Путешествие по стране этикета 4 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Программа внеурочной деятельности
«Путешествие по стране этикета»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он
призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и
на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное
включение в творческий процесс учащихся и их родителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к
окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и
учащихся.
Курс «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой
частью целостного образовательного процесса гимназии, так как соответствует её
стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества
образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цель настоящей программы: освоение обучающимися норм нравственного
отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:

развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать
взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к
окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить
строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что
каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет обучающимся познакомиться с основными
знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1. Этика общения.
1. Этикет.
2. Этические нормы отношений с окружающими.
3. Этика отношений в коллективе.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация
теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы
на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые
должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационноролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности









игровая;
познавательная;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности

В
результате
прохождения
программы
внеурочной
деятельности
предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – обучающиеся должны знать о моральных
нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений,
представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать
позитивное отношение обучающихся к занятиям этической грамматикой и к
этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания
и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть
дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает
практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
2. Обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами.
Третий уровень результатов получение обучающимися опыта
самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
 сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями
различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:

 на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о
ценностях;
 на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в
нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты
следующие воспитательные результаты:
 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения;
 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей;
 уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к
младшим;
 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное
отношение к ним.
Формы учета оценки планируемых результатов
1.Опрос
2.Наблюдение
3.Диагностика:
 нравственной самооценки;
 этики поведения;
 отношения к жизненным ценностям;
 нравственной мотивации.
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И.
Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и
реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по
направлению «Общекультурное».
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Содержание программы «Путешествие по стране Этикета»
Раздел 1. Этика общения (8 часов)
Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.
Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются
качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека,
его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные
формы поведения, поступки характеризуют человека как личность.
Тема 2. Умение быть самим собой.
Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо
бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.
Тема 3. Что достойно гражданина.
Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская
активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действии во
имя блага или радости других – шаг гражданина.
Тема 4-5. Даже будни может труд сделать праздничными днями.
Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно
говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая
работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже
труд.
Тема 6. Праздник школьного вальса.
Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его
устроителем!» роль вальса в школьной жизни.
Тема 7 - 8. Приглашение к зеркалу.
Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду
доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 9. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин
Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались
постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры
взаимоотношений людей.
Тема 10 – 11. Твой стиль поведения.
Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю
поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы
отношений в коллективе.
Тема 12. Мальчики. Девочки.
Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для
девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают
свои советы.
Тема 13. Поиграем и подумаем.

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение
в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность.
Ролевые игры.
Тема 14. Когда какое слово молвить.
Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет
ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как
оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.
Тема 15. За общим столом.
Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя
за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.
Тема 16. Доброта и доброжелательность.
Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность
по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 17. «Поспешай делать добро» (народная мудрость)
Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра.
Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте,
творите Добро!»
Тема 18. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)
Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить.
Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу,
несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества.
Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.
Тема 19. Родительский дом.
Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости,
несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из
которых сливается море человеческого долга.
Тема 20. Любите ваших матерей.
Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали,
душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы
знаете своих мам».
Тема 21. «Поздравляем наших мам».
«Огонек», посвященный мамам.
Тема 22. О тех, кто сердце отдал людям.
Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая,
действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о
воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.
Тема 23-24. Умей быть щедрым.
Установить разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота
о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.

Тема 25. Праздник благодарности.
Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.
Тема 26. Добрыми делами славен человек.
Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и
откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться
дальше.
Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема 27. Расскажи мне обо мне.
Проведение по сложившейся традиции
Тема 28. Присмотритесь друг к другу.
На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где
один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.
Тема 29. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения
детей, подведение итогов навыков этического поведения.
Тема 30. Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность
интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
Тема 31. О дружбе мальчиков и девочек.
Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с
таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие
или несогласие с пунктами таблицы.
Тема 32. Не хуже других.
Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми
ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень
опасный принцип.
Тема 33. «Скажи себе сам».
Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого
– собственная оценка себя. Ролевые игры.
Тема 34. Храни достоинство свое повсюду, человек!
Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в
поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет
недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения
своего достоинства.
Список литературы
1. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред.-Урал.
Кн. изд-во, 1996
2. Бушелев, Б.В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1980
3. Большая книга правил поведения для воспитанных детей/Г.П. Шалаева. – М.:
Эксмо, 2006

4. Куклачёв, Ю. Школа доброты. В 4-х книгах. – М.: Мнемозина, 2004
5. Купина, Н.А. Азбука поведения: речевой этикет в стихах, рассказах и
картинках. – Свердловск, 1991
6. Пахомова, О.Н. Добрые сказки: этика для малышей. – М.: Прометей, 2004
7. Азбука хорошего тона/А.Л. Подгайская. – Минск: Высш. шк., 1994
8. Шипицына, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб.:
детство-пресс, 2003
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Этика общения
Оглянись внимательно вокруг
Умение быть самим собой
Что достойно гражданина
Даже будни может труд сделать праздничными днями
Праздник школьного вальса
Приглашение к зеркалу
Этикет
«Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин
Твой стиль поведения
Мальчики. Девочки
Поиграем и подумаем
Когда какое слово молвить
За общим столом
Доброта и доброжелательность
«Поспешай делать добро» (народная мудрость)
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)
Родительский дом
Любите ваших матерей
«Поздравляем наших мам».
О тех, кто сердце отдал людям
Умей быть щедрым
Праздник благодарности
Добрыми делами славен человек
Этика отношений в коллективе
Расскажи мне обо мне
Присмотритесь друг к другу
Подарок коллективу
Я, ты, мы
О дружбе мальчиков и девочек
Не хуже других
«Скажи себе сам»
Храни достоинство свое повсюду, человек!
Итого:

Количество часов
8 часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
18 часов
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
8 часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».