Путешествие по стране этикета 3 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Программа внеурочной деятельности
«Путешествие по стране этикета»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он
призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и
на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное
включение в творческий процесс учащихся и их родителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к
окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и
учащихся.
Курс «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой
частью целостного образовательного процесса гимназии, так как соответствует её
стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества
образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цель настоящей программы: освоение обучающимися норм нравственного
отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:

развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать
взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к
окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить
строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что
каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет обучающимся познакомиться с основными
знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Места внеурочной деятельности в учебном плане
Внеурочная деятельность «Путешествие по стране этикета» направлена на
нравственное направление, рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1. Этика общения.
1. Этикет.
2. Этические нормы отношений с окружающими.
3. Этика отношений в коллективе.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация
теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы
на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые

должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационноролевых игр по заданиям игровых карточек.









Формы и виды деятельности
игровая;
познавательная;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники.

Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В
результате
прохождения
программы
внеурочной
деятельности
предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – обучающиеся должны знать о моральных
нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений,
представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать
позитивное отношение обучающихся к занятиям этической грамматикой и к
этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания
и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть
дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает
практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
2. Обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами.
Третий уровень результатов получение обучающимися опыта
самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
 сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями
различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
 на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о
ценностях;
 на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в
нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты
следующие воспитательные результаты:
 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения;
 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей;
 уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к
младшим;
 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное
отношение к ним.
Формы учета оценки планируемых результатов
1.Опрос
2.Наблюдение
3.Диагностика:
 нравственной самооценки;
 этики поведения;
 отношения к жизненным ценностям;
 нравственной мотивации.
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И.
Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и

реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по
направлению «Общекультурное».
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Содержание программы «Путешествие по стране Этикета»
Раздел 1. Этика общения (8 часов)
Тема 1. Здравствуйте все!
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного
отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так,
что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея
Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными,
благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть
– доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью,
лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о
добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе,
всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем.
Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные
правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его
настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием
другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет,
где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый
имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок:
выдумку, песенку, рассказ.
Раздел 2. Этикет (6 часов)
Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях.
Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Тема 11. Школьные правила этикета.
Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в
столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Тема 12. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в
магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Тема 13. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора,
чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Тема 14. Встречаем Новый год.
Классный «Огонек» с праздничным столом.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 15. Душа – это наше творение.
Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими
хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь,
когда …», «Я радуюсь, когда …»
Тема 16. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться
одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца –
двери добра и доверия.
Тема 17. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых
героев песен. Выставка рисунков.
Тема 18. Вглядись в себя, сравни с другими.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое
мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален.
Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 19. Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем
проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно,
что не любит и т.д.
Тема 20. О настоящем и поддельном.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства,
поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия,
которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Тема 21. Тепло родного дома.
Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы?
Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 22. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая
ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Тема 23. Когда солнце тебе улыбается.
Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Этика отношений в коллективе (11 часов)
Тема 24. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой
путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 25. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в
коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к
другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить
твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 26. Подарок коллективу.
Занятие проводится по традиционной методике.
Тема 27-28. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек.
При обсуждении заполняется общий «свиток».
Тема 29. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему.
Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Тема 30. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше
понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим,
помогли стать умней и добрей.
Тема 31. Урок - сюрприз. Игра.
Тема 32. Познавательная беседа. Игра.

Тема 33. Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра.
Тема 34. Школе посвящается.
Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
Список литературы
Для учителя:
1.
Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоциональнокоммуникативная игра”.
2.
Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими
школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
3.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД»,
1998.
4.
Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном
образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
6.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе
обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
7.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды,
2006.
8.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научнопракт. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
9.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для
учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
10.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург,
Средне - Уральское издательство, 1996.
11.Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
12.
Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.:
“Лист”, 1999.
13.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
14.
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. 88с.
15.
Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
Для обучающихся:
1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
2. Барто А.Л. В театре.
3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.:
Укитувчи. 1989.

4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст.
Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
5. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург,
Средне-Уральское издательство, 1996.
6. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
7. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст.
Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
9. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред.
шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская
энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”,
“АСТ”, 2000.
10.Осеева В.А. Волшебное слово.
11.Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
12.Русская народная сказка. Лиса и Журавль
13.Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах,
рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
14.Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ.,
2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного
поведения). Москва. 1991.
15.Толстой Л.Н. Волк и собака.
16.Чуковский К. И. Федорино горе.
17.Чуковский К.И. Мойдодыр.
18.Чуковский К.И. Телефон.
19.Чуковский К.И. Краденое солнце.
20.Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
21.Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
22.Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
23.Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Этика общения
Здравствуйте все!
Будем беречь друг друга.
Дружим с добрыми словами.
Любим добрые поступки.

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Подари дело и слово доброе.
Умеем общаться.
Каждый интересен.
Подарок коллективу.
Премудрости дедушки Этикета
Этикет
За столом с дедушкой Этикетом.
Школьные правила этикета.
Когда рядом много людей.
Как решать семейные проблемы.
Встречаем Новый год.
Этические нормы отношений с окружающими
Душа – это наше творение.
Отворите волшебные двери добра и доверия.
Хорошие песни к добру ведут.
Вглядись в себя, сравни с другими.
Помоги понять себя.
О настоящем и поддельном.
Тепло родного дома.
Цветы, цветы – в них Родины душа.
Когда солнце тебе улыбается.
Этика отношений в коллективе
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня.
Подарок коллективу.
Секретные советы девочкам и мальчикам.
Скажи себе сам.
Вот и стали добрей и умней.
Урок - сюрприз. Игра.
Познавательная беседа. Игра.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра.
Праздник.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».