ОУД.01 Русский язык

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК»
для профессии СПО
08.01.07 Мастер общестроительных работ
Форма обучения – очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый
Профиль - технологический

Камышлов, 2021

Содержание
1.Пояснительная записка
2. Объем учебного предмета и виды учебной работы
3.Содержание и тематическое планирование учебной дисциплины
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
5. Контроль и оценка результатов освоения учебного процесса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Русский
язык»
предназначена для изучения русского языка в профессиональных
образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования
в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Программа разработана на основе
требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию
и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии
с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих
целей:
 совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
 формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой,
лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
 совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,
правильно, стилистичски верно использовать языковые единицы в устной
и письменной речи в разных речевых ситуациях;
 дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации
и
саморазвития; информационных умений и навыков.
 В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы
подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки по профессии СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык» в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего
образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на
основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций. В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению
обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением,
письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы
над особенностями
употребления единиц языка в речи в соответствии
с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые
средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно
понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом
объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической
и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит
в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании; овладения
основными нормами русского
литературного языка; совершенствования
умения пользоваться различными
лингвистическими словарями;
обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка
как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого
этикета, культуры межнационального общения. Изучение русского языка
в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля
профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество
часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной
работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического,
естественно-научного,
социально-экономического
профилей
профессионального
образования русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные
с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Изучение русского языка как профильной учебной дисциплины предполагает обеспечить
более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется
усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц
в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного

содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь»,
«Функциональные стили» и др., в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся
и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов,
индивидуальных проектов).
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических
единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую
деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового,
речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических
понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности
функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить
деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал
личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес
к занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык» предполагает
соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса
русского языка
на ступени основного общего образования. В то же время учебная
дисциплина «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО
обладает самостоятельностью и цельностью.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» завершается
подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов
в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Для реализации рабочей программы предполагается применение различных форм
и методов: индивидуальной работы, работы в группах, лекции-беседы, семинарские занятия, различные формы самостоятельной работы с учебной литературой, работа
с первоисточниками (словарями, квитанциями, бланками заявлений, доверенностей,
литературными текстами, живой речью).
В качестве контроля используются различные виды текущего контроля: поурочный
(самоконтроль, взаимоконтроль), контрольные и проверочные работы, а также итоговый
контроль - в форме экзамена.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Русский язык» является учебным предметом обязательной
предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык» входит
в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность
речевого самосовершенствования;
метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием),
говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных
знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного
и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных
и коммуникационных технологий для решения когнитивных,
коммуникативных
и организационных задач в процессе изучения
русского языка;
предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические
и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной
(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст
и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных
и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово - родовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Реализация программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на формирование:
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни
языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий
СПО и специальностей СПО.
Практические занятия
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как
науке и анализу методов языкового исследования.
1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные
требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления
языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль
речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. Официально-деловой
стиль
речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля:
заявление,
доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический
стиль речи, его назначение.
Основные жанры публицистического стиля.

Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность,
использование изобразительно-выразительных средств и др. Текст как произведение речи.
Признаки, структура текста. Сложное
синтаксическое целое. Тема, основная
мысль текста. Средства и виды связи предложений
в тексте. Информационная
переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи
(повествование,
описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
Анализ структуры текста.
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
Освоение видов переработки текста.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы
и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения
в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение
гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического
словаря. Благозвучие речи.
Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс,
аллитерация. Правописание безударных гласных, звонких
и глухих согласных.
Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок
на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.
Практические занятия
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.
Сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение над функционированием правил
орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики
3. Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия
как
выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы
и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов,
паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика
с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика,
старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная,
лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы.
Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы
и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и
фразеология. Русские
пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.
Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия

Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение
алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в речи, выработка
навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер
употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова.
Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
Составление связного высказывания, в том числе на лингвистическую тему,
с использованием заданных лексем.
4. Морфемика, словообразование, орфография
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия
и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования.
Словообразование
знаменательных частей речи. Особенности словообразования
профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный
анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных
стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре. Правописание сложных слов.
Практические занятия
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных
слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки.
Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных
моделей и способов словообразования. Наблюдение над функционированием правил
орфографии и пунктуации в образцах письменных
текстов. Составление текстов (устных
и письменных) с использованием
однокоренных слов, слов одной структуры. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими
процессами.
5. Морфология и орфография
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма
и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль
в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж
существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен
существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор
имени существительного.
Употребление форм имен существительных в речи.
Имя прилагательное.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор
имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Имя числительное.
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных.
Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи.
Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.
Правописание местоимений. Морфологический разбор
местоимения. Употребление
местоимений в речи. Местоимение как средство
связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Глагол. Грамматические
признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание
не с глаголами. Морфологический разбор
глагола. Употребление форм глагола

в речи. Употребление в художественном тексте форм одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения
образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Причастие как особая
форма глагола. Образование действительных и страдательных
причастий.
Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание
не
с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным
оборотом.
Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных
стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование
деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание
наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия.
Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории
состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния
от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Служебные
части речи. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных
предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление
предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами
благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие
союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом
и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица
как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями
речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия
и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки
препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
Практические занятия
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические
категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических
и синтаксических признаков слов разных частей речи.
Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи
обучающихся.
Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных
словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения;
использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям
речи.
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных)
с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
6. Синтаксис и пунктуация
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое
целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение
словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний.

Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении
предложения. Синонимия словосочетаний.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные
предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой
и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим
и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых.
Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений
в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия
согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как
средство связи
предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные
предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных
предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений
в речи. Осложненное простое предложение. Предложения с
однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика
ряда однородных членов
предложения с союзами и без союзов. Предложения
с обособленными и уточняющими
членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных
определений. Обособление
приложений. Обособление дополнений. Обособление
обстоятельств.
Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.
Уточняющие
члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных
слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними.
Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания
при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика
сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление
сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном
предложении.
Использование
сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное
предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование
бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении
с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые
и
сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи
косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при
диалоге.
Практические занятия
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий,
освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы
русского языка, ее нормах и тенденциях развития.
Наблюдение над существенными признаками словосочетания.
Особенности употребления словосочетаний.
Синонимия словосочетаний.
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения;
использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных
текстов.
Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение,
предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /сложноподчиненное
предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.
Анализ
ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной
структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов
Русский язык среди других языков мира.
Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
Языковой портрет современника.
Молодежный сленг и жаргон.
Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного
языка.
6. А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
7. Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
8. Формы существования национального русского языка: русский литературный
9. язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
10. Язык и культура.
11. Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской
12. устной речи.
13. Вопросы экологии русского языка.
14. Виды делового общения, их языковые особенности.
15. Языковые особенности научного стиля речи.
16. Особенности художественного стиля.
17. Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
18. Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
19. СМИ и культура речи.
20. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их
применения.
21. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики
22. в произведениях художественной литературы.
23. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
24. Русское письмо и его эволюция.
25. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
26. Антонимы и их роль в речи.
27. Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации
28. речи.
29. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
30. Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
31. В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
32. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
33. Исторические изменения в структуре слова.
34. Учение о частях речи в русской грамматике.
1.
2.
3.
4.
5.

35. Грамматические нормы русского языка.
36. Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале
произведений художественной литературы).
37. Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере
лирики русских поэтов).
38. Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
39. Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
40. Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,
41. употребление.
42. Слова-омонимы в морфологии русского языка.
43. Роль словосочетания в построении предложения.
44. Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
45. Синтаксическая роль инфинитива.
46. Предложения с однородными членами и их функции в речи.
47. Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
48. Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
49. Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
50. Синонимика простых предложений.
51. Синонимика сложных предложений.
52. Использование сложных предложений в речи.
53. Способы введения чужой речи в текст.
54. Русская пунктуация и ее назначение.
55. Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия

Объем часов
130
130

55
75

Консультации

2

Итоговая аттестация в форме экзамена

6

№
урока

Количество
аудиторных часов

3-4

5-10

11-14

15-16
17-20

21-22
23-24
25-26
27-28

29-30

31-32
33-34

2

2

1

1

1

1

6

6

2

4

1

1

5

1

1
3
1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

3

4

Семинарские
занятия

Практических
занятий

всего
1-2

Теоретических
занятий

В том числе:

Наименование разделов и тем

I семестр
Введение. Язык как развивающееся явление.
Практическая работа
Входной контроль: диктант с грамматическим заданием1ч
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.
Виды речевой деятельности. Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Практическая работа
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном
русском языке как науке и анализу методов языкового
исследования.
Практическая работа
Функциональные стили речи и их особенности. Работа с
текстами
Практическая работа
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и
устной речи.
Практическая работа
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение
слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Практическая работа
Наблюдение над функционированием лексических единиц
в речи, выработка навыка составления текстов (устных и
письменных) с лексемами различных сфер употребления.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения
Семинар «Лексика с точки зрения ее употребления»
Фразеология. Фразеологизмы.
Фразеологические обороты и их использование в речи
Практическая работа
Лексический и фразеологический анализ слова.
ФОНЕТИКА, ГРАФИКА,ОРФОЭПИЯ, ОРФОГРАФИЯ
Соотношение буквы и звука.
Ударение словесное и логическое. Фонетический разбор
слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения
Практическая работа фонетический разбор

Формируемые
ОК,
ЛР

ОК 2,
ОК5,
ОК9
ЛР1,
ЛР5

ОК 2,
ОК5,
ОК9
ЛР1,
ЛР5,
ЛР11

3
1
2

3

ОК 2,
ОК4,
ОК9
ЛР1,
ЛР5,
ЛР7

35-36

37-38

Практическая работа
Работа с таблицей орфоэпического минимума
Правописание безударных гласных, звонких и глухих
согласных.
Правописание приставок
Практическая работа
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

1

1

1

1

2

2

МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ

39-40
41-42
43-44
45-46
47-48

Понятие морфемы как значимой части слова.
Морфемный разбор слова
Практическая работа
Морфемный разбор слов проф. направленности(20 слов)
Способы словообразования. Словообразовательный анализ.
Практическая работа
Работа с упражнениями
Дифференцированный зачет
2 семестр

2
2
2

2

2
16

53-54
55-58

Практическая работа

4

9-10
11-12

13-14
15-16
17-18
19-20
21-24
25-26
27-30
31-32
33-35
37-38
39-40
41-42
43-44
45-48
49-50
51-52

2
2

2

5-6
7-8

2

2

Употребление букв Ь И Ъ.
Практическая работа работа с упражнениями на
правила орфографии
Н и НН в разных частях речи
Практическая работа работа с упражнениями на
правила орфографии
Правописание сложных слов.
Практическая работа работа с упражнениями на
правила орфографии
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Имя существительное. Имя прилагательное
Практическая работа: морфологический разбор
Имя числительное. Местоимение
Практическая работа
Работа с упражнениями
Глагол. Наречие
Причастие, деепричастие как особые формы глагола
Практическая раабота подготовка к практической работе
Практическая работа Работа с текстами
Предлог как часть речи. Союз как часть речи. Частица как
часть речи. Междометия и звукоподражательные слова
Практическая работа Работа с текстами
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Словосочетание. Виды синтаксической связи.
Практическая работа определить тип подчинительной
связи в словосочетаниях
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Второстепенные члены предложения
Практическая работа: работа с текстом, определить грамматические основы предложений
Осложненное простое предложение
Практическая работа
Отработка умения выделять типы осложнений на письме
и в устной речи
Односоставное и неполное предложения

1-2
3-4

2

32

2

2
2

ОК 2,
ОК5,
ОК9,
ОК 4
ЛР1,
ЛР5,
ЛР15

2
2
2

2

2

2
2
2
2

2
2
2
2

2

2

4
2
4
2

4
2

4

4

4
2

2
2

2
2

2
2

2
2

4
2

4
2

2
2

ОК 2,
ОК5,
ОК9,
ОК 4
ЛР1,
ЛР5,
ЛР15

2
2
4

ОК 2,
ОК5,
ОК9,
ОК 4
ЛР1,
ЛР5,
ЛР15

59-60
61-64

65-66
67-70
71-72
73-74
75-76
77-80

81-82

Виды односоставных предложений – отработка умения
находить их в тексте
Сложносочиненное предложение
Практическая работа
Работа с текстами на разграничение ССП и ПП с однородными членами предложения
Сложноподчиненное предложение
Практическая работа Работа с текстами
Бессоюзное сложное предложение
Практическая работа Работа с текстами
Сложные предложения с разными видами связи
Практическая работа
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в
образцах письменных текстов.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

2
4

Экзамен

4

2
4
2
2
3

2
4
2
2
3

3

3

2
82

Итог

2

130

2
39
55

43
75

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание
обучения
Введение









Язык и речь. Функциональные стили
речи









Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о
языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и
истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или
письменной форме;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в
жизни общества;
вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского
языка в жизни человека
Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи,
формулировать основную мысль художественных текстов;
вычитывать разные виды информации;
характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую
позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной
форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;
анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Лексикология и
фразеология

Морфемика,
словообразование,
орфография

 подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных
произведений;
 оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
 исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
 выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
 анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом
отдельных народов России и мира;
 различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
 анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
 создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и
типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);
 подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст,
используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)
 Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию
по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;
 строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять
круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует
ориентироваться в конкретном случае;
 проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков,
характеристик, фактов и т. д.;
 извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики
(звукопись)
 Аргументировать различие лексического и грамматического значения
слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
 объяснять особенности употребления лексических средств в текстах
научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую
информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря,
словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
 познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении
слова (метафора, эпитет, олицетворение)
 Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
текста;
 проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
 извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем
учебника;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

Морфология и орфография

Синтаксис и
пунктуация

 опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
 извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
 использовать этимологическую справку для объяснения правописания и
лексического значения слова
 Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
текста, анализировать с точки зрения текстообра- зующей роли;
 проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
 извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем
учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
 определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
 проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков,
характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
 составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в
устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании
 Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
текста, анализировать с точки зрения тексто- образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический,
орфографический, пунктуационный);
 комментировать ответы товарищей;
 извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем
учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст
с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
 составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения)
по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;
 проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков,
характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
 определять роль синтаксических конструкций в текстообразо- вании;
находить в тексте стилистические фигуры;
 составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему
в устной и письменной форме по теме занятия;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
 производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
 составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в
устной или письменной форме;
 пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;

 составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся свободный доступ в Интернет во
время учебного занятия и период внеучебной деятельности.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным
в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «Русский язык» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Русский языка», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научнопопулярной и другой литературой по русскому языку.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по литературе, имеющимся в свободном доступе
в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
1. Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс – М: Академия, 2019 г.
2. Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс – М: Академия, 2019 г.

Дополнительная литература
Для обучающихся
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М.: 2017.
3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-методический комплекс для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.

4. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для
10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
6. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ.
сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
7. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр.
– М., 2006.
8. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
9. Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник 10 класс - М: Русское слово, 2013 г.
10. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
11. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
12. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
13. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
14. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
15. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
16. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
17. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
18.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Академия, 2001
19.Бабайцев В.В. Русский язык. Сборник заданий 10-11 кл. – М.: Академия,1997
20.Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение,
1998
21.Розенталь Д.Э. Русский язык 10-11 кл.- М.: Академия, 1999
22Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс - М: Академия, 2013г.
23Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс - М: Академия, 2013г.
Для преподавателя
1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
5. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
7. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П.
– М. 2006.
8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
9. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
10. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
12. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
13. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М.
Зыбиной. – М., 2005.
14. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
15. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
16. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.,
2004.
17. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
18. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
Словари
1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке.
– СПб., 2000.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е
изд., стереотипн. – М., 2002.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия /
Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева.
– М., 2006.
16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка.
Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. –
М., 2000.
17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка.
– М., 2005.
18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
21. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
22. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий самостоятельной работы.
Результаты обучения
(усвоенные знания, освоенные умения

Коды формируемых профессиональных и общих
компетенций

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Умения:

̶ осуществлять речевой самокон-

троль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
̶ анализировать языковые единицы
с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
̶ проводить лингвистический анализ
текстов различных функциональных стилей и разновидностей
языка;

ОК2, ОК4, ОК9
ЛР1, ЛР2, ЛР5, ЛР11,
ЛР15, ЛР7

Практические занятия
Самостоятельная внеаудиторная работа
Контрольная работа
Экзамен

̶

̶

̶

̶

̶ создавать устные и письменные

монологические и диалогические
высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
Знания:
связь языка и истории, культуры
русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и
ее компоненты, литературный
язык, языковая норма, культура
речи;
основные единицы и уровни языка,
их признаки и взаимосвязь;
̶ орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические
и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах
общения;

ОК2, ОК4, ОК9, ОК5
ЛР1, ЛР2, ЛР5, ЛР11,
ЛР15, ЛР7
Практические занятия
Самостоятельная внеаудиторная работа
Контрольная работа
Дифференцированный зачет

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополнений

До
внесения изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № протокола
рассмотрения цикловой комиссией

1

1.3

01.09. 2022

Пункт о формировании
ЛР в рабочей
программе
отсутствует

ЛР1, ЛР2,
ЛР5, ЛР11,
ЛР15, ЛР7

Протокол №1 заседания ПЦК ГАПОУ
СО «КГТТ» от
13.09.22г.

2

2.2

01.09. 2022

Графа тематического
плана и содержания
учебной дисциплины отсутствует

В каждый раздел внесены
ЛР и ОК

Протокол №1 заседания ПЦК ГАПОУ
СО «КГТТ» от
13.09.22г.

Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом
Протокол №1
заседания методического
совета ГАПОУ
СО «КГТТ» от
19.09.22
Протокол №1
заседания методического
совета ГАПОУ
СО «КГТТ» от
19.09.22

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном листе (с новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».