ОУД.12 Человек, общество, экономика и право, 2022

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО
/ «Камышловский гуманитарноеский техникум»
VЕ.Е.Бочкарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.12 «ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ЭКОНОМИКА И ПРАВО»
для профессии СПО
08.01.07 Мастер общестроительных работ
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический
Уровень освоения: базовый

Камышлов, 2022 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе
требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от
29.12.2014 г., 31.12.2015 г.) и в соответствии с Примерной программой общеобразовательной
учебной дисциплины «Обществознание»), рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации
основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.),
примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и уточнениями, одобренными Научно-методическим
советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»
(Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).
Разработчик:
Цытыркина
Любовь
Александровна
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

высшей

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
А.Т. Чуркина

Председатель

/У
СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР

2

Содержание
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.

4

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

19

3.СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

4.УСЛОВИЯ

25

5.

РАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 28

6.ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ И ДОПОЛНЕНИИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

3

29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Человек и общество,
экономика и право»» предназначена для изучения обществознания в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
СПО (ОПОП СПО - ППКРС) на базе основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины «Человек и общество, экономика и право», в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом
уточнений Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для
профессиональных образовательных организаций, одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ
«ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017г.
Содержание программы «Человек и общество, экономика и право» направлено на
достижение следующих
целей:
• воспитание
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской
Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного
социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной
культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых
дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать,
систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных
сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных
отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных
групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение
стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных
сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки по
профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ.

4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Человек, общество,
экономика и право»
Учебная дисциплина «Человек и общество, экономика и право» имеет интегративный
характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология,
экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные
знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных
факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской
позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых
обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и
социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах
мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли
морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению
ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих
принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения,
формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных
организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной
деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Человек и общество, экономика и
право»предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так,
уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее
распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий
общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную
социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные
теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности
социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования
общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные
представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической
системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом
они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в
нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах
деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, изучение обществознания имеет свои особенности в зависимости от профиля
профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов,
выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме
и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При
освоении
профессий
СПО
и
специальностей
СПО
технического,
естественнонаучного профилей профессионального образования интегрированная учебная
дисциплина «Человек, экономика и право», изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего
образования. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального
образования дисциплина «Человек и общество, экономика и право», изучается также на базовом
уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно с учетом осваиваемой
профессии или специальности.
5

Изучение
обществознания
завершается
подведением
итогов
в
форме
дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС).

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Человек и общество, экономика и право» является учебным
предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего
образования.
В
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Человек и общество, экономика
и право» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Человек и общество,
экономика и право» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования,
для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Человек и общество, экономика и право»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
-российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба,
флага, гимна);
-гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и
демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; эффективно разрешать конфликты;
-готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
6

- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
- бережное,
ответственное
и компетентное
отношение
к
физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками
познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навьжами разрешения проблем; способность и
7

-

-

-

готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально­
правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и
правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат
обществознания;

- предметных'.
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития.
- Способность выявлять признаки коррупционного поведения;
- Осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений
(преступлений);
- Осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч.
коррупционного характера);
- Способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных
отношений;
- Способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям
коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
- Способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие
противодействие коррупции;
- Способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально
коррупциогенных ситуациях;
- Способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;
- Понимание значимости правовых явлений для личности;
- Способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;
- Приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в
рамках образовательной и иной деятельности;
- Способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение
коррупциогенных факторов;
8

- Приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим
отношениям;
- Способность выявлять основные коррупционный факторы в области экономических
отношений;
- Приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной
политики;
- Приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;
- Способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;
- Приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к
ответственности за коррупционные правонарушения;
- Способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в
различных сферах жизни общества;
- Способность определять роль политических институтов в системе противодействия
коррупции;
Освоение предметных результатов в содержании учебной дисциплины, направленной на
Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся, представлен в программе
дидактическими единицами курса обществознания и реализуется отдельными элементами и
примерами в содержании урока по определенным разделам и темам курса.
Кроме того, дается оценка сформированности элементов общих компетенций по итогам всей
учебной деятельности в процессе изучения дисциплины. Данная оценка отражает приращение
общих компетенций, формируемых в течение всего срока обучения по специальности, и в общей
оценке за экзамен по дисциплине не учитывается. В процессе изучения дисциплины можно
провести мониторинг процесса формирования следующих общих компетенций:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом
особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
9

Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
Л Р2

активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в
том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и
участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам
и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и
предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛРЗ

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную
и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.

ЛР 8

Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей,
стремящийся к формированию в строительной отрасли и системе жилищнокоммунального хозяйства личностного роста как профессионала
Способный ставить перед собой цели для решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том
числе с использованием информационных технологий;
Содействующий формированию положительного образа и поддержанию престижа
своей профессии
Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные
технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной
деятельности проблем при строительстве и эксплуатации объектов капитального
строительства;
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки
новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как
результативный и привлекательный участник трудовых отношений.
Личностные результаты

ЛР13

ЛР 14

ЛР 15

ЛР16

ЛР 17

реализации программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями
Имеющий базовую подготовленность к самостоятельной работе по своей
профессии или специальности на уровне специалиста с профессиональным
образованием.

ЛР 18

Осознающий выбор профессии и возможностей реализации собственных

ЛР 19

10

жизненных планов и возможности реализации собственных жизненных планов,
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных , общенациональных проблем.
Умеющий применять полученные знания на практике
Способный эффективно представлять себя и результаты своего
труда.
Нацеленный на карьерный рост и профессиональное развитие.

ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22

Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные субъектами образовательного процесса
Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать
решения

ЛР 26

Способный воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые
идеи

ЛР27

Умеющий отстаивать свою точку зрения, мотивированный к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества

ЛР28

Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта,
готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается

ЛР29

Обладающий социальной активностью, лидерскими качествами, принимающий
активное участие в студенческом самоуправлении

ЛРЗО

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Человек. Человек в системе общественных отношений
Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид,
личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и
трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии.
Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной
деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл
человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.
Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители
(внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и
ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и
взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности
11

самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные
конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и
высокий уровень правовой культуры - основа свободы личности. Мотивы коррупционного
поведения.
Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной
жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт
информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного
кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов,
нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения,
труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии
свободы доступа к культурным ценностям.
Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его
особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного
человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные
учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации.
Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть.
Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен
культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.
Религиозные объединения Российской Федерации.Искусство и его роль в жизни людей. Виды
искусств.
Практические занятия
Духовная культура личности и общества. Виды культуры.
Наука в современном мире.
Роль образования в жизни человека и общества. Мораль.
Религия. Искусство.
Общество как сложная динамическая система.
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы
общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной,
информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное,
индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и
проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая
угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.
Коррупция - социально-опасное явление.
12

Практические занятия
Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение. Типы
мировоззрения. Основные институты общества.
Общество и природа. Глобализация.
Социальные отношения
Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная
стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные
роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное
поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди
молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового
образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути
разрешения социальных конфликтов.
Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические,
профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской
Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этно-социальные конфликты, пути
их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация
в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейньтх
правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности
супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Практические занятия. Социальная стратификация. Виды социальных норм.
Социальные конфликты.
Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения.
Семья в современной России.
Политика
. Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.
Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как
политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения
современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных
институтов — основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство,
политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и
признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей,
свобода средств массовой информации: право граждан участвовать в управлении делами
государства.

13

Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы.
Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство.
Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и
опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические
системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное
регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Практические занятия.
Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе
общества. Функции государства. Демократические выборы и политические партии.
Формы государства.
Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской
Федерации. Личность и государство.
Экономика
Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.
Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы
производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная,
централизованная (командная) и рыночная экономика.
Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.
Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная
конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.
Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования
бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги.
Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы
денежной политики государства.
Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его
структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов.
Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой
политики государства.
Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему
государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений.
Рынок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль
профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее
причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.
Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной
экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее
регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
14

Организация международной торговли. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Практические занятия
Экономика как наука.
Типы экономических систем. Факторы спроса и предложения. Функции государства в
экономике.
Причины безработицы и трудоустройство. Особенности современной экономики России.
Право
Правовое регулирование общественных отношений.
Юриспруденция как общественная наука.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные
формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления
в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды
противоправных поступков.
Юридическая ответственность и ее задачи.

Основы конституционного права Российской Федерации.
Конституционное право, как отрасль российского права. Основы конституционного строя
Российской Федерации.
Система государственных органов Российской Федерации.
Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное
самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской
Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные
конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную
окружающую среду.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Отрасли российского права.
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные
бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права
собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав.
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений.
Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой
договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой
деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых
правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы
социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные
правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав
преступления.
Уголовная
ответственность.
Особенности
уголовной
ответственности
несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
15

Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды.
ответственность.
Практические занятия.
Право в системе социальных норм. Система права. Формы права.
Конституционное право.
Права и обязанности человека и гражданина. Гражданское право.
Трудовое право. Административное право. Уголовное право.

Примерные темы рефератов (докладов), исследовательских проектов
1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими
людьми.
3. Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
4. Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
5. Индустриальная революция: плюсы и минусы.
6. Глобальные проблемы человечества.
7. Современная массовая культура: достижение или деградация?
8. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
9. Кем быть? Проблема выбора профессии.
10. Современные религии.
11. Роль искусства в обществе.
12. Экономика современного общества.
13. Структура современного рынка товаров и услуг.
14. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и
причин безработицы в разных странах.
15. Я и мои социальные роли.
16. Современные социальные конфликты.
17. Современная молодежь: проблемы и перспективы.
18. Этносоциальные конфликты в современном мире.
19. Семья как ячейка общества.
20. Политическая власть: история и современность.
21. Политическая система современного российского общества.
22. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере
современной России.
23. Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на
выбор: одно — из истории, другое — современное).
24. Формы участия личности в политической жизни.
25. Политические партии современной России.
26. Право и социальные нормы.
27. Система права и система законодательства.
28. Развитие прав человека в XX — начале XXI века.
29. Характеристика отрасли российского права (на выбор).
Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
ЯНВАРЬ
12
января-250 лет со дня рождения Михаила Михайловича Сперанского(1772-1839),
русского общественного и государственного деятеля, реформатора, законотворца.
16

13
января — День российской печати (Отмечается с 1991 года в честь выхода первого
номера русской печатной газеты «Ведомости» по указу Петра I в 1703 году)
25 января — День российского студенчества (Татьянин день) (Указ Президента
Российской Федерации «О Дне российского студенчества» № 7 от 25 января 2005 года)
27
января - День воинской славы России. Снятие блокады Ленинграда (1944). Отмечается в
соответствии с Федеральным законом от 13.03.1995 г. № 32-Ф3 «О днях воинской славы
(победных днях) России».
ФЕВРАЛЬ
2 февраля -День воинской славы России . День разгрома советскими войсками немецкофашистских войск в Сталинградской битве (1943 год). Установлен Федеральным законом №
32-Ф3 от 13.03.1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России».
8 февраля — День российской науки (В этот день в 1724 году Пётр I подписал указ об
основании в России Академии наук)
15
февраля - Памятная дата России. День памяти о россиянах, исполнявших служебный
долг за пределами Отечества. Официальная памятная дата в Российской Федерации, призванная
почтить память воинов-интернационалистов, исполнявших интернациональный долг за пределами
границ своей Родины. Дата для проведения была выбрана не случайно. Именно в этот день, 15
февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана.
МАРТ
1 марта — Всемирный день гражданской обороны (В 1972 г. была создана Международная
организация гражданской обороны. В России этот день отмечается с 1994 г.)
6 марта — Международный день детского телевидения и радиовешания (Учреждён по
инициативе ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) в 1994 г. Отмечается в первое воскресенье марта)
8 марта — Международный женский день (В 1910 г. на Международной конференции
социалисток в Копенгагене К. Цеткин предложила ежегодно проводить День солидарности
трудящихся женщин всего мира. В России отмечается с 1913 г.)
21 марта — Международный день лесов (Принят Генеральной Ассамблеей ООН. Резолюция
от 21 декабря 2012 г.)
22 марта — Всемирный день водных ресурсов (Отмечается по решению ООН с 1922 г.)
25 марта — День работника культуры (Установлен указом Президента Российской
Федерации 27.08.2007 г.)
АПРЕЛЬ
26 апреля — Международный день интеллектуальной собственности (Отмечается с 2000 г.
по инициативе стран участников Всемирной организации интеллектуальной собственности)
26
апреля — Памятная дата России. День участников ликвидации последствий
радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф. Ежегодно
отмечается в память о крупнейшей в мире техногенной катастрофе 26 апреля 1986 года на
Чернобыльской АЭС.
МАЙ
1 мая — Праздник Весны и Труда (Первое мая, День международной солидарности
трудящихся, праздновался в Российской империи с 1890 г. В Российской Федерации отмечается
как Праздник Весны и Труда с 1992 г.)
3 мая — Всемирный день свободы печати (Отмечается по решению ЮНЕСКО с 1991 г.)
18 мая — Международный день музеев (Отмечается с 1977 г. по решению Международного
совета музеев)
21 мая — Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и
развития (Провозглашён в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 г.)
21 мая — 90 лет со дня рождения русской писательницы, поэтессы,
24 мая — День славянской письменности и культуры (Отмечается с 1986 г. в честь
славянских просветителей Кирилла и Мефодия)
ИЮНЬ
1 июня — Международный день защиты детей (Учреждён в 1949 г. на Московской сессии
совета Международной демократической федерации женщин)
17

5 июня — Всемирный день окружающей среды (Отмечается по решению ООН с 1972 г.)
6 июня — Пушкинский день России (Учреждён указом Президента РФ в 1997 г.)
12 июня — День России (Учреждён указом Президента РФ в 1994 г.)
15 июня — 155 лет со дня рождения русского поэта, публициста, переводчика Константина
Дмитриевича Бальмонта (1867-1942)
22
июня — Памятная дата России. День памяти и скорби.День всенародной памяти жертв
Великой Отечественной войны. Учрежден Указом Президента РФ в 1996 году в честь памяти
защитников Отечества и начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).
27 июня - День молодежи России. Официально отмечается в соответствии с распоряжением
первого Президента РФ № 459-рп от 24 июня 1993 года «О праздновании Дня молодёжи». А с
инициативой празднования выступили Комитет РФ по делам молодежи и Национальный совет
молодёжных объединений.
ИЮЛЬ
8 июля — Всероссийский день семьи, любви и верности (Отмечается по инициативе
депутатов Государственной думы с 2008 г.)
28 июля - Памятная дата России. День Крещения Руси. В этот день Русская православная
церковь отмечает день равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси.
СЕНТЯБРЬ
1 сентября — День знаний (Отмечается с 1984 года на основании Указа Президиума
Верховного Совета СССР от 01.10.1980 г.)
3 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом (Установлен Федеральным
законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы России» от 21.07.
2005 г.)
21 сентября — Международный день мира (Отмечается по решению ООН с 2002 г. как день
отказа от насилия и прекращения огня)
ОКТЯБРЬ
1 октября — Международный день пожилых людей (Отмечается по решению Генеральной
Ассамблеи ООН ежегодно с 1991 г.)
30 октября - День памяти жертв политических репрессий.Официально этот день был
установлен постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991г. Согласно закону
«О реабилитации жертв политических репрессий», политическими репрессиями признаются
различные меры принуждения, применяемые государством.
31 октября — Всемирный день городов (Отмечается по решению ООН с 2014 г.)
31 октября — 120 лет со дня рождения русского писателя Евгения Андреевича
Пермяка (1902-1982)
НОЯБРЬ
4 ноября — День воинской славы России. День народного единства. Праздник принят
Государственной Думой РФ 24 декабря 2004 года. Эта дата приурочена к освобождению Москвы
и России народным ополчением от польских интервентов в 1612 году.
6 ноября — 170 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Дмитрия Наркисовича
Мамина-Сибиряка(1852-1912)
16 ноября — Международный день толерантности (Декларация принципов толерантности
принята ЮНЕСКО в 1995 г.)
26
ноября — Всемирный день информации (Учреждён по инициативе Международной
академии информатизации в 1992 г.)
ДЕКАБРЬ
3 декабря - Памятная дата России. День Неизвестного Солдата.Объявлен Госдумой РФ
24 октября 2014 г., как день памяти обо всех неизвестных солдатах, погибших в годы Великой
Отечественной войны.
3 декабря — Международный день инвалидов (Отмечается по решению ООН с 1993 г.)
10 декабря — Международный день прав человека (В 1948 г. Генеральная ассамблея ООН
приняла всеобщую декларацию, провозгласившую право каждого на жизнь, свободу и
неприкосновенность)
18

12
декабря
— Памятная
дата
России. День
Конституции
Федерации (Конституция принята всенародным голосованием в 1993 г.)

Российской

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

251

Основное содержание

250

в т. Ч.:
теоретическое обучение

176

практические занятия

60

семинарские занятия

14

Консультация

1

Промежуточная аттестация:
1 семестр - текущий контроль
2, 3 семестр - дифференцированный зачет

19

1

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10
11-12
13-14

15-16
17-18
19-20

21-22
23-24
25-26
27-28
29-30

31-32
33-34
35-36

2
3
4
1 семестр (42 часа)
1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
2
Философские представления о социальных качествах
человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и
мышление. Виды деятельности.
2
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее
критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение.
Типы мировоззрения. Основные особенности научного
мышления.
2
Практическое
занятие.
Составление
таблицы.
Мировоззрение. Типы мировоззрения.
1.2. Общество как сложная система
2
Представление об обществе как сложной динамичной
системе. Подсистемы и элементы общества
2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества
2
Понятие о культуре. Духовная культура личности и
общества.
2
Практическое занятие. Духовная культура личности и
общества. Виды культуры.
2
Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.
Этикет.
2.2. Наука и образование в современном мире
2
Наука в современном мире.
2
Образование как способ передачи знаний и опыта.
2
Практическое занятие. Роль образования в жизни
современного человека и общества
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
2
Мораль.
Основные принципы и нормы морали.
2
Религия как феномен культуры.
2
Практическая работа. Мировые религии.
2
Искусство и его роль в жизни людей.
2
Семинарское занятие. Мораль, искусство и религия как
элементы духовной культуры.
3. Социальные отношения
3.1. Социальная роль и стратификация
2
Социальные отношения. Понятие о социальных
общностях и группах.
2
Социальный статус и престиж. Престижность
профессиональной деятельности
2
Практическая работа. Социальные нормы
20

Формируе
мые
OK,JIP

Практичес
кие
занятия

Кол-во
аудиторн
ых часов
теории

№ урока

Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

Семинаре
кие
занятия

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ИРРЕДМЕТА

ОК1,2
,3,4,5,
6,9
JIP 2,3
,7, 8,11,
12,23

OKI,2
,3,4,5,
6,9
ЛР 2,3
,7, 8,11,
12,23

OKI,2
,3,4,5,
6,9
ЛР 2,3
/7, 8,11,
12,23

37-38
39-40
41-42

1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12

13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26

3.2. Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.
Девиантное поведение, его формы, проявления.
Профилактика среди молодежи.
Социальное взаимодействие. Социальный конфликт.
2
Текущий контроль
2 семестр (166 часов)
Практическое занятие. Социальный контроль.
Социальный конфликт.
3.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной
России.
Молодежь как социальная группа.
Этнические общности. Нации и межнациональные
отношения.
Практическая работа. Истоки конфликтов в среде
молодежи.
Семинарское занятие. «■Проблемы молодежи в условиях
2
современного социума»
4. Политика
4.1. Политика и власть. Государство в политической
Политика и власть. Понятие власти.
Практическое занятие. Политическая система, ее
внутренняя структура.
Государство как политический институт
Практическое занятие. Политическая система общества,
ее структура.
Внутренние и внешние функции государства
Формы государства: формы правления, политический
режим.
Практическое занятие. Составить таблицу «Формы
правления»

2
2
2
30

10
2

2
2
2
2

системе
2
2
2
2
2
2
2
2

27-28

Типология политических режимов.

29-30
31-32

2
Демократия, ее основные ценности и признаки
Практическое занятие. Правовое государство, понятие
2
и признаки
2
Семинарское занятие. Проблемы правового государства
4.2. Участники политического процесса
2
Личность и государство
2
Политическое участие и его типы. Политическое
лидерство.
2
Гражданское общество и государство.
2
Практическое занятие. Политические партии и
движения, их классификация
2
Практическое занятие. Роль средств массовой
информации в политической жизни общества.
Экономика
5.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
2
Потребности человека и ограниченность ресурсов
2
Факторы производства. Прибыль и рентабельность
2
Выбор и альтернативная стоимость

33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44

45-46
47-48
49-50

ОК1,2
,3,4,5,
6,9
ЛР 2,3
,7, 8,11,
12,23

21

OKI,2
,3,4,5,
6,9

51-52
53-54

Практическое занятие. Типы экономических систем
Собственность и конкуренция

55-56

Практическое занятие. Экономическая свобода.
Значение специализации и обмена
5.2 Семейный бюджет
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные
статьи расходов.

57-58

2
2

2

2

59-60

Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная
заработная плата, реальные и номинальные доходы.

61-62

Семинарское занятие. Накопление: виды вкладов,
простые и сложные проценты. Заимствование: виды
займов, полная стоимость кредита

63-64

Практическое занятие. С согласия родителей
просчитать семейный бюджет. Проанализировать два
основных вида семейных доходов.

2

65-68

Практическое занятие. Инфляция и ее последствия для
семейного бюджета. Безработица и ее экономическое
влияние на семью. Составить и проанализировать доходы
и расходы семьи.

4

69-70
71-72

73-74

75-76
77-78
79-80
81-82
83-84
85-86
87-88
89-90
91-92

93-94
95-96

2
2

5.3 Товар и его стоимость
Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и
стоимости товаров.
Практическое занятие. Понятие цены. Понятие
стоимости товара. Мнения ученых экономистов XVII —
XVIII веков по данному вопросу.
Практическое занятие. Теория трудовой стоимости,
теория предельной полезности, теория предельной
полезности и издержек производства.
5.4 Рыночная экономика
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные
структуры
Экономика предприятия: цели, организационно-правовые
формы
Организация производства
Производственные затраты. Бюджет затрат
5.5 Труд и заработная плата
Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда
Семинарское занятие. «Оплата труда работников»
2
Практическое
занятие.
Безработица.
Политика
государства в области занятости
Наемный труд и профессиональные союзы
Семинарское занятие Занятость и безработица Рынок
2
труда функции и механизм действия
5.6 Деньги и банки
Деньги и их роль в экономике
Банковская система
22

2
2

2

2
2
2
2
2
2
2

2
2

ЛР 2,3
,7, 8,11,
12,23

97-98
99-100
101-102
103-104
105-106
107-108
109-110

111-112
113-114
115-116
117-120

121-122
123-124
125-128

129-130

131-132
133-134
135-136

137-138
139-140
141-142
143-144
145-146
147-148
149-150

151-152

2
Практическое занятие. Ценные бумаги: акции,
облигации. Фондовые биржи
2
Инфляция и ее социальные последствия
5.7 Государство и экономика
2
Роль государства в развитии экономики
2
Налоги и налогообложение
2
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета
2
Показатели экономического роста. Экономические циклы
2
Практическое занятие. Основы денежно-кредитной
политики государства
5.8 Международная экономика
2
Международная торговля — индикатор интеграции
национальных экономик
2
Практическое занятие. Валюта. Обменные курсы валют
2
Глобализация мировой экономики
4
Практическое занятие. Особенности современной
экономики России
Раздел 6. Право.
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
2
Юриспруденция как общественная наука. Право в системе
социальных норм. Правовые и моральные нормы.
2
Система права: основные институты, отрасли права.
4
Основные формы права. Нормативные правовые акты и
их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу
законов в РФ
2
Практическое занятие: Источники права и виды
социальных норм
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
2
Конституционное право, как отрасль российского права.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
2
Конституция РФ
2
Система
государственных
органов
Российской
Федерации. Законодательная власть. Исполнительная
власть.
2
Институт президентства. Местное самоуправление.
2
Правоохранительные органы Российской Федерации.
2
Судебная система Российской Федерации. Адвокатура.
Нотариат
2
Понятие
гражданства.
Порядок
приобретения
и
прекращения гражданства в РФ.
2
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от
военной службы.
2
Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени.
2
Практическое занятие: Основные конституционные
права и обязанности граждан в России
Тема 6.3 Отрасли российского права
2
Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица.
23

ОК1,2
/3,4,5,
6,9
ЛР 2,3
,7,
8,11,
12,23

153-154
155-156
157-158
159-160
161-162

163-164
165-166

Юридические лица. Гражданско-правовые договоры
Правовое
регулирование
предпринимательской
деятельности
Имущественные права и личные неимущественные права
граждан: честь, достоинство, имя.
Право на интеллектуальную собственность.
Практическое занятие: Основания приобретения права
собственности: купля -продажи, мена, наследование,
дарение.
Способы
защиты
имущественных
и
неимущественных прав
Трудовое право и трудовые правоотношения. Занятость и
трудоустройство.
Дифференцированный зачет

2
2
2
2
2

2

10
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24

25-26

27-30

31-34

35-38

39-40

3 семестр (42 часа)
Органы трудоустройства. Порядок приема на работу.
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и
расторжения, правоотношениях
Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Роль профсоюзов в трудовых
Правовое
регулирование
трудовой
деятельности
несовершеннолетних
Семинарское занятие "Труд: право или обязанность?
Трудовые права несовершеннолетних"
Административное
право
и
административные
правоотношения.
Административные проступки и административная
ответственность
Уголовное право.
Преступление как наиболее опасное противоправное
деяние
Состав преступления. Система и виды наказаний
Уголовная
ответственность.
Обстоятельства,
исключающие уголовную ответственность. Уголовный
процесс
Особенности
уголовной
ответственности
несовершеннолетних .
Тема 6.4 Коррупция и право
Коррупция
как
социально-правовое
явление
и
законодательное обеспечение противодействия коррупции
в истории России
Международно-правовые
основы
и
национальное
законодательство в сфере противодействия коррупции в
современной
России.
Субъекты
противодействия
коррупции.
Противодействие коррупции в системе государственной и
муниципальной
службы,
ответственность
за
коррупционные правонарушения.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых
24

2
108
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2

2

4

4

4

2

48

41-42

актов
Дифференцированный зачет

2
2

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета.
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее
специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать
требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: оснащено типовым
оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- телевизор.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература для студента:
1.
2.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2018
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2018
Основная литература для преподавателя:

3.
4.
5.
6.
7.

Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2021 - электронный
учебник
Сычев А.А. Обществознание (СПО): учебное пособие., - КноРус., 2019.
Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2018.
Шиповская Л.П. Обществознание (СПО): учебное пособие., КноРус., 2018.
Губин В.Д., Буланова М.Б., Филатов В.П., Обществознание (СПО): учебник для студентов
СПО., КноРус., 2018.
25

8. Боголюбов JI. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2018
9. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2018
10. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно­
научного, гуманитарного профилей: учебник. -М., 2017
11. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно­
научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. -М., 2017
12. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно­
научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. -М., 2017
13. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебник. -М., 2017
Для преподавателей:
1.
2.
3.
4.
5.

Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2016.
Сычев А.А. Обществознание (СПО): учебное пособие., - КноРус., 2019.
Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2018.
Шиповская Л.П. Обществознание (СПО): учебное пособие., КноРус., 2018.
Губин В.Д., Буланова М.Б., Филатов В.П., Обществознание (СПО): учебник для студентов
СПО., КноРус., 2018.
6.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
7.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно- научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
8.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно- научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
9.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
10. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. — М., 2014.
11. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум. — М., 2014.
12. Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,
2015.
13. Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти­
повые тестовые задания. — М., 2015.
14. Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
15. Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
16. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
77.• Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ
РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
18. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от30.11.1994
19. № 51-Ф З)//С ЗР Ф , — 1994, — № 32, — Ст. 3301.
20. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
21. № 14-ФЗ)/ / СЗ РФ. — 1996,— № 5, — Ст. 410.
22. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
23. № 46-ФЗ)/ / СЗ РФ. — 2001,— № 49, — Ст. 4552.
24. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
25. № 230-Ф3) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
26. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-Ф3) //
СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
27. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за­
коном от 30.12.2001 № 195-Ф З)//СЗРФ , — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
28. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //
26

СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
29. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-Ф3) //
СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
30. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
31. № 15, — Ст. 766.
32. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
33. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
34. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —
Ст. 823.
35. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
36. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
37. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» //
СЗ РФ, — 2012.
38. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
39. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —
2002, — № 2, — Ст. 133.
40. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —
1995. — 4 мая.
41. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —
1999, — № 18, — Ст. 2222.
42. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной
казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
43. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной
экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
44. Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон от 2012 № 273-Ф3 (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ,
от 23.07.2013 № 203-Ф3, от 25.11.2013 № 317-Ф3, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ,
от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-Ф3, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
45. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
46.
Примерная основная образовательная программа среднего
общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
47. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
48. Единый
государственный
экзамен.
Контрольные
измерительные
материалы.
Обществознание. — М., 2014.
49. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Интернет-р есу р сы :
1.
2.
3.
4.
5.

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.lseptember.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («Г АР АНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

27

5. Контроль и оценка результатов освоения учебного процесса
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

Уметь:
1) владение умениями выявлять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов
и процессов;
2) владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

Оценка результатов
выполнения
практических занятий,
внеаудиторной
самостоятельной работы.

3) сформированность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Знать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных
сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) сформированность представлений об основных тенденциях и
Тестовый контроль
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном
Контрольная работа
мире;
4) сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов.

Перечень личностных результатов
достигаемых в процессе обучения:
ЛР: 2,3,7,8,13-22,26-30

Перечень
общих
компетенций,
формируемых в процессе обучения
ОК: 01,02,03,04,05,09,

Дифференцированный
зачет

педагогическое наблюдение, опрос,
участие
в
семинарах,
диалогах, олимпиадах, конкурсах и др.

дискуссиях,

Тестирование,
оценка
выполнения
самостоятельных работ, устный опрос,
выполнение индивидуальных заданий, участие в
семинарах, представление доклада с оцениванием,
текущий
контроль знаний

28

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№
п/п

Дата
№ пункта
До
внесения
внесения
рабочей
изменений и
программы изменений
дополнений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

29

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».