Методические рекомендации для самостоятельной работы по МДК 03.01 Выполнение каменных работ (08.01.07 Мастер общестроительных работ)

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для организации самостоятельной работы студентов
по изучению

МДК 03.01 «Выполнение каменных работ»
наименование дисциплины

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Трудоемкость заданий
3. Методические указания по выполнению самостоятельной работы
4. Задания для самостоятельной работы
5. Рекомендации по выполнению самостоятельных работ и критерии
оценки
6. Список информационных источников

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации предназначены для упорядочивания самостоятельной
работы студентов в процессе изучения профессионального модуля ПМ.03 «Выполнение
каменных работ». Методические указания содержат основные требования федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования,
предъявляемые к знаниям студента.
Количество часов, отведённых на самостоятельную работу студентов по данной
профессиональному модулю, составляет 10 часов.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебноисследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во
внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но
без его непосредственного участия. Самостоятельная работа студентов способствует
развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода
к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа проводится с целью:
·
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических
умений обучающихся;
·
углубления и расширения теоретических знаний;
·
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную
документацию и специальную литературу;
·
развития познавательных способностей и активности студентов, творческой
инициативы, ответственности и организованности;
·
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации;
·
развития исследовательских умений и навыков.
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности: «Выполнение каменных работ» и соответствующие ему общие
компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций

4

Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09.
ОК 10.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных
языках.

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
ВД 3
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 3.7

Выполнение каменных работ
Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ
Производить общие каменные работы различной сложности
Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня
Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий
Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки
Контролировать качество каменных работ
Выполнять ремонт каменных конструкций

Результаты освоения МДК профессионального модуля
Иметь
Выполнения подготовительных работ при производстве каменных работ.
практический Производства общих каменных работ различной сложности.
опыт
Выполнения архитектурных элементов из кирпича и камня.
Выполнения монтажных работ при возведении кирпичных зданий.
Производства гидроизоляционных работ при выполнении каменной
кладки.
Контроля качества каменных работ.
Выполнения ремонта каменных конструкций.
уметь
Выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ.
Подбирать требуемые материалы для каменной кладки.
Приготавливать растворную смесь для производства каменной кладки.
Организовывать рабочее место.
Устанавливать леса и подмости.
Читать чертежи и схемы каменных конструкций.
Выполнять разметку каменных конструкций.
Выполнять подсчет объемов работ каменной кладки и потребность
материалов.
Создавать безопасные условия труда при выполнении каменных работ.
Производить каменную кладку стен и столбов
5

из кирпича, камней и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой швов
по различным системам перевязки швов.
Пользоваться инструментом для рубки кирпича.
Пользоваться инструментом для тески кирпича.
Выполнять каменную кладку в зимних условиях методом замораживания,
искусственного прогрева в тепляках и на растворах с химическими
добавками, выполнять армированную кирпичную кладку.
Производить кладку стен облегченных конструкций. выполнять бутовую и
бутобетонную кладки.
Выполнять смешанные кладки.
Выкладывать перегородки из различных каменных материалов.
Выполнять лицевую кладку и облицовку стен.
Устанавливать утеплитель с одновременной облицовкой стен.
Выкладывать конструкции из стеклоблоков и стеклопрофилита.
Пользоваться инструментом и приспособлениями для кладки
естественного камня.
Пользоваться инструментом и приспособлениями для кладки тесаного
камня.
Соблюдать безопасные условия труда при выполнении общих каменных
работ.
Выполнять кладку каменных конструкций мостов, промышленных и
гидротехнических сооружений.
Производить кладку перемычек, арок, сводов и куполов.
Пользоваться инструментом и приспособлениями для фигурной тески,
выполнять кладку карнизов различной сложности.
Пользоваться инструментом и приспособлениями для кладки карнизов и
колонн прямоугольного сечения, выполнять декоративную кладку.
Выкладывать колодцы, коллекторы и трубы переменного сечения.
Пользоваться такелажной оснасткой, инвентарными стропами и
захватными приспособлениями.
Монтаж фундаментов и стен подвала.
Монтировать ригели, балки и перемычки.
Монтировать лестничные марши, ступени и площадки.
Монтировать крупнопанельные перегородки, оконные и дверные блоки,
подоконники.
Выполнять монтаж панелей и плит перекрытий и покрытий.
Пользоваться инструментом и приспособлениями при установке анкерных
устройств перекрытий, стен и перегородок, вентиляционных блоков,
асбестоцементных труб.
Устанавливать, разбирать, переустанавливать блочные, пакетные
подмости на пальцах и выдвижных штоках.
Производить заделку стыков и заливку швов сборных конструкций.
Соблюдать безопасные условия труда при монтаже.
Устраивать при кладке стен деформационные швы.
Подготавливать материалы для устройства гидроизоляции.
Устраивать горизонтальную гидроизоляцию из различных материалов.
Устраивать вертикальную гидроизоляцию из различных материалов.
Пользоваться инструментом и приспособлениями для заполнения каналов
и коробов теплоизоляционными материалами.
Пользоваться инструментом и приспособлениями для выполнения
цементной стяжки.
Расстилать и разравнивать раствор при выполнении цементной стяжки.
Проверять качество материалов для каменной кладки.
6

знать

Контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и
заполнение швов.
Контролировать вертикальность и горизонтальность кладки.
Проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта.
Выполнять геодезический контроль кладки и монтажа.
Выполнять разборку кладки.
Заменять разрушенные участки кладки.
Пробивать и заделывать отверстия, борозды, гнезда и проемы.
Выполнять заделку концов балок и трещин; производить ремонт
облицовки.
Нормокомплект каменщика.
Виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки.
Требования к качеству материалов при выполнении каменных работ.
Правила подбора состава растворных смесей для каменной кладки и
способы их приготовления.
Правила организации рабочего места каменщика.
Виды лесов и подмостей, правила их установки и эксплуатации.
Требования к подготовке оснований под фундаменты.
Технологию разбивки фундамента.
Порядок подсчета объемов каменных работ и потребности материалов.
Порядок подсчета трудозатрат стоимости выполненных работ. размеры
допускаемых отклонений.
Порядок подсчета трудозатрат стоимости выполненных работ
Основы геодезии.
Правила техники безопасности при выполнении каменных работ.
Правила чтения чертежей и схем каменных конструкций.
Правила разметки каменных конструкций.
Общие правила кладки.
Системы перевязки кладки.
Порядные схемы кладки различных конструкций, способы кладки.
Правила и способы каменной кладки в зимних условиях, способы и
правила устройство железобетонных армокаркасов, обрамлений проемов и
вкладышей в кирпичной кладке сейсмостойких зданий, технологию
армированной кирпичной кладки.
Технологию кладки стен облегченных конструкций.
Технологию бутовой и бутобетонной кладки.
Технологию смешанной кладки. Технологию кладки перегородки из
различных каменных материалов.
Технологию лицевой кладки и облицовки стен.
Способы и правила кладки стен средней сложности и сложных с
утеплением и одновременной облицовкой.
Технологию кладки из стеклоблоков и стеклопрофилита.
Правила техники безопасности при выполнении общих каменных работ.
Особенности кладки каменных конструкций мостов, промышленных и
гидротехнических сооружений.
Способы и правила кладки колонн прямоугольного сечения. Способы и
правила кладки из тесаного камня наружных верстовых рядов мостовых
опор прямолинейного очертания.
Технологию монтажа фундаментных блоков и стен подвала. Требования к
заделке швов.
Виды опалубки для кладки перемычек, арок, сводов, куполов и
технологию изготовления и установки.
Способы и правила фигурной тески кирпича.
7

Технологию кладки перемычек различных видов.
Технологию кладки арок сводов и куполов.
Порядные схемы и технологию кладки карнизов различной сложности.
Виды декоративных кладок и технологию их выполнения.
Технологию кладки колодцев, коллекторов и труб.
Способы и правила кладки из естественного камня надсводных строений
арочных мостов.
Способы и правила кладки из естественного камня труб, лотков и
оголовков.
Способы и правила устройства монолитных участков перекрытий и
площадок при выполнении кирпичной кладки зданий и сооружений.
Основные виды и правила применения такелажной оснастки, стропов и
захватных приспособлений.
Производственную сигнализацию при выполнении такелажных работ.
Инструкции по использованию, эксплуатации, хранению приспособлений,
инструментов и других технических средств, используемых в
подготовительных и такелажных работах.
Виды монтажных соединений.
Технологию монтажа лестничных маршей, ступеней и площадок.
Технологию монтажа крупнопанельных перегородок, оконных и дверных
блоков, подоконников.
Технологию монтажа панелей и плит перекрытий и покрытия. Способы и
правила установки сборных асбестовых и железобетонных элементов.
Правила техники безопасности при выполнении монтажных работ.
Конструкции деформационных швов и технологию их устройства.
Назначение и виды гидроизоляции.
Виды и свойства материалов для гидроизоляционных работ. Технологию
устройства горизонтальной и вертикальной гидроизоляции из различных
материалов.
Способы и правила заполнения каналов и коробов теплоизоляционными
материалами.
Правила выполнения цементной стяжки.
Требования к качеству материалов при выполнении каменных работ.
Размеры допускаемых отклонений.
Ручной и механизированный инструмент для разборки кладки, пробивки
отверстий. Способы разборки кладки.
Технологию разборки каменных конструкций; способы разметки,
пробивки и заделки отверстий, борозд, гнезд.
Технологию заделки балок и трещин различной ширины.
Технологию усиления и подводки фундаментов.
Технологию ремонта облицовки.

2. ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ
Наименование темы
ПМ.03. Организация выполнения каменных работ
Тема 1. Выполнение подготовительных работ при производстве
каменных работ
Тема 2.
Производство общих каменных работ различной

Трудоемкость, ч.

2
1
8

сложности
Тема 3. Выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и

1

камня

Тема 4. Выполнение монтажных работ при возведении кирпичных
зданий
Тема 5. Производство гидроизоляционных работ при выполнении
каменной кладки
Тема 6. Контроль качества каменных работ
Тема 7. Выполнение ремонта каменных конструкций
Тема 8. Основы геодезических работ
Тема 9. Общие вопросы технологии монтажных работ и возведения
подземной части кирпичных зданий
Тема 10. Основы стропальных работ
Всего часов

1
1
1
1
1
1
1
10

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная
внеаудиторная
работа
является
отдельным
этапом
образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу,
предполагающему следующую последовательность этапов проведения:
1. Планирование.
2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.
3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.
4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы
студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
- уровень сформированности общих знаний и умений;
- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Формы контроля обучающихся:
- устный и комбинированный опрос;
- проверка на основе письменных и графических работ (доклады, рефераты, текстовые
задания, составление инструкционных карт, заполнение таблиц);
- тестирование;
- систематическое наблюдение за работой студентов в обучении.
Виды самостоятельной работы обучающихся:
– подготовка сообщений;
– составление технологических карт
– работа с дидактическим материалом
– подготовка презентаций
– работа с дополнительной литературой
– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);
9

– подготовка докладов;
– работа с учебниками, справочниками, энциклопедиями;
– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов
самостоятельности и инициативы;
Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют
дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемого профессионального
модуля, индивидуальные особенности студентов, специальность/профессия.
Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов
разработаны методические
рекомендации для организации внеаудиторной
самостоятельной деятельности.

4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование разделов и тем

Самостоятельная работа

Форма контроля

ПМ.03. Организация выполнения Безопасные условия труда Сообщение
каменных работ
при проведении каменной
кладки в зимнее время.
Тема
1.
Выполнение Материалы
подготовительных
работ
при работ
производстве каменных работ
Тема 2.
Производство общих
каменных
работ
различной
сложности
Тема 3.
Выполнение сложных
архитектурных
элементов
из
кирпича и камня
Тема
5.
Производство
гидроизоляционных работ при
выполнении каменной кладки

для

каменных Реферат

Технология лицевой кладки Доклад
и облицовки стен.
Технологические карты на Конспект
кладку арок и сводов

Инструкции
по Конспект
использованию,
эксплуатации,
хранению
приспособлений,
инструментов
и
других
технических
средств,
используемых
в
подготовительных
и
такелажных работах
Тема 7. Выполнение ремонта Новые виды опалубки для Презентация
каменных конструкций
кладки перемычек, арок,
сводов,
куполов
и
технологию изготовления и
установки
Тема 8. Основы геодезических Технология
устройства Сообщение
работ
горизонтальной
и
вертикальной гидроизоляции
из различных материалов.
10

Тема
9.
Общие
вопросы Технология заделки балок и Технологическая
технологии монтажных работ и трещин различной ширины
карта
возведения
подземной
части
кирпичных зданий

5. Рекомендации по выполнению самостоятельных работ и
критерии оценки
Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита
рефератов, докладов, проектов, эссе, контрольных и курсовых работ.
Видами самостоятельной работы при изучении любой дисциплины являются
подготовка доклада, реферата, сообщений или конспекта. Эти работы относятся к
письменным работам.

1. Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную
тему.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
1.
Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
2.
Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать
выписки.
3.
Составить план доклада.
4.
Написать план доклада, в заключение которого обязательно выразить своё
5.
отношение к излагаемой теме и её содержанию.
6.
Прочитать текст и отредактировать его.
7.
Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Примерная структура доклада:
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Введение

4. Текст работы
5. Заключение.

3. Список использованной литературы.

Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в
письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной
работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему,
включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило,
реферат имеет научно - информационное назначение.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
1. Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.
2. Основной – работа над содержанием и заключением реферата.
3. Заключительный - оформление реферата.
4. Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.)
Структура реферата:
 Титульный лист
 Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата,
указываются страницы.
11

Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление
вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор
источников и литературы. Его объем 1-3 страницы.
 Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может
состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко
и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся
противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются
и оцениваются с особой тщательностью.





Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа
эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о
способах решения существенных вопросов.
Объем заключения 2-3 страницы.
При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:
 Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа.
Нужно выбирать безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною
эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».
 При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед
фамилией.
 Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается
в кавычки с обеих сторон.
 Каждая глава начинается с новой страницы.

3. Конспект - это последовательное, связное изложение материала книги или
статьи в соответствии с ее логической структурой. Основная часть конспекта составляют
тезисы, но к ним добавляются и доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а
также заметки самого читателя по поводу прочитанного. Если конспект состоит из одних
выписок, он носит название текстуальный конспект. Это самый “не развивающий” вид
конспекта, так как при его составлении мысль студента практически выключается из
работы, и все дело сводится к механическому переписыванию текста. Если содержание
прочитанного представлено в основном в форме изложения, пересказа — это свободный
конспект. Если из прочитанного, в качестве основных, выделяются лишь одна или
несколько проблем, относящихся к теме, но не все содержание книги — тематический
конспект.
4.Сообщение
Правила написания сообщения
1. По карточке в библиотеке выбери литературу по теме.
2. Изучи литературу, составь план отдельных разделов.
3. Составь план сообщений (систематизация полученных сведений, выводы и
обобщения).
4. При оформлении сообщений используй рисунки, схемы и др.
Время для зачитывания выступления с сообщением и конспектом – 3 - 5 минуты,
с докладом и рефератом 5-8 минут.

Требования к оформлению и содержанию письменной работы
12

Письменная работа (реферат, доклад и т.д.) должна отвечать определенным
требованиям.
На Титульном листе необходимо указать следующие данные:

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
«Отделка поверхностей».

Выполнил:
Обучающийся группы №
ФИО
Проверил:
Преподаватель специальных
Дисциплин ВКК
ФИО

202_

Список использованной литературы оформляется следующим образом:
 порядковый номер в списке;



фамилия и инициалы автора;
название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его
номер);
13




место издания, издательство и год выпуска.

Например:
1. 1. Ивлиев А.А., Кальгин А.А., Скок О.М. Отделочные строительные работы. – М.: ОИЦ
«Академия», 2009.
2. Сериков Л.В. Штукатур-маляр: новый строительный справочник. –Ростов н/Д:

Феникс, 2010.
При ссылке на источник в тексте приводится порядковый номер и номер страницы
использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, также возможно
вынесение ссылки в нижнюю левую часть листа.
Например:
Смирнов Е. П. Практикум по информатике. М.: Изд –во АБФ.
Сериков Л.В. Штукатур-маляр.Ростов н/Д: Феникс.

Оформление работы:
Письменная работа выполняется на листах формата А4, на одной стороне листа.
Шрифт – Times, размер шрифта – 14 пт, межстрочный интервал – 1.5.
Рекомендуемый объем:
Доклад - 3-5 листов формата А 4;
Реферат – 10-15 листов формата А 4.
При написании письменной работы необходимо соблюдать следующие поля:
сверху 2см, снизу 2см, слева 3см, справа 1,5см.
Абзац должен начинаться с расстояния 3,5см.
Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть
сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация
страниц не проставляется.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются
непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей
странице. Каждая иллюстрация должна иметь название и номер. Нумерация
иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:
Рисунок 1. Инструменты для штукатурныхрных работ: а – штукатурная лопатка; б - сокол;
в - ковш; г - сокол; д - гладилка; е - тёрка; ж – полутёрок.
Цифровой материал оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно
после текста. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах
всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после
слова «Таблица». Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки
граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не
должна быть менее 8мм, например:
Таблица 1
Вид отделки
Простая
штукатурка

Требования к поверхностям, подготовленным к оштукатуриванию
Допускаемые отклонения
поверхности от плоскости

от вертикали или горизонтали оконных
и дверных откосов, пилястр, лузг,
усенков

криволинейных
поверхностей от
проектного
положения

тяг от
прямой
линии (на
всю длину
тяги)

14

Улучшенная не более 2 неровностей глубиной 1 мм на 1 м высоты или длины, но не
штукатурка или высотой до 2 мм
более 4 мм на весь элемент

5 мм

2 мм

Высококачес не более 2 неровностей глубиной 1 мм на 1 м высоты или длины, но не
твенная
или высотой до 1,5 мм
более 2 мм на весь элемент
штукатурка

3 мм

1,8 мм

Безусловно, при написании реферата недопустимо ограничиваться одним учебником или
пособием. Следует изучить несколько источников, что позволит полнее представить
рассматриваемую проблему.

Критерии оценки за доклад, реферат, конспект, сообщение.
Используется рейтинговая система оценок.
Критерии

Баллы

Правильность оформления доклада, реферата

1-5

Краткость, четкость изложения материала

1-5

Профессионализм изложения

1-5

Грамотно и четко сделанные выводы

1-5

Наглядность (наличие таблиц, графиков, схем, фотографий, рисунков)

1-5

Выступление с докладом, защита реферата

1-5

Баллы

Оценка

26-30

Отлично

20-25

Хорошо

15-19

Удовлетворительно

Менее 15

Неудовлетворительно

5.Создание презентаций
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на
большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы
к своему сообщению, докладу.
Общие требования к презентации:
 Презентация не должна быть меньше 8 - 10 слайдов.
 Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть
представлены: название темы; название образовательного учреждения; фамилия, имя,
отчество автора.
 Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы
(моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке или кнопке
можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
15

Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное
количество объектов на слайде, цвет текста.
 В презентации необходимы импортированные объекты из существующих
цифровых образовательных ресурсов.
 Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы
Практические рекомендации по созданию презентаций.


Создание презентации состоит из трех этапов:
I.
Планирование презентации включает в себя:
1.
Определение целей.
2.
Сбор информации об аудитории.
3.
Определение основной идеи презентации.
4.
Подбор дополнительной информации.
5.
Планирование выступления.
6.
Создание структуры презентации.
7.
Проверка логики подачи материала.
8.
Подготовка заключения.
II.
Разработка презентации – методологические особенности подготовки
слайдов презентации, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III.
Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной
презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и
представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо
соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль

Фон
Использование цвета
Анимационные эффекты

Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны
преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Для фона предпочтительны холодные тона
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех:
цветов один для фона, один для заголовка, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Используйте возможности компьютерной анимации для
представления информации на слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами,
они не должны отвлекать внимание от содержания информации на
слайде.

Представление информации:
Содержание информации
Расположение информации
на странице

Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна
располагаться под ней.
16

Шрифты

Способы выделения
информации

Объем информации

Виды слайдов

Для заголовков – не менее 24.
Для информации не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт,
курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже
строчных).
Следует использовать:

рамки; границы, заливку;

штриховку, стрелки;

рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных
фактов.
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом
информации: люди могут единовременно запомнить не более трех
фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые
пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды
слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами.

Критерии оценки за презентацию
Используется рейтинговая система оценок.
Критерии

Баллы

Правильность выбор дизайна презентации

1-5

Объем информации, вынесенной на слайд

1-5

Верное использование шрифтов

1-5

Профессионализм изложения информации

1-5

Наглядность информации (наличие таблиц, графиков, схем, фотографий, рисунков)

1-5

Показ презентации

1-5

Баллы
26-30

Оценка
Отлично

17

20-25

Хорошо

15-19

Удовлетворительно

Менее 15

Неудовлетворительно

6. Составление таблиц
Таблица должна быть составлена компактно, т. е. быть небольшой по размеру и легко
обозримой.
Общий заголовок таблицы должен кратко выражать ее основное содержание.
Строки подлежащего и графы сказуемого располагают в виде частных слагаемых с
последующим подытоживанием по каждому из них.
Для удобства анализа таблицы при большом числе строк подлежащего и граф сказуемого
возникает потребность в нумерации тех из них, которые заполняются данными.
При заполнении таблиц нужно использовать следующие условные обозначения: при
отсутствии явления пишется (-) прочерк, если нет информации о явлении, ставится
многоточие (…) или пишется: «нет сведений».
Графы и строки должны содержать единицы измерения, соответствующие поставленным
в подлежащем и сказуемом показателям. При этом используются общепринятые
сокращения единиц измерения, например: чел., руб. и т. д. Если графы имеют единую
единицу измерения, то она выносится в заголовок таблицы.
Для удобной работы с цифровым материалом числа в таблицах следует расставлять в
середине граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой и т. д.,
четко соблюдая при этом их разрядность.
В таблицу можно включать примечания, в которых будут указываться источники данных,
более подробное содержание показателей и другие необходимые пояснения.
Для того чтобы проанализировать данные, которые содержит таблица, необходимо
прежде ознакомиться с названием таблицы, заголовками ее граф и строк.

7.Составление схем
Форматы
Форматы листов схем выбирают в соответствии с требованиями. При выборе форматов
следует учитывать:
o
o
o
o

объем и сложность проектируемого изделия (установки);
необходимую степень детализации данных, обусловленную назначением схемы;
условия хранения и обращения схем;
особенности и возможности техники выполнения.

Выбранный формат должен обеспечивать компактное выполнение схемы, не нарушая ее
наглядности и удобства пользования ею.
Построение схемы
o Схемы выполняют без соблюдения масштаба, действительное пространственное
расположение составных частей изделия (установки) не учитывают или учитывают
приближенно;
18

o Графические обозначения элементов (устройств, функциональных групп) и
соединяющие их линии связи следует располагать на схеме таким образом, чтобы
обеспечивать наилучшее представление о структуре изделия и взаимодействии его
составных частей.

8. Составление инструкционно-технологическах карт
Инструкционно- технологическая карта представляет собой документ, который
содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала,
который выполняют определенный технологический процесс или же техническое
обслуживание объекта. Качественно составленная технологическая карта должна в
обязательном
порядке
давать
четкие
ответы
на
такие
вопросы:
Какого
рода
операции
следует
выполнять?
- В какой именно последовательности выполняются предусмотренные технологическим
процессом
операции?
- С какой периодичностью требуется выполнять операции (в случаях, когда необходим в
многоразовое
повторении
операции.
- Сколько времени затрачивается на выполнение отдельно взятой операции?
Каков
конечный
результат
выполнения
определенной
операции?
- Какие требуются инструменты, а также материалы для эффективного выполнения
операции?
Разработка и внедрение технологических карт необходима в таких случаях:
при
высокой
степени
сложности
выполняемых
операций;
- при наличии спорных элементов и неоднозначностей в планируемых операциях;
- при необходимости четкого определения трудозатрат на качественную эксплуатацию
объекта.
Инструкционно-технологическая карта составляется для каждого отдельно взятого
объекта, оформляясь в виде понятной таблицы. В одной технологической карте могут
учитываться различные, но при этом имеющие какое-либо сходство между собой модели
объектов.

Критерии оценки за составление схем, таблиц и инструкционнотехнологических карт
«5» - студент самостоятельно и правильно определяет цели и задачи, полностью
использует знания программного материала, творчески планирует бытовую деятельность
детей; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, и другими
средствами.
«4» - студент правильно определяет цели и задачи организации профессиональной
деятельности на основе знания программного материала, самостоятельно планирует
деятельность , но допускает одну, две негрубые ошибки, умеет пользоваться справочной
литературой, наглядными пособиями и другими средствами.
«3» - студент допускает ошибки (не более трех) при определении цели и задач
организации деятельности , при планировании выполнения работы;
использует значительную часть знаний программного материала по наводящим вопросам;
затрудняется использовать справочную литературу, наглядные пособия и другие средства.
«2» - студент не может правильно определить цель и задачи организации
деятельности , спланировать выполнение работы; не может использовать знания
программного материала; допускает грубые ошибки и не выполняет задание, не может
самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия другие
средства
19

6. Список информационных источников
1. Горева Т.А. Выполнение каменных работ (1-е изд.) (в электронном формате) Академия,
2022
2. Лукин А.А. Основы технологии общестроительных работ/ А.А. Лукин-М.:
Издательский центр «Академия», 2018
3. Чичерин И.И. Общестроительные работы: учебник. - М.: Академия,2018
4. Ишкова И.А. Архитектурное материаловедение: учебник. – М.: Академия, 2015
Дополнительные источники:
1. Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет
2. Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование
информации и материалов следующих
Интернет – ресурсов:
1.Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
2.Сеть творческих учителей:
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
3.Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
4.Путеводитель «В мире науки» : http://www.uic.ssu.samara.ru
5.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
6.Сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
7. Сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».