ОУД.06 ОБЖ, 2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
в

/

й ) УТВЕРЖДАЮ:Щ
•г Директор Г'АЛОУ <20
i','-

«Камышловскии гуман итарнотехно л о тч еск и й техникум»
■■■/ y \LJE. Бочкарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРЕДМЕТА

ОУД.Об ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
08.01.07 Мастер общ естроительных работ
Профиль обучения: технологический

г. Камышлов, 2022

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ».
Председатель
s /
А. Т. Чуркина
7
/
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
. Iw te.- /ту _ Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
\Д1дМ________ Т.А. Мадыгина

Разработчик- Сухов Олег Борисович, преподаватель первой
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ».

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а
также с учётом требований ФГОС СПО 08.01.07 Мастер общестроительных:
работ.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

2.

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

9

3

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО

1о

ПРЕДМЕТА
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

28

6.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

29

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» разработана на основе:
S

федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего общего образования (далее - ФГОС СОО);
■S

примерной

основной

образовательной

программы

среднего

общего образования (далее - ПООП СОО);
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 08.01.07 Мастер
общестроительных работ;
S

примерной рабочей программы общеобразовательной учебной

дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» технологического
профиля (для профессиональных образовательных организаций);
учебного плана по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных:
работ;
рабочей программы воспитания по профессии
общестроительных работ.
Программа

учебного

предмета

08.01.07 Мастер

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» разработана в соответствии с Концепцией преподавания
общеобразовательных
направленности
реализуемых

дисциплин

программ

на

базе

с

среднего

основного

учетом

профессиональной

профессионального

общего

образования,

образования,
утвержденной

распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от
30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной
политики

в

сфере

профессионального

среднего

обучения

профессионального

Министерства

образования

просвещения

и

Российской

Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
4

Содержание рабочей программы по предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» разработано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной
направленности профессии
Содержание программы образовательной дисциплины направлено
на достижение следующих целей и задач:
• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные
интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно
обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития
личности, общества и государства);
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
•

формирование

антитеррористического

поведения,

отрицательного

отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся.
1.1.

Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности»
явл яется

о б я зател ь н о й

ч астью

о б щ ео б р азо в ател ьн о го

цикла

основной

образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07
Мастер общестроительных работ.

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие
5

OK 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 07Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
JTP 03 Готовность к служению Отечеству, его защите
ЛР 11 Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков
ЛР 12Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь
ЛР 13 Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем
ЛР 14Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности
Метапредметные результаты
МР 01
Умение самостоятельно оп р ед ел ять ц ел и деятельности и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
МР 02
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
МР 03
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания
МР 04
Готовность и способность к самостоятельной информационно­
познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой

6

информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников
МР 05
Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности
МР 06
Умение определять назначение и функции различных
социальных институтов
МР 07
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей
Предметные результаты
ПРб 01
Сформированность представлений о культуре безопасности
жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как
о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о
средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого
фактора
ПРб 02
Знание
основ
государственной
системы,
российского
законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз
ПРб 03 Сформированность представлений о необходимости отрицания
экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а
также асоциального поведения
ПРб 04
Сформированность представлений о здоровом образе жизни как о
средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия
личности
ПРб 05 З н ан и е р асп р о стр ан ён н ы х оп асн ы х и ч р езвы ч ай н ы х си туаций
природного, техногенного и социального характера
ПРб 06
Знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека,
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.)
ПРб 07. Знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской
обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
ПРб 08
Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать
различные информационные источники
ПРб 09
Умение применять полученные знания в области безопасности на
практике, проектировать модели личного безопасного поведения в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
ПРб 10
Знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан;

7

права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и
прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих,
порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и
тактическая подготовка
ПРб 11
Знание основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту,
увольнения с военной службы и пребывания в запасе
ПРб 12
Владение основами медицинских знаний и оказания первой
помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах,
отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных
инфекционных заболеваниях и их профилактике

Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов
I.Основные понятия безопасности жизнедеятельности.
2.Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во
время стихийных бедствий.
3.Средства защиты дыхательных путей.
4.Средства защиты кожи от внешних негативных воздействий.
5.Массовые средства безопасности.
6.Опасность атомной и ядерной энергетики.
7. История появления ядерного оружия.
8. Последствия крупных аварий на АЭС.
9.История появления ядов и химического оружия.
10.
Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения.
II.
Стихийные бедствия: смерчи, тайфуны, ураганы, землетрясения,
наводнения. Поведение населения в случае угрозы их возникновения.
12. Обеспечение мер безопасности во время снежных бурь.
13. Обеспечение мер безопасности во время пожаров.
14. Обеспечение мер безопасности в случае схождения снежных лавин.
15. Извержение вулканов: опасность и меры предосторожности.
16. Угроза селевых потоков и обеспечение безопасности населения.
17. Угроза оползней и обеспечение безопасности населения.
18. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных
бедствий.
19. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные
происшествия.
20. Оказание первой помощи в случае ожога, утопления, обморожения,
кровотечения.
21. Выбросы вредных веществ в атмосферу.
22. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.

8

23. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных
предприятиях.
24. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения.
25. Влияние радиации на здоровье человека: угроза, развитие болезней и
методы лечения.
26. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности.
Перечень мероприятий
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая
памятная дата России, установленная федеральным законом «О днях
воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Она связана с трагическими
событиями в Беслане...
11 сентября (дата для 2022 года) - День памяти жертв фашизма международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение
сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма.
21 сентября - Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как
день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.

2. Объем учебной дисциплины
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

72

1. Основное содержание

46

в т. ч.:
теоретическое обучение

32

практические занятия

14

2. Профессионально ориентированное содержание

26

в т. ч.:
теоретическое обучение

4

практические занятия

22

Промежуточная аттестация текущий контроль

9

З.СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Объем
в часах

3

Коды общих
компетенций
(указанных в разделе
1.2) и личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы
4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

10

Раздел 1.
Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья
Тема 1.1
Здоровье и
здоровый образ
жизни
Тема 1.2

Содержание учебного материала
- Основные цели и задачи учебной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности».
- Продолжение жизни как закон и смысл человека и общества.
Содержание учебного материала

£

2

ПРб 01, ПРб 04, ПРб
05, ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 09,
ЛР 12, ЛР 14,
МР 01, МР 02, МР
04, МР 03, МР 05
ОК 01-06

Психологическое
здоровье

Тема 1.3
Влияние
неблагоприятной
окружающей
среды на здоровье
человека.
Основные
источники
загрязнения
окружающей
среды.
Техносфера как
источник
негативных
факторов

- Угроза снижения психологического здоровья населения, роста психических
расстройств и заболеваний.
- Рост преступлений на основе психических отклонений, в том числе в
молодежной среде. Инфантилизм молодого поколения.
-Требования к психическим и морально-этическим качествам человека.
- Основные понятия о психологической совместимости членов группы,
бригады, коллектива.
- Диагностика и доврачебная помощь при истерии, шоке, панической атаке.
- Влияние психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика
употребления психоактивных веществ.
- Влияние двигательной активности на эмоциональное состояние человека.
- Личная гигиена и ее значение для психологического здоровья человека.
- Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.

2

Содержание учебного материала

2

- Окружающая среда: природная, техногенная, социальная, производственная.
- Виды негативных факторов по происхождению: природные, биологические,
экологические, техногенные, социальные и антропогенные.
- Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.
- Глобальное и региональное загрязнение среды (водной, воздушной, почв)
объектами экономики (энергетики, промышленности, транспорта, сельского
хозяйства).
- Биологические опасности.
-Техногенные аварии. Социальные и антропогенные факторы техногенных
аварий.
- Глобальная инфантилизация, низкий профессионализм персонала как
фактор ЧС разного происхождения.

2

Содержание учебного материала

6

Тема 1.4
11

ПРб Об, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12,
МР 02
ОК 01-06

ПРб 01, ПРб 05, ПРб
08
ЛР 14,
МР 04
ОК 03,ОК 4,
ОК6

Правила и
безопасность
дорожного
движения.
Безопасное
пользование
всеми средствами
передвижения

- Правила содержания и эксплуатации техники. Техника безопасности.
- Правила и безопасность дорожного движения.
- Модели поведения пешехода, велосипедиста, пассажира и водителя
транспортного средства при организации дорожного движения.
- Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте, на производстве, в
цеху, при транспортировке и настройке инфокоммуникационных сетей.
- Средства и методы самообороны. Отработка навыков самообороны при
нападении в подъезде, в лифте, в замкнутом пространстве, на улице.
Практическое занятие № 4
Отработка моделей поведений в ЧС на транспорте.

Практическое занятие № 5
Отработка навыков самообороны при нападении в подъезде, в лифте, в
замкнутом пространстве, на улице.
Раздел 2.

Тема 2.1

2

ОК 03,ОК 4,
ОК 06

2

Прб01, ЛР 14,
МР 04
Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05
01, ОК 02, ОК05, ОК
06,

18

ПРб 02, ПРб 05, Прб
07, ПРб 08, ПРб 09
ЛР 11,
МР 02, МР 03, МР 05
О К О !,О К 06

2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Содержание учебного материала

12

ПРб 05, ПРб 07, ПРб
09
ЛР 14,
М Р01,М Р 03,

2

Изучение и
отработка
моделей
поведения при ЧС

Тема 2.2
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)

Тема 2.3
Современные
средства
поражения и их
поражающие
факторы

- Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характер, наиболее вероятных для данной местности и района
проживания.
- Правила поведения в условиях чрезвычайной ситуации. Отработка
поведения при ЧС. Умение организовать и проводить мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
- Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной
природной автономии: ЧС или катастрофа.
- Вынос пострадавшего из задымленного помещения.
Содержание учебного материала
- История создания единой государственной системы предупреждения и
ликвидации ЧС: ее предназначение, структура, задачи.
- Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
- Структура и органы управления гражданской обороны (ГО).
- Изучение первичных средств пожаротушения.
- Отработка навьпсов оказания помощи пострадавшим при асфиксии, ожогах.
- Отработка порядка и правил действий при пожаре с использованием
первичных средств пожаротушения.
Содержание учебного материала
- Классификация средств поражения. Химическое, ядерное,
бактериологическое оружие.
- Средства коллективной и индивидуальной защиты: порядок и правила их
использования. Виды защитных сооружений.
- Эвакуация населения.
- Умение определять количество необходимого оборудования для защиты
коллектива от поражающих факторов.
Практическое занятие № 8
- Отработка навьпсов пользования СИЗ: противогаз (ватно-марлевая повязка,
13

2

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 03
ОКО ВО К 06

2
2

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 07
ОКОВОК 06

6
4

ПРб 05, Прб 07,
МР 02
OKOl, ОК 06

ПРб 05, Прб 07,
ЛР 11, ЛР 12

респиратор).
- Сдача нормативов по надеванию противогаза, общего защитного костюма,
средств индивидуальной защиты.
Содержание учебного материала
Тема 2.4
Правила
безопасного
поведения при
угрозе
террористическог
о акта

Тема 2.5
Государственные
службы по охране
здоровья и
безопасности
граждан

Раздел 3.

Тема 3.1
История создания
Вооруженных

2

OKOl.OK 02, ОК05,
ОК 06,

6

- Понятие о терроре, террористическом акте. Опасности террористического
акта. Психология террористов.
- Модели поведения при стрельбе, при захвате в качестве заложника.

2

Практическое занятие № 9
Отработка навыков поведения при стрельбе, при захвате в качестве
заложника.

4

Содержание учебного материала
- Структура и порядок работы МЧС, МВД, Росгвардии, службы скорой
медицинской помощи, службы медицины катастроф. Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор).
- Правовые основы взаимодействия граждан с органами защиты населения.

2
2

ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

4

Содержание учебного материала

2

Прб 01, Прб 03, ПРб
05, ПРб 08,
МР 02
ЛР 11, ЛР 12
OKOl,
ПРб 09,
МР 02 ОК 01, ОК 02,
ОК05, ОК 06,

ПРб 02,
ЛР 11,
МР 02, МР 06
ОК 01-07, ОК 09,

ПРб 02, ПРб 10,
ПРб 11,
ЛР01, Л Р02, Л Р03,
МР 05 ОКОб

ПРб 02, ПРб 10, ПРб
14

Сил России

Тема 3.2
Воинская
обязанность и
боннский учет

Раздел 4.
Тема 4.1
Понятие первой
помощи

Тема 4.2
Оказание первой

- Организация вооруженных сил Московского государства.
- Военные реформы: Ивана Грозного; Петра I; Реформа 19 века.
- Советские вооруженные силы их структура и предназначение.
- Современная военная реформа.
- Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации: виды
ВС РФ (сухопутные войска, воздушно-космические силы, военно-морской
флот); рода войск (ракетные войска стратегического назначения, воздушнодесантные войска). Их предназначение.
- Воинские звания. Знаки отличия.
Содержание учебного материала
- Основные понятия воинской обязанности и воинского учета.
- Постановка граждан на воинский учет. Категории годности. Медицинское
освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский
учет.
- Альтернативная гражданская служба.
- Служба по контракту.

2

ОК 06

2
2

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

14

Содержание учебного материала

1

- Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.
- Признаки жизни.
- Общие правила оказания первой помощи.
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской
Федерации».
Содержание учебного материала

11,
ЛР01, ЛР02, ЛРОЗ,
МР 05

1

ПРб 10, ПРб 11
ЛРОЗ,
МР 01, МР 04
ОКОб

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР01
ОК 04, ОК 06
Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
МР 01, МР 04, МР 05
ОК 01-10

3
Прб 07, ПРб 12

15

помощи при
остановке сердца,
искусственная
вентиляция
легких

- Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
- Алгоритм оказания первой помощи при остановке сердца и асфиксии.

1

Практическое занятие № 11
Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственной вентиляции
легких.

2

Содержание учебного материала
Тема 4.3
Понятие травм и
их виды

Тема 4.4
Понятие и виды
кровотечений

Тема 4.5
Первая помощь

- Отработка навыков наложения повязок.
- Оказание помощи при ранениях.
Работа в группах
- Наложение шин.
- Первая помощь при проникающих ранениях грудной клетки, брюшной
полости, черепа.
- Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга.
- Первая помощь при переломах, травматизме на производстве.
- Помощь при электротравмах и ударах молнией.
Содержание учебного материала
- Отработка навыков оказания первой помощи при кровотечении.
- Наложение повязок, жгута, закрутки.
- Правила оказания помощи при кровотечениях.
- Личная безопасность при оказании помощи.
- Оказание помощи при венозном, капиллярном, артериальном, смешанном и
внутреннем кровотечении.
Содержание учебного материала

16

ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР 03
ОК 04, ОК 06
Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
МР01 o k o i , o k
02, ОКО5, ОК 06, ОК
09

1
1

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР 03
ОК 04, ОК 06

1
1

Прб 07, ПР612,
ЛР 12,
М Р01,М Р 03
ОК 04, ОК 06

1

при ожогах, при
воздействии
низких
температур

Тема 4.6
Первая помощь
при попадании
инородного тела в
верхние
дыхательные
пути

Тема 4.7
Первая помощь
при инсульте,
инфаркте,
эпилепсии

- Понятие, основные виды и степени ожогов.
- Первая помощь при термических ожогах, при химических ожогах.
- Основные признаки теплового удара.
- Основные степени отморожений. Порядок оказания помощи.
Содержание учебного материала

1

3

- Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
- Отработка навыков выполнения приема Геймлиха.
- Оказание помощи при удушье детей.
- Отработка мероприятий по оказанию помощи при отравлении. Острое и
хроническое отравление.

1

Практическое занятие № 14
Отработка основных приемов удаления инородных тел из верхних
дыхательных путей.

2

Содержание учебного материала
- Первая помощь при отсутствии сознания.
- Алгоритм оказания помощи при инсульте. Диагностика инсульта. Виды
инсультов.
- Помощь при предынфарктном состоянии, алгоритм помощи пострадавшему.
- Виды эпилепсии, оказание помощи при эпилептическом припадке.
17

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР01
ОК 04, ОК 06
Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
М Р01,М Р 02, МР 03
ОК 04, ОК 06

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР01
O KOl.OK 02, ОК05,
ОК 06,ОК 09

2

2

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
М Р01,М Р 02, МР 03
ОК 04, ОК 06

Тема 4.8
Первая помощь
на воде. Помощь
при утоплении

Содержание учебного материала
- Помощь пострадавшему на воде.
- Правила транспортировки пострадавшего
- Оказание помощи при утоплении.

2

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
М Р01,М Р 02, МР 03
ОК 04, ОК 06

2

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Раздел №1

Тема 1.1
Здоровье и
здоровый образ
жизни

10

Содержание учебного материала
8

1

Продолжение жизни как закон и смысл человека и общества
(бинарное т еорет ическое занятие).

-Смысл Живого мира - не прекращение процесса Жизни. Прогресс и
регресс: условия и признаки процессов.
- Жизни Человека как части Живого мира. Определение смысла жизни
в мировых религиях.
-Понимание смысла жизни человека в философии и психологии.
-Понятия о реализации и самореализации Человека (АМаслоу,
пирамида Дилтса и др.)
-Важнейшие аспекты самореализации: жизненные Цели, Мечта.
Творчество, раскрытие способностей. Любовь к Делу.
-Профессиональная самореализация. Примеры из жизни известных
людей, преодолевших массу преград на пути к Мечте и самореализации
18

2

ПРб 01, ПРб 04, ПРб
05
ЛР 12, ЛР 13,
МР 01, МР 02
ОК 01-10
П Рб01,П Рб 04, ПРб
05
ЛР 12, ЛР 13,
МР 01, МР 02
ОК 01-10

в своем Деле.
-Смысл и реальность ограничивающих факторов в самореализации:
Время и жизненная энергия. Понятие «Тайминга» - все вовремя.
-Понятие жизненного норматива как сбережения ресурса времени.
-Характеристики и отличие Взрослого человека и Ребенка.
-Характеристики подросткового периода. Нарушения и сбои в развитии.
-Глубокое планирование собственной жизни как признак взрослого
человека.
-Разветвленное, комбинированное планирование, допуск
худших сценариев и понимание подготовки к ним.

2

2

О бщ ие понятия о зд о р о в ь е

19

ПРб 04, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12

МР 04, МР 05

- Значение здоровья при допуске к профессиональным работам.
- Медицинский осмотр.
- Особенности и профилактика профессиональных заболеваний.
- Риск профессиональных заболеваний и способы их профилактики.
- Рациональное питание и его значение для здоровья.
- Забота о жизни и здоровье специалистов при проведении работ на
производственных участках.
- Региональные условия для занятия спортом и оздоровления граждан.
- Влияние вредных привычек на профессиональное долголетие.

Тема 1.3
Влияние
неблагоприятно
й окружающей
среды на
здоровье
человека.
Основные

ОК 01-10

Практическое занятие № 1
Планирование действий на ближайшие 5-10 лет.

2

ПРб 04, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13
МР01

Практическое занятие № 2
Составление научно обоснованного пищевого рациона для работника по
профессии -мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

2

ОКОВОК 02, ОК05,
ОК 06,
ОК 09

2

П Рб01,П Рб 05, ПРб
08,
ЛР 13, ЛР 14,
МР 04

Содержание учебного материала

ОКОВОК 02, ОК05,
ОК 06,
ОК 09

20

источники
загрязнения
окружающей
среды.
Техносфера как
источник
негативных
факторов

Раздел 2.
Тема 2.1
Изучение и
отработка
моделей
поведения при
ЧС
Тема 2.2
Единая
государственная
система
предупреждения
и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
(РСЧС)

Практическое занятие № 3
Изучение комплекса опасностей на рабочем месте специалиста в автосервисе
(мастерской, учебном полигоне, производстве).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Содержание учебного материала
Практическое занятие № 6
Изучение и отработка моделей поведения при ЧС на учебном полигоне,
производственном участке при проведения профессиональных работ.

Содержание учебного материала
Практическое занятие № 7
Отработка порядка и правил действий при пожаре с использованием
первичных средств пожаротушения в условиях профессиональной
деятельности мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей.

21

2

10

2
2

ПРб 07, ПРб 09,
ЛР 11, ЛР 13,
МР 05, МР 07
ОК 01-10
Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11, ЛР 13,
МР 05, МР 07
О КОВОК 02, ОКО5,
ОК 06, ОК 09

4
4

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 07
ОКОВОК 02, ОК05,
ОК 06, ОК 09

Тема 2.5
Государственны
е службы по
охране здоровья
и безопасности
граждан

Содержание учебного материала
4
Практическое занятие № 1 0 (экскурсия)
Ознакомление с работой службы по охране здоровья и безопасности граждан в
регионе (по выбору педагога с учетом получаемой профессии).

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Раздел 4.

Промежуточная
аттестация

6

Содержание учебного материала

Тема 4.3
Понятие травм и
их виды

Тема 4.4
Понятие и виды
кровотечений

4

2
Практическое занятие № 12
Оказание первой помощи при электротравмах в работе мастера по ремонту и
обслуживанию автомобилей.
Содержание учебного материала

2

4
4

Практическое занятие №13
Решение ситуационных задач.
Контрольная работа

72
ИТОГО:

22

ПРб 02,
ЛР 12, ЛР 13,
МР 04, МР 05, МР
06, МР 07
ОК 01-10

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12, ЛР 13,
МР01 ОК 01-10
Прб 07, ПРб 12
ЛР 12, ЛР 13,
МР01
ОКОВОК 02, ОК05,
ОК 06, ОК 09
Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12, ЛР 13
МР01 o k o i , o k
02, ОК05, ОК 06, ОК
09

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности», оснащенный
оборудованием1:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной
жизнедеятельности населения и др.);
- тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде;
- имитаторы ранений и поражений;
- образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО);
- средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2,
защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм;
- общевойсковой прибор химической разведки (ВПХР) ;
- рентгенметр ДП-53;
- компас-азимут;
- дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
- учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической
опасности» для изучения факторов радиационной и химической опасности;
- образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный
перевязочный пакет И1И1-1, жгут кровоостанавливающий, аптечка
индивидуальная АИ-2, комплект противоожоговый, индивидуальный
противохимический пакет ИПП-11;
- сумка санитарная;
- носилки плащевые;
- образцы средств пожаротушения (СП);
- макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и
муляжи;
- макет автомата Калашникова;
- электронный стрелковый тренажер;
- обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;

1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

- комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд;
- техническими средствами обучения;
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой
реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране
компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа
«Гоша» и «Максим».
Информационное обеспечение реализации программы
Основные издания
Основная для студента:
1. Марков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности/ учебник для
Юкл. - М.: Дрофа, 2018
2. Марков ,В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11
кл. - М.: Дрофа, 2019
Основная для педагога:
1. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под
общей редакцией Я. Д. Вишнякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. 249 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-01577-5. - Текст
: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/43460
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей
редакцией В. П. Соломина. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 399 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-02041-0. - Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/45078
3. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение
выживанию: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :
Издательство Юрайт, 2020. - 174 с. - (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-08521-1. - Текст : электронный// ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/454510
4. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник / В.
С. Долгов. - Санкт-Петербург : Лань, 2020. - 188 с. - ISBN 978-5-8114-39287. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL:
https://e.lanbook.com/book/133903
24

5. Косолапова Н.В.,
Прокопенко Н.А.
Основы
безопасности
жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений сред. проф.
образования/Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Побежимова E.JI — М.:
Издательский центр «Академия», 2017.-368 с.
6. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /
Е. В. Пантелеева, Д. В. Альжев. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. 287 с. - ISBN 978-5-9765-1727-1. - Текст : электронный // Лань : электронно­
библиотечная система. - URL: https://е.lanbook.com/book/119416

Дополнительные источники
1. Конституция Российской
Федерации
(принята всенародным
голосованием 12.12.1993).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности
и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. —
1 9 9 8 , — № 13. — Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных прозводственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) //
СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-Ф3 «Об альтернативной
гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст.
3030.
7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от
05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2.
— Ст. 133.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ.
— 2011. — N 48. — Ст. 6724.
10. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине
Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
11. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
12. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах
ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих
25

Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и
иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной
формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил
Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 №
22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. — 2011. — № 47.
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых
оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой
помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012
№ 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. — 2012.
14. Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб.
пособие для бакалавров. — М., 2013.
15. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни.
— М., 2012.
16. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова E.JI. Безопасность
жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф.
образования. — М., 2013.
17. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся
старших классов сред, образовательных учреждений и студентов сред. спец.
учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014
18. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013.
19. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов
н/Д, 2013http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
20. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
21. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
22. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
23. http://www.obzh.info
информационный
веб-сайт (обучение
и
воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
24. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по
основам безопасности жизнедеятельности
25. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных
экстремальных условиях
26. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Projectl 132/index.htm Автономное
существование в природе - детям
27. http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации (Минприроды России)
28. https://www.gosnadzor.ru Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

26

29. http://www.mchs.gov.ru
Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России)
30. http://www.mzsiTf.ru Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)
31. http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости
(Роструд)
32. http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
33. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».
34. http://www.risot.safework.ru Российская Информационная Система
Охраны Труда (РИСОТ)
35. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной
безопасности
36. http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)

27

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Методы оценки

Результаты обучения
ПР6 01

Тестирование

ПРб 02

Тестирование

ПРб 03

Эссе по проблемам

ПРб 04

Тестирование, эссе по проблемам

ПРб 05

Тестирование
Оценка результатов выполнения практической работы

ПРб 06

Тестирование

ПРб 07

Оценка результатов выполнения практической работы

ПРб 08

Оценка результатов выполнения практической работы

ПРб 09

Оценка результатов выполнения практической работы

ПР610

Тестирование

ПРб 11

Тестирование

ПР612

Оценка результатов выполнения практической работы

28

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

1
2

29

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».