ОУД.04 Обществознание, 2023

М инистерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
j ^ ' ^ f r i -ШЩРЖДАЮ:
Д и р еЙ р р ГАПОУ СО
«К амьМ ловский гуманитарно­
го##'
техникум»
f e l l т^ о п о г т ^ '
Е.Е. Бочкарева

Ж,

М - °л
' •»

' • . г 1-

• ,

sx?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 04 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
основной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
по специальности среднего профессионального образования
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
профиль обучения: социально - экономический
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель______ Ч ытыРкина

СОГЛАСОВАНО:
З а м ^ т ж ё д ь директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:

Составитель: Казанцева О.М., преподаватель, ВКК

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а
также с учётом требований ФГОС СПО 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.ОБЪЕМ

4

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

И

ВИДЫ

УЧЕБНОЙ

РАБОТЫ
3.СОДЕРЖАНИЕ

26
И

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
4.УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

27

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

37

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

41

6.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

45

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание» разработана на основе:

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. №
413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);

примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(далее – ПООП СОО);

федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»

примерной
рабочей
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Обществознание» (для профессиональных образовательных организаций);

учебного плана по специальности 40.02.01 «Право и организация социального
обеспечения»

Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
«Обществознание»
Программа общеобразовательной дисциплины «Обществознание» разработана в
соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании
письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине
«Обществознание» разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
направлено
на достижение следующей цели: формирование культуры читательского восприятия и
понимания литературных текстов, читательской самостоятельности и речевых
компетенций.
Целью дисциплины «Обществознание» освоение обучающимися знаний о
российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных
аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами,
содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в
повседневной и профессиональной деятельности.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной
области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» (базовый
уровень) направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной
основной рабочей программой «Обществознание».
4

Личностные результаты освоения основной образовательной программы
обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
 идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
5

 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
 овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
6

 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной: работы;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
7

 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
 оценивать приобретенный опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
 использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
 признавать свое право и право других людей на ошибки;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

8

Примерные темы монологических выступлений (докладов)
1. Перспективы развития специальности «Право и организация социального
обеспечения» в информационном обществе.
2. Направления цифровизации в профессиональной деятельности юриста.
3. Учет особенностей характера в профессиональной деятельности юриста.
4. Особенности межличностного общения и взаимодействия в сфере деятельности «
Право и организация социального обеспечения».
5. Естественные,
технические, точные и социально-гуманитарные науки в
профессиональной деятельности юриста.
6. Этикет в профессиональной деятельности юриста.
7. Образ юриста в искусстве
8. Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления.
9. Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная
деятельность в области защиты прав работника.
10. Информационное общество и эволюция человеческих потребностей
11. Тенденции духовной жизни современной России
12. Место России в мировом глобальном пространстве: современное состояние и
перспективы
13. Самые востребованные профессии сегодня и завтра.
14. Востребованность на современном рынке труда специальности «Право и организация
социального обеспечения»
Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
1 января - Всемирный день мира
28 января - Международный день без интернета
8 февраля - День российской науки
1 марта - Всемирный день гражданской обороны
15 марта - Всемирный день прав потребителя
21 апреля - Всемирный день творчества и инновационной деятельности
23 апреля - Всемирный день книги и авторского права
26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
27 апреля - День российского парламентаризма
1 мая - Праздник весны и труда
15 мая - Международный день семьи
1 июня - Международный день защиты детей
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
12 июня - День России
26 июня - Международный день борьбы против злоупотребления наркотиками и их
незаконного оборота
22 августа - День государственного флага Российской Федерации
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом
5 сентября - Международный день благотворительности
21 сентября - Международный день мира
30 сентября - День Интернета в России
1 октября - Международный день пожилых людей
4 ноября - День народного единства
16 ноября - Международный день толерантности
20 ноября - Всемирный день ребёнка
1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом
3 декабря - Международный день инвалидов
5 декабря - Международный день волонтеров
12 декабря - День Конституции Российской Федерации
9

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 02
Организовывать
собственную
деятельность, выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность
и
качество

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные1

В части трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
 выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых явлениях;
 вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
 развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
б) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений,

сформировать знания об (о):
 обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
 основах социальной динамики;
 глобальных проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской Федерации;
 человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
 особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
 особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
 экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки
конкуренции
и
импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
 системе права и законодательства Российской Федерации;
 владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук,
уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать используемые в
социальных науках понятия и термины;
 использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных науках
и при изложении собственных суждений и построении
устных и письменных высказываний;
 владеть
умениями
формулировать
на
основе
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным

10

задавать параметры и критерии решения;
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
 анализировать полученные в ходе решения задачи
использовать
ключевые
понятия,
теоретические
результаты, критически оценивать их достоверность,
положения социальных наук для объяснения явлений
прогнозировать изменение в новых условиях;
социальной действительности;
 уметь переносить знания в познавательную и  конкретизировать теоретические положения фактами
практическую области жизнедеятельности;
социальной действительности, модельными ситуациями,
 уметь интегрировать знания из разных предметных
примерами из личного социального опыта и фактами
областей;
социальной действительности, в том числе по соблюдению
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы
правил здорового образа жизни;
и решения
и способность их использования в  умение создавать типологии социальных процессов и
познавательной и социальной практике
явлений на основе предложенных критериев
ОК 04
сформировать знания об (о):
Осуществлять поиск и
 особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых
использование
коммуникаций на все сферы жизни общества;
информации,
 владеть умениями применять полученные знания при
необходимой
для
анализе социальной информации, полученной из
эффективного
источников разного типа, включая официальные
выполнения
публикации на интернет-ресурсах государственных
профессиональных
органов, нормативные правовые акты, государственные
задач,
документы стратегического характера, публикации в
профессионального и
средствах массовой информации;
личностного развития
 осуществлять
поиск
социальной
информации,
представленной в различных знаковых системах,
извлекать информацию из неадаптированных источников,
вести целенаправленный поиск необходимых сведений,
для
восполнения
недостающих
звеньев,
делать
обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в
информационном сообщении, выделять факты, выводы,
оценочные суждения, мнения;
 сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации;
 владение умением соотносить различные оценки
социальных явлений, содержащиеся в источниках
информации, давать на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей в модельных
ситуациях;
 уметь определять связи социальных объектов и явлений с
11

ОК 08
В области духовно-нравственного воспитания:
Самостоятельно
 сформированность нравственного сознания, этического
определять
задачи
поведения;
профессионального и  способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
личностного развития,
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы
заниматься
и ценности;
самообразованием,
 осознание личного вклада в построение устойчивого
осознанно планировать
будущего;
повышение
 ответственное отношение к своим родителям и (или)
квалификации
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
 самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
 использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
 в)эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
 внутренней мотивации, включающей стремление к

помощью различных знаковых систем;
 сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов, включая универсальные
методы науки, а также специальные методы социального
познания, в том числе социологические опросы,
биографический метод, социальное прогнозирование
сформировать знания об (о):
 особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
 особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
 отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений;
 структуре и функциях политической системы общества,
направлениях государственной политики Российской
Федерации;
 владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
 готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами;
 использовать финансовую информацию для достижения
личных финансовых целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
 сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства

12

ОК 06
Работать в коллективе и
команде,
эффективно
общаться с коллегами,
руководством,
потребителями
ОК 07
Брать
на
себя
ответственность
за
работу членов команды
(подчиненных),
результат выполнения
заданий

ОК 11
Соблюдать
деловой
этикет,
культуру и
психологические

достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии,
включающей
способность
понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
 социальных
навыков,
включающих
способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
 готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
 овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
 принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
 координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
 признавать свое право и право других людей на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
В области эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;

 использовать
обществоведческие
знания
для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации прав
и осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения;
 ориентации в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции;
 осознание значимости здорового образа жизни;
 роли непрерывного образования;
 использовать
средства
информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач

 владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
13

общения,  способность воспринимать различные виды искусства,
социальной и междисциплинарной направленности;
правила
традиции и творчество своего и других народов, ощущать  готовить устные выступления и письменные работы
эмоциональное воздействие искусства;
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
 убежденность в значимости для личности и общества
проблематике, составлять сложный и тезисный план
отечественного и мирового искусства, этнических
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
культурных традиций и народного творчества;
тексты на социальную тематику;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства,  владеть
умениями
формулировать
на
основе
стремление проявлять качества творческой личности;
приобретенных
социально-гуманитарных
знаний
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
собственные суждения и аргументы по определенным
а) общение:
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
использовать
ключевые
понятия,
теоретические
 распознавать невербальные средства общения, понимать
положения социальных наук для объяснения явлений
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
социальной действительности;
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 конкретизировать теоретические положения фактами
 развернуто и логично излагать свою точку зрения с
социальной действительности, модельными ситуациями,
использованием языковых средств
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по соблюдению
правил здорового образа жизни;
 умение создавать типологии социальных процессов и
явлений на основе предложенных критериев
ОК 12
 осознание обучающимися российской гражданской 1) сформировать знания об (о):
Проявлять
идентичности;
 обществе как целостной развивающейся системе в
нетерпимость
к  целенаправленное развитие внутренней позиции личности
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
коррупционному
на основе духовно-нравственных ценностей народов  основах социальной динамики;
поведению
Российской Федерации, исторических и национально-  особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых
культурных традиций, формирование системы значимых
коммуникаций на все сферы жизни общества;
ценностно-смысловых установок, антикоррупционного  глобальных проблемах и вызовах современности;
мировоззрения, правосознания, экологической культуры,  перспективах развития современного общества, в том
способности ставить цели и строить жизненные планы;
числе тенденций развития Российской Федерации;
В части гражданского воспитания:
 человеке как субъекте общественных отношений и
 осознание своих конституционных прав и обязанностей,
сознательной деятельности;
уважение закона и правопорядка;
 особенностях социализации личности в современных
 принятие
традиционных
национальных,
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
общечеловеческих гуманистических и демократических  особенностях профессиональной деятельности в области
ценностей;
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
 готовность противостоять идеологии экстремизма,  значении духовной культуры общества и разнообразии ее
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
социальным, религиозным, расовым, национальным
государства в экономике, в том числе государственной
признакам;
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
14
основы
нормы
и
поведения

 готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
 патриотического воспитания:
 сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
 идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
 освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
 способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
 овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
 роли государственного бюджета в реализации полномочий
органов государственной власти, этапах бюджетного
процесса, механизмах принятия бюджетных решений;
 социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе
поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений;
 структуре и функциях политической системы общества,
направлениях государственной политики Российской
Федерации;
 конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
 системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
 правовом
регулирования
гражданских,
семейных,
трудовых,
налоговых,
образовательных,
административных, уголовных общественных отношений;
 системе права и законодательства Российской Федерации;
2) уметь характеризовать российские духовно-нравственные
ценности, в том числе ценности человеческой жизни,
патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного
труда, норм морали и нравственности, прав и свобод
человека,
гуманизма,
милосердия,
справедливости,
коллективизма, исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания ценности
культуры России и традиций народов России, общественной
стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук,
уметь различать существенные и несущественные признаки
понятий, определять различные смыслы многозначных
понятий, классифицировать используемые в социальных
науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных науках и
при изложении собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний;
15

4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и общества,
приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества;
выявлять причины и последствия преобразований в
различных
сферах
жизни
российского
общества;
характеризовать
функции
социальных
институтов;
обосновывать иерархию нормативных правовых актов в
системе российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов, включая универсальные
методы науки, а также специальные методы социального
познания, в том числе социологические опросы,
биографический метод, социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из источников
разного типа, включая официальные публикации на интернетресурсах государственных органов, нормативные правовые
акты, государственные документы стратегического характера,
публикации в средствах массовой информации;
осуществлять поиск социальной информации, представленной
в различных знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих
звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные
компоненты в информационном сообщении, выделять факты,
выводы, оценочные суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде завершенных проектов,
презентаций,
творческих
работ
социальной
и
междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые
ответы,
сочинения)
по
социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
16

тексты на социальную тематику;
8)
использовать
обществоведческие
знания
для
взаимодействия с представителями других национальностей и
культур в целях успешного выполнения типичных
социальных ролей, реализации прав и осознанного
выполнения
обязанностей
гражданина
Российской
Федерации, в том числе правомерного налогового поведения;
ориентации в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции;
осознание значимости здорового образа жизни;
роли непрерывного образования;
использовать средства информационно-коммуникационных
технологий в решении различных задач;
9)
владеть
умениями
формулировать
на
основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам с точки
зрения социальных ценностей и использовать ключевые
понятия, теоретические положения социальных наук для
объяснения явлений социальной действительности;
конкретизировать
теоретические
положения
фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по соблюдению
правил здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе предложенных
критериев;
10) готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами; использовать финансовую информацию для
достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
11)
сформировать
навыки
оценивания
социальной
информации, в том числе поступающей по каналам сетевых
коммуникаций, владение умением определять степень
достоверности информации; владение умением соотносить
различные оценки социальных явлений, содержащиеся в
17

источниках информации, давать на основе полученных
знаний правовую оценку действиям людей в модельных
ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и принимать
решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее
эффективные
способы
противодействия
коррупции;
определять
стратегии
разрешения
социальных
и
межличностных конфликтов;
оценивать поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности;
осознавать неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать
опасность
алкоголизма
и
наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан
 конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по соблюдению
правил здорового образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
 владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов, включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер
жизни общества; выявлять причины и последствия
преобразований в различных сферах жизни российского
обществ

ОК 10
В области экологического воспитания:
Соблюдать
основы  сформированность экологической культуры, понимание
здорового
образа
влияния социально-экономических процессов на состояние
жизни,
требования
природной и социальной среды, осознание глобального
охраны труда
характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
 умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
 расширение
опыта
деятельности
экологической
направленности;
 овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
ОК 09
 наличие мотивации к обучению и личностному развитию;  владеть умениями применять полученные знания при
Ориентироваться
в В области ценности научного познания:
анализе социальной информации, полученной из
условиях постоянного  сформированность мировоззрения, соответствующего
источников разного типа, включая официальные
изменения
правовой
современному уровню развития науки и общественной
публикации на интернет-ресурсах государственных
базы
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
органов, нормативные правовые акты, государственные
способствующего
осознанию
своего
места
в
документы стратегического характера, публикации в
поликультурном мире;
средствах массовой информации;
18

ПК 1.1. Осуществлять
профессиональное
толкование
нормативных правовых
актов для реализации
прав граждан в сфере
пенсионного
обеспечения
и
социальной защиты.

 совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
 способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 овладение видами деятельности по получению нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
 формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами; осуществлять целенаправленный поиск
переноса
средств
и
способов
действия
в
профессиональную среду
 устанавливать существенный признак или основания для  владеть умениями применять полученные знания при
сравнения, классификации и обобщения;
анализе социальной информации, полученной из
 определять цели деятельности, задавать параметры и
источников разного типа, включая официальные
критерии их достижения;
публикации на интернет-ресурсах государственных
 выявлять
закономерности
и
противоречия
в
органов, нормативные правовые акты, государственные
рассматриваемых явлениях;
документы стратегического характера, публикации в
 вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
средствах массовой информации.
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
 развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем

19

ПК 1.3. Рассматривать
пакет документов для
назначения пенсий,
пособий, компенсаций,
других выплат, а также
мер социальной
поддержки отдельным
категориям граждан,
нуждающимся в
социальной защите

 самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень

 устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
 выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых явлениях;
 вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
 развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем

20

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ
УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем
образовательной
дисциплины
Общий объем

Объем в часах
программы

учебной
144

в т.ч.
Основное содержание

100

в т.ч.
теоретическое обучение

58

практические занятия

42

Профессионально
ориентированное
(содержание прикладного модуля)
в т.ч.

содержание

42

теоретическое обучение

16

практические занятия

26

Индивидуальный проект (да/нет)**

нет

Промежуточная
зачет)

2

аттестация

(дифференцированный

21

3.СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и
Теоретическое обучение
общественные
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами
отношения. Развитие общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции
общества
социальных институтов.
1-2-3-4-5-6
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль
массовой коммуникации в современном обществе
В том числе практических занятий
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и
ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных проблем
на профессиональную деятельность юриста. Направления цифровизации в профессиональной
деятельности юриста
Тема 1.2.
Биосоциальная
природа человека и его
деятельность
7-8-9-10-11-12-13-14

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе.
Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности
человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации.
Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
18
6

4

2

4
2

ОК 02
ОК 08

2

8

4

ОК 02
ОК 08
ОК 11

22

В том числе практических занятий
Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности юриста. Межличностное
общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере права и
организации социального обеспечения
Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание
15-16-17-18

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии.
Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социальногуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности
научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек перед

4
2

2

4
4

2

ОК 02
ОК 04

лицом угроз и вызовов XXI в.

Профессионально ориентированное содержание
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной
деятельности юриста
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала
Духовная культура
Теоретическое обучение
личности и общества Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и
19-20-21-22-23-24
духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная
субкультура. -Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного
общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей
современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор.
Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной
деятельности юриста
Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления

2

16
6

2

ОК 02
ОК 04
ОК 11

4

4
4
2

ОК 02
ОК 08
23

25-26-27-28

Тема 2.3.
Религия
29-30
Тема 2.4.
Искусство
31-32-33-34

научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.
Цифровые образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональное образование в сфере права и организации социального обеспечения. Роль
и значение непрерывности образования

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение
поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.
Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание

2

2
ОК 02
2
4
4
2

ОК 02
ОК 04

2

Образ юриста в искусстве
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
Экономика- основа
Теоретическое обучение
жизнедеятельности
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
общества
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
34-36-37-38-40
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути
его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического
цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
Профессионально ориентированное содержание
Особенности разделения труда и специализации в сфере права и организации социального
обеспечения
Тема 3.2.
Основное содержание учебного материала

36
6
ОК 04
ОК 08
2

4

ПК 1.1
ПК 1.3

8

ОК 02
24

Рыночные отношения
в экономике.
Финансовые
институты
41-42-43-44-45-46-4748

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя
49-50-51-52-53-54

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике
55-56-57-58-59-60-6162

Теоретическое обучение
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк
Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция:
причины, виды, последствия
В том числе практических занятий
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты
Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и
виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости.
Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах
Основное содержание учебного материала
Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность в сфере права и организации социального обеспечения.
В том числе практических занятий
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная
стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды.
Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Основы менеджмента и маркетинга в сфере права и организации социального обеспечения.

ОК 04
ОК 05
4

4

6

ОК 02
ОК 04

4

2
2

ПК 1.1
ПК 1.3

8
2
ОК 02
4

ОК 05

2

25

Тема 3.5.
Экономика и
государство
63-64-65-66

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности
государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции
налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика
67-68-69-70

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и
импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле.
Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание

4

4

ОК 02
ОК 09

4
2
2

ОК 09
ОК 12

Региональная экономика и её особенности в сфере права и организации социального
обеспечения. Основные направления развития региональной экономики Свердловской
области
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала
Социальная
Теоретическое обучение
структура общества. Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
Положение личности Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
в обществе
поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
71-72-73-74-75-76
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее
формы и каналы в современном российском обществе
Профессионально ориентированное содержание
Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом
коллективе. Возможности профессионального роста.
Тема 4.2.
Основное содержание учебного материала
Семья в современном
В том числе практических занятий
мире
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
77-78-79-80
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Тема 4.3.
Основное содержание учебного материала

18
6

4

ОК 11
ОК 08
ПК 1.1
ПК 1.3

2

4
4

4

ОК 02
ОК 09
ОК 11
26

Этнические
общности и нации
81-82-83-84

Теоретическое обучение
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и
пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации
Тема 4.4.
Основное содержание учебного материала
Социальные нормы и
В том числе практических занятий
социальный контроль. Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций.
Социальный
Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
конфликт и способы
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
его разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога,
85-86-87-88
социального психолога.
Профессионально ориентированное содержание
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в
конфликтной ситуации
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
Политика и власть. Теоретическое обучение
Политическая
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
система
институты. Политическая деятельность.
89-90-91-92-93-94-95- Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской
96
Федерации на современном этапе.
Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет.
Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного
(территориального) устройства, политический режим Типология форм государства.
В том числе практических занятий

4

4
4

2

ОК 06
ОК 07

2

18
8

4

4

ОК 02
ОК 12

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
Тема 5.2.

Основное содержание учебного материала

10

ОК 08
27

Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники
97-98-99-100-101-102103-104-105-106

Теоретическое обучение
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в
политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
В том числе практических занятий
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации
Профессионально ориентированное содержание
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная деятельность
в области защиты прав работника

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации2
Тема 6.1.
Основное содержание учебного материала
Право в системе
Теоретическое обучение
социальных норм
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
107-108-109-110-111Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды.
112
Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права.
Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов
Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности
Тема 6.2.
Основное содержание учебного материала
Основы
В том числе практических занятий
конституционного
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
права Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические,

ОК 09

4

6
4
2
36
6

4

ОК 09
ОК 08

2
4
2

ОК 08
ОК 09
ОК 10
ОК 12

28

Федерации
113-114-115-116

Тема 6.3.
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений
117-118-119-120-121122-123-124-125-126127-128

Тема 6.4.
Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство
129-130-131-132-133-

социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
Основное содержание учебного материала
Теоретические обучение
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых
правоотношений несовершеннолетних работников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение
в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования.
Порядок оказания платных образовательных услуг
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная группа

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на
благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
В том числе практических занятий

2

12

ОК 08
ОК 09
ОК 12
6

6
6

ПК 1.1
ПК 1.3

8

4

ОК 09
ОК 10
ОК 12

4
29

134-135-136

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения

Тема 6.5.
Основы
процессуального права
137-138-139-140-141142

Основное содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса
В том числе практических занятий
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса.
Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего

6

2

ОК 09
ОК 12

4

ПК 1.1
ПК 1.3

2
144

30

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета
«Обществознание» .
Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий;

комплект электронных видеоматериалов;

задания для контрольных работ;

профессионально ориентированные задания;

материалы дифференцированного зачёта
Технические средства обучения:

персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

телевизор
Залы:

Библиотека, класс самоподготовки с выходом в интернет
4.2 Информационное обеспечение обучения
(перечень рекомендуемых учебных изданий согласно федеральному перечню учебников
https://fpu.edu.ru , Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Для студентов:
Основные источники
1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник 10 класс - М: Просвещение, 2018
2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник 11 класс - М: Просвещение, 2018
3. Липсиц, И.В. Экономика учебник для 10 -11 классов М: ВИТА–ПРЕСС , 2019
4. Боголюбов, Л.Н. Право 10 класс: учебник.- М.: Просвещение, 2018
5. Боголюбов, Л.Н. Право 11 класс: учебник.- М.: Просвещение, 2018
Дополнительные источники
1. Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание. – М.: Академия, 2010
2. Александрова, И.Ю. Практикум по обществознанию. – М.: Айрис – пресс,2007
3. Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М.: Академия, 2007
4. Смирнов, И.П. Хрестоматия по курсу «Введение в современное обществознание»: учебное
пособие. – М.: Академия,2000
5. Кравченко, А.И. Обществознание: учебное пособие для СПО. - М.: Академия, Мастерство,
Высшая школа, 2001
6. Соколова, С.В. Основы экономики: учебное пособие для профессионального образования. – М.:
Академия, 2006
7. Яковлев, А.И. Основы правоведение: учебник для профессионального образования. - М.:
Академия, 2008
8. Шкатулла, В.И. Основы права: уч. пособие для студентов профессионального образования.- М.:
Академия, 2010
9. Шкатулла, В.И. Основы права: уч. пособие для студентов профессионального образования.- М.:
Академия, 1999
Для преподавателя:
Основные источники
1. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник 10 класс - М: Просвещение, 2018
2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник 11 класс - М: Просвещение, 2018
3. Липсиц, И.В. Экономика учебник для 10 -11 классов М: ВИТА–ПРЕСС , 2019
31

4. Боголюбов, Л.Н. Право 10 класс: учебник.- М.: Просвещение, 2018
5. Боголюбов, Л.Н. Право 11 класс: учебник.- М.: Просвещение, 2018
Дополнительные источники
1. Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2016.
2. Сычев А.А. Обществознание (СПО): учебное пособие., - КноРус., 2019.
3. Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2018.
4. Шиповская Л.П. Обществознание (СПО): учебное пособие., КноРус., 2018.
5. Губин В.Д., Буланова М.Б., Филатов В.П., Обществознание (СПО): учебник для студентов
СПО., КноРус., 2018.
6.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
7.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
8.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
9.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
10. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. — М., 2014.
11. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум. — М., 2014.
12. Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,
2015.
13. Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
14. Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
15. Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
16. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
17. Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ
РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
18. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
19. № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
20. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
21. № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
22. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
23. № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
24. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
25. № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
26. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
27. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
28. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ
РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
29. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //
СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
30. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
31. № 15. — Ст. 766.
32. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
33. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
32

34. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —
Ст. 823.
35. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
36. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
37. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //
СЗ РФ. — 2012.
38. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
39. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002.
— № 2. — Ст. 133.
40. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995.
— 4 мая.
41. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —
1999. — № 18. — Ст. 2222.
42. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной
казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
43. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической
политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
44. Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон от 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 №
203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 №
84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным
законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
45. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
46.
Примерная основная образовательная программа среднего
общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
47. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
48. Единый
государственный
экзамен.
Контрольные
измерительные
материалы.
Обществознание. — М., 2014.
49. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

33

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональная
компетенции

Раздел/Тема

Тип оценочных
мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе
ОК 02
ОК 08

Тема 1.1.
Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества

Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 02
ОК 08
ОК 11

Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность

Устный опрос
Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 02
ОК 04

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание

Устный опрос
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

Раздел 2. Духовная культура
ОК 02
ОК 04
ОК 11

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 02
ОК 08

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Устный опрос
Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 02

Тема 2.3.
Религия

Устный опрос
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся
34

ОК 02
ОК 04

Тема 2.4.
Искусство

Устный опрос
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 04
ОК 08
ПК 1.1
ПК 1.3

Тема 3.1.
Экономика - основа
жизнедеятельности
общества

Устный опрос
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты

Устный опрос
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 02
ОК 04
ПК 1.1
ПК 1.3

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное поведение
потребителя

Устный опрос
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 02
ОК 05

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Устный опрос
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 02
ОК 09

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Устный опрос
Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 09
ОК 12

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и международная
экономика

Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

Раздел 4. Социальная сфера

35

ОК 11
ОК 08

Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

Устный опрос
Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 02
ОК 09

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Устный опрос
Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 11

Тема 4.3.
Этнические общности и
нации

Устный опрос
Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 06
ОК 07

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения

Устный опрос
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ПК 1.1
ПК 1.3

Раздел 5. Политическая сфера
ОК 02
ОК 12

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система

Устный опрос
Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 08
ОК 09

Тема 5.2.
Политическая культура
общества и личности.
Политический процесс и
его участники

Устный опрос
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
ОК 09
ОК 08

Тема 6.1.
Право в системе

Устный опрос
Познавательные задания
36

социальных норм

Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 08
ОК 09
ОК 10
ОК 12

Тема 6.2.
Основы
конституционного права
Российской Федерации

Устный опрос
Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 08
ОК 09
ОК 12
ПК 1.1
ПК 1.3

Тема 6.3.
Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

Устный опрос
Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 09
ОК 10
ОК 12

Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Устный опрос
Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 09
ОК 12
ПК 1.1
ПК 1.3

Тема 6.5.
Отрасли
процессуального права

Устный опрос
Познавательные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений
обучающихся

ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08,
ОК 09,ОК 10,ОК 11,ОК 12

Выполнение заданий
промежуточной
аттестации

37

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

1
2

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».