ОП.03 Основы технологии общестроительных работ, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
T T v - .....

j£'

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.ОЗ «ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

для профессии СПО
08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый

Камышлов, 2022
1

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации № 1569 от 09.12.2016).
Разработчик: - преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных дибршлин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель_____ Л.А. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Замесжщць директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
i / 4 /О,.Л
Т.А. Мадыгина

Г

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ
РАБОТ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.ОЗ Основы общестроительных работ является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ.
Учебная дисциплина ОП.ОЗ Основы общестроительных работ обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности
ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ. Особое значение
дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК
06, ОК09, ОКЮ.
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. Профессиональная
направленность
реализуется
через
формирование
элементов
следующих
профессиональных компетенций: ПК 3.1-3.7; ПК-7.1; ВПК-8.1.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Умения
Код
ПК, ОК
ПК 1.1-1.4
ПК 3.1-3.7,
ПК 7.1

Знания

Классификацию
зданий
и
Составлять технологическую
сооружений.
последовательность выполнения
работ.
Общие сведения о строительном
Читать инструкционные карты и производстве
и
строительных
карты трудовых процессов
процессах
Виды общестроительных работ.
Общие сведения о строительных
машинах,
механизмах
и
приспособлениях.

OK 01

OK 02

OK 03

OK 04

OK 05

Распознавать
задачу
и/или
проблему в профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять её составные
части.
Определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы.
Составить
план
действия.
Определить необходимые ресурсы.
Владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах.
Реализовать составленный план.
Оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно
или с помощью наставника).
Определять задачи для поиска
информации.
Определять
необходимые
источники
информации.
Планировать процесс поиска.
Структурировать
получаемую
информацию.
Выделять наиболее значимое в
перечне информации.
Оценивать
практическую
значимость результатов поиска.
Оформлять результаты поиска

Актуального профессионального и
социального контекста, в котором
приходится работать и жить.
Основные источники информации и
ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или
социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ в
профессиональной
и
смежных
областях.
Методы
работы
в
профессиональной
и
смежных
сферах.
Структуру плана для решения задач.
Порядок
оценки
результатов
решения задач профессиональной
деятельности.

Определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности.
Применять современную научную
профессиональную терминологию.
Определять
и
выстраивать
траектории
профессионального
развития и самообразования.
Организовывать работу коллектива
и команды.
Взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности.
Грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять
толерантность
в
рабочем
коллективе.

Содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации.
Современную
научную
и
профессиональную терминологию.
Возможные
траектории
профессионального развития и
самообразования.

Номенклатуру
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности.
Приемы
структурирования
информации.
Формат оформления результатов
поиска информации

Психологические
основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности.
Основы проектной деятельности.
Особенности
социального
и
культурного контекста.
Правила оформления документов и
построения устных сообщений.

гражданскосвоей Сущность
позиции,
Мастер патриотической
общечеловеческих
ценностей.
Значимость
профессиональной
деятельности по профессии 08.01.07
Мастер общестроительных работ

OK 06

Описывать
значимость
профессии
08.01.07
общестроительных работ

OK 09

Применять
средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач.
Использовать
современное
программное обеспечение.

Современные средства и устройства
информатизации.
Порядок
их
применения
и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности.

OK 10

Понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
известные темы (профессиональные
и бытовые), понимать тексты на
базовые профессиональные темы.
Участвовать в диалогах на знакомые
общие и профессиональные темы.
Строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать
и объяснить свои действия (текущие
и планируемые).
Писать простые связные сообщения
на знакомые или интересующие
профессиональные темы

Правила построения простых и
сложных
предложений
на
профессиональные темы.
Основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика).
Лексический
минимум,
относящийся
к
описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности.
Особенности произношения.
Правила
чтения
текстов
профессиональной направленности

6

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
теоретические занятия
Самостоятельная работа обучающегося
Консультации
Итоговая аттестация в форме
экзамен

Объем часов
62
48
16
32
4
4
6

2.2
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ОЗ «Основы технологии общестроительных работ»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2
Раздел 1. Основы общестроительных работ
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Классификация зданий Здания и сооружения: виды, назначение, классификация по функциональному
назначению, этажности, капитальности, объемно-планировочному и
и сооружений
конструктивному решению. Основные части (элементы) зданий: виды и
назначение. Основные конструктивные схемы зданий.
Практическая работа 1.
Зарисовка конструктивных элементов зданий. Определение вида конструкции по
заданному рисунку
Практическая работа 2.
Составление таблицы «Виды и назначение основных архитектурно
конструктивных элементов здания»
Содержание учебного материала
Тема 1.2. Общие
Понятия о строительном производстве и строительных процессах
сведения о
Строительные рабочие и организация труда.
строительном
Квалификация рабочих
производстве и
Виды и назначение стройгенплана
строительных
Основные сведения по организации труда рабочих;
процессах
Проект производства работ.
Проект организации строительства.
Инструкционные карты и карты трудовых процессов
Практическая работа 3.
Инструкционные карты и карты трудовых процессов
Составление карты трудового процесса
Практическая работа 4. Составление инструкционной карты «Организация
рабочего места каменщика», Составление инструкционной карты на
подготовительные работы
Самостоятельная работа
1

3

Уровен
ь
освоени
я
4

4

1

4

1

6

1

4

1

2

1

Объем в
часах

Осваиваемы
е элементы
компетенций
5
ПК 3.1-3.7,
ПК 7.1
O K I-6, ОК910

ПКв 1.1-1.4,
ПК 3.1-3.7,
ПК 7.1
O K I-6, ОК910

'
Тема 1.3. Виды
общестроительных
работ

Тема 1.4. Общие
сведения о
строительных
машинах, механизмах
и приспособлениях

Тема 2.1.
Общие сведения об
организации
строительного
производства

Тестовое задание по теме «Основы производства строительных работ»
Содержание учебного материала
Погрузочно-разгрузочные работы
Земляные работы
Свайные работы.
Кровельные работы
Отделочные работы
Практическая работа 5.
Составление ИК «Подготовка конструкции к монтажу» .
Составление ИК «Специфика гидроизоляционных работ в зимнее время»
Практическая работа 6.
Составление ИК «Технология процессов производства монолитных бетонов»
Самостоятельная работа
Написание рефератов на темы: «Технология выполнения строительных
процессов», «Производственные процессы на предприятиях, их структура и
классификация», «Основные этапы строительства»
Содержание учебного материала
Виды канатов, траверсы, стропы, грузозахватные приспособления
Грузоподъемные машины и механизмы
Классификация строительных машин, разновидности и применение
Малая механизация - использование ручных машин, приспособлений, оснастки
для облегчения ручного труда и повышения производительности.
Практическая работа 6.
Подбор канатов грузозахватных приспособлений
Сращивание канатов и вязка узлов
Подбор кранов
Раздел 2 Общие сведения об организации строительного производства
Содержание учебного материала
Организационные формы управления строительством
Сведения об индустриальных методах строительства
Организация внутриплощадочных подготовительных работ
Проектно- сметная документация

9

8

1

4

2

2

1

4

1

2

1

ПК 1.1-1.4,
ПК 3.1-3.7,
ПК 7.1
OKI-6, ОК910

ПКв 1.1-1.4,
ПК 3.1-3.7,
ПК 7.1
OKI-6, ОК910

12
6

1

ПКв 1.1-1.4,
ПК 3.1-3.7,
ПК 7.1.
OKI-6, ОК910

Тема 2.2 Основные
сведения по
организации труда и
квалификации рабочих

Назначение и состав проекта организации строительства
Назначение и состав проекта производства работ
Содержание учебного материала
Понятия профессия, специальность, квалификация. Определение понятий.
Квалификационный разряд. ЕТКС. Тарифно-квалификационная характеристика
профессии. Рабочее место в строительном производстве. Организация труда
каменщиков, электросварщиков. Прогрессивные формы организации труда.
Бригадный и звеньевой рабочий процесс. Договор бригадного подряда. Условия
сквозного поточного бригадного подряда.
Практическая работа 7
Работа с справочником ЕТКС. Выписка норм на каменные работы из ЕНиР
Подсчет нормы выработки на рабочий день с использованием ЕНиР,
необходимого для выполнения заданного объема работы.

4

1

2

1

Консультации

4

Экзамен

6

Итого

62

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

10

ПКв 1.1-1.4,
ПК 3.1-3.7,
ПК 7.1
ОК1-6, ОК910

3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализации программы дисциплины требует наличие учебного кабинета/лаборатории
«Основы технологии общестроительных работ»
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий по предмету «Основы общестроительных работ»;
комплекты раздаточных материалов.
Техническими средствами обучения:
персональный компьютер, проектор и/или интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

Основные источники для студента:
1. Чичерин И.И. Общестроительные работы: учебник. - М.: Академия,2018
2. Выполнение бетонных и опалубочных работ / Алимов Л.А. УМК Академия,2022
3. Лукин А.А. Основы технологии общестроительных работ (2-е изд.) (в электронном
формате) Академия,2020.
Дополнительные источники:
1. Строительство, реконструкция, капитальный
ремонт объектов
капитального
строительства. Нормативные документы на строительные материалы и изделия.
Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций. Стеновые
кладочные материалы [Электронный ресурс]: сборник нормативных актов и документов/
— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 388 с.— Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/30252.html.— ЭБС «IPRbooks»
2. Строительство, реконструкция, капитальный
ремонт объектов
капитального
строительства. Нормативные документы на строительные материалы и
изделия.
Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций. Бетоны и
растворы [Электронный ресурс]: сборник нормативных актов и документов/ — Электрон,
текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 392 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/30255.html.— ЭБС «IPRbooks»
3. Строительство, реконструкция, капитальный
ремонт объектов
капитального
строительства. Нормативные документы на строительные материалы и
изделия.
Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций. Щебень,
гравий и песок для строительных работ [Электронный ресурс]: сборник нормативных актов
и документов/ — Электрон, текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 249
с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30256.html.— ЭБС «IPRbooks»
4. Строительство, реконструкция, капитальный
ремонт объектов
капитального
строительства. Нормативные документы на строительные материалы и
изделия.
Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций.
Теплоизоляционные, звукоизоляционные и

звукопоглощающие материалы [Электронный ресурс]: сборник нормативных актов и
документов/ — Электрон, текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 422 с.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30257.html.— ЭБС «IPRbooks»
5. Стаценко А.С. Технология каменных работ в строительстве [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Стаценко А.С.— Электрон, текстовые данные.— Минск: Вьппэйшая
школа, 2013.— 255 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ni/20150.html.— ЭБС
«IPRbooks»
6. Манаева М.М. Каменные и армокаменные конструкции [Электронный ресурс]: учебное
пособие/ Манаева М.М., Николенко Ю.В.— Электрон, текстовые данные.— М.:
Российский университет дружбы народов, 2013.— 196 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/22182.html.— ЭБС «IPRbooks»
7. Олейник П.П. Проектирование организации строительства и производства строительномонтажных работ [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Олейник П.П., Ширшиков
Б.Ф.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 40 с.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13197.html.— ЭБС «IPRbooks
8. Стаценко А.С. Технология каменных работ в строительстве [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Стаценко А.С.— Электрон, текстовые данные.— Минск: Вышэйшая
школа, 2013.— 255 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20150.html.— ЭБС
«IPRbooks»
9. Николенко Ю.В. Технология возведения зданий и сооружений. Часть 1 [Электронный
ресурс]: учебное пособие/ Николенко Ю.В.— Электрон, текстовые данные.— М.:
Российский университет дружбы народов,
2013.— 204 с.— Режим
доступа:
http://www.iprbookshop.rU/l 1446.html.— ЭБС «IPRbooks»
10. Николенко Ю.В. Технология возведения зданий и сооружений. Часть 1 [Электронный
ресурс]: учебное пособие/ Николенко Ю.В.— Электрон, текстовые данные.— М.:
Российский университет дружбы народов,
2013.— 204 с.— Режим
доступа:
http://www.iprbookshop.ru/l 1446.html.— ЭБС «IPRbooks»
11. Самойлов B.C. Справочник строителя [Электронный ресурс]/ Самойлов B.C.—
Электрон, текстовые данные.— М.: Аделант, 2013.— 480 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/44153.html.— ЭБС «IPRbooks»
12. Строительные работы [Электронный ресурс]: методические указания к выполнению
лабораторно-практических работ/ — Электрон, текстовые данные.— Йошкар-Ола:
Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный
технологический университет, ЭБС АСВ,
2013.— 97
с.— Режим
доступа:
http://www.iprbookshop.ru/22602.html.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительные источники:
Интернет ресурсы www.masterdoma.com/materials-7-3.html
www.mr.rio-grande.ru/paint.html www.mukhin.ru/stroysovet/remont/4 05 .html
Строительство и ремонт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.stroyremont.org., свободный. - Загл. с экрана.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий, а также выполнения студентами индивидуальных заданий. Обучение по учебной
дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине
доводятся до сведения студентов не позднее начала двух месяцев от начала обучения по
основной профессиональной образовательной программе.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации образовательными учреждениями
создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические
контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия
(или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным
показателям оценки результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
Классификацию зданий и сооружений.
Общие
сведения
о
строительном
производстве и строительных процессах
Виды общестроительных работ.
Общие сведения о строительных машинах,
механизмах и приспособлениях
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
Составлять
технологическую
последовательность выполнения работ.
Читать инструкционные карты и карты
трудовых процессов.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Оценка результатов в рамках текущего
контроля
результатов
выполнения
индивидуальных контрольных заданий.
Оценка
результатов
выполнения
самостоятельной работы и практических
заданий

Оценка
результатов
выполнения
практической работы. Оценка в рамках
текущего
контроля
результатов
выполнения индивидуальных контрольных
заданий. Оценка результатов выполнения
самостоятельной работы

13

5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В ПРОГРАММУ*

№
п/п

1
2

№ пункта
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № протокола Дата и №
рассмотрения
протокола
цикловой комиссией рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».