Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы студентов по изучению МДК 07.01 «ТЕХНОЛОГИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ» наименование дисциплины 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Трудоемкость заданий 3. Методические указания по выполнению самостоятельной работы 4. Задания для самостоятельной работы 5. Рекомендации по выполнению самостоятельных работ и критерии оценки 6. Список информационных источников 3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические рекомендации предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения профессионального модуля ПМ.03 «Выполнение сварочных работ». Методические указания содержат основные требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, предъявляемые к знаниям студента. Количество часов, отведённых на самостоятельную работу студентов по данной профессиональному модулю, составляет 10 часов. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебноисследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа проводится с целью: · систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; · углубления и расширения теоретических знаний; · формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; · развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности; · формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; · развития исследовательских умений и навыков. В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности: «Выполнение сварочных работ» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: 1.1.1. Перечень общих компетенций 4 Код ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 09. ОК 10. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций ВД 7 ПК 7.1. ПК 7.2. ПК 7.3. ПК 7.4. ПК 7.5 Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом простых деталей не-ответственных конструкций, ручной дуговой сваркой (наплавка) неплавящимся электродом в защитном газе простых деталей неответственных конструкций, плазменной дуговой сваркой (наплавка, резка) Выполнять подготовительные работы и сборочные операции при производстве сварочных работ ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым электродом, ручной дуговой сваркой неплавящимся электродом в защитном газе, плазменной дуговой сваркой Производить ручную дуговую сварку плавящимся покрытым электродом, ручную дуговую сварку неплавящимся электродом в защитном газе, плазменную дуговую сварку металлических конструкций Выполнять резку простых деталей Выполнять наплавку простых деталей Осуществлять контроль качества сварочных работ Результаты освоения МДК профессионального модуля Иметь практический опыт (ПО): ПО-1. Выполнения подготовительных работ при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой. ПО-2. Выполнения сварочных работ ручной электродуговой сваркой различной сложности ПО-3. Выполнения резки различных видов металлов в различных пространственных положениях. ПО-4. Выполнения наплавки различных деталей и инструментов. ПО-5. Выполнения контроля качества сварочных работ. 5 Уметь: У-1. Рационально организовывать рабочее место. У-2. Читать чертежи металлических изделий и конструкций, электрические схемы оборудования. У-3. Выбирать инструменты, приспособления, источники питания и сварочные материалы. У-4. Использовать ручной и механизированный инструмент для подготовки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку, зачистки сварных швов и удаления поверхностных дефектов после сварки. У-5. Подготавливать металл под сварку. У-6. Владеть техникой предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла в соответствии с требованиями производственно-технологической документации по сварке. У-7. Выполнять сборку узлов и изделий. У-8. Производить входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий. У-9. Производить контроль сварочного оборудования и оснастки. У-10. Выполнять подсчет объемов сварочных работ и потребность материалов. У-11. Выполнять прихватки деталей, изделий и конструкций во всех пространственных положениях. У-12. Подбирать параметры режима сварки. У-13. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку различной сложности деталей, узлов и конструкций из различных сталей, цветных металлов и сплавов. У-14. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку деталей и узлов трубопроводов из различных сталей, цветных металлов и сплавов. У-15. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку сложных строительных и технологических конструкций. У-16. Владеть техникой сварки малых толщин (не более 0,2 мм) из различных материалов. У-17. Выполнять ручную дуговую резку различных металлов и сплавов. У-18. Выполнять кислородную резку (строгание) деталей различной сложности из различных металлов и сплавов в различных положениях; владеть техникой плазменной резки металла. У-19. Выполнять наплавку различных деталей, узлов и инструментов. У-20. Выполнять наплавку нагретых баллонов и труб. У-21. Выполнять наплавку дефектов деталей машин, механизмов и конструкций. У-22. Выполнять операционный контроль технологии сборки и сварки изделий. У-23. Выполнять подсчет трудозатрат и стоимости выполненных работ. Знать: З-1. Виды сварочных постов и их комплектацию. З-2. Правила чтения чертежей металлических изделий и конструкций, электрических схем оборудования. З-3.Наименование и назначение ручного инструмента, приспособлений; основные сведения об устройстве электросварочных машин, аппаратов и сварочных камер. З-4. Марки и типы электродов. З-5. Правила подготовки металла под сварку. З-6.Выбор режима подогрева и порядок проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла. виды сварных соединений и швов. З-7. Формы разделки кромок металла под сварку. З-8. Способы и основные приемы сборки узлов и изделий. 6 З-9. Способы и основные приемы выполнения прихваток деталей, изделий и конструкций. З-10. Принципы выбора режима сварки по таблицам и приборам. З-11. Порядок подсчета объемов сварочных работ и потребности материалов. З-12. Устройство и принцип действия различной электросварочной аппаратуры. З-13. Правила обслуживания электросварочных аппаратов. З-14. Особенности сварки на переменном и постоянном токе. З-15. Выбор технологической последовательности наложения швов. З-16. Технологию плазменной сварки. З-17. Правила сварки в защитном газе и правила обеспечения защиты при сварке. З-18. Технологию сварки ответственных изделий в камерах с контролируемой атмосферой. З-18. Причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения. З-19. Технику и технологию сварки малых толщин (не более 0,2 мм) из различных материалов. З-20. Особенности дуговой резки на переменном и постоянном токе. З-21. Технологию кислородной резки. З-22. Требования, предъявляемые к сварочному шву и поверхностям после кислородной резки (строгания). З-23. Технику и технологию плазменной резки металла. З-24. Технологию наплавки при изготовлении новых деталей, узлов и инструментов. З-25. Технологию наплавки нагретых баллонов и труб. З-26. Технологию наплавки дефектов деталей машин, механизмов и конструкций. З-27. Виды дефектов в сварных швах и методы их предупреждения и устранения. З-28. Сущность и задачи входного контроля. З-29. Входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий. З-30. Контроль сварочного оборудования и оснастки. З-31. Операционный контроль технологии сборки и сварки изделий. З-32. Назначение и условия применения контрольно-измерительных приборов. З-33. Способы контроля и испытания ответственных сварных швов в конструкциях различной сложности. З-34. Порядок подсчета трудозатрат и стоимости выполненных работ. 2. ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ Наименование темы Трудоемкость, ч. ПМ.07. Выполнение сварочных работ Тема 1. Выполнение подготовительных работ и сборочные операции при производстве сварочных работ ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым электродом, ручной дуговой 7 5 сваркой неплавящимся электродом в защитном газе, плазменной дуговой сваркой Тема 2. Производство ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе, плазменной дуговой сварки металлических конструкций Всего часов 5 10 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения: 1. Планирование. 2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу. 3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы. 4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы. Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются: - уровень освоения студентом учебного материала; - уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - уровень сформированности общих знаний и умений; - оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями. Формы контроля обучающихся: - устный и комбинированный опрос; - проверка на основе письменных и графических работ (доклады, рефераты, текстовые задания, составление инструкционных карт, заполнение таблиц); - тестирование; - систематическое наблюдение за работой студентов в обучении. Виды самостоятельной работы обучающихся: – подготовка сообщений; – составление технологических карт – работа с дидактическим материалом – подготовка презентаций – работа с дополнительной литературой – работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование); – подготовка докладов; – работа с учебниками, справочниками, энциклопедиями; – выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы; Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемого профессионального модуля, индивидуальные особенности студентов, специальность/профессия. 8 Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности. 4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Наименование разделов и тем Самостоятельная работа Форма контроля Тема 1. Выполнение подготовительных работ и сборочные операции при производстве сварочных работ ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым электродом, ручной дуговой сваркой неплавящимся электродом в защитном газе, плазменной дуговой сваркой Тема 2. Производство ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе, плазменной дуговой сварки металлических конструкций Выполнение чертежа Чертеж сварной конструкции из пластин и труб ИнструкционноРазработка технологическая технологической карты сборки и сварки карта конструкции по чертежу самостоятельной работы 1 5. Рекомендации по выполнению самостоятельных работ и критерии оценки 1. Составление инструкционно-технологическах карт Инструкционно- технологическая карта представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала, который выполняют определенный технологический процесс или же техническое обслуживание объекта. Качественно составленная технологическая карта должна в обязательном порядке давать четкие ответы на такие вопросы: Какого рода операции следует выполнять? - В какой именно последовательности выполняются предусмотренные технологическим процессом операции? - С какой периодичностью требуется выполнять операции (в случаях, когда необходим в многоразовое повторении операции. - Сколько времени затрачивается на выполнение отдельно взятой операции? Каков конечный результат выполнения определенной операции? 9 - Какие требуются инструменты, а также материалы для эффективного выполнения операции? Разработка и внедрение технологических карт необходима в таких случаях: при высокой степени сложности выполняемых операций; - при наличии спорных элементов и неоднозначностей в планируемых операциях; - при необходимости четкого определения трудозатрат на качественную эксплуатацию объекта. Инструкционно-технологическая карта составляется для каждого отдельно взятого объекта, оформляясь в виде понятной таблицы. В одной технологической карте могут учитываться различные, но при этом имеющие какое-либо сходство между собой модели объектов. Критерии оценки за составление схем, таблиц и инструкционнотехнологических карт «5» - студент самостоятельно и правильно определяет цели и задачи, полностью использует знания программного материала, творчески планирует бытовую деятельность детей; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, и другими средствами. «4» - студент правильно определяет цели и задачи организации профессиональной деятельности на основе знания программного материала, самостоятельно планирует деятельность , но допускает одну, две негрубые ошибки, умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями и другими средствами. «3» - студент допускает ошибки (не более трех) при определении цели и задач организации деятельности , при планировании выполнения работы; использует значительную часть знаний программного материала по наводящим вопросам; затрудняется использовать справочную литературу, наглядные пособия и другие средства. «2» - студент не может правильно определить цель и задачи организации деятельности , спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и не выполняет задание, не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия другие средства. 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖА СВАРНОЙ КОНСТРУКЦИИ. К чертежам сварных соединений предъявляются требования, соответствующие исполнению сборочных чертежей. В данной методической разработке предлагается к рассмотрению выполнение чертежа сварного кронштейна (рис. 1). Рекомендуется следующая последовательность разработки чертежа: 1. Исполнитель определяет минимально необходимое количество видов и разрезов для выявления конструкций объекта и геометрии его составляющих частей. В предлагаемом варианте целесообразно вычертить главный вид, соединенный с фронтальным разрезом и вид сверху. 2. Определить масштаб выполнения чертежа исходя из количества видов и назначенного формата. Описываемый пример предполагает формат А3 и масштаб 1:1 (рис. 2). 3. Вычертить главный вид конструкции, обращая внимание на необходимость учитывать физические размеры сварного шва в местах контакта трех и более деталей. В данном примере это наглядно показано на ребре жесткости, у которого срезается прямой угол для того чтобы пропустить круговой сварной шов на втулке. 4. Вычертить в проекционной связи вид сверху. 5. Проставить на конструкции размеры по правилам, предъявляемым к сборочным чертежам. 10 6. Начертить выносные линии-указатели с обозначением позиций деталей сборочной единицы. 7. Нанести в необходимых местах обозначение контактной точечной сварки. В данном случае с помощью этого вида сварного соединения к основанию приварен снизу усилитель крепления – платик. 8. Проанализировать общее количество сварных швов и определить число одинаковых по типу и технологии соединений. Необходимо учитывать данный принцип, чтобы не исполнять полные обозначения сварных швов, а применять допустимые сокращенные обозначения. 9. Нанести обозначения всех сварных соединений для предлагаемого изделия. 10. Вычертить и заполнить основную надпись чертежа. Рис 1. Рис 2. 11 6. Список информационных источников 1. Овчинников В.В. Выполнение сварочных работ электродуговой сваркой: учебник / В.В. Овчинников -М.: Издательский центр «Академия», 2018; 2. Боченин В.И., Шляхов С.В., Блинов Д.А. Электро-газосварщик: учебное пособие / В.И. Маслов, С.В. Шляхов, Д.А. Блинов Нур-Султан: некомерческое акционерное общество «Talap» 2020. Список дополнительной литературы: 1. Маслов В.И. Сварочные работы: учебное пособие / В.И. Маслов –М.: издательский центр «Академия» 2007; 2. Чернышов Г.Г., Мордынский В.Б. Справочник электрогазосварщика ручной сварки: справочник / Г.Г. Чернышов, В.Б. Мордынский –М.: издательство «ДЕСС» 2004; 3. Виноградов Д.С. Электрическая дуговая сварка: учебное пособие / Д.С. Виноградов –М.: издательский центр «Академия» 2007; 4. Куликов О.Н., Ролин Е.И. Охрана труда при производстве сварочных работ: учебное пособие / О.Н. Куликов, Е.И. Ролин –М.: издательский центр «Академия» 2006; 5. Юхин Н.А. Газосварщик: учебное пособие / Н.А. Юхин –М.: издательский центр «Академия» 2005; 6. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлоообработка): учебник / А.М. Адаскин, В.М. Зуев –М.: издательский центр «Академия» 2004; 7. Овчинников В.В. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов: учебник / В.В. Овчинников –М.: издательский центр «Академия» 2016; 8. Соснин Н.А., Ермаков С.А., Тополянский П.А. Плазменные технологии. Сварка, нанесение покрытий, упрочнение: книга / Н.А. Совсин, С.А. Ермаков, П.А. Тополянский –.: издательство «Машиностроение» 2008; 9. Овчинников В.В. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений: учебник / В.В. Овчинников -М.: Издательский центр «Академия», 2017; 10. Алешин Н.П. Физические методы неразрушающего контроля сварных соединений: учебное пособие / Н.П. Алешин –М.: издательство «Машиностроение» 2006; 11. Жегалкина Т.Н. Сварщик. Технология выполнения ручной сварки: практические основы профессиональной деятельности: учебное пособие/ Т.Н.Жегалкина. - М.: Академкнига/Учебник.2015. -126 с : ил.; 12. Милютин В.С., Коротков В.А. Источники питания для сварки: Учебное пособие. – Челябинск: Металлургия Урала, 2009. – 368с.; 13. Овчинников В.В Технология электросварочных и газосварочных работ .-М.: Академия, 2011.; 14. Мвслов Б.Г. Производство сварных конструкций: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / Б.Г.Маслов,; А.П.Выборное. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 256с. 12