ОУД.11 Экономика, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
< \^

V ,v-

УТВЕРЖДАЮ: - N
..Директор Г А НОУ сЪ
|«Камьш 1лрвскийгуманитарно-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДЛ1 «ЭКОНОМИКА»
для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый

Камышлов, 2022

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
социально-гуманитарных, ма
«КГТТ» Председатель

юких и естественно-научных дисциплин ГАПОУ СО
Л.А. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР

Разработчик: Степанова Екатерина Александровна - преподаватель ГАПОУ СО
«КГТТ»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на
основе требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и
дополнениями). Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
«Экономика» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, и
примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» для
профессиональных образовательных организаций
для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования рекомендованной ФГАУ «ФИРО»
для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3
от 21 июля 2015 г.) и уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра
профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от
25 мая 2017 г.).

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ

РЕАЛИЗАЦИИ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

УЧЕБНОЙ

7

УЧЕБНОЙ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

17

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДЛ1 «Экономика»
1Л. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
среднего звена:
Общеобразовательный цикл

специалистов

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Экономика» направлено на достижение следующих целей:
© освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором
осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;
0 развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при
ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя,
окружения и общества в целом;
о воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и
предпринимательской деятельности;
в овладение умением находить актуальную экономическую информацию в
источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование
экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и
реальной жизни, в том числе в семье;
о овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
• формирование
готовности
использовать
приобретенные
знания
о
функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и
индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и
дальнейшего образования;
о понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России,
умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
© развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных
интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения
природных ресурсов;
© формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение
своих места и роли в экономическом пространстве;
® воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
метапредметных:
о овладение умениями формулировать представления об экономической науке как
системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения
экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности
основных направлений современной экономической мысли;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную
ттг,^тттттттг. ттп прягтмтяттии поставленных целей, используя правовые знания, подбирать

соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический
анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в
процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина
Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции
Российской Федерации;
• генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как
экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества;
умение применять исторический, социологический, юридический подходы для
всестороннего анализа общественных явлений;
предметных:
• сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;
в понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
• сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать
и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего
окружения и общества в целом;
• владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую
информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной
жизни;
« сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на
основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
о умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения
основных
социально-экономических
ролей
(потребителя,
производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника,
работодателя, налогоплательщика);
в способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей
современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
о понимание места и роли России в современной мировой экономике;
о умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в
России и мире.
1.4. Результатом
освоения
дисциплины
является
определенный
этап
сформированности следующих профессиональных и общих компетенций:
Код
Наименование компетенций
ОК2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями

1.5 Результатом освоения дисциплины
следующих личностных результатов:

Код
ЛР 13.

ЛР 14.
ЛР 15.

ЛР 16.
ЛР 17.
ЛР 18.
ЛР 19.
ЛР 20.

ЛР 21.

является

достижение

обучающимися

Наименование личностного результата
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
Умение реализовать лидерские качества в профессиональной деятельности
Стрессоустойчивость, коммуникабельность
Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей
собственности
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем
Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем часов

Вид учебной работы

117
78

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
часы теории
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме экзамен

50
28
39

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
№

Наименование разделов и тем.

Объем часов
Т
П СР
50
16 36

ОК. 2,4,5
ЛР.14,15,
19-21

Раздел I. Экономика и экономическая наука

1-2

Введение

2

3-4

Потребности человека и ограниченность ресурсов

2

5-6
7-8
9-10

Самостоятельная работа (подготовка докладов)
Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их
вклад в развитие экономической мысли.
Факторы производства. Прибыль и рентабельность
Выбор и альтернативная стоимость.
Типы экономических систем

2

11-12
13-14

Самостоятельная работа
Составить конспект «Модели экономических систем
(шведская, американская, японская)».
Собственность и конкуренция
Экономическая свобода. Значение специализации и
обмена

2
2
2

2

2
2
2

15-16

Практические занятия
Место и роль знаний по экономике в жизни
общества. Анализ основных экономических
показателей: прибыль, рентабельность.Методы
анализа прибыли.Кривая спроса и цены. Типы
экономических систем.
2
Самостоятельная работа (подготовка докладов)
Организация предпринимательской деятельности.
Проблемы ее реализации на современном этапе
развития.

Формируемые
ОК,ПК,ЛР

ОК. 2,4,5
ЛР.14-21

Раздел II. Семейный бюджет.

Семейный бюджет. Источники доходов семьи.
Основные статьи расходов. Личный располагаемый
доход. Реальная и номинальная заработная плата,
реальные и номинальные доходы. Сбережения
населения. Страхование.
Самостоятельная работа
Подготовка докладов «Источники формирования
семейного бюджета»
19-20 Практические занятия С согласия родителей
просчитать семейный бюджет. Проанализировать
два основных вида семейных доходов. Инфляция и ее
последствия для семейного бюджета. Безработица
и ее экономическое влияние на семью. Составить и
проанализировать доходы и расходы семьи.
Раздел III. Товар и его стоимость.

2

21-22

2

17-18

Товар и его стоимость. Понятие стоимости товара.
Соотношение полезности и стоимости товаров.

2

4

ОК. 2,4,5
ЛР.14,15,
19-21

Самостоятельная работа
подготовка к практической работе по теме «Товар
и его стоимость». Поиск и сбор материала
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений об одном из ученых экономистов 17-18 вв.
23-24 Практические занятия
Понятие цены. Понятие стоимости товара.
Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков по
данному вопросу. Теория трудовой стоимости,
теория предельной полезности, теория предельной
полезности и издержек производства.
Раздел IV. Рыночная экономика

26-26
27-28
29-30
31-32

Рыночный механизм. Рыночное равновесие.
Рыночные структуры
Экономика предприятия: цели, организационные
формы
Организация производства
Производственные затраты. Бюджет затрат

Самостоятельная работа
подготовка к практической работе по теме
«Рыночная экономика». Поиск и сбор материала
33-34 Практические занятия
Рассмотреть понятие предприятия и его роль в
рыночной
экономике.
Рассмотреть
типы
коммерческих организаций. Расходы организации,
экономическое содержание.
v Tnvn и чяпяйптная плата

4

2
4

ОК. 2,4,5
ЛР.14,15,
19-21
2
2
2
2
4

4

ОК. 2,4,5,6

Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда
Безработица. Политика государства в области
занятости
39-40 Наемный труд и профессиональные союзы
Самостоятельная работа
Сообщение «История профсоюзного движения в
России».
Самостоятельная работа
подготовка к практической работе по теме
«Заработная плата (позиция работника и
работодателя)».Поиск и сбор материала
41-42 Практические занятия
Основные способы купли-продажи рабочей силы.
Заработная mama (позиция работника и
работодателя).
Самостоятельная работа (подготовка докладов)
Нормы Трудового кодекса о легальной заработной
тате. Уровень жизни: понятие и факторы, его
определяющие.
Раздел VI. Деньги и банки

2
2

Деньги и их роль в экономике
Банковская система
Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
Инфляция и ее социальные последствия
Самостоятельная работа
подготовка к практической работе по теме
«Деньги и банки» поиск и сбор материала
Практические занятия
Происхождение денег: монет, бумажных и
символических денег. Экономическое понятие
функции денег.
Особенности экономического
обращения ценных бумаг: документарных и
бездокументарных.
Раздел VII. Государство и экономика

2
2
2
2

53-54
55-56

2
2

35-36
37-38

43-44
45-46
47-48
49-50

57-58
59-60
61-62

Роль государства в развитии экономики
Налоги и налогообложение
Самостоятельная работа (подготовка докладов)
История фискальной политики в России
Государственный бюджет. Дефицит и профицит
бюджета
Показатели экономического роста. Экономические
циклы
Основы денежно-кредитной политики государства
Самостоятельная
работа
подготовка
к
практической работе по теме «Государство и
экономика» поиск и сбор материала

2
3
2

4

3

ОК. 2,4,5
ЛР.14,15,
19-21

2
2

ОК. 2,4,5
ЛР.14,15,
19-21

4
2
2

4

4

63-64

Практические занятия
Как сочетаются механизм свободной конкуренции и
система
государственного
регулирования
экономики. Перечислить и раскрыть методы
государственного
регулирования
рыночной
экономики. Как возникло налогообложение, всегда ли
оно существовало? Раскрыть понятия: «штрафы»,
«санкции», «возмещение ущерба». Отличительные
черты развития налоговой системы в России.
Принципы налогообложения и способы взимания
налогов. Дать анализ Федерального закона « 0
государственном, бюджете РФ» на текущий год.
Обратить внимание на статьи, выделенные на
социальные расходы.
Раздел VIII. Международная экономика

65-66

71-72

Международная торговля — индикатор интеграции
национальных экономик. Валюта. Обменные курсы
валют
Глобализация мировой экономики.
Особенности современной экономики России
Самостоятельная работа
подготовка докладов «Экономика России на
современном этапе развития»
Практические занятия
Структурные сдвиги в мировой экономике и их
влияние
на
процессы
в
национальных
экономиках. Особенности международной торговли.
Сформулируйте теорию сравнительных издержек.
Принципы валютного регулирования и валютного
контроля в Российской Федерации. Порядок
регулирования
валютных
курсов.
Порядок
регулирования работ международных валютных
бирж. Как учитываются интересы экспортеров и
импортеров при определении валютного курса?
Какими
факторами
характеризуются
производственные
различия
национальных
экономик?
Итого

ОК. 2,4,5
ЛР.14,15,
19-21

2

3

4

50

28

39

2.3 Содержание учебной дисциплины
1. Экономика и экономическая наука
1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов.
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические
блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал,
предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема
экономики. Границы производственных возможностей.
Самостоятельная работа (подготовка докладов)
Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
1.1. Факторы производства. Прибыль и рентабельность.
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы
оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность.
Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента. Основные теории
происхождения процента.
1.2. Выбор и альтернативная стоимость.
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая
стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. Традиционная экономика.
«Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип
рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике.
Административно-командная
экономика.
Условия
функционирования командной
экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в
хозяйственной деятельности.
1.3. Типы экономических систем
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного
образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при
рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования
командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие
государства в хозяйственной деятельности.
Самостоятельная работа
Таблица «Выявление характерных черт постиндустриального общества XX века и новых
экономических особенностейХХ1 века информатизации в разных сферах общества».
1.5. Собственность и конкуренция
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений.
Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы
собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная
конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая
конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.
1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка.
Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный
обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.
Практические занятия
Место и роль знаний по экономике в жизни общества. Анализ основных экономических
показателей: прибыль, рентабельность. Методы анализа прибыли. Кривая спроса и цены.
Самостоятельная работа (подготовка докладов)
Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном

2. Семейный бюджет
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный
располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные
доходы. Сбережения населения. Страхование.
Практические занятия
С согласия родителей просчитать семейный бюджет. Проанализировать два основных вида
семейных доходов. Инфляция и ее последствия для семейного бюджета. Безработица и ее
экономическое влияние на семью. Составить и проанализировать доходы и расходы семьи.
3. Товар и его стоимость
Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.
Самостоятельная работа
подготовка к практической работе по теме «Товар и его стоимость». Поиск и сбор материала
Практические занятия
Понятие цены. Понятие стоимости товара. Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков
по данному вопросу. Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория
предельной полезности и издержек производства.
4. Рыночная экономика
4.1. Рыночный механизм.
Рыночное равновесие. Рыночные структуры
Круговорот производства и обмена
продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка.
Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.
Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.
4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы
Предприятие (фирма).
Основные признаки предприятия. Предпринимательская
деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской
деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий.
Организационно-правовые формы предприятий.
4.3. Организация производства
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы
производственной
структуры
хозяйствующих
субъектов.
Производственный
и
технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации
производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала.
Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные
средства.
Производственная
функция.
Материально-технические
и
социальноэкономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда.
Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности
труда.
4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек
предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость.
Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.
Самостоятельная работа
г„ „Вгтпттттогг w nn п»шв-я« TTniroK и г.бпп материала
.- “.--с------ -

Практические занятия
Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике. Рассмотреть типы
коммерческих организаций. Расходы организации, экономическое содержание.
5. Труд и заработная плата
5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его
субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.
5.2. Безработица. Политика государства в области занятости
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая
безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.
5.3. Наемный труд и профессиональные союзы
Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав
профсоюзов. Защита
прав
профсоюзов.
Обязанности
профсоюзов.
Модели
функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
Самостоятельная работа
подготовка к практической работе по теме «Заработная плата (позиция работника и
работодателя).» поиск и сбор материала
Практические занятия
Основные способы купли-продажи рабочей силы. Заработная плата (позиция работника и
работодателя).
Самостоятельная работа (подготовка докладов)
Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате. Уровень жизни: понятие и
факторы, его определяющие.
6. Деньги и банки
6.1. Деньги и их роль в экономике
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости.
Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности.
Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.
Самостоятельная работа (подготовка докладов)
История денег. Денежные знаки других стран
6.2. Банковская система
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение
Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы
проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков.
Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные
кредитно-финансовые учреждения.
6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок
ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок.
Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала.
Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.

6.4. Инфляция и ее социальные последствия
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения
инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические
последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.
Самостоятельная работа
подготовка к практической работе по теме «Деньги и банки» поиск и сбор материала
Практические занятия
Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. Экономическое понятие
функции денег. Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и
бездокументарных.
7. Государство и экономика
7.1. Роль государства в развитии экономики
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели
государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое
регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.
7.2. Налоги и налогообложение
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие
налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции
налоговых органов. Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики
Самостоятельная работа (подготовка докладов)
История фискальной политики в России
7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета.
Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль
государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.
7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы.
Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав
ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод
добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный
ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.
7.5. Основы денежно-кредитной политики государства.
Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики.
Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика
изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых»
денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.
Самостоятельная работа
подготовка к практической работе по теме «Государство и экономика» поиск и сбор
материала
Практические занятия
Как сочетаются механизм свободной конкуренции и система государственного
регулирования экономики. Перечислить и раскрыть методы государственного
регулирования рыночной экономики. Как возникло налогообложение, всегда ли оно
существовало? Раскрыть понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба».
Отличительные черты развития налоговой системы в России. Принципы налогообложения и
способы взимания налогов. Дать анализ Федерального закона «О государственном бюджете
-----------"'"""'■-'чо па
пслгтрпртгкте ня соттиальные расходы.

8. Международная экономика
8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы
теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в
международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле.
Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной
торговли.
Валюта. Обменные курсы валют
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс.
Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные
курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет
покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных
ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.
8.2. Глобализация мировой экономики
Глобальные экономические проблемы.
8.3. Особенности современной экономики России
Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в
современной России. Россия и мировая экономика.
Коррупция - фактор, препятствующий экономическому росту. Потери экономики от
коррупции.
Самостоятельная работа
подготовка к практической работе по теме «Особенности современной экономики России»
поиск и сбор материала
Практические занятия
Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных
экономиках. Особенности международной торговли. Сформулируйте теорию сравнительных
издержек. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской
Федерации. Порядок регулирования валютных курсов. Порядок регулирования работ
международных валютных бирж. Как учитываются интересы экспортеров и импортеров при
определении валютного курса? Какими факторами характеризуются производственные
различия национальных экономик?

З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
общегуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- шкафы для хранения дидактических материалов;
- учебно-методический комплекс дисциплины «Экономика».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензированным программным обеспечением;
- экран и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
дополнительной литературы

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

Основные источники литературы для студентов:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2013. — № 4. — Ст. 445.
Коршунов, В. В. Экономика организации : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. В. Коршунов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 347 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-11833-9. — Текст : электр
Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Н. Т. Аврамчикова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10973-3. —- Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblioonline.ru/bcode/456350
Дополнительные источники:
Борисов, Е.Ф. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - 7-е изд.,
перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 399 с. - Серия : Проф. образование.
Интернет-ресурсы:
http://economictheory.narod.ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
http://www.aup.ru/ (Административно-управленческий портал), www. economicus. га
(Проект института «Экономическая школа»).
http://www.informika.ru/ (Государственное научное предприятие для продвижения новых
информационных технологий в сферах образования и науки России).
http://economictheory.narod.ru/ (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
www.ecsocman.edu.ra (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология,
менеджмент»).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания, ПК, ОК, ЛР)
Уметь:
• формулировать
основные
экономические понятия
• описывать действие рыночного
механизма,
основные
формы
заработной платы и стимулирования
руда,
социально-экономические
последствия
инфляции,
экономический рост.
о объяснять
взаимовыгодность
добровольного обмена, причины
неравенства доходов, виды и
причины
инфляции,
проблемы
нарушения рыночного равновесия.
• приводить
примеры
факторов
производства и факторных доходов,
общественных благ, российских
предприятий
разных
организационных форм, глобальных
экономических проблем;
Знать:
® функции денег,
• банковскую систему,
о причины различий в уровне оплаты
труда, основные виды налогов,
• организационно-правовые
формы
предпринимательства,
• виды ценных бумаг,
факторы экономического роста
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество
ЛР
15.
Проявляющий
гражданское
отношение
к
профессиональной
деятельности как к возможности личного
участия
в
решении
общественных,
государственных,
общенациональных
проблем
ЛР
20.
Способный
к
трудовой
профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных,

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
тестирование;
оценка выполнения практических работ;
выполнение индивидуальных заданий;
представление доклада с оцениванием;
эссе;
конспект;
задания для самостоятельной работы;
устный и письменный опрос;
активное участие в ходе занятия;
решение ситуационных задач;
дифференцированный зачет

задания для самостоятельной работы

общественных,
государственных,
общенациональных проблем
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного
развития
ОК 5. Использовать информационно­
коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
потребителями
JIP 13. Демонстрирующий готовность и
способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их
достижения
в
профессиональной
деятельности
JIP 16. Умение реализовать лидерские
качества в профессиональной деятельности
JIP
17.
Стрессоустойчивость,
коммуникабельность
J1P
14.
Проявляющий
сознательное
отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности
JIP
19.
Открытый
к текущим и
перспективным изменениям в мире труда и
профессий
JIP 21. Осознающий потребность в труде,
уважении к труду и людям труда, трудовым
достижениям,
добросовестное,
ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности
JIP 18. Осознающий значимость всех форм
собственности, готовность к защите своей
собственности

представление доклада с оцениванием;
эссе;
конспект;

выполнения практических работ

практическое занятие: Деловая игра, работа
в группах

дифференцированный зачёт

практические
ситуационных
документов

занятия
по
решению
задач и составлению

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

Дата
№ пункта
До
внесения
рабочей
внесения
изменений и
программы изменений
дополнений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном
листе (с новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».