ОУД.12 Обществознание, 2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический .т,ехникум>>

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУД.12 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Профиль обучения: социально-экономический

Камышлов, 2022 г.

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
/
Л.А. Цытыркина
Председатель

педагогических

СОГЛАСОВАНО:
З а м ^ ^ х е д ь директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:

Составитель:
Меныненин
Сергей Анатольевич
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

высшей

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом
требований ФГОС СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

СОДЕРЖ АНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОШ]

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

ОШ]

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОШ]

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

25
ОШ]

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗА П И С К А
Программа учебного предмета «Обществознание» разработана на основе:
S
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования ФГОС СОО;
S
примерной основной образовательной программы среднего общего образования
ПООП СОО;
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования ФГОС СПО 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»;
S
примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины
«История» для профессиональных образовательных организаций 2016 год;
■S
учебного плана по специальности 40.02.01 «Право и организация социального
обеспечения»;
S
рабочей программы воспитания по специальности 40.02.01 «Право и
организация социального обеспечения»;
S
Программа учебного предмета «Обществознание» разработана в соответствии с
Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного
общего
образования,
утвержденной
распоряжением
Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма
Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по предмету «Обществознание» разработано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности
специальности.
Содержание программы образовательной дисциплины направлено на достижение
следующих целей и задач:
Цели освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на
результаты ФГОС СПО):
Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на
результаты ФГОС СПО):
— воспитание
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской
Федерации;
— развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного
социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно­
нравственной культуры подростка;
— углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых
дисциплин;
— умение получать информацию из различных источников, анализировать,
систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
— содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах
регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими
людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
— формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение
стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

—
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в
различных сферах общественной жизни.

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный
на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика,
политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные
знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии
социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской
позиции, социально-правовой грамотности, навьпсов правового характера, необходимых
обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими
людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах
мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных
процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого
общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно
связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих
принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность
обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных
образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности,
профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает
дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень
функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее
распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и
категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний,
обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные
теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические
особенности социального познания, законы общественного развития, особенности
функционирования
общества
как
сложной,
динамично
развивающейся,
самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные
представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах,
экономической
системе
общества,
социальных
нормах,
регулирующих
жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные
представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения
образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о
путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, изучение обществознания имеет свои особенности в
зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в
содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем
программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических
занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При
освоении
профессий
СПО
и
специальностей
СПО
технического,
естественнонаучного профилей профессионального образования интегрированная
учебная дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается на
базовом уровне ФГОС среднего общего образования. При освоении специальностей
СПО
гуманитарного
профиля
профессионального
образования
дисциплина
«Обществознание», включающая экономику и право, изучается также на базовом
уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно с учетом
осваиваемой профессии или специальности.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического
профиля профессионального образования обществознание изучается без включения
экономики и права.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» завершается
подведением итогов в форме дифференцированного зачета в 1 и 2 семестрах, в рамках
промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ), по специальности «Право и
организация социального обеспечения».

1.1.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Учебная
дисциплина
«Обществознание»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»,
частью обязательной предметной области «Общественные науки», изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профессиональной
направленности в соответствии с ФГОС СПО на базовом уровне.
Современная структура исторического образования определена в Концепции
преподавания учебного курса «Обществознание» в образовательных организациях РФ,
реализующих основные общеобразовательные программы (утвержденной протоколом
ФУМО по общему образованию от 28 июня 2016 г. № 2/16-3.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического
профиля профессионального образования ДО «Обществознание» изучается без
включения экономики и права.
Реализация содержания общеобразовательной дисциплины в пределах освоения ООП
СПО обеспечивается соблюдением принципа преемственности по отношению к
содержанию истории в рамках основного общего образования, однако в то же время
обладает самостоятельностью, цельностью, спецификой подходов к изучению.
1.2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
OK 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда
OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения,
нормы и правила поведения

Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» (базовый уровень)
направлено на достижение всех личностных (далее - ЛР), метапредметных (далее - МР)
и предметных (далее - ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с
11

учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования
(ПООП СОО).
Личностные результаты отражают:
- ЛР1 - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн); ЛР5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
- ЛР2 - гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности; ЛР2 Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий
приверженность
принципам
честности,
порядочности,
открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных
организаций.
- ЛРЗ - готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР23. Самостоятельный и
ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к
исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом,
обществом и государством.
- ЛР4 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире; ЛР5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию
традиционных ценностей многонационального народа России.
- ЛР5 - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР 7.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную
и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
- ЛР6 - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ЛР24. Понимающий
сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей и,
следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому клиенту. ЛР
22. Мотивация к самообразованию и развитию.
Метапредметные результаты отражают:
- МР 01. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
- МР 02. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навьжами разрешения проблем; способность и
12

готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- МР 03. - владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
- МР 04. готовность и способность к самостоятельной информационно­
познавательной владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- МР 05. умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- МР 06. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение
языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
П редметны е результаты на базовом уровне отраж аю т:
- ПРб 01. сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- ПРб 02. владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- ПРб 03. владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- ПРб 04. сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- ПРб 05. сформированность представлений о методах познания социальных явлений
и процессов;
- ПРб 06. владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
- ПРб 07. сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
В программу включены предметные результаты, направленные на формирование
общего представления о коррупционной деятельности и антикоррупционной политике в
истории общества:
- Способность выявлять признаки коррупционного поведения;
- Осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений
(преступлений);
- Осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч.
коррупционного характера);
- Способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных
отношений;
- Способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям
коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
- Способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие
противодействие коррупции;
- Способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально
коррупциогенных ситуациях;
- Способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;
13

- Понимание значимости правовых явлений для личности;
- Способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;
- Приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в
рамках образовательной и иной деятельности;
- Способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение
коррупциогенных факторов;
- Приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим
отношениям;
- Способность выявлять основные коррупционный факторы в области экономических
отношений;
- Приобретение
знаний
об
основных
направлениях
государственной
антикоррупционной политики;
- Приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;
- Способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;
- Приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае
привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
- Способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в
различных сферах жизни общества;
- Способность определять роль политических институтов в системе противодействия
коррупции;
Освоение предметных результатов в содержании учебной дисциплины, направленной
на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся, представлен в
программе дидактическими единицами курса Истории России и реализуется отдельными
элементами и примерами в содержании урока по определенным разделам и темам курса.

СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ БАЗОВОГО КУРСА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ».

Профессиональные
компетенции
ПК 1.1 Осуществлять
профессиональное толкование
нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере
пенсионного обеспечения и
социальной защиты;
ПК 2.1 Поддерживать базы
данных получателей пенсий,
пособий, компенсаций и других
социальных выплат, а также
услуг и льгот в актуальном
состоянии;
ПК 1.3 Рассматривать пакет
документов для назначения
пенсий, пособий, компенсаций,
других выплат, а также мер
социальной поддержки
отдельным категориям граждан,
нуждающимся в социальной
защите;

Предметные результаты освоения базового курса
предмета
ПРб 01. - сформированность знаний об обществе как
целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
ПРб 02. - владение базовым понятийным аппаратом
социальных наук;
ПРб 04. сформированнность представлений об
основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
ПРб 05. сформированность представлений о методах
познания социальных явлений и процессов;
ПРб 01. - сформированность знаний об обществе как
целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
ПРб 02. - владение базовым понятийным аппаратом
социальных наук;
ПРб 06. владение умениями применять полученные
знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
14

ПК 1.2 Осуществлять прием
граждан по вопросам
пенсионного обеспечения и
социальной защиты;
ПК 1.6
Консультировать
граждан и представителей
юридических лиц по вопросам
пенсионного обеспечения и
социальной защиты;
ПК 2.2
Выявлять лиц,
нуждающихся в социальной
защите и осуществлять их учет,
используя информационно­
компьютерные технологии;
ПК 2.3
Организовывать и
координировать социальную
работу с отдельными лицами,
категориями граждан и семьями,
нуждающимися в социальной
поддержке и защите.

1.3.

ПРб 01. - сформированность знаний об обществе как
целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
ПРб 02. - владение базовым понятийным аппаратом
социальных наук;
ПРб 06. владение умениями применять полученные
знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
ПРб 07. сформированнность навыков оценивания
социальной информации, умений поиска информации
в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного
развития.

Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов

1. Проблемы социальной мобильности в Российском обществе;
2.Права ребенка. Почему необходимо защищать детство;
3 .Ответственность родителей в случае неисполнения родительских обязанностей;
4 .Защита прав несовершеннолетних - задача мирового сообщества;
5.Реализация права на благоприятную окружающую среду в моём регионе;
6.Способы, пути предупреждения преступлений;
7.Права
детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

1.4.

Перечень мероприятий

1. «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Помним», «Диктант Победы», «Свеча
памяти»;
2. 80 лет со дня окончания битвы под Москвой (30.09.1941 - 20.04.1942).
3. 80 лет со дня начала Сталинградской битвы (17 июля 1942).
4. «Слава русского оружия» 210 лет со дня победы русской армии в Отечественной войне
1812 года.
5 .2 1 0 лет со времени Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года.

15

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Объем в часах

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебного предмета

117

Основное содержание

78
в т. ч.:

теоретическое обучение

50

лабораторные/практические занятия

22

Профессионально ориентированное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные/практические занятия
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их
изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и
специальностей СПО.
1.

Человек. Человек в системе общественных отношений

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид,
личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и
трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии.
Профессиональное самоопределение
Формирование
характера,
учет
особенностей
характера
в
общении
и
профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл
человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих
знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители
(внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и
ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
16

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и
взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности
самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.
Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность. Развитое
правосознание и высокий уровень правовой культуры - основа свободы личности. Мотивы
коррупционного поведения.
1.2. Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в
общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура —
продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы
духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных
установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных
культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения
культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
1.3. Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого,
его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни
современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в
образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в
Российской
Федерации.
Государственные
гарантии
в
получении
образования.
Профессиональное образование.
1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и
совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия
как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода
совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни
людей. Виды искусств.
Практические занятия
Духовная культура личности и общества. Виды культуры.
Наука в современном мире.
Роль образования в жизни человека и общества. Мораль.
Религия. Искусство.

2. Общество как сложная динамическая система.
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и
элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества,
их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной,
информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное,
индустриальное, постиндустриальное (информационное).
17

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его
причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как
важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты
глобальных проблем.
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных факторов для общественных: институтов.
Коррупция - социально-опасное явление.
Практические занятия
Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение.
Типы мировоззрения. Основные институты общества.
Общество и природа. Глобализация.
3.
Социальные отношения
3.1 Социалънаяролъ и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная
стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
3.2 Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное
поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения
среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость
здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.
Пути разрешения социальных конфликтов.
3.3 Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические,
профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской
Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этно-социальные конфликты,
пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая
ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие
семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и
обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и
попечительство.
Практические занятия Социальная стратификация. Виды социальных норм.
Социальные конфликты.
Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения.
Семья в современной России.
4. Политика
4.1 Политика и власть. Государство в политической системе

18

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.
Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как
политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального
назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование
надгосударственных институтов — основные особенности развития современной
политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство,
политический режим.
Типология политических режимов.
Демократия, ее основные
ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение
властей, свобода средств массовой информации: право граждан участвовать в управлении
делами государства.
4.2 Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его
типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое
лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в
современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его
причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно­
политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Практические занятия
Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе
общества. Функции государства.
Формы государства.
Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской
Федерации.

19

ТЕМ А ТИ Ч ЕС К О Е П ЛА Н И РО В А Н И Е У Ч ЕБН О ГО П РЕДМ ЕТА

№
урока

О бъем
в часах

Н аим енование тем и разделов

К оды общ их ко м п етен ц ий и
личностны х метапредметны х,
предм етны х результатов,
ф орм и рован ию которы х способствует
элем ент
п рограм м ы

1 курс
1 семестр (32 часа.)

1-2

Введение

2

Введение

2

1. Человек. Человек в системе
общественных отношений.

26
,

3-4

2

Что такое общество.

П рирода человека.
Социальная сущность человека.
Практическая работа. Понятие общества. П рирода
7-8
человека, врожденные и приобретенные качества.
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная
работа № 1: Понятие общества. Природа человека, врожденные и
приобретенные качества.

2

5-6

2
2

20

ЛР1. JTP2. JIP7. ЛР4. ОК 02. ОК04. ОК
05. ОК 06. ОК 09. МР 03. МР 04. МР 05.
ПРб 01. ПРб 02.

ЛР1. JIP2. ЛР 7. ЛР4. ОК 02. ОК 04. ОК
05. ОК 06. ОК 09. МРОЗ. МР04. М Р05.
ПРб 01. ПРб 02. ПРб 03. ПРб 04. П Рб 05. П Р6 06. ПРб 07.

Познание и знание. Деятельность - способ
существования людей.
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная
работа Ns 5: Понятие познания.

2

9-10

11-12

Контрольная работа N q 1.

2

13-14

Духовная культура личности и общества.

2

15-16

Наука и Образование в современном мире.

2

Мораль, искусство и религия как элементы духовной
культуры.
Самостоятельная работа обучающихся: слайдовая презентация
по группам: «Понятие и содержание культуры».
Семинар. Мораль, искусство и религия как элементы
19-20
духовной культуры.

2

17-18

21-22

4
2

2. Общество как сложная динамическая система.

22

Общество как сложная динамичная система

2

Самостоятельная работа обучающихся: слайдовая презентация
по группам: « Человек, индивид, личность ».
Многовариантность
23-24
общественного развития.
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная
работа N° 3: Развитие общества.
Многовариантность
25-26
общественного развития.

2
2
2
2

27-28

Цивилизация и формация.

2

29-30

Особенности современного мира.

2

21

JIP1. ЛР2. JTP 7. JIP4. ОК 02. ОК04. ОК
05. ОК 06. ОК 09. МРОЗ. М Р04. М Р05.
ПРб 01. ПРб 02. ПРб 03. ПРб 04. ПРб 05. ПРб 06. ПРб 07.

31-32

2

Дифференцированный зачет.

2 семестр (46 часов.)
1-2

2

Контрольная работа Ns 2.

Самостоятельная работа обучающихся: конспетирование
темы: Мировоззрение. Типы мировоззрения.

4

3. С оциальны е отнош ения.

36

3-4

Социальная структура общества.

2

5-6

Социальная стратификация.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений
по темам: Социальная стратификация. Социальная мобильность

2

7-8

Социальная мобильность.

2

9-10

Девиантное поведение, ф орм ы его проявления.

2

11-12

Социальное взаимодействие.

2

13-14

Социальный конфликт.

2

15-16

Семинарское занятие. Социальное взаимодействие
личности и общества.

2

17-18

Социальный контроль.

2

Практическая работа.
Социальный контроль.
Самостоятельная работа обучающихся: Написание эссе по
разделам: Социальные отношения.

2

19-20

21-22

2
2

Н ации и межнациональные отношения.
22

JIP1. ЛР2. ЛР 7. ЛР4. ОК 02. ОК04. ОК
05. ОК 06. ОК 09. МРОЗ. МР04. МР 05.
ПРб 01. ПРб 02. ПРб 03. ПРб 04. ПРб 05. ПРб 06. ПРб 07.

Практическая работа. Этнические общности. Нации
и межнациональные отношения.
Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорных
конспектов по темам: Межнациональные отношения. Национальная
политика. Подготовка к зачету.
Семья и быт.
25-26
Социальное развитие и молодежь.
Практическая работа. Семья. Социальное развитие и
27-28
молодёжь.
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная
работа N° 12: Важнейшие социальные общности а группы. Семья.
Молодежь.

2

23-24

29-30

2
2
2
2

Контрольная работа Nq 3.

2

31

4. Политика.
Политика и власть. Государство в политической
системе.
Практическая работа. Политическая система
33-34
общества и ее структура.
Самостоятельная работа обучающихся: составление кроссворда
на знание политических терминов.

2

31-32

2
3

35-36

Участники политического процесса.

2

37-38

Гражданское общество й государство.

2

Практическая работа. Политическая система. Формы
правления.
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная
работа N° 13: Механизм госл/дарства. Подготовка к семинару.
Демократические выборы.
41-42
Политические партии и движения, их классификация.

2

39-40

4
2

23

JIP1. ЛР2. JTP7. ЛР4. ОК 02. ОК04. ОК
05. ОК 06. ОК 09. МРОЗ. МР04. МР 05.
ПРб 01. ПРб 02. ПРб 03. ПРб 04. ПРб 05.ПРб 06. ПРб 07.

Самостоятельная работа обучающихся: слайдовая презентация
на тему «Формы, управления политической жпзныо».
Самостоятельная работа обучающихся: составление викторины
по разделу для взаимоконтроля. Подготовка к зачету.
Семинар. Правовая система и демократические
43-44
выборы, как основные составляющие демократии.
45-46

4
4
2

Дифференцированный зачет

2
117
6

Итого
Семинаров

24

‘

‘

V. "

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4Л. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета общественных
дисциплин № 20;
Имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в
период внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов и быть оснащено оборудованием, указанным в требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете есть в наличии мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать
презентации, видеоматериалы, иные документы.
Технические средства обучения:
В кабинете есть в наличии мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать
презентации, видеоматериалы, иные документы.
4.2. Информационное обеспечение обучения

Основная:
1. Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2018.
2. Сычев А.А. Обществознание (СПО): учебное пособие., - КноРус., 2019.
3.
Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2018.
4. Шиповская Л.П . Обществознание (СПО): учебное пособие., КноРус., 2018.
5. Губин В.Д., Буланова М.Б., Филатов В.П., Обществознание (СПО): учебник для студентов
СПО., КноРус., 2018.
2.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2018.
3.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2019.
4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. -М ., 2018
5. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. -М ., 2019
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. М., 2017
7. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей
социально-экономического профиля: учебник. -М ., 2017.

Для преподавателей:

25

1. Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2016.
2. Сычев А.А. Обществознание (СПО): учебное пособие., - КноРус., 2019.
3. Сычев А.А. Обществознание (для СПО): учебное пособие., - КноРус., 2018.
4. Шиповская Л.П. Обществознание (СПО): учебное пособие., КноРус., 2018.
5. Губин В.Д., Буланова М.Б., Филатов В.П., Обществознание (СПО): учебник для студентов
СПО., КноРус., 2018.
6.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического,
естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
7.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического,
естественно- научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
8.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического,
естественно- научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
9.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый
уровень. —- М., 2013.
10.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей
социально- экономического профиля. — М., 2014.
11.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей
социально- экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
12.
Котова О. А., Лискова Т. Е.ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты.
— М., 2015.
13.
Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание.
Типовые тестовые задания. — М., 2015.
14.
Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
15.
Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс.
Базовый уровень. — М., 2013.
16.
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
17.
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
18.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от
30.11.1994
19.
№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — №
32. — Ст. 3301.
20.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от
26.01.1996
21.
№ 14-Ф З)//С ЗР Ф , — 1996,— № 5 , — Ст. 410.
22.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным
законом от
26.11.2001
23.
№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — №
49. — Ст. 4552.
24.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от
18.12.2006
25.
№ 230-Ф3) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
26.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 №
136-Ф3) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
27.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие
Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
28.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
29.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
26

30.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992.
31.
№15. _ С т . 766.
32.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
33.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ.
2002 .
34.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — №
10, — Ст. 823.
35.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
36.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
37.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» // СЗ РФ. -— 2012.
38.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
39.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ.
— 2002, — № 2 , — Ст. 133.
40.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета.
— 1995. — 4 мая.
41.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ
РФ, — 1999, — № 18, — Ст. 2222.
42.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения
смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —
18 мая.
43.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной
экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
44.
Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон от 2012 № 273-Ф3 (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ,
от 23.07.2013 № 203-Ф3, от 25.11.2013 № 317-Ф3, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ,
от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-Ф3, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
45.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
46.
Примерная основная образовательная программа среднего
общего
образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
47.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
48.
Единый государственный экзамен.
Контрольные измерительные материалы.
Обществознание. —- М., 2014.
49.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.

Интернет-ресурсы:
1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
27

www.festival.lseptember.rn (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.gai-ant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Методы оценки
Указываются методы оценки в рамках
текущей и итоговой аттестации по
предмету
Оценка результатов устных, письменных
ответов, конспектов, заданий экзамена,
дифференцированного зачёт а...

Наименование образовательных
результатов ФГОС СОО

ПРб 01. сформированность знаний об
обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов;
ПРб 02. владение базовым понятийным
аппаратом социальных наук;
ПРб 03. владение умениями выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и
процессов;
ПРб 03. владение умениями выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и
процессов;
ПРб 04. сформированнность
представлений об основных тенденциях
и возможных перспективах развития
мирового сообщества в глобальном мире;
ПРб 05. сформированность
представлений о методах познания
социальных явлений и процессов;
ПРб 04. сформированнность
представлений об основных тенденциях
и возможных перспективах развития
мирового сообщества в глобальном мире;
ПРб 05. сформированность
представлений о методах познания
социальных явлений и процессов;
ПРб 06. владение умениями применять

Выполнение практических заданий с
устным или письменным отчетом о
проделанной работе. Обсуждение докладов
по исторической тематике

Выполнение практических заданий с
устным или письменным отчетом о
проделанной работе. Обсуждение докладов
по исторической тематике.
Индивидуальный устный опрос с
постановкой проблемных вопросов.

Реализация индивидуального проекта
профессиональной направленности.
Публичный отчет о каждом выполненном
этапе проекта. Публичная защита
индивидуального
проекта.
Выполнение практических заданий с
28

устным или письменным отчетом о
проделанной работе. Обсуждение докладов
по исторической тематике.

полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
ПРб 04. - Осуществление проектной,
учебно-исследовательской деятельности
в форме участия в подготовке учебных
проектов по отечественной истории
Новейшего времени, в том числе - на
региональном материале (с
использованием ресурсов библиотек,
музеев и т.д.);

Работа с историческими источниками
профессиональной направленности
(тексты, схемы, планы, карты) в результате
которой у обучающегося складывается свое
мнение и своя оценка исторических фактов.
Публичные выступления во время уроков,
защита практических работ. Публичная
защита
индивидуального проекта

ПРб 05. сформированность
представлений о методах познания
социальных явлений и процессов;
ПРб Об. владение умениями применять
полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
ПРб 07. сформированнность навыков
оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках
различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов общественного
развития.

Выполнение практических заданий с
устным или письменным отчетом о
проделанной работе. Обсуждение докладов
по исторической тематике.

29

6. Л И С Т И ЗМ ЕН ЕН И Й И Д О П О Л Н ЕН И Й , В Н ЕС ЁН Н Ы Х В РА Б О Ч У Ю П РОГРАМ М У*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменении
и
дополнений

До
внесения
изменении
и
дополнений

После
изменении и
дополнении

1
2

30

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловои
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».