ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА КОС

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине общеобразовательного цикла
ОУД 02. «ЛИТЕРАТУРА»
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих и служащих по
профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ
Уровень освоения - базовый

Камышлов, 2021

Комплект контрольно-оценочных средств разработан с учетом требований ФГОС СПО,
утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 г. (с изменениями и
дополнениями);
рабочей программы учебной дисциплины ОУД. 02 «Литература»
Организация –разработчик: ГАПОУ СО «КГТТ»
Разработчик:
ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Казанцева О.М., преподаватель, высшей квалификационной категории.

Утверждаю:
зам. директора по УМР Мадыгина Т.А.
«17» мая 2021 г.
Согласовано:
методист Чингина Н.Н
«17» мая 2021 г.
Рассмотрен на заседании
ПЦК общеобразовательных дисциплин
Председатель ПЦК Чуркина А.Т.
Протокол №9 от 14.05.2021 г

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
3. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
4. Задания для оценки освоения учебной дисциплины
4.1. Задания для текущего и рубежного контроля по учебной дисциплине
4.2. Задания для промежуточной аттестации по учебной дисциплине

3

1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки
результатов освоения учебной дисциплины «Литература», предназначенной для
реализации среднего общего образования в группах среднего профессионального
образования.
Текущая проверка усвоенных знаний и освоенных умений
проводится по
соответствующим темам программы учебной дисциплины.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру;
 совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения
к
русской литературе, культурам других народов;
 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
 умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
 умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
предметных:
 сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним;
 сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
4










владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы
и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных
и
письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом
их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки
результатов

Уметь:
У1 Умение воспроизводить
литературного произведения

содержание - Авторская позиция выявлена, отношение
к
прочитанному
произведению
аргументированно сформулировано.
Стихотворение выразительно прочитано.

У2
Умение
анализировать
и
интерпретировать
художественное
произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика,
проблематика,
нравственный
пафос,
система образов, особенности композиции,
изобразительно-выразительные
средства
языка,
художественная
деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения

Художественные
произведения
проанализированы и интерпретированы с
использованием сведений по истории и
теории
литературы
(тематика,
проблематика,
система
образов,
особенности композиции).

5

У3 Умение соотносить художественную
литературу с общественной жизнью и
культурой;
раскрывать
конкретноисторическое
и
общечеловеческое
содержание
изученных
литературных
произведений; выявлять «сквозные» темы и
ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным
направлением эпохи
У4 Умение определять
произведения

род

и

Стилевые
особенности
выявлены,
определены и сопоставлены в соответствии
с основными закономерностями историко –
литературного
процесса
и
черт
литературных направлений.
- В ходе написания сочинений различных
жанров,
рецензий
проведён
анализ
литературных
произведений,
сделаны
выводы по прочитанным произведениям
XIX – ХХ вв.

жанр

Художественные
произведения
проанализированы и интерпретированы с
использованием сведений по истории и
теории
литературы
(тематика,
проблематика,
система
образов,
особенности композиции).

У5 Умение сопоставлять литературные
произведения

- Стилевые особенности, характерные для
творчества русских писателей – классиков
XIX – ХХ вв.выявлены, определены и
сопоставлены в соответствии с основными
закономерностями
историко
–
литературного
процесса
и
черт
литературных направлений.

У6 Умение выявлять авторскую позицию

- Авторская позиция выявлена, отношение
к
прочитанному
произведению
аргументированно сформулировано.

У7 Умение выразительно читать изученные
произведения
(или
их
фрагменты),
соблюдая
нормы
литературного
произношения

- Стихотворение выразительно прочитано.

У8
Умение
аргументировано
формулировать
свое
отношение
к
прочитанному произведению

-Связный текст на заданную тему создан в
письменной и устной форме.
- Оценка самостоятельно прочитанным
художественным произведениям дана в
соответствии с идейно – тематическим
содержанием.

У9
Умение
писать
рецензии
на
прочитанные произведения и сочинения
разных жанров на литературные темы

- В ходе написания сочинений различных
жанров,
рецензий
проведён
анализ
литературных
произведений,
сделаны
выводы по прочитанным произведениям
XIX – ХХ вв.

Знать:
З1 Знание образной природы словесного
искусства

-Анализ изобразительно - выразительных
средств выполнен в соответствии с
образной природой искусства слова.
6

З2
Знание
содержания
литературных произведений

изученных

-Избранные
главы
художественных
произведений прочитаны в заданном
объёме, их конкретно – историческое и
общечеловеческое содержание объективно
раскрыто.
- Основное идейно – тематическое
содержание художественных произведений
проанализировано, обобщено.
- В ходе написания сочинений различных
жанров,
рецензий
проведён
анализ
литературных
произведений,
сделаны
выводы по прочитанным произведениям
XIX – ХХ вв.

З3 Знание основных фактов жизни и
творчества писателей-классиков XIX–XX вв.

- Основные сведения жизни и творчества
писателей – классиков XIX – ХХ вв.
изучены, систематизированы, освоены с
использованием различных источников, в т.
ч. интернет – ресурсов.

З4 Знание основных закономерностей
историко-литературного процесса и черт
литературных направлений

- Стилевые особенности, характерные для
творчества русских писателей – классиков
XIX – ХХ вв. выявлены, определены и
сопоставлены в соответствии с основными
закономерностями
историко
–
литературного
процесса
и
черт
литературных направлений.
-Структура
литературного произведения
проанализирована, объяснена связь с его
проблематикой.

З5 Знать основные теоретико-литературные
понятия;

Художественные
произведения
проанализированы и интерпретированы с
использованием сведений по истории и
теории
литературы
(тематика,
проблематика,
система
образов,
особенности композиции).

Студент, освоивший программу, должен
включающими в себя способность:

обладать общими компетенциями,

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

7

3. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Для проверки усвоенных знаний и освоенных умений студентов используются
следующие формы контроля:
Наименование разделов
Раздел 1.
Русская литература XIX века

Формы контроля
Практическая работа

Русская литература XIX века

Контрольная работа

Раздел 2.
Поэзия второй половины XIX века
Промежуточная аттестация

Практическая работа
Дифференцированный зачёт

8

4. Задания для оценки освоения учебной дисциплины
4.1.Задания для текущего и рубежного контроля по учебной дисциплине
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Критерии оценивания
9-10 баллов – 5 «отлично»
7-8 баллов – 4 «хорошо»
5-6 баллов – 3 «удовлетворительно»
ниже 5 баллов - 2 «неудовлетворительно»
Задания:
1. Как вы связываете со второй половиной 19 века такие понятия, как либерал, западник,
славянофил, революционер-демократ, «почвенник», народник? (1б)
2. К какому времени относится расцвет русского реализма? С какими авторами он связан?
Приведите примеры первых реалистических произведений (3б)
3. Что такое «чистое искусство»? Каковы его главные особенности? Кто и почему активно
противостоял «чистому искусству»? В чём выражалось это противостояние? (4б)
4. Как можно объяснить резкое увеличение изданий периодической печати и усиление
влияния журналов во второй половине 19 века? Назовите наиболее значимые издания
второй половины 19 века. (2Б)

Ключ
1. Это идеологические течения в России в конце 19 века.
2. В России реализм зародился в 1830 годы, достигнув расцвета к середине века. По мнению
литературоведов, первым реалистическим романом в России стал "Евгений Онегин"
Пушкина. А также Лермонтов "Герой нашего времени", Гоголь "Ревизор" и "Мертвые
души", Тургенев "Записки охотника", Достоевский "бедные люди", Герцен "Сорокаворовка" и "Кто виноват?", Гончаров "Обыкновенная история".
3. «Чи́стое иску́сство» (или «искусство ради искусства») — теория, которая утверждает
свободу искусства от влияния общества и социальных проблем.
Главные особенности поэзии «чистого искусства»:
 поэзия намеков, догадок, умолчаний.
 стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а
«летучее» настроение поэта.
 искусство не должно быть связано с жизнью.
 поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
 это поэзия для избранных.
Чистому искусству противостояли сторонники «утилитарного искусства», которые
считали, что искусство должно отражать интересы общества. Последние, в том числе которых
Белинский, Писарев, Минаев, обвиняли представителей чистого искусства в том, что они
отказываются решать социальные задачи. По мнению Белинского, признававшего
самоценность творчества «отрешенного, живущего в своей собственной сфере» искусства
быть не может. Иными словами, такое искусство считалось пустым и поверхностным, тогда
как путь гражданской поэзии был более сложным и значимым для общества.
9

4.Увеличение изданий периодической печати связано с популяризацией литературы и
стремлением сделать её доступной для широких масс. Каждое произведение писателей и
поэтов второй половины 19 века изначально издавалось в журналах, а потом уже
публиковалось как самостоятельное произведение. Большое издание журналов и газет
повлияло на развитие критики. Критические отзывы и статьи помогали осмыслению
литературных произведений. Периодическая печать позволяла авторам открыто выражать
свою гражданскую позицию, однако многие издания закрывались после того, как были
признаны не соответствующими цензуре.
Наиболее значимыми изданиями второй половины 19 века являются журналы
«Современник», «Отечественные записки», «Русское право», «Вестник Европы», «Стрекоза».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА»
Критерии оценивания
«отлично» - 36-39 баллов
«хорошо» - 31-35 баллов
«удовлетворительно» - 26-30 баллов
«неудовлетворительно» - ниже 26 баллов
I вариант
Задание 1. Тема художественного произведения – это (1б)
а) характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности;
б) основные эпизоды
событийного ряда произведения в их художественной
последовательности, предусмотренной композицией данного произведения;
в) главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,
поставленная в нём писателем;
г) совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для
постановки философских, социальных, этических и других проблем
Задание 2. Выберите верное определение эпитета: (1б)
а) определение, характеризующее предмет по цвету, форме, размеру;
б) определение, передающее эмоциональную оценку предмета.
Задание 3. Определите, о каком герое идет речь? Укажите название произведения и
автора. (2б)
Главному герою произведения 30 – 32 года. Он среднего роста, приятной наружности, с
темно-серыми глазами, но с отсутствием определенной идеи. Лень, лежание – его
нормальное состояние
Задание 4. Определите, о каком писателе (поэте) идет речь (1б)
Он отправился в путешествие, целью которого было установление торговых отношений с
Японией. Итогом поездки стала двухтомная книга очерков «Фрегат «Паллада»…
Задание 5. Укажите персонажа, не являющегося героем пьесы А.Н. Островского «Гроза».
(1б)
а) Кабаниха
б) Кулигин
в) Большов
г) Шапкин
Задание 6. Укажи пословицу, не являющуюся названием пьесы А.Н. Островского (1б)
а) На всякого мудреца довольно простоты
б) Бедность не порок
в) Не в свои сани не садись
г) Береги честь смолоду

10

Задание 7. Какое литературное направление господствовало в литературе второй
половины 19 века? (1б)
Задание 8. Укажите героиню романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», чей портрет
приведён ниже: (1б) «Это была молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и
мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и
нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко
лежала на её круглых плечах».
а) Фенечка
б) Кукшина
в) Катя Одинцова
г) Анна Сергеевна Одинцова
Задание 9. Укажите высказывание, не принадлежащее Базарову. (1б)
а) «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
б) «…Этакое богатое тело! – хоть сейчас в анатомический театр»
в) «Что касается до меня… я немцев, грешный человек, не жалую…»
г) «Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись
– земля клином не сошлась»
Задание 10. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы не узнаём предысторию: (1б)
а) Одинцовой
б) Фенечки
в) Павла Петровича Кирсанова
г) Базарова
Задание 11. По данной характеристике, определите, о каком литературном герое идёт
речь? Назовите автора и название литературного произведения. (2б)
Бывший студент юридического факультета. Красивый, умный, образованный, гордый, но
бедный молодой человек 23-х лет. Он приехал в Петербург учиться 3 года назад из
провинции. Несколько месяцев назад он бросил учебу из-за бедности. Совершает
убийство старухи-процентщицы с целью проверить свою теорию об обыкновенных и
великих людях.
Задание 12. Определите по приведенным характеристикам соответствующих им героев
романа Достоевского «Преступление и наказание» (2б)
1. носитель протестующего начала, сильная личность, ярко выраженный наполеонизм
2. предел кротости и страдания, христианское всепрощение
3. черствый и расчетливый делец, эгоист
4. цинизм и внутренняя опустошенность
а) Свидригайлов б) Лужин в) Соня г) Раскольников
Задание 13. Соотнесите персонажи романа Достоевского преступление и наказание» и их
поступки: (3б)
Персонажи произведения:
А)Дуня
Б) Свидригайлов
В) Соня
Поступки героев:
1) Вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила
его и надела ему на грудь кипарисный крестик.
2) Вдруг она вынула из кармана револьвер, взвела курок и опустила руку с револьвером на
столик.
3) Он встал, заслонил рукою свечку, и на сиене тотчас же блеснула щелочка: он подошел
и стал смотреть. Осмотрев внимательно эту картину, …безучастно отошел от щелочки и
сел опять на кровать
Задание 14. Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1б)
Задание 15. В каком году был написан роман «Преступление и наказание»? (1б)
а) 1861
б)1863
в) 1865
г) 1867
11

Задание 16. Кого из героев романа описывают данные цитаты: «...человек высокого роста,
в длинном балахоне с кистями..." "...Он медленно проводил своими длинными пальцами
по бакенбардам..." "...Не правда ли, какое у него славное лицо?.." "...Длинное и худое, с
широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и
выражало самоуверенность и ум..."? (1б)
Задание 17. Кому из героев «Грозы » А.Н. Островского принадлежит данная
характеристика (1б)
богатая купчиха, вдова, её мнение во многом определяет жизнь города. Уже по первым
словам, можно сказать, что она суровый и властный человек, настоящий тиран: "Если ты
хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала".
Задание 18. О ком из героев романа И. С. Тургенева идет речь в приведенном отрывке?
(1б) «Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и
отрывочным речам. Фенечка, в особенности, до того с ним освоилась, что однажды
ночью велела разбудить его: с Митей сделались судороги; и он пришел и, по обыкновению,
полушутя, полузевая, просидел у ней часа два и помог ребенку».
Задание 19. Кому из героев романа И. А. Гончарова «Обломов» принадлежит
приведенное высказывание?
(1б) «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!
<...> Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно
жадности, перебиванья ДРУГ у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это
оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится,
дуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только
и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». — «Помилуйте, за что?» — кричит
кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука,
скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую
мелочь?
Задание 20. Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы Островского
«Гроза» «лучом света в тёмном царстве». (1б)
Задание 21.В каком произведении появляется герой – нигилист? (1б)
Задание 22. Раскройте суть теории Раскольникова о праве сильной личности. (3б)
Задание 23. Какой смысл заложен в названии романа «Преступление и наказание »
Ф.М.Достоевского? (3б)
Задание 24. Каковы причины преступления главного героя романа «Преступление и
наказание»? (3б)
Задание 25. Охарактеризуйте систему персонажей в драме А.Н. Островского «Гроза» (3б)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА»
2 вариант
Критерии оценивания
«отлично» - 36-39 баллов
«хорошо» - 31-35 баллов
«удовлетворительно» - 26-30 баллов
«неудовлетворительно» - ниже 26 баллов
II вариант
Задание 1. Определите литературное направление: (1б)
1)Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется
утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением
12

сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной
природы.
2) Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании
античным образцам. Характеризуется четким делением героев на положительных и
отрицательных, стремлением к выражению большого общественного содержания,
возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности
логичных, ясных и гармоничных образов.
3) Возникло и существовало во второй половине XVIII века. Отличалось повышенным
интересом к человеческим чувствам и к окружающему миру. Характерно исключительное
внимание к душевному состоянию личности
и обращении к переживаниям
простого человека.
А - классицизм;
Б - сентиментализм;
В – романтизм
Задание 2. Выберите определение метафоры: (1б)
а) сравнение одного предмета с другим;
б) скрытое сравнение с употреблением слов в переносном значении;
в) перенесение признаков и свойств живого существа на неодушевлённые предметы.
Задание 3. Назовите произведение и автора: (2б)
Основной конфликт в этом произведении возникает между невесткой и свекровью. В
пьесе сталкиваются
две культуры: «сельская» (нравственно-крестьянская)
и «городская» (домостроевские порядки).
Задание 4. Определите, о каком писателе (поэте) идет речь: (1б)
В 1835 году он с трудом добился разрешения на издание собственного журнала, который
он называет «Современник». Журнал выходит с периодичностью один раз в квартал. В
нем он печатает свои произведения – «Пиковую даму» и «Капитанскую дочку», публикует
цикл критических статей…
Задание 5.Укажите героиню драмы А.Н.Островского «Гроза», которая произносит
следующую фразу: (1б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все
живёте! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».
а) Кабаниха
б) Катерина
в) Варвара
г) Феклуша
Задание 6. Укажите произведение русской литературы, начало которого приводится
ниже: (1б)
« - Что, Пётр, не видать ещё? – спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на
низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в
запылённом пальто и клетчатых панталонах,
у своего молодого и щекастого
малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазёнками».
а) «Отцы и дети» И.С.Тургенева
б) «Война и мир» Л.Н.Толстого
в) «Мёртвые души» Н.В.Гоголя
г) «Капитанская дочка» А.С.Пушкина
Задание 7. Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений
которых есть противопоставление. (1б)
а) А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин
б) И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой
в) И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов
к) Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев
Задание 8. Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский
«Гроза»)? (1б)
Задание 9. Укажите, кому сказал Раскольников следующую фразу: «Я не тебе
поклонился, я всему страдающему человечеству поклонился».
(1б)
а) матери
б) сестре
в) Соне Мармеладовой
г) Порфирию Петровичу
13

Задание 10. При разработке своей «теории» Раскольников обращался к историческому
примеру: (1б)
а) Ивана Грозного
б) Наполеона
в) Чингисхан
г) Вильгельма Завоевателя
Задание 11. По данной характеристике, определите, о каком литературном герое идёт
речь? Назовите автора
и название литературного произведения (2б)
Следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры 35 лет. Это умный, в
чем-то хитрый, но при этом благородный человек. У него свой, "психологический" подход
к расследованию дел. Его можно назвать талантливым следователем. Давит на
Раскольникова психологически, не имея против него официальных доказательств. По его
совету Раскольников делает явку с повинной.
Задание 12. Кому из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание»
принадлежат советы, данные Раскольникову: (1б)
1) «…учинить явку с повинной»
2) Уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! Бегите, молодой человек. Может, есть ещё
время.
3) Поди на перекресток, поклонись, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил,
и скажи всему миру вслух: «Я убийца!»
а) Порфирий Петрович б) Соня в) Свидригайлов г) Дуня
Задание 13. По портрету персонажа укажите, о ком идет речь: (4б)
1)«Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус,
ростом выше среднего, тонок и строен». Его отличительная примета:
«… высокая шляпа, рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей».
2)«Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, с еще
прекрасными темно-русыми волосами и … с раскрасневшимися до птен щеками… Глаза
ее блетели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен…»
3)«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными
голубыми глазами… выражение лица… такое доброе и простодушное, что невольно
привлекало к ней…» Ее отличительная примета: «соломенная круглая шляпка с ярким
пером».
4)«А это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску; белое, румяное, с
румяными алыми губами… Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то
слишком тяжел и неподвижен…» Характерная примета его: «В руках его была красивая
трость…»
а) Катерина Ивановна б)Свидригайлов в) Соня Мармеладова г) Раскольников
Задание 14. Раскройте жанровое своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание» (1б)
Задание 15. В кого была влюблена главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза»?
(1б)
Задание 16. Кого из героев романа «Отцы и дети» описывают данные цитаты: "...Этакое
богатое тело! –Хоть сейчас в анатомический театр...". "Посмотрим, к какому разряду
млекопитающих принадлежит эта особа?.. " "… А все-таки избаловала она себя, ох как
избаловала себя ". У ней такие плечи, каких я не видывал давно…»(1б)
Задание 17. Кому из героев «пьесы «Гроза»» принадлежит следующая цитата: Какая я
была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила, ни об чём не тужила, точно
птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не
принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе
сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь,
принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много.
14

Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да
богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату
золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо
стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю.
Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!» (1б)
Задание 18. Кому из героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» принадлежит
приведенное высказывание?
(1б)
«Мой дед землю пахал... Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или
во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете»
Задание 19. Какой момент в биографии героя тургеневского романа «Отцы и дети»
Евгения Базарова был переломным в осознании своей личности? (3б)
Задание 20. Портрет кого из героев романа И. А. Гончарова «Обломов» представлен в
приведенном отрывке? «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего
роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой
определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной
птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках
лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С
лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». (1б)
Задание 21. К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?
(1б)
Задание 22. В чём заключается сущность нигилизма Базарова? (3б)
Задание 23. В чём заключается преступление и наказание Раскольникова? (3б)
Задание 24.Какой смысл заложен в заглавии романа «Отцы и дети» (3б)
Задание 25. Охарактеризуйте конфликт в драме А.Н. Островского «Гроза» (3б)
Эталон ответов
1 вариант
1. в
2. б
3. Обломов, И.А. Гончаров, роман «Обломов»
4. И.А.Гончаров
5. В
6. Г
7. Критический реализм
8. А
9. В
10. Б
11. Р.Р.Раскольников¸ Ф.М.Достоевский, роман «Преступление и наказание»
12. 1-г 2-в 3-б 4-а
13. А-2 б -3 в-1
14. Реализм
15. В
16. Базаров Е.В.
17. Кабаниха
18. Базаров
19. И.И. Обломову
20. Н.Добролюбов
21. Отцы и дети
15

22. Суть теории сводится к тому, что, по его мнению, всех людей можно разделить на два вида:
"низшие люди", то есть обычные, заурядные люди ("материал", по словам Раскольникова).
Эти люди послушны и консервативны. "собственно люди", то есть выдающиеся люди,
"Наполеоны", которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые
сами определяют, что можно, а что нельзя.
23. В названии произведения выражается мысль о том, что за каждое преступление любой человек
должен нести наказание. Писатель показывает, что если человек совершает преступление, то
наказание обязательно настигнет его, как бы он ни старался сбежать от него и как бы он ни
оправдывал самого себя.
24. Социальные причины:
Крайняя нищета и безысходность положения Раскольникова
Желание помочь матери, закончить образование
Сострадание человеческому горю и желание помочь всем «униженным и оскорбленным»
Философские причины:
Деление человечества на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих»
Цель – свобода и власть
Психологические причины:
Душевные муки и поиск выхода из тупика
Уязвленная гордость и уверенность в своей исключительности
Желание испытать себя
25.

2 вариант
1. 1-в 2-а 3-б
2. Б
3. Гроза
4. А.С. Пушкин
5. Г
6. А
7. Б
8. Самодур
9. В
10. Б
11. Порфирий Петрович, Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание»
16

12. 1-а 2 – в 3 – б
13. 1-г 2-а 3-в 4-б
14. По жанру «Преступление и наказание» (1866) — роман, главное место в котором занимают
социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни. Кроме того, в
«Преступлении и наказании» можно отметить жанровые признаки: детектива (читатель с
самого начала знает, кто убийца старухи процентщицы, но детективная интрига сохраняется до
конца — признается Раскольников, попадёт в ловушку следователя Порфирия Петровича или
выскользнет?), бытового очерка (подробное описание бедных кварталов Петербурга),
публицистической статьи (статья Раскольникова «О преступлении»), духовного писания
(цитаты и перифразы из Библии) и т.д. Социальным этот роман можно назвать потому, что
Достоевский рисует жизнь обитателей трущоб Петербурга.
15. В Бориса
16. А.С.Одинцова
17. Катерина
18. Базаров
19. Переломным моментом в духовной жизни Базарова в романе «Отцы и дети» Ивана Тургенева
можно считать объяснение Базарова в любви Анне Сергеевне Одинцовой. Его любовь к ней
полностью противоречила его принципам и убеждениям, так как он нигилист и утверждал, что
любви не существует и что он сам никогда не влюбится.
20. И.И.Обломов
21. Эпос
22. У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть "человек, который не склоняется
ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы
уважением ни был окружен этот принцип". Жизненное кредо Базарова построено на
отрицании: "В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем". Базаров отрицает
всё то, что порождено "безобразным состоянием общества": народную нищету, бесправие,
темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д. Базаров не признаёт
духовного начала ни в природе ( подходит к ней сугубо материалистически “Природа не храм,
а мастерская, и человек в ней работник”), ни в человеке. К человеку он относится как к
биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой.. .
Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья
в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой”. Базаров отрицает
искусство ("Рафаэль гроша ломаного не стоит"). Базаров и к любви относится весьма холодно.
"Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту
убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек-не
мужчина",-замечает он. Он ни во что не верит, кроме практического опыта и научного
эксперимента, поэтому он так спокоен, холоден, трезв, иногда даже циничен.
23. Глaвнoe пpecтyплeниe Раскольникова кpoeтcя в бecчeлoвeчнoй тeopии, кoтopaя poдилacь в eгo
мoзгy. Paздeлив вcex людeй нa избpaнныx, «пpaвo имeющиx» и бecпoлeзныx «твapeй», ,
кoтopыми мoжнo лeгкo пoжepтвoвaть в интepecax «блaгoй цeли», Pacкoльникoв пpиcвaивaeт
ceбe пpaвo pacпopяжaтьcя чyжoй жизнью, кaзнить и милoвaть пo cвoeмy жeлaнию.
Teм caмым, oн пoпиpaeт зaкoны бoжьи и чeлoвeчecкиe.
Наказанием для него cтaнoвитcя пpoбyждaющee чyвcтвo вины, ocoзнaниe тoгo, чтo oн cтaл
тaким жe нeгoдяeм, кaк нeнaвидимыe им Лyжин и Cвидpигaйлoв. Oн пoнимaeт, чтo для нeгo
нeт вoзвpaтa к пpoшлoй жизни, и никoгдa yжe oн cмoжeт oбщaтьcя c ceмьeй кaк пpeждe.
Pacкoльникoв ocoзнaeт, чтo yбил нe тoлькo cтapyxy, нo и caмoгo ceбя кaк личнocть.

24. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» в самом названии заложена основная тема
произведения – неизменный конфликт старшего и молодого поколений. Данная
проблема была весьма злободневной во время написания романа, не утрачивает она
своей актуальности и по сей день. В своем произведении автор показал противостояние
отцов и детей на примере двух семей, однако своей задачей Тургенев видел раскрытие
17

этой проблемы в более широком смысле. Консерватизм, жизненный опыт, некоторая
заскорузлость старшего поколения служат тем барьером, который не дает возможности
принимать свежие, новые взгляды на жизнь, предлагаемые молодежью. «Отцы»
стремятся навязать «детям» свое видение мира, однако зачастую их мнение совершенно
не интересует последних. Одни консервативны, другие – прогрессивны сверх всякой
меры. Неудивительно, что найти разумный компромисс меж столь отдаленными друг
от друга полюсами крайне сложно, и политические, социальные и личные разногласия
между двумя поколениями перерастают в неразрешимые споры. Непростые
взаимоотношения отцов и детей остаются неизменными на протяжении многих
поколений. Автор призывает читателей задуматься над этой проблемой, научиться
слушать и слышать друг друга, уважать иное мнение.
25.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«ЛИРИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»
Система оценивания
17-18 баллов – 5 «отлично»
14-16 баллов – 4 «хорошо»
11-13 баллов – 3 «удовлетворительно»
ниже 11 баллов – 2 «неудовлетворительно»

I. Биографический раздел. (за каждый правильный ответ – 1балл, максимум - 5б)
1. Кто из поэтов II половины 19 века уже в 15 лет был удостоен звания «сотрудника»
Общества любителей русской словесности?
2. Кто из поэтов II половины 19 века, будучи ещё ребёнком, читал стихи из «Полтавы»
А.С. Пушкина Николаю II?
3. Кому из поэтов II половины 19 века посвящена сказка «Чёрная курица, или Подземные
жители»?
4. Кому из поэтов II половины 19 века, испытавшего все тяготы городского бедняка,
материальный успех принесла издательская деятельность?
5. Установите взаимосвязь имён и явлений:
18

А) А.Толстой
а) пишет статьи по агрономии
Б) А.Фет
б) становится выдающимся редактором своего времени
В) Н.Некрасов
в) является председателем Комитета цензуры иностранной
Г) Ф.Тютчев
г) был церемониймейстером Александра II
II. Творческий раздел. (за кажды правильный ответ – 1балл, максимум - 5б)
1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19
века?
2. Назовите поэтов, которые быил сторонниками «чистого искусства».
А) А.С.Пушкин Б) Н.А.Некрасов В) А.А.Фет
Г) Ф.Тютчев
3. Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?
4. Соотнесите: творчество какого поэта характеризуется:
А) гражданственностью, поклонением русской женщине
а) Ф.Тютчева
Б) обращённостью к истории, судьбам родины
б) Н.Некрасова
В) драматичностью, философичностью, афористичностью
в) А.Фета
Г) «запечатлённостью мгновения» и «поэтической дерзостью»
г) А.Толстого
5.О каком поэте идёт речь?
«Вот уже более ста лет Россия ищет ответ на вопрос, заданный…., и в этом диалоге
поэта с Россией и состоит огромный смысл его крестьянской эпопеи» /В.С.Баевский/
III. «Поэзия…» (8б)
1. Кому принадлежат эти поэтические строки? (3б)
1. «Чудная картина, как ты мне родна…»
А) Н.А.Некрасов
2. «Она сидела на полу и груды писем разбирала…»
Б) А.А.Фет
3. «Я лиру посвятил народу своему…
В) Ф.И.Тютчев
2. Закончите поэтические строчки: (3б)
1. Умом Россию не понять…
2. Вчерашний день в часу шестом, зашел я на Сенную…
3. Я встретил Вас…
3. Как вы думаете, кто автор этих строк? Объясните свой выбор.(2б)
Широкая дороженька,
Березками обставлена,
Далеко протянулася,
Песчана и глуха.
По сторонам дороженьки
Идут холмы пологие
С полями, с сенокосами,
А чаще с неудобною,
Заброшенной землей;
Стоят деревни старые,
Стоят деревни новые,
У речек, у прудов...
Эталон ответов
I
1. Тютчев
2. А.Толстой
3. А.Толстой
19

4. Некрасов
5. А - г Б - а В - б Г – в
II
1.
2.
3.
4.
5.

Реализм
Фет, Тютчев
Страдания народна
А-б Б – г В – а, Г – в
Некрасов
III

1. 1-б 2 - в 3 – а
2. Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистел, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...
3. Н.А.Некрасов +ответы обучающихся

20

4.2.Задания для промежуточной аттестации по учебной дисциплине
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ
1 ВАРИАНТ
Система оценивания
«5»-49-55 баллов;
«4»-42-48 баллов;
«3»-35-41 баллов.

Часть 1
1. Основоположником какого литературного направления явился А.М. Горький.(1 б.)
2. Найдите лишнее: (1 б.)
Писатели-реалисты, жившие и работавшие в начале XX века: А.П. Чехов, В.В. Маяковский, И.А. Бунин, А.И.
Куприн, Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов
3. Найдите соответствия: (2б.)
1.А.Ахматова
а) Реквием
2. М.Шолохов
б) Тихий Дон
3. М.Булгаков
в) Мастер и Маргарита
4. Найдите соответствия. Из каких произведений данные фразы: (2 б.)
1. Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь.
2. Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем
фокус!
а) Мастер и Маргарита б) Тихий Дон
5. Укажите литературное направление, для которого характерно объективное изображение
действительности и в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова.
6.Соотнесите название модернистского течения начала века и основные принципы, присущие ему: (3б)
а) символизм
б) акмеизм
в) футуризм
1) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов
2) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность». Ориентация на
читателя - соавтора
3) бунтарство, анархичность, эпатажность мировоззрения, экпериментаторство в области ритмики и рифмы
7. Представители трёх основных модернистких течений в русской литературе – символисты, акмеисты,
футуристы – имели постоянные места встреч и сборов. Соотнесите название литературного течения и
традиционное место общения поэтов, близких той или иной поэтической группе: (3б.)
а) символизм
1) вечера в Политехническом музее
б) акмеизм
2) «башня» Вячеслава Иванова
в) футуризм
3) кабаре «Бродячая собака»
8.Чьё появление в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» описано так: «В белом плаще с
кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…» «вышел в открытую колоннаду»? (1б.)
9.Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «…люди как люди.
Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны….» (1б.)
10. Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А. Ахматовой. (1б.)
11. Установите соответствие между персонажами и их характеристиками. К каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (3б)
ПЕРСОНАЖИ
А) Бегемот
Б) Гелла
В) Коровьев
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Вампир, служанка
2) Чёрт и рыцарь
3) Падший ангел, научивший людей изготовлять оружие и украшения
4) Оборотень, любимый шут сатаны
21

12. Установите соответствие между персонажами «Тихого Дона» и их характеристиками. К каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (3б)
ПЕРСОНАЖИ
А) Пантелей Прокофьевич Мелехов
Б) Мишка Кошевой
В) Степан Астахов
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) женится на Дуняше, сестре Григория Мелехова
2) муж Аксиньи
3) турок по материнской линии
4) друг детства Григория Мелехова
13. «Я хочу, чтобы … перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка». За кого просит
Маргарита, поменяв своё заветное желание на просьбу о прекращении издевательства? Запишите имя
персонажа, пропущенное в тексте (1б)
14. Укажите род литературы, к которому относится произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
(1б)
15. Укажите литературное направление, принципы которого воплощены в поэме А. Твардовского
«Василий Тёркин» (1б)
16. Кто является рассказчиком в произведении Солженицына «Матрёнин двор»?(1б)
17. Какую литературу можно считать современной? Назовите современных, с вашей точки зрения,
отечественных авторов (2б)
18. Допишите фамилию писателя (поэта) (6б)
Михаил Александрович ____________________
Алексей Максимович ______________________
Михаил Афанасьевич ______________________
Иван Алексеевич __________________________
Марина Ивановна _________________________
Александр Иванович _______________________
Осип Эмильевич ___________________________
Александр Александрович ____________________
Борис Леонидович _________________________
Владимир Владимирович _____________________
Анна Андреевна _____________________________
Сергей Александрович _________________________
19) Установите соответствия между автором и произведением, им написанным: (2б)

1. М.А.Булгаков
2. М.А.Шолохов
3. А.Т.Твардовский
4. А.А.Ахматова

а) Морфий
б) Судьба человека
в) Мужество
г) По праву памяти

Часть 2
Напишите сочинение – рассуждение на тему «Доброта и жестокость» с опорой на прочитанные произведения
(10б)
2 ВАРИАНТ
Система оценивания
«5»-49-55 баллов;
«4»-42-48 баллов;
«3»-35-41 баллов.

Часть 1
1. Основоположником какого литературного направления явился А.М. Горький.(1 б.)
2. Найдите лишнее: (1 б.)
Писатели-реалисты, жившие и работавшие в начале XX века: А.П. Чехов, В.В. Маяковский, И.А. Бунин, А.И.
Куприн, Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов
3. Найдите соответствия: (2б.)
1.А.Ахматова
а) Реквием
22

2. М.Шолохов
б) Тихий Дон
3. М.Булгаков
в) Мастер и Маргарита
4. Найдите соответствия. Из каких произведений данные фразы: (2 б.)
1. Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь.
2. Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем
фокус!
А) Мастер и Маргарита б) Тихий Дон
5. Укажите литературное направление, для которого характерно объективное изображение
действительности и в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова. (1б)
6.Соотнесите название модернистского течения начала века и основные принципы, присущие ему: (3б)
а) символизм
б) акмеизм
в) футуризм
1) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов
2) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность». Ориентация на
читателя – соавтора
3) бунтарство, анархичность, эпатажность мировоззрения, экпериментаторство в области ритмики и рифмы
7. Представители трёх основных модернистких течений в русской литературе – символисты, акмеисты,
футуристы – имели постоянные места встреч и сборов. Соотнесите название литературного течения и
традиционное место общения поэтов, близких той или иной поэтической группе: (3б.)
а) символизм
1) вечера в Политехническом музее
б) акмеизм
2) «башня» Вячеслава Иванова
в) футуризм
3) кабаре «Бродячая собака»
8.Чьё появление в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» описано так: «В белом плаще с
кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…» «вышел в открытую колоннаду»? (1б.)
9.Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «…люди как люди.
Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны….» (1б.)
10. Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А. Ахматовой. (1б.)
11. Установите соответствие между персонажами и их характеристиками. К каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (3б)
ПЕРСОНАЖИ
А) Бегемот
Б) Гелла
В) Коровьев
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Вампир, служанка
2) Чёрт и рыцарь
3) Падший ангел, научивший людей изготовлять оружие и украшения
4) Оборотень, любимый шут сатаны
12. Установите соответствие между персонажами «Тихого Дона» и их характеристиками. К каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (3б)
ПЕРСОНАЖИ
А) Пантелей Прокофьевич Мелехов
Б) Мишка Кошевой
В) Степан Астахов
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) женится на Дуняше, сестре Григория Мелехова
2) муж Аксиньи
3) турок по материнской линии
4) друг детства Григория Мелехова
13. «Я хочу, чтобы … перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка». За кого просит
Маргарита, поменяв своё заветное желание на просьбу о прекращении издевательства? Запишите имя
персонажа, пропущенное в тексте (1б)
14. Укажите род литературы, к которому относится произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
(1б)
15. Укажите литературное направление, принципы которого воплощены в поэме А. Твардовского
«Василий Тёркин» (1б)
23

16. Кто является рассказчиком в произведении Солженицына «Матрёнин двор»?(1б)
17. Какую литературу можно считать современной? Назовите современных, с вашей точки зрения,
отечественных авторов (2б)
18. Допишите фамилию писателя (поэта) (6б)
Михаил Александрович ____________________
Алексей Максимович ______________________
Михаил Афанасьевич ______________________
Иван Алексеевич __________________________
Марина Ивановна _________________________
Александр Иванович _______________________
Осип Эмильевич ___________________________
Александр Александрович ____________________
Борис Леонидович _________________________
Владимир Владимирович _____________________
Анна Андреевна _____________________________
Сергей Александрович _________________________
19) Установите соответствия между автором и произведением , им написанным: (2б)

1. М.А.Булгаков
2. М.А.Шолохов
3. А.Т.Твардовский
4. А.А.Ахматова

а) Морфий
б) Судьба человека
в) Мужество
г) По праву памяти

Часть 2
Напишите сочинение – рассуждение на тему «Напишите сочинение – рассуждение на тему «Равнодушие и
отзывчивость» с опорой на прочитанные произведения (10б).

Эталон ответов
1 вариант/ 2 вариант
(часть 1 идентична, часть 2 по вариантам)
Часть 1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Соцреализм
Толстой, Лермонтов
1-а 2-б 3-в
1-б 2-а
Реализм
А-2 б-1 в-3
А-2 б-3 в-1
Понтий Пилат
Воланд
Акмеизм
А-4 б-1 в - 2
А-3 б-4 в-2
Фрида
Лироэпос
Соцреализм
Игнатич
Современная литература это совокупность прозаических и поэтических произведений,
написанных в конце XX в. – начале XXI вв. + ответы обучающихся
24

18. Шолохов
Булгаков
Бунин
Цветаева
Куприн
Мандельштам
Блок
Пастернак
Маяковский
Ахматова
Есенин
19. 1-а 2- б 3 – г 4 – в
Часть 2
Ответы обучающихся

25

Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Критерии оценки заданий теоретического характера
В результате изучения литературы на базовом уровне студент должен знать:





Образную природу словесного искусства;
Содержание изученных литературных произведений;
Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – XX веков;
Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
 Основные теоретико-литературные понятия
Критерии оценки заданий прикладного характера
В результате изучения литературы на базовом уровне студент должен уметь:
 Воспроизводить содержание литературного произведения;
 Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять
его связь с проблематикой произведения;
 Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
 Определять род и жанр произведения;
 Сопоставлять литературные произведения;
 Выявлять авторскую позицию;
 Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
 Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Шкала оценки образовательных достижений
Оценка уровня подготовки

Процент результативности (правильных
ответов)

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно







Оборудование для процедуры аттестации:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
карточки с заданиями;
бумага;
ручка.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».