Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ» для профессии СПО 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» Форма обучения – очная Срок обучения 2 года 10 месяцев Уровень освоения: базовый Профиль получаемого профессионального образования: технологический г. Камышлов, 2021 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1569 от 09.12.2016). Составитель: Сухов О.Б., преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ», первая квалификационная категория. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………..…4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………… 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………….….11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………..13 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ…………………………………………………………………………14 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ» 1.1 Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.07 «Мастер общестроительных работ». 1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих: входит в общепрофессиональный цикл дисциплин. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - читать архитектурно-строительные чертежи; - читать схемы производства работ; - читать проекты. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства; - основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической документации; - виды строительных чертежей, проектов, схем производства работ; - правила чтения технической и технологической документации; - виды производственной документации. Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих предметных результатов: Приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления. Развитие визуально – пространственного мышления. Приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ. Формирование стойкого интереса к творческой деятельности. Студент должен обладать общими компетенциями: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. 4 ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. Студент должен обладать профессиональными компетенциями: ВПК 8.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ ПК 3.1 Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ. ПК 7.1 Выполнять подготовительные работы и сборочные операции при производстве сварочных работ ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым электродом, ручной дуговой сваркой неплавящимся электродом в защитном газе, плазменной дуговой. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины. Объём образовательной нагрузки обучающегося - 62 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа; консультации -4 часа; самостоятельная работа- 4 часа. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: - теоретические занятия - практические занятия - консультации - самостоятельные работы Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 6 Объем часов 62 54 32 22 4 4 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы строительного черчения» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся Раздел 1. Единая система конструкторской документации Содержание учебного материала 1 Цели и задачи учебной дисциплины. Проектно-конструкторская документация. 2 Оформление чертежей по Государственным стандартам. Тема 1.1 Введение Объем часов 6 6 1 1 3 Практическая работа № 1 Практическое ознакомление с учебной документацией. 2 4 Практическая работа № 2 Практическое ознакомление с ГОСТ, ЕСКД. 2 Раздел 2. Общие правила выполнения и оформления строительных чертежей 10 Тема 2.1 Оформление строительных чертежей Содержание учебного материала 1 Форматы, штампы, основные надписи чертежей. 2 Линии чертежа, масштабы. 7 6 1 1 Уровень усвоения/ ОК, ПК 1 ОК 01, ОК 03 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 2 ОК 01 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 2 ОК 01 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 1 ОК 03 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 2 Практическая работа № 3 Вычерчивание рамки и основной надписи на формате А-4. 2 Практическая работа № 4 Выполнение чертежа линий. Тема 2.2 Нанесение размеров, обозначений и надписей на чертежах 1 2 Содержание учебного материала Чертежный шрифт. Правила постановки размеров на чертежах. Практическая работа № 5 Выполнение чертежного шрифта (цифры, буквы). Тема 3.1 Выполнение строительных чертежей Тема 3.2 4 1 1 2 Раздел 3. Выполнение и чтение строительных чертежей Содержание учебного материала 1 Документация в строительном проектировании. 2 Стандартизация в строительном проектировании. 38 6 1 1 3 Комплекты чертежей в проекте строительного объекта.. 4 Условные графические обозначения Практическая работа № 6 Выполнение чертежа условных обозначений. 1 1 2 Содержание учебного материала 8 14 2 ОК 01 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 2 ПК 1.1 ОК 01 ПК 3.1 ПК 7.1 2 ОК 02 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 2 ОК 01 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 1 ОК 09 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 2 ОК 01 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 Архитектурно-строительные чертежи 1 Виды строительных чертежей. 2 Нанесение размеров на строительных чертежах. 3 Состав строительных чертежей. Условные графические изображения на них. 4 Чертежи фасадов здания. 5 Чертежи планов здания. 6 Чертежи разрезов здания. 7 Основная надпись строительных чертежей. 8 Условные графические изображения элементов зданий. Практическая работа № 7 Выполнение чертежа фасада здания. 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Практическая работа № 8 Выполнение чертежа плана здания. 2 Практическая работа № 9 Выполнение чертежа разреза здания. 2 Тема 3.3 Содержание учебного материала Чертежи различных строительных 1 Чертежи металлических конструкций. конструкций 2 Чертежи железобетонных конструкций. 3 Чертежи деревянных конструкций. 4 Чертежи каменных конструкций. 5 Чертежи санитарно-технического оборудования. 6 Чертежи монтажа конструкций. 7 Чертежи технологического оборудования зданий. 9 10 1 1 1 1 1 1 1 2 ОК 04 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 2 ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 2 ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 2 ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 1 ОК 04 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 1 ОК 04 Тема 3.4 Чтение строительных чертежей 8 Чертежи строительных генеральных планов. 1 Практическая работа № 10 Выполнение чертежа генерального плана. 2 1 2 3 ОК 01 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 Содержание учебного материала Назначение проектных изображений на строительных чертежах. Состав проектных изображений на строительных чертежах. Условные обозначения на чертежах. 8 1 1 2 Практическая работа № 11 Чтение строительных чертежей. 2 Самостоятельная работа: Работа с учебниками и учебными пособиями, поиск информации в интернете. Подготовка к дифференцированному зачету. 4 Консультации 4 Дифференцированный зачет Всего: Самостоятельная работа Консультации ИТОГО: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 10 ПК 3.1 ПК 7.1 2 54 4 4 62 1 ОК 01 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 2 ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 3 ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1 ПК 3.1 ПК 7.1 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основы строительного черчения. Оборудование учебного кабинета: Комплект учебной мебели для обучающихся: -ученические парты; -ученические стулья. Комплект учебной мебели для преподавателя: -стол, стул; -аудиторная доска; -компьютер, мультимедийный телевизор; -набор деталей для черчения; -шестиугольная призма; -пересекающиеся цилиндры; -макет разреза детали; -плакаты. Методическое обеспечение дисциплины: - рабочая программа дисциплины ОП.03 Основы строительного черчения; - раздаточный дидактический материал по темам дисциплины, презентации по курсу; - комплект оценочных средств по дисциплине. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых дополнительной литературы: учебных изданий, Интернет-ресурсов, Основная литература для студента: 1. Строительное черчение: учебник /Е.А. Гусарова. – М.: Академия, 2018 2. Основы строительного черчения / Гусарова Е.А.УМК Академия,2022 Основная литература для преподавателей: 1. Черчение: Учебник/И.С. Вышнепольский, В.И. Вышнепольский.- 3-е изд., испр.М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018, (Среднее профессиональное образование). [Электронный ресурс:ООО «Знаниум»] 2. Основы черчения и начертательной геометрии: учеб. пособие/Л.И. Супрун, Е.Г. Супрун, Л.А. Устюгова.-Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2014. [Электронный ресурс:ООО «Знаниум»] 3. Инженерная графика. Электронный образовательный ресурс. - М. Дрофа, 2017. 12 Дополнительная литература: 1. Черчение для слушателей подготовительных курсов: учебное пособие/Н.А. Сальков.-М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016, [Электронный ресурс:ООО «Знаниум»] 2. Борисенко, И. Г. Инженерная графика. Геометрическое и проекционное черчение [Электронный ресурс] : учеб.пособие / И. Г. Борисенко. – 5-е изд., перераб. и доп. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. – 200 с. [Электронный ресурс:ООО «Знаниум»] 3. Строительные конструкции. Расчет и проектирование: Учебник / В.И. Сетков, Е.П. Сербин. - 3-e изд., доп. и испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 444 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование). 1. 2. 3. 4. 5. Интернет-ресурсы: http://www.2d-3d.ru/ HTTP://ABC.VVSU.RU/STR/DZ/01/TEHRISUNOK/ http://fio.novgorod.ru/projects/project1987/cherch.htm http://som.fio.ru/RESOURCES/GLOZMANAE/2003/12/GRAF.HTM http://cherch.ru/ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и графических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Умения: - читать архитектурно-строительные чертежи; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 - читать схемы производства работ; - читать проекты; Знания: - требования единой системы конструкторской документации для строительства; - основные правила построения чертежей и схем; - - виды нормативно-технической документации; Фронтальный опрос Оценка выполнения практических занятий. Фронтальный опрос. Оценка деятельности обучающегося в процессе выполнения индивидуальных практических заданий Оценка умения работать с проектами. Фронтальный опрос. Оценка выполнения практических занятий. Фронтальный опрос. Оценка деятельности обучающегося в процессе выполнения индивидуальных практических заданий - виды строительных чертежей, проектов, схем Оценка выполнения практических занятий. производства работ; - правила чтения технической и Фронтальный опрос. технологической документации; Оценка деятельности обучающегося в процессе выполнения индивидуальных практических заданий - виды производственной документации. Фронтальный опрос. Оценка выполнения практических занятий. Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет 14 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/п 1 № пункта Дата До После внесения изменений и дополнений изменений и дополнений рабочей програм мы внесения изменений и дополнений П.1.3 01.09. 2022 Пункт о формировании ЛР в рабочей программе отсутствует ЛР 13. Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в строительной отрасли и системе жилищнокоммунального хозяйства личностного роста как профессионала ЛР 14. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий; ЛР 15. Содействующий формированию положительного образа и поддержанию престижа своей профессии ЛР 16. Способный искать и находить необходимую информацию используя 15 Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Протокол №1 заседания ПЦК ГАПОУ СО «КГТТ» от 13.09.22г. Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом Протокол №1 заседания методического совета ГАПОУ СО «КГТТ» от 19.09.22 разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства; ЛР 17. Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. ЛР 18. Имеющий базовую подготовленность к самостоятельной работе по своей профессии или специальности на уровне специалиста с профессиональным образованием. ЛР 19. Осознающий выбор профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов и возможности реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, 16 общенациональных проблем. ЛР 20. Умеющий применять полученные знания на практике ЛР 21. Способный эффективно представлять себя и результаты своего труда. ЛР 22. Нацеленный на карьерный рост и профессиональное развитие. ЛР 26. Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения ЛР 27. Способный воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи ЛР 28. Умеющий отстаивать свою точку зрения, мотивированный к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества ЛР 29. Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта, готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается ЛР 30. Обладающий социальной активностью, лидерскими 17 качествами, принимающий активное участие в студенческом самоуправлении 18