ОУД.01.01 Родной язык, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
^ УТВЕРЖДАЮ:

^
ff

Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарнотехнрло1дачсский::гехникум>>
Е. Бочкарева

2-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(ЭУД.01.01. РОДНОЙ ЯЗЫК
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
08.01.07 Мастер общестроительных работ
профиль обучения: технологический

Камышлов, 2022

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на
основе требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и
дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г.)

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель_____

/________ А. Т. Чуркина

✓
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
I
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:

Разработчик: Цытыркина Любовь Александровна, преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ»

9

Содержание
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.

4

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 13

3 .СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРО­
ГРАММУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
О.

24

23

Программа учебного предмета «Родной язык» разработана на основе:
■Sфедерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего общего образования (далее - ФГОС СОО);
•S

примерной основной образовательной программы среднего об­

щего образования (далее - ПООП СОО);
S федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 08.01.07 Ма­
стер общестроительных работ.
S

примерной рабочей программы общеобразовательной учебной

дисциплины «Родной язык» (для профессиональных образовательных орга­
низаций);
S

учебного плана по профессии 08.01.07 Мастер общестроитель­

ных работ;
S

рабочей программы воспитания по профессии 08.01.07 Мастер

общестроительных работ.
Программа учебного предмета «Родной язык» разработана в соответ­
ствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с уче­
том профессиональной направленности программ среднего профессиональ­
ного образования, реализуемых на базе основного общего образования,
утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Фе­
дерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государ­
ственной политики в сфере среднего профессионального образования и про­
фессионального обучения Министерства просвещения Российской Федера­
ции от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по предмету «Родной язык» разрабо­
тано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной
направленности профессии/ специальности.
Содержание программы образовательной дисциплины направлено на

достижение следующих целей и задач.
Цели освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО,
ориентацией на результаты ФГОС СПО):
-

способствовать

достижению

личностных,

метапредметных

и

предметных результатов обучения;
-

формировать коммуникативную, языковую, лингвистическую и

культуроведческую компетенции;
- способствовать формированию ОК и ПК.
Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО,
ориентацией на результаты ФГОС СПО):
-

формировать представления о роли языка в жизни человека,

общества, государства;
- обеспечить освоение знаний о русском языке как системе, о его
уровнях и единицах, закономерностях его функционирования, базовых
понятиях лингвистики;
-

воспитать

ценностное

отношение

к

русскому

языку

как

государственному языку Российской Федерации, языку межнационального
общения народов России;
-

формировать представление о русском языке как духовной,

нравственной и культурной ценности народа;
- развивать способность свободно общаться в различных формах и на
разные темы;
- совершенствовать умение использовать русский литературный язык
во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
- формировать умения устной и письменной коммуникации на русском
языке в различных формах на различные темы, в том числе в речевых
ситуациях профессиональной направленности;
- способствовать свободному использованию словарного запаса, в том
числе и профессиональной лексики, в различных речевых ситуациях.

1.1.

Место учебного предмета в структуре основной образова­

тельной программы:
/

Учебная дисциплина «Родной язык» является обязательной ча­

стью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных
работ.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии об­
щих компетенций:
Код компе­ Формулировка компетенции
тенции
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, при­
OKOl
менительно к различным контекстам
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личност­
ное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с колле­
гами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осо­
знанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценно­
стей.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятель­
ности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранных языках.

ОК 10

Содержание общеобразовательной дисциплины «Родной язык» (базо­
вый уровень) направлено на достижение всех личностных (далее - ЛР), мета­
предметных (далее - МР) и предметных (далее - ПР) результатов обучения,
регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образова­
тельной программой среднего общего образования (ПООП СОО).

а

Коды
результатов
ЛР01

ЛР 04

ЛР06

ЛР 07

ЛР 09

ЛР 13

МР 02

МР 04

Планируемые результаты освоения дисциплины
включают:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уваже­
ние к своему народу, чувства ответственности перед Роди­
ной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоя­
щее многонационального народа России, уважение государ­
ственных символов (герб, флаг, гимн) (ЛР 1, ЛР 5)
сформированность мировоззрения, соответствующего со­
временному уровню развития науки и общественной практи­
ки, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире(ЛР2)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать
для
их
достижения,
способность
противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям (ЛР 7)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полез­
ной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности (Лр 11, ЛР 12)
готовность и способность к образованию, в том числе само­
образованию, на протяжении всей жизни; сознательное от­
ношение
к
непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и
общественной
деятельности (ЛР 22, ЛР23)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реа­
лизации собственных жизненных планов; отношение к про­
фессиональной деятельности как возможности участия в ре­
шении личных, общественных, государственных, общенаци­
ональных проблем (ЛР 24)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в про­
цессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информацион­
но-познавательной деятельности, владение навыками полу­
чения необходимой информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных источниках информа­
ции, критически оценивать и интерпретировать информа-

МР 08

МР 09

ПР6 01
ПРб 02
ПРб 03

ПРб 04.

ПРб 05.

ПРб 06.
ПРб 07

ПРб 08

ПРб 09

ПРб 10

цию, получаемую из различных источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осозна­
ния совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературно­
го языка и применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения
наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, кон­
спектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жан­
ров
Знание содержания произведений русской и мировой
классической литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного
влияния
на
формирование
национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно­
выразительных возможностях русского языка
Сформированность умений учитывать исторический, исто­
рико-культурный контекст и контекст творчества писателя в
процессе анализа художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах образы,
темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в
развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях
Овладение навыками анализа художественных произведений
с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание худо­
жественной картины жизни, созданной в литературном про­
изведении, в единстве эмоционального личностного воспри­
ятия и интеллектуального понимания
Сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы

Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов
Примерные

темы

рефератов

(докладов),

индивидуальных

проектов
1.

Простор как одна из ценностей в русской языковой картине мира.

2.

Этимология фразеологизмов.

3.

Из истории русских имен.

4.

Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

5.

Пословицы о характере человека.

6.

Пословицы о временах года.

7.

Роль топонимов в русском языке.

8.

Роль и уместность заимствований в современном русском языке.

9.

Язык А. С. Пушкина

10.

Этимология числительных в русском языке.

11.

Названия денежных единиц в русском языке.

12.

Этикетные формы обращения.

13.

Интернет- сленг.

14.

Как быть вежливым?

15.

Жесты как универсальный язык человека.

16.

Русское письмо и его эволюция.

17.

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора,

аллитерация.
18.

Искусство комплимента в русском языке.

19.

Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в

организации речи.
20.

Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.

21.

Язык и юмор.

22.

В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».

23.

Языковая игра в шутках и анекдотах.
Q

24.

Виды спора. Как быть убедительным?

25.

Речевой портрет героев произведений русской литературы 19 века.

26.

Речевой портрет современной молодежи.

27.

Употребление анахронизмов в речи.

28.

Крылатые выражения о русском языке.

29.

Возникновение письменности на Руси.

30.

Жаргонизмы в русской речи.

31.

Использование устаревших слов в повседневной жизни.

32.

Лингвистическая география. Сколько языков в мире?

33.

Пословицы и поговорки в творчестве русских писателей.

Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
1

сентября - День знаний. Это праздник человеческой мудрости, научных

ценностей, грамотности и образования. 1 сентября не только открываются
двери всех учебных заведений, но и отдаётся дань силе человеческого ума,
который призван служить добру.
8 сентября - Международный день грамотности. Был учреждён ЮНЕСКО в
1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования
по ликвидации неграмотности (Тегеран, сентябрь 1965 года) - с целью
напомнить о важности грамотности в жизни людей и общества и о
необходимости

укрепления

усилий

по

её

распространению.

Дата

празднования (8 сентября) - день открытия этой конференции.
21 ноября - Всемирный день приветствий. Необычный праздник появился в
1973 году, когда в разгар холодной войны американцы Брайан и Майкл
Маккорман

из

международной
приветствиями

штата

Небраска

напряжённости
во

все

концы

в

знак

протеста

отправили
мира и

письма

попросили

против
с

усиления

радушными

адресатов

просто

поприветствовать кого-нибудь ещё.
В России с древнейших времён при встрече спрашивали о здоровье, эта
m

традиция сохранилась и сейчас.

Аналоги нейтрального «Здравствуйте» -

дружеское «Привет», официальное «Позвольте вас приветствовать». Иногда
говорят: «Моё почтение», «Рад видеть» и «Доброго здоровья». Существуют
такие формы приветствия, как «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый
вечер», «Доброй (спокойной) ночи».
22

ноября - День словаря. День словарей и энциклопедий в России

отмечается 22 ноября, потому что это день рождения Владимира Ивановича
Даля (1801-1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского
языка». Словарь - это не просто книга: он подводит итог развитию языка и
прокладывает ему пути в будущее.
29 ноября - День рождения буквы Ё. 29 ноября 1783 года «родилась» буква
Ё. Произошло это во время одного из заседаний Санкт-Петербургской
Академии

наук,

во

времена

правления

императрицы

Екатерины

II.

«Матерью» новой буквы можно по праву считать директора академии княгиню Екатерину Романовну Дашкову, которая обратила внимание учёных
на то, что в русской речи давно появился звук, который на письме разными
людьми передаётся по-разному: юлка, иолка - ёлка; матьорый, матюрый матёрый. Идею княгини Дашковой поддержали ведущие деятели культуры
того времени. Одним из первых новую букву начал использовать Гавриил
Романович Державин. В печати же она появилась в 1795 году в книге поэта
Ивана Ивановича Дмитриева.
Известной буква Ё стала благодаря Николаю Михайловичу Карамзину, в
связи с чем он до недавнего времени считался её автором.
11

января - Международный день спасибо. Вежливость ценилась во все

времена.

Слово

спасибо

(merci)

появилось

в

парижском

словаре-

разговорнике в XVI веке, а в обиходе оно стало применяться лишь в XX веке.
В православии использовали и используют сейчас слово благодарю, которое
имеет очень светлое значение - «дарю тебе благо». Само слово спасибо
стремился ввести в обиход священнослужитель Аввакум, употребляя его как
словосочетание Спаси Бог. В разговорную речь оно вошло не сразу.

Потребовалось несколько столетий, чтобы люди стали воспринимать его как
само собой разумеющееся и произносить с самого детства.
23 января - День ручного письма (День почерка). Праздник учреждён в 1977
году с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о
необходимости практиковаться в нём, о неповторимости почерка каждого
человека.

Инициатор

-

Ассоциация

производителей

пишущих

принадлежностей, которая и провозгласила датой «рукописного» праздника
23 января.
1 февраля - Всемирный день чтения вслух. Отмечается с 2010 года по
инициативе некоммерческой организации "Lit World". Проводится в первую
среду февраля. Цель праздника - показать чтение как способ взаимодействия
с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому
человеку вместе со звучащим словом. Читать интересно! А читать вслух интересно вдвойне! Ведь при чтении вслух мы делимся своими эмоциями с
окружающими, передаем им свое настроение и ощущения от прочитанного.
3 февраля - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Борьба с
ненормативной лексикой ведётся во всём мире: созываются комитеты,
привлекаются активисты, изучаются возможные пути решения проблемы.
21

февраля -

Международный день родного языка. Провозглашён

Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Отмечается с
2000 года ежегодно 21

февраля, с целью содействия языковому и

культурному разнообразию. Дата была выбрана в знак памяти событий,
произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года,
когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в
защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать
одним из государственных языков страны.
21 марта - Всемирный день поэзии.
24

мая

-

День

славянской

письменности

и

культуры.

Праздник,

приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и
Мефодия, просветителей Словенских.

25 мая - День филолога.
6 июня - День русского языка. Пушкинский день.

2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

Основное содержание

36

в т. ч.:
теоретическое обучение

24

практические занятия

12

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО

№
1-2

Раздел 1. Язык и культура
Примеры ключевых слов (концептов)
Тема 1.1.
Русский язык как зер­ русской культуры, их национально- ис­
кало
национальной торическая значимость. Крылатые сло­
культуры и истории ва и выражения (прецедентные тексты)
из произведений художественной лите­
народа (обобщение).
ратуры, кинофильмов, песен, реклам­
ных текстов.

Общее представление о внешних и
Тема 1.2.
Развитие языка как внутренних факторах языковых изме­
нений, об активных процессах в совре­
объективный процесс
менном русском языке. Рост словарного
состава языка.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы со­
5-6
Тема 2.1.
Нарушение орфоэпиче­ временного русского литературного
ской нормы как худо­ языка. Активные процессы в области
произношения и ударения.
жественный прием
Практическое занятие 1.
7-8
Работа с орфоэпическим минимумом.
Отражение произносительных вариан­
тов в современных произносительных
словарях.
Основные лексические нормы совре­
9-10 Тема 2.2.
Речевая избыточность менного русского литературного языка.
и точность. Типичные Лексическая сочетаемость слова и точ­
ошибки, связанные с ность. Типичные ошибки, связанные с
речевой
избыточно­ нарушением лексической сочетаемости.
Тавтология. Плеоназм. Современные
стью.
толковые словари. Отражение вариан­
тов лексической нормы в современных
словарях.
11Тема 2.3.
Практическое занятие 2.
12
Отражение вариантов Основные грамматические нормы со­
грамматической нормы временного русского литературного

3-4

2

Формируемые ОК,
ПК, ЛР

Практические
занятия

Наименование разделов и тем

Теоретические
занятия

ПРЕДМЕТА

ПРб
02,
ЛР01,
ЛР 04,
МР
02,
МР
04,
ОК0106,10

2

2

2

2

2

ПРб
01,
ПРб
03,
ЛР06,
ЛР 07,
МР
08,
ОК
01,02,
05

1314

1516

1718

19-

го

2122

2324

2526

00
2930

3132

Типичные
грамматические
в современных слова­ языка.
ошибки. Отражение вариантов грамма­
рях и справочниках..
тической нормы в современных грам­
матических словарях. Словарные поме­
ты
Этикет и этика в электронной среде
Тема 2.4.
Этика и этикет в элек­ общения. Понятие электронного этике­
тронной среде общения. та. Интернет - переписки.
Практическое занятие 3.
Тема 2.5.
Правила ведения дис­ Этические нормы, правила этикета Ин­
тернет - дискуссии, Интернет - полеми­
куссии, полемики
ки.
Составление текстов профессиональной
направленности.
Понятие делового общения. Речевая
Тема 2.6.
Этикетное речевое по­ ситуация. Этикет в деловом общении.
ведение в ситуациях де­ Деловые письма.
лового общения.
Раздел 3.
Язык и речь. Виды речевой деятель­
ности.
Понятие информационной безопасно­
Тема 3.1
Русский язык в интер­ сти в языке. Контактное и дистантное
нете. Правила инфор­ общение.
мационной безопасно­
сти при общении в со­
циальных сетях.
Текст как единица языка и речи. Анно­
Тема 3.2
Виды преобразования тация. Конспект. Использование графи­
ков, диаграмм, схем для представления
текстов.
информации.
Функциональные разновидности языка.
Тема 3.3
Разговорная
речь: Разговорная речь и ее особенности. От­
анекдот, шутка, посло­ личие пословиц от поговорок. Посло­
вицы и поговорки как отражение рус­
вицы и поговорки
ского национального характера.
Практическое занятие 4.
Тема 3.4
Официально- деловой Деловое письмо. Виды деловых писем и
стиль, его структурные их функции. Составление текстов про­
элементы и языковые фессиональной направленности
особенности.
Доклад. Содоклад. Сообщение. Рефе­
Тема 3.5
Учебно-научный стиль. рат. Типы рефератов.
Тема 3.6
Особенности употребления публици­
Публицистический
стического стиля. Понятие очерка.
стиль.
Проблемный Проблемный очерк.
очерк.
Тема 3.7
Понятие диалогичности. Текст и интер­
Язык художественной текст. Афоризмы. Прецедентные тек­
литературы. Диалогич­ сты.
ность в художественном

2

2

2

ПР6 0
2, ПРб
03,
ЛР06,
ЛР 07,
ЛР 09,
ЛР13,
МР
02,
МР
04,
МР
08,
МР
09,

2

2

2

2

око106,09

2
2

2

3334

3536

произведении.
Практическое занятие 5.
Тема 3.8
Научно- практическая Выступление студентов с докладами по
конференция:
«Роль выбранной теме.
родного
языка
для
формирования лично­
сти человека и народа».
Дифференцированный зачет

2

2
12

24
36

Итог

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обу­
чения
Язык и культура

Культура речи

Язык и речь. Ви­
ды речевой дея­
тельности.

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на
уровне учебной дисциплины)
извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке
как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и
истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки
о русском языке;
составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение)
в устной или письменной форме;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни
общества;
вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор тек­
стов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского язы­
ка в жизни человека.
владеть нормами русского литературного языка;
проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по
изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических
словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельно­
сти;
находить и исправлять типичные ошибки в текстах разных стилей.
владеть всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение;
владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­
ций, рефератов, сочинений различных жанров;
выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;
аргументировать различие лексического и грамматического значения слова;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять осо­
бенности употребления лексических средств в текстах научного и офици­
ально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лек1А

сических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов,
антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического слова­
ря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности.__________________________

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕД­
МЕТА

Т р е б о в а н и я к м и н и м а л ь н о м у м а т е р и а л ь н о -т е х н и ч е с к о м у
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙ ЯЗЫК»

Освоение программы учебной дисциплины «Родной язык» предполага­
ет наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освое­
ния ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в
котором имеется возможность обеспечить обучающимся свободный доступ в
Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов и быть оснащено типовым обору­
дованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализиро­
ванной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выпол­
нения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспече­
ния программы учебной дисциплины «Родной язык» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасно­
сти;
библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические ком­
плекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Родной
языка», рекомендованные или допущенные для использования в профессио­
нальных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справоч­
никами, научной, научно-популярной и другой литературой по родному язы­
ку.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Родной язык»
студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам
по родному языку, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (элек­
тронным книгам, практикумам, тестам и др.).
Информационное обеспечение обучения
Обязательные источники
1.

Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс - М: Академия,

2019г.
2.

Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс - М: Академия, 2019г.

Дополнительная литература
Для обучающихся
1.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов

профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. - М.: 2017.
2.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки

к ЕГЭ: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных ор­
ганизаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М.: 2017.
3.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно­

методический комплекс для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М.: 2017.

4.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2004.

5.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика.

Текст.

Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.
6.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материа­

лы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2007.
7.

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык:

учебник. - 4-е изд., испр. - М., 2006.
8.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.

9.

Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник 10 класс - М: Русское слово,

2013 г.
10.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11

классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.
11.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.

12.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.

13.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.

14.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.

15.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2002.

16.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и аби­

туриентов. - М., 2002.
17.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.

1.

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник

для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Академия, 2001
2.

Бабайцев В.В. Русский язык. Сборник заданий 10-11 кл. - М.: Акаде­

мия, 1997
3.

Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших клас­

сах. -М .: Просвещение, 1998
4.

Розенталь Д.Э. Русский язык 10-11 кл.- М.: Академия, 1999

Для преподавателя
1.

Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

2.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.
1о

3.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для

учителей. - М., 2002.
4.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000.

5.

Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004.

6.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.,

2006.
7.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф.,

Львова С.И., Цыбулько И.П. - М. 2006.
8.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому

языку. - М., 2002.
9.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М.,

2001.
10.

Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширя­

ева. - М., 2000.
11.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник.

Практикум. - М., 2001.
12.

Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. - М.,

2004.
13.

Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под

ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2005.
14.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стили­

стика. - М., 2004.
15.

Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова

и др.; под ред. Н.А. Николиной. - М.. 2004.
16.

Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров,

А.Г. Аркадьев. - М., 2004.
17.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М., 2000.

18.

Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментиро­

вание. -М .. 2005.
Словари
on

1.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в со­

временном русском языке. - СПб., 2000.
2.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. -

СПб. 2003.
3.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая пра­

вильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр.
и доп. - М., 2001.
4.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,

произношение, ударение, формы. - М., 2001.
5.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русско­

го языка. - М., 2005.
6.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М.,

2004.
7.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв.

Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
8.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологи­

ческих выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова.
-М ., 2006.
9.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.,

1992.
10.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского

языка. - М., 2001.
11.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. -

М., 2005.
12.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с

лексико-грамматическими формами. - М., 2002.
13.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения

конца XX столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
14.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.

01

15.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского язы­

ка / Сост. В.В. Бурцева. - М., 2006.
16.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический

словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила
и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
17.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и измене­

ния слов русского языка. - М., 2005.
18.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского

языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
19.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь рус­

ского языка: Происхождение слов. - М., 2000.
20.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М.,

2000 .

21.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь рус­

ского языка: Происхождение слов. - М., 2000.
22.
2000 .

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М.,

5.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБ­
НОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09
ПРб 10

Методы оценки
Оценка результатов устных ответов, аналитической работы
с текстами разных стилей, представления текстов в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений раз­
личных жанров, сформированности понятий о нормах рус­
ского литературного языка и применения знаний о них в
речевой практике, филологического анализа языковых еди­
ниц, сочинений, эссе (в том числе профессионально ориен­
тированных), заданий экзамена

6ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

1
2

№ пункта
программы

Дата
внесения
изменений
и дополне­
ний

До
внесения из­
менений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № протокола
рассмотрения цик­
ловой комиссией

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».