Адаптивная физическая культура 1-4 классов (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Адаптивная физическая культура»
для обучающихся 1-4 классов
(АООП НОО 2 вариант)
.

Пояснительная записка
В основу обучения положена система простейших физических
упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и
моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых
двигательных умений и навыков у обучающегося с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. Необходимо отметить, что обучающихся этой
категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном
развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной
физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность
мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную
медлительность образования у них двигательных навыков.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение использованию полученных
навыков в повседневной жизни.
Основные задачи:
 формирование и совершенствование основных и прикладных
двигательных навыков;
 формирование туристических навыков, умений ходить на лыжах,
играть в спортивные игры;
 укрепление и сохранение здоровья обучающихся;
 профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Основные
педагогические
требования,
соответствующие
формированию личности обучающегося с выраженным недоразвитием
интеллекта на уроке адаптивной физической культуры:
- учет индивидуальных особенностей (морфофункциональное развитие,
состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние
двигательных функций и координационных способностей, уровень
физической подготовленности, способность к обучению движениям,
отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения
двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция
психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки,
сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное
оборудование и пр.);
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи,
обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и
функциональным состоянием.

Место предмета в учебном плане
Предмет «Адаптивная физкультура» входит в обязательную часть учебного
плана образовательной области «Физическая культура». Количество
учебного времени: 2 часа в неделю с 1-4 класс. За учебный год -1 класс – 66
часов; 2, 3,4 классы – 68 часов.
Содержание учебного предмета
Программа включает 5 разделов: «Коррекционные подвижные игры»,
«Велосипедная
подготовка»,
«Лыжная
подготовка»,
«Физическая
подготовка», «Туризм».
Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы
спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными
задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе
игры и соблюдать правила игры.
Раздел «Велосипедная подготовка» включает обучение езде на
трехколесном и на двухколесном велосипеде.
Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает формирование навыка
ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование.
Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения,
общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Программный материал раздела «Туризм» предусматривает овладение
различными туристическими навыками.
В соответствии с требованиями Стандарта к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала
являются следующие критерии:
Ребенок:
Проявляет интерес
 к видам физкультурно-спортивной деятельности:
 подвижным играм,
 выполнению основных видов движений.
Умеет:
 выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки,
лазание, ползание, упражнения в равновесии);
 играть в подвижные и коррекционные игры.
Различает состояния:
 бодрость-усталость,
 напряжение-расслабление,
 больно-приятно и т.п.
Управляет произвольными движениями:
 статическими,
 динамическими.
Проявляет двигательные способности:
 общую выносливость,

 быстроту,
 гибкость,
 координационные

способности,
 силовые способности.
Личностные результаты освоения программы включают:
- основы персональной идентичности, осознание своей
принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и
совместной деятельности;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации;
- освоение доступной социальной роли (обучающегося);
- развитие мотивов учебной деятельности и первичное формирование
личностного смысла обучения;
- развитие первичной самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные
результаты
Восприятие
собственного тела,
осознание своих
физических
возможностей и
ограничений

Соотнесение
самочувствия с
настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью и
независимостью
Освоение доступных
видов физкультурноспортивной
деятельности:
подвижные игры

1, 2 класс

3,4 класс

*Освоение доступных способов контроля
над функциями собственного тела: сидеть,
стоять,
передвигаться с помощью
учителя.
*Освоение двигательных навыков,
последовательности движений с помощью
учителя, развитие
координации.

*Умение определять свое самочувствие в
связи с физической нагрузкой: усталость,
болевые ощущения, др. с помощью
учителя.

*Освоение доступных способов контроля над
функциями собственного тела: сидеть, стоять,
передвигаться с помощью учителя.
*Освоение двигательных навыков,
последовательности движений с помощью
учителя, развитие координации
*Совершенствование физических качеств:
ловкости, силы, быстроты, выносливости
с помощью учителя.
*Умение радоваться успехам:
выше прыгнул, быстрее пробежал и др. с
помощью учителя.
*Умение определять свое самочувствие в связи
с физической нагрузкой: усталость, болевые
ощущения, др. с помощью
учителя.

*Интерес к определенным видам
физкультурно-спортивной деятельности:
подвижные игры,
физическая подготовка с помощью учителя
*Умение кататься на санках, играть в
подвижные игры и др.
с помощью учителя

*Интерес к определенным видам физкультурноспортивной деятельности: ходьба на лыжах,
подвижные игры, физическая
подготовка с помощью учителя.
*Умение кататься на санках, играть в
подвижные игры и др.
с помощью учителя

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 Аксенова, О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная
школа / О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев ; под общ. ред. С. П. Евсеева ;
СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. — СПб., 2003.
 Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина,
А. Зарин, Н. Д. Соколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : КАРО,
2007.
 Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программ.-метод, материалы] /
[И.М. Бгажнокова, М. Б. Ульянцева, С. В. Комарова и др.] ; под ред.
И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
 Горская, И. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта : учеб, пособие / И. Ю. Горская. — Омск : Сиб. ГАФК,
1999.
 Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании :
учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / А. А.
Дмитриев. — М.: Академия, 2002.
 Евсеев, С. 17. Примерная программа по адаптивной физической культуре для лиц, пребывающих в стационарных учреждениях социальной
защиты населения (Раздел 1. Примерная программа по адаптивной физической культуре для детей в возрасте от 4 до 18 лет лиц,
пребывающих в стационарных учреждениях социальной защиты
населения) / С. П. Евсеев, А. И. Малышев. — СПб.: СПбНИИФК, 2007.
 Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигорева. — М.: Академия, 2006.
 Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой. — М. : Советский спорт, 2002.
 Мозговой, В. М. Создание здоровьесберегающего образовательного
пространства в системе физического воспитания школьников с нарушением интеллекта / В. М. Мозговой // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды : сб.
ст. междунар. науч. -практ. конф. Т. II. — М.: ГОУ ВПО МГЛУ, 2008.
— С. 81-85.
Оборудование
 Гимнастическая скамейка
 Гимнастическая стенка
 Гимнастические маты
 Дорожка-змейка из каната
 Кегли и шары пластмассовые, конусы, скакалки
 Индивидуальные коврики

 Стоики для прыжков в высоту
 Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных
мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических
комплексов для гимнастики
 Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и
тяжелые, в том числе набивные).
Тематическое планирование 1 класс
Название раздела, темы урока
Физическая подготовка
Правила поведения в спортивном зале
Дыхательные упражнения
Основные положения в движении
Упражнения для формирования правильной осанки
Ритмические упражнения
Построение и перестроение в колонну по одному
Построение в одну шеренгу
Перестроение из шеренги в круг
Ходьба, бег в колонне по одному
Ходьба на носках
Ходьба с различным положением рук
Ходьба по кругу, взявшись за руки
Быстрый и медленный бег
Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движением рук)
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, назад, вправо, влево
Прыжки в длину с места
Ползание на животе, на четвереньках
Ползание под препятствия на животе, на четвереньках
Лазание по гимнастической стенке вверх, по наклонной, через препятствия
Передача предметов в шеренге
Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх
Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками
Сбивание предметов большим, малым мячом
Велосипедная подготовка
Узнавание составных частей трехколесного велосипеда
Последовательность действий при посадке на трехколесный велосипед
Управление трехколесным велосипедом
Езда на велосипеде по прямой и с поворотом
Лыжная подготовка
Узнавание лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки)
Транспортировка лыжного инвентаря
Последовательность действий при креплении ботинок к лыжам
Выполнение ступающего шага
Выполнение поворотов, стоя на лыжах
Выполнение скользящего шага
Выполнение попеременного двушажного хода
Выполнение бесшажного хода
Преодоление подъемов ступающим шагом

Кол-во
часов
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок
Туризм
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря
Последовательность действий при складывании вещей в рюкзак
Последовательность действий при складывании спального мешка
Элементы спортивных игр и упражнений
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча
Ловля баскетбольного мяча без откоса от пола, с откосом от пола
Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой
Ведение баскетбольного мяча по прямой. Броски мяча в кольцо двумя руками
Волейбол. Узнавание волейбольного мяча
Прием волейбольного мяча (сверху, снизу)
Футбол. Узнавание футбольного мяча
Выполнение удара в ворота с места
Приём мяча стоя в воротах
Бадминтон. Узнавание (различие) инвентаря для бадминтона
Удар по волану: нижняя, верхняя подача
Отбивание волана снизу, сверху
Игра в паре
Подвижные игры
Подвижная игра «Строим дом»
Подвижная игра «Кошки-мышки»
Игра-эстафета «Полоса препятствий»
Подвижная игра «Пятнашки»
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Игра-эстафета «Собери пирамидку»
Подвижная игра «Бросай-ка»
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
66

Тематическое планирование 2 класс
Название раздела, темы урока
Физическая подготовка
Правила поведения в спортивном зале
Дыхательные упражнения
Основные положения в движении
Упражнения для формирования правильной осанки
Ритмические упражнения
Построение и перестроение в колонну по одному
Построение в одну шеренгу
Перестроение из шеренги в круг
Ходьба, бег в колонне по одному
Ходьба на носках
Ходьба с различным положением рук
Ходьба по кругу, взявшись за руки
Быстрый и медленный бег
Прыжки на двух ногах
Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движением рук)
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, назад, вправо, влево
Прыжки в длину с места
Ползание на животе, на четвереньках

Кол-во
часов
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1

Ползание под препятствия на животе, на четвереньках
Лазание по гимнастической стенке вверх, по наклонной, через препятствия
Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх
Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками
Сбивание предметов большим, малым мячом
Велосипедная подготовка
Узнавание составных частей трехколесного велосипеда
Последовательность действий при посадке на трехколесный велосипед
Управление трехколесным велосипедом
Езда на велосипеде по прямой и с поворотом
Лыжная подготовка
Узнавание лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки)
Транспортировка лыжного инвентаря
Последовательность действий при креплении ботинок к лыжам
Чистка лыж от снега
Состояние на параллельно лежащих лыжах
Выполнение ступающего шага
Выполнение поворотов, стоя на лыжах
Выполнение скользящего шага
Выполнение попеременного двушажного хода
Выполнение бесшажного хода
Преодоление подъемов ступающим шагом
Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок
Туризм
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря
Последовательность действий при складывании вещей в рюкзак
Последовательность действий при складывании спального мешка
Соблюдение правил поведения в походе
Элементы спортивных игр и упражнений
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча
Ловля баскетбольного мяча без откоса от пола, с откосом от пола
Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой
Ведение баскетбольного мяча по прямой. Броски мяча в кольцо двумя руками
Волейбол. Узнавание волейбольного мяча
Прием волейбольного мяча (сверху, снизу)
Футбол. Узнавание футбольного мяча
Выполнение удара в ворота с места
Приём мяча стоя в воротах
Бадминтон. Узнавание (различие) инвентаря для бадминтона
Удар по волану: нижняя, верхняя подача
Отбивание волана снизу, сверху
Игра в паре
Подвижные игры
Подвижная игра «Строим дом»
Подвижная игра «Болото»
Игра-эстафета «Полоса препятствий»
Подвижная игра «Пятнашки»
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Игра-эстафета «Собери пирамидку»
Подвижная игра «Бросай-ка»
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

Тематическое планирование 3 класс
Название раздела, темы урока
Физическая подготовка
Правила поведения в спортивном зале
Дыхательные упражнения
Основные положения в движении
Упражнения для формирования правильной осанки
Ритмические упражнения
Построение и перестроение в колонну по одному
Построение в одну шеренгу
Перестроение из шеренги в круг
Ходьба, бег в колонне по одному
Ходьба на носках
Ходьба с различным положением рук
Ходьба по кругу, взявшись за руки
Быстрый и медленный бег
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, назад, вправо, влево
Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед
Прыжки в длину с места
Ползание на животе, на четвереньках
Ползание под препятствия на животе, на четвереньках
Лазание по гимнастической стенке вверх, по наклонной, через препятствия
Передача предметов в шеренге
Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх
Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками
Сбивание предметов большим, малым мячом
Велосипедная подготовка
Узнавание составных частей трехколесного велосипеда
Последовательность действий при посадке на трехколесный велосипед
Управление трехколесным велосипедом
Езда на велосипеде по прямой и с поворотом
Лыжная подготовка
Узнавание лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки)
Транспортировка лыжного инвентаря
Последовательность действий при креплении ботинок к лыжам
Чистка лыж от снега
Состояние на параллельно лежащих лыжах
Выполнение ступающего шага
Выполнение поворотов, стоя на лыжах
Выполнение скользящего шага
Выполнение попеременного двушажного хода
Выполнение бесшажного хода
Преодоление подъемов ступающим шагом
Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок
Туризм
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря
Последовательность действий при складывании вещей в рюкзак
Последовательность действий при складывании спального мешка
Соблюдение правил поведения в походе

Кол-во
часов
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Элементы спортивных игр и упражнений
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча
Ловля баскетбольного мяча без откоса от пола, с откосом от пола
Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой
Ведение баскетбольного мяча по прямой. Броски мяча в кольцо двумя руками
Волейбол. Узнавание волейбольного мяча
Прием волейбольного мяча (сверху, снизу)
Футбол. Узнавание футбольного мяча
Выполнение удара в ворота с места
Приём мяча стоя в воротах
Бадминтон. Узнавание (различие) инвентаря для бадминтона
Удар по волану: нижняя, верхняя подача
Отбивание волана снизу, сверху
Игра в паре
Подвижные игры
Подвижная игра «Строим дом»
Подвижная игра «Болото»
Игра-эстафета «Полоса препятствий»
Подвижная игра «Пятнашки»
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Игра-эстафета «Собери пирамидку»
Подвижная игра «Бросай-ка»
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

Тематическое планирование 4 класс
Тема занятия
Основы знаний. Закаливание организма: способы и средства
Дыхательные упражнения
Основные положения и движения
Упражнения для формирования правильной осанки
Ритмические упражнения
Построение и перестроение-размыкание по команде учителя
Повороты направо, налево с указанием направления учителя
Равнение по носкам в шеренге
Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!»
Ходьба, бег, начиная с левой ноги
Ходьба, бег, начиная с левой ноги. Ходьба с носка
Ходьба с носка
Бег парами наперегонки
Бег в медленном темпе, соблюдая строй
Прыжки на двух ногах
Прыжки с продвижением вперед
Прыжки вперед – назад. Прыжки с поворотами
Прыжки в длину с места
Прыжки боком (право - лево)
Прокатывание мяча, обруча
Бросание и ловля мяча, бросание мяча друг другу
Дыхательные упражнения
Отбивание мяча от пола
Метание малых мячей в вертикальную цель

Количество часов
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Метание малых мячей в горизонтальную цель
Упражнения с набивными сенсорными мячами
Ползание на четвереньках по прямой линии, между предметами
Ползание по гимнастической скамейке на животе
Лазанье по гимнастической стенке
Перелезания через препятствия
Спортивная эстафета
Дыхательные упражнения
Перестроение в колонне
Ходьба приставным шагом по шнуру
Челночный бег
Прокатывание мяча правой и левой ногой
Закатывание мяча в ворота
Подвижные игры на воздухе
Спортивная эстафета
Всего

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».