ОУД.10 География, 2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

от-: ..05.07. .2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУД. 10 «ГЕОГРАФИЯ»
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
профиль обучения: социально-экономический

г. Камышлов, 2022

г.

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общ ео'
льных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
JI.A. Цытыркина
СОГЛАСОВАНО:
Замесийедь директора по УПР
УЛ
JHA. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:

Составитель: Н.Н. Чингина., преподаватель Государственного автономного
профессионального образовательного учреждения Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом
требований ФГОС СПО 40.02.01 «Право и организация социального
обеспечения».

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗА П И С КА ..............................................................................................................4
2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ............................................10
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО П РЕД М ЕТА .........12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................................. 18
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМ ЕТА.............. 21
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЕЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «География» разработана на основе:
^ федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего общего образования (далее - ФГОС СОО);
S примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (далее - ПООП СОО);
^ федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по
специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
S учебного плана по специальности 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»;
S рабочей программы воспитания по специальности 40.02.01 «Право и
организация социального обеспечения»;
Программа учебного предмета «География» разработана в соответствии с
Концепцией

преподавания

общеобразовательных

дисциплин

с

учетом

профессиональной направленности программ среднего профессионального
образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной
распоряжением

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной
политики

в

сфере

профессионального

среднего

обучения

профессионального

Министерства

образования

просвещения

и

Российской

Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по предмету «География» разработано на
основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной
направленности специальности.
Содержание

программы

на достижение следующих задач:

образовательной

дисциплины

направлено

-

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и
хозяйства на всех территориальных уровнях;

-

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный
подходы для описания и анализа природных, социально-экономических,
геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и
ведущих стран;
-

воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения
к окружающей природной среде;

-

использование

в практической деятельности и повседневной жизни

разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации;
-

нахождение

и

применение

географической

информации,

включая

географические карты, статистические материалы, геоинформационные
системы и Интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социальноэкономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях стремительного развития международного туризма и отдыха,
деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого
общения.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.

Место учебного предмета в структуре основной

образовательной программы:
Учебная

дисциплина

общеобразовательного

«География»

цикла

основной

является

обязательной

образовательной

частью

программы

в

соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения».
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций:
Наименование
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
ОК 1
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
ОК 2 методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
ОКЗ
нести за них ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
ОК 4 для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
ОК 5
профессиональной деятельности
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
ОК6
коллегами, руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ОК 7
(подчиненных), результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и
ОК 8 личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны
ОК 10
труда
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы
ОК 11
общения, нормы и правила поведения
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
Код

Содержание общеобразовательной дисциплины «География» (базовый
уровень)

направлено

на

достижение

всех личностных

(далее -

JIP),

метапредметных (далее - МР) и предметных (далее - ПР) результатов обучения,
регламентированных

ФГОС

СОО

и

с

учетом

примерной

основной

образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).

Личностные результаты отражают:
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию
традиционных ценностей многонационального народа России.
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный
к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры
ЛР23 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах
своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей,
востребованных бизнесом, обществом и государством
Метапредметные результаты отражают:
МР 01. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и
способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
МР 02. Умение ориентироваться в различных источниках географической
информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию,

получаемую из различных источников;
МР 03. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
МР 04. Осознанное владение логическими действиями определения понятий,
обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного
выбора оснований и критериев;

МР 05. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать аргументированные выводы;
МР

06. Представление о необходимости овладения географическими

знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития
современного мира;
МР 07. Понимание места и роли географии в системе наук; представление об
обширных междисциплинарных связях географии.

Предметные результаты на базовом уровне отражают:
ПР 01. Владение представлениями о современной географической науке, ее
участии в решении важнейших проблем человечества;
ПР

02.

Владение

географических

географическим

аспектов

мышлением

природных,

для

определения

социально-экономических

и

экологических процессов и проблем;
ПР

03.

Сформированность

системы

комплексных

социально

ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях
процессов, протекающих в географическом пространстве;
ПР 04. Владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий;
ПР 05. Владение умениями использовать карты разного содержания для
выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического
знания о природных социально-экономических и экологических процессах и
явлениях;
ПР 06. Владение умениями географического анализа и интерпретации
разнообразной информации;

ПР 07. Владение умениями применять географические знания для объяснения
и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
ПР 08. Сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем.
СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И
ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

БАЗОВОГО

КУРСА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «География»
Профессиональные компетенции

Предметные

результаты

освоения базового курса предмета
ПК 1.4. Осуществлять установление
(назначение, перерасчет, перевод),
индексацию и корректировку пенсий,
назначение пособий, компенсаций и
других социальных выплат, используя
информационно-компьютерные
технологии

ПР 02. Владение географическим
мышлением
для
определения
географических аспектов природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и проблем;
ПР 03. Сформированность системы
комплексных
социально
ориентированных
географических
знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и
хозяйства, динамике и территориальных
особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве

Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов
1. Многообразие и сложность взаимодействия человечества и природы.
2. Ресурсы и транспортное значение мирового океана.
3. Теория Мальтуса и проблема народонаселения Земли.
4. Размещение населения мира: географические особенности и
закономерности.
5. Мировая урбанизация: процессы и тенденции.
6. Современная демографическая ситуация и ее географические аспекты

Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
2022 г. - Президент РФ Владимир Путин объявил Годом народного искусства
и нематериального культурного наследия России.
11 января — День заповедников и национальных парков ( Отмечается с
1997 года по инициативе Центра охраны дикой природы, Всемирного фонда
дикой природы в честь первого российского заповедника — Баргузинского,
открывшегося в 1916 году)
20 февраля — Всемирный день социальной справедливости (Отмечается с
2009 г. Принят Генеральной Ассамблеей ООН)
3 марта — Всемирный день дикой природы (Принят Генеральной
Ассамблеей ООН. Резолюция от 20 декабря 2013 г.)
21 марта — Международный день лесов (Принят Генеральной Ассамблеей
ООН. Резолюция от 21 декабря 2012 г.)
22 марта — Всемирный день водных ресурсов (Отмечается по решению ООН
с 1922 г.)
1 апреля — Международный день птиц (В 1906 г. была подписана
Международная конвенция об охране птиц)
22 апреля — Международный день Земли (Отмечается с 1990 г. по
решению ЮНЕСКО с целью объединения людей в деле защиты окружающей
среды).
2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебного предмета

Объем в
часах
176

Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

72

лабораторные/практические занятия

38

самостоятельная работа

58

Профессионально ориентированное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

8

лабораторные/практические занятия

0

Итоговая аттестация в форме экзамена

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Наименование разделов
н тем

1
Введение

Тема 1.
Источники
географической
информации

Практические занятия

Самостоятельная
работа обучающихся

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Объем
в
часах

2
Основное содержание
География как наука. Ее роль и значение в
системе наук. Цели и задачи географии при
освоении специальности СПО.

3

Виды географической информации, ее роль и
использование
в
жизни
людей.
Геоинформационные системы.

1

Географическая карта - особый источник
информации
о
действительности.
Статистические материалы.

1

Геоинформационные системы как средство
получения,
обработки и представления
пространственно-координированных
географических данных. Международные
сравнения.

1

Другие
способы и формы получения
географической информации: использование
космических снимков, моделирование.

2

П.з.№ 1. Анализ карт различной тематики, в
том числе сравнительный
П.з. №2. Обозначение на контурной карте
основных географических объектов

2

Составить сообщение на тему: «Особый
источник информации о действительности».
Подготовить доклад на тему: «Использование
космических снимков, моделирование в
географии».

1

2

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1; ОК 2;
ЛР 8; ЛР 23;
МР 7;
ПР 01;
ОК 3;
МР 01; МР 02; МР
04; МР 51;
ПР 02; ПР 05;
ОК 4, ОК 5
ЛР 5; ЛР 7; ЛР 8;
МР 01;МР 5;МР 6;
ПР 02; ПР 05;
ПК 2.2

ОК 3; ОК 7;
ЛР 5; ЛР 8;
МР 01; МР 02;
МР 6;
ПР 02;ПР 05;ПР
06; ПР 07

2
2

12

Наименование разделов
и тем

Тема 2.
Политическая карта
мира

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

2
Используя интернет ресурсы подготовить и
законспектировать тему: « Геоинформатикановое направление географии».
1рофессионально ориентированное содержание
Государство - главный объект политической
2
карты
Основное содержание
Страны на современной политической карте
мира.
Их
группировка
по
площади
территории, по численности населения.
Влияние международных
политическую карту мира

Практические занятия

Самостоятельная
работа обучающихся

Тема 3.
География мировых
природных ресурсов

Объем
в
часах

отношений

2

на

2

Политическая география и геополитика

2

П.з.№3. Знакомство с политической картой
мира

2

П.з.
№4.
Составление
картосхем,
характеризующих
государственное
устройство
стран
мира;
географию
международных конфликтов

2

Отметить на контурной карте страны,
записанные на уроке в тетради или указанные
в учебнике. ( Не менее 30 стран).
Составить кроссворд « Страны мира» (по
желанию).
Подготовить сообщение на тему: «Горячие
точки» планеты».
Современное освоение планеты

2
2
2
1

Природные условия и природные ресурсы основа экономического развития

1

Природные
развитие

1

и

О К 9; ОК 11;
ЛР 7; ЛР 8;
МР 01;МР 02;
МР 05; МР 06; МР
07;
ПР 03;ПР 05; ПР
06;ПР 08

2

Формы правления, типы государственного
устройства
и
формы
государственного
режима.

ресурсы

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

экономическое

ОК 06; ОК 07;
ОК 11;

ОК 12, ЛР 8;
МР 02; МР 05; МР
07;
ПР 02; ПР 03;
ПР 05; ПР
08
ОК 4; ОК 5; ОК 7;
ОК 11;
ЛР 5; ЛР 8;
МР 01;МР 02; МР
04; МР 05; МР
07;

Наименование разделов
и тем

Практические занятия

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Ископаемые ресурсы
Земельные ресурсы
Водные ресурсы
Лесные ресурсы
Ресурсы мирового океана
Другие виды ресурс
Природопользование и устойчивое развитие
П.з. №6. Оценка обеспеченности разных
регионов и стран основными видами
природных ресурсов
П.з. №6. Определение наиболее типичных
экологических проблем для каждой группы
природных ресурсов и их сочетаний, а также
возможных путей их решения

Самостоятельная
работа
Тема 4.
География населения
мира

Практические занятия

Нанести на контурную карту основные
месторождения угля, нефти, газа, железной,
медной, оловянной руд.
Рост населения Земли.
Этническая и языковая мозаика.

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
Объем метапредметных,
в
предметных
часах
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
1
ПР 01; ПР 02; ПР
03; ПР 05; ПР 07
1
1
1
1
1
1
ОК 4; ОК 5;ОК 7;
ОК 11;
2
ЛР 5; ЛР 8;
МР 01; МР 02; МР
04; МР 05;
ПР 01; ПР 02; ПР
03; ПР 05; ПР 07
4

4
1
1

Возрастно-половой состав и занятость

1

Расселение населения. Специфика городских
и сельских поселений.

1

Профессионально-ориентированное содержание
Миграции
населения
и
их
основные
2
направления.
П.з.№7.
Определение
особенностей
расселения населения в разных странах и
2
регионах мира
П.з. №8. Определение демографической
ситуации и особенностей демографической
политики в разных странах и регионах мира

2

Подготовка к уроку по теме « Население».

2

OKI ; ОК 2; ОК
8; ОК 9; ОК 12;
ЛР 7; ЛР 8; ЛР 23;
МР 02; МР 06;
МР 07;
ПР 03; ПР 04; ПР
06; ПР 07; ПР 08
ПК 1.1.; ПК 1.6

ОК 2; ОК 8;
ЛР 7; ЛР 8;;
МР 02;
ПР 03; ПР 04; ПР
06; ПР 07; ПР 08

Наименование разделов
и тем

Самостоятельная
работа обучающихся

Тема 5.
Г еография мирового
хозяйства.

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Подготовить сообщение по теме: « В чём
причина неравномерности размещения
2
населения по территории планеты».
Подготовить сообщение по темам: « Какие
2
цели преследует демографическая политика»,
« Мировая религия», « Мировые миграции».
Профессионально ориентированное содержание
Международное географическое разделение
•2
труда.
Основное содержание
Мировая экономика: ее состав, динамика,
глобализация.
Научно-техническая
2
революция
Г орно добывающая
Энергетика

Практические занятия

промышленность.

2

Сельское хозяйство

2

Транспорт и сфера услуг

2

Мировые связи и интеграция
П.з. №9. Определение географии основных
отраслей и производств мирового хозяйства

2

Подготовить сообщение по любой из
пройденных тем.
Выполнить в рабочих тетрадях диаграммы: «
Доля крупных регионов мира (СНГ,
Зарубежная Европа, Зарубежная Азия,
Африка, Северная Америка, Латинская
Америка) в мировом производстве пшеницы,
риса, кукурузы. Надписать на диаграммах

ОК 4; ОК 7; ОК
10
ЛР 7; ЛР 8; ЛР 23;
МР 02; МР 06;
МР 07;
ПР 02; ПР 03; ПР
05; ПР 07; ПР 08

2

Обрабатывающая промышленность

П.з. №10. Определение стран-экспортеров
основных
видов
промышленной
и
сельскохозяйственной
продукции,
видов
сырья; районов международного туризма и
отдыха, стран
Самостоятельная
работа обучающихся

Объем
в
часах

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2

4

2

4

ОК 4; ОК 7;
ЛР 23;
МР 02; МР 06;
ПР 02; ПР 03; ПР
07; ПР 08

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Тема 6.
Регионы и страны мира

регионы, соответствующие цифровым
показателям.
Пользуясь текстом учебника (тема № 5.6.,
глава 5), заполнить таблицу: « Транспорт в
развивающихся и развитых странах».
Отметить на контурных картах крупнейшие
по грузообороту и пропускной способности
порты и проливы мира.
Центры экономической мощи и «полюсы»
бедности

Практические занятия

Самостоятельная
работа обучающихся

Объем
в
часах

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2

2
1

Соединенные Штаты Америки

1

Канада
Латинская Америка Регионы Латинской
Америки
Западная Европа
Г ермания
Великобритания
Франция
Италия
Центрально-восточная Европа
Постсоветский регион (без России и стран
Балтики)
Зарубежная Азия
Китайская Народная Республика
Япония
Юго-Восточная Азия
Юго - Западная Азия и Южная Азия
Северная и Тропическая Африка и ЮАР
Австрия и Океания
П.з. №11. Объяснение взаимосвязей между
размещением
населения,
хозяйства,
природными условиями разных территорий

1
1

ОК 4; ОК 11;
ЛР 7; ЛР 8; ЛР 23;
МР 01; МР 02;
МР 06; МР 07;
ПР 01; ПР 02; ПР
03; ПР 05; ПР 07;
ПР 08

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

П.з.№
12.
Составление
комплексной
географической характеристики стран разных
типов и крупных регионов мира

4

Оформить контурные карты (по данным
заданиям) на примере стран Европы, Азии,
Африки, Северной и Латинской Америки.

6

ОК 4;
ЛР 23;
МР 01; МР 02;
МР 06;
ПР 01; ПР 02; ПР
03; ПР 05;

Наименование разделов
и тем

Тема 7.
Россия в современном
мире

Содерясание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Составление докладов-презентаций в
соответствии с административнотерриториальным делением Африки,
Америки, Австралии и Океанологии
Россия
на политической
карте
мира.
Изменение
географического,
геополитического
и
геоэкономического
положения
России.
Характеристика
современного этапа развития хозяйства.

Объем
в
часах

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

6

2

ОК 1; ОК 4; ОК 8;
ЛР 5; ЛР 7; ЛР 8;
МР 01; МР 02;
МР 05; МР 07;
ПР 01; ПР 02; ПР
03; ПР 06; ПР 08

Профессионально ориентированное содержание
Россия в мировом хозяйстве и международном
2
географическом разделении труда.
Основное содержание
Участие России в международной торговле и
других формах внешних экономических
связей. Внешние экономические связи России
Участие
разных
регионов
России
в
географическом разделении труда. География
отраслей
международной
специализации
России.
Практические занятия

Самостоятельная
работа обучающихся

2

2

П.з. №13. Анализ особенностей современного
геополитического
и
геоэкономического
положения России, тенденций их возможного
развития

2

П.з. №14. Определение роли России и ее
отдельных
регионов
в международном
географическом разделении труда

2

Подготовить сообщение на тему: « Золотое
кольцо России».
Подготовиться к конференции на тему:
«Россия на политической карте мира».
Составление карт (картосхем)
внешнеторговых связей России.
Анализ ЭГП Смоленской
области, составление карт товарооборота обл.

2
4
2
2

ОК 8;
ЛР 5; ЛР 8;
МР 01; МР 02;
МР 05;
ПР 02; ПР 03; ПР
08

Наименование разделов
и тем

Тема 8.
Г еографическне
аспекты современных
глобальных проблем
человечества.

Практические занятия

Самостоятельная
работа обучающихся

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Глобальные проблемы
Отсталость, голод, болезни.
Энергетическая проблема.
Геоэкология - фокус глобальных проблем
человечества. Общие и специфические
экологические проблемы разных регионов
Земли.
П.з. №15. Выявление по картам регионов с
неблагоприятной экологической ситуацией, а
также географических аспектов других
глобальных проблем человечества
П.з. №16. Выявление, объяснение и оценка
важнейших событий международной жизни
Подготовиться к конференции «Глобальные
проблемы человечества».
Подготовить сообщение на тему: « Почему
проблемы со временем всё более
усугубляются, а не решаются».
Подготовиться самостоятельно к дискуссии
на тему: « Глобальные прогнозы, гипотезы и
проекты».

Объем
в
часах

2
2
2

2

2

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 4; ОК 11;
ЛР 7; ЛР 8;
МР 01; МР 02;
МР 05; МР 06;
ПР 01; ПР 02; ПР
03; ПР 04; ПР 07;
ПР 08
ЛР 7; ЛР 8;
МР 01; МР 02;
МР 05;
ПР 01; ПР 02; ПР
04; ПР 07; ПР 08

2
2
2

4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 .1 . Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «География» происходит в учебном
кабинете, в котором имеется свободный доступ в Интернет во время учебного занятия
и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Технические средства обучения:
- телевизор,

- компьютер.
Оборудование учебного кабинета:
- учебно-методический комплект преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных
географических карт и др.);
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК),

обеспечивающие

освоение

учебной

дисциплины

«География»,

рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, географическими атласами,
справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по
географии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты
имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по географии,
имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам,
практикумам, тестам)
Для выполнения практических заданий студентам используют простой и
цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.

Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для преподавателей
1. ГладкийЮ.Н., Лавров С.Б. География. 10-11 класс.-М ., «Просвещение» 2013.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география.11 класс. - М., ООО
«Дрофа» 2013.
3. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М., 2008.

4. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к
учебнике «Экономическая и социальная география мира». - М., 2009.
5. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. - М.,
Для студентов
Интернет-ресурсы
1. www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной
интернет-энциклопедии).
2. www.faostat3.fao.org
(сайт
Международной
сельскохозяйственной
и
продовольственной организации при ООН (ФАО).
3. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
4. www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных
ресурсов»).

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Наименование образовательных
результатов ФГОС СОО (предметные
результаты - П Р )

Методы оценки

ПР 01. Владение представлениями о современной
географической науке, ее участии в решении
важнейших проблем человечества;

Практическая работа №1 и №2

ПР 02. Владение географическим мышлением для
определения географических аспектов природных,
социально-экономических и экологических процессов и
проблем;

Практическая работа №11 и
№12, 16

ПР 03. Сформированность системы комплексных
социально ориентированных географических знаний о
закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства, динамике и территориальных
особенностях
процессов,
протекающих
в
географическом пространстве;

Практическая работа №3 и №4

ПР 04. Владение умениями проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;

Практическая работа №7 и №8

ПР 05. Владение умениями использовать карты разного
содержания для выявления закономерностей и
тенденций, получения нового географического знания о
природных социально-экономических и экологических
процессах и явлениях;

Практическая работа №5 и №6

ПР 06. Владение умениями географического анализа и
интерпретации разнообразной информации;
ПР 07. Владение умениями применять географические
знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
изменению ее условий;

Практическая работа №9 и № 10

ПР 08. Сформированность представлений и знаний об
основных проблемах взаимодействия природы и
общества, природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем.

Практическая работа №15

практическая работа № 16

Наименование
образовательных
результатов
ФГОС СОО
(предметные
результаты - ПР

ПР 04. Владение
умениями
проведения
наблюдений
за
отдельными
географическими
объектами,
процессами
и
явлениями,
их
изменениями
в
результате
природных
и
антропогенных
воздействий;

Результаты освоения
(объекты оценивания)

Уметь:
определять и
сравнивать по разным
источникам
информации гео­
графические тенденции
развития природных,
социальноэкономических и
геоэкологических
объектов, процессов и
явлений

Основные показатели
оценки результата и
их критерии

Тип задания;
№ задания

- определять гео­
графические тенденции
развития природных,
социальноэкономических и
геоэкологических
объектов, процессов и
явлений в соответствии
с разными источниками
информации;

практическая
работа № 1 - 2
по теме 1.
Источники
географическо
й информации

- сравнивать гео­
графические тенденции
развития природных,
социальноэкономических и
геоэкологических
объектов, процессов и
явлений в зависимости
от регионов мира;
- заполнять контурные
карты в соответствии
тематическим с
заданием

Знать:
Основных
географических
понятий и терминов;
традиционных и новых
методов
географических
исследований

- формулировать
основные
географические
понятия и термины в
соответствии с
терминами,
представленными в
учебнике, атласе,
справочной литературе;
-описывать
традиционные и новые
методы географических
исследований в
соответствии с их
назначением;
-давать характеристику
геологического
оборудования в

Форма
аттестации
(в
соответстви
и с учебным
планом)

текущий
контроль

соответствии с
руководством к нему

Уметь:
оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность
отдельных стран и
регионов мира, их
демографическую
ситуацию, уровни
урбанизации и
территориальной
концентрации
населения и
производства, степень
природных,
антропогенных и
техногенных
изменений отдельных
территорий

- оценивать
ресурсообеспеченность
отдельных стран и
регионов мира, их
демографическую
ситуацию в
соответствии с
материалом атласа,

Знать:
особенностей
размещения основных
видов
природных
ресурсов, их главных
месторождений
и
территориальных
сочетаний;
численности и ди­
намики
населения

- сравнивать
численность и ди­
намику населения
мира, отдельных
регионов и стран, их
этногеографическую
специфику в
соответствии с
данными приведенных
таблиц;

- объяснять уровень
урбанизации и
территориальной
концентрации
населения и
производства в
соответствии с
последними
показателями,
- сопоставление
степени природных,
антропогенных и
техногенных
изменений отдельных
территорий в
зависимости от их
особенностей;
- описывать
особенности
размещения основных
видов природных
ресурсов, их главные
месторождения и
территориальные
сочетания в
соответствии с
материалами атласов
и данных таблиц
учебника;

практическая
работа № 3 - 4
по теме 2.
Политическая
карта мира.
практическая
работа № 7 - 8
по теме 3.
География
населения
мира

Итоговый
контроль на
дифференци
рованном
зачете

мира,
отдельных
регионов и стран, их
этногеографическую
специфику; различий в
уровне
и
качестве
жизни
населения,
основные направления
миграций; проблемы
современной
урбанизации;

Уметь:
применения
разнообразных
источников
географической
информации для
проведения
наблюдений за
природными,
социальноэкономическими и
геоэкологическими
объектами, процессами
и явлениями, их
изменениями под
влиянием
разнообразных
факторов;

- различать уровень и
качество жизни
населения в
соответствии с
основными
направлениями
миграций;
- анализировать
проблемы
современной
урбанизации в
зависимости от
основных форм
расселения;

- анализировать
географические
аспекты глобальных
проблем человечества в
соответствии с
последними
результатами
исследований;
- применять
разнообразные
источники
географической
информации для
проведения
наблюдений за
природными,
социальноэкономическими и
геоэкологическими
объектами, процессами
и явлениями,
-изучать изменения
природных, социальноэкономических и
геологических
объектов, процессов и
явлений под влиянием
разнообразных
факторов;
- заполнять контурные
карты в соответствии с
тематическим заданием

практическая
работа № 5 - 6
по теме 4.
География
мировых
природных
ресурсов
Практическая
работа № 9 - 10
по теме 5.
География
мирового
хозяйства

текущий
контроль

Знать:
географических
аспектов отраслевой и
территориальной
структуры мирового
хозяйства, размещения
его основных отраслей;
географическую
специфику отдельных
стран и регионов, их
различия по уровню
социальноэкономического
развития,
специализации в
системе
международного
географического
разделения труда;
географические
аспекты глобальных
проблем человечества;
Уметь:
ПР 05. Владение
умениями
использовать карты
разного содержания
для выявления
закономерностей и
тенденций,
получения нового
географического
знания о
природных
социальноэкономических и
экологических
процессах и
явлениях;

Составления
комплексной
географической
характеристики
регионов и стран мира;
таблицы, картосхемы,
диаграммы,
простейшие карты,
модели, отражающие
географические
закономерности
различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия;

- формулировать
географические
аспекты отраслевой и
территориальной
структуры мирового
хозяйства, размещения
его основных отраслей
в зависимости от
регионов;
- сравнивать
географическую
специфику отдельных
стран и регионов, их
различия по уровню
социальноэкономического
развития,
специализации в
системе
международного
географического
разделения труда в
соответствии с
данными приведенных
таблиц;
-составлять
комплексную
географическую
характеристику
регионов и стран мира
в соответствии с
инструкцией к пр № 6;
- строить таблицы,
картосхемы,
диаграммы,
простейшие карты,
модели, отражающие
географические
закономерности
различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия;
- заполнять контурные
карты в соответствии с
тематическим заданием
- описывать
особенности

практическая
работа № 1 1 по теме 6
Регионы и
страны мира.
Практическая
работа № 1 3 14
по теме 7.
Россия в
современном
мире

Итоговый
контроль на
дифференци
рованном
зачете

Знать:
особенности
современного
геополитического и
геоэкономического
положения России, ее
роль в международном
географическом
разделении труда

современного
геополитического и
геоэкономического
положения России в
соответствии с атласом,
- оценивать роль
России в
международном
географическом
разделении труда в
соответствии с
последними данными
справочной
литературы;
- определять характер
участия России в
мировом хозяйстве в
зависимости от ее
позиции на мировом
рынке

ПР Об. Владение
умениями
географического
анализа и
интерпретации
разнообразной
информации;

Уметь:
Сопоставления
географических карт
различной тематики

- сопоставлять
географические карты
различной тематики в
соответствии с
инструкцией к
практической работе
№9
- заполнять контурные
карты в соответствии
тематическим с
заданием

практическая
работа № 1 5 16
по теме 8.
Г еографическ
ие аспекты
современных
глобальных
проблем
человечества

текугции
контроль

- использовать
условные знаки при
работе с контурными
картами в соответствии
с едиными условными
обозначениями
Итоговая
аттестация

Экзамен

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном листе (с
новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».