Методические рекомендации для самостоятельной работы по МДК 08.01 Выполнение штукатурных работ (08.01.07 Мастер общестроительных работ)

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для организации самостоятельной работы студентов
по изучению

МДК 08.01 «Выполнение штукатурных работ»
наименование дисциплины

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Трудоемкость заданий
3. Методические указания по выполнению самостоятельной
работы
4. Задания для самостоятельной работы
5. Рекомендации по выполнению самостоятельных работ и критерии
оценки
6. Список информационных источников

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации предназначены для упорядочивания самостоятельной
работы студентов в процессе изучения профессионального модуля ПМ.08 «Выполнение
штукатурных работ».
Методические указания содержат основные требования
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования, предъявляемые к знаниям студента.
Количество часов, отведённых на самостоятельную работу студентов по данной
профессиональному модулю, составляет 10 часов.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебноисследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во
внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но
без его непосредственного участия. Самостоятельная работа студентов способствует
развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода
к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа проводится с целью:
·
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических
умений обучающихся;
·
углубления и расширения теоретических знаний;
·
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную
документацию и специальную литературу;
·
развития познавательных способностей и активности студентов, творческой
инициативы, ответственности и организованности;
·
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации;
·
развития исследовательских умений и навыков.
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности: «Выполнение штукатурных работ» и соответствующие ему общие
компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций

4

Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09.
ОК 10.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных
языках.
Использовать
знания
по
финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ОК 11.

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД
ВПК 8.1.
ВПК 8.2.
ВПК 8.3.
ВПК 8.4.

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Выполнение штукатурных работ
Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ
Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности
Выполнять отделку оштукатуренных поверхностей
Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей

Результаты освоения МДК профессионального модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующих
общих и профессиональных компетенций обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения подготовительных работ при производстве штукатурных работ
- выполнения оштукатуривания поверхностей различной степени сложности;
- выполнения отделки оштукатуренных поверхностей;
- выполнения ремонта оштукатуренных поверхностей;
уметь:
- организовывать рабочее место;
- просчитывать объемы работ и потребности материалов;
- определять пригодность применяемых материалов;
- создавать безопасные условия труда;
- изготавливать вручную драночные щиты;
- прибивать изоляционные материалы и металлически сетки;
- натягивать металлические сетки по готовому каркасу;
- набивать гвозди и оплетать их проволокой;
5

- выполнять насечку поверхностей вручную и механизированным способом;
- пробивать гнезда вручную с постановкой пробок;
- оконопачивать коробки и места примыкания крупнопанельных перегородок;
- промаячивать поверхности с защитой их полимерами;
- приготавливать вручную и механизированным способом сухие смеси обычных
растворов по заданному составу;
- приготавливать растворы из сухих растворных смесей;
- приготавливать декоративные и специальные растворы;
- выполнять простую штукатурку;
- выполнять сплошное выравнивание поверхностей;
- обмазывать раствором проволочные сетки;
- подмазывать места примыкания к стенам наличников и плинтусов;
- выполнять улучшенное оштукатуривание вручную поверхностей
различной
сложности;
- отделывать откосы заглушины и отливы сборными элементами;
- железнить поверхности штукатурки;
- выполнять механизированное оштукатуривание поверхностей;
- разделывать швы между плитами сборных железобетонных перекрытий, стеновых
панелей;
- выполнять высококачественное оштукатуривание поверхностей различной сложности;
- наносить на поверхности декоративные растворы и их обработку вручную и
механизированным инструментом;
- отделывать фасады декоративной штукатуркой;
- торкретировать поверхности с защитой их полимерами;
покрывать
поверхности
гидроизоляционными,
газоизоляционными,
звукопоглощающими, термостойкими, рентгенонепроницаемыми растворами;
- вытягивать тяги с разделкой углов;
- вытягивать тяги, падуги постоянного сечения всеми видами растворов на
прямолинейных поверхностях с разделкой углов;
- облицовывать ГКЛ на клей;
- облицовывать ГКЛ стен каркасным способом;
- отделывать швы между ГКЛ;
- контролировать качество штукатурок; - выполнять беспесчаную накрывку;
- выполнять однослойную штукатурку из готовых гипсовых смесей;
- наносить гипсовые шпатлевки;
- наносить декоративные штукатурки на гипсовой и цементной основе;
- выполнять ремонт обычных штукатурок;
- ремонтировать поверхности, облицованные листами сухой штукатурки;
знать:
- основы трудового законодательства;
- правила чтение чертежей;
- методы организации труда на рабочем месте;
- нормы расходов сырья и материалов на выполняемые работы;
- технологию подготовки различных поверхностей;
-виды основных
материалов, применяемых при производстве штукатурных работ;
- свойства материалов, используемых в штукатурных работах;
- наименование, назначение и правила применения ручного инструмента, приспособления
инвентаря;
- способы устройств вентиляционных коробов;
- способы промаячивания поверхностей;
- приемы разметки и разбивки поверхностей фасада и внутренних поверхностей;
6

- способы подготовки различных поверхностей под штукатурку;
- устройство и принцип действия машин и механизмов;
- устройство шаблонов для вытягивания тяг;
- свойства основных материалов и готовых сухих растворных смесей, применяемых при
штукатурных работах;
- виды, назначения, составы и способы приготовления растворов из сухих смесей;
- составы мастик для крепления сухой штукатурки;
- виды и свойства замедлителей и ускорителей схватывания;
- основные материалы, применяемы при производстве штукатурных работ;
- технология и устройства марок и маяков;
- отделка оконных и дверных проемов;
-технологическую последовательность обычного
оштукатуривания поверхностей;
- технологию выполнения декоративных штукатурок;
- технологию выполнения специальных штукатурок;
- технологию вытягивания тяг и падуг;
- технологию облицовки стен гипсокартонными листами;
- технологию отделки швов различными материалами;
- требования СНиП к качеству штукатурок;
- техника безопасности при выполнение штукатурных работ;
- основные материалы , применяемые при отделке штукатурок;
- технологию выполнения гипсовой штукатурки;
- технику безопасности при отделке штукатурки;
- виды, причины появления и способы устранения дефектов штукатурки.

2. ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ
Наименование темы

Трудоемкость, ч.

Раздел 1 ПМ 08 Выполнение подготовительных работ
Тема 1.3. Подготовка поверхностей под оштукатуривание
Раздел 2 ПМ 08
Оштукатуривание поверхности различной степени сложности.
Тема 2.1 Технологические процессы оштукатуривания
поверхностей
Тема 2.2 Растворы и их предназначение
Тема 2.3 Технологические процессы простого, улучшенного и
высококачественного оштукатуривания поверхностей
Тема 2.4 Механизация штукатурных работ
Тема 2.5 Технология оштукатуривания фасадов
Раздел 3 ПМ 08
Облицовка поверхностей гипсокартонными листами.
Тема 3.1. Способы отделки дверных и оконных проемов
Тема 3.2 Отделка поверхности листами сухой штукатурки
Тема 3.3 Способы вытягивания тяг, разделка углов и падуг
Тема 3.4 Технологические операции по оштукатуриванию колонн и
пилястр
Всего часов

1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
10

7

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная
внеаудиторная
работа
является
отдельным
этапом
образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу,
предполагающему следующую последовательность этапов проведения:
1. Планирование.
2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.
3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.
4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы
студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
- уровень сформированности общих знаний и умений;
- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Формы контроля обучающихся:
- устный и комбинированный опрос;
- проверка на основе письменных и графических работ (доклады, рефераты, текстовые
задания, составление инструкционных карт, заполнение таблиц);
- тестирование;
- систематическое наблюдение за работой студентов в обучении.
Виды самостоятельной работы обучающихся:
– подготовка сообщений;
– составление технологических карт
– работа с дидактическим материалом
– подготовка презентаций
– работа с дополнительной литературой
– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);
– подготовка докладов;
– работа с учебниками, справочниками, энциклопедиями;
– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов
самостоятельности и инициативы;
Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют
дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемого профессионального
модуля, индивидуальные особенности студентов, специальность/профессия.
Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов
разработаны методические
рекомендации для организации внеаудиторной
самостоятельной деятельности.

4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

8

Наименование
разделов и тем

Самостоятельная работа

Тема 1.3. Подготовка Составление
инструкционноповерхностей
под технологической
карты
«Подготовка
оштукатуривание
кирпичной
поверхности
под
оштукатуривание»;
составление
инструкционно-технологической
карты
«Подготовка поверхности из газобетонных
блоков под оштукатуривание»; составление
таблицы «Требования к поверхностям под
оштукатуривание по СНиП».
Тема
2.1
Составление таблицы «Инструменты
Технологические
и приспособления для оштукатуривания
процессы
углов»,
составление
инструкционнооштукатуривания
технологической карты «Оштукатуривание
поверхностей
углов», составление инструкции по технике
безопасности при работе с подмостей,
подготовка презентации «Штукатурные
слои».
Тема 2.2 Растворы и Доклад на тему «Современные сухие
их предназначение
строительные
смеси»,
подготовка
презентации на тему «Приготовление
штукатурных
растворов»,
расчет
количества материалов на заданный по
объем
Тема
2.3
Технологические
процессы простого,
улучшенного
и
высококачественного
оштукатуривания
поверхностей
Тема
2.4
Механизация
штукатурных работ

Тема 2.5 Технология
оштукатуривания
фасадов

Тема 3.1. Способы
отделки дверных и
оконных проемов
Тема 3.2

Отделка

Форма
контроля
Работа
с
конспектом,
учебной
и
дополнительной
литературой,
написание
технологической
карты
Работа
с
конспектом,
учебной
и
дополнительной
литературой,
написание таблицы
Доклад

Составление
технологической
последовательности простой, улучшенной и
высококачественной
штукатурки;
составление
инструкционнотехнологической
карты
«Выполнение
улучшенной штукатурки».

Работа
с
конспектом,
учебной
и
дополнительной
литературой,
написание
технологической
карты
презентация на тему «Современные Презентация
штукатурные машины», составление схем
организации штукатурных
работ
механизированным способом; составление
инструкции по теме «Техника безопасности
при работе с использованием средств малой
механизации»
Сообщение
на
тему
«Современные Сообщение
материалы для устройства фасадной
штукатурки»; подготовка презентации на
тему
«Современные
инструменты,
оборудование и способы выполнения
фасадной штукатурки»;
Подготовка пезентации по теме «Отделка Презентация
откосов
сборными
элементами»,
составление схем приготовления растворов
для оштукатуривания откосов.
Составление
инструкционно- Работа
с
9

поверхности листами технологической
карты
«Подготовка
сухой штукатурки
оснований
под
отделку
сухой
штукатуркой»,
расчет
количества
материалов
на
заданный
объем;
составление схем организации рабочего
места в соответствии с требованиями
СНиП; подготовка презентации на тему
«Возможности применения гипсокартона в
отделке интерьера».
Тема 3.3 Способы Разработка профиля для шаблона для
вытягивания
тяг, вытягивания
карниза,
составление
разделка углов и инструкционно –технологической карты
падуг
«Навешивание правил».
Тема
3.4 Составление инструкционноТехнологические
технологической карты «Оштукатуривание
операции
по круглых колонн по шаблону»; построение
оштукатуриванию
схемы
провешивания
нескольких
колонн и пилястр
четырехгранных колонн.

конспектом,
учебной
и
дополнительной
литературой,
написание
технологической
карты Презентация

Работа
с
конспектом,
учебной
и
дополнительной
литературой,
написание
технологической
карты

5. Рекомендации по выполнению самостоятельных работ и
критерии оценки
Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита
рефератов, докладов, проектов, эссе, контрольных и курсовых работ.
Видами самостоятельной работы при изучении любой дисциплины являются
подготовка доклада, реферата, сообщений или конспекта. Эти работы относятся к
письменным работам.

1. Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную
тему.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
1.
Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
2.
Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать
выписки.
3.
Составить план доклада.
4.
Написать план доклада, в заключение которого обязательно выразить своё
5.
отношение к излагаемой теме и её содержанию.
6.
Прочитать текст и отредактировать его.
7.
Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Примерная структура доклада:
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Введение

4. Текст работы
5. Заключение.

3. Список использованной литературы.
10

Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в
письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной
работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему,
включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило,
реферат имеет научно - информационное назначение.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
1. Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.
2. Основной – работа над содержанием и заключением реферата.
3. Заключительный - оформление реферата.
4. Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.)
Структура реферата:
 Титульный лист
 Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата,
указываются страницы.
 Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление
вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор
источников и литературы. Его объем 1-3 страницы.
 Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может
состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко
и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся
противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются
и оцениваются с особой тщательностью.



Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа
эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о
способах решения существенных вопросов.
Объем заключения 2-3 страницы.
При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:
 Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа.
Нужно выбирать безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною
эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».
 При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед
фамилией.
 Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается
в кавычки с обеих сторон.
 Каждая глава начинается с новой страницы.

3. Конспект - это последовательное, связное изложение материала книги или
статьи в соответствии с ее логической структурой. Основная часть конспекта составляют
тезисы, но к ним добавляются и доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а
также заметки самого читателя по поводу прочитанного. Если конспект состоит из одних
выписок, он носит название текстуальный конспект. Это самый “не развивающий” вид
конспекта, так как при его составлении мысль студента практически выключается из
работы, и все дело сводится к механическому переписыванию текста. Если содержание
прочитанного представлено в основном в форме изложения, пересказа — это свободный
конспект. Если из прочитанного, в качестве основных, выделяются лишь одна или
несколько проблем, относящихся к теме, но не все содержание книги — тематический
конспект.
11

4.Сообщение
Правила написания сообщения
1. По карточке в библиотеке выбери литературу по теме.
2. Изучи литературу, составь план отдельных разделов.
3. Составь план сообщений (систематизация полученных сведений, выводы и
обобщения).
4. При оформлении сообщений используй рисунки, схемы и др.
Время для зачитывания выступления с сообщением и конспектом – 3 - 5 минуты,
с докладом и рефератом 5-8 минут.

Требования к оформлению и содержанию письменной работы
Письменная работа (реферат, доклад и т.д.) должна отвечать определенным
требованиям.
На Титульном листе необходимо указать следующие данные:

12

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
«Отделка поверхностей листами сухой штукатурки».

Выполнил:
Обучающийся группы №
ФИО
Проверил:
Преподаватель специальных
Дисциплин ВКК
ФИО

202_

Список использованной литературы оформляется следующим образом:
 порядковый номер в списке;

фамилия и инициалы автора;
название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его
номер);
 место издания, издательство и год выпуска.





Например:
1. 1. Ивлиев А.А., Кальгин А.А., Скок О.М. Отделочные строительные работы. – М.: ОИЦ
«Академия», 2009.
13

2. Сериков Л.В. Штукатур-маляр: новый строительный справочник. –Ростов н/Д:

Феникс, 2010.
При ссылке на источник в тексте приводится порядковый номер и номер страницы
использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, также возможно
вынесение ссылки в нижнюю левую часть листа.
Например:
Смирнов Е. П. Практикум по информатике. М.: Изд –во АБФ.
Сериков Л.В. Штукатур-маляр.Ростов н/Д: Феникс.

Оформление работы:
Письменная работа выполняется на листах формата А4, на одной стороне листа.
Шрифт – Times, размер шрифта – 14 пт, межстрочный интервал – 1.5.
Рекомендуемый объем:
Доклад - 3-5 листов формата А 4;
Реферат – 10-15 листов формата А 4.
При написании письменной работы необходимо соблюдать следующие поля:
сверху 2см, снизу 2см, слева 3см, справа 1,5см.
Абзац должен начинаться с расстояния 3,5см.
Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть
сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация
страниц не проставляется.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются
непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей
странице. Каждая иллюстрация должна иметь название и номер. Нумерация
иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:
Рисунок 1. Инструменты для штукатурныхрных работ: а – штукатурная лопатка; б - сокол;
в - ковш; г - сокол; д - гладилка; е - тёрка; ж – полутёрок.
Цифровой материал оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно
после текста. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах
всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после
слова «Таблица». Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки
граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не
должна быть менее 8мм, например:
Таблица 1
Вид отделки
Простая штукатурка

Улучшенная
штукатурка

Требования к поверхностям, подготовленным к оштукатуриванию
Допускаемые отклонения
поверхности от плоскости

от вертикали или горизонтали оконных
и дверных откосов, пилястр, лузг,
усенков

не более 2 неровностей глубиной 1 мм на 1 м высоты или длины, но не
или высотой до 2 мм
более 4 мм на весь элемент

криволинейных
поверхностей от
проектного
положения

тяг от
прямой
линии (на
всю длину
тяги)

5 мм

2 мм

14

Высококачественная
штукатурка

не более 2 неровностей глубиной 1 мм на 1 м высоты или длины, но не
или высотой до 1,5 мм
более 2 мм на весь элемент

3 мм

1,8 мм

Безусловно, при написании реферата недопустимо ограничиваться одним учебником или
пособием. Следует изучить несколько источников, что позволит полнее представить
рассматриваемую проблему.

Критерии оценки за доклад, реферат, конспект, сообщение.
Используется рейтинговая система оценок.
Критерии

Баллы

Правильность оформления доклада, реферата

1-5

Краткость, четкость изложения материала

1-5

Профессионализм изложения

1-5

Грамотно и четко сделанные выводы

1-5

Наглядность (наличие таблиц, графиков, схем, фотографий, рисунков)

1-5

Выступление с докладом, защита реферата

1-5

Баллы

Оценка

26-30

Отлично

20-25

Хорошо

15-19

Удовлетворительно

Менее 15

Неудовлетворительно

5.Создание презентаций
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на
большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы
к своему сообщению, докладу.
Общие требования к презентации:
 Презентация не должна быть меньше 8 - 10 слайдов.
 Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть
представлены: название темы; название образовательного учреждения; фамилия, имя,
отчество автора.
 Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы
(моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке или кнопке
можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
 Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное
количество объектов на слайде, цвет текста.
15

В презентации необходимы импортированные объекты из существующих
цифровых образовательных ресурсов.
 Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы
Практические рекомендации по созданию презентаций.


Создание презентации состоит из трех этапов:
I.
Планирование презентации включает в себя:
1.
Определение целей.
2.
Сбор информации об аудитории.
3.
Определение основной идеи презентации.
4.
Подбор дополнительной информации.
5.
Планирование выступления.
6.
Создание структуры презентации.
7.
Проверка логики подачи материала.
8.
Подготовка заключения.
II.
Разработка презентации – методологические особенности подготовки
слайдов презентации, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III.
Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной
презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и
представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо
соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль

Фон
Использование цвета
Анимационные эффекты

Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны
преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Для фона предпочтительны холодные тона
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех:
цветов один для фона, один для заголовка, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Используйте возможности компьютерной анимации для
представления информации на слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами,
они не должны отвлекать внимание от содержания информации на
слайде.

Представление информации:
Содержание информации
Расположение информации
на странице
Шрифты

Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна
располагаться под ней.
Для заголовков – не менее 24.
Для информации не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
16

Способы выделения
информации

Объем информации

Виды слайдов

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт,
курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже
строчных).
Следует использовать:

рамки; границы, заливку;

штриховку, стрелки;

рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных
фактов.
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом
информации: люди могут единовременно запомнить не более трех
фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые
пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды
слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами.

Критерии оценки за презентацию
Используется рейтинговая система оценок.
Критерии

Баллы

Правильность выбор дизайна презентации

1-5

Объем информации, вынесенной на слайд

1-5

Верное использование шрифтов

1-5

Профессионализм изложения информации

1-5

Наглядность информации (наличие таблиц, графиков, схем, фотографий, рисунков)

1-5

Показ презентации

1-5

Баллы

Оценка

26-30

Отлично

20-25

Хорошо

15-19

Удовлетворительно
17

Менее 15

Неудовлетворительно

6. Составление таблиц
Таблица должна быть составлена компактно, т. е. быть небольшой по размеру и легко
обозримой.
Общий заголовок таблицы должен кратко выражать ее основное содержание.
Строки подлежащего и графы сказуемого располагают в виде частных слагаемых с
последующим подытоживанием по каждому из них.
Для удобства анализа таблицы при большом числе строк подлежащего и граф сказуемого
возникает потребность в нумерации тех из них, которые заполняются данными.
При заполнении таблиц нужно использовать следующие условные обозначения: при
отсутствии явления пишется (-) прочерк, если нет информации о явлении, ставится
многоточие (…) или пишется: «нет сведений».
Графы и строки должны содержать единицы измерения, соответствующие поставленным
в подлежащем и сказуемом показателям. При этом используются общепринятые
сокращения единиц измерения, например: чел., руб. и т. д. Если графы имеют единую
единицу измерения, то она выносится в заголовок таблицы.
Для удобной работы с цифровым материалом числа в таблицах следует расставлять в
середине граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой и т. д.,
четко соблюдая при этом их разрядность.
В таблицу можно включать примечания, в которых будут указываться источники данных,
более подробное содержание показателей и другие необходимые пояснения.
Для того чтобы проанализировать данные, которые содержит таблица, необходимо
прежде ознакомиться с названием таблицы, заголовками ее граф и строк.

7.Составление схем
Форматы
Форматы листов схем выбирают в соответствии с требованиями. При выборе форматов
следует учитывать:
o
o
o
o

объем и сложность проектируемого изделия (установки);
необходимую степень детализации данных, обусловленную назначением схемы;
условия хранения и обращения схем;
особенности и возможности техники выполнения.

Выбранный формат должен обеспечивать компактное выполнение схемы, не нарушая ее
наглядности и удобства пользования ею.
Построение схемы
o Схемы выполняют без соблюдения масштаба, действительное пространственное
расположение составных частей изделия (установки) не учитывают или учитывают
приближенно;
o Графические обозначения элементов (устройств, функциональных групп) и
соединяющие их линии связи следует располагать на схеме таким образом, чтобы
обеспечивать наилучшее представление о структуре изделия и взаимодействии его
составных частей.
18

8. Составление инструкционно-технологическах карт
Инструкционно- технологическая карта представляет собой документ, который
содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала,
который выполняют определенный технологический процесс или же техническое
обслуживание объекта. Качественно составленная технологическая карта должна в
обязательном
порядке
давать
четкие
ответы
на
такие
вопросы:
Какого
рода
операции
следует
выполнять?
- В какой именно последовательности выполняются предусмотренные технологическим
процессом
операции?
- С какой периодичностью требуется выполнять операции (в случаях, когда необходим в
многоразовое
повторении
операции.
- Сколько времени затрачивается на выполнение отдельно взятой операции?
Каков
конечный
результат
выполнения
определенной
операции?
- Какие требуются инструменты, а также материалы для эффективного выполнения
операции?
Разработка и внедрение технологических карт необходима в таких случаях:
при
высокой
степени
сложности
выполняемых
операций;
- при наличии спорных элементов и неоднозначностей в планируемых операциях;
- при необходимости четкого определения трудозатрат на качественную эксплуатацию
объекта.
Инструкционно-технологическая карта составляется для каждого отдельно взятого
объекта, оформляясь в виде понятной таблицы. В одной технологической карте могут
учитываться различные, но при этом имеющие какое-либо сходство между собой модели
объектов.

Критерии оценки за составление схем, таблиц и инструкционнотехнологических карт
«5» - студент самостоятельно и правильно определяет цели и задачи, полностью
использует знания программного материала, творчески планирует бытовую деятельность
детей; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, и другими
средствами.
«4» - студент правильно определяет цели и задачи организации профессиональной
деятельности на основе знания программного материала, самостоятельно планирует
деятельность , но допускает одну, две негрубые ошибки, умеет пользоваться справочной
литературой, наглядными пособиями и другими средствами.
«3» - студент допускает ошибки (не более трех) при определении цели и задач
организации деятельности , при планировании выполнения работы;
использует значительную часть знаний программного материала по наводящим вопросам;
затрудняется использовать справочную литературу, наглядные пособия и другие средства.
«2» - студент не может правильно определить цель и задачи организации
деятельности , спланировать выполнение работы; не может использовать знания
программного материала; допускает грубые ошибки и не выполняет задание, не может
самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия другие
средства.

19

6. Информационные источники
1. Ивлиев А.А. Отделочные строительные работы: Учебник – М: ОИЦ
«Академия»,
2009.
2. Черноус Г.Г. «Штукатуряые работы «2009 ОИЦ «Академия)».
3. Лебедев Л.М., Справочник штукатура - М. Выс. школа, 2007
4. Кокин А.Д., Отделочные работы в строительстве: справочник строителя – М:
Стройиздат, 2006
5. Завражин Н.Н. «Отделочные работы», 2009 ОИЦ «Академия».
6. Завражин Н.Н. «Технология отделочных строительных работ» ОИЦ «Академия»
7. Ивлиев А.А., Кальгин А.А., Скок О.М. «Отделочные строительные работы» ОИЦ
«Академия»
8. Петрова И.В. «Общая технология отделочных строительных работ» ОИЦ «Академия»
9. Ивлиев А.А. и др. «Отделочные работы». Альбом плакатов. 2010 ОИЦ «Академия»
10. СНиП3. 04-01, -М.Стройиздат, 2007
Дополнительные источники:
1. Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет
2. Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование
информации и материалов следующих
Интернет – ресурсов:
1.Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
2.Сеть творческих учителей:
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
3.Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
4.Путеводитель «В мире науки» : http://www.uic.ssu.samara.ru
5.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
6.Сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
7. Сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».