ОУД.01 Русский язык КОС

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине общеобразовательного цикла
ОУД 01. «РУССКИЙ ЯЗЫК»
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии
08.01.07 Мастер общестроительных работ
Уровень освоения - базовый

Камышлов, 2021 г.

Комплект контрольно-оценочных средств разработан с учетом требований ФГОС СПО,
утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 г. (с изменениями и
дополнениями);
рабочей программы учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык»;
Организация –разработчик: ГАПОУ СО «КГТТ»
Разработчик:
ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Цытыркина Л.А., преподаватель, высшей квалификационной категории.

Утверждаю:
зам. директора по УМР Мадыгина Т.А.
«17» мая 2021 г.
Согласовано:
методист Чингина Н.Н
«17» мая 2021 г.
Рассмотрен на заседании
ПЦК общеобразовательных дисциплин
Председатель ПЦК Чуркина А.Т.
Протокол №9 от 14.05.2021 г

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
3. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
4. Задания для оценки освоения учебной дисциплины
4.1. Задания для текущего и рубежного контроля по учебной дисциплине
4.2. Задания для промежуточной аттестации по учебной дисциплине
4.3. Задания для итогового контроля по учебной дисциплине

3

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки
образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Русский
язык».
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего и рубежного контроля.
КОС разработаны на основании:

федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 08.01.07 Мастер общестроительных
работ.

рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский
язык» технологического профиля (для профессиональных образовательных организаций).

Код
компетен
ции

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

ОК 02

Формулировка
компетенции

Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Знания, умения

Умения: определять задачи поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска; структурировать
получаемую информацию; выделять наиболее
значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска
Знания номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации

ОК 04

ОК 05

Работать в коллективеи
команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами

.Умения: организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами

Осуществлять устнуюи
письменную

.Умения: излагать свои мысли на государственном
языке; оформлять документы.

Знания: психология коллектива; психология
личности; основы проектной деятельности

4

ОК 09

коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов.

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

Умения: применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной
деятельности.

5

3. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по разделам
№
п/п

Назначение
фонда
оценочных
средств

1

Входной
контроль

2.

Рубежный
контроль

Контролир
уемые
дидактичес
кие
единицы

Вид
оценочны
х
материал
ов

Диктант
(приложе
ние 1)
-стилистика

Результат

- демонстрирует приобретенные знания и умения,
полученные в школе

Лингвости анализирует языковые единицы с точки зрения
листическ правильности, точности и уместности их употребления;
ий анализ - знает орфоэпические, лексические, грамматические,
текста
орфографические
и
пунктуационные
нормы

(приложе современного русского литературного языка
ние 2)
Текущий
контроль

орфография

4

Текущий
контроль

-фонетика,
орфоэпия,
графика,
орфографи
я

5

Итоговый
контроль

морфология
и
орфография

6

Текущий
контроль

орфография

7

Текущий
контроль

-пунктуация

3

Словарный - анализирует языковые единицы с точки зрения
диктант
правильности, точности и уместности их употребления;

(приложен - знает орфоэпические, лексические, грамматические,
ие 3)
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного русского литературного языка

Контрольн - анализирует языковые единицы с точки зрения
ая работаправильности, точности и уместности их употребления;
по
- знает орфоэпические, лексические, грамматические,
разделам: орфографические
и
пунктуационные
нормы
«Фонетика современного русского литературного языка
, орфоэпия,
графика,
орфографи
я»
(приложен
ие 4)
Дифференц - анализирует языковые единицы с точки зрения
ированный правильности, точности и уместности их употребления;
зачет
- знает орфоэпические, лексические, грамматические,
(приложени орфографические
и
пунктуационные
нормы
е 5)
современного русского литературного языка
Словарный - анализирует языковые единицы с точки зрения
диктант
правильности, точности и уместности их употребления;
(приложен - знает орфоэпические, лексические, грамматические,
ие 6)
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного русского литературного языка

Тест
- анализирует языковые единицы с точки зрения
(приложе правильности, точности и уместности их употребления;
ние 7)
- знает орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного русского литературного языка
6

4. Задания для оценки освоения учебной дисциплины
4.1. Задания для текущего контроля по учебной дисциплине
Входной контроль
Методика позволяет оценить выявленный уровень знаний.
Диктант
Инструкция
При проведении контрольного диктанта преподаватель прочитывает Вам весь текст
выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст по отдельным
предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. После записи
всего текста преподаватель прочитывает его целиком. Вам необходимо следить по тетрадям,
проверяя написанное.
Материнское счастье.
Много раз за свою жизнь приходилось мне есть первый хлеб нового урожая, и всякий раз,
когда я подношу ко рту первый кусок, мне кажется, что совершаю святой обряд. Хлеб этот хоть
и тёмного цвета, и немного клейкий, словно бы испечённый из жидкого замешенного теста. Но
ни с чем на свете несравним его сладковатый привкус и необыкновенный дух, пахнет он солнцем,
молодой соломой и дымом…
Я благословила хлеб и, когда откусила от ломтя, ощутила во рту вроде бы какой-то
незнакомый вкус и запах. Это был запах комбайнёрских рук – свежего зерна, нагретого железа и
керосина. Я брала новые ломти, и все они припахивали керосином, но никогда не ела я такого
вкусного хлеба. Потому что это был сыновний хлеб, его держал в своих комбайнёрских руках
мой сын. Это был народный хлеб – тех, кто вырастил его, тех, кто работал в тот час рядом с
сыном моим на полевом стане. Святой хлеб! Сердце моё переполнилось гордостью за сына. И я
подумала в ту минуту о том, что материнское счастье идёт от народного счастья, как стебель от
корней.
(По Ч. Айтматову)
Оценка диктантов
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные
ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная
работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой
облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо
земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.
7

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
5) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался,
никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как
и др.);
6) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она
считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических
(пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного
написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода —
воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые две однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка
учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой
орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных
ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при
отсутствии орфографических ошибок. Оценку «4» можно поставить за 3 однотипных или
негрубых орфографических ошибки, при условии, что в тексте нет пунктуационных ошибок.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 3 грубых орфографических
ошибки, 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических
ошибок. Общее количество ошибок не должно превышать 8. Но при 5 орфографических ошибках
за работу выставляется оценка «2», несмотря на пунктуационные ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено пять и более пяти
орфографических ошибок или 8 и более пунктуационных. Оценка «2» выставляется за работу, в
которой общее количество ошибок 9 и более.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за
диктант и за дополнительное задание).
Три исправления в контрольном диктанте равняются одной ошибке. Грязная и неаккуратно
выполненная работа, не содержащая ошибок, предполагает снижение оценки на один балл.

Приложение 2
Лингвостилистический анализ текста
Инструкция
8

При проведении лингвостилистического анализа преподаватель раздает Вам образец
выполнения анализа и пошаговые действия для его выполнения. Всё Вы выполнили или нет, Вы
можете проследить исходя из критериев оценивания. Желаем удачи!
1. Какого типа текст перед вами?
2. К какому стилю речи относится текст (научно – популярный, публицистический,
художественный, официально – деловой, разговорный)?
3. Какова тема текста?
4. За счет каких средств языка передается единство темы?
5. Какова идея текста?
Шаблон анализа
Слово «текст» в переводе с латинского языка означает «ткань». Как же «соткан» данный
текст, являющийся фрагментом статьи (…), книги (…), рассказа (….) ….?
По типу речи текст является…(описанием, повествованием, повествованием с элементами,
рассуждением, так как…), что сказалось на особенностях композиции теста. (В описании – чаще
всего – а) общее представление об описываемом, б) отдельные признаки, в) авторская оценка,
вывод; в повествовании- экспозиция, завязка, кульминация, развязка; в рассуждении – тезис,
аргументы, вывод.)
(какой) в каком стиле написан текст? Поскольку…(общие признаки какого – либо стиля)
можно предположить, что текст написан в …. стиле. Как известно, стилистические особенности
текста проявляются на всех уровнях: лексическом, морфологическом, фонетическом,
синтаксическом.
Анализ лексики данного фрагмента – использование автором ..характерно именно для ….
стиля. Всмотримся в синтаксические особенности теста ….., (связать, если возможно, со стилем
).
Изобразительно – выразительные средства языка. тропы и фигуры, автор использует
(применяет ) для…фонетические средства изобразительности…
Итак, перед нами текст, написанный в … стиле, являющийся…(тип речи). И еще раз,
анализируя текст, мы убедились в том, насколько оригинальным является любое «сложное
синтаксическое целое», как все органично связано, соединено, переплетено в этой тонкой
материи под названием «текст».
Тексты для лингвостилистического анализа
Текст 1
В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении
«пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). Эти существительные в творительном
падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих
ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс –ом.
Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие
«пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень
пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и
выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом. (Из книги В. В. Колесова «Гордый наш язык…»)
Текст 2
Желающим обратиться за помощью на биржу труда, получить статус безработного и найти
новую работу понадобятся следующие документы:
- паспорт или документ, его заменяющий;
- трудовая книжка или её дубликат;
- документы об образовании и профессиональной квалификации;
- справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы
или документ, заменяющий её (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед
обращением в службу занятости). (Фрагмент объявления.)
Текст 3
Что значит найти себя?
9

«В чём смысл жизни? Для чего мы живём? Что мы должны сделать?» – этими вопросами
рано или поздно задаётся каждый из нас. Однозначного ответа, конечно же, не существует. Здесь
могут иметь место только мнения и личные точки зрения. Найти себя, по-моему, – это определить
своё место в жизни. Место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. Работа,
семья, служение Родине… Найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым
такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. Дело, в которое бы ты вкладывал
все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил – разве
это не значит найти себя? Существует масса вещей, в которых человек может реализовать себя.
Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать такое, где наш талант и способности смогли
бы воплотиться в полной мере. И главное – никогда не останавливаться на достигнутом! Потому
что, как только человек прекратит свой жизненный поиск, вначале придёт спокойствие, а затем,
скорее всего, неудовлетворённость. Как сказал один из великих, счастье не может быть
продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.(Фрагмент ученического сочинения.)
Текст 4
Он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней
он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, который выходил из-под
широкой щели, что находилась внизу двери. Казалось, будто в доме происходило мытьё полов и
сюда на время нагромоздили всю мебель.
По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. С середины
потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон,
в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что
недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на
ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки.
Заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва
сапога. Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не
возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе. (Н. В. Гоголь
«Мёртвые души».)
Текст 5
Встреча подруг после летнего отдыха.
– Привет. Ну, как у тебя дела? – спросила Лена.
– Здравствуй. Да ничего, вот только вчера приехала, – ответила Женя.
– Как отдохнула? – поинтересовалась Лена.
– Ой, здорово, – пояснила Женя. – На Байкале так красиво! Обалдеть… Ну, а ты как?
– Была у бабушки в Задонске. Столько интересного узнала! А в каких местах я побывала!
– И я туда хочу съездить. Возьмёшь меня в следующем году? – спросила Женя.
– Конечно. Можно и ещё кого-нибудь взять из наших друзей. Бабушка гостям всегда рада. У
меня фотки есть. Хочешь посмотреть? – предложила Лена.
– Ещё спрашиваешь, – ответила Женя, и девочки пошли к Лене.
Критерии оценивания лингвостилистического анализа
I. Понимание смысла фрагмента.
1. Дал верное объяснение содержания фрагмента, ошибок в интерпретации нет – 2 балла
2. Дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его
интерпретации – 1 балл
3. Дал неверное объяснение содержания фрагмента, или объяснение отсутствует – 0 баллов
II. Наличие примеров-аргументов
1. Привёл 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного
фрагмента –2 балла
2. Привёл 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного
фрагмента: 1 пример из текста и 1 пример не из текста или привёл 1 пример-аргумент из текста,
который соответствует объяснению содержания данного фрагмента – 1 балл
10

3. Не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,
или привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть, или привёл
примеры-аргументы не из текста – 0 баллов
III. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность
1. Нет логических ошибок, последовательность не нарушена, абзацы сохранены – 2 балла
2. Допущена 1 логическая ошибка и/или 1 нарушение абзацного членения текста – 1 балл
3. Допущено более 1 логической ошибки и/или имеются 2 случая нарушения абзацного
членения текста – 0 баллов
IV. Композиционная стройность
1. Ошибок в построении текста нет – 1 балл
2. Нет композиционной стройности, продуманности, завершённости – 0 баллов
Максимальное количество баллов за анализ – 7 баллов
6-7 = «5»
4-5= «4»
2-3= «3»
менее 2= «2»

Приложение 3
Словарный диктант по теме: «Правописание О/Е после шипящих и Ц.
Правописание приставок на з-/с-. Правописание и- ы после приставок»
Пунцовый, колодцем, цокать, дворцом, отцовский, облицовка, вытанцовывать, ситцевый,
молодцеватый, глянцевитый, сбить снег, сбор трав, лёгкий изгиб, сделать сгоряча, сдвинуть
стулья, сдача металла, сжать пальцы, сжечь бумагу, использовать клей, раздавать листки,
дезинформировать, контригра, доиграть, поиск, розыгрыш.
При оценке словарного диктата рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» — за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» — если допущены 1-2 ошибки.
Оценка «3» — если допущены 3-4 ошибки.
Оценка «2» — если допущено до 7 ошибок.
«1» — при большем количестве ошибок.
Приложение 4
Контрольная работа по разделам:
«Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»
Вашему вниманию предлагаются задания в количестве - 6. Задания предлагаются разных
объемов, форм и трудностей. Некоторые вопросы предполагают несколько правильных ответов.
Ваша задача заключается в том, чтобы правильно ответить на них. Внимательно читайте
каждое задание. Если вы затрудняетесь решить какое-то, по приступайте к следующему,
вернувшись к нерешенному позже. Ошибкой считается пропущенное и нерешенное задание.
Оценка производится по количеству правильно выполненных заданий:
Желаем успеха!
Вариант 1
Задание 1.
В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков.
Лестница, раздумье, сверстник, просьба, сельдь, щедрый, бактерия, колдунья.
11

Задание 2.
Спишите. Расставьте ударения.
Доверху, дефис, договор, позвонит, каталог, , красивее, навзничь, обеспечение, сливовый.
Задание 3
Спишите, вставляя пропущенные буквы
Обле_чённый вариант, обро_ и барщина, козеро_ по гороскопу, э_зотические животные,
рассказать вкра_це, о_бросить сомнения, департамен_, опытный фель_шер, мудрая при_ча.
Задание 4.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Пред…стория, с…змальства, пред…дущий, из…мать, от…мать, под…грывать,
сверх…дейный, меж…издательский, контр…нформация, вы…грыш.
Задание 5. Данные слова и словосочетания запишите в две колонки: 1 - в которой
пишется Ь; 2 – где пишется ъ
Сверх_ естественный, куриный булл_ он, солдатский медал_ он, армянский кон_як, вырвать
бур_ян, ад_ютант его превосходительства, сек_юрити, ман_як, фельд_егерь, путевой
об_ездчик.
Задание 6.
Спишите. Вставляя на месте пропусков З или С.
Прои.. шествие, прои..ведение, прои..вол, преи..полнен, ни..провергать, ра..чёт, ра..метка,
ра..писание, ра…чёска, ро..вальни, и..коверканный, и..вержение, ра…фасованный, во..глас.
Контрольная работа по разделам:
«Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»
Вариант 2
Задание 1
В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков.
Крыжовник, четвёрка, вьюга, юность, якорь.
Задание 2. Спишите. Расставьте ударения.
Алфавит, баловать, добела, донизу, донельзя, квартал, йогурт, средства, ходатайство,
торты.
Задание 3.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Китайский термо.., древние фре…ки, рассвет бре..жит, чере…чур строгий, по..чевать
блинами, ими..ж фирмы, ..дать вещи в ломбар.., по..шить подол, импортная ве..чина, поро..
сердца.
Задание 4.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Без..глый, сверх..зысканный, без..дейность,вз..мать, без..нвентарный, дез..нфекция,
дез..нформация, контр..гра, меж..нститутский, пред…стория, пан…исламизм.
Задание 5.
Данные слова и словосочетания запишите в две колонки: 1 - в которой пишется Ь; 2 –
где пишется ъ.
12

Бур..ян, интерв..ю, ад..ютант, без..ядерный, компан..он, об..ездчик, с..емный, раз..яренный,
кур..ер, восем..сот, п..едестал.
Задание 7.
Спишите. Вставляя на месте пропусков З или С.
Ра...жечь, ра...задорить, ро...сказни, …жечь, ...десь, …дание, …здоровье, …дача, ра…дача,
ра…дор, ра…ведка, ра…бивка, ра…писка.
Эталон ответов
Вариант 1
Задание 1.
Раздумье, щедрый, колдунья
Задание 2.
ДОверху, дефИс, договОр, позвонИт, каталОг, , красИвее, нАвзничь, обеспечЕние, сливОвый.
Задание 3.
ОблеГчённый вариант, оброК и барщина, козероГ по гороскопу, эКзотические животные,
рассказать вкраТце, оТбросить сомнения, департаменТ, опытный фельДшер, мудрая приТча.
Задание 4.
ПредЫстория, сЫзмальства, предЫдущий, изЫмать, отЫмать, подЫгрывать,
свехИдейный, межИиздательский, контрИнформация, выИгрыш, панИсламизм..
Задание 5.
ь
ъ
куриный булЬон, солдатский медалЬон, сверхЪестественный, адЪютант его
армянский
конЬяк,
вырвать
бурЬян, превосходительства, фельдЪегерь, путевой
секЬюрити, манЬяк,
обЪездчик
Задание 6.
ПроиС шествие, проиЗведение, проиЗвол, преиСполнен, ниСпровергать, раСчёт, раЗметка,
раСписание, ра.Счёска, роЗвальни, иСковерканный, иЗвержение, раС.фасованный, воЗглас.
Критерии оценки ответов
За каждое правильное задание начисляется 2 балла.
Процент
результативности

Качественная оценка

(правильных
ответов)

Количество баллов

Оценка

91-100%

11-12

отлично

75-90%

9-10

хорошо

58-74%

7-8

удовлетворительно

50%

6

неудовлетворительно

Эталон ответов
Вариант 2
Задание 1.
Крыжовник, четвёрка, вьюга, юность, якорь.
Задание 2.
13

АлфавИт, баловАть, , добелА, дОнизу, дОнельзя, квартАл, йОгурт, срЕдства, ходАтайство,
тОрты.
Задание 3.
Китайский термоС., древние фреСки, рассвет бреЗжит, череСчур строгий, поТчевать
блинами, ими.Дж фирмы, Сдать вещи в ломбарД., поДшить подол, импортная веТчина,
пороК. сердца.
Задание 4.
Безыглый, сверхИзысканный, без.Ыдейность,взИмать, безИ.нвентарный, дез.Инфекция, ,
дезИнформация, контр.Игра, меж.Институтский, предЫстория, панИсламизм
Задание 5.
ь
бур.Ьян, интерв.Ь.ю, компан.Ьон,
курЬер, восем..Ьсот, п..Ьедестал.

ъ
адЪютант, без.Ъ.ядерный, обЪездчик,
сЪемный, раз.Ъяренный

Задание 6.
РаЗжечь, раЗзадорить, роСсказни,,Сжечь, Здесь, Здание, Здоровье, Сдача, раЗдача, раЗдор,
раЗведка, раЗбивка, раСписка..
Критерии оценки ответов
За каждое правильное задание начисляется 2 балла.
Процент
результативности

Качественная оценка

(правильных
ответов)

Количество баллов

Оценка

91-100%

11-12

отлично

75-90%

9-10

хорошо

58-74%

7-8

удовлетворительно

50%

6

неудовлетворительно

14

4.2. Задания для промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Приложение 5
Дифференцированный зачет
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Рассмотрено
на заседании
предметной
(цикловой) комиссии,
протокол № __
от …….. 2021 г.
председатель ПЦК
Л.А. Цытыркина

08.01.07 Мастер общестроительных работ
(код и наименование профессии/специальности)

курс

1

технологический

УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по УПР

(профиль получаемого профессионального образования)

«русский язык»

Н.А. Польдяева

наименование дисциплины/МДК

_____________ 20__ г.

Дифференцированный зачет
1. Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.
I.1 1)— Что это? опять обн..маетесь? — раздался (с)зади их голос Павла Петровича. 2)Отец
и сын одинаково обрад..вались появлению его в эту минуту; бывают пол..жения трогательные, из
которых все(таки) хочет(?)ся (по)скорее выйти.
3)— Чему ж ты уд..вляеш..ся? — весело заг..ворил Николай Петрович. — В кои(то) веки
дождался я Аркаши... Я со вчерашнего дня и насмотрет(?)ся на него (не)успел.
4)— Я вовсе не уд..вляюсь, — заметил Павел Петрович, — я даже сам не проч.. с ним
обнят(?)ся.
5)Аркадий подош..л к дяде и (с)нов.. почу..ствовал на щеках своих прик..сновение его
душ..стых усов.6) Павел Петрович пр..сел к столу. 7)На нем был изящ(?)ный утре(н,нн)ий, в
английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. 8)Эта феска и небрежно
повяза(н,нн)ый галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнич(?)ки
рубашки, правда (не)белой, а пестренькой, как оно и следует для утре(н,нн)его туалета, с
обычною (не)умолимостью уп..ралась в выбритый подбородок.
II. 9)— (1) Где же новый твой приятель? —спросил он Аркадия.
10)— Его дома нет; он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь.11)Главное, не надо
обращать на него внимания: он церемоний не любит.
III. 12)— Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся2. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он,
собственно, такое?
13) — Сделай одолжение, племянничек.
14)— Он нигилист.
15) — Как? — спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском
масла на конце лезвия и остался неподвижен.
16)— Он нигилист, — повторил Аркадий.
17)—Нигилист, — проговорил3 Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько
я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признает?
18)— Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович и снова принялся за
масло.
19)— Который ко всему относится с критической точки зрения1, — заметил Аркадий.
20)— А это не все равно? — спросил Павел Петрович.
15

21)— Нет, не все равно. 22)Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими
авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был
окружен этот принцип.
23)— И что ж, это хорошо? — перебил Павел Петрович.
Обязательная часть
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки в первой части. Объясните
написание. (3б)
2. Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный
вид речи? ___________________________________________________(1б)
3. Подберите синонимы к словам:
Приятель_________________
Не любит________________
Не торопясь_____________
Доктор _________________(4 б)
4.
Из
девятого
предложения
выпишите
все
местоимения.
____________________________________________ (2б)
Дополнительная часть
5. Выполните все виды разборов из третьей части текста. (5 б)
6. Озаглавьте текст, определите стиль текста и докажите правильность своего
мнения.___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________(5 б)
Эталон ответов
1.
— Что это? опять обнимаетесь? — раздался сзади их голос Павла Петровича.
Отец и сын одинаково обрадовались появлению его в эту минуту; бывают положения
трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти.
— Чему ж ты удивляешься? — весело заговорил Николай Петрович. — В кои-то веки дождался
я Аркаши... Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел.
— Я вовсе не удивляюсь, — заметил Павел Петрович, — я даже сам не прочь с ним обняться.
Аркадий подошел к дяде и снова почувствовал на щеках своих прикосновение его душистых
усов. Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе,
костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек
намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а
пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в
выбритый подбородок.
2. Диалог
3. Приятель- друг, товарищ; не любит – относиться прохладно, недолюбливать; не торопясь
– шаг за шагом, тихо; доктор- врач, лекарь.
4. Твой, он
5. зрения1 проговорил3 усмехнулся2
6. встреча, художественный
Критерии оценки ответов
Процент результативности
(правильных ответов)

Качественная оценка
Количество баллов
16

Оценка

90-100%

20-18

отлично

75-89%

17-14

хорошо

50-74%

13-10

удовлетворительно

менее 50%

Менее 10

неудовлетворительно

Приложение 6
Словарный диктант по теме: «Правописание частиц не и ни с разными частями речи»
Незлобный, но придирчивый; не сегодня, а завтра; непроходимые леса, нерешительность,
неприязнь, ни с чем не сравнимый, несравненная красота, не хватает места, не гляди, не глядя,
не считай, не считая, нечего, не на что, некуда, не о чем, некрасивый поступок, совсем не
красивый поступок, не всегда, не каждый, непрочитанная книга, непрочитанная мною книга, не
под силу, не над чем работать, нечем, ничем, некого, не за кого, не рад, не был, не жаль, не мог,
не должен, не дорогой, а дешевый, вовсе не дорогой, недорогой костюм, дверь не заперта.
При оценке словарного диктата рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» — за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» — если допущены 1-2 ошибки.
Оценка; «3» — если допущены 3-4 ошибки.
Оценка «2» — если допущено до 7 ошибок.
«1» — при большем количестве ошибок.

Контрольная работа по разделу: «Морфология и орфография»

Контрольная работа в форме теста.
Вашему вниманию предлагаются тестовые задания в количестве 10. Задания предлагаются
разных объемов, форм и трудностей.
Ваша задача заключается в том, чтобы правильно ответить на них. Внимательно читайте
каждое задание. Если вы затрудняетесь решить какое-то, по приступайте к следующему,
вернувшись к нерешенному позже. Ошибкой считается пропущенное и нерешенное задание.
Оценка производится по количеству правильно выполненных заданий:
Желаем успеха!
1 вариант
1. В каком ряду все слова являются глаголами?
1) выписал, замерз, куплю, холоден
2) построен, нарисовала, берег, сшит
3) одет, храбр, съел, сходите
4) выдержишь, дам, отбил, сотри
2. В каком ряду все слова являются причастиями?
1) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый
2) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный
3) гонимый, затемнена, нагретая, назначено
4) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая
3. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я:
1) расстрел...нный, дремл...щий, леле...л, хвал...щийся
2) почу...в, пил...щий, раска...лся, раскле...в
17

3) прола...л, прома...вшись, стел...щийся, раскле...нный
4) вид..щий, чу..л, просе...нный, зате...в
4. В каком варианте наречие пишется через дефис?
1) в...трое
2) в...третьих
3) в...догонку
4) в... начале подумай
5. В каком слове на конце пишется А?
1) вправ...
2) сначал...
3) занов...
4) запрост...
6. В каком слове пишется одна Н?
1) закопчен...ые стены
2) трава подстрижен...а
3) неждан...ый
4) слышан...ая мною история
7. В каком предложении выделенное слово является предлогом и пишется СЛИТНО?
1) (В)ТЕЧЕНИЕ всего пути он хранил молчание.
2) Что вы имеете В(ВИДУ)?
3) Плавать в этой реке опасно (В)СЛЕДСТВИЕ быстрого течения и водоворотов.
4) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ разговора малыш с интересом посматривал на взрослых.
8. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Глаза ломило, будто КТО(ТО) нажимал на них (ПО)ВЕРХ век пальцами.
2) (В)ДАЛИ шёл теплоход, и (ОТ)ТУДА доносилась тихая музыка.
3) Подбородок его выступал очень далеко вперёд, ТАК(ЧТО) он всякий раз закрывал его платком,
ЧТО(БЫ) не заплевать.
4) Молчаливо и КАК(ТО) иначе, чем днём, стояли (МНОГО)ОКОННЫЕ дома с их обитателями.
9. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1) (не)прерывное (не)домогание
2) мне это вовсе (не)интересно
3) (не)вежда
4) это было (не)избежно
10. НИ пишется в предложении
1) Н... мы одни обсуждали происшествие.
2) Татаринов н... мог внутренне не согласиться с тем, что сказанное вполне справедливо.
3) Как н... стремились мы быть первыми, но не смогли преодолеть препятствия.
4) Он был н... только музыкант, но и композитор.
2 вариант
1. В каком предложении глагол повелительного наклонения?
1) Знаете ли вы украинскую ночь?
2) О муза, расскажи торжественный поход.
3) Петя проболел всю зиму.
4) Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?
Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны,
ноги испачканы землей.
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
3. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква А:
18

1) прочит..нный, леч..щий, услыш..л, замеч..нный
2) лепеч..щий, обиж..нный, придум..нный, выслуш..в
3) слыш..щий, дыш..щий, увенч..нный, вскоп..на
4) потуш..нный, оседл..нный, замеш..но (тесто), прослуш..в
4. В каком варианте наречие пишется через дефис?
1) кое... где
2) по...переменно
3) ударить с...боку
4) не победить в...одиночку
5. В каком варианте наречие пишется слитно?
1) говорить на...чистоту
2) поднять на...смех
3) работать на...износ
4) решить по...своему
6. На месте каких цифр пишется НН?
В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки,
которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.
1) 1, 2
2) 2
3) 2, 3
4) 3, 4
7. В каком варианте предлог пишется слитно?
1) (в)целях безопасности
2) (в)продолжение экзамена
3) (в)отличие от друзей
4) (не)взирая на успех
8. В каком предложении выделенное слово является предлогом и пишется СЛИТНО?
1) (НЕ)СМОТРЯ НА усталость, студенты усердно занимались.
2) Вдумайся (В)СЛЕДСТВИЕ теоремы Пифагора.
3) (В)ТЕЧЕНИЕ всего дня я усердно работал.
4) Озеро показалось вдали (В)ВИДЕ маленькой лужицы
9. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО?
1) (ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни.
2) Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм.
3) (ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит.
4) ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ.
10. НИ пишется в предложении
1) Он не знал н.. правил, н.. простейших теорем.
2) Он не мог н.. слышать своего собеседника.
3) На вид он казался ничуть н.. моложе брата.
4) Выбирай подарок н.. по цене, а по ценности.
Эталон ответов
№ задания
Задание № 1.
Задание № 2.
Задание № 3.
Задание № 4.
Задание № 5.
Задание № 6.
Задание № 7.
Задание № 8.

1 вариант
4
3
4
2
2
2
3
2

2 вариант
2
3
3
1
1
3
4
1
19

баллы
1
1
1
1
1
1
1
1

Задание № 9.
2
Задание № 10.
3
Максимальное количество баллов

2
1

1
1
10

Критерии оценки ответов
Процент результативности

Качественная оценка

(правильных ответов)
Количество баллов

Оценка

91-100%

10

отлично

75-90%

8-9

хорошо

58-74%

6-7

удовлетворительно

50%

5

неудовлетворительно

4.3. Задания для итогового контроля по учебной дисциплине
Экзамен
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Рассмотрено
на заседании
предметной
(цикловой) комиссии,
протокол № _
от …... 20…. г.
председатель ПЦК
Л.А. Цытыркина

08.01.07 Мастер общестроительных работ
(код и наименование профессии/специальности)

курс

1

технологический

УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по УПР

(профиль получаемого профессионального образования)

«русский язык»

Н.А. Польдяева

наименование дисциплины/МДК

_____________ 20… г.

Экзаменационные задания
Вариант 1
На выполнение работы по русскому языку дается 3 часа.
Работа состоит из трех частей. Часть 1 включает в себя 10 заданий. К каждому из них даны 4 варианта ответа, из
которых только один правильный. Часть 2 состоит из 6 заданий. Ответы к этим заданиям вы должны
сформулировать самостоятельно. Часть 3 состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную
работу по тексту. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени
пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения
работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ на задания из
части 1 оценивается в один балл, правильный ответ части 2 в 3 балла, за последнее задание части 3 количество
баллов - 10. максимальное количество баллов за работу 32.
«5»- 26-32 баллов
«4» - 20-25 балла
«3» - 15-19 баллов.
20

Часть 1.
Выбери и запиши правильный вариант ответа.

А-1. В каком слове букв больше чем звуков?
А. плести Б. приют В. Объезд Г. деньги
А-2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А. цЕмент Б. прибылА В. налИла Г. клеИть
А-3. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить величественный?
А. Высокая, стройная, грациозная и Великая, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это
придавало ей царственный вид.
Б. Литература – Великое достояние народа.
В. Народу было великое множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его
удивительный голос.
Г. Каждый Великий поэт является выразителем духа народа, его истории.
А-4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А. бл…годенствие, прин…ровиться, пол…гаться.
Б. нак…пивший, благосл…вение, надл…мить.
В. оз…боченный, раск..лоть, р…сточек.
Г. заб…левание, обр…зцовый, уд…стоен.
А-5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А. Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
Б. Закрытые шлюзы высоко подняли воды 9не0 большой, но быстрой речки.
В. Оседает пыль. И взору открываются (не) высокие пирамидальные тополя.
Г. Солнце, ещё (не) скрытое облаками, освещает мрачную желто-лиловую тучу.
А-6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А. пр…амурский, пр…толстый,пр…командировать.
Б. п…дестал,ш…ют, с…ехидничать.
В. и…каженный, бе….жалостный, ни…послать.
Г. по..веска, пре…посылка, по…зарядка.
А-7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.
Три раза зимовал он в Мирном ( ) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом
человеческого счастья.
А. ССП, перед союзом И запятая не нужна.
Б. простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
В. СПП, перед союзом И запятая нужна.
Г. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А-8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Этот запах (1) смешиваясь с солеными (2) морскими ветрами (3) создает тот особый ( 4)
неповторимый воздух(5) что целебно действует на людей.
А. 1,2,5
Б. 3,4,5
В. 1,3,5
Г. 2,3,4
А-9. Определите тип предложения.
Если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян.
А. простое предложение.
Б. ССП В. СПП
Г. БСП
А-10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую ( знаки препинания не
расставлены)
А. Индивидуальность писателя проявляется и в предпочтении того или иного цветового эпитета
Б. Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко - мифологическом и в
портретном и в пейзажном жанрах.
В. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные
приморские города.
Г. Лес шумел то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания В-1- В-6
1. Развитие языка проявляется и в изменении норм языка.
2.Так, Пушкин часто писал скрып, скрыпит, у Тургенева и Л. Толстого – брычка.
3. В наше время употребляются только формы: скрип, скрипит, бричка.
21

4. Изменения затрагивают все стороны языка, все его составные части: и фонетику, и лексику, а также
словообразование, морфологию, синтаксис и пр.
5. Заметно меняется, например, род отдельных слов.
6. Так, еще в прошлом веке общепринятым было употребление существительных портфель, бисквит,
гардероб, каскад, ботинок в женском роде.
7. В классической литературе конца 19- начала 20 века мы встречаемся с такими формами:
7а. Рассказывали, что из ботинки Нины Федоровны… выскочила мышь ( А.Чехов)
7б. Несколько капель керосина …попало ему в одну из ботинок ( М. Горький)
8. Сейчас уже не говорят и не пишут авантюр, глюкоз, карьер ( в значении «продвижение у успеху»),
миниатюр, ниш, террас и т.п., хотя эти формы раньше встречались у классиков:
8а. И вот решился он сызнова начать карьер ( Н.Гоголь.)
8б. Вы теряете все расположение общества, карьер, уважение друзей ( М.Лермонтов)
9. Нам, пожалуй, уже трудно видеть в слове прости современное значение «прощай», но для
современников Пушкина именно эта форма глагола была общепринятой.
10. Именно так прощается с няней Татьяна, желая остаться одна, чтобы писать Онегину.
10а. Поди, оставь меня одну.
10б. Дай, няня, мне перо, бумаги.
10в. Да стол подвинь; Я скоро лягу, прости.
11. Да и сам автор «Евгения Онегина» употребляет именно эту форму, прощаясь с читателями:
11а. Кто б ни был ты, о мой читатель, друг, недруг, я хочу с тобой расстаться ныне как приятель.
11б. Прости.
В-1. Назовите части речи, к которой принадлежит слово ЛЯГУ.
В-2. Из предложения 11 выпишите частицы.
В-3. Из предложения 11а выпишите слово, содержащее орфограмму «Буквы З и С на конце приставок».
В-4. Найдите в тексте предложения с обращениями и запишите их номера.
В-5. Среди предложений 9-10б найдите предложения с вводным словом. Запишите номер этого
предложения.
В-6. Среди предложений 8-8б, найдите СПП. Запишите номер этого предложения.
Часть 3.
Определите:
1. Основную мысль текста.
2. Тип текста.
3. Стиль данного текста.
Вариант 2
На выполнение работы по русскому языку дается 3 часа ( 180 минут). Работа состоит из трех частей. Часть
1 включает в себя 10 заданий. К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один
правильный. Часть 2 состоит из 6 заданий. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать
самостоятельно. Часть 3 состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу
по тексту . Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени
пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после
выполнения работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный
ответ на задания из части 1 оценивается в один балл, правильный ответ части 2 в 3 балла, за последнее
задание части 3 количество баллов-10. Максимальное количество баллов за работу- 32.
Часть 1.
Выбери и запиши правильный вариант ответа.
А-1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
А. позволить
Б. косьба
В. безработный.
22

Г. метраж.
А-2. В каком слове, верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А. кОрысть
Б. крАлась.
В. пОняла
Г. (хороших) нОвостей.
А-3. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?
А. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и
физическое здоровье человека.
Б. ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка,
уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
В. Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
Г. ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
А-4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А. зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой.
Б. к…лыхаясь, отгор…дться, оп…лчение.
В. бл…гоухать, пл…вец, распол…жение.
Г. г…рячий, прип….сенный, пап…ротник.
А-5. В каком предложении «не» с последующими словами пишется отдельно?
А. (Не) приятель отступает.
Б. (Не) проверенное, но уже написанное сочинение.
В. ( Не) хорошо сделано.
Г. Сколько (не) взгод ожидает пернатых на дальнем пути.
А-6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А. пр…образовать, пр…рекание, пр…ближенный.
Б. пре…сказательница, по…чинение, о…торгать.
В. ра…ползаться, и…тратить, бе…крайний.
Г. под…езд, об…ясниться, с…экономить.
А-7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Яркая молния перечеркнула небо ( ) и над окном стал виден дымный облачный вал.
А. ССП, перед союзом И запятая не нужна.
Б. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
В. ССП, перед союзом И нужна запятая.
Г. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А-8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении стоять
запятые?
По длинному и зыбкому плоту(1) сделанному из трех связанных бревен (2) мы перебрались через реку
и пошли направо ( 3) держась (4) недалеко от берега.
А. 1,2,3
Б. 1,2,3,4
В. 1,3
Г. 2,4
А-9. Определите тип предложения.
Это был первый бал после его приезда из Петербурга, однако он присутствовал на нем без
удовольствия, не стараясь понравиться.
А. простое.
Б. СПП
В. ССП
Г. БСП
А-10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
А. Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
Б. Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
В. Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.
23

Г. Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задание В1-В-6.
1.Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя.
2.То же происходит и с языком.
3.Он изменяется.
4.Но мы не чувствуем, как это происходит.
5.Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык.
6.И это не может не пугать.
7.Мы так хотим, во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые
общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык.
8.Нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала».
9.Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».
10.Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные
слова, если они нужны.
11.В этом нет ничего страшного, когда все делается в меру.
12.А мера утеряна.
13.В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи».
14.Обычно меняется 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются ,может быть, 20 слов в неделю.
В-1. Назовите части речи, к которой принадлежит слово «сейчас».
В-2. Из предложения 1-5 выпишите все указательные местоимения.
В-3. Из предложения 4 выпишите слово, содержащее орфограмму «Правописание непроизносимых
согласных».
В-4. Среди предложений 10-12 найдите предложение с вводной конструкцией. Запишите номер этого
предложения.
В-5. Среди предложений 11-13 найдите СПП. Запишите номер этого предложения.
В-6. Среди предложений 12-14 найдите предложение с заимствованными словами.
Часть 3.
Определить:
1.Основную мысль текста.
2.Тип текста.
3.Стиль данного текса.
№

1в

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
В1
В2
В3
В4
В5
В6

Г
Б
А
В
В
В
Г
Б
Г
Г
Глагол
Да, именно, эту
Расстаться
10б, 11а
9
8

Эталон ответов
2в
Б
Б
В
Б
Г
Г
Г
А
Г
Г
Наречие
То, это, такой
Не чувствуем
10
11
13
24

1
2
3

1 осн мысль
Рассуждение
Публицистический

Изм языка
Рассуждение
Публицистический

Критерии оценки ответов
Процент результативности

Качественная оценка

(правильных ответов)
Количество баллов

Оценка

91-100%

26-32

отлично

75-90%

20-25

хорошо

58-74%

15-19

удовлетворительно

50%

14

неудовлетворительно

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».