Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения - программа профессиональной подготовки по профессии рабочего 13450 МАЛЯР для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАМЫШЛОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ программа профессиональной подготовки по профессии рабочего
13450 МАЛЯР
для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития)

Камышлов, 2022

АННОТАЦИЯ
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения (АООП) - программа
профессиональной подготовки по профессии рабочего 13450 «Маляр» для обучающихся с умственной
отсталостью (нарушениями интеллектуального развития) из числа выпускников образовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, - разработана с
учетом требований Профессионального стандарта «Маляр строительный» (утв. приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1138н) и с учетом психофизических особенностей данной категории обучающихся.
Срок обучения – 1 год 10 месяцев
Квалификация выпускника – маляр
Авторы:
Мадыгина Татьяна Александровна, заместитель директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Польдяева Наталья Александровна, заместитель директора по учебно-производственной работе ГАПОУ
СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Квакина Оксана Ришатовна, заместитель директора по социально-педагогической работе ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Пермикина Елена Владимировна, мастер производственного обучения ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум», первая квалификационная категория.
Дегтянникова А.А. педагог-психолог ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум».
Правообладатель программы:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум» (ГАПОУ СО «КГТТ»)
Адрес: Свердловская область, г. Камышлов, ул. Северная, 63
Телефон: (34375) 2-38-40
Сайт: www.kamgtt.ru
e-mail: 23840@kamgtt.ru
Рекомендовано к использованию Методическим советом ГАПОУ СО «КГТТ»
Протокол № 53 от 19 сентября 2022 г.
Утверждена приказом директора ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
№ 506а-од от 26.09.2022г.
Согласована: ООО «ЭСТРА»-УК

Карелин Б.И.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.

3.
4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6.
7.
8.
9.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………….
Нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной
программы ……………………………………………………………………………………….
Срок освоения программы ……………………………………………………………………
Присваиваемая квалификация ………………………………………………………………
Требования к принимаемым на обучение …………………………………………………
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ …………………………………………………
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АОППО.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ……
Кадровое обеспечение реализации АООП …………………………
Материально-техническое обеспечение реализации адаптированной образовательной
программы профессиональной подготовки ……………………………………………….
Информационное обеспечение реализации адаптированной образовательной программы
профессиональной подготовки ……………………………………………………………...
Организация образовательного процесса………………………………………………….
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ…………………………………………..
ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ………………………………………………………..
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ...
РЕГЛАМЕНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ …………………………………………………

3

4
6
8
8
8
9

14
14
15
15
16
17
17
20
20
21

22

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения – программа профессиональной подготовки по профессии рабочего 13450 «Маляр» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с интеллектуальными нарушениями из
числа выпускников образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, - представляет собой комплекс нормативно-методической документации, разработанной и утвержденной ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарнотехнологический техникум» в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 515«Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» с учетом потребностей регионального рынка труда на основе профессионального стандарта по профессии «Маляр строительный», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «25»
декабря 2014 г. № 1138н, и регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения ориентирована на решение следующих задач:
- создание в образовательной организации условий, необходимых для получения профессионального образования по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития), их социализации и адаптации;
- повышение уровня доступности профессионального образования по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития);
- повышение качества профессионального образования по программам профессионального
обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития);
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида нарушениями интеллектуального развития;
- создание единых подходов к организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения для данной категории обучающихся.
- формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды.
Данная АОП обеспечивает достижение обучающимися результатов обучения, установленных указанным профессиональным стандартом.
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения ежегодно пересматривается, при необходимости обновляется в части содержания учебных планов,
состава и содержания рабочих программ дисциплин, программ учебной и производственной
практик, контрольно-оценочных средств, методических материалов, обеспечивающих качество
подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями и переутверждается.
Основными пользователями являются:
-педагогические работники техникума;
-обучающиеся с особыми образовательными потребностями по профессии «Маляр»;
-администрация и коллективные органы управления техникума;
-абитуриенты и их родители (законные представители);
-работодатели.
Используемые термины, определения, сокращения
Адаптационная дисциплина - элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и
коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих адаптированная для обучения

4

инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) - документ, в котором отражены необходимые специальные условия для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс
оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению
определенных видов деятельности.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) - признание лица инвалидом и определение в
установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты,
включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким
расстройством функций организма.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной
подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Особые образовательные потребности — это потребности в условиях, необходимых для
оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить
человек в процессе обучения.
Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной
деятельности, профессий).
Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и
развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения
и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
УД – учебная дисциплина

5

ОТФ – обобщенная трудовая функция
ТФ – трудовая функция
УП – учебная практика
ПП – производственная практика
ИА –итоговая аттестация
АУД – адаптационная учебная дисциплина

1.1. Нормативно-правовые основы разработки АОП
Нормативно-правовую основу разработки адаптированной образовательной программы
профессионального обучения составляют:
 Конвенции о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от
13.12.2006 г.);
 Федерального закона от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 г. № 328 «О внесении
изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на
2011-2020 годы»;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (с изменениями и дополнениями от26.05.2015г.);
 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014 г. № 1138н «Об утверждении профессионального стандарта «Маляр строительный»»;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых
услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 02.12.2015 г. № 1399 «Об утверждении
Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской
Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых на них услуг в сфере образования»
 Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1921-р «О комплексе мер, направленных
на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству
инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»;
 Письма Минобрнауки России от 18.03.2014 г. № 06-281 «О направлении к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности

6

образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 26 декабря 2013 г.
N 06-2412вн)»;
 Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 г. № 0150-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
 Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2017 N 06-517 «О
дополнительных мерах» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации приемной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения»);
— Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2015 № ДЛ1/05вн «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов»;
— Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N
06-2023 «Методические рекомендации по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограничениями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального
образования и профессионального обучения»;
— Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 10 апреля 2020 № 05-398 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
— Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2019 № 05-108 «О
профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости» (вместе с
"Разъяснениями по вопросам организации профессионального обучения лиц с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)");
— Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» («Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»);
— Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2020 г. N ДГ1342/07 «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
 Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
01.09.2015 № 430-Д «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Свердловской области»;
 Методических рекомендаций по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 Методических рекомендаций по разработке основных профессиональных образовательных
программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих
профессиональных стандартов от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн
 Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью ( нарушениями интеллектуального развития).ФГБОУ ДПО ИРПО от 30.08.№12 2022
— Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и професси-

7

ональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»
— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 июля 2013 № 513
«Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (с изменениями и дополнениями);
— Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. № 438 «Об
утверждении Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
— Распоряжение Минпросвещения России от 20.02.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного
Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
— Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2021 N 2900-р «Об утверждении плана мероприятий
по внедрению Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных
со здоровьем, одиннадцатого пересмотра (МКБ - 11) на территории Российской Федерации на
2021 - 2024 годы»

1.2. Срок освоения программы
Срок освоения адаптированной образовательной программы профессионального обучения
- программы профессиональной подготовки по профессии рабочего 13450 «Маляр» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с интеллектуальными нарушениями – 1 год 10 месяцев.
1.3. Присваиваемая квалификация
При условии успешного освоения данной адаптированной образовательной программы
профессиональной подготовки обучающемуся будет присвоена квалификация «Маляр».
1.4. Требования к принимаемым на обучение
Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), поступающие на обучение по образовательной программе
профессионального обучения - программе профессиональной подготовки по профессии рабочего
13450 «Маляр», должны иметь документ (свидетельство) об обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, кроме того, такие лица дополнительно предоставляют медицинское заключение о возможности обучения по данной профессии, заключение психолого-медико-педагогической комиссии, инвалиды дополнительно могут предъявить индивидуальную программу реабилитации (ИПР).

8

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В результате освоения адаптированной образовательной программы профессионального обучения
– программы профессиональной подготовки по профессии рабочего «Маляр» обучающийся должен обладать следующими трудовыми функциями и действиями в соответствии с
профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ
от 10.03.2015 г. № 148н «Об утверждении профессионального стандарта «Маляр строительный»:
Уровень
(подурове
Трудовые функции
нь)
Трудовые действия
квалифик
ации
В соответствии с профессиональным стандартом и присваиваемой квалификацией
Очистка поверхностей
Сглаживание поверхностей вручную
ТФ.1. Очистка поверхностей и предоСоскабливание старой краски с расшивкой
2
хранение от
трещин и расчисткой выбоин
набрызгов краски
Предохранение поверхностей от набрызгов
краски
Проолифливание деревянных поверхностей кистью и валиком
Обработка недеревянных поверхностей грунтаТФ.2. Протравливами и пропитками кистью или валиком
ние и обработка по2
Подмазывание отдельных мест
верхностей
Приготовление нейтрализующего раствора
Протравливание цементной штукатурки
нейтрализующим раствором
Расшивка трещин
Вырезка сучьев и засмолов
ТФ.1. Шпатлевание
Приготовление шпатлевочных составов
поверхностей вруч2
Нанесение шпатлевочных составов на поверхную
ности вручную
Разравнивание шпатлевочного состава, нанесенного механизированным способом
Грунтовка поверхностей кистями, валиками,
краскопультами с ручным приводом
ТФ.2. Грунтование
и шлифование по2
Техническое обслуживание краскопульта
верхностей
Шлифовка огрунтованных, окрашенных и
прошпатлеванных поверхностей
ТФ.3. Подготовка
Приготовление клеевого состава
стен и материалов к
2
Обрезка кромок обоев вручную
оклеиванию обоями
Нанесение клеевого состава на поверхности
Приготовление грунтовочных составов, эмульсий и паст по заданной рецептуре
ТФ.1. Шпатлевание и
грунтование поверхНанесение на поверхность шпатлевки механиностей механизиро3
зированным инструментом
ванным инструменНанесение на поверхность олифы, грунта,
том
эмульсий и паст механизированным инструментом
Нанесение побелки на вертикальные и горизонтальные поверхности кистями, валиками, красТФ.2. Окрашивание
3
копультами с ручным приводом
поверхностей
Приготовление окрасочных составов по задан-

ОТФ.3. Выполнение работ
средней сложности при
окрашивании, оклеивании
и ремонте поверхностей

ОТФ.2. Окончательная подготовка
поверхностей для окрашивания и
оклеивания обоями

ОТФ.1. Очистка, протравливание и
обработка поверхностей для
окрашивания и оклеивания обоями

Обобщенные
трудовые
функции

9

ТФ.3. Оклеивание
поверхностей обоями простыми или
средней плотности

3

ной рецептуре
Окрашивание поверхностей кистями, валиками,
краскопультами с ручным приводом
Вытягивание филенок без подтушевывания
Нанесение на вертикальные и горизонтальные
поверхности клеевых (жидких) обоев
Окрашивание поверхностей по трафарету в
один тон
Окрашивание рам
Оклеивание стен и потолков простыми обоями
плотностью до 110 г/м2
Оклеивание поверхностей обоями средней плотности от 110 до 180 г/м2

Смена обоев, наклеенных внахлестку
Удаление пятен на оклеенных поверхностях
Выполнение обрезки кромок обоев

Очистка, протравливание и обработка
поверхностей для окрашивания и
оклеивания обоями

Обобщенные
трудовые
функции

Трудовые
функции

Знать

Уметь

Очистка поверхностей и предохранение
от набрызгов краски

и обладать следующими знаниями и умениями:

 Способы и правила подготовки
поверхностей под окрашивание и
оклеивание
 Назначение и правила применения ручного инструмента и приспособлений
 Правила эксплуатации, принцип
работы и условия применения
пылесосов и компрессоров
 Способы и материалы для предохранения поверхностей от
набрызгов краски
 Инструкции по охране труда,
электробезопасности и пожарной
безопасности при подготовительных работах

 Пользоваться металлическими шпателями, скребками,
щетками для очистки поверхностей
 Пользоваться пылесосом,
воздушной струей от компрессора при очистке поверхностей
 Удалять старую краску с
расшивкой трещин и расчисткой выбоин
 Устанавливать защитные материалы (скотч, пленки) для
предохранения поверхностей
от набрызгов краски

10

Протравливание и обработка поверхностей
Шпатлевание поверхностей вручную

Окончательная подготовка поверхностей для окрашивания и оклеивания
обоями

 Виды и свойства основных протравливающих и нейтрализующих растворов, грунтов, пропиток
 Правила применения олиф, грунтов, пропиток, протравливающих
и нейтрализующих растворов
 Способы и правила нанесения
олиф, грунтов, пропиток, протравливающих и нейтрализующих растворов
 Виды и правила использования
средств индивидуальной защиты,
применяемых при протравливающих работах
 Сортамент, маркировка, основные свойства олиф, нейтрализующих и протравливающих растворов
 Правила безопасности при работе
с нейтрализующими, протравливающими и лакокрасочными материалами
 Способы и правила подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание
 Способы и правила расшивки
трещин, вырезки сучьев и засмолов
 Способы и правила приготовления и перемешивания
шпатлевочных составов
 Правила эксплуатации и
принцип работы инструментов и механизмов для приготовления и перемешивания
шпатлевочных составов
 Способы и правила нанесения
шпатлевочных составов на поверхность вручную
 Устройство, назначение и
правила применения инструмента и механизмов для нанесения шпатлевочных составов
 Способы и правила разравнивание шпатлевочного состава,
нанесенного механизированным способом, инструмент
для нанесения
 Сортамент, маркировка, основные свойства шпатлевочных составов
 Требования, предъявляемые к
качеству выполняемых работ
11

 Наносить на поверхности
олифу, грунты, пропитки и
нейтрализующие растворы
кистью или валиком
 Отмеривать и смешивать
компоненты нейтрализующих
и протравливающих растворов

 Пользоваться инструментом для расшивки трещин,
вырезки сучьев и засмолов
 Отмеривать, перетирать и
смешивать компоненты
шпатлевочных составов
 Пользоваться инструментом для нанесения шпатлевочного состава на поверхность вручную
 Разравнивать нанесенный
механизированным способом шпатлевочный состав

Грунтование и шлифование поверхностей
Подготовка стен и материалов к оклеиванию
обоями
Шпатлевание и грунтование поверхностей механизированным инструментом

Выполнение работ средней сложности при
окрашивании, оклеивании и ремонте поверхностей

 Способы и правила нанесения
грунтовок и основные требования, предъявляемые к качеству грунтования
 Устройство, принцип работы,
правила эксплуатации ручного краскопульта
 Способы и правила выполнения шлифовальных работ
 Основные требования, предъявляемые к качеству грунтования и шлифования поверхностей
 Инструкции по охране труда,
правила пожаробезопасности
и электробезопасности при
грунтовании и шлифовании
поверхностей
 Сортамент, маркировка, основные свойства грунтовых
составов
 Сортамент, маркировка, основные свойства клеев, применяемых при производстве
обойных работ
 Способы и правила приготовления клея
 Способы раскроя обоев вручную
 Требования, предъявляемые к
качеству выполняемых работ
 Способы приготовления грунтовочных составов, эмульсий и
паст по заданной рецептуре
 Устройство и правила использования механизмов для приготовления и нанесения
шпатлевочных и грунтовочных составов, эмульсий и паст
по заданной рецептуре
 Инструкции по охране труда,
пожаробезопасности и электробезопасности при шпатлевании, грунтовании и шлифовании поверхностей механизированным инструментом
 Сортамент, маркировка, основные свойства применяемых
грунтовочных составов, эмульсий и паст
 Требования, предъявляемые к
качеству выполняемых работ

12

 Пользоваться инструментами и приспособлениями
для грунтования поверхностей
 Заправлять, регулировать
факел распыла грунта,
наносить грунт на поверхность краскопультами с
ручным приводом
 Производить техническое
обслуживание ручного
краскопульта
 Шлифовать огрунтованные, окрашенные и
прошпатлеванные поверхности

 Отмеривать, смешивать
компоненты, приготавливать клей заданного состава и консистенции
 Получать ровную кромку
при обрезке обоев вручную
 Наносить клеевой состав
на поверхности кистями,
валиками, краскопультами
с ручным приводом
 Отмерять и смешивать
компоненты грунтовочных
составов, эмульсий и паст
по заданной рецептуре
 Пользоваться инструментом для нанесения на поверхность шпатлевки механизированным способом
 Пользоваться инструментом для нанесения на поверхность олифы, грунта,
эмульсий и паст механизированным способом

Окрашивание
поверхностей
Оклеивание поверхностей обоями
простыми или средней плотности

 Сортамент, маркировка, основные свойства применяемых
лакокрасочных материалов и
побелок
 Требования, предъявляемые к
качеству окрашенных и побеленных поверхностей
 Способы и правила приготовления окрасочных составов
 Способы и правила подбора
колера
 Способы и правила нанесения
лаков, краски, побелки на поверхности вручную и механизированным способом
 Способы и правила нанесения
клеевых (жидких) обоев на
вертикальные и горизонтальные поверхности
 Устройство и правила эксплуатации машин, механизмов и
механизированного инструмента для малярных работ
(кроме агрегатов высокого
давления)
 Устройство и правила эксплуатации передвижных малярных станций
 Требования, предъявляемые к
качеству материалов, применяемых при производстве
обойных работ, к качеству
оклеенных поверхностей
 Устройство и принцип действия обрезальных машин и
станков
 Инструкции по охране труда,
пожаробезопасности и электробезопасности при использовании обрезальных машин и
станков

13

 Отмеривать и смешивать
компоненты окрасочных
составов по заданной рецептуре
 Подбирать колер при приготовлении окрасочных составов
 Пользоваться инструментом и приспособлениями
для нанесения на поверхность лаков, красок и побелок
 Вытягивать филенки без
подтушевывания
 Пользоваться инструментом и приспособлениями
для нанесения клеевых
(жидких) обоев на вертикальные и горизонтальные
поверхности
 Накладывать трафарет на
поверхность
 Пользоваться инструментом и приспособлениями
для фиксации трафарета
на поверхности

 Обеспечивать прилегание
без пузырей и отслоений
наклеенных на поверхности стен обоев простых и
средней плотности или
тканей
 Удалять старые обои,
наклеенные внахлестку, и
наклеивать новые
 Удалять пятна на оклеенных поверхностях
 Пользоваться инструментом и оборудованием для
обрезки кромок обоев

3.

СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Маляр» имеет следующую структуру:
Индекс

Наименование дисциплины, ПМ, МДК
1.Общепрофессиональный учебный цикл
1.1
Основы законодательства
1.2
Этика и психология общения
1.3
Охрана окружающей среды
1.4
Математика в профессии
1.5
Физическая культура
2.Адаптационный учебный цикл
2.1
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
3.Профессиональный цикл
3.1 Общетехнический учебный цикл
3.1.1
Экономика отрасли и предприятия
3.1.2
Материаловедение
3.1.3
Охрана труда
4. ПМ. Выполнение малярных работ
Выполнение малярных работ
4.1
Технология малярных работ
5.Практика
5.1
Учебная практика
5.2
Производственная практика
Групповые и индивидуальные консультации
Итоговая аттестация: квалификационный экзамен

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АОППО
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся предусмотрены:
 входной контроль;
 текущий контроль;
 промежуточная аттестация;
 итоговая аттестация.
Входной контроль преследует несколько целей. Можно определять, готов или не готов обучаемый
к работе по курсу. А можно организовать входной контроль иначе, придавая ему диагностическую функцию. По результатам выполнения тестовых заданий выявляются пробелы в знаниях обучаемых, которые
необходимо компенсировать через консультации и организацию системы повторения. Таким образом,
обучающий курс становится адаптивным, т.к. каждый обучаемый идет по своему пути в зависимости от
уровня подготовки. Проверка исходного уровня выполняет и еще одну функцию. Работа по заданиям тестовой проверки настраивает обучаемого на данную предметную область, вводит в терминологию, способствует актуализации необходимых знаний, становится своеобразной стартовой площадкой для работы
по новой теме.
Текущий контроль знаний осуществляется на каждом учебном занятии, формы контроля: устный
опрос, фронтальный опрос, письменный опрос, контрольная работа, практическая работа, проверочная
работа.
Для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам и профессиональным модулям разработаны комплекты адаптированных контрольно-оценочных средств.

14

Виды и формы промежуточной аттестации, включенные в учебный план, соответствуют общим
требованиям. Формы промежуточной аттестации приняты: зачет, дифференцированный зачет, экзамен по
междисциплинарному курсу – не проводится, квалификационный экзамен по завершению освоения профессионального модуля.
Процедурами промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам принят тестовый контроль.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма ответа для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге и
т.п.). При необходимости предусмотрено для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставление дополнительного времени для подготовки ответа на зачете/экзамене.
При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого используется
рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы
дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения
программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем
(мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной
дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов привлекаются преподаватели
смежных дисциплин. Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональному модулю привлекаются в качестве внешних экспертов работодатели.
Для проведения промежуточной аттестации привлекаются и другие специалисты, обеспечивающие освоение АООП – педагог-психолог, социальный педагог.
Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) включает выполнение практической квалификационной работы и проверку теоретических знаний.
Специальные условия для проведения итоговой аттестации: увеличение времени для подготовки
ответа, присутствие ассистента (при необходимости), оказывающего необходимую техническую помощь,
выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения итоговой аттестации, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, с использованием
услуг ассистента), предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
5.1.Кадровое обеспечение реализации АООП
Для реализации адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочего «Маляр» привлекаются педагогические
кадры техникума, имеющие первую и высшую квалификационную категорию, педагог-психолог и социальный педагог. Обязательным условием для педагогической деятельности при обучении лиц с ОВЗ (умственной отсталостью) является ознакомление педагогов с психофизическими особенностями данных
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учет этих особенностей при организации образовательного процесса. Данная работа проводится систематически ежегодно педагогом-психологом
техникума. Кроме того, педагогические работники проходят повышение квалификации по вопросам обучения таких обучающихся, участвуют в семинарах и консультациях по данной тематике.
Мастера производственного обучения, осуществляющие практическое обучение, имеют квалификационный уровень на 1-2 уровня выше (в соответствии с ПС), чем присваивается обучающимся в результате освоения программы.
5.2. Материально-техническое обеспечение реализации адаптированной образовательной
программы профессиональной подготовки
Наименования кабинета

Материально-техническое оснащение

15

(мастерской)

Кабинет юридических дисциплин

Кабинет социально-экономических
дисциплин

Кабинет специальных дисциплин

Кабинет «Правила дорожного
движения»

Кабинет общегуманитарных
дисциплин

Кабинет охраны окружающей
среды

Малярная мастерская

Кабинеты
1. Материально-техническое оснащение:
Парта ученическая (15 шт.), стул ученический (30 шт.),
телевизор, ноутбук, шкаф книжный, доска настенная
2. Информационно-демонстрационные стенды:
Стенд по охране труда и технике безопасности, стенд «Сегодня
на уроке»
1. Материально-техническое оснащение:
Парта ученическая (15 шт.), стул ученический (30 шт.), телевизор
«Самсунг», ноутбук «Аser», принтер, шкаф книжный (2 шт.),
столик журнальный, доска ученическая (раскладная)
2. Информационно-демонстрационные стенды:
Стенд по охране труда и технике безопасности, стенд
тематический «Это интересно»
1. Материально-техническое оснащение:
парта ученическая (10 шт.), стул ученический (16 шт.), телевизор
«Самсунг», компьютер, шкаф книжный (2 шт.), тумба;
2. Информационно-демонстрационные стенды:
стенд по охране труда и технике безопасности, стенд «Сегодня на
уроке», стенд «Готовимся к промежуточной аттестации»,
демонстрационные плакаты по штукатурным работам;
1. Материально-техническое оснащение:
Парта ученическая (15 шт.), стул ученический (30 шт.), телевизор
«LG», ноутбук «DEPO»
2. Информационно-демонстрационные стенды:
Макет перекрестка на магнитной доске, макет «Световые
сигналы светофоров», плакаты по правилам дорожного движения
1. Материально-техническое оснащение:
Парта ученическая (15 шт.), стул ученический (30 шт.), телевизор
«SUPRA», ноутбук «ACER», шкаф книжный (2 шт.), тумба-ящик
для хранения наглядностей, тумба-кафедра для докладчика
2. Информационно-демонстрационные стенды:
Стенд по охране труда и технике безопасности
1. Материально-техническое оснащение:
Парта ученическая (15 шт.), стул ученический (30 шт.), ноутбук
«Асеr», шкаф вытяжной, доска учебная, телевизор «SAMSUNG»,
аптечка
2. Информационно-демонстрационные стенды:
Стенд по охране труда и технике безопасности
Мастерские
1. Материально-техническое оснащение:
Парта ученическая (6 шт.), стул ученический (13 шт.),
компьютер, шкаф для документов, шкаф для хранения
инструментов, тренировочные стенды для отработки навыков
штукатура (7 шт.), электроинструмент (дрель ударная,
перфоратор
«Макита»,
шуруповерт
«Макита»,
плоскошлифовальная машина), тележка, бетономешалка, леса
строительные, подмости металлические
2. Информационно-демонстрационные стенды:
стенд по охране труда и технике безопасности, стенд
«Инструменты штукатура»
3. Раздевалка с металлическими шкафчиками
4. Помещение для хранения крупного инструмента.
5. Туалет
6. Душевая

16

Специализированные кабинеты, лаборатории, мастерские и др. помещения
Спортивный зал
Библиотека с читальным залом
Информационный центр с выходом в Интернет
Актовый зал
Столовая

5.3.

Информационное обеспечение реализации адаптированной
образовательной программы профессиональной подготовки

Реализация АОП обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) АОП с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и
дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов.
При реализации АООП используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 18 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»). При отсутствии по изучаемым дисциплинам учебных изданий с ГРИФом в основную литературу могут быть включены издания без грифа. При оценке обеспеченности дисциплин учитываются как традиционные печатные, так и электронные учебные издания.
При обучении используются внешние электронные ресурсы – ресурсы открытого информационного пространства, доступ к которым возможен с любого компьютера, имеющего доступ в
Интернет:
 Портал об отделочных работах - http://otdelka-expert.ru/
 Строительный портал - http://stroitelnyj-portal.ru/tehnologii/otdelochnye-raboty
 Гид по ремонту - http://remontogid.ru/
 Строительно-информационный портал - http://perekos.net/
 Строительный портал - http://oldmix.net/
 Строй-сервер - http://stroy-server.ru/
 Советы и рекомендации по строительству и отделочным работам - http://otdelat.ru
 Справочник о строительстве и ремонте - http://teoriastroiki.ru/
5.4.Организация образовательного процесса
Образовательный процесс выстроен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся с целью создания благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с нарушениями в умственном развитии.
Особенности психофизического развития лиц с ограниченной возможностью здоровья поступающих на обучение профессии «Маляр » проявляются в основной характеристике учебнопознавательной деятельности.
Уровень развития внимания весьма низок, внимание рассеянное. Восприятие и ощущения
формируются замедленно и с большим количеством недостатков. Низок темп зрительного восприятия. Для данных обучающихся характерно нарушение памяти. Чтобы прочно усвоить тему,
им необходимо многократное повторение. Обучающиеся не обдумывают своих действий, не
предвидят результата, так как у них ослаблена регулирующая функция мышления. Они редко замечают свои ошибки, не умеют сопоставить свои мысли и действия. Большие затруднения представляют виды письменной деятельности под диктовку, им легче переписывать.

17

Вместе с тем, обучающиеся имеют устойчивый интерес к практической деятельности, что
при оптимальной нагрузке компенсирует их умственную отсталость. Для облегчения освоения
трудовых навыков им необходимо предоставить свободный темп работы, добиваясь автоматизации действий. При обучении практических навыков использовать наглядно-практический метод
обучения. Словесная передача учебной информации является лишь дополнением к практическим
и наглядным методам. В результате формируется трудовой стереотип, который способствует
успешной врабатываемости.
Профессиональная подготовка как система и процесс овладения навыками конкретной
профессии играет определенную роль в реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью), именно она создает основу для реализации принципа равных
возможностей.
Данная образовательная программа предусматривает подготовку персонала по рабочей
профессии согласно Профессиональному стандарту без получения среднего профессионального
образования по профессии и повышения уровня образования лиц с ОВЗ. Кроме того, АООП
предусматривает создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося с ОВЗ, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению; комплектование группы до 12 человек; коррекцию недостатков в развитии, индивидуальную и групповую работу, направленную на преодоление трудностей обучающихся в
овладении отдельными дисциплинами, проблем в общении.
В соответствии с нормативными документами недельная учебная нагрузка обязательных
учебных занятий не превышает 30 академических часов при 5-дневной учебной неделе.
Минимальный объём времени на изучение дисциплин - 16 часов.
Продолжительность занятий 45 минут с перерывом на отдых 10 минут и большим перерывом для приема пищи 30 минут.
Всё обучение подразделяется на два вида:
1. Теоретическое обучение, включая дисциплины адаптационного цикла:
 «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» - дисциплина интеграции
школьной дисциплины «Социально-бытовая ориентация», позволяет обучающимся продолжить совершенствовать свои навыки самообслуживания, социально-бытовой ориентации,
привитие трудовых навыков, нацеленных на получение образования и профессии, развитие и
воспитания духовно-нравственных качеств;
 введение дисциплины «Правила дорожного движения» обусловлено психологопедагогической характеристикой лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также недостаточной сформированностью навыков общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и транспортных средств в условиях организованного дорожного движения в условиях населенного пункта и вне его.
2. Практическое обучение.
В результате возможностей обучающихся теоретические предметы ими усваиваются
труднее, а процессы практической деятельности относительно устойчивы и при оптимальной
нагрузке компенсируют умственную недостаточность.
Профессиональный стандарт отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: её основные виды, а также их теоретические основы.
Программа профессионального модуля разработана с опережением тем практического
обучения. Содержание программы выражено через учебные элементы, в которых заложены объекты, процессы, методы действия.
Практика является обязательным разделом образовательной программы и подразделяется
на учебную практику в условиях мастерских и производственную практику в условиях производства соответствующего профилю обучения.
В целях более успешного продвижения в общем развитии обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные, групповые и индивидуальные занятия во
внеурочное время. Основные направления коррекционной работы:

18









коррекция отдельных сторон психической деятельности;
развитие основных мыслительных операций;
развитие различных видов мышления;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, овладение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Занятия ведутся индивидуально или в группах, укомплектованных на основе сходства
устраняемых недостатков. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за
пределами максимальной допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Учебная дисциплина «Физическая культура» реализуется в соответствии с Положением
об особом порядке освоения дисциплины «Физическая культура» лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
АООП построена с учётом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности лиц с отклонениями в развитии данного вида.
Педагогические работники, участвующие в реализации АОППО, ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с нарушениями интеллекта и учитывают их при организации образовательного процесса и используют рекомендуемые специальные методы и приемы в
профессиональном обучении.
С целью обеспечения дифференцированного подхода педагоги учитывают индивидуальные психофизические особенности обучающихся при организации учебного процесса и контроле
знаний:
— Учитывают операциональные характеристики деятельности (темп, продуктивность, работоспособность, истощаемость, объем предполагаемых заданий).
— Дозируют нагрузку с учетом индивидуальных особенностей.
— Используют чередование видов деятельности; короткие четко сформулированные задания; текстовую информацию, представленную в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях.
— Подачу учебного материала осуществляют небольшими, логически законченными дозами с опорой на наглядность.
— При предъявлении нового и закрепление изученного материала используют вариативное повторение, пошаговые инструкции. Оказывают дозированную помощь.
— Используют закрепление и многократное повторение материала с переносом на аналогичный материал, в продуктивных видах деятельности. Повторяют действия для выработки умений и навыков, используют осознанность действий, систематичность, разнообразие, повторяемость, расположение в нужном порядке.
— Проявляют особый педагогический такт. Используют индивидуальный подход при
оценивании деятельности.
— Используют наглядные опоры: применяют схемы и таблицы, приближенные к жизни,
реалистические иллюстрации, технологические карты, с опорой на субъективный опыт обучающегося, рационально определяют объем применения наглядных средств, с соблюдением принципа необходимости и доступности; используют качественные наглядные методы (натуральные,
изобразительные, символические) и приспособления для их демонстрации.
— Используют замедленный темп обучения; упрощают структуру знаний, умений и
навыков в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося.
— Максимально опираются на практическую деятельность и опыт обучающегося, на
наиболее развитые его способности; осуществлять дифференцированное руководство учебной
деятельностью обучающегося.
— Применяют на занятиях различные методы: словесный метод- рассказ, беседа, объяснение. Наглядный метод – показ, иллюстрация, наблюдение. Практический метод – выполнение
упражнений, заданий, формирующих профессиональные умения и навыки.

19

С целью повышения работоспособности используют упражнения и задания с учетом здоровьесберегающих технологий; подбор индивидуального темпа работы и нагрузки обучающегося; рациональное дозирование содержание учебного материала; при переходе от одного задания
к другому предлагать упражнения, переключающие внимание обучающегося на новый вид работы, дают предельно развернутые инструкции, увеличивают количество практических проб.
Своевременное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания обучающихся с
интеллектуальными нарушениями способствует преодолению неуспеваемости учащихся, охране
здоровья, профилактике асоциального поведения, коррекции их психических и физических
нарушений.
6.ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Основными базами практики обучающихся являются строительные фирмы и организации,
занимающихся ремонтом различных помещений, управляющие компании, кроме того, обучающиеся по данной профессии могут пройти практику в техникуме. Имеющиеся базы практики
обеспечивают возможность прохождения практики всеми обучающимися в соответствии с учебным планом.
7. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Приложение 1. Профессиональный стандарт по профессии «Маляр строительный».
Приложение 2. Учебный план.
Учебный план по профессии «Маляр» составлен с учетом профессионального стандарта
для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Маляр строительный» из числа лиц с
ограниченными возможностями здоровья Комплекта учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Маляр» из числа лиц с ограниченными возможностями
здоровья и предназначенного для подготовки рабочих по профессии «Маляр строительный» из
числа выпускников вспомогательных школ VIII вида (для детей с умственной отсталостью), разработанного Институтом развития профессионального образования и допущенного Министерством образования РФ в качестве примерной учебно-программной документации для профессиональной подготовки рабочих (протокол № 6 от 25.05.2004 г.).
Учебный план представляет собой документ, в котором отражены структура учебного года, перечень основных циклов и входящих в них дисциплин, распределение объема учебного
времени на теоретическое, практическое обучение, объем учебного времени на групповые и индивидуальные консультации, экзамены.
Учебный план предусматривает подготовку персонала по рабочей профессии согласно
Профессиональному стандарту без получения среднего профессионального образования по профессии и повышения уровня образования лиц с ОВЗ.
Учебный план составлен на пятидневную учебную неделю. В соответствии с нормативными документами недельная учебная нагрузка обязательных учебных занятий не превышает 30
академических часов при 5-дневной учебной неделе.
Минимальный объём времени на изучение дисциплин - 16 часов.
Практика является обязательным разделом образовательной программы и подразделяется
на учебную практику в условиях мастерских и производственную практику в условиях производства соответствующего профилю обучения.
Виды и формы промежуточной аттестации, включенные в учебный план, соответствуют
общим требованиям. Итоговая аттестация включает квалификационный экзамен.
По завершении обучения выдается свидетельство о профессиональной подготовке установленного образца.
Приложение 3. Календарный учебный график.

20

В графике учебного процесса указывается последовательность реализации АОП ПП по
профессии «Маляр» по семестрам, включая теоретическое обучение, практическое обучение,
промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.
Приложение 4. Адаптированные рабочие учебные программы учебных дисциплин общегуманитарного учебного цикла.
Приложение 5. Адаптированные рабочие учебные программы учебных дисциплин общетехнического учебного цикла.
Приложение 6. Адаптированные рабочие учебные программы учебных дисциплин адаптационного учебного цикла.
Приложение 7. Адаптированные рабочие учебные программы профессиональных модулей профессионального учебного цикла.
Адаптированные рабочие учебные программы разрабатываются в соответствии с профессиональным стандартом по профессии «Маляр» на основе «Положения о разработке адаптированных рабочих учебных программ по учебным дисциплинам и профессиональным модулям для
реализации адаптированных образовательных программ профессионального обучения и профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ».
Приложение 8. Материалы для оценки качества освоения адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки.
8.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Включает в себя:
3.1. Социальное сопровождение:
 проведение углубленного обследования обучающихся с целью уточнения их социального
портрета;
 выработка и реализация рекомендаций по социальной реабилитации обучающихся;
 контроль выполнения реабилитационных мероприятий;
 проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, индивидуальной и групповой социальной работы с обучающимися;
 осуществление деятельности в социальной сфере, в реализации личных и профессиональных проектов и планов обучающихся;
 развитие мотивации к обучению, активной трудовой и общественной деятельности;
3.2. Психологическое сопровождение:
 организация дополнительного психологического обследования обучающихся для детализации и конкретизации причин возникших психологических комплексов и личных проблем с целью формирования реабилитационных групп для проведения психологической
коррекции;
 осуществление психологической помощи обучающимся, проведение индивидуальной и
групповой психокоррекции и психотерапии;
 проведение психологического консультирования семьи обучающегося по проблемам профессиональной реабилитации;
 оказание консультативной помощи педагогическим работникам по вопросам психологии,
проблемам поведения обучающихся и способам их разрешения;
3.3. Медицинское сопровождение:
 оценка общего состояния здоровья обучающихся, их готовности к смене режима нагрузок,
анализ характера заболевания, уточнение медицинских показаний и противопоказаний для
решения возможности обучения по конкретным профессиям;
 осуществление контроля за состоянием здоровья обучающихся;
 определение показаний к проведению лечебно-профилактических мероприятий;
 наблюдение за соблюдением режима умственных, эмоциональных и физических нагрузок
обучающихся;

21

 проведение профилактических мероприятий по обеспечению противоэпидемического режима;
 организация экстренной медицинской помощи.
9. РЕГЛАМЕНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ АООП
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
АООП ПП по профессии рабочего «Маляр» разрабатывается самостоятельно техникумом
на основании профессионального стандарта, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.03.2015 г. № 148н «Об утверждении профессионального стандарта
«Маляр строительный» с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Утверждается
АООП ПП директором техникума после рассмотрения и одобрения методическим советом, и согласования с работодателями.
В состав АООП ПП входят компоненты, определяющие условия и сроки ее реализации: календарный учебный график и учебный план подготовки по данной профессии; рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей на весь период обучения; программа итоговой аттестации выпускника.
АООП ПП составляется в 2-х экземплярах, подписи утверждающих лиц скрепляются печатью. Первый экземпляр АООП ПП может находиться в предметной (цикловой) комиссии, второй
– обязательно передается в методический кабинет техникума. Электронный вариант ОП СПО в
формате .pdf может располагаться на сайте техникума (www.kamgtt.ru).
Изменения, вносимые в АООП ПП, рассматриваются на методическом совете техникума и
утверждаются директором.
АООП ПП является основой для разработки обучающимся индивидуальных образовательных программ. Индивидуальные образовательные программы рассматриваются на методическом
совете техникума и утверждаются директором.
АООП ПП может ежегодно обновляться с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Основанием для внесения ежегодных дополнений и
изменений являются: предложения педагогов техникума относительно изменений технологий и
содержания обучения; результаты самообследования, административных проверок, внутреннего
аудита; изменения в учебно-методическом, кадровом и материально-техническом обеспечении
реализации АООП ПП и др. условия.
Изменения и дополнения, вносимые в структуру, содержание и компоненты АООП ПП по
представлению ПЦК, участвующих в ее реализации, рассматриваются на Методическом совете
техникума, утверждаются директором техникума после одобрения Методическим советом.
Полное обновление адаптированной образовательной программы профессиональной подготовки производится при утверждении нового учебного плана или в случае других существенных
изменений.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».