СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.……………………………….. 4 2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………………………........ 5 3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины………………… 8 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………… 10 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 13450 « Маляр» Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Этика и психология общения» является общепрофессиональной дисциплиной. 1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: Изучение дисциплины «Этика и психология общения» направлено на решение различных этических задач, на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученные на занятиях. В процессе обучения обучающиеся участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Изучение дисциплины «Этика и психология общения» направлено на достижение следующих целей: - выработки у учащихся таких качеств, как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с коллегами по работе; - коррекция и развитие мышления, эмоционально-волевой сферы; - применение на практике полученных знаний. Задачи курса: - ознакомление обучающихся с психологическими процессами, психологическими свойствами, влияющими на поведение людей; - формирование желаемых социально-коммуникативных навыков, необходимых в трудовой деятельности; - обучать правильным способам взаимодействия между людьми; - обучать действию в сфере трудовых взаимоотношений. В программу включено профессионально-направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы формирования у обучающихся профессиональных компетенций. 1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе: — теоретической учебной нагрузки обучающегося12 часов. — Практических занятий 20 часов. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе теоретической Практической Объем часов 32 32 12 20 Форма контроля : текущий контроль 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины. Наименование разделов и тем Тема 1.1. Введение. Тема 2.1. Психология общения. Содержание учебного материала, практические работы обучающихся Раздел 1. Введение. Содержание учебного материала Введение. Знакомство с наукой психологией и этикой. Основные понятия. 1 Практические занятия 2 Тренинг на знакомство и сплочение группы. Раздел 2.Психология общения Содержание учебного материала 1 Понятие общения и виды общения. Практические занятия 2 Коммуникативный тренинг №1 3 4 5 6 2 Коммуникативный тренинг №2 Коммуникативный тренинг №3 Коммуникативный тренинг №4 Коммуникативный тренинг №5 Тема 4.1. Деловая беседа Раздел 3.Этическая культура Содержание учебного материала 1 Понятия «этика», «мораль». Важнейшие категории этики. Моральные принципы и нормы –совесть, долг, честь, достоинство, скромность, благородство. Практические занятия 1 Деловой этикет. 2 Основные требования к внешнему виду в профессии. 3 Культура телефонного общения. Правила делового телефонного разговора. Раздел 4. Организационная культура Содержание учебного материала 1 2 Уровень освоения 1,2 2 12 Итого за 1 полугодие: Тема 3.1. Этическая культура Объем часов 4 Этапы деловой беседы. Формы вопросов в процессе беседы. Приемы индивидуальной деловой беседы. 2 2 2 2 2 16 10 2 2 2 2 6 2 1,2 2.3 1,2 2,3 1,2 Практические занятия 6 2 3 4 Создание визиток, заполнение резюме для трудоустройства. Собеседование при приеме на работу. Деловая игра «трудоустройство». 2 2 2 Итого за 4 семестр 16 Итого вся программа 32 3 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Этика и психология общения». Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; наглядные учебные пособия. Технические средства обучения: компьютер и мультимедийная установка; 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Дополнительные источники: 1. Барышева А.В. Этика и психология делового общения (сфера сервиса) [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.http://znanium.com/bookread.php?book=176215#none 2. Блюм М.А. Этика деловых отношений [Электронный ресурс]: Учебное пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. М.: Форум, 2009.http://znanium.com/bookread.php?book=144586#none 3. Борисов В.К. Этика деловых отношений [Электронный ресурс]: Учебник / В.К. Борисов, Е.М. Панина, М.И. Панов и др. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. http://znanium.com/bookread.php?book=223658#none 4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2000 5. Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения [Электронный ресурс]: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.http://znanium.com/bookread.php?book=144220 Интернет-ресурсы: Сайт А.Я. Психология. Психологам... и не только http://azps.ru/ Психологический словарь http://www.psi.webzone.ru Психологическая газета - ежедневное электронное издание http://www.psy.su Научно-популярный информационный психологический портал "Мир Психологии" http://psychology.net.ru/ Официальный сайт журнала "Психологическая наука и образование" http://www.psyedu.ru Психологическая газета - ежедневное электронное издание http://www.psy-gazeta.ru Сайт Познай себя и окружающих http://www.follow.ru Подборка публикаций - более 1000 статей, книг в открытом бесплатном доступе http://www.hpsy.ru/ Сайт Популярной психологии http://karpowww.id1945.com/ Сайт: психологические тесты, оптические иллюзии, обманы зрения и феномены http://www.log-in.ru Научная и популярная психология: история, теория, практика http://www.psychologyonline.net 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий самостоятельной работы. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты обучения Освоенные умения использовать знания психологии и этики в профессиональной деятельности; предотвращать и регулировать конфликтные ситуации; психологически грамотно строить беседу; применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; соблюдать этические нормы поведения. Усвоенные знания психологические свойства личности, их роль в профессиональной деятельности; психологию труда и профессиональной деятельности; психологию коллектива ируководства, причины возникновения и способы разрешения конфликтных ситуаций; особенности профессиональной этики; основные нормы и правила современного этикета. Наблюдение за выполнением практической работы и поведением в процессе межличностного общения при проведении деловых игр и т.п. Оценка соответствия поведения правилам делового общения Выполнение устных, письменных, тестовых контрольных заданий. Проверка соответствия выполнения контрольных заданий требованиям к результатам освоения дисциплины. Выполнение самостоятельной работы. Проверка соответствия выполнения заданий для самостоятельной работы требованиям к результатам данной работы. 5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/п № пункта Дата рабочей внесения программы изменений и дополнений До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом 9