ОУД.07 Основы безопасности жизнедеятельности, 2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
0='

УТВЕРЖДАЮ
Г е н д и р е к т о р ГАПОУ СО
& '

во»-/'

,м\поЕ^‘ -

М Яйа

Приказ № 352ai- ОД
'Чт..05.07. 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности»
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
профиль обучения: социально-экономический

г. Камышлов, 2022

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель

/

Ту

jj/l

Л.А.Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
__ Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
/
Т.А. Мадыгина

Составитель: Сухов О.Б., преподаватель организатор ОБЖ, первая
квалификационная категория.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а
также с учётом требований ФГОС СПО 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения ».

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................................................................................. 4
2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Ошибка! Закладка не
определена.
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАОшибка! Закладка ]
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАОшибка! Закладка не определена
5. КОНТРОЛЬ И ОПЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАОшибка! Закладка не
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЯУЮ ПРОГРАММУ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета ОБЖ разработана на основе:
федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего общего образования (далее - ФГОС СОО);
S

примерной

основной

образовательной

программы

среднего

общего образования (далее - ПООП СОО);
•/

федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»
S

примерной рабочей программы общеобразовательной учебной

дисциплины (для профессиональных образовательных организаций);
S

учебного плана по специальности 40.02.01 «Право и организация

социального обеспечения»;
S

рабочей

программы

воспитания по специальности 40.02.01

«Право и организация социального обеспечения».
^

Программа учебного предмета разработана в соответствии с

Концепцией

преподавания

общеобразовательных

дисциплин

с учетом

профессиональной направленности программ среднего профессионального
о б р а зо в а н и я ,

утвержденной

реали зуем ы х

на

распоряжением

б а зе

основного

Министерства

общего

просвещения

образования,
Российской

Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента
государственной политики в сфере среднего профессионального образования
и профессионального обучения Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание

рабочей

программы

по

предмету

«Русский

язык»

разработано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной
направленности специальности.
4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности»
является обязательной частью общеобразовательного цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
1.2 Планируемые результаты освоения дисциплины.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
___________________________
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
ОК 1
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество

ОКЗ

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности

О К6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы

5

ОК 10

Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны
труда

ОК 11

Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения

ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня
изучения (ПРб) результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего
общего образования.
JIP программы воспитания JIP 1; J1P 23; JIP 5; ЛР 6; J1P 7; JIP 9; ЛР 10; ЛР 20
Коды
результатов
ЛР 03
ЛР 11

ЛР 12

ЛР 13

ЛР 14

М Р01

МР 02

МР 03

МР 04

Планируемые результаты освоения дисциплины включают
Готовность к служению Отечеству, его защите
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем
Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
Г отовность и способность к самостоятельной информационно­
познавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически

6

МР 05

МР 06
МР 07

ПР6 01

ПРб 02
ПРб 03

ПРб 04

ПРб 05
ПРб Об
ПРб 07.

ПРб 08

ПРб 09

ПРб 10

ПРб 11

ПРб 12

оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности
Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей
Сформированность представлений о культуре безопасности
жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической
безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции
личности, а также как о средстве, повышающем защищённость
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
включая отрицательное влияние человеческого фактора
Знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз
Сформированность представлений о необходимости отрицания
экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера,
а также асоциального поведения
Сформированность представлений о здоровом образе жизни как о
средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности
Знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера
Знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение
из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.)
Знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской
обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций
Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций
по характерным для них признакам, а также использовать различные
информационные источники
Умение применять полученные знания в области безопасности на
практике, проектировать модели личного безопасного поведения в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
Знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности
граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время
призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт
военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы,
строевая, огневая и тактическая подготовка
Знание основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту,
увольнения с военной службы и пребывания в запасе
Владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи
пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях
и различных видах поражений), включая знания об основных

инфекционных заболеваниях и их профилактике_________________

2.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

105

1. Основное содержание

88

в т. ч.:
теоретическое обучение

40

практические занятия

13

Самостоятельная работа

35

2. Профессионально ориентированное содержание

17

в т . ч.:
теоретическое обучение

8

практические занятия

9

Промежуточная аттестация в форме текущего контроля

-

3. С од ерж ан и е и тем ати ч ески й п л ан у ч еб н о й ди сц и п л и н ы

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

I

2

Объем
в часах

3

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных
, предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.

Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья

10

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 09,
ЛР 12, ЛР 14,
М Р 0 1 ,М Р 02, МР
04, МР 03, МР 05
ОК 01-11

Тема 1.1
Здоровье и
здоровый образ
жизни

Содержание учебного материала
- Основные цели и задачи учебной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности».
- Продолжение жизни как закон и смысл человека и общества.

9

ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

Тема 1.2
1сихологическое
доровье

Содержание учебного материала

- Угроза снижения психологического здоровья населения, роста психических
расстройств и заболеваний.
- Рост преступлений на основе психических отклонений, в том числе в
молодежной среде. Инфантилизм молодого поколения.
-Требования к психическим и морально-этическим качествам человека.
- Основные понятия о психологической совместимости членов группы,
бригады, коллектива.
- Диагностика и доврачебная помощь при истерии, шоке, панической атаке.
- Влияние психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика
употребления психоактивных веществ.
- Влияние двигательной активности на эмоциональное состояние человека.
- Личная гигиена и ее значение для психологического здоровья человека.
- Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.
Тема 1.3
Влияние
неблагоприятной
окружающей среды
на здоровье
человека. Основные
источники
загрязнения
окружающей среды.
Техносфера как
источник
негативных
факторов

2

2

ОК 01,ОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

Содержание учебного материала

2

- Окружающая среда: природная, техногенная, социальная, производственная.
- Виды негативных факторов по происхождению: природные, биологические,
экологические, техногенные, социальные и антропогенные.
- Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.
- Глобальное и региональное загрязнение среды (водной, воздушной, почв)
объектами экономики (энергетики, промышленности, транспорта, сельского
хозяйства).
- Биологические опасности.
-Техногенные аварии. Социальные и антропогенные факторы техногенных
аварий.
- Глобальная инфантилизация, низкий профессионализм персонала как фактор
ЧС разного происхождения.

2

10

ПРб Об, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12,
МР 02

ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 08
ЛР 14,
МР 04
ОКОКОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

Тема 1.4
1равила и
1езопасность
(орожного
движения.
Зезопасное
юльзоваиие всеми
средствами
передвижения

Содержание учебного материала

- Правила содержания и эксплуатации техники. Техника безопасности.
- Правила и безопасность дорожного движения.
- Модели поведения пешехода, велосипедиста, пассажира и водителя
транспортного средства при организации дорожного движения.
- Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте, на производстве, в цеху,
при транспортировке и настройке инфокоммуникационных сетей.
- Средства и методы самообороны. Отработка навыков самообороны при
нападении в подъезде, в лифте, в замкнутом пространстве, на улице.
Практическое занятие № 4
Отработка моделей поведений в ЧС на транспорте.

6

2

ПРб 05, ПРб 07,
ПРб 09
ЛР 14,
М Р 0 1 ,М Р 03,
ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

2

Практическое занятие № 5
Отработка навыков самообороны при нападении в подъезде, в лифте, в
замкнутом пространстве, на улице.

2

Самостоятельная работ а №1

8

П рб01, ЛР 14,
МР 04
Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05
ОК 02-08

Внеаудиторная работа обучающихся на темы:

1. Факторы, способствующие укреплению здоровья.
2. Техносфера как источник негативных факторов.
3. Безопасность дорожного движения.
4. Репродуктивное здоровье.

Раздел 2.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

11

20

ПРб 02, ПРб 05,
Прб 07, ПРб 08,
ПРб 09
ЛР 11,
МР 02, М Р 03,
МР 05
ОК 01-11

Тема 2.1
Изучение и
этработка моделей
поведения при ЧС

Тема 2.2
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)

Тема 2.3
Современные
средства поражения
и их поражающие
факторы

Содержание учебного материала

2

- Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характер, наиболее вероятных для данной местности и района
проживания.
- Правила поведения в условиях чрезвычайной ситуации. Отработка поведения
при ЧС. Умение организовать и проводить мероприятия по защите работающих
и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
- Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной
природной автономии: ЧС или катастрофа.
- Вынос пострадавшего из задымленного помещения.
Содержание учебного материала

2

- История создания единой государственной системы предупреждения и
ликвидации ЧС: ее предназначение, структура, задачи.
- Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
- Структура и органы управления гражданской обороны (ГО).
- Изучение первичных средств пожаротушения.
- Отработка навыков оказания помощи пострадавшим при асфиксии, ожогах.
- Отработка порядка и правил действий при пожаре с использованием
первичных средств пожаротушения.
Содержание учебного материала
- Классификация средств поражения. Химическое, ядерное,
бактериологическое оружие.
- Средства коллективной и индивидуальной защиты: порядок и правила их
использования. Виды защитных сооружений.
- Эвакуация населения.
- Умение определять количество необходимого оборудования для защиты
коллектива от поражающих факторов.

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 03
О КОГОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

2
2

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 07
О КО ГО К 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

6
4

ПРб 05, Прб 07,
МР 02
О КО ГО К 02,
ОК 05,О К 06,
ОК 09-11

ПРб 05, Прб 07,

Практическое занятие Ms 8

12

- Отработка навыков пользования СИЗ: противогаз (ватно-марлевая повязка,
респиратор).
- Сдача нормативов по надеванию противогаза, общего защитного костюма,
средств индивидуальной защиты.
Содержание учебного материала
Тема 2.4
Правила
безопасного
поведения при
угрозе
террористического
акта

2

ЛР 11, ЛР 12
ОК 02-08

8

- Понятие о терроре, террористическом акте. Опасности террористического
акта. Психология террористов.
- Модели поведения при стрельбе, при захвате в качестве заложника.

4

Прб 01, Прб 03,
ПРб 05, ПРб 08,
МР 02
ЛР 11, ЛР 12
ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

Практическое занятие № 9
Отработка навыков поведения при стрельбе, при захвате в качестве заложника.

4

ПРб 09,
МР 02

Самостоятельная работ а № 2

6
ОК 02-08

Внеаудиторная работа обучающихся на темы:

1. Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной
местности и района проживания.
2. Оповещение и информирование населения об опасности»
3. Поражающие факторы ОМП и их воздействие на человека.
4. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в
качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на
территории военных действий.
5.Структура государственных служб по охране здоровья и безопасности
граждан.
Подготовка реферата с презентацией по теме 1.
Подготовка группового реферата с презентацией по теме 3.

13

Тема 2.5
Государственные
:лужбы по охране
;доровья и
)езопасности
граждан

Содержание учебного материала

2

2
- Структура и порядок работы МЧС, МВД, Росгвардии, службы скорой
медицинской помощи, службы медицины катастроф. Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор).
- Правовые основы взаимодействия граждан с органами защиты населения.

ПРб 02,
ЛР 11,
МР 02, МР 06
ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

2

Самостоятельная работ а № 3
Проработка конспектов, специальной литературы, Интернет.
Подготовка к контрольной работе по темам раздела 1 и раздела 2.

Раздел 3.

Тема 3.1
История создания
Вооруженных Сил

ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

4

Содержание учебного материала

2

ПРб 02, ПРб 10,
ПРб 11,
ЛР 01, ЛР 02,
Л Р03,
МР 05
ОК 01-11

ПРб 02, ПРб 10,

14

оссии

Тема 3.2
Воинская
обязанность и
воинский учет

- Организация вооруженных сил Московского государства.
- Военные реформы: Ивана Грозного; Петра I; Реформа 19 века.
- Советские вооруженные силы их структура и предназначение.
- Современная военная реформа.
- Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации: виды
ВС РФ (сухопутные войска, воздушно-космические силы, военно-морской
флот); рода войск (ракетные войска стратегического назначения, воздушнодесантные войска). Их предназначение.
- Воинские звания. Знаки отличия.
Содержание учебного материала

2

ПРб 11,
ЛР01, ЛР02,
ЛРОЗ,
МР 05
ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

2

- Основные понятия воинской обязанности и воинского учета.
- Постановка граждан на воинский учет. Категории годности. Медицинское
освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский
учет.
- Альтернативная гражданская служба.
- Служба по контракту.

2

Самостоятельная работ а № 4

8

ПРб 10, ПРб 11
ЛР 03,
М Р 01,М Р 04
ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

Внеаудиторная работа обучающихся на темы:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Раздел 4.
Тема 4.1
Понятие первой

Виды Вооруженных Сил, рода Вооруженных Сил, рода войск.
Воинские звания. Воинские должности.
Строи - виды и управление ими.
Современное оружие.
Тактическая подготовка.
Знаки на военных топографических картах. Виды боевых документов.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

19

Содержание учебного материала

2

Прб 07, П Рб 12,
ЛР 12,
МР01
ОК 01-11
Прб 07, ПРб 12

15

омощи

Тема 4.2
Эказание первой
помощи при
эстановке сердца,
искусственная
вентиляция легких

- Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.
- Признаки жизни.
- Общие правила оказания первой помощи.
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской
Федерации».

Содержание учебного материала
- Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
- Алгоритм оказания первой помощи при остановке сердца и асфиксии.

2

ЛР 12,
МР 01, МР 04, МР
05
ОК 01,ОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

4
2

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
М Р 01,М Р 02,
МР 03
ОК 01,ОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

Практическое занятие № 11
Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственной вентиляции
легких.
Содержание учебного материала
Тема 4.3
Понятие травм и их
виды

Тема 4.4

- Отработка навыков наложения повязок.
- Оказание помощи при ранениях.
Работа в группах:
- Наложение шин.
- Первая помощь при проникающих ранениях грудной клетки, брюшной
полости, черепа.
- Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга.
- Первая помощь при переломах, травматизме на производстве.
- Помощь при электротравмах и ударах молнией.
Содержание учебного материала

2

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
М Р01
ОК 02-08

2
2

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР
03
ОКОГОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

2
Прб 07, ПР612,

16

1онятне и виды
еровотечений

Тема 4.5
Первая помощь при
ожогах, при
воздействии низких
температур

- Отработка навыков оказания первой помощи при кровотечении.
- Наложение повязок, жгута, закрутки.
- Правила оказания помощи при кровотечениях.
- Личная безопасность при оказании помощи.
- Оказание помощи при венозном, капиллярном, артериальном, смешанном и
внутреннем кровотечении.
Содержание учебного материала

2

ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

2

2

Содержание учебного материала

3

- Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
- Отработка навыков выполнения приема Геймлиха.
- Оказание помощи при удушье детей.
- Отработка мероприятий по оказанию помощи при отравлении. Острое и
хроническое отравление.

2

Практическое занятие № 1 4
Отработка основных приемов удаления инородных тел из верхних

1

17

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
М Р01
ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

- Понятие, основные виды и степени ожогов.
- Первая помощь при термических ожогах, при химических ожогах.
- Основные признаки теплового удара.
- Основные степени отморожений. Порядок оказания помощи.

Тема 4.6
Первая помощь при
попадании
инородного тела в
верхние
дыхательные пути

ЛР 12,
М Р 0 1 ,М Р 03

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР
03

ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11
Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,

МР 01

дыхательных путей.

ОК 02-08
Тема 4.7
Первая помощь при
инсульте, инфаркте,
эпилепсии

Тема 4.8
Первая помощь на
воде. Помощь при
утоплении.

Содержание учебного материала

- Первая помощь при отсутствии сознания.
- Алгоритм оказания помощи при инсульте. Диагностика инсульта. Виды
инсультов.
- Помощь при предынфарктном состоянии, алгоритм помощи пострадавшему.
- Виды эпилепсии, оказание помощи при эпилептическом припадке.

Содержание учебного материала

2

2

2

- Помощь пострадавшему на воде.
- Правила транспортировки пострадавшего
- Оказание помощи при утоплении.

2

Самостоятельная работ а № 5

11

Внеаудиторная, реферате проектом-презентацией обучающихся на темы:

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
М Р 0 1 ,М Р 02,
МР 03
ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
М Р 0 1 ,М Р 02,
МР 03

ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

1.Виды травм.
2.Виды кровотечений и способы остановки кровотечения.
3.Ожоги, обморожения, отравления - их признаки и ПМП.
4.Инфекционные болезни и их признаки.
5.Профилактика инфекционных заболеваний»
6.
Факторы, влияющие на здоровье ребенка.
7.Формирование основ здорового образа жизни.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

П Р б 0 1 ,П Р б 04,
ПРб 05

18

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Раздел №1

11

ЛР 12, ЛР 13,
М Р 01,М Р 02
ОК 01-11

Тема 1.1
Здоровье и
здоровый образ
жизни

Содержание учебного материала
10
1

2

Продолжение жизни как закон и смысл человека и общества
(бинарное теоретическое занятие).
-Смысл Живого мира - не прекращение процесса Жизни. Прогресс и
регресс: условия и признаки процессов жизни Человека как части
Живого мира. Определение смысла жизни в мировых религиях.
-Понимание смысла жизни человека в философии и психологии.
-Понятия о реализации и самореализации Человека (А Маслоу,
пирамида Дилтса и др.)
-Важнейшие аспекты самореализации: жизненные Цели, Мечта.
Творчество, раскрытие способностей. Любовь к Делу.
-Профессиональная самореализация. Примеры из жизни известных
людей, преодолевших массу преград на пути к Мечте и самореализации
в своем Деле.
-Смысл и реальность ограничивающих факторов в самореализации:
Время и жизненная энергия. Понятие «Тайминга» - все вовремя.
-Понятие жизненного норматива как сбережения ресурса времени.
-Характеристики и отличие Взрослого человека и Ребенка.
-Характеристики подросткового периода. Нарушения и сбои в развитии.
-Глубокое планирование собственной жизни как признак взрослого
человека.
-Разветвленное, комбинированное планирование, допуск
худших сценариев и понимание подготовки к ним.

4

ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

4

Общие понятия о здоровье

19

П Рб01,П Рб 04,
ПРб 05
ЛР 12, ЛР 13,
МР 01, МР 02

ПРб 04, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12

- Значение здоровья при допуске к профессиональным работам.

МР 04, МР 05

- Медицинский осмотр.
- Особенности и профилактика профессиональных заболеваний.
- Риск профессиональных заболеваний и способы их профилактики.
- Рациональное питание и его значение для здоровья.
- Забота о жизни и здоровье специалистов при проведении работ на

ОКОВОК 02,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09-11

производственных участках.
- Региональные условия для занятия спортом и оздоровления граждан.
- Влияние вредных привычек на профессиональное долголетие.
Практическое занятие № 1
Планирование действий на ближайшие 5-10 лет.

Практическое занятие № 2
Составление научно обоснованного пищевого рациона для работника
социальной служ бы .
Тема 1.3
Влияние
неблагоприятной
окружающей
среды на здоровье
человека.
Основные
источники
загрязнения
окружающей
среды. Техносфера
как источник
негативных
факторов

Раздел 2.

Содержание учебного материала

Практическое занятие Жг 3
Изучение комплекса опасностей на рабочем месте специалиста , работника
социальной службы.

1

ПРб 04, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12, ЛР
13
М Р01

1
ОК 02-08

1

1

ПР6 01.П Р6 05,
ПРб 08,
ЛР 13, ЛР 14,
МР 04
ОК 02-08

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

20

4

ПРб 07, ПРб 09,

JIP 11, ЛР 13,
МР 05, МР 07
ОК 02-08
Тема 2.1
Изучение и
отработка моделей
поведения при ЧС

Содержание учебного материала
Практическое занятие № 6
Изучение и отработка моделей поведения при ЧС на учебном полигоне,
производственном участке при проведения профессиональных работ.

1
1

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11, ЛР 13,
МР 05, МР 07
ОК 02-08

Тема 2.2
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)

Тема 2.5
Г осударственные
службы по охране

Содержание учебного материала
Практическое занятие
7
Отработка порядка и правил действий при пожаре с использованием
первичных средств пожаротушения в условиях профессиональной
деятельности на учебном полигоне, производственном участке при
проведения профессиональных работ.

1
1

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 07
ОК 02-08

Содержание учебного материала
2
ПРб 02,

21

щоровья и
эезопасности
граждан

Практическое занятие № 1 0 (экскурсия)
Ознакомление с работой службы по охране здоровья и безопасности граждан в
регионе (по вы бору педагога с учет ом получаемой специальности/профессии).

2

ЛР 12, ЛР 13,
МР 04, МР 05, МР
Об, МР 07
ОК 02-08

Раздел 4.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

2

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12, ЛР 13,
М Р01
ОК 02-08

Тема 4.3
Понятие травм и
их виды

Содержание учебного материала
1

Практическое занятие Лз 12
Оказание первой помощи при электротравмах в условиях профессиональной
деятельности на учебном полигоне, производственном участке при
проведения профессиональных работ.

Тема 4.4
Понятие и виды
кровотечений

Содержание учебного материала

1

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12, ЛР 13,
М Р01
ОК 02-08

1

Прб 07, ПРб 12,

22

Практическое занятие №13
Решение ситуационных задач.

1

ЛР 12, ЛР 13
МР 01
ОК 02-08

Текущий контроль

Промежуточная
аттестация

23

-

Самостоятельная работа:

35

Всего:

70

ИТОГО:

105

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности», оснащенный
оборудованием1:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
портретов
выдающихся
ученых
в
области
обеспечения
безопасной
жизнедеятельности населения и др.);
- тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде;
- имитаторы ранений и поражений;
- образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО);
- средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2,
защитный костюм JI-1, общевойсковой защитный костюм;
- общевойсковой прибор химической разведки (В П Х Р);
- рентгенметр ДП-53;
- компас-азимут;
- дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
- учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической
опасности» для изучения факторов радиационной и химической опасности;
- образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный
пакет ИПП-1, жгут кровоостанавливающий, аптечка индивидуальная АИ-2,
комплект противоожоговый, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11;
- сумка санитарная;
- носилки плащевые;
- образцы средств пожаротушения (СП);
- макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;
- макет автомата Калашникова;
- электронный стрелковый тренажер;
- обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;
- комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд;
1 Письмо М инистерства образован™ и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

«Об

оснащении

- техническими средствами обучения;
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой
реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране
компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша» и
«Максим».
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Основные издания
1. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общей
редакцией Я. Д. Вишнякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 249 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-01577-5. - Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/43460
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В.
П. Соломина. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 399 с. - (Профессиональное
образование). - ISBN 978-5-534-02041-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/45078
3. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение
выживанию: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.
И. Бочарова, Е. А. Бочаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство
Юрайт, 2020. - 174 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-085211. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454510
4. Д о л го в , В. С. О с н о в ы б е з о п а с н о с т и ж и з н е д е я т е л ь н о с т и : у ч е б н и к / В. С.
Долгов. - Санкт-Петербург : Лань, 2020. - 188 с. - ISBN 978-5-8114-3928-7. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL:
https ://е.lanbook.com/book/133903
5. Косолапова
Н.В.,
Прокопенко
Н.А.
Основы
безопасности
жизнедеятельности:
учебник для
студентов
учреждений
сред.
проф.
образования/Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Побежимова Е.Л — М.:
Издательский центр «Академия», 2017. -368 с.
6. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е. В.
Пантелеева, Д. В. Альжев. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 287 с. ISBN 978-5-9765-1727-1. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. - URL: https://е.lanbook.com/book/119416

3.2.2 Дополнительные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993).
2. Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и
военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. —
№ 13, — Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в
ред. от 11.02.2013)//С З РФ. — 1994, — №35. — Ст. 3648.
5. Федеральный закон от 21.07.1997
№
116-ФЗ«О промышленной
безопасности опасных прозводственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ.
— 1997. — №30. — Ст. 3588.
6. Федеральный закон от 25.07.2002
№
113-Ф3«Обальтернативной
гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011)// СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст.
3030.
7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от
05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N
48, — Ст. 6724.
10. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской
Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
11. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
(в ред. от 18.04.2012) / / СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
12. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения
военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил
Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических
знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды
военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается
первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от

07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.
14. Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие
для бакалавров. — М., 2013.
15.Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. —
М., 2012.
16.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова E.J1. Безопасность
жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф.
образования. — М., 2013.
17. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших
классов сред, образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб.
заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014
18. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013.
19. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д,
2013http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
20. http://www.hsea.rn Первая медицинская помощь
21. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
22. http://www.spas-extreme.rn Россия без наркотиков
23. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание
основам безопасности жизнедеятельности).
24. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по
основам безопасности жизнедеятельности
25. http://lcombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных
экстремальных условиях
26. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Projectl 132/index.htm
Автономное
существование в природе - детям
27. http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации (Минприроды России)
28. https://www.gosnadzor.ru
Федеральная
служба
по
экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
29. http://www.mchs.gov.ru
Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (МЧС России)
30. http://www.mzsrrf.ru Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)
31. http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
32. http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
33. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».

34. http://www.risot.safework.ru Российская Информационная Система Охраны
Труда (РИСОТ)
35. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной
безопасности
36.http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Методы оценки

Результаты обучения
ПР6 01

Тестирование

ПРб 02

Тестирование

ПРб 03

Эссе по проблемам

ПРб 04

Тестирование, эссе по проблемам

ПРб 05

Тестирование
Оценка результатов выполнения практической
работы

ПРб 06

Тестирование

ПРб 07

Оценка результатов выполнения практической
работы

ПРб 08

Оценка результатов выполнения практической
работы

ПРб 09

Оценка результатов выполнения практической
работы

ПР610

Тестирование

ПРб 11

Тестирование

ПР612

Оценка результатов выполнения практической
работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».