ОП.02. Основы строительного черчения

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 «ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ»

для профессии СПО
08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
Форма обучения – очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический

г. Камышлов, 2021

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования 08.01.07 «Мастер общестроительных
работ» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
1569 от 09.12.2016).
Составитель: Сухов О.Б., преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ», первая
квалификационная категория.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………..…4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………… 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………….….11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………..13
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ…………………………………………………………………………14

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ»

1.1 Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.07
«Мастер общестроительных работ».
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
квалифицированных рабочих: входит в общепрофессиональный цикл дисциплин.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать архитектурно-строительные чертежи;
- читать схемы производства работ;
- читать проекты.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- требования единой системы конструкторской документации и системы
проектной документации для строительства;
- основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической
документации;
- виды строительных чертежей, проектов, схем производства работ;
- правила чтения технической и технологической документации;
- виды производственной документации.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение
студентами следующих предметных результатов:
 Приобщение к графической культуре как совокупности достижений
человечества в области освоения графических способов передачи информации.
 Развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления.
 Развитие визуально – пространственного мышления.
 Приобретение опыта создания творческих работ с элементами
конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ.
 Формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Студент должен обладать общими компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
4

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
Студент должен обладать профессиональными компетенциями:
ВПК 8.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных
работ
ПК 3.1 Выполнять подготовительные работы при производстве каменных
работ.
ПК 7.1 Выполнять подготовительные работы и сборочные операции при
производстве сварочных работ ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым
электродом, ручной дуговой сваркой неплавящимся электродом в защитном газе,
плазменной дуговой.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины.
Объём образовательной нагрузки обучающегося - 62 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа;
консультации -4 часа; самостоятельная работа- 4 часа.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
- теоретические занятия
- практические занятия
- консультации
- самостоятельные работы
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

6

Объем
часов
62
54
32
22
4
4

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы строительного черчения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы
обучающихся
Раздел 1. Единая система конструкторской документации
Содержание учебного материала
1 Цели и задачи учебной дисциплины.
Проектно-конструкторская документация.
2 Оформление чертежей по Государственным стандартам.

Тема 1.1
Введение

Объем
часов
6
6
1
1

3

Практическая работа № 1
Практическое ознакомление с учебной документацией.

2

4

Практическая работа № 2
Практическое ознакомление с ГОСТ, ЕСКД.

2

Раздел 2. Общие правила выполнения и оформления строительных чертежей

10

Тема 2.1
Оформление строительных
чертежей

Содержание учебного материала
1 Форматы, штампы, основные надписи чертежей.
2 Линии чертежа, масштабы.

7

6
1
1

Уровень
усвоения/
ОК, ПК

1
ОК 01,
ОК 03
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1
2
ОК 01
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1
2
ОК 01
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1

1
ОК 03
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1

2
Практическая работа № 3
Вычерчивание рамки и основной надписи на формате А-4.

2
Практическая работа № 4
Выполнение чертежа линий.
Тема 2.2
Нанесение размеров, обозначений
и надписей на чертежах

1
2

Содержание учебного материала
Чертежный шрифт.
Правила постановки размеров на чертежах.

Практическая работа № 5
Выполнение чертежного шрифта (цифры, буквы).

Тема 3.1
Выполнение строительных
чертежей

Тема 3.2

4
1
1

2

Раздел 3. Выполнение и чтение строительных чертежей
Содержание учебного материала
1 Документация в строительном проектировании.
2 Стандартизация в строительном проектировании.

38
6
1
1

3 Комплекты чертежей в проекте строительного объекта..
4 Условные графические обозначения
Практическая работа № 6
Выполнение чертежа условных обозначений.

1
1
2

Содержание учебного материала
8

14

2
ОК 01
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1
2
ПК 1.1
ОК 01
ПК 3.1
ПК 7.1
2
ОК 02
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1
2
ОК 01
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1

1
ОК 09
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1
2
ОК 01
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1

Архитектурно-строительные
чертежи

1 Виды строительных чертежей.
2 Нанесение размеров на строительных чертежах.
3 Состав строительных чертежей. Условные графические изображения на них.
4 Чертежи фасадов здания.
5 Чертежи планов здания.
6 Чертежи разрезов здания.
7 Основная надпись строительных чертежей.
8 Условные графические изображения элементов зданий.
Практическая работа № 7
Выполнение чертежа фасада здания.

1
1
1
1
1
1
1
1
2

Практическая работа № 8
Выполнение чертежа плана здания.

2

Практическая работа № 9
Выполнение чертежа разреза здания.

2

Тема 3.3
Содержание учебного материала
Чертежи различных строительных 1 Чертежи металлических конструкций.
конструкций
2 Чертежи железобетонных конструкций.
3 Чертежи деревянных конструкций.
4 Чертежи каменных конструкций.
5 Чертежи санитарно-технического оборудования.
6 Чертежи монтажа конструкций.
7 Чертежи технологического оборудования зданий.
9

10
1
1
1
1
1
1
1

2
ОК 04
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1

2
ОК 01,
ОК 02,
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1
2
ОК 01,
ОК 02
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1
2
ОК 01,
ОК 02
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1
1
ОК 04
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1
1
ОК 04

Тема 3.4
Чтение строительных чертежей

8 Чертежи строительных генеральных планов.

1

Практическая работа № 10
Выполнение чертежа генерального плана.

2

1
2
3

ОК 01
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1

Содержание учебного материала
Назначение проектных изображений на строительных чертежах.
Состав проектных изображений на строительных чертежах.
Условные обозначения на чертежах.

8
1
1
2

Практическая работа № 11
Чтение строительных чертежей.

2

Самостоятельная работа:
Работа с учебниками и учебными пособиями, поиск информации в интернете.
Подготовка к дифференцированному зачету.

4

Консультации

4
Дифференцированный зачет
Всего:
Самостоятельная работа
Консультации
ИТОГО:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
10

ПК 3.1
ПК 7.1

2
54
4
4
62

1
ОК 01
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1
2
ОК 01,
ОК 02
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1
3
ОК 02,
ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 3.1
ПК 7.1

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основы
строительного черчения.
Оборудование учебного кабинета:
Комплект учебной мебели для обучающихся:
-ученические парты;
-ученические стулья.
Комплект учебной мебели для преподавателя:
-стол, стул;
-аудиторная доска;
-компьютер, мультимедийный телевизор;
-набор деталей для черчения;
-шестиугольная призма;
-пересекающиеся цилиндры;
-макет разреза детали;
-плакаты.
Методическое обеспечение дисциплины:
- рабочая программа дисциплины ОП.03 Основы строительного черчения;
- раздаточный дидактический материал по темам дисциплины, презентации по
курсу;
- комплект оценочных средств по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
дополнительной литературы:

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

Основная литература для студента:
1. Строительное черчение: учебник /Е.А. Гусарова. – М.: Академия, 2018
2. Основы строительного черчения / Гусарова Е.А.УМК Академия,2022
Основная литература для преподавателей:
1. Черчение: Учебник/И.С. Вышнепольский, В.И. Вышнепольский.- 3-е изд., испр.М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018, (Среднее профессиональное образование). [Электронный
ресурс:ООО «Знаниум»]
2. Основы черчения и начертательной геометрии: учеб. пособие/Л.И. Супрун, Е.Г.
Супрун, Л.А. Устюгова.-Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2014. [Электронный
ресурс:ООО «Знаниум»]
3. Инженерная графика. Электронный образовательный ресурс. - М. Дрофа, 2017.

12

Дополнительная литература:
1. Черчение для слушателей подготовительных курсов: учебное пособие/Н.А.
Сальков.-М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016, [Электронный ресурс:ООО «Знаниум»]
2. Борисенко, И. Г. Инженерная графика. Геометрическое и проекционное черчение
[Электронный ресурс] : учеб.пособие / И. Г. Борисенко. – 5-е изд., перераб. и доп. –
Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. – 200 с. [Электронный ресурс:ООО «Знаниум»]
3. Строительные конструкции. Расчет и проектирование: Учебник / В.И. Сетков,
Е.П. Сербин. - 3-e изд., доп. и испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 444 с.: 60x90 1/16.
- (Среднее профессиональное образование).

1.
2.
3.
4.
5.

Интернет-ресурсы:
http://www.2d-3d.ru/
HTTP://ABC.VVSU.RU/STR/DZ/01/TEHRISUNOK/
http://fio.novgorod.ru/projects/project1987/cherch.htm
http://som.fio.ru/RESOURCES/GLOZMANAE/2003/12/GRAF.HTM
http://cherch.ru/

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и графических работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
- читать архитектурно-строительные чертежи;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2

- читать схемы производства работ;

- читать проекты;
Знания:
- требования единой системы конструкторской
документации для строительства;
- основные правила построения чертежей и
схем;
- - виды нормативно-технической документации;

Фронтальный опрос
Оценка выполнения практических занятий.
Фронтальный опрос.
Оценка
деятельности
обучающегося
в
процессе
выполнения
индивидуальных
практических заданий
Оценка умения работать с проектами.

Фронтальный опрос.
Оценка выполнения практических занятий.
Фронтальный опрос.
Оценка
деятельности
обучающегося
в
процессе
выполнения
индивидуальных
практических заданий
- виды строительных чертежей, проектов, схем Оценка выполнения практических занятий.
производства работ;
- правила чтения технической и
Фронтальный опрос.
технологической документации;
Оценка
деятельности
обучающегося
в
процессе
выполнения
индивидуальных
практических заданий
- виды производственной документации.
Фронтальный опрос.
Оценка выполнения практических занятий.
Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет

14

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п

1

№
пункта

Дата

До

После

внесения
изменений и
дополнений

изменений и дополнений

рабочей
програм
мы

внесения
изменений
и
дополнений

П.1.3

01.09. 2022

Пункт о
формировании
ЛР в рабочей
программе
отсутствует

ЛР 13. Способный при
взаимодействии с другими
людьми достигать поставленных
целей, стремящийся к
формированию в строительной
отрасли и системе жилищнокоммунального хозяйства
личностного роста как
профессионала
ЛР 14. Способный ставить перед
собой цели для решения
возникающих профессиональных
задач, подбирать способы
решения и средства развития, в
том числе с использованием
информационных технологий;
ЛР 15. Содействующий
формированию положительного
образа и поддержанию престижа
своей профессии
ЛР 16. Способный искать и
находить необходимую
информацию используя

15

Дата и № протокола
рассмотрения цикловой
комиссией

Протокол №1 заседания ПЦК
ГАПОУ СО «КГТТ» от
13.09.22г.

Дата и № протокола
рассмотрения
методическим советом/
педагогическим советом

Протокол №1 заседания
методического совета
ГАПОУ СО «КГТТ» от
19.09.22

разнообразные технологии ее
поиска, для решения
возникающих в процессе
производственной деятельности
проблем при строительстве и
эксплуатации объектов
капитального строительства;
ЛР 17. Способный выдвигать
альтернативные варианты
действий с целью выработки
новых оптимальных алгоритмов;
позиционирующий себя в сети
как результативный и
привлекательный участник
трудовых отношений.
ЛР 18. Имеющий базовую
подготовленность к
самостоятельной работе по своей
профессии или специальности на
уровне специалиста с
профессиональным
образованием.
ЛР 19. Осознающий выбор
профессии и возможностей
реализации собственных
жизненных планов и
возможности реализации
собственных жизненных планов,
отношение к профессиональной
деятельности как возможности
участия в решении личных,
общественных, государственных,

16

общенациональных проблем.
ЛР 20. Умеющий применять
полученные знания на практике
ЛР 21. Способный эффективно
представлять себя и результаты
своего труда.
ЛР 22. Нацеленный на
карьерный рост и
профессиональное развитие.
ЛР 26. Способный анализировать
производственную ситуацию,
быстро принимать решения
ЛР 27. Способный воспринимать
и анализировать новую
информацию, развивать новые
идеи
ЛР 28. Умеющий отстаивать
свою точку зрения,
мотивированный к саморазвитию
и самовоспитанию в
соответствии с
общечеловеческими ценностями
и идеалами гражданского
общества
ЛР 29. Проявляющий
доброжелательность к
окружающим, деликатность,
чувство такта, готовность оказать
услугу каждому кто в ней
нуждается
ЛР 30. Обладающий социальной
активностью, лидерскими

17

качествами, принимающий
активное участие в студенческом
самоуправлении

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».