ОГСЭ.02 История, 2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум .

Й

УТВЕРЖДАЮ: -Щ
Щ Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарнотехникум»
_
_ 'г--:-Е.Ё. Бочкарева
05АГ7.2021р -.';

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.Р2 «ИСТОРИЯ»

для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический

Камышлов, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государ
ственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образо

вания 40.02.01

Право и организация социального обеспечения и примерной программы по

дисциплине ОГСЭ.02 История, рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития обра­
зования» в качестве примерной программы для использования образовательными учреждения­
ми при разработке программы учебной дисциплины «История» (разработчик Рыжов А. Н., канд.
пед. наук, доцент кафедры педагогики МПГУ).

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель_____

J1.A. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель
:еститель дирек
директора по УМР
/VLp'Uf) '
Т.А. Мадыгина

Составитель: Казанцева Ольга Михайловна, преподаватель КГТТ, ВКК

СОДЕРЖАНИЕ

2

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки спе­
циалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и ор­
ганизация социального обеспечения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про
граммы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе
осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти
XX - начала XXI вв.
Задачи:
-

рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX
- начала XXI вв.;

-

показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на
развитие современной России;

-

сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;

-

показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в
современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в
России и мире;

-

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических,
политических и культурных проблем;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:
-

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

-

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце
XX - начале XXI в.;

-

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политиче­
ского и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

-

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельно­
сти;

4

-

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государ­
ственных традиций;

-

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и реги­
онального уровня.
1.4. Планируемы результаты освоения дисциплины
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:

OK 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв­
лять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от­
ветственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 10

Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда

OK 11Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и
правила поведения
ОК 12

Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
Освоение содержания учебной дисциплины ОГСЭ 02 «История» обеспечивает достиже­

ние студентами следующих личностных результатов:
JIP 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
JIP 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей

много­

национального народа России
J1P 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социаль­
ной поддержке и волонтерских движениях
J1P 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чу­
жую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
5

JIP 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультур­
ных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумноже­
нию и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского госу­
дарства
JIP 17 Стрессоустойчивость, коммуникабельность
JIP 18 Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей собствен­
ности
JIP 22 Мотивация к самообразованию и развитию
JIP 23 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельно­
сти, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, об­
ществом и государством
ЛР 24 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 12 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
теоретические занятия
семинарские занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Объем часов
60
48
42
6
12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

6

Наименование разделов и тем

Объем
часов
т с/ с/з
42

1

Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.

1.1

Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу
1980-х гг. Особенности идеологии и национальной и социальноэкономической политики.
Культурное развитие народов Советского Союза и русская куль­
тура
Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государ­
ствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
Самостоятельная работа
Мини - сочинение «Хочу ли я жить в Советском Союзе»
Используя средства Интернет, сделайте хронологическую под­
борку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. П ро­
комментируйте полученный результат.
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй
половине 80-х г.
Политические события в Восточной Европе во второй половине
80-х гг
Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных
процессах в СССР.
Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Феде­
рация как правопреемница СССР.
Контрольная работа «Россия - суверенное государство: прио­
ритеты и потери»
Самостоятельная работа
Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события
«балканского кризиса» 1998-2000 гг.
Национальные конфликты в мире: сходства и различия.
Россия и мир в конце XX - начале XXI века.

1-2

3-4

5-6

1.2
7-8

9-10

11-12

13-14

2

2.1
15-16

Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века.
Локальные национальные и религиозные конфликты на простран­
стве бывшего СССР в 1990-е гг.

р
12

6

Коды общих
компетенций
и личностных
результатов

№
п/п

Уровень
освоения

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОК
1,2,3,
4,5,8,
ЛР
1,5,6,
7,8
3
2
2
2
2

3

3
2
2
2
2

3
2

3

ОК
1,2,3,
4,5,8,
9
ЛР
1,5,6,
7,8,18
2
2

7

17-18

19-20

2.2
21-22

23-24

25-26

Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в раз­
решении конфликтов на постсоветском пространстве.
Российская Федерация в планах международных организаций:
военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудниче­
ство. Планы НАТО в отношении России.
Самостоятельная работа: подготовка к семинару
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Бе­
лоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.
Семинар «Внутренняя политика России на Северном Кавказе.
Причины, участники, содержание, результаты вооруженного
конфликта в этом регионе»
Изменения в территориальном устройстве РФ

2
2

2
2
2
2

2
3

Самостоятельная работа
Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет»,
«независимость» и «самостоятельность» по отношению к госу­
дарственной политике. Ответ объясните.
Оцените эффективность мер Президента и Правительства по
решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской
республике за 1990-2009 гг.
2.3
27-28

29-30

2.4
31-32

33-34

35-36

Россия и мировые интеграционные процессы
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда»,
глобальная программа НАТО и политические ориентиры России
Формирование единого образовательного и культурного про­
странства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в
этом процессе.
Развитие культуры в России
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и
формирование «массовой культуры»
Самостоятельная работа
Подготовка к семинару
Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных
традиций и «свобода совести» в России
Семинар «Культура современной России»

2
2
2

2
2

2
2
2

Самостоятельная работа: подготовка к семинару
37-38

2.5
39-40

41-42

43-44

2

Семинар «Идеи «политкультурности» и молодежные экстремист­
ские движения.»
Самостоятельная работа
Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт от­
цов и детей» или трансформация нравственных ценностей и
норм в решках освоения «массовой культуры»?
Перспективы развития РФ в современном мире
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ
на современном этапе
Территориальная целостность России, уважение прав ее населе­
ния и соседних народов - главное условие политического разви­
тия
Инновационная деятельность - приоритетное направление в науке

2

2

3

3
2
2

2
8

45-46

47-4S

и экономике
Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивиду­
альных свобод человека - основа развития культуры в РФ.
Дифференцированный зачёт
Итого

2
2
4
2

1
2

6

2.3 Содержание учебной дисциплины
Раздел I. Развитие СССР и его место в мнре в 1980-е гг.
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. Содержание учебного материала
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии
и национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов Советского
Союза и русская культура. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами,
Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
Самостоятельная работа
Сочинение «Хочу ли я жить в Советском Союзе»
Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направ­
ленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат.
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.
Содержание учебного материала
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Во­
сточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Распад СССР и образование СНГ. РФ
как правопреемница СССР.
Самостоятельная работа
Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., аль­
тернативного «новому мышлению».
Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000
гг.
Национальные конфликты в мире: сходства и различия.
Раздел II. Россия и мир в конце XX - начале XXI века.
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. Содержание учебного материала
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсовет­
ском пространстве.

Российская Федерация в планах международных организаций:

военно­

политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
Самостоятельная работа

9

Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед
Россией после распада территории СССР.
Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для
российской экономики
Тема 2.2.Укрепление влияния России на постсоветском пространстве
Содержание учебного материала
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной
Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содер­
жание,

результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном

устройстве РФ.
Самостоятельная работа
Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятель­
ность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните.
Проанализировать меры Президента и Правительства по решению проблемы межнационального
конфликта в Чеченской республике за 1990 - 2009 гг.
Тема 2.3.Россия и мировые интеграционные процессы
Содержание учебного материала
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и
политические ориентиры России.

Формирование единого образовательного и культурного про­

странства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.
Самостоятельная работа
Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического
общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй по­
ловине XX - начале XXI вв.
Тема 2.4. Развитие культуры в России. Содержание учебного материала
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культу­
ры». Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода сове­
сти» в России. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
Самостоятельная работа
Согласны ли вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою
позицию.
Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация
нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?
Тема 2.5.Перспективы развития РФ в современном мире.
Содержание учебного материала
10

Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Террито­
риальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие
политического развития.
Инновационная деятельность - приоритетное направление в науке и экономике.
Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека - основа
развития культуры в РФ.
Самостоятельная работа
Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межна­
циональных конфликтов в СССР - России на протяжении 1980-2000 гг.
Подготовьте сообщение, раскрывающее пути и средства формирования духовных ценностей об­
щества в современной России.

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общегуманитарных
дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- телевизор
Залы:
Библиотека, класс самоподготовки с выходом в интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
1. История: учебное пособие СПО / В.П. Семин,— Москва: КноРус, 2019 (электронная библка)
2. Артемов,В.В. История: Учебник. - М.: Академия, 2015.
3. Артёмов, В.В. История Отечества: с древнейших времён до наших дней: учебник для сту­
дентов СПО. - М.: Академия, Мастерство, 2001
4. История: учебник СПО / С.И. Самыгин. — М.: КноРус, 2018.(электронная библка)
5. Самыгин, П.С. История: учебник для студентов СПО. - Ростов на-Дону: Феникс,2015

Дополнительная литература:

1.

Артёмов В.В. Лубченков Ю.Н. История Отечества: с древнейших времён до наших дней:
учебник для студентов СПО. - М.: Академия,; Мастерство, 2001.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в про­
цессе проведения тестирования, письменного и устного опроса, выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, а также выполнения и защиты исследовательского проекта.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
о ориентироваться в современной экономиче­
ской, политической и культурной ситуации
в России и мире;
о выявлять взаимосвязь отечественных, реги­
ональных,
мировых
социальноэкономических, политических и культурных
проблем;
Знания:
о основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) поли­
тического и экономического развития ве­
дущих государств и регионов мира;
о сущность и причины локальных, региональ­
ных, межгосударственных конфликтов в
конце XX - начале XXI в.;
о основные направления развития ключевых
регионов мира на рубеже веков (XX и XXI
вв.);
о назначение ООН, НАТО, ЕС и других орга­
низаций и основные направления их дея­
тельности;
® о роли науки, культуры и религии в сохра­
нении и укреплении национальных и госу­
дарственных традиций;
о содержание и назначение важнейших пра­
вовых и законодательных актов мирового и
регионального
Перечень личностных результатов достигаемых
в процессе обучения:
ЛР: 1,5,6,7,8, 17,22,23,24

Перечень общих компетенций, формируемых в
процессе обучения
QK: 01,02,03,04,05,08

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Практические задания, тестирование,
устный опрос, выполнение индивиду­
альных заданий, представление докла­
да с оцениванием,
дифференцированный зачет

педагогическое наблюдение, опрос,
участие в семинарах, дискуссиях,
диалогах, олимпиадах, конкурсах и др.

Тестирование,
оценка
выполнения
самостоятельных работ, устный опрос,
выполнение индивидуальных заданий,
участие в семинарах, представление
доклада с оцениванием, текущий
контроль знаний

5. ЛИ С Т ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

1
2

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополне­
ний

До
внесения
изменений
и дополне­
ний

После
изменений и
дополнений

Дата и № прото­
кола рассмотре­
ния цикловой
комиссией

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим со­
ветом/ педаго­
гическим сове­
том


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».