Методические рекомендации для самостоятельной работы по МДК 07.01 Выполнение сварочных работ (08.01.07 Мастер общестроительных работ)

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для организации самостоятельной работы студентов
по изучению

МДК 07.01 «ТЕХНОЛОГИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ»
наименование дисциплины

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Трудоемкость заданий
3. Методические указания по выполнению самостоятельной работы
4. Задания для самостоятельной работы
5. Рекомендации по выполнению самостоятельных работ и критерии
оценки
6. Список информационных источников

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации предназначены для упорядочивания самостоятельной
работы студентов в процессе изучения профессионального модуля ПМ.03 «Выполнение
сварочных работ». Методические указания содержат основные требования федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования,
предъявляемые к знаниям студента.
Количество часов, отведённых на самостоятельную работу студентов по данной
профессиональному модулю, составляет 10 часов.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебноисследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во
внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без
его непосредственного участия. Самостоятельная работа студентов способствует
развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода
к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа проводится с целью:
·
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических
умений обучающихся;
·
углубления и расширения теоретических знаний;
·
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную
документацию и специальную литературу;
·
развития познавательных способностей и активности студентов, творческой
инициативы, ответственности и организованности;
·
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации;
·
развития исследовательских умений и навыков.
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности: «Выполнение сварочных работ» и соответствующие ему общие компетенции
и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций

4

Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09.
ОК 10.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных
языках.

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
ВД 7

ПК 7.1.

ПК 7.2.
ПК 7.3.
ПК 7.4.
ПК 7.5

Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка)
плавящимся покрытым электродом простых деталей не-ответственных
конструкций, ручной дуговой сваркой (наплавка) неплавящимся электродом
в защитном газе простых деталей неответственных конструкций,
плазменной дуговой сваркой (наплавка, резка)
Выполнять подготовительные работы и сборочные операции при
производстве сварочных работ ручной дуговой сваркой плавящимся
покрытым электродом, ручной дуговой сваркой неплавящимся электродом в
защитном газе, плазменной дуговой сваркой
Производить ручную дуговую сварку плавящимся покрытым электродом,
ручную дуговую сварку неплавящимся электродом в защитном газе,
плазменную дуговую сварку металлических конструкций
Выполнять резку простых деталей
Выполнять наплавку простых деталей
Осуществлять контроль качества сварочных работ

Результаты освоения МДК профессионального модуля
Иметь практический опыт (ПО):
ПО-1. Выполнения подготовительных работ при производстве сварочных работ ручной
электродуговой сваркой.
ПО-2. Выполнения сварочных работ ручной электродуговой сваркой различной
сложности
ПО-3. Выполнения резки различных видов металлов в различных пространственных
положениях.
ПО-4. Выполнения наплавки различных деталей и инструментов.
ПО-5. Выполнения контроля качества сварочных работ.
5

Уметь:
У-1. Рационально организовывать рабочее место.
У-2. Читать чертежи металлических изделий и конструкций, электрические схемы
оборудования.
У-3. Выбирать инструменты, приспособления, источники питания и сварочные
материалы.
У-4. Использовать ручной и механизированный инструмент для подготовки элементов
конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку, зачистки сварных швов и удаления
поверхностных дефектов после сварки.
У-5. Подготавливать металл под сварку.
У-6. Владеть техникой предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева
металла в соответствии с требованиями производственно-технологической документации
по сварке.
У-7. Выполнять сборку узлов и изделий.
У-8. Производить входной контроль качества исходных материалов (сварочной
проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий.
У-9. Производить контроль сварочного оборудования и оснастки.
У-10. Выполнять подсчет объемов сварочных работ и потребность материалов.
У-11. Выполнять прихватки деталей, изделий и конструкций во всех пространственных
положениях.
У-12. Подбирать параметры режима сварки.
У-13. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку различной сложности деталей,
узлов и конструкций из различных сталей, цветных металлов и сплавов.
У-14. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку деталей и узлов трубопроводов
из различных сталей, цветных металлов и сплавов.
У-15. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку сложных строительных и
технологических конструкций.
У-16. Владеть техникой сварки малых толщин (не более 0,2 мм) из различных
материалов.
У-17. Выполнять ручную дуговую резку различных металлов и сплавов.
У-18. Выполнять кислородную резку (строгание) деталей различной сложности из
различных металлов и сплавов в различных положениях; владеть техникой плазменной
резки металла.
У-19. Выполнять наплавку различных деталей, узлов и инструментов.
У-20. Выполнять наплавку нагретых баллонов и труб.
У-21. Выполнять наплавку дефектов деталей машин, механизмов и конструкций.
У-22. Выполнять операционный контроль технологии сборки и сварки изделий.
У-23. Выполнять подсчет трудозатрат и стоимости выполненных работ.
Знать:
З-1. Виды сварочных постов и их комплектацию.
З-2. Правила чтения чертежей металлических изделий и конструкций, электрических
схем оборудования.
З-3.Наименование и назначение ручного инструмента, приспособлений; основные
сведения об устройстве электросварочных машин, аппаратов и сварочных камер.
З-4. Марки и типы электродов.
З-5. Правила подготовки металла под сварку.
З-6.Выбор режима подогрева и порядок проведения работ по предварительному,
сопутствующему (межслойному) подогреву металла. виды сварных соединений и швов.
З-7. Формы разделки кромок металла под сварку.
З-8. Способы и основные приемы сборки узлов и изделий.
6

З-9. Способы и основные приемы выполнения прихваток деталей, изделий и
конструкций.
З-10. Принципы выбора режима сварки по таблицам и приборам.
З-11. Порядок подсчета объемов сварочных работ и потребности материалов.
З-12. Устройство и принцип действия различной электросварочной аппаратуры.
З-13. Правила обслуживания электросварочных аппаратов.
З-14. Особенности сварки на переменном и постоянном токе.
З-15. Выбор технологической последовательности наложения швов.
З-16. Технологию плазменной сварки.
З-17. Правила сварки в защитном газе и правила обеспечения защиты при сварке.
З-18. Технологию сварки ответственных изделий в камерах с контролируемой
атмосферой.
З-18. Причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых
изделиях и меры их предупреждения.
З-19. Технику и технологию сварки малых толщин (не более 0,2 мм) из различных
материалов.
З-20. Особенности дуговой резки на переменном и постоянном токе.
З-21. Технологию кислородной резки.
З-22. Требования, предъявляемые к сварочному шву и поверхностям после
кислородной резки (строгания).
З-23. Технику и технологию плазменной резки металла.
З-24. Технологию наплавки при изготовлении новых деталей, узлов и инструментов.
З-25. Технологию наплавки нагретых баллонов и труб.
З-26. Технологию наплавки дефектов деталей машин, механизмов и конструкций.
З-27. Виды дефектов в сварных швах и методы их предупреждения и устранения.
З-28. Сущность и задачи входного контроля.
З-29. Входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки,
основного металла, электродов, комплектующих) и изделий.
З-30. Контроль сварочного оборудования и оснастки.
З-31. Операционный контроль технологии сборки и сварки изделий.
З-32. Назначение и условия применения контрольно-измерительных приборов.
З-33. Способы контроля и испытания ответственных сварных швов в конструкциях
различной сложности.
З-34. Порядок подсчета трудозатрат и стоимости выполненных работ.

2. ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ
Наименование темы

Трудоемкость, ч.

ПМ.07. Выполнение сварочных работ
Тема 1. Выполнение подготовительных работ и сборочные
операции при производстве сварочных работ ручной дуговой
сваркой плавящимся покрытым электродом, ручной дуговой

7

5

сваркой неплавящимся электродом в защитном газе, плазменной
дуговой сваркой
Тема 2. Производство ручной дуговой сварки плавящимся
покрытым электродом, ручной дуговой сварки неплавящимся
электродом в защитном газе, плазменной дуговой сварки
металлических конструкций
Всего часов

5

10

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная
внеаудиторная
работа
является
отдельным
этапом
образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу,
предполагающему следующую последовательность этапов проведения:
1. Планирование.
2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.
3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.
4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы
студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
- уровень сформированности общих знаний и умений;
- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Формы контроля обучающихся:
- устный и комбинированный опрос;
- проверка на основе письменных и графических работ (доклады, рефераты, текстовые
задания, составление инструкционных карт, заполнение таблиц);
- тестирование;
- систематическое наблюдение за работой студентов в обучении.
Виды самостоятельной работы обучающихся:
– подготовка сообщений;
– составление технологических карт
– работа с дидактическим материалом
– подготовка презентаций
– работа с дополнительной литературой
– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);
– подготовка докладов;
– работа с учебниками, справочниками, энциклопедиями;
– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов
самостоятельности и инициативы;
Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют
дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемого профессионального
модуля, индивидуальные особенности студентов, специальность/профессия.
8

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов
разработаны методические
рекомендации для организации внеаудиторной
самостоятельной деятельности.

4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование разделов и тем

Самостоятельная
работа

Форма контроля

Тема 1. Выполнение подготовительных
работ и сборочные операции при
производстве сварочных работ ручной
дуговой сваркой плавящимся покрытым
электродом, ручной дуговой сваркой
неплавящимся электродом в защитном
газе, плазменной дуговой сваркой
Тема 2. Производство ручной дуговой
сварки плавящимся покрытым
электродом, ручной дуговой сварки
неплавящимся электродом в защитном
газе,
плазменной
дуговой
сварки
металлических конструкций

Выполнение чертежа Чертеж
сварной конструкции
из пластин и труб

ИнструкционноРазработка
технологическая
технологической
карты сборки и сварки карта
конструкции
по
чертежу
самостоятельной
работы 1

5. Рекомендации по выполнению самостоятельных работ и
критерии оценки
1. Составление инструкционно-технологическах карт
Инструкционно- технологическая карта представляет собой документ, который
содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала,
который выполняют определенный технологический процесс или же техническое
обслуживание объекта. Качественно составленная технологическая карта должна в
обязательном
порядке
давать
четкие
ответы
на
такие
вопросы:
Какого
рода
операции
следует
выполнять?
- В какой именно последовательности выполняются предусмотренные технологическим
процессом
операции?
- С какой периодичностью требуется выполнять операции (в случаях, когда необходим в
многоразовое
повторении
операции.
- Сколько времени затрачивается на выполнение отдельно взятой операции?
Каков
конечный
результат
выполнения
определенной
операции?
9

- Какие требуются инструменты, а также материалы для эффективного выполнения
операции?
Разработка и внедрение технологических карт необходима в таких случаях:
при
высокой
степени
сложности
выполняемых
операций;
- при наличии спорных элементов и неоднозначностей в планируемых операциях;
- при необходимости четкого определения трудозатрат на качественную эксплуатацию
объекта.
Инструкционно-технологическая карта составляется для каждого отдельно взятого
объекта, оформляясь в виде понятной таблицы. В одной технологической карте могут
учитываться различные, но при этом имеющие какое-либо сходство между собой модели
объектов.

Критерии оценки за составление схем, таблиц и инструкционнотехнологических карт
«5» - студент самостоятельно и правильно определяет цели и задачи, полностью
использует знания программного материала, творчески планирует бытовую деятельность
детей; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, и другими
средствами.
«4» - студент правильно определяет цели и задачи организации профессиональной
деятельности на основе знания программного материала, самостоятельно планирует
деятельность , но допускает одну, две негрубые ошибки, умеет пользоваться справочной
литературой, наглядными пособиями и другими средствами.
«3» - студент допускает ошибки (не более трех) при определении цели и задач
организации деятельности , при планировании выполнения работы;
использует значительную часть знаний программного материала по наводящим вопросам;
затрудняется использовать справочную литературу, наглядные пособия и другие средства.
«2» - студент не может правильно определить цель и задачи организации
деятельности , спланировать выполнение работы; не может использовать знания
программного материала; допускает грубые ошибки и не выполняет задание, не может
самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия другие
средства.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖА СВАРНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
К чертежам сварных соединений предъявляются требования, соответствующие
исполнению сборочных чертежей. В данной методической разработке предлагается к
рассмотрению выполнение чертежа сварного кронштейна (рис. 1).
Рекомендуется следующая последовательность разработки чертежа:
1. Исполнитель определяет минимально необходимое количество видов и разрезов для
выявления конструкций объекта и геометрии его составляющих частей. В предлагаемом
варианте целесообразно вычертить главный вид, соединенный с фронтальным
разрезом и вид сверху.
2. Определить масштаб выполнения чертежа исходя из количества видов и назначенного
формата. Описываемый пример предполагает формат А3 и масштаб 1:1 (рис. 2).
3. Вычертить главный вид конструкции, обращая внимание на необходимость учитывать
физические размеры сварного шва в местах контакта трех и более деталей. В данном
примере это наглядно показано на ребре жесткости, у которого срезается прямой угол для
того чтобы пропустить круговой сварной шов на втулке.
4. Вычертить в проекционной связи вид сверху.
5. Проставить на конструкции размеры по правилам, предъявляемым к сборочным
чертежам.
10

6. Начертить выносные линии-указатели с обозначением позиций деталей сборочной
единицы.
7. Нанести в необходимых местах обозначение контактной точечной сварки. В данном
случае с помощью этого вида сварного соединения к основанию приварен снизу усилитель
крепления – платик.
8. Проанализировать общее количество сварных швов и определить число одинаковых по
типу и технологии соединений. Необходимо учитывать данный принцип, чтобы не
исполнять полные обозначения сварных швов, а применять допустимые сокращенные
обозначения.
9. Нанести обозначения всех сварных соединений для предлагаемого изделия.
10. Вычертить и заполнить основную надпись чертежа.

Рис 1.

Рис 2.

11

6. Список информационных источников
1. Овчинников В.В. Выполнение сварочных работ электродуговой сваркой: учебник /
В.В. Овчинников -М.: Издательский центр «Академия», 2018;
2. Боченин В.И., Шляхов С.В., Блинов Д.А. Электро-газосварщик: учебное пособие /
В.И. Маслов, С.В. Шляхов, Д.А. Блинов Нур-Султан: некомерческое акционерное
общество «Talap» 2020.
Список дополнительной литературы:
1. Маслов В.И. Сварочные работы: учебное пособие / В.И. Маслов –М.: издательский
центр «Академия» 2007;
2. Чернышов Г.Г., Мордынский В.Б. Справочник электрогазосварщика ручной сварки:
справочник / Г.Г. Чернышов, В.Б. Мордынский –М.: издательство «ДЕСС» 2004;
3. Виноградов Д.С. Электрическая дуговая сварка: учебное пособие / Д.С. Виноградов
–М.: издательский центр «Академия» 2007;
4. Куликов О.Н., Ролин Е.И. Охрана труда при производстве сварочных работ: учебное
пособие / О.Н. Куликов, Е.И. Ролин –М.: издательский центр «Академия» 2006;
5. Юхин Н.А. Газосварщик: учебное пособие / Н.А. Юхин –М.: издательский центр
«Академия» 2005;
6. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлоообработка): учебник / А.М.
Адаскин, В.М. Зуев –М.: издательский центр «Академия» 2004;
7. Овчинников В.В. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки
металлов: учебник / В.В. Овчинников –М.: издательский центр «Академия» 2016;
8. Соснин Н.А., Ермаков С.А., Тополянский П.А. Плазменные технологии. Сварка,
нанесение покрытий, упрочнение: книга / Н.А. Совсин, С.А. Ермаков, П.А.
Тополянский –.: издательство «Машиностроение» 2008;
9. Овчинников В.В. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных
соединений: учебник / В.В. Овчинников -М.: Издательский центр «Академия», 2017;
10. Алешин Н.П. Физические методы неразрушающего контроля сварных соединений:
учебное пособие / Н.П. Алешин –М.: издательство «Машиностроение» 2006;
11. Жегалкина Т.Н. Сварщик. Технология выполнения ручной сварки: практические
основы профессиональной деятельности: учебное пособие/ Т.Н.Жегалкина. - М.:
Академкнига/Учебник.2015. -126 с : ил.;
12. Милютин В.С., Коротков В.А. Источники питания для сварки: Учебное пособие. –
Челябинск: Металлургия Урала, 2009. – 368с.;
13. Овчинников В.В Технология электросварочных и газосварочных работ .-М.:
Академия, 2011.;
14. Мвслов Б.Г. Производство сварных конструкций: учебник для студ. Учреждений
сред. проф. образования / Б.Г.Маслов,; А.П.Выборное. - М.: Издательский центр
«Академия», 2016. - 256с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».