ОУД.13 Биология, 2023

М инистерство образования и молодёжной политики С вердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловскнй гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
А

'

'Д иректор ГАПОУ СО

'

«Камышлрвский гуманитарно.поатёхrtолотичеокий техникум»
Е■Е. Бочкарева

i < |( | ^ ^

IЩ

тот

1

м л.

- °А
а ш г А г //.

чем *

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 13 «Биология»
основной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
по специальности среднего профессионального образования
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
профиль обучения: социально-экономический
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
" ‘ ПЛ, Г ЛЛ Т^ Т Т »

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
L/ C / t c f /
Т.А. М адыгина

Составитель: М аш ьянова О.Н., преподаватель первой квалификационной категории.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а
также с учётом требований ФГОС СПО 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание и тематическое планирование общеобразовательной
дисциплины
4. Условия реализации программы дисциплины
5. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
6. Лист изменений дополнений, внесенных в рабочую программу

Пояснительная записка
Программа общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012
г. № 413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);
 примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(далее – ПООП СОО);
 федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 40.02.01«Право и
организация социального обеспечения»
 примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Биология» (для профессиональных образовательных организаций);
 учебного плана по специальности 40.02.01«Право и организация социального
обеспечения»
 Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
«Биология».
Программа общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана в соответствии
с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента
государственной политики в сфере среднего профессионального образования и
профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от
30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «Биология»»
разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено
на
достижение следующих целей и задач.
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении
объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи дисциплины:
 сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук;
 развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений,
интерпретировать результаты наблюдений,
 сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и
оборудованием;
 развить умения использовать информацию биологического характера из различных
источников;
 сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению
к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры
профилактики заболеваний.
 сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий
в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной образовательной
программы:
Общеобразовательная
дисциплина
«Биология»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 40.02.01«Право и организация социального обеспечения»
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Биология» (базовый уровень) направлено на
достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр) результатов обучения,
регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей программой по
«Биологии».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта
и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности,
в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями
и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную
среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество
и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 02. Организовывать
собственную
деятельность, выбирать
типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и
качество.

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Гражданское воспитание
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности.
Патриотическое воспитание
- сформированность российской
гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
Духовно – нравственное воспитание
- способность оценивать ситуацию и
принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
Эстетическое воспитание

Дисциплинарные (предметные)1
- владение умениями выдвигать
гипотезы на основе знаний об
основополагающих биологических
закономерностях и законах, о
происхождении и сущности жизни,
глобальных изменениях в биосфере;
проверять выдвинутые гипотезы
экспериментальными средствами,
формулируя цель исследования;
- владение методами самостоятельной
постановки биологических
экспериментов, описания, анализа и
оценки достоверности полученного
результата;

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС
СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)

готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Физическое воспитание
- сформированность здорового и безопасного
образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
- активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
Трудовое воспитание
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей
жизни;
Экологическое воспитание
- активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;
Базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
Базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
методов познания;
Работа с информацией:
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- аргументированно вести диалог, уметь
смягчать конфликтные ситуации;
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных
действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность, выявлять

проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
ОК 03. Принимать
решения в стандартных и
нестандартных ситуациях
и нести за них
ответственность.

ОК 04. Осуществлять
поиск и использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития.
ОК 05. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

Трудовое воспитание
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
- готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей
жизни;
Гражданское воспитания:
- сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять .идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности.
Трудовое воспитание:
- готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей
жизни;
б) совместная деятельность:
- предлагать новые проекты, оценивать идеи
с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
Ценности научного познания:
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе.
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;

сформированность умений критически
оценивать информацию
биологического содержания,
включающую псевдонаучные знания из
различных источников (средства
массовой информации, научнопопулярные материалы);
интерпретировать этические аспекты
современных исследований в биологии,
медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные
экологические проблемы
современности, формировать по
отношению к ним собственную
позицию;
- сформированность умений создавать
собственные письменные и устные
сообщения на основе биологической
информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный
аппарат биологии.

- сформированность умений
критически оценивать информацию
биологического содержания,
включающую псевдонаучные знания из
различных источников (средства
массовой информации, научнопопулярные материалы);
интерпретировать этические аспекты
современных исследований в биологии,
медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные
экологические проблемы
современности, формировать по
отношению к ним собственную
позицию;
- сформированность умений создавать
собственные письменные и устные
сообщения на основе биологической
информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный
аппарат биологии

.

ОК 06. Работать в
коллективе и команде,
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями.

- способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
методов познания;
овладение видами деятельности по
получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным.
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
- принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;

- приобретение опыта применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения
биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов
с использованием научных понятий,
теорий и законов.

ОК 07 Брать на себя
ответственность за работу
членов команды
(подчиненных), результат
выполнения заданий

- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека.
Гражданское воспитание
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
Патриотическое воспитание
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
Физическое воспитание
- сформированность здорового и безопасного
образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
- активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
Трудовое воспитание
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни
;
Экологическое воспитание
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
базовые исследовательские действия:
- давать оценку новым ситуациям, оценивать
приобретенный опыт;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- ставить проблемы и задачи, допускающие
альтернативные
решения;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- владеть различными способами общения и
взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь
смягчать конфликтные ситуации;
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы совместных
действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников, обсуждать результаты
совместной: работы;

- приобретение опыта применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения
биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов
с использованием научных понятий,
теорий и законов;
- сформированность знаний о месте и
роли биологии в системе научного
знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных
проблем;
- сформированность умения
раскрывать содержание
основополагающих биологических
терминов и понятий: жизнь, клетка,
ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера;
метаболизм (обмен веществ и
превращение энергии), гомеостаз
(саморегуляция), биосинтез белка,
структурная организация живых
систем, дискретность, саморегуляция;
(репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост
и развитие, уровневая организация;
- сформированность умения
раскрывать содержание
основополагающих биологических
теорий и гипотез: клеточной,
хромосомной, мутационной,
эволюционной, происхождения жизни и
человека;
- сформированность умения
раскрывать основополагающие
биологические законы и
закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф.
Мюллера, К. Бэра), границы их
применимости к живым системам;
приобретение опыта применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения
биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов
с использованием научных понятий,
теорий и законов;
- сформированность умения решать
биологические задачи, составлять
генотипические схемы скрещивания
для разных типов наследования

ОК 08. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение
квалификации.

- оценивать качество своего вклада и
каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- делать осознанный выбор,
аргументировать его, брать ответственность
за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить
коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
в)
эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты;
Эстетическое воспитание:
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Трудовое воспитание:
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
- готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей
жизни;
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
интерес к различным сферам
профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
методов познания;
- овладение видами деятельности по
получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;

признаков у организмов, составлять
схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые
сети).

- сформированность знаний о месте и
роли биологии в системе научного
знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных
проблем;
- сформированность умения
раскрывать основополагающие
биологические законы и
закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф.
Мюллера, К. Бэра), границы их
применимости к живым системам;
приобретение опыта применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения
биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов
с использованием научных понятий,
теорий и законов;
- сформированность умений создавать
собственные письменные и устные
сообщения на основе биологической
информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный
аппарат биологии;

Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные
задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;

ОК 10. Соблюдать основы
здорового образа жизни,
требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать
деловой этикет, культуру
и психологические основы
общения, нормы и
правила поведения.

экологическое воспитание:
умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;
физическое воспитание:
активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.

духовно – нравственное воспитание:
- сформированность нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально – нравственные
нормы ценности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- владеть различными способами общения и
взаимодействия;
- аргументированно вести диалог, уметь
смягчать конфликтные ситуации.

- сформированность умения применять
полученные знания для объяснения
биологических процессов и явлений,
для принятия практических решений в
повседневной жизни с целью
обеспечения безопасности своего
здоровья и здоровья окружающих
людей, соблюдения здорового образа
жизни, норм грамотного поведения в
окружающей природной среде;
понимание необходимости
использования достижений
современной биологии и
биотехнологий для рационального
природопользования
. - сформированность знаний о месте и
роли биологии в системе научного
знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных
проблем;
- приобретение опыта применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения
биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов
с использованием научных понятий,
теорий и законов;
- сформированность умения применять
полученные знания для объяснения
биологических процессов и явлений,
для принятия практических решений в
повседневной жизни с целью
обеспечения безопасности своего
здоровья и здоровья окружающих
людей, соблюдения здорового образа
жизни, норм грамотного поведения в
окружающей природной среде;
понимание необходимости
использования достижений
современной биологии и
биотехнологий для рационального
природопользования

ОК 12. Проявлять
нетерпимость к
коррупционному
поведению.

ПК 1.1. Осуществлять
профессиональное
толкование нормативных
правовых актов для
реализации прав граждан
в сфере пенсионного
обеспечения и социальной
защиты.

Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям, вносить
коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;

- сформированность знаний о месте и
роли биологии в системе научного
знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных
проблем;
- сформированность умения применять
полученные знания для объяснения
биологических процессов и явлений,
для принятия практических решений в
повседневной жизни с целью
обеспечения безопасности своего
здоровья и здоровья окружающих
людей, соблюдения здорового образа
жизни, норм грамотного поведения в
окружающей природной среде;
понимание необходимости
использования достижений
современной биологии и
биотехнологий для рационального
природопользования;
- приобретение опыта применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения
биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов
с использованием научных понятий,
теорий и законов;
- сформированность умения раскрывать
содержание основополагающих
биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм,
вид, популяция, экосистема, биоценоз,
биосфера; метаболизм (обмен веществ
и превращение энергии), гомеостаз
(саморегуляция), биосинтез белка,
структурная организация живых
систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция),
наследственность, изменчивость,
энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
- сформированность умения раскрывать
содержание основополагающих
биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной,
эволюционной, происхождения жизни и
человека;

ПК 1.2. Осуществлять
прием граждан по
вопросам пенсионного
обеспечения и социальной
защиты

- сформированность знаний о месте и
роли биологии в системе научного
знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных
проблем;
- приобретение опыта применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения
и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения
биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования выводов
с использованием научных понятий,
теорий и законов;
- сформированность умения применять
полученные знания для объяснения
биологических процессов и явлений,
для принятия практических решений в
повседневной жизни с целью
обеспечения безопасности своего
здоровья и здоровья окружающих
людей, соблюдения здорового образа
жизни, норм грамотного поведения в
окружающей природной среде;

Примерные темы монологических выступлений (докладов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.
«Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных
гипотез происхождения
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное
развитие ребенка.
Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и
избытке.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме
— биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных
развитых странах.
Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на
конкретных примерах).
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги
и их предотвращение.

Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
1609 Изготовлен первый микроскоп - Галилей
1665 Обнаружена клеточная структура пробковой ткани - Р.Гук
1674 Открыты бактерии и простейшие - А.Левенгук
1831 Открыто клеточное ядро – Р.Броун.
1839 Сформулирована клеточная теория – Т.Шванн и М.Шлейден
1865 Опубликованы Законы наследственности – Г.Мендель
1868 Открыты нуклеиновые кислоты – Ф.Мишер
1871 Установлено,что белки состоят из аминокислот – Н.Н.Любавин
1892. Открыт вирус – Д. Ивановский
1880 Открыты витамины – Н.Лунин
1926г Опубликован труд В. И. Вернадского « Биосфера»

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

72

в т. ч.:
теоретическое обучение
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
практические занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
лабораторные занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

40
2
20
8
4
2

Контрольная работа

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «Биология»
Наименование разделов
и тем

Объем
часов

Формируемые
компетенции

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Тема 1.1.
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с
Биология как наука.
другими науками: биохимия, биофизика, бионика,
Общая характеристика геногеография и др. Роль и место биологии в формировании
жизни
современной научной картины мира. Уровни организации
живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых
систем. Химический состав клеток

3
18
2
2

4

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов).
Основные положения современной клеточной теории. Типы
клеточной организации: прокариотический и
эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Строение прокариотической клетки. Строение
эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы,
бактериофаги)
Лабораторные занятия:
Приобретение опыта применения техники
микроскопирования при выполнении лабораторных работ:
1.Лабораторная работа «Строение клетки (растения,
животные, грибы) и клеточные включения (крахмал,
каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью
микроскопа, выявление различий между изучаемыми
объектами, формулирование выводов
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы
использования лекарственных веществ. Особенности
применения антибиотиков. Представление устных сообщений
с презентацией, подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом.
Хромосомный набор клеток, гомологичные и
негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный
набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в
клетке, их строение и функции. Матричные процессы в
клетке: репликация, биосинтез белка, репарация.
Генетический код и его свойства
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности
нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения
последовательности нуклеотидов ДНК
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две
стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и
гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический
обмен. Фотосинтез. Хемосинтез

6
2

Тема 1.2.
Структурнофункциональная
организация клеток

Тема 1.3. Структурнофункциональные
факторы
наследственности

Тема 1.4.
Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

ОК 2, ОК 04,
ОК 8,ОК 11

2
ОК 02 - ОК 08
ОК 10,ОК 11.

2

4
2

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10,ОК 11.
2

2
2
ОК 02,ОК 04,
ОК 08, ОК 11.

Тема 1.5. Жизненный
цикл клетки. Митоз.
Мейоз

Контрольная работа №1

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и
происходящие процессы. Биологическое значение митоза.
Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе.
Кроссинговер. Биологический смысл мейоза
Молекулярный уровень организации живого

Раздел 2. Строение и функции организма
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Тема 2.1. Строение
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы
организма
органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и
его поддержание в процессе жизнедеятельности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Тема 2.2.
Формы размножения организмов. Бесполое и половое
Формы размножения
размножение. Виды бесполого размножения. Половое
организмов
размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и
оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Тема 2.3.
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его
Онтогенез растений,
стадии. Постэмбриональный период. Стадии
животных и человека
постэмбрионального развития у животных и человека.
Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и
смерть. Онтогенез растений
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Основные понятия генетики. Закономерности образования
гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное
Тема 2.4.
скрещивание). Взаимодействие генов
Закономерности
наследования
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения
наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании, составление генотипических
схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов,
нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных
Тема 2.5. Сцепленное
наследование признаков с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения
наследственных признаков при сцепленном наследовании,
составление генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Изменчивость признаков. Виды изменчивости:
наследственная и ненаследственная. Закон гомологических
Тема 2.6.
рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).
Закономерности
Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины
изменчивости
их возникновения. Кариотип человека. Наследственные
заболевания человека. Генные и хромосомные болезни
человека. Болезни с наследственной предрасположенностью.
Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении
генетических заболеваний человека
Практические занятия:

2
2

ОК 02 .ОК 08 ,
ОК 10, ОК 11,
ОК 12.

2
20
2
2

ОК 02, ОК 04,
ОК 08, ОК 11.

2
2
ОК 02, ОК 04,
ОК 08, ОК 11.

2
2
ОК 02, ОК 04,
ОК 08, ОК 11.

4
2

2

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10, ОК 11,
ОК 12.

4
2

2

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10, ОК 11,
ОК 12.

4
2

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10,ОК 11.

2

Контрольная работа №2
Раздел 3. Теория эволюции

Тема 3.1. История
эволюционного учения.
Микроэволюция

Тема 3.2.
Макроэволюция.
Возникновение и
развитие жизни на
Земле

Тема 3.3.
Происхождениечеловека
– антропогенез

Решение задач на определение типа мутации при передаче
наследственных признаков, составление генотипических схем
скрещивания
Строение и функции организма
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л.
Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая
теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица
эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные
факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий
фактор эволюции. Видообразование как результат
микроэволюции
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Макроэволюция. Формы и основные направления
макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения
биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на
Земле.
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление
первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты.
Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение
основных царств эукариот
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропология – наука о человеке. Систематическое
положение человека. Сходство и отличия человека с
животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция
современного человека.
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения
человека по планете. Приспособленность человека к разным
условиям среды

Раздел 4. Экология

Тема 4.1. Экологические
факторы и среды жизни

Тема 4.2. Популяция,
сообщества, экосистемы

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная,
почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические
особенности сред обитания организмов. Приспособления
организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического
фактора. Классификация экологических факторов. Правило
минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Экологическая характеристика вида и популяции.
Экологическая ниша вида. Экологические характеристики
популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его
структура. Связи между организмами в биоценозе.
Структурные компоненты экосистемы: продуценты,
консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии
в экосистеме. Трофические уровни
Практические занятия:
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы.
Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел,
биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по
переносу вещества и энергии в экосистемах с составление
трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Основное содержание
Теоретическое обучение:

2
6
2
2
ОК 02, ОК 04,
ОК 08, ОК 11.

2
2
ОК 02, ОК 04,
ОК 08, ОК 11.

2
2
ОК 02, ОК 04,
ОК 08, ОК 11.

18
2
2
ОК 02, ОК 04,
ОК 08, ОК 11.

4
2

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10,ОК 11.
2

2
2

ОК 02, ОК 04,
ОК 08, ОК 11.

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о
биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее
компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Тема 4.3. Биосфера
Закономерности существования биосферы. Особенности
- глобальная
биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое
экологическая система
равновесие в биосфере. Круговороты веществ и
биогеохимические циклы. Глобальные экологические
проблемы современности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как
вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия
на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на
литосферу. Антропогенные воздействия на биотические
сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с
определенной профессией/специальностью
Тема 4.4. Влияние
Практические занятия:
антропогенных
Практическое занятие «Отходы производства»
факторов на биосферу
*В том числе профессионально-ориентированное
содержание практического занятия
Практическое занятие «Отходы производства». На основе
федерального классификационного каталога отходов
определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и
физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте
/ на этапах производства, связанные с определенной
профессией/специальностью
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и
отрицательно влияющие на организм человека. Проблема
техногенных воздействий на здоровье человека
(электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы,
радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам
окружающей среды. Принципы формирования
здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и
Тема 4.5. Влияние
здоровье. Биохимические аспекты рационального питания
социальноЛабораторные занятия:
экологических
2.Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на
факторов на здоровье
человека (низкие и высокие температуры)»
человека
Изучение механизмов адаптации организма человека к
низким и высоким температурам и объяснение полученных
результатов и формулирование выводов (письменно) с
использованием научных понятий, теорий и законов
*В том числе профессионально-ориентированное
содержание лабораторного занятия
В качестве триггеров снижающих работоспособность
использовать условия осуществления профессиональной
деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.
Контрольная работа №3 Теоретические аспекты экологии
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни

Тема 5.1. Биотехнологии
в жизни каждого

Основное содержание
Теоретическое содержание:
Биотехнология как наука и производство. Основные
направления современной биотехнологии. Методы
биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика
биотехнологических и генетических экспериментов. Правила

4
2

2
2

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10, ОК 11,
ОК 12.
ПК 1.1,1.2.

4
2

2

2

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10, ОК 11,
ОК 12.
ПК 1.1,1.2.

2

2

8
4
2
2

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10, ОК 11,
ОК 12.
ПК 1.1,1.2.

поиска и анализа биоэкологической информации из
различных источников (научная и учебно-научная
литература, средства массовой информации, сеть Интернет и
другие)
Практические занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в
области генетических технологий, клеточной инженерии,
пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление
результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

2
2

Тема 5.2 Социально-этические аспекты биотехнологий

2

Тема 5.2.1.
Социальноэтические аспекты
биотехнологий

4
4
2

Промежуточная
аттестация по
дисциплине
Всего:

Основное содержание
Практические занятия:
Этические аспекты развития биотехнологий и
применение их в жизни человека, поиск и анализ
информации из различных источников (научная и
учебно-научная литература, средства массовой
информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации об этических
аспектах развития биотехнологий (по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения
кейсов (выступление с презентацией)
Дифференцированный зачет

2
2
72

ОК 02 - ОК 08,
ОК 10, ОК 11.
ПК 1.1,1.2.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета биологии:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;

Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия):
 Стенд «Инструкция по технике безопасности и охране труда».
 Информационный стенд с разделами:
 «Информация»
 «Техника безопасности в кабинете биологии»
 «Оказание первой помощи»
 «Готовимся к зачету»
 «Биология в профессии»
Плакаты:
 «Эволюция человека»;
 «Развитие органическог
 «Виды. Образование видов»;
 «Индивидуальное развитие организма»;
 «Жизненный цикл клетки»;
 «Мейоз»;
 «Строение клетки»;
 «Ядро. Хромосомы»;
 «Фотосинтез»;
 «Энергетический обмен клетки»;
 «Строение и репликация ДНК»;
 «Биосинтез белка. Транскрипция»;
 «Биосинтез белка. Трансляция»;
 «Дигибридное скрещивание»;
 «Моногибридное скрещивание».
УМК










Рабочие программы
Контрольно – оценочные средства
Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ.
Практикум по проведению лабораторных и практических работ
Опорные конспекты, кроссворды
Алгоритмы решения экологических, генетических и химических задач
Методические рекомендации по работе с источниками информации(работа с книгой и т. д.)
Дидактический раздаточный материал с элементами интерактивного обучения
Комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Биология»:
Технические средства обучения:




Ноутбук «Асеrr»
Телевизор «SAMSUNG
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для студентов

1. Сухорукова, Л.Н. Биология /базовый уровень/ 10-11 кл.-М.: Просвещение,2019

2. Каменский, А.А. Биология: Общая биология: учебник. – М.: Дрофа, 2018
Для преподавателей
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М.,
2012.
6. Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля
(электронное приложение).
Дополнительные источники
Для студентов
1.Захаров, В.Б. Общая биология: учебник 10- 11 класс. - М: Дрофа, 2010
2 Теремов, А.В. Биологические системы и процессы: учебник 11 класс. - М: Владос, 2010
3 Чебышев Н.В. Биологический тематический словарь: учебное пособие для студентов СПО. –
М.: Академия,2006
4 Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:
учебное пособие. – М.ИРПО, Академия,2010
Для преподавателей
Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2010.
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2010.
Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.
Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.
Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. —
М.,2010.
6. Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.
7. Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.
8. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2010.
1.
2.
3.
4.
5.

Интернет-ресурсы
1. www sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
2. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по
биологии).
3. www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
4. www vspu.ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —
экологии на сервере Воронежского университета).
5. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник
по биологии, On-line тесты).
6. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
7. www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника,разработанного в Московском государственном открытом университете).
8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического
центра МГУ им. М.В.Ломоносова).

9. www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,
биологии, химии, другим предметам).
10. www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
11. www bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно
подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология»,
«Человек»
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

ОК 02. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество.

Р 1.Темы1.1,1.2,1.3, 1.4,1.5.
Р 2. Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6.
Р 3. Темы 3.1, 3.2, 3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5.
Р 5. Темы 5.1, 5.2.1,

ОК 03. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.

Р 1. Темы 1.2,1.3.
Р 2. Темы 2.4, 2.5, 2.6.
Р 4. Темы 4.2, 4.4, 4.5.
Р 5. Темы 5.1, 5.2.1,

ОК
04.
Осуществлять
поиск
и
использование информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного
развития.

ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.

Р 1.Темы1.1,1.2,1.3, 1.4,1.5.
Р 2. Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6.
Р 3. Темы 3.1, 3.2, 3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5.
Р 5. Темы 5.1, 5.2.1,

Р 1. Темы 1.2,1.3.
Р 2. Темы 2.4, 2.5, 2.6.
Р 4. Темы 4.2, 4.4, 4.5.
Р 5. Темы 5.1, 5.2.1,

Тип оценочных мероприятий
Устный опрос
Практические и
лабораторные работы
Выполнение теста
Контрольная работа №1
Кейс - задание
Практические и
лабораторные работы
Биологический диктант
Разноуровневые задания
Фронтальный опрос
Контрольная работа №2
Кейс-задания
Выполнение теста
Устный опрос
Биологический диктант
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические и
лабораторные работы
Кейсы - задания
Выполнение теста
Устный опрос
Практические и лабораторные
работы
Контрольная работа №3
Кейс – задания (выступление
с презентацией)
Фронтальный опрос
Практические и лабораторные
работы
Решение генетических и
экологических задач
Защита кейса (выступление с
презентацией)
Устный опрос
Фронтальный контроль
Практические работы
Выполнение теста

ОК 06. Работать в коллективе и команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, потребителями.

Р 1. Темы 1.2,1.3.
Р 2. Темы 2.4, 2.5, 2.6.
Р 4. Темы 4.2, 4.4, 4.5.
Р 5. Темы 5.1, 5.2.1,

ОК 07. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.

Р 1. Темы 1.2,1.3.
Р 2. Темы 2.4, 2.5, 2.6.
Р 4. Темы 4.2, 4.4, 4.5.
Р 5. Темы 5.1, 5.2.1,

ОК 08. Самостоятельно определять задачи
профессионального
и
личностного
развития, заниматься самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.

Р 1. Темы 1.1, 1.4, 1.5.
Р 2. Темы 2.1, 2.2, 2.3.
Р 3. Темы 3.1, 3.2, 3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.3.

Устный опрос
Фронтальный контроль
Практические и
лабораторные работы
Выполнение теста

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа
жизни, требования охраны труда.

Р 1. Темы 1.2, 1.3, 1.5.
Р 2. Темы 2.4, 2.5, 2.6.
Р 4. Темы 4.2, 4.4, 4.5.
Р 5. Темы 5.1, 5.2.1,.

Устный опрос
Фронтальный контроль
Практические и
лабораторные работы
Выполнение теста

ОК 11. Соблюдать деловой этикет,
культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость
коррупционному поведению.

к

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное
толкование нормативных правовых актов
для реализации прав граждан в сфере
пенсионного обеспечения и социальной
защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по
вопросам пенсионного обеспечения и
социальной защиты.

Р 1.Темы1.1,1.2,1.3, 1.4,1.5.
Р 2. Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6.
Р 3. Темы 3.1, 3.2, 3.3.
Р 4. Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5.
Р 5. Темы 5.1, 5.2.1,
Р 1. Тема 1.5.
Р 2. Темы 2.4,2.5
Р 4. Темы 4.4, 4.5.
Р 5. Темы 5.1,
Р 4. Темы 4.4, 4.5.
Р 5. Темы 5.1, 5.2.1,

Р 4. Темы 4.4, 4.5.
Р 5. Темы 5.1, 5.2.1,

Устный опрос
Фронтальный контроль
Практические и
лабораторные работы
Выполнение теста
Устный опрос
Биологический диктант
Практические и
лабораторные работы
Устный опрос
Практические и лабораторные
работы
Выполнение теста
Решение экологических задач
Биологический диктант
Тематическое тестирование
Практические и лабораторные
работы
Решение генетических задач
Дифференцированный зачет

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№
п/п

1
2

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».