ОУД.12 Химия, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Т?&ь.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 12 «Химия»
основной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
по специальности среднего профессионального образования
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
профиль обучения: социально-экономический
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательнь:
пин ГАПОУ СО «КГТТ»
Л.А. Цытыркина
Председатель

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
_______________ Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
х . А . Мадыгина

Составитель: Машьянова О.Н., преподаватель первой квалификационной категории.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в
соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО
40.02.01
«Право
и
организация
социального
обеспечения»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание и тематическое планирование общеобразовательной
дисциплины
4. Условия реализации программы дисциплины
5. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Химия» разработана на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с изменениями и
дополнениями 12.08.2022г.);
 примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее –
ПООП СОО);
 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее – ФГОС СПО) 40.02.01«Право и организация социального обеспечения»
 примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия» (для
профессиональных образовательных организаций);
 учебного плана по специальности 40.02.01«Право и организация социального
обеспечения»
 Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине «Химия»
Программа общеобразовательной дисциплины «Химия» разработана в соответствии с Концепцией
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности
программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от
30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной политики в сфере
среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик
преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «Химия» разработано с
учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено
на
достижение следующих целей и задач.
Цель: Формирование у студентов представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных
ситуациях, ответственного поведения в природной среде.
Задачи дисциплины:

сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в
окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости
естественных наук;

развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения
химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических
экспериментов,

сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием;

развить умения использовать информацию химического характера из различных
источников;

сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических
природных, бытовых и производственных процессов;

сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для
развития социальной и производственной сфер.

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.
Место
общеобразовательной
дисциплине
в
структуре
основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного
цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
40.02.01«Право и организация социального обеспечения».
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» (базовый уровень) направлено на
достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр) результатов обучения,
регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей программой по
«Химия».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
5

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
6

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество
и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
7

давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

8

Код и наименование
формируемых
компетенций

ОК 02. Организовывать
собственную
деятельность, выбирать
типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и
качество.

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

Гражданское воспитание
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотическое воспитание
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
Духовно – нравственное воспитание
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
Эстетическое воспитание
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Физическое воспитание
- сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
Трудовое воспитание
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
Экологическое воспитание
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
Базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
ее всесторонне;

- владение основными методами научного познания,
используемыми в химии: наблюдением, описанием,
измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении
практических задач;

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от
12.08.2022)

9

Базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
Работа с информацией:
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

10

ОК 03. Принимать
решения в стандартных и
нестандартных ситуациях
и нести за них
ответственность.

Трудовое воспитание
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
Гражданское воспитания:
- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять .идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
Духовно – нравственное воспитание:
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
Эстетическое воспитание:
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
ее всесторонне;
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
- ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
11
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
б) совместная деятельность:
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;

- владение основными методами научного познания,
используемыми в химии: наблюдением, описанием,
измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении
практических задач;
- сформированность собственной позиции по отношению к
химической информации, получаемой из разных источников.

ОК 04. Осуществлять
поиск и использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития.

ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

Трудовое воспитание:
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
б) совместная деятельность:
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень;
Ценности научного познания:
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,

12

- сформированность представлений о месте химии в
современной научной картине мира; понимание роли химии в
формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями,
теориями, законами и закономерностями; уверенное
пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания,
используемыми в химии: наблюдением, описанием,
измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении
практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и
производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании
химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к
химической информации, получаемой из разных источников.

ОК 06. Работать в
коллективе и команде,
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями.

ОК 07 Брать на себя
ответственность за работу
членов команды
(подчиненных), результат
выполнения заданий

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
- принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Гражданское воспитание
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
Патриотическое воспитание
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
Физическое воспитание
- сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
Трудовое воспитание
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни ;
Экологическое воспитание
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые исследовательские действия:

13

- владение основными методами научного познания,
используемыми в химии: наблюдением, описанием,
измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении
практических задач;

- сформированность умения давать количественные оценки и
производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- сформированность собственной позиции по отношению к
химической информации, получаемой из разных источников.
- владение основными методами научного познания,
используемыми в химии: наблюдением, описанием,
измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении
практических задач;

ОК 08. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать

- давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
- ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов
и возможностей каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы;
- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
- оценивать приобретенный опыт;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
Эстетическое воспитание:
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
Трудовое воспитание:
- готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;

14

сформированность представлений о месте химии в
современной научной картине мира; понимание роли химии в
формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
- владение основными методами научного познания,
используемыми в химии: наблюдением, описанием,

повышение
квалификации.

ОК 10. Соблюдать основы
здорового образа жизни,
требования охраны труда.

- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень;
экологическое воспитание:
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
физическое воспитание:
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.

15

измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении
практических задач;

- уметь соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения
своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать
опасность воздействия на живые организмы определенных
веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой
концентрации.

ОК 11. Соблюдать
деловой этикет, культуру
и психологические основы
общения, нормы и
правила поведения.

ПК 1.6 Консультировать
граждан и представителей
юридических лиц по
вопросам пенсионного
обеспечения и социальной
защиты.

духовно – нравственное воспитание:
- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально – нравственные нормы ценности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
- аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
- аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации

16

- владение основными методами научного познания,
используемыми в химии: наблюдением, описанием,
измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении
практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями,
теориями, законами и закономерностями;уверенное пользование
химической терминологией и символикой.
- владение основными методами научного познания,
используемыми в химии: наблюдением, описанием,
измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и
способность применять методы познания при решении
практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями,
теориями, законами и закономерностями;уверенное пользование
химической терминологией и символикой;

Примерные темы монологических выступлений (докладов)
Презентация «Каким должен быть настоящий профессионал?»
Доклад с электронной презентацией, эссе «Моя будущая профессия»
Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в
Российской Федерации.
5. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики
загрязнения окружающей среды.
6. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
7. Защита озонового экрана от химического загрязнения.
8. Растворы вокруг нас. Типы растворов.
9. Серная кислота — «хлеб химической промышленности».
10. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной
деятельности.
11.Аморфные вещества в природе, технике, быту.
12.Минералы и горные породы как основа литосферы.
13.Вода как реагент и среда для химического процесса.
14.Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
15.Поваренная соль как химическое сырье.
16. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
17. Химия углеводородного сырья и моя будущая пециальность
1.
2.
3.
4.

Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
1. 08. 02. 1834 – 02. 02. 1907 гг.- жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
2. 19.02. 1859 – 02 .10. 1927 гг. – жизнь и деятельность Сванта Аррениуса
3.31.07. 1800 – 23.09 1882 - жизнь и деятельность Фридриха Вёлера
4. 26. 08 1743 - 8.05 1794 – жизнь и деятельность Лавуазье Антуан Лоран
5.25.08 1812 - 18.02 1880 - жизнь и деятельность Зинина Николая Николаевича
6.15.09.1828 - 17.08.1886 – жизнь и деятельность Бутлерова Александра Михайловича
7. 19.11. 1711 – 15 .04 1765 гг.- жизнь и деятельность Михаила Васильевича Ломоносова

17

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

72

в т.ч.
Основное содержание

64

в т. ч.:
теоретическое обучение

30

практические занятия

24

лабораторные занятия

10

Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

6

в т. ч.:
теоретическое обучение

2

практические занятия

4

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

18

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Основы строения вещества
Основное содержание

Тема 1.1.
Строение атомов
химических
элементов и
природа
химической связи

Тема 1.2.
Периодический
закон и таблица
Д.И. Менделеева

Объем часов
3
64
6
4

Теоретическое обучение

2

Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная
конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные
электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды
химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования

2

Практические занятия

2

Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре
международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления
химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других
неорганических соединений отдельных классов.
Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и
периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с
положением Периодической системы.

2

Основное содержание

2

Практические занятия

2

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического
закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими
простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической
системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы
Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических
19

2

Формируемые
компетенции
4

ОК 02, ОК 04,
ОК 06
ОК 07, ОК 10,
ОК 11

ОК 02,
ОК 04 – ОК 11

элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических
элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева»
Раздел 2. Химические реакции
Основное содержание

Тема 2.1. Типы
химических
реакций

Тема 2.2.
Электролитическая
диссоциация и
ионный обмен

10
4

Теоретическое обучение

2

Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление
уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окислениявосстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного
баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов

2

Практические занятия

2

Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по
уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы
сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность
газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема (нормальные
условия) газов, количества вещества

2

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

ОК 02 - ОК 11

Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного
обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных
уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций

2

Лабораторные занятия

2

20

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10 - 11

Контрольная
работа №1
Раздел 3.

Тема 3.1.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Лабораторная работа “Типы химических реакций”.
Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков
химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов.
Задания на составление ионных реакций

2

Строение вещества и химические реакции

2

Строение и свойства неорганических веществ
Основное содержание

16
4

Теоретическое обучение

2

Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные
вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь
неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической
активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины
многообразия веществ

2

Практические занятия

2

Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы или
составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК) или
тривиальной номенклатуре.
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам
неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь,
негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических веществ,
определять принадлежность к классу.
Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам

2

Основное содержание
Тема 3.2. Физикохимические свойства Теоретическое обучение

8
6
21

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10 - 11
ПК 1.1

ОК 02 - ОК 08
ПК 1.6

неорганических
веществ

Тема 3.3.
Идентификация
неорганических
веществ

Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение
металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов:
виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии

2

Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов
IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных
элементов в природе

2

Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,
солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений,
высших оксидов и гидроксидов

2

Практические занятия

2

Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических
веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов;
неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей,
характеризующих их свойства.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и
безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности
человека

2

Основное содержание

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа «Идентификация неорганических веществ».
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов.
Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств,
характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы,
на катион аммония

2

Контрольная
работа №2

Свойства неорганических веществ

2

Раздел 4.

Строение и свойства органических веществ

24
22

ОК 02 – ОК 08,
ОК 10, ОК 11

Тема 4.1.
Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Тема 4.2. Свойства
органических
соединений

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и
значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные
положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный
скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.
Изомерия и изомеры.
Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений.
Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об
азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.),
высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено)

2

Практические занятия

2

Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и
ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.)
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов,
используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин,
фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической
молекулы, исходя из элементного состава (в %)

2

Основное содержание

12

Теоретическое обучение

6

ОК 02 - ОК 08
ПК 1.6

Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности
классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия;
физические свойства; химические свойства; способы получения):
– предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных
источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в
природе и применение алканов;
– непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена
как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов
23

ОК 02- ОК 08
ПК 1.6.

2

– кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и
кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение
формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот.
Моющие свойства мыла

2

– азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения
(синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация
этилена как основное направление его использования.
Генетическая связь между классами органических соединений

2

Практические занятия

4

Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура,
химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные
(алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые
кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения.
Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на
основании их состава и строения

2

Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих
химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название
органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений
отдельных классов

2

Лабораторная работа

Тема 4.3.
Идентификация
органических

2

Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании".
Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических превращений на
примере этана, этилена, ацетилена и др.

2

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

4

24

ОК 02
- ОК 08, ОК 10,

веществ, их
значение и
применение в
бытовой и
производственной
деятельности
человека

Контрольная
работа №3
Раздел 5.

Тема 5.1
Скорость
химических
реакций.
Химическое
равновесие

Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов –
источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи
в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической
химии в решении проблем пищевой безопасности

2

Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины,
создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии).
Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов
(углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл
показателя предельно допустимой концентрации

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов”
Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала,
уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных
качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение
аналитического сигнала с точки зрения химических процессов при протекании качественной реакции,
позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества

2

Структура и свойства органических веществ

2

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций
Основное содержание

4
4

Теоретическое обучение

2

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации
реагирующих
веществ,
температуры
и
площади
реакционной
поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных
условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье

25

ОК 11
ПК 1.6

ОК 02 – ОК08,
ОК 10,ОК 11
2

Практические занятия

Раздел 6.

2

Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости
химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту и трудовой
деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды.
Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения
направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение
химического равновесия

2

Растворы

4

Основное содержание

2

Теоретическое обучение

2

Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов.
Тема 6.1.
Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой
Понятие о растворах концентрации и его использование в оценке экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой и
производственной деятельности человека

Тема 6.2.
Исследование
свойств растворов

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10, ОК 11
ПК 1.6

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10, ОК 11
ПК 1.6
2

Основное содержание

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа «Приготовление растворов».
Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практико-ориентированными
вопросами) и определение среды водных растворов.
Решение задач на приготовление растворов

2

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10,
ОК 11
ПК 1.6

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 7.

Химия в быту и производственной деятельности человека

6

Тема 7.1

Основное содержание

6
26

ОК 02 - ОК 08
ОК 10,ОК 11

Химия в быту и
производственной
деятельности
человека

Теоретическое обучение

2

Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении
экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и
анализа химической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература,
средства массовой информации, сеть Интернет)

2

Практические занятия
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей
профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные
материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные
волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества,
бытовая химия.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией

4

Дифференцированный зачет

2

Всего

72

27

ПК 1.6

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета химии и
лаборатории.
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия):















Стенд «Инструкция по технике безопасности и охране труда».
Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде и среда.
Стенды «Электрохимический ряд напряжения металлов», «Ряд электроотрицательности
элементов»
Информационный стенд с разделами:
«Информация»
«Техника безопасности в кабинете химии»
«Оказание первой помощи»
«Готовимся к зачету»
«Химия в профессии»
Модели кристаллических решеток
Коллекции простых и сложных веществ
Коллекции полимеров
Коллекция горных
Технические средства обучения:




Ноутбук «Асеrr»
Телевизор «SAMSUNG»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Мензурки, пипетки-капельницы, микроскоп, предметные и покровные стекла,
фильтровальная бумага, стеклянные пробирки, резиновые пробки, набор реактивов, стеклянные
палочки, штативы для пробирок. воронки стеклянные, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры
бумажные, лабораторные штативы, спиртовые горелки, держатели для пробирок, склянки для
хранения реактивов, раздаточные лотки, тигельные щипцы, мерные пробирки (на 10–20 мл) и
мерные колбы (25, 50, 100 ), индикаторные полоски для определения рН, универсальный
индикатор, лабораторные и/или аналитические весы.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для студентов
Габриелян, О.С. Химия: уч. пособие 10 класс - М.: Дрофа, 2019
Габриелян, О.С.. Химия: уч. пособие 11класс. - М.: Дрофа, 2019
Рудзитис, Г.Е. Органическая химия: учебник с диском 10класс - М: Просвещение, 2018
Рудзитис, Г.Е. Химия: учебник с диском 11класс - М: Просвещение , 2018
Рудзитис, Г.Е. Химия: учебники 10, 11класс - М: Просвещение (электронная библ-ка)

28

Для преподавателей
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М.,
2012.
6. Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля
(электронное приложение).
7.
Дополнительные источники
Для студентов
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Габриелян О.С. Химия : уч. пособие 10 класс - М. : Дрофа, 2015 г.
Габриелян О.С Химия 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005г.
Габриелян О.С.. Химия: уч. пособие 11класс. - М.: Дрофа, 2014г.
Габриелян О.С. Химия : уч. пособие 10 класс - М. : Дрофа, 2013г.
Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического
профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и
специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей
социальноэкономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ:
учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С, Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.
— М., 2014.
Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред.
проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического
профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
А.А.Каменский,Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология – Москва. «Дрофа» 2016.
Карцова А.А. Химия: учебник 10 класс - М: Вентана, 2010г.
Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.
Сладков С. А, Остроумов И.Г., Габриелян О.С, Лукьянова Н.Н. Химия для профессий и
специальностей технического профиля.
Рудзитис Г.Е. Химия: учебник с диском 11класс - М: Просвещение , 2013г.
29

20. Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник с диском 10класс - М: Просвещение,
2013г.
21. Саенко О.Е. Химия: технический профиль: учебник для студентов СПО. – Ростов н/Д:
Феникс, 2013
Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
Интернет – ресурсы
1.
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
2.
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
3.
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
4.
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии). www.enauki.ru (интернет-издание
для учителей «Естественные науки»). www.1september.ru (методическая газета «Первое
сентября»). www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
5.
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»

30

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональная
Тип оценочных
Раздел/Тема
компетенция
мероприятий
Р.1. Темы 1.1,1.2.
ОК 02. Организовывать
Р 2. Темы 2.1,2.2.
собственную деятельность,
Устный опрос
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
выбирать типовые методы и
Практические и
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3.
способы выполнения
лабораторные занятия
профессиональных задач,
Р 5. Тема 5.1.
Кейс-задание
оценивать их эффективность и Р 6. Темы 6.1,6.2.
Рефераты
качество.
Контрольная работа № 1
Р .7. Тема 7.1.
ОК 03. Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество
ОК 04. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития
ОК 05. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

ОК 06. Работать в коллективе
и команде, эффективно
общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

ОК 07. Брать на себя
ответственность за работу
членов команды
(подчиненных), результат
выполнения заданий.

Р.1. Темы 1.1,1.2.
Р 2. Темы 2.1,2.2.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р .7. Тема 7.1.
Р.1. Темы 1.1,1.2.
Р 2. Темы 2.1,2.2.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р .7. Тема 7.1.
Р.1. Темы 1.1,1.2.
Р 2. Темы 2.1,2.2.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р .7. Тема 7.1.
. Р.1. Темы 1.1,1.2.
Р 2. Темы 2.1,2.2.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р .7. Тема 7.1.
Р.1. Темы 1.1,1.2.
Р 2. Темы 2.1,2.2.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р .7. Тема 7.1.

31

Устный опрос
Практические
лабораторные занятия
Выполнение теста
Решение типовых задач
Сообщения

и

Практические
и
лабораторные занятия
Контрольная работа №2
Разноуровневые задания
Фронтальный опрос
Выполнение теста
Устный опрос
Конспекты
Выступления с
презентацией
Практические и
лабораторные работы
Защита кейса
Выполнение теста
Устный опрос
Практические и
лабораторные работы
Контрольная работа №3
Защита кейса (выступление
с презентацией)
Устный опрос
Практические и
лабораторные занятия
Решение заданий на
использование химической
символики и название
соединений.
Решение практико
ориентированных задач
Биологический диктант

ОК 08. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.

Р.1. Темы 1.1,1.2.
Р 2. Темы 2.1,2.2.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р .7. Тема 7.1.

ОК 10. Соблюдать основы
здорового образа жизни,
требования охраны труда

Р.1. Темы 1.1,1.2.
Р 2. Темы 2.1,2.2.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р .7. Тема 7.1.

ОК 11. Соблюдать деловой
этикет, культуру и
психологические основы
общения, нормы и правила
поведения.

ПК 1.6. Консультировать
граждан и представителей
юридических лиц по вопросам
пенсионного обеспечения и
социальной защиты.

Р.1. Темы 1.1,1.2.
Р 2. Темы 2.1,2.2.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р .7. Тема 7.1.
Р 3. Темы 3.1,3.2.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3.
Р 5. Тема 5.1.
Р 6. Темы 6.1,6.2.
Р .7. Тема 7.1.

32

Устный опрос
Фронтальный опрос
Индивидуальный контроль
Анализ
публичного
выступления
Практические
и
лабораторные занятия
Выполнение теста
Фронтальный опрос
Практические и
лабораторные занятия
Практико-ориентированные
теоретические задания на
характеризацию
химических элементов

Устный опрос
Выполнение теста
Практические и
лабораторные занятия
Решение задач на
составление формул
неорганических веществ
Устный опрос
Биологический диктант
Кейс – задания
Практические и
лабораторные занятия
Выполнение теста

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

33

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».