ОП.02 Основы строительного черчения, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

но

.УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарнотёхнологдаескод техникум»
,Е. Бочкарева
2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 «ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ»

для профессии СПО
08.01.07 Мастер общестроительных работ
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый

Камышлов, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования 08.01.07 Мастер общестроительных работ (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации № 1569 от 09.12.2016).
Разработчик: Сухов О.Б. - преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразователь
плин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель___
___ Л.А. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
л-Мл&Л (_
Т. А. Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 «ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы строительного черчения является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии СПО 08.01.07 «Мастер общестроительных работ».
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального
образования 08.01.07 «Мастер общестроительных работ».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать архитектурно-строительные чертежи;
- читать схемы производства работ;
- читать проекты.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- требования единой системы конструкторской документации и системы проектной
документации для строительства;
- основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической
документации;
- виды строительных чертежей, проектов, схем производства работ;
- правила чтения технической и технологической документации;
- виды производственной документации.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами
следующих результатов.
Личностных:
- ЛР 18. Имеющий базовую подготовленность к самостоятельной работе по своей
профессии или специальности на уровне специалиста с профессиональным образованием.
- ЛР 20. Умеющий применять полученные знания на практике.
- ЛР 21. Способный эффективно представлять себя и результаты своего труда.
- ЛР 22. Нацеленный на карьерный рост и профессиональное развитие.
- ЛР 27. Способный воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые
идеи.
Предметных:
Приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в
области освоения графических способов передачи информации.
Развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления.
Развитие визуально - пространственного мышления.
Приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в
том числе базирующихся на ИКТ.
Формирование стойкого интереса к творческой деятельности.

4

Студент должен обладать общими компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
Студент должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК 3.1 Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ.
ПК 7.1 Выполнять подготовительные работы и сборочные операции при производстве
сварочных работ ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым электродом, ручной
дуговой сваркой неплавящимся электродом в защитном газе, плазменной дуговой.
ПКв 1.1 Выполнение подготовительных работ при штукатурных работах.

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
теоретические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Консультации
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета

2.2

Объем часов
62
54
22
32
4
4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 «ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ»

6

Наименование
разделов и тем
Тема 1.1
Введение

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы
обучающихся
Раздел 1. Единая система конструкторской документации
Содержание учебного материала
1 Цели и задачи учебной дисциплины.
Проектно-конструкторская документация.
2 Оформление чертежей по Государственным стандартам.
3

Практическая работа № 1
Практическое ознакомление с учебной документацией.
4 Практическая работа № 2
Практическое ознакомление с ГОСТ, ЕСКД.
Раздел 2. Общие правила выполнения и оформления строительных чертежей

Тема 2.1
Оформление
строительных
чертежей

Содержание учебного материала
1 Форматы, штампы, основные надписи чертежей.
2 Линии чертежа, масштабы.

Уровень
усвоения

Код
компетенций

1

o k o i, ok

2

2

2

2

оз,
ЛР 18
ПК 2.5
OKOl
ЛР 20
OKOl
ЛР 20

Объем
часов
6
6
1
1

10
6
1
1

1

2

2

2

2

4
1

2

Практическая работа № 3
Вычерчивание рамки и основной надписи на формате А-4.

Практическая работа № 4
Выполнение чертежа линий.
Содержание учебного материала

Тема 2.2
1 Чертежный шрифт.

7

ОК 03
ЛР 18,
ЛР 27
OKOl
ЛР 20

OKOl
ЛР 20

Нанесение размеров,
обозначений и
надписей на чертежах

Тема 3.1
Выполнение
строительных
чертежей

Тема 3.2
Архитектурностроительные
чертежи

Тема 3.3
Чертежи различных
строительных
конструкций

2

Правила постановки размеров на чертежах.

1 грактическая работа № 5
Выполнение чертежного шрифта (цифры, буквы).
Раздел 3. Выполнение и чтение строительных чертежей
Содержание учебного материала
1 Документация в строительном проектировании.
2 Стандартизация в строительном проектировании.
3 Комплекты чертежей в проекте строительного объекта..
4 Условные графические обозначения
Практическая работа № 6
Выполнение чертежа условных обозначений.
Содержание учебного материала
1 Виды строительных чертежей.
2 Нанесение размеров на строительных чертежах.
3 Состав строительных чертежей. Условные графические изображения на них.
4 Чертежи фасадов здания.
5 Чертежи планов здания.
6 Чертежи разрезов здания.
7 Основная надпись строительных чертежей.
8 Условные графические изображения элементов зданий.
Практическая работа № 7
Выполнение чертежа фасада здания.
Практическая работа № 8
Выполнение чертежа плана здания.
Практическая работа № 9
Выполнение чертежа разреза здания.
Содержание учебного материала
1 Чертежи металлических конструкций.
2 Чертежи железобетонных конструкций.
3 Чертежи деревянных конструкций.

8

1
2
38
6
1
1
1
1
2
14
1
1
1
1
1
1
1
1
2

2

1

ОК 09
ЛР 23

2

OKOl
ЛР 20

2

ОК 04
ЛР 22

2

ОКОВОК 02,
ЛР 20, ЛР 21
ОКОВОК 02,
ЛР 20, ЛР 21
О К О В О К 02
ЛР 20, ЛР 21

2

2

2

2

10
1
1
1

ОК 02
ЛР 18
OKOl
ЛР 20

1

ОК 04 ЛР 18,
ЛР 27

4 Чертежи каменных конструкций.
5 Чертежи санитарно-технического оборудования.
6 Чертежи монтажа конструкций.
7 Чертежи технологического оборудования зданий.
8 Чертежи строительных генеральных планов.
Практическая работа № 1 0
Выполнение чертежа генерального плана.
Содержание учебного материала
Тема 3.4
Чтение строительных 1
Назначение проектных изображений на строительных чертежах.
чертежей
Состав проектных изображений на строительных чертежах.
2
Условные обозначения на чертежах.
3
Практическая работа № 11
Чтение строительных чертежей.
Самостоятельная работа:
Работа с учебниками и учебными пособиями, поиск информации в интернете.
Подготовка к дифференцированному зачету.

1
1
1
1
2

1

ОК 04 ЛР 18,
ЛР 27
OKOl ЛР 20

8
1
1
2
2

1

OKOl
ЛР 18

2

4

3

ОКОВОК 02,
ЛР 20, ЛР 21
ОК 02,ОК 09,
ОК 10,
ЛР 14,
ЛР 18

4

Консультации
Дифференцированный зачет
Всего:
Самостоятельная работа
Консультации
ИТОГО:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

2
54
4
4
62

шшшшш ш ш ииш ®
( Щ ЗД Ш Ц
.

m

i s

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
основы строительного черчения.
Оборудование учебного кабинета:
Комплект учебной мебели для обучающихся:
-ученические парты;
-ученические стулья.
Комплект учебной мебели для преподавателя:
-стол, стул;
-аудиторная доска;
-компьютер, мультимедийный телевизор;
-набор деталей для черчения;
-шестиугольная призма;
-пересекающиеся цилиндры;
-макет разреза детали;
-плакаты.
Методическое обеспечение дисциплины:
- рабочая программа дисциплины ОП.ОЗ Основы строительного черчения;
- раздаточный дидактический материал по темам дисциплины, презентации
по курсу;
- комплект оценочных средств по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы:
Основная литература:
1. Строительное черчение: учебник /Е.А. Гусарова. - М.: Академия,
2018
2. Основы строительного черчения / Гусарова Е.А.УМК Академия,2022
Дополнительная литература:
1. Черчение: Учебник/И.С. Вышнепольский, В.И. Вышнепольский.- 3-е изд.,
испр.-М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018, (Среднее профессиональное образование).
[Электронный ресурсЮОО «Знаниум»]
2. Основы черчения и начертательной геометрии: учеб. пособие/Л.И. Супрун,
Е.Г. Супрун, Л. А. У стю го ва.-К р асн о яр ск :
Сиб.федер. ун-т, 2014.
[Электронный ресурсЮОО «Знаниум»]
10

3. Инженерная графика. Электронный образовательный ресурс. - М. Дрофа,
2017.
4. Черчение для слушателей подготовительных курсов: учебное пособие/Н.А.
Сальков.-М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016, [Электронный ресурсЮОО «Знаниум»]
5. Борисенко, И. Г. Инженерная графика. Геометрическое и проекционное
черчение [Электронный ресурс] : учеб.пособие / И. Г. Борисенко. - 5-е изд.,
перераб. и доп. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. - 200 с. [Электронный
ресурсЮОО «Знаниум»]
6. Строительные конструкции. Расчет и проектирование: Учебник / В.И.
Сетков, Е.П. Сербии. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 444
с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование).

1.
2.
3.
4.
5.

Интернет-ресурсы:
http://www.2d-3d.ru/
HTTP://ABC.VVSU.RU/STR/DZ/01/TEHRISUNOK/
http://fio.novgorod.ru/projects/projectl987/cherch.htm
http://som.fio.ru/RESOURCES/GLOZMANAE/2003/12/GRAF.HTM
http://cherch.ru/

11

4.КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
- читать архитектурно-строительные чертежи;
- читать схемы производства работ;

- читать проекты;
Знания:
- требования единой системы конструкторской
документации для строительства;
- основные правила построения чертежей и
хем;
- виды нормативно-технической документации;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Фронтальный опрос..
Оценка выполнения практических занятий.
Фронтальный опрос.
Оценка деятельности обучающегося в процессе
выполнения индивидуальных практических
заданий
Оценка умения работать с проектами.

Фронтальный опрос.
Оценка выполнения практических занятий.
Фронтальный опрос.
Оценка деятельности обучающегося в процессе
выполнения индивидуальных практических
заданий
- виды строительных чертежей, проектов, схем Оценка выполнения практических занятий.
производства работ;
Фронтальный опрос.
- правила чтения технической и
Оценка деятельности обучающегося в процессе
технологической документации;
выполнения индивидуальных практических
заданий
Фронтальный опрос.
- виды производственной документации.
Оценка выполнения практических занятий.
Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет

5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В ПРОГРАММУ*

№
п/п

1
2

№ пункта
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № протокола Дата и №
рассмотрения
протокола
цикловой комиссией рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».