создают базу в виде общего и
речевого развития обучающихся и готовят их к усвоению материала по другим
учебным предметам. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих
уроках, затем закрепляются и вводятся в самостоятельную деятельность детей на
различных уроках.
Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому
обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям
взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои
действия заданному правилу), развитию общетрудовых умений (ориентироваться в
задании, планировать ход работы и контролировать ее выполнение).
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Количество часов по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» в
4 классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год.
Содержание коррекционного курса
Программа состоит из следующих разделов: «Предметно-практические действия»,
«Конструирование», «Работа с мозаикой».
Раздел «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей умению
подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в
деятельности. Применяются различные дидактические игры на развитие сенсорных

анализаторов, мелкой моторики, координации движений, наглядно – действенного и
наглядно – образного мышления.
Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», отражает
предметно-практическую направленность различных видов ручного труда,
предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей.
Учебная программа построена по концентрическому принципу. Содержание
учебного материала в рамках определенного раздела уточняется, углубляется,
усложняется, обобщается, усиливается практическая направленность по годам
обучения.Учебную работу на уроках
необходимо строить так, чтобы ранее
пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и
вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных
жизненных ситуациях.
Педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и
востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни.
Ожидаемые результаты реализации программы ППД
по результатам диагностики
Приобретенные общетрудовые умения и навыки:
- умение подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной
инструкции, подчинять свои действия заданному правилу,
- умение ориентироваться в задании, планировать ход работы и контролировать ее
выполнение.
1.
Предметно – манипуляционные действия:
- узнавание предметов и различение их: по цвету, по форме, по размеру;
- действия с предметами (захват, удержание, вынимание, складывание, поднимание,
перекладывание, встряхивание, вставление, нанизывание, бросание, вращение,
открывание, нажимание, сжимание, наполнение, разглаживание);
- использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте; использование стула
или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко.
2. Элементарное конструирование:
- складывание простейших фигур из счетных палочек (до 10-12 штук) по показу и
по образцу;
- складывание разрезных картинок из частей различных форм;
- подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и
величины различных комбинаций, учитывая форму, цвет и величину фигур.
- постройки из детских наборов строительного материала по показу и
одновременной словесной инструкцией с учителем.
3.Работа с мозаикой:
- навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой.
- умение выкладывать узоры по показу и по образцу с соблюдением цвета и
пространственных отношений деталей мозаики.
Содержание программы
4 класс

Предметно-манипулятивная деятельность
Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук. Выполнение действий
по показу и инструкции: открывание и закрывание коробок, банок, флаконов с
завинчивающимися крышками; нанизывание более мелких предметов с отверстиями
на тонкий шнур. Действия со шнуровками, застегивание и расстегивание пуговиц,
кнопок. Наполнение емкостей (крупой, водой и т.д.), переливание (пересыпание) из
одной емкости в другую.
Цвет: синий. Выбор предметов заданных цветов (красный, синий) по образцу.
Составление чередующегося ряда через 1 элемент по подражанию.
Форма: куб. выбор геометрических форм (шар, куб) по образцу. Составление
чередующегося ряда по подражанию.
Величина: понятия «большой», «маленький», «одинаковые». Сравнение по
величине однородных предметов. Понятия «толстый», «тонкий»: практическое
знакомство.
Стереогноз: различать на ощупь величину предметов (из двух, резко контрастных
по величине). Различать на ощупь форму геометрических тел (шар, куб).
Деятельность с разборными игрушками
Повторение и закрепление умений, полученных в предыдущем классе.
Собирание вкладных кубов (3-4 куба; разных по величине). Складывание
четырехсоставной матрешки. Собирание пирамид различной величины из 5 колец.
Собирание пирамид, имеющих разный диаметр верхней и нижней поверхности
кольца.
Конструирование
Повторение
и
закрепление
умений,
полученных
в
3
классе.
Складывание фигур из 2-4 палочек путем наложения и по образцу. Складывание
изображений из 2-4 плоских геометрических фигур палочек путем наложения и по
образцу. Складывание разрезных картинок из 3-4 частей. Постройки из
геометрических форм и деталей конструктора: башня из 2-3 кубов разного размера и
4-х кубов одинакового размера. Постройки из деталей двух различных форм: дом,
стол, стул (совместно с педагогом и по образцу). Выбор деталей одной формы (цвета)
из предложенных. Обыгрывание построек.
Работа с мозаикой
Закрепление умений, приобретенных в предыдущем классе. Выкладывание прямых
рядов:
из одноцветных деталей;
из деталей двух цветов параллельными рядами;
чередующийся ряд через 1 элемент.
Выкладывание по показу, совместно с педагогом узоров с соблюдением цвета и
пространственных отношений элементов мозаики: «Курочка и цыплята» (один белый
элемент и два желтых, расположенных в ряд); «Цветочек» (два зеленых элемента и
один красный, расположенных вертикально); «Елочка и грибочек» (три зеленых
элемента, расположенных треугольником, один красный элемент внизу) и т.д.
Дидактические игры
Игры, направленные на развитие внимания, подражания и усвоения действий по
образцу: «Ладушки», «Куда пошел мишка?», «Бабочка летит», «Возьми, положи,
брось», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Прокати мяч», «Спрячь
матрешку», «Веселый поезд», «Машины едут по дороге» и т.д.

Игры, направленные на развитие ручной моторики: «Поймай шар», «Переложи
игрушку», «Прокати шарики», «Покатай матрешек», «Закроем коробки», «Баночки с
пуговицами»,. «Теневой театр», «Бусы для кухни» и т.д.
Игры, направленные на сенсорное развитие: «Одинаковые игрушки», «Цветные
фоны», «Разбор к фону», «Найди пару»,. «У кого такая картинка?», «Что звучит?»,
«Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Что лишнее?», «Далеко и
близко», «Разные дорожки», «Чудесный мешочек», «Что убрали?», «Разложи в ряд» и
т.д.
Игры с бросовыми материалами, бумагой и тканью: «Бумажные шарики», «Салют
из конфетти», «Бумажные ленты», «Шумит и шелестит», «Что стучит?», «Яичная
скорлупка», «Разноцветные тряпочки», «Следы на бумаге», «Что в баночке лежит?» и
т.д.
Игры с бытовыми предметами – орудиями: «Накроем кастрюли крышками»,
«Разложи посуду на подносе», «Мамин стол», «Пустые и полные кастрюли», «Чашки
и ложки», «Соберем в корзинку фрукты», «Для чего предмет?» и т.д.
Учебно – методический комплект
1. Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими
нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цико-то. — М., 1988.
2. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в
развитии: практич. пособие / А. Р. Маллер. — М.: АРКТИ, 2000. — 124 с.
3. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер,
Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003. — 208 с.
4. Обучение учащихся 1—4 классов вспомогательной школы (изобразительное
искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка) / под ред. В. Г.
Петровой. — М., 1983.
5. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. — М.,1981.
6. Программы обучения детей с тяжелой формой умственной отсталости.
Предметно-практическая деятельность. 1—4 годы обучения. — Минск, 1998.
7. Стребелева, Е. А Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии. — М., 2001.
8. Учебные программы центра коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации. 1—4 классы. — Минск: Нар.асвета, 2007. —53 с.
9. Шинкаренко, В. А Формирование готовности к трудовому обучению у детей с
тяжелой формой умственной недостаточности. — Минск,2004.
10. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание. — М.,
2003.
11. Янушко, Е. А Лепка с детьми раннего возраста. — М., 2005.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
1 четверть (16 часов)
Предметно-практические действия

Количество часов

Узнавание, нахождение знакомых предметов среди 2-3 незнакомых.

2

Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога.

2

Пересыпание материала.

2

Определение на ощупь формы, величины предмета, мягких и твёрдых тел.

1

Восприятие цвета, формы величины
Действия с предметами разного цвета.

1

Действия с предметами разной формы.

1

Действия с предметами разной величины.

1

Практические действия
Открывание и закрывание коробок с механической защёлкой.

1

Открывание и закрывание футляров с механической защёлкой.

1

Открывание и закрывание задвижек и щеколд на окнах, дверцах шкафа.

2

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний.

2

2 четверть 16 часов)
Переливание материала
Переливание воды двумя руками с использованием инструмента (стаканчик).

1

Переливание воды двумя руками с использованием инструмента (ложка).

1

Работа с пластическими материалами
Цвет и свойства пластилина.

1

Фомирование пластических материалов специальными формами, крышечками 2
от баночек, коробочками.
Работа с пластилином. Лепка посуды из одного куска пластилина.

2

Работа с бумагой и фольгой
Практическое знакомство с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и
фольгой.

1

Складывание фигурок из бумаги.

1

Способы складывания бумажных салфеток.

1

Подвижная аппликация
Составление предметных изображений, состоящих из пяти частей.

1

Умение раскладывать, выбирать по образцу предметных изображений.

1

Действия с предметами
Использование стула для доставания предмета, находящегося высоко.

1

Сопоставление предметов.

1

Группировка однородных предметов по цвету.

1

Группировка однородных предметов по размеру.

1

3 четверть (20 часов)
Встряхивание предмета, издающего звук.

1

Толкание предмета от себя.

1

Вращение предмета.

1

Сжимание предмета (задание с прищепками).

1

Выполнение простых подражательных движений.

2

Работа с мозаикой
«Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» через один элемент.

2

Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением цвета и
пространственных отношений элементов мозаики.

2

Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и трубой».

1

Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле».

1

Выкладывание из мозаики геометрических фигур.

1

Деятельность с разборными игрушками
Собирание вкладных кубиков разных по величине.

2

Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.

1

Складывание пирамиды из 8-10 колец.

1

Слуховое восприятие
Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов
(погремушка, барабан, бубен, ложки).

1

Музыкальные инструменты и их называние.

1

Характеристика звуков по громкости.

1

4 четверть (16 часов)

Предметно-практические действия
Выполнение сложных подражательных движений за учителем по
инструкции «Делай вместе».

1

Зрительное восприятие
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие
зрительной памяти.

1

Развитие зрительного восприятия. Игра «Что изменилось», «Что убрали».

1

Нахождение различий у двух сходных сюжетных игрушек.

1

Пространственное восприятие
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение
плоскостных предметов.

1

Работа с рисунками «Нарисуй в центре - круг, слева - квадрат, выше
круга - треугольник и т.д.»

2

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

1

Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали,
горизонтали, скошенной линии.

1

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Делай, что я говорю».

1

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений.

1

Расположении предметов на картине: "Что нарисовано в середине,
вверху, внизу и т.д.».

1

Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали,
горизонтали, скошенной линии, делящей картину на треугольники.

2

Элементарное конструирование
Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и словесной
инструкции.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».