1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины «Математика в профессии» является частью адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочего «Маляр» для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с интеллектуальными нарушениями. 1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. Изучение дисциплины «Математика в профессии» направлено на изучение основ математики, необходимых для освоения профессиональных функций по профессии «Маляр», связанных с умением выполнять измерения, элементарные расчёты и вычисления. В результате обучения обучающиеся должны: уметь: - выполнять арифметические действия над числами и величинами; - выполнять измерения реальных объектов с заданной точностью; - применять различные способы измерения - выполнять расчёты по вычислению площадей и объёмов геометрических тел; - решать элементарные задачи, связанные с практической деятельностью штукатура. -выполнять действия с величинами; знать: - основные правила и свойства арифметических действий, которые можно применять при решении практических задач; - способы решения элементарных задач, - величины и единицы их измерения; - основные способы решения элементарных текстовых задач; - правила вычисления площадей поверхности и объёмов тел. 1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе: — теоретической учебной нагрузки обучающегося - 10 часов. — практических занятий - 38часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практических занятий Объем часов 48 48 38 3 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия 1курс Тема 1.1. Введение 1-2 Введение. Входная диагностика. Математика в профессии Содержание учебного материала Тема 2.1. Числа и арифме- 3-4 Арифметические действия. Их свойства. Вычислительные приемы тические действия над Практические занятия ними 5-6 Доли и дроби. Нахождение части от числа и числа по его части Содержание учебного материала: 7-8 Величины: длина, масса, объём, площадь. Единицы их измерения Практические занятия 9-10 Периметр. Вычисление периметра геометрических фигур (треугольника, квадрата, прямоугольника, многоугольника) Тема 2.2. Величины 11-12 Площадь. Вычисление площади геометрических фигур (треугольника, квадрата, прямоугольника, круга) 13-14 Решение практических задач на вычисление площади реальных объектов 15-16 Измерение при помощи линейки, рулетки, сантиметровой ленты реальных объектов Содержание ученого материала 17-18 Объём и площадь поверхности шара, конуса, пирамиды и параллелепипеда Тема 2.3 Площадь поверх- Практические занятия ности и объём тел 19-20 Решение практических задач на вычисление площади поверхности геометрических тел 21-22 Решение практических задач на вычисление объёма и площади поверхности параллелепипеда 23-24 Практическая работа «Измерение и вычисление площади поверхности тел» Объем часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 курс Тема 3.1 Текстовые задачи и способы их решения Тема 4.1 Арифметические Содержание ученого материала Задачи и способы их решения. 1-2 Практические занятия 3-4 Решение задач с пропорциональными величинами цена, количество, стоимость. 5-6 Решение задач с величинами производительность труда, время работы и общий объём работы 7-8 Решение задач на совместную работу 9-10 Решение элементарных задач на проценты 11-12 Решение элементарных задач на смеси и сплавы Практические занятия 13-14 Именованные числа. Сложение и вычитание именованных чисел 2 2 2 2 2 2 2 4 действия с именованными числами 15-16 17-18 19-20 Тема.5.1 Решение задач 21-22 практической направленности 23-24 Умножение и деление именованных чисел. Округление чисел с указанной точностью. Выполнение действий с приближенными значениями Измерение реальных объектов и выражение их размеров в различных единицах измерения. Нахождение площади и периметра геометрических фигур в указанных единицах измерения Вычисление площадей поверхностей реальных объектов и расчет необходимого количества материалов, необходимых для выполнения ремонтных работ 2 Практическая работа «Измерение и расчет реальных объектов» 2 2 2 2 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации адаптированной рабочей программы учебной дисциплины имеются учебный кабинет. Оборудование учебного кабинета: парты и стулья для учащихся, доска магнитная демонстрационная, чертёжные инструменты – линейка, угольник, карандаш, Измерительные инструменты : рулетка, сантиметровая лента. Технические средства обучения: телевизор, компьютер, принтер. Наглядные средства: плакаты демонстрационные, презентации, обучающие фильмы. Создания особых условий для реализации программы не требуется. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2018. Дополнительные источники: 1. Варданян С.С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием: Кн. для учащихся 6-8 кл. сред. шк. / Под ред. В.А. Гусева.- М.: Просвещение, 1989. 2. Гусев В.А., Мордкович А.Г. «Математика: справочные материалы: книга для учащихся». М.: «Просвещение», 1988 3. .Дадаян А.А. «Математика»: М, ФОРУМ:ИНФА-М, 2015 . 4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989. 5. Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучки. Книжный клуб, Харьков, 2006 6. Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. – М.: Педагогика, 1989. 7. Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. Москва, 2007 8. Ризванова Х.Я. Книга для внеклассного чтения по математике. – Уфа: Китап, 1998. 9. Просветов Г.И. Математика для гуманитариев. Задачи и решения. -М., 2014 10. Шпорер З. Ох, эта математика! – М.: педагогика, 1985. Интернет-ресурсы. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8_(%F7%E8%F1%EB%EE) http://portfolio.1 september.ru/worr.php.?id=586528 http://images.yandex.ru/ http://historic.ru/books/item/ http://slovari.yandex.ru http://school-sector.relarn.ru 6 Сайт Фестиваля «Открытый урок » http://festival.1september.ru http://ya-repetitor.ru/mathematics/dlya-chego-matematika http://ega-math.narod.ru/Math/HugoS.htm https://alleng.org/d/math-stud/math-st907.htm http:// www.uchportal.ru http://www.problems.ru// . 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий самостоятельной работы. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Освоенные умения - выполняют арифметические действия над числами и величинами; - выполняют измерения реальных объектов с заданной точностью; - применяют различные способы измерения - выполняют расчёты по вычислению площадей и объёмов геометрических тел; - решают элементарные задачи, связанные с практической деятельностью штукатура. -выполняют арифметические действия с величинами; Практические и самостоятельные работы Усвоенные знания - основные правила и свойства арифметических действий, которые можно применять при решении практических задач; - способы решения элементарных задач, - величины и единицы их измерения; - основные способы решения элементарных текстовых задач; - правила вычисления площадей поверхности и объёмов тел. Практические и самостоятельные работы 7