ОГСЭ.04 Физическая культура, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.Р4 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Камышлов, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Пра­
во и организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г. N 508 «Об утверждении
ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»).
Разработчик: Казанская Виолетта Игоревна - преподаватель, Государственного автономного профес­
сионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский гуманитарно­
технологический техникум»

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников обще­
образовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
.J \ A /CHfii /
Т.А.Мадыгина

Л.А.Цытыркина

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы.............................................................................................................................

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины..........................................................................

5

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины..........................................

15

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины...........................................

17

5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины..........................

19

6. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу..........................................

26

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» для освоения студентами, отнесенны­
ми по результатам медицинского осмотра к основной медицинской и подготовительной медицинской
группам, является частью основной профессиональной образовательной программы среднего професси­
онального образования в соответствии с ФГОС СПО 40.02.01 «Право и организация социального обес­
печения».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достиже­
ния жизненных и профессиональных целей;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии че­
ловека;
основы здорового образа жизни;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
■ максимальной учебной нагрузки обучающегося 244 часа, в том числе:
— обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 122 часа;
—
самостоятельной работы обучающегося 122 часа.

Данная дисциплина направлена на формирование:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителя­
ми.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уни­
кальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; пре­
дупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азарт­
ных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях.
ЛР 20. Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в
решении личных, общ ественных, государственных, общ енациональных проблем.

А

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего), включая игровые
виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных заня­
тий в спортивных клубах, секциях)

244
122

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2
120
122

2.2. Тематический план и содержание учебной дисцнплнны
Наименование
разделов и тем

Введение

Содерэ/саниеучебного материала, практические работы и
с(шостоятельная работа обучающихся
Роль физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии
человека; в сохранении и укреплении его здоровья. Федеральный закон РФ от 4 декаб­
ря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в РФ». Основные понятия: фи­
зическая культура, физическое воспитание, физкультурная деятельность, спорт, физи­
ческое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое
совершенство. Физические упражнения как средство физического воспитания. Совре­
менное состояние физической культуры и спорта. Цели и задачи учебной дисциплины
«Физическая культура». Основные положения организации физического воспитания в
учебном заведении. Внеаудиторная самостоятельная работа и итоговая аттестация сту­
дентов по дисциплине «Физическая культура». Правила техники безопасности в спор­
тивном зале и на спортивной площадке.

Объем часов

Уровень
освоения

2

1

О К2, 3,6, 10;
ЛР 7, 9, 20

Раздел 1. Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков

Тема 1.1.
Физическое
состояние человека и
контроль за его уров­
нем

Практические занятия
Инструктаж по технике безопасности и охране труда на занятиях физической
культурой и спортом. Разучивание приемов страховки и самостраховки при вы­
1
полнении физических упражнений. Разучивание приемов самоконтроля в про­
цессе занятий физическими упражнениями.
Измерение параметров физического развития студентов: роста, массы тела,
2 окружности грудной клетки (в покое, на вдохе, на выдохе), силы правой и левой
кистей, жизненной емкости легких.
Определение параметров функционального состояния организма студентов: арте­
3 риального давления; задержки дыхания (на выдохе, на вдохе), частоты сердечных
сокращений (в покое сидя, в покое стоя, после нагрузки, после восстановления).
Определение уровня физической подготовленности студентов: бег на 60 м; для
девушек бег на 500 м, отжимание в упоре лежа на полу; для юношей бег на 1000
4
м, подтягивание на перекладине; наклоны туловища вперед; прыжок в длину с
места, прыжки через скакалку за 1 мин.

10
2

2
2-3
2

4

Самостоятельная работа студентов
еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП

10

Практические занятия

16

Тема 1.2.

Формируемые
О К ,Л Р

2
6

Методика составления индивидуальных программ с оздоровительной направлен­
ностью. Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений
утренней гигиенической гимнастики.
Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных, на
2
развитие специальных физических качеств.
Методика составления индивидуальных программ с тренировочной направленно­
3 стью. Разучивание и совершенствование техники и темпа оздоровительных ходь­
бы и бега.
Методика определения профессионально значимых физических, психических и
специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста. Разу­
4 чивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на разви­
тие профессионально значимых физических качеств, прикладных двигательных
умений и навыков.
Методика составления распорядка дня с учетом рекомендуемой нормы недельно­
го объема двигательной активности студента (не менее десяти часов). Разучива­
5 ние и совершенствование выполнения упражнений для проведения физкультур­
но-оздоровительных мероприятий в режиме дня (физкультурные минуты, физ­
культурные паузы, подвижные перемены и т.п.)
Выполнение физических упражнений с использованием методов строго регла­
6 ментированного упражнения и методов частично регламентированного упражне­
ния.
Самостоятельная работа студентов
- еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП
Практические занятия
Ходьба: обычным шагом, строевым шагом, на носках, на пятках, на внутренней и
наружней сторонах стоп, с опорой руками о колени, приставным и переменным
шагом, в полуприседе и приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, при­
1
Тема 1.3.
гнувшись, скрестным шагом вперед и в сторону, по заданной линии. Ходьба по
Эффективные и эко­
пересеченной местности с палками. Ходьба на беговой дорожке. Ходьба спор­
номичные
тивная.
способы овладения
Бег: обычный, семенящий, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием го­
жизненно важными
лени назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону, с подниманием прямых ног
умениями и
вперед, с поворотами и остановками, бег с прыжками через препятствия. Бег на
2
навыками
беговой дорожке. Специальные беговые упражнения. Бег на короткие и средние
дистанции. Челночный бег 10 х 10 м. Эстафетный бег. Изучение различных про­
грамм бега.
Кросс:
особенности, техника. Отработка техники группового старта и бега для
3
)сновы физической
подготовки

1

2
2
4

4

2

2
16
30

6

2

6

6
7

девушек - 1 км, для юношей - 3 км. Отработка техники бега по пересеченной
местности. Отработка техники бега в гору и бега при спуске. Отработка техники
бега с преодолением естественных препятствий. Отработка техники переноса по­
страдавшего. Отработка техники переноса пострадавшего с преодолением пре­
пятствий.
Лыжная подготовка: выбор лыж, палок, снаряжения; посадка лыжника. Ходьба
на лыжах: повороты на месте, строевые упражнения с лыжами и на лыжах; ими­
тационные упражнения. Обучение технике передвижения на лыжах различными
4
ходами; скользящий шаг; переходы с хода на ход; способы подъемов и торможе­
ний; стойка при спусках; повороты в движении. Выполнение комплекса упраж­
нений для разминки перед соревнованиями.
Гимнастика оздоровительно-спортивной направленности. Выполнение обще­
развивающих упражнений (ОРУ) с гимнастическими предметами: палкой, мячом,
обручем, скакалкой, гантелями, набивным и малым мячом. Выполнение ОРУ на
5
гимнастической скамейке и со скамейкой.
Упражнения на перекладине: подъемы, опускания, перемахи, обороты, соскоки.
Висы и упоры. Отжимание в упоре лежа на полу.
Самостоятельная работа студентов
—
еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП
Практические занятия
Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений гигиени­
1
ческой утренней гимнастики с учетом профессиональных особенностей труда.
Тема 1.4.
Разучивание и совершенствование выполнения комплексов упражнений произ­
Способы формирова­
2 водственной гимнастики (вводного, для проведения физкультурной паузы, физ­
ния профессионально
культурной минуты, микропаузы отдыха).
значимых физических
Совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие профес­
качеств, двигатель­
сионально
значимых физических качеств, прикладных двигательных умений и
3
ных умений и навы­
навыков.
ков
Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на
4
развитие специальных физических качеств.
Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на
5
развитие специальных психических качеств
Самостоятельная работа студентов
- еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП

6

6

30
12
2
2
2-3
2
4
2
12
ОК 2, 3, 6, 10;
ЛР 7, 9, 20

■

Раздел 2. Формирование навыков здорового образа жизни средствами физической культуры
Тема 2.1.

Практические занятия

10

2-3

Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Разучивание и совершен­
ствование выполнения комплекса упражнений для профилактики нарушений
осанки и плоскостопия.
Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений для
2
укрепления основных групп мышц.
Методические рекомендации для овладения расслаблением во время выполнения
физических упражнений. Разучивание и совершенствование выполнения ком­
3
плекса физических упражнений, применяемых для развития способности к произ­
вольному расслаблению мышц.
Разучивание и совершенствование выполнения комплексов упражнений для сти­
4
муляции зрительного анализатора.
Разучивание выполнения комплекса упражнений с применением отягощений
5
(предельного, непредельного веса, динамического характера).
Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений для
6 укрепления сердечно-сосудистой системы. Методика развития дыхательных воз­
можностей. Дыхательная гимнастика.
Разучивание и совершенствование выполнения комплекса гимнастических
7
упражнений для улучшения работоспособности и снятия общего утомления.
Основные методики массажа и самомассажа. Разучивание и совершенствование
8
приемов ручного классического массажа.
Методика использования физкультурно-оздоровительных занятий как средства
борьбы с вредными привычками. Проведение студентами фрагментов занятия с
9
использованием самостоятельно подготовленных комплексов упражнений,
направленных на улучшение работы органов и систем организма.
Разучивание и совершенствование выполнения физических упражнений для нор­
10
мализации веса.
Самостоятельная работа студентов
еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП
Практические занятия
Развитие силы мышц. Совершенствование выполнения комплекса упражнений с
Тема 2.2.
применением отягощений (предельного, непредельного веса, динамического ха­
Развитие и совершен­
рактера). Упражнения с преодолением веса собственного тела: гимнастические
ствование основных
упражнения (отжимание в упоре лежа, отжимание на брусьях, подтягивание ног к
жизненно важных фи­
1
перекладине, подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре и т.п.). Лег­
зических и професси­
коатлетические прыжковые упражнения с дополнительным отягощением (напрыональных качеств
гивание и спрыгивание, прыжки через скакалку, многоскоки, прыжки через пре­
пятствия). Упражнения с внешним сопротивлением: с отягощениями (гантелями,
Соцнальнобиологические
основы физической
ультуры и здоровый
образ жизни

1

1
1

1

1
1
1
1
1

1

1
10
22

2

2-3

9

набивными мячами, штангой), с сопротивлением партнера, с сопротивлением
внешней среды (бег в гору, бег по песку или снегу), с сопротивлением упругих
предметов (прыжки на батуте, эспандер). Передвижения в висе и упоре на руках.
Лазанье (по канату, по гимнастической стенке с отягощением). Подвижные игры
с силовой направленностью.

2

Развитие быстроты.
Бег на месте в максимальном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без упо­
ра). Челночный бег 10 х 10. Бег по разметкам с максимальным темпом. Бег с низ­
кого и среднего старта, стартовый разгон с увеличением расстояния бега. Бег с
ускорением на отрезках до 50 м. Повторный бег на отрезках от 40 до 50 м макси­
мальной интенсивности. Эстафетный бег. Бег с низкого старта с использование
различных вариантов стартового положения (с поворотом на 90 и 180° и др.).
Ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой рукой).
Прыжки в длину с места, через скакалку на месте и в движении с максимальной
частотой прыжков. Преодоление полосы препятствий, включающей в себя:
прыжки на разную высоту и длину, по разметкам; бег с максимальной скоростью
в разных направлениях и с преодолением опор различной высоты и ширины, по­
вороты, обегание различных предметов (легкоатлетических стоек, мячей, лежа­
щих на полу или подвешенных на высоте). Подвижные игры со скоростной
направленностью. Совершенствование легкоатлетической подготов­
ки. Соревнования.

4

2-3

3

Развитие выносливости. Бег различной интенсивности с постепенным увеличе­
нием его продолжительности до 30-40 мин. Бег от 1000 до 5000 м (повторный и
интервальный). Специальные беговые упражнения. Бег и быстрая ходьба по пере­
сеченной местности. Чередование ходьбы, бега и прыжков. Кроссовая подготов­
ка. Соревнования. Круговая тренировка; многократное выполнение упражнений
циклического характера; комбинаций упражнений ритмической гимнастики.
Аэробной и смешанный режимы нагрузки. Спортивные и подвижные игры. Пе­
редвижение на лыжах в режимах: умеренной и большой интенсивности; макси­
мальной и субмаксимальной интенсивности.

4

2

4

Развитие гибкости. Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и пас­
сивных), выполняемых с большой амплитудой движений. Упражнения на растя­
жение и расслабление мышц. Специальные упражнения для развития подвижно­
сти суставов (полушпагат, шпагат, выкруты гимнастической палки). Упражнения
в равновесии. Упражнения, направленные на развитие гибкости с использованием

2

2

10

5

6

7

8

разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений
и махов. Упражнения, направленные на развитие гибкости с использованием отя­
гощений и тренажёров, предметов.
Развитие координации движений. Выполнение гимнастических упражнений с
листа. Зеркальное выполнение упражнений. Прыжки с вращением. Упражнения
на координацию (поочередные движения руками, на координацию рук и ног в
ходьбе, прыжках и т.п.). Акробатическая подготовка: обучение группировке, пе­
рекатам в группировке; кувырок вперед, назад, в сторону; кувырок вперед на одну
ногу; мост из положения лежа, с помощью партнера; стойка на лопатках; на руках
у опоры, или с помощью партнера. Метание малых и больших мячей в мишень.
Передвижения по возвышенной и наклонной, ограниченной по ширине опоре (без
предмета и с предметом на голове). Упражнения в статическом равновесии.
Упражнения в воспроизведении пространственной точности движений руками,
ногами, туловищем.
Спортивные игры. Баскетбол. Совершенствование технической подготовки: тех­
ники нападения (техники передвижения, техники владения мячом, техники брос­
ков мяча в корзину), техники защиты (техника передвижения, техника овладения
мячом) и тактической подготовки: тактики нападения (индивидуальные, группо­
вые, командные действия), тактики защиты (индивидуальные, групповые, ко­
мандные действия). Приемы игры в нападении и защите. Правила игры и судей­
ства. Выполнение основных технических и тактических приемов игры: ловля и
передача мяча двумя руками и одной рукой, ведение мяча правой и левой рукой,
бросок мяча с места и в движении, умение вести двустороннюю игру с соблюде­
нием правил. Нормативы по технике игры. Контрольные игры и соревнования.
Волейбол. Совершенствование технической подготовки: техники нападения (дей­
ствия без мяча, действия с мячом), техники защиты (действия без мяча, действия
с мячом, блокирование) и тактической подготовки: тактики нападения (индивиду­
альные, групповые командные действия), тактики защиты (индивидуальные,
групповые командные действия). Интегральная подготовка. Приемы игры в напа­
дении и защите. Правила игры и судейства. Выполнение основных технических и
тактических приемов игры: передача мяча двумя руками сверху, прием снизу,
прямой нападающий удар, подача нижняя и верхняя прямая, умение вести дву­
стороннюю игру с соблюдением правил. Нормативы по технике игры. Контроль­
ные игры и соревнования.
Футбол или игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Со­
вершенствование технической подготовки: техники ударов по мячу, остановки
мяча, ведения мяча, отбора и перехвата мяча, вбрасывания мяча, отработка тех­
ники ложных движений (финтов), техники защиты, техники игры вратаря и так-

2

2-3

2

2-3

2

2-3

2

2-3
11

тической подготовки: тактики игры в нападении, тактики игры в защите, тактики
игры вратаря, различных тактических действий. Приемы игры в нападении и за­
щите. Правила игры и судейства. Выполнение основных технических и тактиче­
ских приемов игры: удар по воротам на точность, жонглирование мячом, оста­
новка мяча ногой, ведение мяча, обводка и удар по воротам. Контрольные игры и
соревнования.
Настольный теннис или бадминтон. Способы хвата ракетки. Основная исходная
стойка и позиция, способы перемещения. Специальные упражнения, сопряжен­
ные с развитием скорости реакции, внимания, оперативного мышления. Совер­
9
шенствование технической подготовки: видов подач и техники ударов и тактиче­
ской подготовки: тактики одиночной и парной игры, тактических комбинаций.
Правила игры и судейства. Одиночные и парные игры.
Самостоятельная работа студентов
- еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП
Практические занятия
Развитие прыгучести и овладение навыками преодоления препятствий.
Разучивание и совершенствование выполнения прикладных гимнастических
упражнений. Переползание: на четвереньках, на боку, по-пластунски, с грузом.
1 Лазание: на гимнастической стенке, по канату. Подъем упор силой на перекла­
дине, по лестнице. Передвижение по узкой и неустойчивой опоре. Выполнение
опорных прыжков с использованием гимнастических снарядов. Безопорные
Тема 2.3.
прыжки.
Совершенствование
Разучивание и совершенствование выполнения легкоатлетических прыжков:
профессионально зна­
прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту с разбега
чимых двигательных
2 различными способами и прыжки с шестом); прыжки с преодолением горизон­
умений и навыков
тальных препятствий (прыжки в длину с места толчком двух ног; в длину с разбе­
га различными способами, тройной прыжок). Прыжки через скакалку.
Разучивание и совершенствование выполнения специальных упражнений по со­
3 вершенствованию координации движений, развитию силы, быстроты, прыгуче­
сти, гибкости, прыжковой выносливости.
Разучивание и совершенствование приемов и действий на полосе препятствий.
4 Занятия по преодолению полосы препятствий.
Дифференцированный зачёт
Самостоятельная работа студентов
— еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП
Всего:

2

2

26
18

6

4

3

4
2
2
18
244
12

тя характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

-

Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного комплекса:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
лыжная база с лыжехранилищем.

-

Оборудование спортивного зала:
стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимна­
стические скамейки; гимнастические снаряды, маты гимнастические, канат, канат для перетягива­
ния, стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для
прыжков в высоту, скакалки, палки гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гантели
(разные), гири 16, 24, 32 кг, секундомеры, весы напольные, ростомер, динамометры, приборы для
измерения давления и др.;
кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, мячи баскетбольные, стойки волейбольные, защита на
волейбольные стойки, сетка волейбольная, антенны волейбольные с карманами, волейбольные мя­
чи, ворота для мини-футбола, сетки для ворот мини-футбольных, мячи для мини-футбола и др.
рулетка металлическая, мерный шнур, секундомеры.

-

Технические средства обучения:
тренажеры,
волейбольная сетка,
мячи,скакалки,
маты,
гимнастические коврики.

-

-

Занятия по легкой атлетике проводятся на стадионе.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Лях В.И. Физическая культура. - М.: Просвещение, 2019
Дополнительные источники:
1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие. - М.: Издательство Владос-Пресс, 2017.
2. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие. - М.: Гуманист, изд.
центр «Владос», 2018.
1. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004
3. Жилкин А.И. Легкая атлетика. - М.: Академия, 2018.
2. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: уч. пособие для СПО. - М.: Академия,
2015.
3. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для сту­
дентов сред. проф. заведений 2-е изд., перераб. -М : Альфа-М: ИНФРА-М, 2015
4. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков; под
общ. ред. Г.В. Барчуковой. - М.: КНОРУС, 2018.
5. Бишаева А.А. Физическая культура. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.
6. Решетников Н.В. Физическая культура: учебное пособие для СПО. - М.: Академия, 2020.

И н тер н ет-р есу р сы :

1.
2.

Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» - littp://www.infosport.ru
Научная электронная библиотека. eLIBRARY - http://www.elibrary.ru/

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Российская Спортивная Энциклопедия - http://www.libsport.ru/
Научный портал «Теория. Ру» - http://www.teoriva.rii/
Научно-теоретический
журнал
«Теория
и
практика
физической
культуры
http://www.teoriva.ru/iournals/.
Научно-методический журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» http://www.teoriva.ru/fkvot/
Сайт «Я иду на урок физкультуры» создан на основе материалов журнала «Спорт в школе» Из­
дательского дома «Первое сентября» - http://spo. 1september.ru/urolc/
Международный олимпийский комитет http://www.olvmpic.org/
Между народный паралимпийский комитет http://www.paralympic.org/
Международные спортивные федерации http://olvmpic.org/ulc/organisation/if/index uk.asp
Международная ассоциация спортивной информации - http://www.iasi.org/
Российский олимпийский комитет - http://www.olvmpic.ru/
Европейский футбол - http://www.euro-football.ru/
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту Российского государ­
ственного университета физической культуры и спорта - http://lib.sportedu.ru/
Институт спортивной науки - http://www.gs siweb.com/
Энциклопедия по видам спорта - http://www.infosport.ru/sp/
Сайт Всероссийского научно - исследовательского института физической культуры http://www.vniifk.ru/
http://sportteacher.ru/association/ - сайт объединения учителей физической культуры России.
http://news.sportbox.ru/ - ежедневные новости спорта
http://amfr.ru/edu/mishlca/ - сайт ассоциации мини - футбола России.

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:

использовать физкультурнооздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертное наблюдение и оценка умений студентов в
ходе проведения методико-практических и учебно­
тренировочных занятий, занятий в секциях по видам
спорта, группах ОФП, проверки ведения дневника инди­
видуальной физкультурно-спортивной деятельности сту­
дента.
Экспертная оценка умений студентов при выполнении
фрагмента учебно-тренировочного занятия; тестовых за­
даний и учебных нормативов (примерные нормативы
приведены в табл.2) на контрольных работах, зачетах и
дифференцированном зачете.

Знания:

роли физической культуры в
общекультурном, социальном и
физическом развитии человека

Основ здорового образа жизни

Общие компетенции (ОК)
ОК 2. Организовывать собственную дея­
тельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и ка­
чество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных
и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами, руко­
водством, потребителями.
ОК 10. Соблюдать основы здорового об­
раза жизни, требования охраны труда.
Результаты личностного развития (ЛР)
J1P 7. Осознающий приоритетную цен­
ность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и

Экспертное наблюдение и регулярная оценка знаний сту­
дентов в ходе проведения: методико-практических и
учебно-тренировочных занятий; занятий в секциях по
видам спорта, группах ОФП; проверки ведения дневника
индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности
студента.
Экспертная оценка знаний студентов при контроле каче­
ства теоретических знаний по результатам выполнения
контрольных тестовых заданий.
Экспертное наблюдение и регулярная оценка знаний сту­
дентов в ходе проведения: методико-практических и
учебно-тренировочных занятий; занятий в секциях по
видам спорта, группах ОФП; проверки ведения дневника
индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности
студента.
Экспертная оценка знаний студентов при контроле каче­
ства теоретических знаний по результатам выполнения
контрольных тестовых заданий.
Экспертное наблюдение и регулярная оценка знаний сту­
дентов в ходе проведения: методико-практических и
учебно-тренировочных занятий; занятий в секциях по
видам спорта, группах ОФП; проверки ведения дневника
индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности
студента.
Экспертная оценка знаний студентов при контроле каче­
ства теоретических знаний по результатам выполнения
контрольных тестовых заданий.

Экспертное наблюдение и регулярная оценка знаний сту­
дентов в ходе проведения: методико-практических и
учебно-тренировочных занятий; занятий в секциях по
видам спорта, группах ОФП; проверки ведения дневника
16

видах деятельности.
J1P 9. Соблюдающий и пропагандирую­
щий правила здорового и безопасного об­
раза жизни, спорта; предупреждающий
либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ,
азартных игр и т.д. Сохраняющий психо­
логическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся
ситуациях.
JIP 20. Способный к трудовой профес­
сиональной деятельности как к воз­
можности участия в решении личных,
общественных, государственных, об­
щенациональных проблем.

индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности
студента.
Экспертная оценка знаний студентов при контроле каче­
ства теоретических знаний по результатам выполнения
контрольных тестовых заданий.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
На основании данных о состоянии здоровья студенты распределяются для занятий физической
культурой на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную. Студенты, отнесенные
к основной и подготовительной медицинским группам, занимаются физической культурой вместе. Для
юношей и девушек, отнесенных к подготовительной группе, исключается выполнение учебных норма­
тивов в противопоказанных им видах физических упражнений. Для студентов, отнесенных к специаль­
ной медицинской группе, занятия проводят по специальным учебным программам.
Структура программы предполагает освоения в первый год обучения раздела «Физическая куль­
тура и формирование жизненно важных умений и навыков», который обязателен для изучения и в кото­
ром предусматривается изучение тем:
- Физическое состояние человека и контроль за его уровнем;
- Основы физической подготовки;
- Эффективные и экономичные способы овладения жизненно важными умениями и навыками.
- Способы формирования профессионально значимых физических качеств, двигательных умений и
навыков
ФГОС СПО предусмотрено 4 часа теоретических занятий, содержание которых приведено во вве­
дении.
Необходимый теоретический материал излагается также на каждом занятии в форме бесед и реко­
мендаций.
Во второй год обучения планируется формирование навыков здорового образа жизни средствами
физической культуры: изучение социально-биологических основ физической культуры и здорового об­
раза жизни развитие и совершенствование основных жизненно важных физических и профессиональ­
ных качеств обучающихся, профессионально-прикладная физическая подготовка; освоение специальных
двигательных умений и навыков. Третий и четвертый год обучения предусматривают совершенствова­
ние полученных ранее навыков и умений и активное участие студентов в качестве организаторов и ру­
ководителей спортивно-оздоровительных мероприятий.
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена с учётом материальнотехнических условий, учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения, имеющихся в
техникуме, и использовать различные средства и методы физической культуры и спорта, виды спорта с
целью формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. Практический раздел

программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных груп­
пах (12-15 чел.).
Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и
методических умений, применении разнообразных средств физической культуры и спорта для совер­
шенствования спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов для при­
обретения индивидуального и коллективного практического опыта физкультурно-спортивной и волон­
терской деятельности.
Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Физическая культура», является
выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знаний и умений дисциплины
для дальнейшей жизни и работы по избранной специальности. Методическая модель преподавания дис­
циплины основана на применении активных методов обучения.
Принципами организации учебного процесса являются:
- объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффек­
тивности процесса обучения;
- активное участие студентов в учебном процессе;
- приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим
ситуациям.
С целью более эффективного усвоения студентами материала данной дисциплины рекомендуется
при проведении практических занятий использовать наглядные пособия и технические средства обуче­
ния.
Примерные контрольные нормативы по проверке овладения жизненно важными умениями и
навыками приведены в таблице 1.
Таблица 1
Примерные контрольные нормативы по проверке овладения студентами
жизненно важными умениями и навыками
Д евуш ки

Ю нош и
О ценка в баллах

Н аименование уп раж нений
Бег 30 м (сек)
Бег 60 м (сек)
Бег 100 м (сек)
Бег 500 м (мин.)
Бег 1000 м (мин.)
Бег 2000 м (дев.)/3000 м (ю н.) (сек)
Челночный бег 10x10 м (сек)
П рыжок в длину с м еста (см)
П рыжки со скакалкой за 1 м ин (кол.
раз)
П одтягивания в висе (ю н)/ п риседа­
ния на одной ноге (дев) (кол. раз)
Поднимание и опускание туловищ а из
пол. лёж а на спине (кол. раз)
Силой переворот в упор на перекла­
дине (кол. раз)
П однимание ног до касания перекла­
дины (в висе) (кол. раз)
Наклоны туловищ а вперед
О тжимания - сгибание и разгибание
рук в упоре лёж а на полу (кол-во раз)

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

5.0
10.0
15.7
1,50

5.2
10.2
16.0
2,00

5.4
10.4
17.0
2,10

5.6
10.6
17.9
2,20

5.8
10.8
18.9
2,30

4.5
8.4
13.2

-

-

-

-

-

10.15
29.0
190

10.50
30.0
180

11.15
31.0
170

11.50
32.0
160

12.15
33.0
150

4.02
12.00
25.0
250

4.7
8.6
13.8
4.16
12.35
27.0
240

4.9
8.8
14.0
4.31
13.10
28.5
230

5.1
9.0
14.3
4.47
13.50
30.0
220

5.3
9.2
14.6
5.02
14.00
31.5
210

140

120

110

100

90

140

130

120

110

100

12

10

8

6

4

15

12

9

7

5

60

50

40

30

20

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8

5

3

2

1

-

-

-

-

-

10

7

5

3

2

25

20

15

12

8

-

-

-

-

-

12

10

8

6

4

40

35

30

25

20

-

П римечание:

Самостоятельная работа рассматривается нами как вид деятельности студента, в процессе которого он должен в
определенное время, проявляя собственную инициативу и применяя на практике полученные по учебной дисци­
плине «Физическая культура» знания, самостоятельно выбрать вид спорта или программу физического совершен­

ствования для укрепления и сохранения индивидуального здоровья и подготовки к будущ ей проф ессиональной
деятельности.
С амостоятельная работа, которая предполагает еж енедельно 2 часа в форм е занятий в секциях по видам спорта
и группах ОФП, долж на бы ть направлена на обеспечение планом ерного соверш енствования ф изической подготов­
ленности студента, что в условиях одного или двух занятий в неделю осущ ествить достаточно сложно.
Целью проведения сам остоятельной работы в такой форме является ф орм ирование ф изической культуры ли ч­
ности и способности направленного прим енения самостоятельно вы бранны х средств ф изической культуры, спорта
и туризм а для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, подготовки к будущ ей проф ессиональной
деятельности.
Основные задачи организации сам остоятельной работы в такой форме:
приобщ ение к ф изкультурно-спортивной деятельности, обеспечиваю щ ей сохранение и укрепление здоро­
вья;
самоопределение в выборе средств ф изической культуры, спорта и туризм а;
приобретение личного опы та творческого использования средств ф изической культуры для достиж ения
профессиональны х успехов;
формирование установки на здоровы й стиль жизни, физическое самосоверш енствование и самовоспитание;
формирование потребности в регулярны х занятиях физическим и уп раж нениям и и спортом.

Самостоятельной
внеаудиторной нагрузки

Теоретических
занятий
Практических
занятий

Наименование темы

Количество часов
обязательной
аудиторной
нагрузки

всего

№
урока
п/п

Максимальной учебной
нагрузки

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПКУРС

1 семестр
1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12

13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28

29-30
31-32

Введение
Тема 1.1. Физическое состояние человека и кон­
троль за его уровнем
Инструктаж по технике безопасности и охране тру­
да. Приемы страховки, самостраховки и само­
контроля
Измерение параметров физического развития сту­
дентов
Определение параметров функционального состоя­
ния организма студентов
Самоконтроль. Его основные методы, показатели и
критерии оценки
Определение уровня физической подготовленности
студентов
Тема 1.2. Основы физической подготовки
Разучивание упражнений утренней гигиенической
гимнастики
Разучивание упражнений, направленных на развитие
специальных физических качеств
Методика составления индивидуальных программ с
тренировочной направленностью
Разучивание техники и темпа оздоровительных
ходьбы и бега
Методика определения профессионально-значимых
качеств
Разучивание упражнений, направленных на развитие
профессионально значимых физических качеств
Разучивание упражнений для проведения физкуль­
турно-оздоровительных мероприятий в режиме дня
Выполнение физических упражнений с использова­
нием методов регламентированного упражнения
Тема 1.3. Эффективные и экономичные
способы овладения жизненно важными умениями
и навыками
Ходьба: обычным, строевым шагом, на носках, на
пятках, приставным и переменным шагом, в полуприседе и приседе
Ходьба по пересеченной местности с палками

2

2

2

20

10

-

10

10

2
2
2
2

Составление и выпол­
нение комплексов
утренней гимнастики,
самостоятельные трени­
ровочные занятия легкой
атлетикой, гимнастикой,
спортивными играми —
8 часов;

2
32

16

-

16

16

2
2
2
2
2
2

выполнение комплексов
специальных беговых и
прыжковых упражнений;
комплексы для разви­
тия силы, гибкости,
координации, вынос­
ливости, скорости - 8
часов;

2
2
60

30

-

30

2
2

30
Совершенствование
двигательные уме-ний
и навыков, работа со
специальной литера­
турой - 9 часов
20

2 семестр
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22

23-24

25-26

27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42

Ходьба спортивная
Ходьба на лыжах: повороты на месте, строевые
упражнения с лыжами и на лыжах; имитационные
упражнения
Обучение технике передвижения на лыжах различ­
ными ходами
Способы подъемов и торможений; стойка при спус­
ках; повороты в движении
Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ) с
гимнастическими предметами
Выполнение ОРУ на гимнастической скамейке и со
скамейкой
Упражнения на перекладине. Висы и упоры. Отжи­
мание в упоре лежа на полу
Бег: обычный, семенящий, с высоким подниманием
бедра, с поворотами и остановками, бег с прыжками
через препятствия
Специальные беговые упражнения. Бег на короткие
и средние дистанции
Челночный бег 10 х 10 м. Эстафетный бег
Отработка техники группового старта и бега 1 км, 3
км. Отработка техники бега по пересеченной мест­
ности
Отработка техники бега в гору и бега при спуске.
Отработка техники бега с преодолением естествен­
ных препятствий
Отработка техники переноса пострадавшего. Отра­
ботка техники переноса пострадавшего с преодоле­
нием препятствий.
Тема 1.4. Способы формирования профессио­
нально значимых физических качеств, двига­
тельных умений и навыков
Разучивание упражнений гигиенической утренней
гимнастики
Совершенствование выполнения упражнений гигие­
нической утренней гимнастики
Разучивание упражнений производственной гимна­
стики
Совершенствование выполнения упражнений произ­
водственной гимнастики
Совершенствование выполнения упражнений,
направленных на развитие профессионально значи­
мых физических качеств
Разучивание упражнений, направленных на развитие
специальных физических качеств
Совершенствование выполнения упражнений,
направленных на развитие специальных физических
качеств
Разучивание упражнений, направленных на развитие
специальных психических качеств
ИТОГО за П курс:

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Составление и выпол­
нение комплексов
утренней гимнастики,
комплексов физиче­
ских упражнений по
профилактике и кор­
рекции нарушений
опорно-двигательного аппарата,
комплексов упражне­
ний производствен­
ной гимнастики с уче­
том направления бу­
дущей профессио­
нальной деятельности
-1 5 часов;
выполнение комплек­
сов специальных бе­
говых и прыжковых
упражнений;

2

2

34

16

-

16

18

2
2
2
2
2
2
2

прыжки на скакалке,
силовые упражнения
для мышц плечевого
пояса, мышц живота,
спины и ног, занятия
на тренажерах - 20
часов;
самостоятельные тре­
нировочные занятия
легкой атлетикой,
спортивными играми,
гимнастикой, лыжной
подготовкой, освое­
ние приемов массажа
и самомассажа, работа
со специальной лите­
ратурой- 14 час.

2
148

74

2

72

74

20

10

-

10

10

ТТТКУРС
1 семестр
Тема 2.1. Социально-биологические основы фи­
зической культуры и здоровый образ жизни

21

1-2

3-4
5-6
7-8
9-10

11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24

1-2
3-4
5-6

7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24

Разучивание упражнений для профилактики нару­
шений осанки и для укрепления основных групп
мышц
Разучивание упражнений, применяемых для разви­
тия способности к произвольному расслаблению
мышц
Разучивание упражнений с применением отягоще­
ний и для укрепления сердечно-сосудистой системы
Определение параметров функционального состоя­
ния организма студентов

2

2
2
2

Разучивание упражнений для нормализации веса
Тема 2.2.Развитие и совершенствование основ­
ных жизненно важных физических и профессио­
нальных качеств
Развитие силы мышц
Развитие быстроты
Развитие выносливости
Развитие выносливости
Развитие гибкости
Развитие координации движений
Баскетбол. Совершенствование технической подго­
товки. Т/Б на занятиях по спортиграм.

2 сем естр
Волейбол. Совершенствование технической подго­
товки.
Футбол. Совершенствование технической подготов­
ки
Бадминтон. Совершенствование технической подго­
товки
Тема 2.3. Совершенствование профессионально
значимых двигательных умений и навыков
Переползание: на четвереньках, на боку, попластунски, с грузом
Лазание по гимнастической стенке, по канату
Выполнение опорных прыжков с использованием
гимнастических снарядов
Прыжки в высоту
Прыжки в длину
Совершенствование специальных упражнений по
координации движений, развитию силы, быстроты
Совершенствование специальных упражнений по
развитию прыгучести, гибкости, выносливости
Разучивание и совершенствование приемов и дей­
ствий на полосе препятствий.
Дифференцированный зачёт
ИТОГО за Ш курс:
ИТОГО:

40

20

-

Составление и выпол­
нение комплексов
утренней гимнастики
- 2 часа,
Занятия на тренаже­
рах - 4 часа,
выполнение упражне­
ний для развития си­
лы, гибкости, коорди­
нации - 4 часа;

2

выполнение комплек­
сов специальных бе­
говых и прыжковых
упражнений,

20

20

2
2
2
2
2
2

прыжки на скакалке 8 часов,
силовые упражнения
для мышц плечевого
пояса, мышц живота,
спины и ног - 6 часов

2

2
2

выполнение комплексов
специальных беговых и
прыжковых упражнений
- 6 часов;

2
36

18

-

18
2
2
2
2
2
2
2
2

96

48

-

244

122

2

2
48
120

18
ведение личного
дневника самоконт­
роля; работа со специ­
альной литертурой - 6
часов;
самостоятельные трени­
ровочные занятия в сек­
ции, отработка элемен­
тов избранного вида в
домашних условиях - 6
часов;
С оставление комплек­
сов физических упраж­
нений по профилактике
и коррекции нарушений
опорно-двигательного
аппарата - 6 часов.

48
122

6 ЛИСТ ИЗМ ЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫ Х В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополне­
ний

До

внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № протоко­
ла рассмотрения
цикловой комисси­
ей

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном ли­
сте (с новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».