ОУД.03 Литература, 2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ: ...
£ Директор ГАПРУ&СР
'Spy /.

т

г

-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РУД .03 «ЛИТЕРАТУРА»
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
профиль обучения: Социально - экономический

г. Камышлов, 2022
1

Рассмотрена на заседании предметной

(цикловой)

комиссии педагогических работников

общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель________________ Л.А.Чуркина

СОГЛАСОВАНО:
Заме.е^тедь директора по УПР
НА. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
^
ТА . Мадыгина

Составитель: Казанцева Ольга Михайловна, преподаватель КГТТ, ВКК
Содержание

программы

реализуется

в

процессе

освоения

студентами

основной

образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в
соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
6

«ЛИТЕРАТУРА»
2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

12

3.СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

12

4.

25

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

27

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Литература» разработана на основе:
федерального

государственного образовательного

стандарта среднего общего

образования (далее - ФГОС СОО);
■S

примерной основной образовательной программы среднего общего образования

(далее - ПООП СОО);
S

федерального

государственного

профессионального образования (далее -

образовательного

стандарта

среднего

ФГОС СПО) 40.02.01 «Право и организация

социального обеспечения»
■S

примерной

рабочей

программы

общеобразовательной

учебной

дисциплины

«Литература» по социально - экономическому профилю (для профессиональных образовательных
организаций);
^

учебного плана по специальности 40.02.01 «Право и организация социального

обеспечения»
•S

рабочей программы воспитания по специальности 40.02.01 «Право и организация

социального обеспечения»
S

Программа учебного

Концепцией

преподавания

предмета

«Литература» разработана в соответствии

общеобразовательных

дисциплин

с учетом

с

профессиональной

направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной
политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении
методик преподавания».
Содержание рабочей программы по предмету «Литература» разработано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности специальности.
Содержание

программы

образовательной

дисциплины

направлено

на

достижение

и

предметных

следующих целей и задач:
1. Способствовать

достижению

личностных,

метапредметных

результатов обучения;
2. Формировать коммуникативную, читательскую и литературоведческую компетенции
обучающихся;
3. Способствовать формированию ОК и ПК.
Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты

ФГОС СПО):
1. Формировать гуманистическое мировоззрение духовно развитой личности, национальное
самосознание, чувство патриотизма;
2. Формировать представление о художественной литературе как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
3. Развивать представление о специфике художественной литературы, культуру восприятия
художественного текста, понимание взаимосвязи литературного процесса и исторического
развития общества;
4.

Способствовать развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей,
художественного вкуса, функциональной грамотности;

5.

Совершенствовать навыки чтения, анализа и интерпретации литературного произведения
как художественного целого на основе историко-литературных и теоретико-литературных
знаний;

6. Способствовать успешному профессиональному образованию.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.

Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы:

ОД является частью обязательной предметной области «Русский язык и литература», изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профиля профессионального
образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социа льного обеспечения»
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
OK 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

OK 10

Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда

OK 11

Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и
правила поведения

ОК 12

Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению

Содержание общеобразовательной дисциплины «Литература» (базовый уровень) направлено
на достижение всех личностных (далее - ЛР), метапредметных (далее - МР) и предметных (далее ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной
образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).

Личностные результаты отражают:
S

ЛР 01 - российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн)
(ПВР:

ЛР 1 - Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛР 5 -

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви
к

Родине,

родному

народу,

малой

родине,

принятию

традиционных

ценностей

многонационального народа России).
S

ЛР 04 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире (ПВР: ЛР 2 Проявляющий

активную

гражданскую

позицию,

демонстрирующий

приверженность

принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в
студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций).
S

ЛР Об

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и

способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
(ПВР: ЛР 3 - Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и
девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально
опасное поведение окружающих.

ЛР 8 - Проявляющий и демонстрирующий уважение к

представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
S ЛР 07 - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности (ПВР: ЛР 6 - Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. ЛР 7 - Осознающий
приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности).

Метапредметные результаты отражают:
S МР 04 - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
■f МР 08 - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства
S МР 09 - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения
Предметные результаты на базовом уровне отражают:
■S ПРб 01 - Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике
S ПРб 02 - Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
S ПРб 03 - Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации
S ПРб 04 - Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров
S ПРб 05 - Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной
и мировой
S ПРб

06

-

Сформированность

представлений

об

изобразительно-выразительных

возможностях русского языка
S ПРб 07 - Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения
S ПРб 08 - Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях
•S ПРб 09 - Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово­
родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания
S ПРб 10

- Сформированность представлений о системе стилей языка художественной

литературы

СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ БАЗОВОГО КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (НАЗВАНИЕ)
Профессиональные

Предметные результаты освоения базового

компетенции

курса предмета

ПК 1.1
Осуществлять профессиональное
толкование
нормативных
правовых актов для реализации
прав
граждан
в
сфере
пенсионного
обеспечения
и
социальной защиты

ПРб 03 - Владение умением анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации
ПРб 04 - Владение умением представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров

ПК 1.2
ПРб 01
Осуществлять прием граждан Сформированность
понятий
о
нормах
русского
по
вопросам
пенсионного литературного языка и применение знаний о них в речевой
обеспечения
и
социальной практике
защиты
ПРб 02
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью

Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов
1.

Мотив

преступления

и

наказания

в

произведениях

русской

литературы.
2. Бесправность и незащищённость простых жителей Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный
всадник».
3. Социальное неравенство и правовая незащищённость героев пьесы А. Н.Островского «Гроза».
4.

Унижение личности и человеческого достоинства в пьесе А. Н.Островского «Гроза».

5. Правонарушения градоначальников города Глупова в «Истории одного города»

М.

Е. Салтыкова-Щедрина.
6. Н. С. Лесков о проблеме преступления и наказания в повести «Очарованный странник».
7.

Тема женской преступности в повести Н. С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда"

Н.

С. Лескова.
8.

Социально-нравственная

оценка преступления

Родиона Раскольникова

в

романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
9.

Связь творчества Ф. М. Достоевского с исследованием проблем юриспруденции.

10. Преступление

Раскольникова - бунт

против общества

и

социального

и

практика

романе

неравенства
11. Преступления

Л.Н.Толстого «Воскресенье».

судебная

в

12. Беззаконие в царской армии по отношению к простому солдату в повести А.Куприна
«Поединок».
13.

Уголовное преступление

(убийство безоружного человека) и его безнаказанность в

произведении А.Куприна «Поединок».
14. Нарушение прав и свобод ночлежников в пьесе М.Горького «На дне».
15. Военные преступления в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» и повести «Они сражались
за Родину».
16.

Мотив преступления и наказания в произведениях современной отечественной литературы.

17. Детектив и его связь с исследованием современных проблем юриспруденции
18. Мир фэнтези в современной литературе
19.

Проблемы молодёжи в современной литературе

20. Проблема «отцов» и «детей» в современной литературе
21. Жанр детектива в творчестве современных писателей (по выбору студента)
22. Тема войны в современной литературе
23.

Древние славянские божества в русских сказках

24.

Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.

25.

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в оценке священнослужителей
Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)

1.

8 октября

130 лет со дня рождения русской поэтессы Марины Цветаевой (1892-1941)

2.

6 ноября

170 лет со дня рождения Д.Н. Мамина-Сибиряка, писателя (1852-1912)

3.

10 января

140 лет со дня рождения А.Н. Толстого, писателя (1885-1945)

4.

25 января

85 лет со дня рождения русского поэта, актёра Владимира Семёновича Высоцкого

(1938-1980)
5.

9 февраля

85 лет со дня рождения Юрия Иосифовича Коваля (1938-1995)

6.

12 апреля

200 лет со дня рождения русского драматурга Александра

Николаевича

Островского (1823-1886)
7. 7 мая 120 лет со дня рождения русского советского поэта и переводчика Николая Алексеевича
Заболоцкого(1903-1958)
8.

12 мая

90 лет со дня рождения русского поэта Андрея Вознесенского (1933- 2010)

9. 190 лет - «Евгений Онегин» А.С. Пушкин (20-21 марта 1833 года вышло в свет первое полное
издание романа)
10. 160 лет - «толковый словарь живого великорусского языка» (1863) В. И. Даль
11. 150 лет - «Снегурочка» (1873) А.Н. Островский
12. 1 сентября - День знаний. Это праздник человеческой мудрости, научных ценностей,
грамотности и образования. 1 сентября не только открываются двери всех учебных заведений,

но и отдаётся дань силе человеческого ума, который призван служить добру.
13. 8 сентября - Международный день грамотности. Был учреждён ЮНЕСКО в 1966 году по
рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности
(Тегеран, сентябрь 1965 года) - с целью напомнить о важности грамотности в жизни людей и
общества и о необходимости укрепления усилий по её распространению. Дата празднования (8
сентября) - день открытия этой конференции.
14. 1 февраля - Всемирный день чтения вслух. Отмечается с 2010 года по инициативе
некоммерческой организации "Lit World". Проводится в первую среду февраля. Цель праздника
- показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи
своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. Читать интересно! А читать вслух
- интересно вдвойне! Ведь при чтении вслух мы делимся своими эмоциями с окружающими,
передаем им свое настроение и ощущения от прочитанного.
15.3 февраля - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Борьба с ненормативной
лексикой ведётся во всём мире: созываются комитеты, привлекаются активисты, изучаются
возможные пути решения проблемы.
16. 21 марта - Всемирный день поэзии.
17. 24 мая - День славянской письменности и культуры. Праздник, приуроченный ко дню памяти
святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских.
18. 25 мая - День филолога.
19.6 июня - День русского языка. Пушкинский день.

2.

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

180

в т. ч.:
1. Основное содержание

96

в т. ч.:
теоретическое обучение

90

практические занятия

6

2. Профессионально ориентированное содержание

22

в т. ч.:
теоретическое обучение

18

Практические занятия

4

Самостоятельная работа

60

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
№
раздела,
темы

1
1.1

Содержание учебного материала

Объем
в часах

Введение

2

Историко-культурный процесс и периодизация
русской литературы.
Специфика
литературы
как
вида
искусства.
Взаимодействие
русской
и
западноевропейской
литературы. Самобытность русской литературы (с
обобщением ранее изученного материала).
Профессионально ориентированное содержание
Значение литературы при освоении профессий и
специальностей СПО социально-экономического профиля
Русская литература первой половины XIX века
Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX
веков.
Романтизм.
Особенности
русского
романтизма.
Литературные общества и кружки. Зарождение русской
литературной критики. Становление реализма в русской
литературе. Русское искусство

2

Самостоятельная работа

2

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы

ПРб 07,
JIP 01, ЛР 04,
МР 04,

2
2
8
2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
Л Р 0 1 , ЛР 04,
МР 04,

Подготовка сообщений
1.2

1.3

1.4

1.5

2
2.1

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837).
Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с
обобщением ранее изученного). Детство и юность.
Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и
романтический период творчества. Михайловское: темы,
мотивы и художественное своеобразие творчества.
Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль
Пушкина в становлении русского литературного языка.
Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкинмыслитель. Творчество А. С. Пушкина в критике и
литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в
других видах искусства. «Чувства добрые» в лирике А. С.
Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное
благородство и гармоничность в выражении любовного
чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы.
Отношения человека с Богом. Осмысление высокого
назначения художника, его миссии пророка. Идея
преемственности поколений. Осмысление исторических
процессов с гуманистических позиций. Нравственное
решение проблем человека и его времени.
Михаил Ю рьевич Лермонтов (1814 — 1841). Личность
и жизненный путь М. Ю. Лермонтова
(с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы
ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное
своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского
и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике
Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики
Лермонтова
Николай Васильевич Гоголь (1809 — 1852). Личность
писателя, жизненный и творческий путь
(с обобщением ранее изученного). «Петербургские
повести»: проблематика и художественное своеобразие.
Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В.
Гоголя в русской литературе
Профессионально ориентированное содержание
Работа с источниками информации (дополнительная
литература, словари, энциклопедии, тексты
художественной литературы, электронные источники)
Особенности развития русской литературы во второй
половине XIX века
Культурно-историческое развитие России середины XIX
века. Основные проблемы, характеристика прозы, поэзии,
журналистики
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений

2

2

2

2
2

16
2

2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
Л Р 01, Л Р04,
МР 04,

2.2

2.3

Александр Николаевич Островский (1823— 1886).
Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с
обобщением ранее изученного). Социально-культурная
новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего
сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н.
Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы.
Жанровое своеобразие. Художественные особенности
драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей).
Самобытность
замысла,
оригинальность
основного
характера, сила трагической развязки в судьбе героев
драмы. Символика грозы. Образ Катерины — воплощение
лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической
личности с укладом жизни, лишенной народных
нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия
и свободы в драме.
Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева.
Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда
в пьесе.
Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные
проблемы
в
драме.
Лариса
и
ее
окружение.
Художественные особенности драмы «Бесприданница».
Основные сюжетные линии драмы. Тема «маленького
человека» в драме «Бесприданница».
Малый театр и драматургия А. Н. Островского.
Для чтения и изучения. Драма «Гроза». Статья Н. А.
Добролюбова «Луч света в темном царстве». Драма
« Б ес пр иданница»
Самостоятельная работа
Работа с критической литературой
Иван
Александрович
Гончаров
(1812— 1891).
Жизненный путь и творческая биография И. А.
Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова.
«Обломов». Творческая история романа. Своеобразие
сюжета и жанра произведения. Проблема русского
национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как
художественно-философский
центр
романа.
Образ
Обломова.
Противоречивость
характера
Обломова.
Обломов
как
представитель
своего
времени
и
вневременной образ. Типичность образа Обломова.
Эволюция образа Обломова. Ш тольц и Обломов. Прошлое
и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как
лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья
Пшеницына).
Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д.
И. Писарева, И. Анненского и др.). Роман «Обрыв».
Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие
типов и характеров в романе. Трагическая судьба
незаурядного человека в романе. Гончаров —• мастер
пейзажа. Тема России в романах Гончарова
Самостоятельная работа
Работа с критической литературой

2

2

2

2.4

2.5

Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883).
Ж изненный и творческий путь И. С. Тургенева (с
обобщением ранее изученного). Психологизм творчества
Тургенева. Тема любви в творчестве И.С.Тургенева
(повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в
прозе»). Их художественное своеобразие. Тургеневроманист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов).
Типизация общественных явлений в романах И. С.
Тургенева. Своеобразие художественной манеры
Тургенева-романиста.
Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа.
Отображение
в
романе
общественно-политической
обстановки
1860-х
годов.
Проблематика
романа.
Особенности композиции романа. Базаров в системе
образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм
в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на
искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы.
Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль
в раскрытии идейно-эстетического содержания романа.
Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и
«детей». Значение заключительных сцен романа в
раскрытии
его
идейно-эстетического
содержания.
Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа
«Отцы и дети» (Д. И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).
Для чтения и изучения. Роман «Отцы и дети». Д. И.
Писарев. «Базаров»
Самостоятельная работа
Работа с критической литературой
Михаил Евграфович Салтыков-Щ едрин (1826— 1889).
Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина
(с обобщением ранее изученного). Мировоззрение
писателя. Ж анровое своеобразие, тематика и проблематика
сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики
в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная
образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык
сказок. Обобщающий смысл сказок. Замысел, история
создания «Истории одного города». Своеобразие жанра,
композиции.
Образы
градоначальников.
Элементы
антиутопии в «Истории одного города». Приемы
сатирической фантастики, гротеска, художественного
иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в
истории русской литературы.
Самостоятельная работа
Анализ сказки по плану (по выбору)

2

2
2

2

2.6

Федор М ихайлович Достоевский (1821— 1881). Сведения
из жизни писателя (с обобщением ранее изученного).
Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра.
Особенности
сюжета.
Отображение
русской
действительности в романе. Социальная и нравственно­
философская проблематика романа. Социальные и
философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории
Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы»,
«твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение
в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к
греху, попранию высоких истин и нравственных
ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона
Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его
характера и общей композиции романа. Эволюция идеи
«двойничества». Страдание и очищение в романе.
Символические образы в романе. Символическое значение
образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения
авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и
«правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские
мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его
главного героя. Роман «Униженные и оскорбленные».
Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Боль
за униженных, угнетенных в произведении. Сложный,
богатый внутренний мир «маленького человека». Развитие
гуманистических традиций Пушкина и Гоголя.
Роман
«Идиот».
Ж анровое
своеобразие
романа.
Особенности сюжета. Философская глубина, нравственная
проблематика романа. Трагичность взаимоотношений
героев с внешним миром. Князь Мышкин как «идеальный
герой». Настасья Филипповна — один из лучших женских
образов Достоевского.___________________________________
Самостоятельная работа
Сочинение

2.7

Лев Николаевич Толстой (1828— 1910).
Жизненный путь и творческая биография (с обобщением
ранее изученного). Духовные искания писателя. Романэпопея «Война и мир». Ж анровое своеобразие романа.
Особенности
композиционной
структуры
романа.
Художественные принципы Толстого в изображении
русской
действительности:
следование
правде,
психологизм, «диалектика души». Соединение в романе
идеи личного и всеобщего. Символическое значение
понятий «война» и «мир». Духовные искания Андрея
Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское
общество в изображении Толстого, осуждение его
бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи
в романе. Правдивое изображение войны и русских солдат
— художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская
битва — величайшее проявление русского патриотизма,
кульминационный момент романа. «Дубина народной
войны», партизанская война в романе. Образы Тихона
Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне.
Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в
авторской оценке. Проблема русского национального
характера. Осуждение жестокости войны в романе.
Развенчание идеи «наполеонизма».
Патриотизм в понимании писателя. «Севастопольские
рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на
жизнь в севастопольский период. Война как явление,
противоречащее человеческой природе. Сила духа
русского народа в представлении Толстого. Настоящие
защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны».
Контраст между природой и деяниями человека на земле.
Утверждение духовного начала в человеке. Особенности

поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов»
в творчестве JI. Н. Толстого. Роман «Анна Каренина».
Светское общество конца XIX века в представлении
Толстого. История Анны Карениной: долг и чувство.
«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»

Самостоятельная работа
Сочинение
2.8

2.9

3
3.1

3.2

3.3

4

(2ч)

Антон Павлович Чехов (1860— 1904).
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Своеобразие
и
всепроникающая
сила
чеховского
творчества. Художественное совершенство рассказов
А.П.Чехова.
Новаторство
Чехова.
Периодизация
творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чеховрепортер. Ю мористические рассказы. Пародийность
ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых
форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.
Особенности изображения «маленького человека» в прозе
А. П. Чехова. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый
сад». История создания, жанр, система персонажей.
Сложность
и
многозначность
отношений
между
персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе.
Сочетание комического и драматического в пьесе
«Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад».
Смысл
названия
пьесы.
Особенности
символов.
Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный
театр. Театр Чехова — воплощение кризиса современного
общества. Роль А.П.Чехова в мировой драматургии театра.
Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух)

2

Самостоятельная работа
Анализ рассказа по плану
Профессионально ориентированное содержание
Анализ историко - и теоретико-литературного контекста
художественного
произведения
и применение
его
результатов для решения профессиональных задач
профессий и специальностей социально-экономического
профиля
Поэзия второй половины XIX века
Федор Иванович Тютчев (1803— 1873)
Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с
обобщением
ранее
изученного).
Философская,
общественно-политическая и любовная лирика Ф. И.
Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И.
Тютчева.
Самостоятельная работа
Учить наизусть стихотворение (по выбору)
Афанасий Афанасьевич Фет (1820— 1892)
Ж изненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением
ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и
художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы,
мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета

2

Самостоятельная работа
Учить наизусть стихотворение (по выбору)
Профессионально ориентированное содержание
Выявление в художественных текстах изобразительно­
выразительных средств языка и применение понимания
образной системы для решения профессиональных задач
специальностей естественно-научного профиля
Литература XX века. Особенности развития
литературы и других видов искусства в начале XX
века

2
2

4
2

ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08,
Л Р 01, Л Р 04,
МР 04,

2
2

2
2
2

10

ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08,
Л Р 01, Л Р 04,

4.1

4.2

Иван Алексеевич Бунин (1870— 1953).
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А.
Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация
родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни.
Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя
в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.
Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная
особенность
стиля
И.А.Бунина.
Судьбы
мира и
цивилизации
в
творчестве
И.А.Бунина.
Русский
национальный характер в изображении Бунина. Общая
характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема
любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в сравнении с
классической традицией. Слово, подробность, деталь в
поэзии и прозе. Тема «дворянского гнезда» на рубеже
XIX— XX веков, ее решение в рассказе И.А.Бунина
«Антоновские яблоки» и пьесе А.П.Чехова «Вишневый
сад». Реалистическое и символическое в прозе и поэзии.
Критики
о
Бунине
(В.Брюсов,
Ю.Айхенвальд,
3.Шаховская, О.Михайлов) (по выбору преподавателя).

2

Самостоятельная работа
Учить наизусть стихотворение (по выбору)
Александр Иванович Куприн (1870— 1938)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание
здоровых человеческих чувств в произведениях А. И.
Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество
А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна.
Тема «естественного человека» в творчестве Куприна
(повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы,
богатство духовного мира героев. Нравственные и
социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение
пороков современного общества.
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести,
спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в
повести. Трагический смысл произведения. Любовь как
великая и вечная духовная ценность. Трагическая история
любви «маленького человека». Столкновение высоты
чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И.
Куприна о любви.
Решение темы любви и истолкование библейского сюжета
в повести «Суламифь».
Обличительные мотивы в творчестве А.И. Куприна. Образ
русского офицера в литературной традиции («Поединок»),
Армия как модель русского общества рубежа XIX— XX
веков. Изображение офицерской среды, строевой и
казарменной жизни солдат, личных отношений между
людьми.
Освещение
проблемы
личности
как
«нравственного воскресения» героя. Ситуация дуэли:
преломление
традиции
как
отражение
времени.
Социальные и нравственные проблемы в повести.
Традиции психологизма Л. Н. Толстого в творчестве
Куприна.
Критики
о
Куприне
(Ю.Айхенвальд,
М.Горький,
О.Михайлов) (по выбору преподавателя).

2

Самостоятельная работа
Работа с критической литературой

2

2

МР 04,

4.3

4.4

4.5

4.6

5

Серебряный век русской поэзии
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX
— начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов,
Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам,
Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич,
Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.
Общая характеристика творчества (стихотворения не менее
трех авторов по выбору).
Проблема традиций и новаторства в литературе начала XX
века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов,
символистов, акмеистов, футуристов.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».
Литературные течения поэзии русского модернизма:
символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика
направлений). Поэты, творившие вне литературных
течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений и презентаций по творчеству
поэтов серебряного века
Максим Горький (1868— 1936).
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
М.Горького как ранний образец социалистического
реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы
персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика
и проблематика романтического творчества Горького.
Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и
способ ее воплощения.
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее
философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении
человека. Авторская позиция и способы ее выражения.
Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ.
Горький-романист.
Публицистика
М.
Горького:
«Несвоевременные мысли». Поэтика заглавия. Выражение
неприятия М.Горьким революционной действительности
1917— 1918 годов как источник разногласий между
М.Горьким и большевиками.
Цикл публицистических статей М.Горького в связи с
художественными произведениями писателя. Проблемы
книги «Несвоевременные мысли». Критики о Горьком. (А.
Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).
Самостоятельная работа
Анализ одного из ранних рассказов М.Горького по плану
Александр Александрович Блок (1880— 1921).
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Природа социальных противоречий в изображении поэта.
Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема
родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.
Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком
социального характера революции. Сюжет поэмы и ее
герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара»,
неоднозначность финала, образ Христа в поэме.
Композиция,
лексика,
ритмика,
интонационное
разнообразие поэмы.
Самостоятельная работа
Ответить на вопросу по анализу произведения
Профессионально ориентированное содержание
Реализация представлений о системе стилей
художественной литературы разных эпох, литературных
направлениях, индивидуальном авторском стиле в
решении профессиональных задачах специальностей
социально-экономического профиля
Особенности развития литературы 1920-х годов

2

2

2

2
2

2
1
1

4

5.1

Владимир Владимирович Маяковский (1893— 1930).
Сведения
из
биографии
(с
обобщением
ранее
изученного).Поэтическая
новизна
ранней
лирики:
необычное содержание, гиперболичность и пластика
образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема
несоответствия мечты и действительности, несовершенства
мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер
и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского.
Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во
весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии
Маяковского. Образ поэта-гражданина
Самостоятельная работа
Учить наизусть стихотворение

5.2

Сергей Александрович Есенин (1895— 1925).
Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного).
Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие
темы родины как выражение любви к России.
Художественное
своеобразие
творчества
Есенина:
глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность
впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи,
народно-песенная основа стихов.
Поэма «Анна Онегина» — поэма о судьбе человека и
Родины. Лирическое и эпическое в поэме.
Самостоятельная работа
Учить наизусть стихотворение
Профессионально ориентированное содержание
Навыки анализа текста художественного произведения и
их применение в профессии социально-экономического
профиля
Особенности развития литературы 1930 — начала
1940-х годов
Становление новой культуры в 1930-е годы.
Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в
культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских
писателей и его значение.
Социалистический реализм как новый художественный
метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Отражение
индустриализации
и
коллективизации;
поэтизация социалистического идеала в творчестве Н.
Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф.
Гладкова, М. Ш агинян, В.Вишневского, Н. Погодина, Э.
Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П.
Васильева и др. Историческая тема в творчестве А.
Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое
обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров,
М. Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений и презентаций по творчеству
писателей 1930 - х гг
Марина Ивановна Цветаева (1892— 1941). Сведения из
биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.
И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности.
Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой.
Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике
Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

5.3

6
6.1

6.2

6.3

Самостоятельная работа
Учить наизусть стихотворение
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891— 1940)
Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее
изученного материала).

2

ПРб 05, ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
Л Р 0 1 , ЛР 04,
МР 04, МР 08,

2
2

2
1
1

8
2

2

2

2
2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
Л Р 0 1 , ЛР 04,
МР 04, МР 09

Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской
войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как
обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь
— лейтмотив произведения. Тема Дома как основы
миропорядка. Ж енские образы на страницах романа.
Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра.
Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские
главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека:
страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его
окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.
Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы
(творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова.
Своеобразие писательской манеры.
Самостоятельная работа
Анализ образов героев романа «Мастер и Маргарита»
6.4

6.5

7
7.1

7.2

Михаил
Александрович
Шолохов
(1905— 1984).
Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением
ранее изученного). Мир и человек в рассказах М.Шолохова.
Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос
«Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.
Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о
судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской
войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции.
Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство
психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в
поворотный момент истории, ее смысл и значение.
Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого
в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной
манеры писателя
Самостоятельная работа
Ответить на вопросы по анализу романа - эпопеи «Тихий
Дон»
Профессионально-ориентированное содержание
Закрепление знаний содержания произведений русской и
мировой
классической
литературы,
их
историкокультурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры и их
применение в профессии
Особенности развития литературы периода Великой
Отечественной войны и первых послевоенных лет
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы
человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного
подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил
в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В.
Ажаева и др.
Самостоятельная работа
Подготовка докладов о творчестве писателей и поэтов
первых послевоенных лет
Анна Андреевна Ахматова (1889— 1966). Жизненный и
творческий путь (с обобщением ранее изученного). Ранняя
лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта.
Тематика и тональность лирики периода Первой мировой
войны: судьба страны и народа. Личная и общественная
темы
в
стихах
революционных
и
первых
послереволюционных лет. Темы любви к родной земле,
Родине, России. Пушкинские темы в творчестве
Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества
в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в
творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический

2
2

2

2
2

6
4

2

2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09

масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы
лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики
Ахматовой.

7.3

8
8.1

8.2

8.3

8.4
8.5

8.6

8.7

8.8

8.9

Самостоятельная работа
Учить наизусть стихотворение
Профессионально ориентированное содержание
Выявление тем, проблем художественного произведения и
составление аргументированных развернутых устных и
письменных высказываний, в том числе и
профессиональной направленности
Особенности развития литературы 1950— 1980-х годов
Основные направления и течения художественной прозы
1950— 1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и
новаторство в произведениях прозаиков. Художественное
своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова,
В. Распутина.
Самостоятельная работа
Подготовка докладов «Основные течения и направления
прозы 1950 - 1980 - х гг», «Своеобразие
творчества
писателей 1950 - 1980 - х гг» (по выбору)
Практическая работа
В.М. Шукшин. Аналитическая беседа по рассказам:
«Чудик», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство»
(Письменные ответы на вопросы).
Практическая работа
В.Г. Распутин. Дискуссия по повести «Прощание с
Матёрой».
А.И. Солженицын «Последний день Ивана Денисовича».
Характеристика главного героя.
Практическая работа
В.Т Шаламов «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест»
(мини-дискуссия на цитатном материале).
Семинар
Новое осмысление проблемы человека на войне.
Исследование
природы
подвига
и
предательства,
философский анализ поведения человека в экстремальной
ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной
войне в воспитании патриотических чувств молодого
поколения.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений и презентаций по произведениям о
Великой Отечественной войне
Изображение
жизни
советской деревни.
Глубина,
цельность духовного мира человека, связанного своей
жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во
времени, предвидение опасности утраты исторической
памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций
предшествующих поколений.
Самостоятельная работа
Подготовка докладов о представителях «деревенской
прозы»
Историческая тема в советской литературе. Разрешение
вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях
человека и власти. Автобиографическая литература.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений и презентаций «Историческая тема
в
советской
литературе»,
«Автобиографическая
литература»
Профессионально ориентированное содержание
Навык интерпретации художественного произведения,
осмысление поднятых в нем нравственных проблем и его

2
2
2

16
2

2

2

2

2
2

2

2

2

2

2

2

2
2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
Л Р 0 1 , Л Р 04,
МР 04, МР 09

9
9.1

9.2

9.3

10
10.1

10.2

10.3

11
11.1

11.2

11.3

12
12.1

применение в профессии. Написание сочинений, эссе, в том
числе и на профессиональную тематику с аргументацией
примерами из художественной литературы
Творчество поэтов в 1950— 1980-е годы
Развитие традиций русской классики и поиски нового
поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950— 1980-х
годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов,
развивавших жанр авторской песни. Литературные
объединения и направления в поэзии 1950— 1980-х годов.
Самостоятельная работа
Учить наизусть стихотворение
Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие
лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония
человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н.
Рубцова.
Самостоятельная работа
Учить наизусть стихотворение
Профессионально ориентированное содержание
Аналитическая
работа
с
текстами
поэтических
произведений
и
применение
ее
результатов
в
профессиональной деятельности специалиста социальноэкономического профиля
Драматургия 1950— 1980-х годов
Особенности драматургии 1950— 1960-х годов. Жанры и
жанровые разновидности драматургии 1950— 1960-х годов
Самостоятельная работа
Ответить на вопросы по драматургии 1950 - 1960 гг)
Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание
драматургов к повседневным проблемам обычных людей.
Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести,
героизма и предательства, чести и бесчестия
Профессионально ориентированное содержание
Сравнительный
анализ
тематики
и
проблематики
эпических и драматических произведений как элемент
аналитической деятельности в профессии естественно­
научного профиля
Особенности развития литературы конца 1980— 2000-х
годов
Семинар
Отражение
постмодернистского
мироощущения
в
литературе
конца
1980— 2000-х
годов.
Основные
направления развития литературы конца 1980— 2000-х
годов.
Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В.
Дудинцева, В. Войновича. Проза А. Солженицына, В.
Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С.
Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л.
Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др. Развитие
разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н.
Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А.
Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и
др.
Профессионально ориентированное содержание
«Читая - размыш ляем...»: аналитическая беседа по
произведениям художественной литературы конца 1980—
2000-х. Определение роли художественной литературы для
специалиста социально-экономического профиля
Характеристика художественной литературы XXI века
Основные направления и имена писателей и поэтов (по
выбору преподавателя)
Профессионально ориентированное содержание

4
2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
Л Р 01, Л Р 04,
МР 04, МР 09

2
2

2
2
2

4
2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,

2

ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09

2

2
2

4
2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06,
ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР 09

2

2
2

4
4
2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
Л Р 0 1 , Л Р 0 4 ,Л Р 0 6 ,
ЛР 07,

12.2

«Практикум:
начинающие
литературоведы»:
аналитическая работа с текстами в мини-группах (по
заданному плану) на тему: «Какие жизненные уроки можно
извлечь из произведений современной литературы
специалистам социально-экономического
профиля,
живущим в XXI в»
Промежуточная аттестация (дифференцированный
зачет)
Итого

2

2
120

МР 02, МР 04, МР 09

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация

программы

учебного

предмета требует

наличия

учебного

кабинета

«Литература»
Оборудование учебного кабинета:
-

посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект электронных видеоматериалов;
задания для контрольных работ;
профессионально ориентированные задания;
материалы экзамена.
Технические средства обучения:

- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- телевизор
Залы:
Библиотека, класс самоподготовки с выходом в интернет

Информационное обеспечение обучения
Основная литература
1.

Коровин, В.Н. Литература: учебник в 2-х частях. 10,11 класс - М.: Просвещение (электронная
библиотека)

Дополнительная литература
1. Коровин, В.Н Литература: учебник в 2-х частях.
2. 10 класс - М.: Просвещение, 2011.
3. Коровин, В.Н Литература: учебник в 2-х частях.
4. 11 класс - М.: Просвещение, 2011.
5.

Коровин, В.Н Литература: учебник в 2-х частях.

6.

10,11 класс - М.: Просвещение (электронная библ-ка)

7.

Кутузов, А.Г. В мире литературы. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:

Дрофа,2003
8.

Кутузов, А.Г. В мире литературы. 10 кл.: учебник для общеобразовательных; учреждений. - М.:

Дрофа,2004
9.

Лебедев, Ю.В. Русская литература 19 в. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В

2-хч.ЧЛ - М.: Просвещение,2001
10. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19 в. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В
2-х ч.Ч.2 - М.: Просвещение,2001

Агеносов В.В. Русская литература 20 века. 11 класс. 4.1 - М.:Дрофа,2001
Агеносов В.В. Русская литература 20 века. 11 класс. 4.2 - М.-.Дрофа,2001

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование образовательных
Методы оценки
результатов ФГОС СОО (предметные
результаты - П Р )
ПРб 05 Знание содержания произведений Оценка результатов устных ответов,
русской
и
мировой
классической аналитической работы с текстами разных
и жанров;
представления
литературы,
их
историко-культурного направлений
и
нравственно-ценностного
влияния текстов в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных
на формирование национальной и мировой
ПРб Об Сформированность представлений жанров, сформированности понятий о
об
изобразительно-выразительных нормах русского литературного языка а
применения знаний о них в речевой практике,
возможностях русского языка
ПРб
07
Сформированность
умений филологического анализа языковых единиц,
учитывать
исторический,
историко- сочинений, эссе (в том числе профессионально
культурный контекст и контекст творчества ориентированных),
заданий
писателя
в
процессе
анализа дифференцированного зачёта
художественного произведения
ПРб
08
Способность
выявлять
в художественных текстах образы, темы
и проблемы и выражать свое отношение
к ним в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях
ПРб 09 Овладение навыками анализа
художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание
художественной картины жизни, созданной
в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия
и интеллектуального понимания
ПРб 10 Сформированность представлений
о системе стилей языка художественной
литературы
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№
п/п

1
2

№ пункта
Дата
До
внесения
рабочей
внесения
изменений и
программы изменений
дополнений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».