Умелые ручки 1-4 классы (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Программа внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
для обучающихся 1-4 классов
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка

Для разработки рабочей программы по

реализации занятий по

внеурочной деятельности «Умелые ручки» использовались следующие
нормативно-правовые документы:
1.

ФедеральныйзаконРФ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»N273-

ФЗ(вред.Федеральныхзаконовот07.05.2013N99-ФЗ, от 23.07.2013N203-ФЗ).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от
19.12.2014 года.
Данная программа
умственной

разработана

отсталостью

(2

для обучающихся

вариант).

Составлена

1- 4 классов с
с

учетом

их

психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым,
обеспечивая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования,
является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает
личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности
ребёнка,

его

происходящих

творческого
в

потенциала.

современном

Процесс

образовании,

глубоких

выдвигает

в

перемен,
качестве

приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления,
способствующего

формированию

разносторонне-развитой

отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
изменению отношения

личности,

Оно способствует

ребенка к процессу познания, развивает широту

интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами
федеральных образовательных стандартов».
Содержание

программы

является

продолжением

изучения

меж

предметных областей: изобразительного искусства, технологии, математики,
в освоении различных видов и техник искусства.
Программа знакомит со следующими направлениями декоративно –
прикладного

искусства:

обрывная

аппликация,

пластилинография,

бумагопластика, оригами (модульное оригами) которые не разработаны для
более глубокого изучения в предметных областях.

Большое внимание

уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей

формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в
содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и
практическое

выполнение

задания.

Теоретические

сведения

—

это

объяснение нового материала, информация познавательного характера о
видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых
материалах. Практические работы включают изготовление, разметку,
изготовление и оформление поделок.
1.1.

Цель и задачи программы

Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего
интерес к техническому и художественному творчеству. Научить ребенка
элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к
творчеству и самостоятельности, формируя у него качества творчески
думающей, активно действующей и легко адаптирующейся в новых
социально-экономических условиях личности.
Задачи:
Образовательные:
- обучить детей владению инструментами и приспособлениями;
- формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению
выполненной работы;
- обучать художественному моделированию из бумаги;
- обучить приемам конструирования поделок из природного материала.
- освоение навыков организации и планирования работы;
- знакомство с основами знаний в области композиции,
формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать внимание, память, воображение, усидчивость;
- расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно –
практический опыт учащихся.
Воспитательные:

- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества, эстетического отношения к действительности;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, адекватную
самооценку, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при
выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам;
- формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.
- привитие основы культуры труда.
Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество часов: из расчёта 1 час в неделю: 1 класс- 33часа, 24 класс-34 часа.
Принципы, лежащие в основе программы:
- воспитывающий характер труда;
-научности

(обоснованность,

наличие

методологической

базы

и

теоретической основы);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
- наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией
всех вышеперечисленных принципов).
Формы

организации

учебной

деятельности:

индивидуальная,

групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.
Основной вид занятий– практический.
Используются

следующие

методы

обучения:

объяснительно-

иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый или эвристический.
Педагогические приёмы:
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
-

сотрудничества,

позволяющие

педагогу

и

воспитаннику

быть

партнёрами в увлекательном процессе образования;
- свободного выбора.
1.2. Оценка эффективности программы, прогнозируемый результат
Оценка эффективности программы проводится на основании анализа
самостоятельной работы учащихся по следующим критериям:
- правильность выбора материала для конкретного изделия;
- соответствие способов соединения выбранных материалов;
- способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от
имеющихся возможностей;
- соответствие конечного результата творчества поставленной задаче и
замыслу.
Дети могут применять полученные знания и практический опыт в
повседневной жизни при оформлении интерьера в доме и т.д.
Прогнозируемый результат
Результаты деятельности детей находят практический выход в
следующем:
- дети забирают поделки домой;
- дети демонстрируют поделки на выставках ДПИ, принимают участие
очных и дистанционных конкурсах;
- работы учащихся используются для оформления кабинета ИЗО,
школьных праздников, интерьеров школы и интерната.
1.3. Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:

 интерес к новым видам декоративно - прикладного творчества, к новым
способам самовыражения;
 познавательный интерес к новым технологиям и материалам;
 адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной
жизни;
 выраженной познавательной мотивации;
 устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
 допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться, приходить к общему решению;
 соблюдать корректность в высказываниях;
 задавать вопросы по существу;

 контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 владеть монологической и диалогической формой речи;
 осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

партнёрам

в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 высказываться в устной и письменной форме;
 анализировать объекты, выделять главное;
 осуществлять синтез (целое из частей);
 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
 использованию

методов

и

приёмов

художественно-творческой

деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся
получат возможность:
 развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности;
 расширять знания и представления о традиционных и современных
материалах для декоративно - прикладного творчества;
 познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки
различных материалов;
 использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и
сочетаниях;
 познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов
или с новыми функциями уже известных инструментов;
 совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

 оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы,
своего жилища;
 достичь оптимального для каждого уровня развития;
 сформировать навыки работы с информацией.
2. Условия реализации программы
2.1. Методическое обеспечение
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет);
2) организация рабочего места;
3) повторение пройденного материала;
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
- инструктажи: вводный – проводится перед началом практической
работы,

текущий

–

во

время

выполнения

практической

работы,

заключительный;
- практическая работа;
- физкультминутки;
- подведение итогов, анализ, оценка работ;
- приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом
занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более
свободным

в

выборе

средств

обучения,

импровизируя

по

своему

усмотрению.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится
на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ
конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться
базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
В

процессе

реализации

формыпроведениязанятий:

программы

учебное

используются

занятие,

практическое

различные
занятие;

индивидуальная и коллективная деятельность; игры, экскурсия и выставки
творческих работ.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
-коллективные (учит детей совместно планировать свою деятельность,
добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат),
-групповые (используется для работы с детьми, которые в достаточной мере
не овладели определенным навыком, или имеют особые образовательные
потребности),
- индивидуальные.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу
материала с демонстрацией образцов работ,

а

также

практическую

деятельность, являющуюся основной.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.),
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом
работа по образцу);
- практический (выполнение работ по схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Формы подведения итогов реализации: проведение выставок работ
учащихся, участие в различных конкурсах.
Техническое оснащение
Инструменты: линейка, карандаши, ластики, кисти, ножницы, стека,
инструменты для квиллинга.
Материалы: бумага белая и цветная, гофрированная бумага и картон,
металлизированная бумага, бумага для квиллинга, картон, пуговицы, вата,

пластилин, глина, солома, клей ПВА, клей «Момент», цветные нитки,
салфетки для поделок в технике «декупаж», влажные и сухие салфетки,
подкладные листы. Лак бесцветный, краска-аэрозоль (бронза, серебро,
золото). Краски акварельные, гуашь обычная и перламутровая.
Подручные материалы: пластиковые бутылки различной конфигурации
и размеров, одноразовые ложки, вилки, трубочки, газеты,

упаковочные

материалы и т.д.
Природные материалы: шишки сосны и ели, семена растений,
сухоцветы, луковая шелуха.
Оборудование: рабочие

столы,

стулья,

компьютер,

презентации, карточки и плакаты по темам занятий.
2.2. Механизм контроля и оценки получаемых результатов
В процессе обучения осуществляется контроль

уровня знаний и

умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает
возможности

учащегося.

Уровень усвоения

программного

материала

определяется по результатам выполнения практических работ.
Формы и виды контроля:
- выставки, презентации;
- коллективные проекты;
- работа в парах, малых группах;
- индивидуальные работы;
- участие работ в конкурсах.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию.
Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за
короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и
творческий рост от работы к работе. Критерии, по которым оценивается
работа учащихся на различных сроках обучения:
- аккуратность;
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;

- наличие творческого элемента.
3. Содержание программы
Тематическое планирование «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1 класс (2 вариант)
№
п/н

Тема урока

Лепка из соленого теста «Буква А»
Поделка из природного материала «Подсолнух»
Поделка из шишки «Ежик»
Аппликация «Открытка любимому учителю»
Аппликация из сухих листьев «Осеннее дерево»
Оригами «Щенок»
Аппликация «Птицы в лесу»
Аппликация «Флаг»
Поделка из пластилина «Кисть рябины»
Аппликация «Открытка любимой маме»
Лепка из соленого теста «Сосулька»
Лепка из соленого теста «Снежный ком»
Конструирование из полосок бумаги «Гирлянда»
Аппликация из «ладошек» «Елочка» (коллективная
работа)
17 Аппликация из салфеток «Снегири»
18 Аппликация «Зимнее дерево»
19 Аппликация «Кораблик»
20-21 Аппликация «Подарок для папы на 23 февраля»
22 Пластилинография «Цветик - семицветик»
23 Аппликация «Подарок для мамы»
24 Лепка из соленого теста «Бусы для мамы»
25 Объемная аппликация «Облако с дождиком»
26 Конструирование из бумаги «Ласточка»
27 Объемная аппликация «Первоцветы»
28 Объемная аппликация «Космос»
29 Поделка из яичной скорлупы «Пасхальное чудо»
30-31 Объемная аппликация «Букет для ветеранов»
32 Пластилинография «Салют Победы»
33 Плетение из полосок бумаги «Закладки для книг»
1
2
3
4-5
6
7
8
9
10
11-12
13
14
15
16

Колво
часов
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1

Тематическое планирование «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 2 класс (2 вариант)
№
п/н

Тема урока

Колво

часов
1
2
3
4-5
6
7
8
9
10
11-12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22-23
24
25-26
27
28
29
30-31
32
33-34

Лепка из соленого теста «Первая буква имени»
Лепка из соленого теста «Гриб»
Поделка из природного материала «Ежик»
Аппликация из бумаги «Открытка бабушке и деду»
Аппликация «Открытка учителям»
Оригами «Пароход»
Объемная аппликация из ниток «Павлин»
Пластилинография «Флаг»
Обрывная аппликация «Снеговик»
Лепка из соленого теста «Подарок маме»
Оригами «Снегирь»
Аппликация из «ладошек» «Елочка» (коллективная
работа)
Аппликация «Зимний лес»
Объёмная аппликация «Новогодний сюрприз»
Аппликация из пуговок (по замыслу детей)
Конструирование из бумаги «Репка»
Конструирование из бросового материала «Танк»
Объемная аппликация «23 февраля»
Аппликация «Подарок для мамы»
Лепка из соленого теста «Бусы для мамы»
Объемная аппликация «Сказочные цветы»
Пластилинография «Весенняя капель»
Поделка из диска «Космический корабль»
Поделка из яичной скорлупы «Светлая Пасха»
Аппликация «Танк»
Бумагопластика «Открытка 9 мая»
Пластилинография «Весеннее солнце»
Плетение из лент «Браслет»

1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
2

Тематическое планирование «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 3 класс (2 вариант)
№
п/н
1
2-3
4
5-6
7

Тема урока
Лепка из соленого теста «Любимая буква»
Пластилинография «Дерево»
Аппликация «Маленький воробей»
Изготовление открытки ко Дню учителя
Картина из салфеток «Золотая осень»

Колво
часов
1
2
1
2
1

Плетение из бумаги «Рыбка»
Пластилинография «Блюдце»
Аппликация «Открытка маме»
Оригами «Самолет»
Аппликация из нитей «Снегирь»
Коллективная работа «Символ года»
Объёмная аппликация из полосок бумаги «Елка»
Аппликация из пуговиц «Снежинка»
Обрывная аппликация «В мире животных»
Поделка из природного материала (по замыслу
детей)
20-21 Лепка из соленого теста «Подкова на счастье»
22 Модульное оригами «Рыбка»
23 Объемная аппликация «Ура! Пришла весна!»
24-25 Подарок маме «Открытка на 8 марта»
26 Торцевание «Цветик-семицветик»
27 Аппликация из салфеток «Первоцветы»
28 Оригами «Ракета»
29 Аппликация «Светлая Пасха»
30 Аппликация «Открытка к Дню Победы»
31 Модульное оригами «»
32-33 Оригами. Коллективная работа «Аквариум»
34 Коллективная работа «Лето» (разные техники)
8
9
10
11
12-13
14-15
16
17
18
19

1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1

Тематическое планирование «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 4 класс (2 вариант)
№
п/н
1
2
3
4
5-6
7
8
9-10
11-12
13
14
15-16
9-10
11-12

КолТема урока
во
часов
Плоскостное моделирование «Осень»
1
Плоскостное моделирование «Весёлые змейки»
1
Плетение из бумаги «Яблоко»
1
Поделка из природного материала «Дружная
1
семейка ежей»
Изготовление стенгазеты ко Дню учителя
2
Игрушка из ниток «Клубок»
1
Плетение из бумаги «Цветок»
1
Аппликация из ниток по спирали «Кошка»
2
Декоративная книжка-календарь
2
Аппликация (пазл) «Любимый герой»
1
Аппликация «Снежинка»
1
Изготовление стенгазеты «С новым годом!»
2
Аппликация из ниток по спирали «Кошка»
2
Декоративная книжка-календарь
2

17
18-19
20
21
22-23
24-25
26
27
28
29-30
31
32-33
34

Плоскостное моделирование «Рождественские
носочки»
Изготовление стенгазеты «23 февраля»
Аппликация «Открытка дедушке и папе»
Аппликация из ладошек «Птичка»
Карандашница из бросового материала
Изготовление стенгазеты к 8 марта
Аппликация из геометрических фигур «Букет для
мамы»
Оригами. Закладка «Самолет»
Объемная аппликация в технике оригами
«Гвоздики»
Изготовление стенгазеты «Великий день Победы!»
Аппликация из нитей «Солнышко»
Аппликация «Открытка на последний звонок»
Коллективная работа «Здравствуй, лето!»

1
2
1
1
2
2
1
1
1
2
1
2
1

Информационные ресурсы
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития,
2006.
6. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
7. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».