ОУД.11. Физика

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 «ФИЗИКА»
По профессии СПО
08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
Форма обучения – очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый
Профиль - технический

Камышлов, 2021

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе
примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для
профессиональных образовательных организаций (автор – В.Ф. Дмитриева, зав. кафедрой
физики Московского государственного университета технологий и управления К.Г.
Разумовского, кандидат технических наук, профессор), рекомендованной Федеральным
государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»
(ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.)
Разработчик: Бекетов Максим Вячеславович –
Государственного автономного
профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский
гуманитарно-технологический техникум».
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
социально-гуманитарных, математических и естественно-научных дисциплин ГАПОУ СО
«КГТТ»

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для
изучения физики в техникуме, реализующего образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов
среднего звена по профессии 08.01.07. «Мастер общестроительных работ». Программа
разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к
структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии
с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
 освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе
современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики,
оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного
познания природы;
 овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для
объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически
использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной
информации;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
 воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования
достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости
сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к
мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности
к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
 использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при
решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов
среднего звена (ППССЗ). Программа учебной дисциплины «Физика» уточняют содержание
учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику
рефератов, сообщений, индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, учитывая
специфику программ подготовки специалистов среднего звена, профессии «Мастер
общественных работ».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у
обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической
картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в
профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач. Многие положения,
3

развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации. Физика дает ключ к пониманию многочисленных
явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии,
экономике, языке, литературе и др.).
В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный
характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов,
применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта
дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их
отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента. Физика имеет очень большое и
всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного
аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как
метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной
картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии,
географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника,
электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения
общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего
обучения студентов. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные
факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное
мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы
этого мира. Изучение физики в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от
профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве
часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами,
объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы
студентов. При освоении ОПОП СПО специальности технического профиля
профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная
дисциплина, учитывающая специфику осваиваемой специальности
В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по
специальности технического профиля профессионального образования профильной
составляющей является раздел «Электродинамика», так как специальность «Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», относящаяся к этому профилю, связана с
электротехникой и электроникой. Одновременно уделено повышенное внимание изучению
раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и
особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе.
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением
итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения
ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной
предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В учебном
плане профессии «Мастер общественных работ».
(ППССЗ) место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных
учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС
среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля
профессионального образования
4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки;
физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с
приборами и устройствами;
 готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в
этом;
 умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий
для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной
деятельности;
 умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого
доступные источники информации;
 умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих
задач;
 умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
• метапредметных:
 использование различных видов познавательной деятельности для решения физических
задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения,
эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
 использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования
гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинноследственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных
сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
 умение использовать различные источники для получения физической информации,
оценивать ее достоверность;
 умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
 умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии,
доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
• предметных:
 сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине
мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики
в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения
практических задач;
 владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
 владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
 умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
 сформированность умения решать физические задачи;
 сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия
практических решений в повседневной жизни;
5

 сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников.
Кроме того, дается оценка сформированности элементов общих компетенций по итогам
всей учебной деятельности в процессе изучения дисциплины. Данная оценка отражает
приращение общих компетенций, формируемых в течение всего срока обучения по
специальности, и в общей оценке за экзамен по дисциплине не учитывается. В процессе
изучения дисциплины можно провести мониторинг процесса формирования следующих общих
компетенций:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Физика — фундаментальная наука о природе.
Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости.
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и
процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина.
Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости
физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении
профессий СПО и специальностей СПО.
1. Механика
Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное
прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное
падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по
окружности.
Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй
закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон
всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы
тел. Силы в механике.
Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая
энергия.
Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов
сохранения.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Виды механического движения.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Сложение сил.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Невесомость.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
6

Измерение ускорения при равноускоренном
Изучение особенностей силы трения (скольжения).
2. Основы молекулярной физики и термодинамики
Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения
молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение.
Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных,
жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление
газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической тео- рии газов. Температура и ее
измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль темпе- ратуры. Термодинамическая шкала
температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.
Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия
системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии.
Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало
термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового
двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур.
Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.
Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства.
Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость
температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. Свойства
жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости.
Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные
явления.
Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства
твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых
тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.
Демонстрации
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изотермический и изобарный процессы.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Модели тепловых двигателей.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Лабораторные работы
Измерение влажности воздуха.
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Наблюдение процесса кристаллизации
3. Электродинамика
Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные
поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля.
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом
поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного
конденсатора. Энергия электрического поля.
Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания
электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС.
Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного
7

сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников.
Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и
мощность электрического тока. Тепловое действие тока.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников.
Полупроводниковые приборы.
Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на
прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток.
Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на
движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного за- ряда. Ускорители заряженных
частиц.
Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое
поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
Демонстрации
Взаимодействие заряженных тел.
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы.
Тепловое действие электрического тока.
Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Электродвигатель.
Электроизмерительные приборы.
Электромагнитная индукция.
Опыты Фарадея.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности
проводника.
Работа электрогенератора.
Трансформатор.
Лабораторные работы
Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения
проводников.
Изучение закона Ома для полной цепи.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.
4. Колебания и волны
Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания.
Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы.
Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические
колебания. Вынужденные механические колебания.
Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение
плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны.
Ультразвук и его применение.
Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания.
Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические
колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное
сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа
8

и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты.
Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи.
Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изо- бретение
радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнит- ных волн.
Демонстрации
Свободные и вынужденные механические колебания.
Резонанс.
Образование и распространение упругих волн.
Частота колебаний и высота тона звука.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка индуктивности в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Лабораторные работы
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от
длины нити (или массы груза).
5. Оптика
Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления
света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей.
Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование
интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах.
Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация
света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры
испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения.
Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.
Демонстрации
Законы отражения и преломления света.
Полное внутреннее отражение.
Оптические приборы.
Интерференция света.
Дифракция света.
Поляризация света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Спектроскоп.
Лабораторные работы
Изучение интерференции и дифракции света.
6. Элементы квантовой физики
Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический
эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных
спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н.
Бору. Квантовые генераторы.
Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова.
9

Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные
реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция.
Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их
применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры различных веществ.
Излучение лазера (квантового генератора).
Счетчик ионизирующих излучений.
7. Эволюция Вселенной
Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система — Галактика. Другие
галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Все- ленная.
Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Термоядерный
синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд.
Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.
Демонстрации
Солнечная система (модель).
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
Карта Луны и планет.
Строение и эволюция Вселенной.
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов и сообщений для выбора
студентами
1. Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
2. Альтернативная энергетика.
3. Асинхронный двигатель.
4. Астероиды.
5. Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
6. Бесконтактные методы контроля температуры.
7. Голография и ее применение.
8. Жидкие кристаллы.
9. Законы Кирхгофа для электрической цепи.
10. Использование электроэнергии в транспорте.
11. Классификация и характеристики элементарных частиц.
12. Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
13. Конструкция и виды лазеров.
14. Лазерные технологии и их использование.
15. Метод меченых атомов.
16. Молния — газовый разряд в природных условиях.
17. Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки
и техники.
18. Оптические явления в природе.
19. Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
20. Плазма — четвертое состояние вещества.
21. Планеты Солнечной системы.
22. Полупроводниковые датчики температуры.
23. Применение жидких кристаллов в промышленности.
24. Применение ядерных реакторов.
25. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
26. Производство, передача и использование электроэнергии.
10

27. Развитие средств связи и радио
28. Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
29. Реликтовое излучение.
30. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение
31. Рождение и эволюция звезд.
32. Современные средства связи.
33. Ультразвук (получение, свойства, применение).
34. Управляемый термоядерный синтез.
35. Ускорители заряженных частиц.
36. Физика и музыка
37. Черные дыры.
38. Шкала электромагнитных волн.
39. Экологические проблемы и возможные пути их решения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет по
профессии СПО «Мастер общестроительных работ», технического профиля — 186 час, (146 ч.теории и 34 ч- практические занятия, включая лабораторные работы), консультация и экзамен
6ч..
Тематический план

1
2
3
4
5
6
7

Введение
Механика
Молекулярная физика. Термодинамика
Дифференцированный зачет
Электродинамика
Колебания и волны
Дифференцированный зачет
Оптика
Элементы квантовой физики
Эволюция Вселенной
Итого:
По окончании курса проводится
консультация и экзамен

11

2
38
38
2
44
22
2
12
12
12
180
6

2
32
30
32
18
10
12
10
146

Практических
и лаб. работ

Наименование раздела, темы

теоретических

№
темы

Всего

Количество часов

6
8
2
12
4
2
2
2
34

Перспективно-тематическое планирование учебной дисциплины и информационно-методическое обеспечение урока
№
разде
ла
темы
урока
1-2

1
3-4

Раздел, тема
Введение
Физика – наука о природе. Естественнонаучный
метод познания, его возможности и границы
применимости. Моделирование физических
явлений и процессов. Роль эксперимента и
теории в процессе познания природы.
Физические законы. Основные элементы
физической картины мира.
Механика
Относительность механического движения.
Путь, перемещение, скорость

равномерное

движение.

Кол
ичес
Анимация
тво
Физика 9-11
часо
в
2
2
Что такое наука вообще

38
2

5-6

Прямолинейное
Ускорение.

7

Равнопеременное прямолинейное движение

1

8

1

9-10

Скорость и перемещение при равноускоренном
движении. Проекция скорости
Решение задач

11
12

Свободное падение тел
Движение тела, брошенного под углом к

1
1

2

2

1.Основные понятия
2.Прямолинейное равномерное
движение
3.Зависимость траектории от тела
отсчета
1.Равнопеременное движение
2.Уравнение переменного
движения
3.Зависимость координат от
времени
4.Зависимость скорости от
времени

Видео

1.Зависимость
траектории от выбора
системы отсчета.
2.Виды механического
движения
Равномерное
движение

Равноускоренное
движение
Свободное падение

Демонстрационный
эксперимент

13-14

горизонту.
Движение по окружности

2

1.Кинематика криволинейного
движения
2.Связь между линейной и
угловой скоростью
3.Применение вращательного
движения
Закон сложение скоростей
1.Первый закон Ньютона
2.Инерциальные и
неинерциальные системы отсчета

15-16
17-18

Решение задач
Первый закон Ньютона.
измерения массы тел.

19-20

Сила. Второй и третий законы Ньютона.

2

1.Второй закон Ньютона
2.Третий закон Ньютона
3.Движение с ускорением
4.Определение зависимости
ускорения от силы
5.Взаимодействие тел

Второй закон
Ньютона
Третий закон
Ньютона

21-22

Закон всемирного тяготения Сила тяжести.
Невесомость. Вес тела

2

Вес тела

23-24

Силы в механике

2

1.Гравитационная сила
2. Сила всемирного тяготения
3. Работа силы тяжести
4. Вес тела
Сила трения
Сила упругости

25-26

Импульс.
Закон
сохранения
Реактивное движение

2

1.Импульс материальной точки
2.Закон сохранения импульса
3.Реактивное движение

1.Закон
сохранения
импульса
2.Реактивное
движение

27-28

Работа силы и мощность. Энергия.

2

1.Механическая работа
2. Работа и энергия

Масса.

Способы

импульса.

2
2

13

Первый закон
Ньютона

Сила трения
Сила упругости

Зависимость ускорения
тела от его массы и
силы, действующей на
тело. Равенство и
противоположность
направления сил
действия и
противодействия.

Зависимость силы
упругости от
деформации. Силы
трения.
Реактивное движение

Переход потенциальной
энергии в кинетическую

3.Мощьность работа
29-30
31-32

Кинетическая и потенциальная энергия
Закон сохранения механической энергии.
Применение законов сохранения.

2
2

33-34
35-36

Решение задач
Лабораторная работа «Измерение ускорения
тела при равноускоренном движении»
Лабораторная
работа
«Изучение
особенностей силы трения (скольжения"»
Контрольная работа
Молекулярная физика. Термодинамика
Основы молекулярно-кинетической теории. Их
опытное обоснование.

2
2

37-38
39-40
2
41-42

Кинетическая энергия
Закон сохранения энергии

и обратно.
Закон сохранения
энергии

2
2
38
2

1.Теплообмен
2. Броуновское движение
3.Основные положения МКТ
2. Броуновское движение
3.Основные положения МКТ

Броуновское
движение

43-44

Масса и размеры молекул и атомов. Строение
газообразных, жидких и твердых тел.

2

45-46

2

Основное уравнение МКТ

2

49-50

Идеальный газ. Давление газа. Основное
уравнение МКТ
Температура и ее измерение. Абсолютная
температура. Уравнение состояния идеального
газа.
Газовые законы

1. Градуировка термометра
Тепловое
2. Средняя кинетическая энергия
равновесие
3. Абсолютная температура
1.Уравнение состояния идеального
газа
2. Газовые законы

51-52

Внутренняя энергия. Работа газа.

2

47-48

Переход потенциальной
энергии в кинетическую
и обратно.

2

1. Внутренняя энергия
2. Основы теплообмена
3. Опыт Джоуля
14

Движение броуновских
частиц.
Диффузия.

Изменение давления газа
с изменением
температуры при
постоянном объеме.
Изотермический и
изобарный процессы.
Изменение внутренней
энергии тел при
совершении работы.

53-54
55-56
57-58

Уравнение теплового баланса
Решение задач
Свойства паров

2
2
2

59-60

Свойства жидкостей

2

61-62

Свойства твердых тел

2

63-64

Кристаллические тела, Аморфные тела.

2

65-66

Первый закон термодинамики, применение
первого закона термодинамики к различным
процессам
Необратимость процессов в природе
Тепловые
двигатели
и
их
значение.
Экологические
аспекты
использования
тепловых двигателей (семинар)
Решение задач
Лабораторная
работа
«Измерение
влажности воздуха».

2

73-74

Лабораторная
работа
«Измерение
поверхностного натяжения жидкости».

2

75-76

Лабораторная работа «Наблюдение роста
кристаллов из раствора».

2

77-78
3
79-80

Дифференцированный зачет
Электродинамика
Взаимодействие
заряженных

2
44
2

67-68

69-70
71-72

тел.

Закон

Количество теплоты
1. Испарение конденсация
2. Насыщенный пар
Капилляр

Психрометр и гигрометр.
Поверхностное
напряжение
Различные типы
решетки

1.Свойства кристаллических тел
2.Свойства аморфных тел
1. Первый закон термодинамики
2. Применение первого закона
термодинамики к различным
процессам

2

Кипение воды при
пониженном давлении.
Явления поверхностного
натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные
вещества,
жидкокристаллические
тела.
Поликристаллы

Тепловое
двигатель

Модели тепловых
двигателей.

1.Взаимодействие

Взаимодействие

2
2

1.Электризация тел
15

сохранения электрического заряда
Закон кулона

2. Основные понятия
3. Закон Кулона

81-82

Электрическое
поле.
Напряженность
электрического поля. Принцип суперпозиции
полей.

2

83-84

Потенциал электрического поля и разность
потенциалов. Проводники и диэлектрики в
электрическом поле

2

85-86

Связь
между
напряженностью
электростатического
поля
и
разностью
потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.
Электрическая
емкость.
Конденсаторы.
Соединение конденсаторов в батарею

2

89-90
91-92

Решение задач
Условия, необходимые для возникновения и
поддержания электрического тока. Сила тока и
плотность тока. Закон Ома для участка цепи без
ЭДС.

2
2

93-94

Зависимость электрического сопротивления от
материала, длины и площади поперечного
сечения
проводника.
Зависимость
электрического сопротивления проводников от
температуры.
Лабораторная работа «Изучение закона Ома
для участка цепи»
ЭДС источника тока. Закон Ома для полной
цепи.

2

87-88

95-96
97-98

2

1.Электрическое поле
2. Свойства электрического поля
3.Линии напряженности
электрического поля
1. Потенциал электрического поля
2. Поляризация диэлектриков

Связь между напряженностью
электростатического поля и
разностью потенциалов
1. Конденсатор
2. Плоский конденсатор
3. Энергия электрического
поля
1. Условия существования
электрического тока.
2. Основные понятия
3. Электрическое сопротивление
Закон Ома

зарядов
2. Способы
электризации тел

заряженных тел.

1.Эквипотенциаль
ные поверхности
2.Проводники в
электрическом
поле

Проводники и
диэлектрики в
электрическом поле.

1.Последовательн
ое и параллельное
соединение
конденсаторов
Конденсаторы

Конденсаторы.

Закон Ома

Зависимость
сопротивления от
температуры

2
2

Полная ЭДС в цепи
16

Закон Ома для
полной цепи

Лабораторная работа «Изучение закона Ома
для полной цепи»
Лабораторная работа «Измерение ЭДС и
внутреннего
сопротивления
источника
тока»
Тепловое действие электрического тока. Закон
Джоуля—Ленца

2

1

Закон Джоуля—Ленца

104

Мощность электрического тока.

1

Работа и мощность

Работа и
мощность тока

105106

Лабораторная
работа
«
коэффициента
полезного
электрического»
Решение задач

99100
101102
103

107108
109

Определение
действия

2
Тепловое действие
электрического тока.

2

2

Электрический ток в полупроводниках.

1

1. Строение полупроводников
2. Электронная и дырочная
проводимость
3. Р-п - переход

Полупроводники

110

Электрический ток в жидкостях. Аккумуляторы

1

Электролиз

111

Взаимодействие токов.
магнитного поля.

1

112

Закон Ампера.

1

1. Гальванический элемент
2. Электролиз
3. Электролитическая диссоциация
4. Электрический ток в жидкостях
1. Магнитное поле около
газоразрядной трубки
2. Магнитное поле тока смещения
3. Вектор магнитной индукции
4. Правило правой руки
1. Дейсвие магнитного поля на
проводник с током
2. Закон Ампера
3. Правило левой руки

113-

Сила Лоренца. Определение удельного заряда.

2

Вектор

индукции

17

1.Исследование
структуры
магнитного поля
2.Магнитная
стрелка

Собственная и
примесная проводимости
полупроводников.
Полупроводниковый
диод. Транзистор.

Взаимодействие
проводников с токами.

Электроизмерительные
приборы.

114
115116

Ускорители заряженных частиц.
Магнитный поток.
Явление
электромагнитной.
электрическое поле

117118
119120
121122
4
123

Решение задач

2

Лабораторная работа «Изучение явления
электромагнитной индукции»
Контрольная работа

2

Колебания и волы
Колебательное
движение.
колебания.

22
1

2
Вихревое

Гармонические

механические
механические
энергии
при

1.Явление электромагнитной
индукции
2. Опыт Фарадея
3. Правило Ленца

Правило Ленца

Электромагнитная
индукция.
Зависимость ЭДС
самоиндукции от
скорости изменения
силы тока и
индуктивности
проводника.

2

124

Свободные
затухающие
колебания.
Вынужденные
колебания.
Превращение
колебательном движении.

125126

Лабораторная работа « Изучение
зависимости периода колебаний нитяного
(или пружинного) маятника от длины нити
(или массы груза).».

2

127

Механические волны. Свойства механических
волн. Длина волны.

1

1

1. Математический маятник
2. Пружинный маятник
3. Опыт Фуко
4. Колебание шарика.

2.Механические
колебания
3.Балистический
маятник

1. Гармонические колебания
2. Математическая модель
3. Графическое представление
колебаний 4.Свободные и
вынужденные колебания

Свободные и
вынужденные
колебания. Резонанс.

1. Механические волны
2. Длина волны

Образование и
распространение волн.

18

3. Поперечные волны
4. Продольные волны
128
129

Интерференция и дифракция волн
Звуковые
волны.
Ультразвук
использование в технике и медицине.

130

Колебательный
контур.
Свободные
вынужденные электромагнитные колебания

131

его

1
1

и

1

Переменный ток Генератор незатухающих
электромагнитных колебаний.
Сопротивления в цепи переменного тока

1

133

Закон Ома для электрической цепи переменного
тока..

1

134
135136
137

Решение задач
Принцип действия электрогенератора. Токи
высокой частоты
Трансформатор. Производство, передача и
потребление электроэнергии

1
2

138

Техника

1

132

безопасности

в

и

обращении

с

1

1

Звуковые волны

Частота колебаний и
высота тона звука.

1. Колебательный контур
2. Электромагнитные колебания
3. Аналогия между
механическими и
электромагнитными колебаниями
4. Применение незатухающих.
колебаний
5.Затухающие колебания
Переменный ток

Свободные
электромагнитные
колебания.

1. Активная нагрузка
2. Конденсатор в цепи
переменного тока.
3. Катушка в цепи переменного
тока
4. Индуктивность в цепи
переменного тока.

Осциллограмма
переменного тока.
1.Конденсатор в цепи
переменного тока.
2.Катушка в цепи
переменного тока.

Резонанс в
последовательной цепи
переменного тока
Гидрогенератор
1. Трансформатор
2. Напряжение на 1 и 2 катушке
трансформатора
3. Тепловые электростанции
19

Работа
электрогенератора.
Трансформатор.

электрическим током.

139140
141

Решение задач

142
143144
5
145

Применение электромагнитных волн
Дифференцированный зачет

1
2

Оптика
Свет как электромагнитная волна. Законы
отражения и преломления света

12
1

146
147

Линзы. Глаз как оптическая система.
Оптические приборы

1
1

Электромагнитные
радиосвязи.

2
волны.

Понятие

о

1

1. Электромагнитные волны
2. Свойства электромагнитных
волн
3. Опыты Герца

1. Корпускулярно-волновой
дуализм
2. Закон отражения света
3. Закон преломления света
4. Вывод закона преломления
света

20

Излучение и прием
электромагнитных волн.
Радиосвязь.

1.Образование
тени
1.Закон
отражения света
2.Зеркальное
отражение света
3.Явление
полного
отражение света
4.Закон
преломления
света.
5.Распространени
е света в
однородных
оптических
средах

Законы отражения и
преломления света.
Полное внутреннее
отражение.

1Простейшие
оптические
устройства

Оптические приборы

148

Дисперсия света.

1

149

Интерференция
и
света.
Использование
интерференции в науке и технике.

1

1. Интерференция волн
2. Интерференция света
3. Сложение волн
4. Интерференционная картина

Интерференция света.

150

Дифракция света.

1

1. Дифракция света
2. Дифракционная решетка.

Дифракция света.
Получение спектра с
помощью
дифракционной
решетки.

151152
153
154
155
156
6

Лабораторная
работа
«Изучение
интерференции и дифракции света».
Поляризация света. Поляроиды.
Виды спектров
Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения.
Рентгеновские лучи.
Элементы квантовой физики
Строение атома и квантовая физика
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны.

2

157

158
159
160
161

Поляризация света.
Спектроскоп.

1
1
1
1
12
1

Внешний
фотоэлектрический
эффект.
Внутренний фотоэффект. Виды фотоэлементов.
Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора.
Трудности теории Бора. Квантовая механика
Квантовые генераторы.

1

Естественная
радиоактивность.
радиоактивного распада.

1

Закон

Получение спектра с
помощью призмы.

1
1

1. Наблюдение фотоэффекта
2. Фотоэффект
3. Кванты электромагнитного
излучения
Теория фотоэффекта
1. Модель Томсона
2. Опыт Резерфорда
Принцип действия и
использование лазера.
1. Состав радиоактивного
излучения
21

Фотоэффект
Линейчатые спектры
различных веществ.
Излучение лазера.
Счетчик ионизирующих
излучений.

1

165

Способы
наблюдения
и
регистрации
заряженных частиц. Эффект Вавилова —
Черенкова.
Строение атомного ядра. Ядерные силы.
Энергия связи.
Ядерные
реакции.
Искусственная
радиоактивность.
Деление тяжелых ядер. Ядерный реактор
их

1

166

Получение радиоактивных
применение.

Биологическое
действие
радиоактивных
излучений.
Элементарные частицы.
Эволюция Вселенной
Наша Галактика. Другие виды галактики.
(проверочный тест-0,5ч)
Строение и эволюция Вселенной

1

162

163
164

167
168
7
169170
171172
173174
175176
177178
179180

изотопов

и

Термоядерный синтез. Проблема термоядерной
энергетики.
Энергия Солнца и звезд.
(проверочный тест-0,5ч)
Эволюция звезд.
(проверочный тест-0,5ч)
Происхождение Солнечной системы.
(проверочный тест-0,5ч)

1
1
1

1. Механизм ядерных реакций
2. Цепная реакция

Приникающая способность

1
12
2
Строение и эволюция
Вселенной.

2
2
2
2

Солнечная система
(модель) Карта Луны и
планет.

2

По окончании курса проводится экзамен

22

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание
обучения
Введение

Кинематика

Законы
сохранения в
механике

Основы
молекулярной
кинетической
теории.
Идеальный газ

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)
Умения постановки целей деятельности, планирования собственной
деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных
результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных
результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, лог
чески обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать
мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.
Произведение измерения физических величин и оценка границы
погрешностей измерений. Представление границы погрешностей измерений
при построении графиков. Умение высказывать гипотезы для объяснения
наблюдаемых явлений. Умение предлагать модели явлений. Указание
границ применимости физических законов. Изложение основных положений
современной научной картины мира. Приведение примеров влияния
открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.
Использование Интернета для поиска информации
Представление механического движения тела уравнениями за- висимости
координат и проекцией скорости от времени. Представление механического
движения тела графиками зави- симости координат и проекцией скорости от
времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения
тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени.
Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по
уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.
Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного
движений. Указание использования поступательного и вращательного
движений в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением
различных социальных ролей. Разработка возможной системы действий и
конструкции для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы
Применение закона сохранения импульса для вычисления изме- нений
скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение
кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения
кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в
гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго
деформированного тела по известной деформации и жесткости тела.
Применение закона сохранения механической энергии при расчетах
результатов взаимодействий тел гравитационными сила- ми и силами
упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание
учебных дисциплин, при изучении которых использу- ются законы
сохранения
2. Основы молекулярной физики и термодинамики
Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярнокинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного
уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определение
параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения
состояния идеального газа. Определение параметров вещества в
газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам
зависимости р (Т), V (Т), р (V). Экспериментальное исследование
зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного,
изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней
23

Основы
термодинамики

Свойства паров,
жидко- стей,
твердых тел

Электростатика

Постоянный ток

Магнитные
явления

кинетической энергии теплового движения молекул по известной
температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых
явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ
Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет
количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с
теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и
переданного количества теплоты с использованием первого закона
термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости
р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по
замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в
процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение
принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в
создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути
экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и
предложение пути их решения. Указание границ применимости законов
термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента,
участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный
материал «Основы термодинамики»
Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого
для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного
состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств
вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе,
технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение
физических понятий и законов в учебном материале профессионального
характера. Использование Интернета для поиска информации о разработках
и применениях современных твердых и аморфных материалов
3. Электродинамика
Вычисление сил взаимодействия точечных электрических за- рядов.
Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких
точечных электрических зарядов.
Вычисление потенциала электрического поля одного и несколь- ких
точечных электрических зарядов. Измерение разности по- тенциалов.
Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора.
Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора.
Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального
определения
электроемкости
конденсатора
и
диэлектрической
проницаемости
вещества.
Проведение
сравнительного
анализа
гравитационного и элек- тростатического полей
Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего
сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и
напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере
электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае
источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком —
в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания.
Измерение элек- трического заряда электрона. Снятие вольтамперной
характеристики
диода.
Проведение
сравнительного
анализа
полупроводниковых диодов и триодов. Использование Интернета для
поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.
Установка причинно-следственных связей
Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, дей- ствующих на
проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на
24

электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследование явлений
электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии
магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя.
Объяснение принципа действия генератора электрического тока и
электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия массспектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли
магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение
примеров практического применения изученных явлений, законов,
приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств
электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.
Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно
рассматривать как метадисциплину
4. Колебания и волны
Механические
Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от
колебания
его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости
периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины.
Вычисление периода колебаний математического маятника по известному
значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по
известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков
воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в
соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров
автоколебательных механических систем. Проведение классификации
колебаний
Упругие волны
Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений
интерференции звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений
интерференции и дифракции механических волн. Представление областей
применения ультразвука и перспективы его использования в различных
областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических
проблем, связанных с воздей- ствием звуковых волн на организм человека
Электромагнитные Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.
колебания
Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность
катушки.
Исследование
явления
электрического
резонанса
в
последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими
величинами, характеризующими механическую и электромагнитную
колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на
элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия
трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного
тока. Использование Интернета для поиска информации о современных
способах передачи электроэнергии
Электромагнитные Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств
волны
электромагнитных волн с помощью мобильного теле- фона. Развитие
ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и
осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия
природы упругих и электромагнит- ных волн. Изложение сути
экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и
волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных
исследованиях Вселенной
5. Оптика
Природа света
Применение на практике законов отражения и преломления света при
решении задач. Определение спектральных границ чувствительности
человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые
линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет
оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы.
25

Волновые
свойства света

Квантовая оптика

Физика атома

Физика атомного
ядра

Строение и
развитие
Вселенной

Испытание моделей микроскопа и телескопа
Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение
явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления
поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по
результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления
дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света.
Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным
спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в
технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии
света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении
указанных явлений
6. Элементы квантовой физики
Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова
на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической
энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы
выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической
энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода
электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется
безинерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового
дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии
современной физики
Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны
испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного
состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома
водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование
линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной
лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение
примеров использования лазера в современной науке и технике.
Использование Интернета для поиска информации о перспекти- вах
применения лазера
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрирование
ядерных излучений с помощью счетчика Гей- гера. Расчет энергии связи
атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра,
возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии,
освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов
ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных
реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной
энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.
Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим
действием радиоактивных излучений. Проведение классификации
элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду,
времени жизни, спину и т. д.). Понимание ценностей научного познания
мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося
лично, цен- ностей овладения методом научного познания для достижения
успеха в любом виде практической деятельности
7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение
солнечных пятен с помощью телескопа и солнечно- го экрана.
Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и
информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев
эволюции Вселенной. Ис- пользование Интернета для поиска современной
информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее
свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д.
26

Эволюция звезд.
Гипотеза
происхождения
Солнечной
системы

Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных ре- акциях.
Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния
солнечной активности на Землю. Понимание роли космических
исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение
современных гипотез о происхождении Солнечной системы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Для освоения программы учебной дисциплины «Физика» в техникуме имеется учебный
кабинет, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время
учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав кабинета физики
входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики удовлетворяет
требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете имеется мультимедийное
оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины «Физика», входят:
 многофункциональный комплекс преподавателя;
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и
фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и
астрономов);
 информационно-коммуникативные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект электроснабжения кабинета физики;
 технические средства обучения;
 демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
 лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы); • статические,
динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
 вспомогательное оборудование;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции
по их использованию и технике безопасности;
 библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят:
 учебники,
 учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты имеют
возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном
доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)

27

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Основная:
1. Мякишев Г.Я. Физика 10кл. учебник для общеобразовательных организаций– М.:
Просвещение, 2018
2. Мякишев Г.Я. Физика 11 кл. учебник для общеобразовательных организаций– М.:
Просвещение, 2018
Дополнительная:
1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для
образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сбор- ник
задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического
профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.
Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2014.
4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева,
А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.
5. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный
учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
6. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
7. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.
8. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
9. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.
10. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.
11. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010.
12. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного
профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. И.
Трофимовой. — М., 2014.
13. Разумовский В.Г. и др.. Физика: учебник для уч-ся 10 кл. общеобразовательных
учреждений в 2 ч. Ч. 1 – М.: Владос,2010
14. Разумовский В.Г. и др.. Физика: учебник для уч-ся 10 кл. общеобразовательных
учреждений в 2 ч. Ч. 2 – М.: Владос,2010
Для преподавателей
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. —
Ст. 445.
2. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013
№ 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от
27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от
04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
28

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
4. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”».
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе- ния
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
7. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического
профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.
Интернет- ресурсы
1. www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). wwww.
dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
2. www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
3. www.globalteka.ru
(Глобалтека.
Глобальная
библиотека
научных
ресурсов).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
4. www. st-books.ru (Лучшая учебная литература).
5. www. school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
6. www.ru/book (Электронная библиотечная система).
7. www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
8. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
9. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
10. www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
11. www.nuclphys. sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
12. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
13. www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

29

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование образовательных
результатов ФГОС СОО
(предметные результаты – ПР)

Методы оценки

ПРб.01. Сформированность представлений
о роли и месте физики в современной
научной картине мира, о
системообразующей роли физики в
развитии естественных наук, техники и
современных технологий, о вкладе
российских и зарубежных ученых-физиков
в развитие науки; понимание физической
сущности наблюдаемых явлений микро-,
макро- и мегамира; понимание роли физики
в формировании кругозора и
функциональной грамотности
обучающихся;
ПРб.02. Владение основополагающими
физическими понятиями (связанными с
механическим движением,
взаимодействием тел, механическими
колебаниями и волнами; атомномолекулярным строением вещества,
тепловыми процессами; электрическим и
магнитным полями, электрическим током,
электромагнитными колебаниями и
волнами; оптическими явлениями;
квантовыми явлениями, строением атома и
атомного ядра, радиоактивностью);
владение закономерностями, законами и
теориями (законы Ньютона, закон
всемирного тяготения, законы сохранения
импульса и энергии с учетом границ их
применимости, основные положения
молекулярно-кинетической теории
строения вещества, основное уравнение
молекулярно-кинетической теории
идеального газа, законы идеального газа,
закон сохранения электрического заряда и
закон Кулона, границы их применимости,
законы Ома для однородного проводника и
замкнутой цепи, закон Джоуля— Ленца,
закон Джоуля—Ленца, закон Ампера, закон
электромагнитной индукции Фарадея,
правило Ленца, принцип Гюйгенса,
квантовая гипотеза Планка, законы
фотоэффекта, постулаты Бора, теория атома
водорода); уверенное пользование
30

Тестирование (теоретическое)
Оценка результатов выполнения
практических работ
Экспертное наблюдение выполнения
практических работ
Тестирование (теоретическое)
Оценка результатов выполнения
практических работ
Оценка демонстрации способности:
объяснять физическое явление или
свойства тела, аргументировать,
приводить примеры, обосновывать
практическое применение физических
законов и явлений ,применения знания
закона при решении задач и навыков
выполнения расчетов
Оценка выполнения требований
(инструкций) и правил техники
безопасности в ходе выполнения
эксперимента
-Оценка точности в определении
законов о фундаментальных
физических законах и принципах,
лежащих в основе современной
физической картины мира
-Оценка в освоении знаний о вкладе
российских и зарубежных ученых в
основу современной физической
картины мира, наиболее важных
открытиях в области физики,
оказавших определяющее влияние на
развитие техники и технологии

физической терминологией и символикой;

ПРб.03. Владение основными методами
научного познания, используемыми в
физике: наблюдение и описание
физических явлений; проведение
физического эксперимента; умением
выявлять зависимость между физическими
величинами, объяснять полученные
результаты, используя физические теории,
законы и понятия, и делать выводы;
ПРб.04. Сформированность умения решать
физические задачи, используя изученные
законы и формулы, связывающие
физические величины;
ПРб.05. Сформированность умения
применять полученные знания для
объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для
принятия практических решений в
повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовыми
приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей
среде; понимание необходимости
применения достижений физики и
технологий для рационального
природопользования;
ПРб.06. Сформированность собственной
позиции по отношению к физической
информации, получаемой из разных
источников

31

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Личностные результаты из Программы воспитательной работы (РВП) по профессии 08.01.07 «Мастер
общестроительных работ» отражают:
ЛР7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

№ № пункта
Дата
п/п рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

1.

Пункт о
формировании
ЛР в рабочей
программе
отсутствует

ЛР7 Осознающий приоритетную
ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую
уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.

Протокол №1
заседания
предметной
(цикловой)
комиссии
педагогических
работников
профессиональных
дисциплин
ГАПОУ СО
«КГТТ» от
13.09.2022

1.

01.09.2022

ЛР10 Заботящийся о защите
окружающей среды, собственной и
чужой безопасности, в том числе
цифровой.

32

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом
Протокол №1
заседания
Методического
совета ГАПОУ
СО «КГТТ» от
19.09.2022

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».