Сенсорное развитие 4 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Школьный возраст детей, имеющих отклонения в умственном развитии –
важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его
социализации, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и
представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего
мира. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает
по срокам формирования и проходит неравномерно.
Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения
аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти
затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить
планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и
обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных
свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е.
ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились
исторически, - сенсорными эталонами.
Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность
анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять
результаты восприятия.
Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого
объекта, его свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное
представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации
психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
*Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного
воспитания у них полноценного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в
пространстве.
*Формирование пространственно – временных ориентировок.
*Развитие слухоголосовой координации.
*Совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности.
*Обогащение словарного запаса детей с глубокой умственной отсталостью
на основе использования соответствующей терминологии.
*Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной
координации.
*Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» разработан для обучающихся 4 класса.
Количество часов в 4 классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к
новизне и изменчивости окружающего.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
правила пользования письменными принадлежностями;
кинезиологические упражнения.
правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать н
несложные изображения;
распознавать основные эмоции;
выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
составлять предмет из частей.
Восприятие формы, цвета, размера
названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
названия основных размеров: длина, ширина, высота;
названия форм предметов;
цвет – свойство предмета.
выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков:
форма, величина, цвет;
различать и называть основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
сравнивать предметы по размерам;
сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон
колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.
Развитие пространственно-временного восприятия
название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа,
слева, вверху, внизу, далеко, близко;
отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за,
следом за, следующий за;
названия дней: вчера, сегодня, завтра;
названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
названия времен года: осень, зима, весна, лето.
определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа,
слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед,
над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине
(центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя,
нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;
определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположе-ние
относительно себя или другого предмета;
выделять части суток и определять порядок дней недели;
ориентироваться на поле бумаги;
определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.
Определение на ощупь величины хорошо знакомых предметов
Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
составлять предмет из 2—3 частей.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с
интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их
успешного обучения и воспитания.
Личностные, предметные результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность
замечать новое.
В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Регулятивные УД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
геометрические фигуры, эталоны цвета.
Коммуникативные УД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме

(на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Уметь обратиться к взрослому за помощью.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и сле
довать им.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений:
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание коррекционного курса
Зрительное восприятие
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся
предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и
ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание
взглядом за движущимся близко расположенным предметом
(по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за
движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный,
синий, желтый, зеленый, черный и др.)
Слуховое восприятие
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча,
талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником
звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука.
Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на
соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода
и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий,
шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на повер
хность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на
положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами
поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по
температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности
(мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха и вкуса
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя,
кофе и др.) Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький,

сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание
(различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый,
соленый).
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока

Кол-во часов

1 четверть (16 часов)
Диагностика детей для определения уровня развития
сенсорных процессов.
Развитие моторики и графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность
выполнения действий и движений по инструкции
педагога.
Формирование чувства равновесия.
Развитие согласованности действий и движений разных
частей тела.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая
гимнастика.
Играем с мелкими предметами.
Играем с предметами («Прикрепи прищепки»,
«Перебираем крупу»)
2 четверть (16 часов)
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на
прикосновения человека.
Адекватная реакция на соприкосновение с материалами,
различными по температуре, фактуре, вязкости.
Формирование ощущений от различных поз тела,
вербализация собственных ощущений.
Движения и позы верхних и нижних конечностей.
Выразительность движений. Имитация повадок зверей.
Развитие зрительного восприятия.
Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном напротив ребёнка, справа и слева от
него.
Прослеживание взглядом за движущимся близко
расположенном предметом.
3 четверть (20 часов)
Движение в заданном направлении в пространстве.
Ориентировка в помещении. Определение
расположения предметов в помещении.
Расположение предметов на листе бумаги.
Сутки. Части суток. Упражнения на графической
модели «Сутки».
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.
Восприятие формы, величины и цвета.
Группировка предметов и их изображений по форме.
Дидактическая игра «Подбери похожие».

2
2
2

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2

Работа с геометрическим конструктором.
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало».
4 четверть (16 часов)
Сравнение двух предметов по высоте и длине.
Сравнение двух предметов по ширине и толщине.
Дидактическая игра «Назови цвет предмета».
Различение и обозначение основных цветов.
Восприятие запаха и вкуса.
Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по
запаху.
Адекватная реакция на продукты, различные по
вкусовым качествам.
Диагностика детей для определения уровня развития
сенсорных процессов.
Итого:

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».