РП Основы законодательства

СОДЕРЖАНИЕ

1.
2.
3.
4.
5.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ………………………….. 4
Структура и содержание учебной дисциплины ………………………………..6
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины …………….10
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины …………….11
Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу……...……12

3

1.

Паспорт адаптированной рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы законодательства»
предназначена для реализации инклюзивного образования, для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с интеллектуальными
нарушениями.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование правовой культуры, внутренней убежденности в необходимости
соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим
гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, правопорядку;
- освоение знаний о нормах права;
- овладение умениями, необходимыми для решения практических задач в
социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых
решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений,
урегулированных правом.
Изучение учебной дисциплины «Основы законодательства» направлено на
развитие у слушателей гражданско-правовой активности, ответственности, правовой
культуры, навыков правомерного поведения, необходимых для эффективного выполнения
основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя,
члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Особенностями программы являются:
– практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной
жизни правовой информации;
- усиление акцента на формирование правовой грамотности лиц, имеющих, как
правило, недостаточный уровень правовой компетентности;
– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей
профессиональной деятельности;
– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью
обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;
– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в
целях защиты прав и свобод личности.
Содержание учебного материала рабочей программ на основе реализации
следующих принципов: учет возрастных и психологических особенностей слушателей,
практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат
слушателям успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной
деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Рабочая программа предусматривает такие формы деятельности как:
– практическая работа с правовой информацией, в том числе с использованием
современных компьютерных технологий, ресурсов Сети Интернет;
– исследование конкретной темы и оформление результатов в виде письменного
сообщения;
– работа с текстом учебника, дополнительной литературы;
– решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;
4

– участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх;
– работа с документами.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы законодательства»
слушатели должны
знать/понимать:
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных
правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга);
- способы защиты прав человека и гражданина в России;
уметь:
- характеризовать: порядок заключения, изменения, прекращения трудового и
гражданско-правовых договоров;
- различать: полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата,
прокуратуры;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выбора форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, а также
защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и
явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

5

2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного
зачёта

56
30
24
0
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Тематический план
количество часов
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование тем

всего

Введение. Правовое регулирование общественных
отношений.
Основы конституционного права РФ.
Основы трудового права.
Основы гражданского права и процесса. Защита прав
потребителей.
Основы семейного права.
Основы уголовного права и процесса.
Основы административного права.
Международное право и его особенности.
Дифференцированный зачёт
Итого:

6

4

в т.ч.практ.
занятия
-

6
8
10

2
4
6

8
8
8
2
2

4
4
4
-

56

24

Содержание учебной дисциплины
1.

Введение. Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права:
основные институты, отрасли права. Государство. Функции государства. Теории
происхождения государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое
государство.
2. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного
строя Российской Федерации. Основные конституционные права и обязанности граждан в
России.
Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть.
Исполнительная
власть.
Институт
президентства.
Местное
самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской
Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Практическое занятие по работе с текстом Конституции РФ (классификация
конституционных прав и свобод человека и гражданина, содержание обязанностей
человека и гражданина).
3. Основы трудового права
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений.
Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и
расторжения. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Гарантии и компенсации.
Материальная ответственность. Дисциплина труда. Охрана труда. Труд молодежи. Защита
трудовых прав работников.
Особенности охраны труда инвалидов (квоты при приёме на работу, ограничения
по рабочему времени, привлечению инвалидов к работе ночью, в выходные дни,
сверхурочной работе, удлиненный основной и дополнительный отпуск, требования к
организации рабочего места и др.гарантии).
Практические занятия по определению на основании ТК РФ законности
оснований и соблюдению порядка:
- изменения и расторжения трудового договора;
- привлечения работника к дисциплинарной и материальной ответственности.
4. Основы гражданского права и процесса. Защита прав потребителей
Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица.
Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданскоправовые договоры. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги,
ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения
права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные
7

неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав.
Защита прав потребителей. Претензии и заявления при защите своих прав как
потребителя. Судебная защита. Составление иска в суд и определение подсудности.
Практические занятия по решению с использованием ГК РФ и Закона РФ «О
защите прав потребителей» гражданско-правовых задач:
- по определению степени дееспособности физического лица;
- по определению порядка заключения, изменения, расторжения договора;
- по выбору способа и порядка защиты прав потребителя.
5. Основы семейного права
Институт семьи. Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения
брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности родителей и
детей.
Практические занятия по решению на основе СК РФ правовых задач:
- по определению условий заключения брака, анализу обстоятельств,
препятствующих заключению брака, определению порядка расторжения брака;
- по определению размера алиментов и порядка их взыскания.
6. Основы уголовного права и процесса
Уголовное право. Задачи и принципы уголовного законодательства. Преступление
как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Виды преступлений.
Уголовная
ответственность.
Особенности
уголовной
ответственности
несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Наказание.
Основные стадии уголовного процесса.
Практические занятия по решению уголовно-правовых задач, направленных на:
- квалификацию преступлений, отграничение их от административных
правонарушений;
- определение оснований и условий привлечения лиц к уголовной ответственности,
а также избранию меры пресечения.
7. Основы административного права
Административное право и административные правоотношения. Структура и
субъекты административного права. Административно-правовые формы и методы.
Административная ответственность.
Практические занятия по разрешению на основе КоАП РФ правовых ситуаций,
связанных с определением:
- законности привлечения к административной ответственности и определения мер
обеспечения (задержание, досмотр, привод и др.);
- квалификации административных правонарушений.
8

8. Международное право и его особенности
Международное право. Международное гуманитарное право. Международная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Дифференцированный зачет

9

3. Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
юридических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и телевизор.

3.2 Информационное обеспечение обучения
Нормативные правовые акты:
1.
Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 01.07.2020)
2.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 1-4) (в последней редакции)
3.
Гражданский процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом
от 14.11.2002138-ФЗ) (в последней редакции)
4.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (утвержден
Федеральным законом от30.12.2001 № 195-ФЗ) (в последней редакции)
5.
Семейный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 №
223-ФЗ) (в ред. 2022 г.)
6.
Трудовой кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 30.12.2001 №
197-ФЗ) (в ред. 2022 г.)
7.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от
08.01.19971-ФЗ) (в ред. 2022 г.)
8.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от
18.12.2001 174-ФЗ) (в ред. 2022 г.)
9.
Уголовный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 №
63-ФЗ) (в ред. 2022 г.)
Литература:
1. Основы права : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. А. Вологдин [и др.] ; под общей редакцией А. А. Вологдина. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 413 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-15584-6. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/508856
2. Николюкин, С. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности :
учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Николюкин. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 248 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-14511-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497103

10

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования в ходе дифференцированного
зачёта.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- характеризовать: порядок заключения, изменения,
прекращения трудового и гражданско-правовых
договоров;
- различать: полномочия правоохранительных
органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры;
приводить
примеры:
различных
видов
правоотношений, правонарушений, ответственности;
- выбор форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, а также защиты нарушенных
прав;
- изложение и аргументация собственных суждений о
происходящих событиях и явлениях с точки зрения
права;
- решение правовых задач (на примерах конкретных
ситуаций).
Знания:
- права и обязанности, ответственность гражданина
как
участника
конкретных
правоотношений
(избирателя,
налогоплательщика,
работника,
потребителя, супруга)
- способы защиты прав человека и гражданина в
России

11

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий контроль:
оценка
выполнения
практических занятий

Текущий контроль:
оценка
выполнения
практических занятий
Итоговый
контроль:
тестирование
на
дифференцированном зачёте

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном
листе (с новой страницы)

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».