ОГСЭ.01 Основы философии, 2022

М инистерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камыш ловский гуманитарно-технологический техникум»

V

«Камыш ловский гуманитарно-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический

Камыш лов, 2022 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Ф едерального
государственного

образовательного

профессионального

образования

обеспечения»

и

философии»

для

примерной

стандарта

40.02.01

программы

образовательных

по

«Право
учебной

учреждений,

специальности
и

организация

дисциплины

среднего
социального

ОГСЭ.01

реализую щ их

«Основы

образовательные

программы СПО, рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития образования»
в качестве примерной программы для использования образовательными учреждениями
при разработке программы учебной дисциплины «Основы философии» (разработчик
Горелов А.А., доктор философских наук, вед. н. сотр. И нститута философии РАН).

Рассмотрена на заседании

предметной

(цикловой)

комиссии

педагогических

работников общ еобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
л J u L O U b / Т. А. М адыгина

Составитель: К азанцева Ольга М ихайловна, преподаватель КГТТ, ВКК

СОДЕРЖАНИЕ

П АСП О РТ
РАБОЧЕЙ
ДИ СЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И
ДИ СЦИПЛИНЫ

ПРОГРАМ М Ы

ПРИ М ЕРН ОЕ

СОДЕРЖ АНИЕ

У ЧЕБН ОЙ

У ЧЕБН ОЙ

УСЛО ВИ Я РЕА ЛИ ЗА ЦИ И У ЧЕБН ОЙ ДИ СЦ ИП ЛИ Н Ы
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИ СЦ ИП ЛИ Н Ы

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

1. П АСП О РТ П РИ М ЕРН О Й П РОГРАМ М Ы УЧ ЕБН О Й ДИ СЦ И П ЛИ Н Ы
ОГСЭ.01. «ОСНО ВЫ Ф И ЛО СО Ф ИИ »
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности:
40.02.01 Право и организация социального обеспечения

1.2.

М есто

учебной

дисциплины

в

структуре

программы

подготовки

квалифицированны х рабочих (служащ их) и специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в общ ий гуманитарный и социально-экономический цикл

1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся долж ен уметь:
ориентироваться в наиболее общ их философских проблемах бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как основе формирования культуры граж данина и будущего
специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающ ийся должен знать:
S

основные категории и понятия философии;

S

роль философии в жизни человека и общества;

S

основы философского учения о бытии;

S

сущность процесса познания;

S

основы научной, философской и религиозной картин мира;

^

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружаю щ ей среды;

S

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.

1.4. П ланируемы результаты освоения дисциплины
Особое

значение

дисциплина

имеет

при

формировании

и

развитии

общих

компетенций:
OK 1

П онимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

типовые

методы

и

способы вы полнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество

OK 3

П ринимать реш ения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность

ОК 4

Осущ ествлять

поиск

эффективного

и

использование

выполнения

информации,

профессиональных

задач,

необходимой

для

профессионального

и

технологии

в

личностного развития
ОК 5

Использовать

информационно-коммуникационные

профессиональной деятельности
ОК 6

Работать

в

коллективе

и

команде,

эффективно

общ аться

с

коллегами,

руководством, потребителями
ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать

повышение

квалификации

OK 10

Соблю дать основы здорового образа жизни, требования охраны труда

OK 11

Соблю дать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы
и правила поведения

ОК 12

Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
Освоение содержания учебной дисциплины ОГСЭ 01

«Основы философии»

обеспечивает достиж ение студентами следую щ их личностны х результатов:

JIP 2 П роявляю щ ий активную гражданскую позицию, демонстрирую щ ий приверженность
принципам

честности,

порядочности,

открытости,

экономически

активный

и участвующ ий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе
на

условиях

добровольчества,

продуктивно

взаимодействую щ ий

и

участвующий

в деятельности общ ественных организаций.
Л Р 5 Демонстрирую щ ий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе лю бви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России
JIP 6

Проявляю щ ий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в

социальной поддержке и волонтерских движениях
JIP 7 Осознаю щ ий приоритетную ценность личности человека; уважаю щ ий собственную
и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности

JIP 15 П роявляю щ ий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности

личного

участия

в

реш ении

общ ественных,

государственных,

общ енациональных проблем
JIP 22 М отивация к самообразованию и развитию
1.4. Реком ендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 56 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
самостоятельной работы студента 8 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
М аксимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
часы теории
практические занятия
семинарские занятия
Самостоятельная работа обучающ егося (всего)
Итоговая аттестация в форме т екущ его ко нт р о ля

Объем часов

56
48
48
-

6
8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

№
п/п

Н аименование разделов и тем

Т
42

1

1-2

2

3-4

5-6

7-8
9-10

11-12
13-14
15-16

17-18
19-20

21-22

23-24

25-26
27-28

3

Се
м.
6

С/р

Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии
Становление философии из мифологии. Характерные черты
философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
Предмет и определение философии.
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с философским словарем: смысл понятий «логика»,
«философия», «дискурсвностъ»
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая
философия
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
Становление философии в Древней Греции. Философские
школы. Сократ. Платон. Аристотель.
Философия Древнего Рима.
Средневековая философия: патристика и схоластика
Контрольная работа
«Особенности античной философии»
Самостоятельная работа обучающихся:
Творческое задание «Философские школы и учение о
первоначалах
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
Особенности философии Нового времени: рационализм и
эмпиризм в теории познания.
Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и
эволюционизма
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к семинарскому занятию
Тема 1.4. Современная философия
Семинар «Основные направления философии XX века:
неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм».
Философия бессознательного.
Особенности русской философии. Русская идея
Раздел 2. Структура и основные направления философии

К оды общ их
ком петенций
и личностны х

8

р езу л ьтато в

2

Введение

Философия как универсальное теоретическое мировоззрение.
Основной вопрос философии.
Основные категории и понятия философии. Роль философии в
жизни человека и общества.
Раздел 1. Предмет философии и ее история

Уровень
освоения

ОК
01,03,06
ЛР
2,5,7,15,22

2

ОК
01.03.04.
06,08
ЛР
2.5.7.15.22
2
2
2
1

2
2
2
2
2
2
1

2
2
2
2
2
2
2
2
2
ОК
01.03.04.
06.08.11
ЛР

2.5.7.15.22
29-30

31-32

33-34

35-36

37-38
39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени,
XX века. Основные картины мира философская
(античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое
время, XX век).
Методы философии: формально-логический, диалектический,
прагматический, системный, и др. Строение философии и ее
основные направления.
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания
Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство
мира.
Современные
онтологические
представления.
Пространство, время, причинность, целесообразность.
Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и
относительной
истины.
Соотношение
философской,
религиозной и научной истин. Методология научного
познания.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к
семинару
Тема 2.3. Этика и социальная философия
Семинар «Этика»
Социальная философия
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к
семинару
Семинар «Философия и глобальные проблемы
современности»
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее
значение
Философия как рациональная отрасль духовной культуры.
Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки
и идеологии
Структура
философского
творчества.
Типы
философствования. Философия и мировоззрение. Философия и
смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.
Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Контрольная работа
«Содержание основных разделов философии»
Итого:

2
2

2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

2
42

6

8

2.3 Содержание учебной дисциплины
В разделе

«Введение» изучаю тся предмет, структура и функции философии, специфика

философского знания, основные проблемы философии, значение философии для человека.
Раздел 1. П РЕДМ ЕТ Ф И ЛО СО Ф И И И ЕЁ ИСТОРИЯ
Данный раздел учебной дисциплины изучает основные вехи мировой философской мысли,
особенности и специфика каждой из исторических эпох развития философии, важнейшие
концепции античной философии, философии эпох Средневековья и Возрождения, Нового
времени, немецкой классической философии, русской философии и философии XX века.
Раздел 2. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Данный раздел философии изучает проблемы философской онтологии, понятие, формы и
свойства бытия и материи, проблема человека в философии, сознательное и бессознательное в
жизни человека, проблемы теории познания и социальной философии, а также этические
проблемы философского знания.
З.УС Л О ВИ Я РЕА ЛИ ЗАЦ И И У Ч ЕБН О Й ДИ СЦ И П Л И Н Ы
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация

программы

дисциплины

требует

наличия

учебного

кабинета

общ егуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные м еста по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компью тер с лицензионным программным обеспечением;
- телевизор
Залы:
Библиотека, класс самоподготовки с выходом в интернет

3.2. И нф орм ационное обеспечение обучения

Перечень

рекомендуемы х

учебны х

изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы
Основны е источники:
Основы философии: учебное пособие СПО/ Горелов А .А .—

М.

: КноРус, 2019.

(электронная библиотека)
Горелов, А.А. О сновы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов.- М.:
Академия, 2015
Горелов, А.А. О сновы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов,- М.:
Академия, 2007

Основы философии:учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - Ростов
н/Д: Ф еникс,2006
Кохановский, В.П. Основы философии: учебник для СПО.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005
Основы философии: учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - М.:
КНОРУС, 2019 (электронная библиотека)
Дополнительны е источники:
Матяш, Т.П. О сновы философии: учебник для студентов СПО /Т.П. М атяш, JI.B. Жаров,
Е.Е. Несмеянов.- Ростов н/Д: Феникс, 2015
Губин, В.Д. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.Д.Губин.- М.: ФОРУМИНФРА-М , 2005
Канке, В.А. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.А .Канке.- М .:Высшая
школа, 1999

4. КО Н ТРО ЛЬ И О Ц ЕН КА РЕЗУЛЬТАТО В О С ВО ЕН И Я УЧЕБНО Й
Д И СЦ И П ЛИ Н Ы
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные ум ения, усвоенны е знания)
Уметь:
о ориентироваться в наиболее общих
философских
проблемах
бытия,
познания,
ценностей,
свободы
и
смысла
ж изни
как
основе
формирования культуры гражданина и
будущего специалиста;
в определить
значение
философии
как
отрасли
духовной
культуры
для
формирования
личности,
гражданской
позиции
и профессиональных навыков;
• определить соотнош ение для жизни
человека свободы и ответственности,
материальных и духовны х ценностей;
о сформулировать
представление
об истине и смысле жизни.
Знать:
в основные
категории
и
понятия
философии;
в роль философии в жизни человека
и общества;
о основы философского учения о бытии;
в сущность процесса познания;
о об условиях формирования личности,
свободе
и
ответственности
за
сохранение
жизни,
культуры,
окружающ ей среды;
о о социальных и этических проблемах,
связанных
с
развитием
и использованием достижений науки,
техники и технологий.
Перечень личностны х результатов
достигаемы х в процессе обучения:
ЛР: 2, 5, 6,7,15,22

Перечень
общ их
компетенций,
формируемы х в процессе обучения
ОК: 01,03,04, 06,08,11

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
тестирование
оценка выполнения практических работ
устный опрос
выполнение индивидуальных заданий
представление доклада с оценивание
текущ ий контроль знаний

педагогическое наблю дение, опрос,
участие
в
семинарах,
дискуссиях,
диалогах, олимпиадах, конкурсах и др.
Тестирование,
оценка
выполнения
самостоятельных работ, устный опрос,
выполнение
индивидуальных
заданий,
участие в семинарах, представление доклада
с оцениванием, текущ ий контроль знаний

5. Л И С Т И ЗМ Е Н Е Н И Й И Д О П О Л Н Е Н И Й , В Н Е С Ё Н Н Ы Х В РА БО Ч У Ю
П РО ГРА М М У *

№
п/п

1
2

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».