ОУД.02 Родной язык, 2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
i0 ,'d 'Директор ГАПОУ СО
' «Камышловский. гуманитарноЁ
- . . i ij i n n R С К И И '-М
техникум»
Щ
Бочкарева

ЙрикаТлу352а^ОД
чот 05.07. 2022/.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУД 02 «РОДНОЙ ЯЗЫК»
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
профиль обучения: социально - экономический

г. Камышлов, 2022

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников об­
щеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель______ _________ Л.А.Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
\<$7?{ л j
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
t
Т.А. Мадыгина

Составитель: Казанцева Ольга Михайловна, преподаватель КГТТ, ВКК
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной обра­
зовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соот­
ветствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Родной язык» разработана на основе:
^

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего

образования (далее - ФГОС СОО);
^

примерной основной образовательной программы среднего общего образова­

ния (далее - ПООП СОО);
^

федерального государственного образовательного стандарта среднего профес­

сионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 40.02.01 «Право и
организация социального обеспечения»
S

учебного плана по специальности 40.02.01 «Право и организация социального

обеспечения»;
S

рабочей программы воспитания по специальности 40.02.01 «Право и организа­

ция социального обеспечения».

Программа

общеобразовательной

учебной

дисциплины

предназначена для изучения русского языка в профессиональных
организациях,

«Родной

язык»

образовательных

реализующих образовательную программу среднего общего образования

в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Программа разработана на основе
требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию
и результатам

освоения

учебной дисциплины

«Русский язык»,

и в соответствии

с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или

специальности среднего

профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Изучение учебной дисциплины "Родной язык " должно обеспечить:

• сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и
на разные темы;
• включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание
ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
• сформированность

осознания

тесной

связи

между

языковым,

литературным,

интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным
ростом;
• сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству
познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним;
приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и
мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традици­
ям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
•

свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным
литературным

языком

во

всей

полноте

его

функциональных

возможностей

в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
• сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц
и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
В программу

включено

содержание,

направленное

на

формирование у

студентов

компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнацио­
нального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской
идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной
культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского
языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской

культуры

и

литературы,

её

основной

канал

социализации

личности,

приобщения

к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,

обеспечивает

межличностное

и

социальное

взаимодействие

людей,

участвует

в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности,
умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей,
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых
проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных
мышление,

и

память

творческих
и

способностей

воображение,

ребенка,

формирует

навыки

развивает

его

абстрактное

самостоятельной

учебной

деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение

русскому

родному

языку

совершенствует

нравственную

и коммуникативную культуру студента. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными дисциплинами, имеет особый
статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет
на качество усвоения всех других учебных предметов, что

способствует

овладению

будущей профессией.
Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение
требности

обучающихся

в

изучении

родного

языка

как

инструмента

по­
познания

национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык»
не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому
учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как
время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализа­
ции языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа
учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка,
в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений
студентов о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства
и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как
базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов
и т.п.,

что

способствует воспитанию

патриотического чувства, гражданственности,

национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей
страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развива­
ющемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из
основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового
нигилизма

студентов,

пониманию

важнейших

социокультурных

функций языковой

кодификации.
Изучение родного языка завершается подведением итогов в рамках текущего
контроля

знаний студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего

образования с получением среднего общего образования ( ППССЗ).

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Родной язык» является

учебным предметом обязательной

предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, учебная дисциплина «Родной язык» изучается в общеобразовательном
цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Родной язык» входит

в

состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных
предметных

областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или

специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетен­
ций:
Код

Наименование
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, про­
являть к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и спосо­
бы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и каче­
ство
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффек­
тивного выполнения профессиональных задач, профессионального и личност­
ного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессио­
нальной деятельности
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руковод­
ством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), ре­
зультат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалифика­
ции
Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нор­
мы и правила поведения
Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению

ОК 1
ОК 2
ОКЗ
ОК 4
ОК 5
ОК6
ОК 7
ОК 8
ОК 10
ОК 11
ОК 12

Освоение содержания учебной дисциплины «Родной язьпс» обеспечивает достижение сту­
дентами следующих личностных результатов:
о

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

в

ЛР

2

Проявляющий

активную

гражданскую

позицию,

демонстрирующий

приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный
и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении,

в том чис­

ле на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий

и участ­

вующий в деятельности общественных организаций
о ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценно­
стей многонационального народа России
о ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
о

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетиче­
ской культуры

в ЛР
и

12

Принимающий

воспитанию

от

детей;

родительской

семейные

ценности,

демонстрирующий

ответственности,

готовый

неприятие

отказа

от

к

созданию

насилия

отношений

со

в

семье,
своими

семьи
ухода
детьми

и их финансового содержания
о ЛР 15 Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенацио­
нальных проблем
® ЛР 22 Мотивация к самообразованию и развитию
• ЛР 23 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах
своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей,

вос­

требованных бизнесом, обществом и государством
о ЛР 24 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику

предметных результатов:
« сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний

о

них в речевой практике;
• владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование,чтение, говорение и
письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие

с окружающи­

ми людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
э сформированность навыков свободного использования

коммуникатив-

но-эстетических возможностей родного языка;
о сф орм ированность пон яти й и систем ати зацию н аучны х зн аний о род н ом язы ке; осознание

взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц
и грамматических категорий родного языка;
о сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения,

а также многоаспектного анализа текста

на родном языке;
» обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используе­
мых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей

и чувств на

родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
о овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка,
основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, ор­
фографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их

использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стрем­
ление к речевому самосовершенствованию;
СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ БАЗОВОГО КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (НАЗВА­
НИЕ)

Профессиональ­

Предметные результаты освоения ба­

ные компетенции

зового курса предмета

ПК 1.6. Консультировать
граждан и представителей
юридических лиц по вопро­
сам пенсионного обеспечения
и социальной защиты.

ПРб 01. Сформированность понятий о нормах рус­
ского литературного языка и применение знаний о
них в речевой практике;
ПРб 02. Владение навыками самоанализа
и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;

Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов
1. Русский язык среди других языков мира.
2. Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
3. Языковой портрет современника.
4. Молодежный сленг и жаргон.
5. Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного
языка.
6. А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
7. Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
8. Формы существования национального русского языка: русский литературный
9. язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
10. Язык и культура.
11. Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской
12. устной речи.
13. Вопросы экологии русского языка.
14. Виды делового общения, их языковые особенности.
15. Языковые особенности научного стиля речи.
16. Особенности художественного стиля.
17. Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.

18. Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
19. СМИ и культура речи.
20. Устная

и

письменная

формы

существования

русского

языка

и

сферы

применения.
21. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики
22. в произведениях художественной литературы.
23. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
24. Русское письмо и его эволюция.
25. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
26. Антонимы и их роль в речи.
27. Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации
28. речи.
29. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
30. Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
31. В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебного предмета

Объем в
часах
54

Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

36

лабораторные/практические занятия

0

самостоятельная работа

18

консультации
Профессионально ориентированное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные/практические занятия
Промежуточная аттестация

д/з

их

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Язык и культура (20 ч).
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (обще­
славянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские
слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского
литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода
из

общественной

жизни

обозначенных

ими

предметов

и явлений,

в том

числе

национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке
синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости.
Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Пополнение словарного состава
русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере
употребления и стилистической окраске.
Раздел 2. Культура речи (20 час).
Языковые нормы. Понятие. Характерные особенности. Источники норм.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы
и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления
антонимов.

Лексические

омонимы

и

точность

речи.

Смысловые,

стилистические

особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Словообразовательные

нормы.

Морфологические

нормы.

Синтаксические

нормы.

Типичные грамматические ошибки в речи.
Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях
и справочниках.
Стилистические нормы.
Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в
основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стан­
дартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собе­
седнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика - этикет - мораль; этические
нормы - этикетные нормы - этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в об­
щении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и ком­
плимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия, утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь, виды речевой деятельности.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, по­
вествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и ча­
стей текста.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Учебно-научный стиль. Официально - деловой стиль.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Родной язык» в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования ( ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по профессии

СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» социально -

экономического

профиля

профессионального образования —

54 часа, из них аудиторная

(обязательная) нагрузка обучающихся — 36 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов
— 18 часов.

1-2

2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12

2
2
2
2
2
2

13-14

2

15-16

2

17-18

2

2

2
19-20

2

21-22
23-24

2
2

25-26
27-28

2
2

29-30

2

2

2

2
2
31-32
33-34

2
2

35

1

36
36

1
36

2
2
18

Коды компетенция

Введение.
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика. Старославянизмы.
Заимствованная лексика
Устаревшие слова, историзмы, архаизмы.
Диалектизмы.
Современные
неологизмы
и
их
группы
по
сфере
употребления и стилистической окраске.
Самостоятельная работа: работа с текстами с изучаемыми
языковыми явлениями
Раздел 2. Культура речи
Языковые нормы. Понятие. Характерные особенности. Источники
норм
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского литературного языка.
Самостоятельная работа: упражнения по орфоэпии
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного языка
Самостоятельная работа: выполнение упражнений
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка
Самостоятельная работа: работа с текстами
Словообразовательные нормы
Морфологические нормы
Самостоятельная работа: работа с упражнениями
Синтаксические нормы
Стилистические нормы
Самостоятельная работа: работа с текстами
Речевой этикет
Самостоятельная работа: работа с текстами
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь, виды речевой деятельности.
Текст и его основные признаки. Виды преобразования текстов.
Функциональные разновидности языка
Самостоятельная работа: работа с текстом
Типы речи
Самостоятельная работа: работа с текстами
Дифференцированный зачёт
Итог

Самостоятельная
работа

№
урока
Теоретические
занятия

Наименование разделов и тем

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание
обучения
Введение

-

Речь. Речевая дея­
тельность. Текст

-

-

-

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке
как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и
истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговор­
ки о русском языке;
составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или
письменной форме;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни
общества;
вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор тек­
стов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского
языка в жизни человека
Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи,
формулировать основную мысль художественных текстов;
вычитывать разные виды информации;
характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую
позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указы­
вать их роль в идейно-художественном содержании текста;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной
форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональ­
ный настрой текста;
анализировать речь с точки зрения правильности, точности, вы­
разительности, уместности употребления языковых средств;
подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных
произведений;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функцио­
нальной направленности с точки зрения соответствия их коммуникатив­
ным задачам и нормам современного русского литературного языка;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими ин­
формационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом
отдельных народов России и мира;
различать
тексты
разных
функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне
употребления лексических средств, типичных синтаксических конструк­
ций);
анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), пуб­
лицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и
типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; рас­
писка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);
подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять
информационную переработку текста, создавать вторичный текст, ис­
пользуя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, рефе-

рат, аннотацию, рецензию)

Язык и культура

-

объяснять особенности употребления лексических средств в текстах
научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую
информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря,
словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультиме­
дийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙЯЗЫК»

Освоение

программы

учебной

дисциплины

«Родной

язык»

предполагает

наличие

в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного

кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся

свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том
числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «Родной язык» входят:
•

многофункциональный комплекс преподавателя;

'

информационно-коммуникативные средства;

•

экранно-звуковые пособия;

' комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструк­
ции по их использованию и технике безопасности;
•

библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечиваю­
щие освоение учебной дисциплины «Родной языка», рекомендованные или допущенные для ис­
пользования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научнопопулярной и другой литературой по родному языку.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Родной язык» студенты имеют возмож­
ность доступа к электронным учебным материалам по родному языку, имеющимся в свободном до­
ступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
1.

Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс - М: Академия, 2018 г.

2.

Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс - М: Академия, 2019 г. - Электронный учеб­
ник

3.

Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс - М: Академия, 2018г.

4.

Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс - М: Академия, 2019 г. - Электронный учеб­
ник

Дополнительная литература
Для обучающихся
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образо­
вательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М.: 2017.
2.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специ­
альности СПО. - М.: 2017.

3.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-методический комплекс для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специ­
альности СПО. - М.: 2017.

4.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 к л .- М ., 2004.

5.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для
10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.

6.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ.
сред. проф. учеб. заведений. - М., 2007.

7.

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е изд., испр. М., 2006.

8.

Гольцова Н.Г., Ш амшин И В . Русский язык. 10-11 к л .- М ., 2005.

9. Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник 10 класс - М: Русское слово, 2013 г.
10. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.
11. ДейкинаА .Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 к л .- М ., 2005.
12. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
13. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.
14. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
15. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2002.
16. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2002.

17. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М ., 1998.
1.

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобра­
зовательных учреждений. - М.: Академия, 2001

2.

Бабайцев В.В. Русский язык. Сборник заданий 10-11 кл. - М.: Академия,1997

3.

Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение,
1998

4.

Розенталь Д.Э. Русский язык 10-11 кл.- М.: Академия, 1999

Для преподавателя
1.

Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

2.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.

3.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002.

4. Балтина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000.
5. Балтина Н.С. Теория текста. - М., 2004.
6.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.

7.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П.
- М . 2006.

8.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М., 2002.

9.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М., 2001.

10. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 2000.
11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2001.
12. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. - М., 2004.
13. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2005.
14. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2004.
15. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. - М.. 2004.
16. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.,
2004.
17. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М., 2000.
18. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. - М.. 2005.

С ловари

1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.
2.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.

3.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.

4.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение,
формы. - М., 2001.

5.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

6.

Львов В.В. Ш кольный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

7.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд.,
стереотипн. - М., 2002.

8.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е
изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.

9.

Ожегов С.И., Ш ведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

10. Семенюк А.А., М атюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2001.
11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими
формами. - М., 2002.
13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / Под
ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. М , 2006.
16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка.
Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. М , 2000.
17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Ш кольный словарь строения и изменения слов русского языка. М., 2005.
18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и проис­
хождение словосочетаний. - М., 2000.
19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхожде­
ние слов. - М., 2000.
20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.
21. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхожде­
ние слов. - М., 2000.
22. Ш кольный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».