РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практическая деятельность» для обучающихся 4 класса (АООП НОО 2 вариант) Пояснительная записка Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, т.к. у многих нет тяжелых нарушений слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды. Одной из задач коррекционной работы по обогащению сенсорной сферы является: развитие ощущений и восприятий на основе предметной деятельности. Воспитание детей организуется как разнообразная практическая, в своем роде исследовательская деятельность с предметами. Программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» предназначена для обучающихся 4 класса, является первым этапом системы трудового обучения обучающихся. Основным механизмом включения обучающихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной. Целью уроков предметно – практической деятельности является: формирование у детей житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, нагляднодейственного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, элементарного конструирования. Уроки предметно – практической деятельности создают базу в виде общего и речевого развития обучающихся и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем закрепляются и вводятся в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу), развитию общетрудовых умений (ориентироваться в задании, планировать ход работы и контролировать ее выполнение). Описание места коррекционного курса в учебном плане Количество часов по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» в 4 классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год. Содержание коррекционного курса Программа состоит из следующих разделов: «Предметно-практические действия», «Конструирование», «Работа с мозаикой». Раздел «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Применяются различные дидактические игры на развитие сенсорных анализаторов, мелкой моторики, координации движений, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей. Учебная программа построена по концентрическому принципу. Содержание учебного материала в рамках определенного раздела уточняется, углубляется, усложняется, обобщается, усиливается практическая направленность по годам обучения.Учебную работу на уроках необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных жизненных ситуациях. Педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Ожидаемые результаты реализации программы ППД по результатам диагностики Приобретенные общетрудовые умения и навыки: - умение подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу, - умение ориентироваться в задании, планировать ход работы и контролировать ее выполнение. 1. Предметно – манипуляционные действия: - узнавание предметов и различение их: по цвету, по форме, по размеру; - действия с предметами (захват, удержание, вынимание, складывание, поднимание, перекладывание, встряхивание, вставление, нанизывание, бросание, вращение, открывание, нажимание, сжимание, наполнение, разглаживание); - использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте; использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко. 2. Элементарное конструирование: - складывание простейших фигур из счетных палочек (до 10-12 штук) по показу и по образцу; - складывание разрезных картинок из частей различных форм; - подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и величины различных комбинаций, учитывая форму, цвет и величину фигур. - постройки из детских наборов строительного материала по показу и одновременной словесной инструкцией с учителем. 3.Работа с мозаикой: - навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой. - умение выкладывать узоры по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики. Содержание программы 4 класс Предметно-манипулятивная деятельность Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук. Выполнение действий по показу и инструкции: открывание и закрывание коробок, банок, флаконов с завинчивающимися крышками; нанизывание более мелких предметов с отверстиями на тонкий шнур. Действия со шнуровками, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок. Наполнение емкостей (крупой, водой и т.д.), переливание (пересыпание) из одной емкости в другую. Цвет: синий. Выбор предметов заданных цветов (красный, синий) по образцу. Составление чередующегося ряда через 1 элемент по подражанию. Форма: куб. выбор геометрических форм (шар, куб) по образцу. Составление чередующегося ряда по подражанию. Величина: понятия «большой», «маленький», «одинаковые». Сравнение по величине однородных предметов. Понятия «толстый», «тонкий»: практическое знакомство. Стереогноз: различать на ощупь величину предметов (из двух, резко контрастных по величине). Различать на ощупь форму геометрических тел (шар, куб). Деятельность с разборными игрушками Повторение и закрепление умений, полученных в предыдущем классе. Собирание вкладных кубов (3-4 куба; разных по величине). Складывание четырехсоставной матрешки. Собирание пирамид различной величины из 5 колец. Собирание пирамид, имеющих разный диаметр верхней и нижней поверхности кольца. Конструирование Повторение и закрепление умений, полученных в 3 классе. Складывание фигур из 2-4 палочек путем наложения и по образцу. Складывание изображений из 2-4 плоских геометрических фигур палочек путем наложения и по образцу. Складывание разрезных картинок из 3-4 частей. Постройки из геометрических форм и деталей конструктора: башня из 2-3 кубов разного размера и 4-х кубов одинакового размера. Постройки из деталей двух различных форм: дом, стол, стул (совместно с педагогом и по образцу). Выбор деталей одной формы (цвета) из предложенных. Обыгрывание построек. Работа с мозаикой Закрепление умений, приобретенных в предыдущем классе. Выкладывание прямых рядов: из одноцветных деталей; из деталей двух цветов параллельными рядами; чередующийся ряд через 1 элемент. Выкладывание по показу, совместно с педагогом узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики: «Курочка и цыплята» (один белый элемент и два желтых, расположенных в ряд); «Цветочек» (два зеленых элемента и один красный, расположенных вертикально); «Елочка и грибочек» (три зеленых элемента, расположенных треугольником, один красный элемент внизу) и т.д. Дидактические игры Игры, направленные на развитие внимания, подражания и усвоения действий по образцу: «Ладушки», «Куда пошел мишка?», «Бабочка летит», «Возьми, положи, брось», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Прокати мяч», «Спрячь матрешку», «Веселый поезд», «Машины едут по дороге» и т.д. Игры, направленные на развитие ручной моторики: «Поймай шар», «Переложи игрушку», «Прокати шарики», «Покатай матрешек», «Закроем коробки», «Баночки с пуговицами»,. «Теневой театр», «Бусы для кухни» и т.д. Игры, направленные на сенсорное развитие: «Одинаковые игрушки», «Цветные фоны», «Разбор к фону», «Найди пару»,. «У кого такая картинка?», «Что звучит?», «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Что лишнее?», «Далеко и близко», «Разные дорожки», «Чудесный мешочек», «Что убрали?», «Разложи в ряд» и т.д. Игры с бросовыми материалами, бумагой и тканью: «Бумажные шарики», «Салют из конфетти», «Бумажные ленты», «Шумит и шелестит», «Что стучит?», «Яичная скорлупка», «Разноцветные тряпочки», «Следы на бумаге», «Что в баночке лежит?» и т.д. Игры с бытовыми предметами – орудиями: «Накроем кастрюли крышками», «Разложи посуду на подносе», «Мамин стол», «Пустые и полные кастрюли», «Чашки и ложки», «Соберем в корзинку фрукты», «Для чего предмет?» и т.д. Учебно – методический комплект 1. Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цико-то. — М., 1988. 2. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практич. пособие / А. Р. Маллер. — М.: АРКТИ, 2000. — 124 с. 3. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003. — 208 с. 4. Обучение учащихся 1—4 классов вспомогательной школы (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка) / под ред. В. Г. Петровой. — М., 1983. 5. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. — М.,1981. 6. Программы обучения детей с тяжелой формой умственной отсталости. Предметно-практическая деятельность. 1—4 годы обучения. — Минск, 1998. 7. Стребелева, Е. А Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М., 2001. 8. Учебные программы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 1—4 классы. — Минск: Нар.асвета, 2007. —53 с. 9. Шинкаренко, В. А Формирование готовности к трудовому обучению у детей с тяжелой формой умственной недостаточности. — Минск,2004. 10. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание. — М., 2003. 11. Янушко, Е. А Лепка с детьми раннего возраста. — М., 2005. Тематическое планирование Название раздела, темы урока 1 четверть (16 часов) Предметно-практические действия Количество часов Узнавание, нахождение знакомых предметов среди 2-3 незнакомых. 2 Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога. 2 Пересыпание материала. 2 Определение на ощупь формы, величины предмета, мягких и твёрдых тел. 1 Восприятие цвета, формы величины Действия с предметами разного цвета. 1 Действия с предметами разной формы. 1 Действия с предметами разной величины. 1 Практические действия Открывание и закрывание коробок с механической защёлкой. 1 Открывание и закрывание футляров с механической защёлкой. 1 Открывание и закрывание задвижек и щеколд на окнах, дверцах шкафа. 2 Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний. 2 2 четверть 16 часов) Переливание материала Переливание воды двумя руками с использованием инструмента (стаканчик). 1 Переливание воды двумя руками с использованием инструмента (ложка). 1 Работа с пластическими материалами Цвет и свойства пластилина. 1 Фомирование пластических материалов специальными формами, крышечками 2 от баночек, коробочками. Работа с пластилином. Лепка посуды из одного куска пластилина. 2 Работа с бумагой и фольгой Практическое знакомство с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и фольгой. 1 Складывание фигурок из бумаги. 1 Способы складывания бумажных салфеток. 1 Подвижная аппликация Составление предметных изображений, состоящих из пяти частей. 1 Умение раскладывать, выбирать по образцу предметных изображений. 1 Действия с предметами Использование стула для доставания предмета, находящегося высоко. 1 Сопоставление предметов. 1 Группировка однородных предметов по цвету. 1 Группировка однородных предметов по размеру. 1 3 четверть (20 часов) Встряхивание предмета, издающего звук. 1 Толкание предмета от себя. 1 Вращение предмета. 1 Сжимание предмета (задание с прищепками). 1 Выполнение простых подражательных движений. 2 Работа с мозаикой «Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» через один элемент. 2 Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики. 2 Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и трубой». 1 Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле». 1 Выкладывание из мозаики геометрических фигур. 1 Деятельность с разборными игрушками Собирание вкладных кубиков разных по величине. 2 Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек. 1 Складывание пирамиды из 8-10 колец. 1 Слуховое восприятие Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, бубен, ложки). 1 Музыкальные инструменты и их называние. 1 Характеристика звуков по громкости. 1 4 четверть (16 часов) Предметно-практические действия Выполнение сложных подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе». 1 Зрительное восприятие Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. 1 Развитие зрительного восприятия. Игра «Что изменилось», «Что убрали». 1 Нахождение различий у двух сходных сюжетных игрушек. 1 Пространственное восприятие Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных предметов. 1 Работа с рисунками «Нарисуй в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник и т.д.» 2 Пространственная ориентировка на поверхности парты. 1 Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии. 1 Ориентировка на листе бумаги. Игра «Делай, что я говорю». 1 Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений. 1 Расположении предметов на картине: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу и т.д.». 1 Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии, делящей картину на треугольники. 2 Элементарное конструирование Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и словесной инструкции. 2