ОГСЭ.06 История государства и права, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
дДиректор ГАГ10У СО
? <<Камьг11гловскйй т умани гарj ют е х н о щ ^ с с к и г техникум»
.Ш.Боякарева
Zi&
\0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.Об «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес.
на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Камышлов, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования 40.02.01
«Право и организация социального
обеспечения» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 508
12.05.2014 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.07.2014 г. N 3332)

Разработчик:
Чудинова
Елена
Васильевна
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

высшей

Рассмотрена на заседаний предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
ZlL±фу
Е.В. Чудинова

- jjp m

СОГЛАСОВАНО:
Зам ест^ед^ директора по УПР
■J
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
мс
директора по УМР
iLClfy, У Т.А. Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4
6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 20

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История государства и права»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном
профессиональном образовании
(в
программах повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке, в которых
предусмотрено освоение знаний и умений в области истории государства и права.
1.2. Место учебной дисциплины
образовательной программы:

в

структуре

основной

профессиональной

Учебная дисциплина «История государства и права» относится к вариативной части
общего гуманитарного и социально-экономического цикла и направлена на изучение
процесса возникновения, развития и функционирования государства и права у народов
Российской Федерации в определенной конкретно-исторической обстановке, в
хронологической последовательности. Она является историко-правовой учебной
дисциплиной.
Роль и место учебной дисциплины в системе общественно-политической и
правовой подготовки юристов определяется тем, что «История государства и права»
является фундаментальной учебной дисциплиной, которая выполняет важную
профессиональную
и
культурно-воспитательную
функции.
Знание
процесса
возникновения и развития государственности, институтов государства и правовых систем
в нашем Отечестве является необходимой базой для глубокого усвоения действующего
законодательства, отраслевых юридических дисциплин, развития научного кругозора и
юридического мышления, овладения содержанием и методикой профессиональных
умений и навыков, правильного понимания закономерностей дальнейшего развития
основных государственно-правовых институтов.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Целью изучения дисциплины является формирование научно обоснованного
подхода к проблемам возникновения и развития государства и права России.
Задачи дисциплины:
- сформировать представление о возникновении весьма сложной и противоречивой
современной государственно-правовой картины мира;
- раскрыть эволюцию политико-правовых институтов России, выявляя их
закономерности и динамику развития;
- вооружить специалиста суммой определённых знаний и умений, необходимых
для юридического мышления и способности ориентироваться в политической ситуации;
сформировать представление об основных инструментах воздействия
государственного аппарата на социально мотивированные поступки граждан;
- дать основные понятия и категории, связанные с эволюцией правоохранительных
структур государства российского.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные этапы государственного и правового развития России;
- центральные и местные органы власти и управления на каждом этапе развития;
- правовые документы каждого этапа в истории государственности;
- суть предмета и методы его изучение, категориальный аппарат, основные этапы
государственного и правового развития России, центральные органы власти и органы
управления хозяйством на каждом этапе развития, а также местные органы управления,
правовые документы, каждого этапы в истории государственности;
-основные
категории,
определения,
закономерности
и
особенности
функционирования государства и права зарубежных стран на всех этапах исторического
развития; какие причины влияли на образование, становление, развитие, изменение их
форм и содержания
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- анализировать причинно-следственные изменения этапов развития общества и
государства, а также отдельных государственно-правовых институтов;
оценивать
юридическое
значение
актов,
принимаемых различными
государственными органами на том или ином этапе развития государства;
- применять полученные знания в учебном процессе и практической жизни,
-правильно анализировать важнейшие процессы государственно-правовой жизни
России;
1.4.
Результатом
освоения
дисциплины
является
определенный
этап
сформированности следующих профессиональных и общих компетенций:
Код
Наименование компетенций
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда
OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и
правила поведения
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
1.5 Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
Код
Наименование личностного результата
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
JIP 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества,

обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и
девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально
опасное поведение окружающих
ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России
ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
социальной поддержке и волонтерских движениях
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную
и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства
ЛР 17. Стрессоустойчивость, коммуникабельность
ЛР 18. Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей
собственности
ЛР 22. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 23. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством
ЛР 24. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

Объем часов
48
32
16

1.2 . Тематический план и содержание учебной дисциплины «История государства и права»

Наименование
разделов и тем

Введение

Тема 1.
Древнерусское
государство и право

Тема 2.

Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала
Предмет истории государства и права России, ее место среди других наук.
Методология познания истории государства и права России. Периодизация
курса истории государства и права России
Содержание учебного материала
Источники по истории Древнерусского государства. Норманнская теория
происхождения Древнерусского государства и «антинорманнизм».
Предпосылки и особенности возникновения Древнерусского государства.
Правовые аспекты социальной структуры древнерусского государства.
Государственный строй Древнерусского государства: власть князя, особенности
престолонаследия («лествичное право»); княжеская дружина; совет при князе;
княжеские съезды (снемы); вече. Десятичная и дворцово-вотчинная системы
управления. Административно-территориальная и налоговая реформа княгини
Ольги. Местное управление: посадники, наместники и волостели, система
кормлений, общинное самоуправление.
Источники древнерусского права: обычное право, судебная практика, договоры
Руси с Византией, церковные уставы князей Владимира и Ярослава, Русская
Правда. Юридический статус основных групп населения. Уголовное право.
Гражданское право. Процессуальное право
Практическое занятие по решению задач с использованием основного
источника Древнерусского государства - Русской Правды; викторина по
истории Древней Руси.
Содержание учебного материала

Объем
часов

Уровень
освоения

1

1

Формируемые
ОК, ПК, ЛР
ОК 1-12
ЛР 1, 3, 5, 6-8,
17-18, 22-24

3

8

:

,

■
.

5

■

.

.

■
.■

'
. . . . . . .

•

2

7

Государственность и
право Удельной
Руси

Тема 3.
Государство и право
Московской Руси

Особенности и предпосылки территориально-политической раздробленности
Древней Руси. Русские земли в составе Монгольской империи. Специфика
социальной структуры, политического развития и организации
государственного развития отдельных регионов: Владимиро-Суздальской,
Галицко-Волынской, Новгородской и Псковской земель.
Источники русского права в удельный период. Общерусские юридические
нормы. Правовое развитие Северо-Восточной Руси. Законодательство СевероЗападной Руси: Новгородская и Псковская судные грамоты. Судоустройство.
Уголовное право. Гражданское право. Процессуальное право.

3

Деловая игра - викторина по вопросам темы

1

Содержание учебного материала
Предпосылки и особенности государственного объединения русских земель.
Научные дискуссии о месте и роли Москвы в этом процессе. Правовые аспекты
социальной структуры Московского государства. Централизация
государственного аппарата. Организация вооруженных сил. Взаимоотношения
церкви и светской власти. Особенности государственного устройства:
великокняжеская (царская) власть, Боярская дума, Государев Двор, переход от
дворцово-вотчинной к приказной системе управления, Земские соборы.
Местничество в системе государственной службы. Местное управление: губная
и земская реформы 30-х — 50-х гг. XVI в., институт городовых приказчиков,
наместничьи кормления и воеводское управление.
Источники права Московского государства. Двинская и Белозерская уставные
грамоты. Судебники 1497 и 1550 гг.: источники, регулирование поземельных
отношений, юридическое оформление судебно-административной системы
Московского государства; изменение понятия и основные виды преступлений,
ужесточение цели и введение новых видов наказаний, состязательная и
розыскная (инквизиционная) формы судебного процесса.
Церковное законодательство: Кормчие книги, Правосудье Митрополичье,
Стоглав 1551 г.
Ведомственная и локальная систематизация права: уставные и указные книги
приказов, Судебник 1589 г. Сводный судебник 1606 г.
История создания, источники и общая характеристика Уложения 1649 г.
Правовой статус поместий и вотчин; преступления и наказания; суд и процесс
по Соборному Уложению 1649 г. Нормотворчество второй половины XVII в. -

4

1

8

Тема 4.
Российская Империя
в XVIII в.

Тема 5.
Российская Империя
в первой половине
XIX в.

Новоуказные статьи, Соборное деяние об уничтожении местничества.
Этапы развития крепостного права в России.
Содержание учебного материала
Предпосылки государственно-правовых преобразований эпохи Петра Великого.
Военная реформа. Сословные реформы: консолидация дворянского сословия,
правовое оформление податных сословий.Принятие Петром I императорского
титула. Законодательное регулирование престолонаследия. Учреждение
Правительствующего Сената и его эволюция. Переход от приказной к
коллегиальной системе управления. Фискалитет и прокуратура. Реформа
церковного управления, учреждение Святейшего Синода.Реформы местного
управления.Бюрократизация государственного аппарата. Система чинов и
должностей.Источники права Российской Империи. Вступление России в
романо-германскую правовую семью. Основные законодательные акты Петра I
(Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Воинские артикулы
1716 г., Краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715 г., Указ о
форме суда 1723 г.).Изменение высшего государственного управления во
второй четверти XVIII в.: Верховный Тайный совет, Кабинет министров,
реорганизация Сената.Политико-правовые особенности периода правления
Императрицы Елизаветы Петровны (усиление роли Сената, неприменение
смертной казни). Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему
российскому дворянству» 1762 г.Реформы Екатерины II. Реформа Сената.
Церковная реформа. Учреждение о губерниях 1775 г.Законодательное
оформление правового положения сословий. Жалованная грамота дворянству
1785 г. Жалованная грамота городам 1785 г.«Контрреформы» Павла I. Закон о
престолонаследии и Учреждение о Императорской Фамилии 1797 г.
Судоустройство и судопроизводство в XVIII в. Попытки систематизации права в
XVIII в.
Содержание учебного материала
Необходимость приспособления государственного строя России к новым
социально-экономическим и внешнеполитическим условиям. Обновление
системы органов верховного управления: учреждение Государственного совета,
образование Комитета министров, реформа Сената. Переход от коллегиальной к
министерской системе управления. Органы местного управления.
Правительственный «конституционализм» первой четверти XIX в.
Реформы высших государственных органов второй четверти XIX в.
Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Систематизация

4

1

8 1 :Щ

2

1
■
9

Тема 6.
Российская Империя
во второй половине
XIX в.

Тема 7.
Конституционная
монархия в России

российского законодательства во второй четверти XIX в. Полное собрание
законов Российской Империи 1830 г. и его продолжения. Свод законов
Российской Империи 1832 г. и его последующие редакции. Уложение о
наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.Судоустройство и
судопроизводство.Сословные реформы Александра I и Николая I.
Содержание учебного материала
Предпосылки «великих реформ». Образование Совета министров. Крестьянская
реформа 1861 г.: подготовка и основные акты; изменения в правовом положении
крестьян и помещиков; крестьянское самоуправление и волостной суд. Значение
отмены крепостного права для государственно-правового развития
России.Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г.
Городовое положение 1870 г. Характер, предметы ведения, структура и порядок
формирования земских и городских органов всесословного
самоуправления.Судебная реформа: подготовка основных положений,
принципы судоустройства и судопроизводства. Система общих и местных судов
по судебным уставам 1864 г. Организация суда с участием присяжных
заседателей, учреждение института судебных следователей, реорганизация
прокуратуры, образование адвокатуры.Военная реформа 1861-1874 гг.:
введение всесословной воинской повинности, новые принципы организации
прохождения воинской службы, реорганизация военного управления, реформа
военной юстиции. Свод военных постановлений.«Контрреформы» последней
четверти XIX в. Положение о мерах к ограждению государственного порядка и
общественного спокойствия 1881 г. Положение о земских начальниках 1889 г.
Городовое положение 1892 г. Фабричное законодательство. Изменения в
уголовном праве.
Содержание учебного материала
Государственно-политический кризис в России 1904-1907 гг. Законодательное
оформление конституционной монархии: «Булыгинская» дума; Манифест об
усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г.; реформа
Совета министров и Государственного совета; Основные государственные
законы Российской Империи в редакции от 23 апреля 1906 г. Государственная
д у м аР -IV созывов.Аграрная реформа 1906—1911 гг.Февральский
правительственно-парламентский кризис, образование органов революционной
власти — Временного комитета Государственной Думы, Петроградского Совета
и Временного правительства. Отречение монарха от престола, идея созыва
Учредительного собрания и легитимация власти Временного правительства.

2

2

1

1
_.
л

;-

10

Источники права и основные направления законодательной политики
Временного правительства.Провозглашение России республикой.
Содержание учебного материала
Тема 8.
II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Создание
Октябрьская
советского государственного аппарата. Формирование нового права. Распад
революция и
Российской империи и создание Российской Федерации. Первая российская
образование
Конституция. Советский государственный аппарат в условиях послевоенного
советского
мира. Создание Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Первая
государства и права Конституция Союза. Кодификация российского законодательства в 19221924 гг. Создание Основ общесоюзного законодательства.
Содержание учебного материала
Деспотические черты советской государственности: установление режима
Тема 9.
власти партийного вождя и насаждения культа личности. Переход к
Советское
административно-командной системе регулирования экономики в условиях
государство и право
индустриализации и сплошной коллективизации сельского хозяйства.
в эпоху первых
Разработка, принятие и основные особенности Конституции СССР 1936 г.
«пятилеток»
Политика террора и механизм его осуществления. Советское государство и
право в годы Великой Отечественной войны
Содержание учебного материала
Тема 10.
Частичная либерализация политического режима после смерти И. В. Сталина.
Советское
Реформы отраслевой и территориальной системы управления народным
государство и право хозяйством в 1950-1960 гг. Дальнейшее развитие и новая кодификация
в период кризиса
советского права.Подготовка, принятие и основные особенности Конституции
социализма и
СССР 1977 г.Реформы государственного аппарата и развитие права в период
распада СССР
«перестройки».Распад СССР.
Дифференцированный зачёт
Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине
Подготовка рефератов по следующим темам:
1. Политическое развитие Киевской Руси в X I-начале X II века
2. Феодальные отношения в Киевской Руси
3. Суд в Киевской Руси
4. Церковная организация Киевской Руси
5. Происхоэюдение и состав Русской Правды
6. Феодальная раздробленность: достоинства и недостатки
7. Возникновение Новгородской феодальной республики. Памятники права

2

2

1

1
.

'

2

1
.

........ -’ 1

'
... . •
16

3

?% т т т ш

11

S. Основные черты права по Псковской Судной грамоте
9. Государственное устройство Золотой Орды
10. Влияние Золотой Орды на Русь
11. «Великая Яса». Основные черты монгольского права
12. Образование Русского централизованного государства
13. Деньги и денежная система в X1I1-XV1 вв.
14. Судебник 1497 г. и процесс становления крепостного права
15. Преступление и наказание по Судебнику 1497 г.
16. Юридический процесс по Судебнику 1497 г.
17. Образование сословно-представительной монархии в России
18. Высшие органы власти и управления в период сословно-представительной монархии в России
19. Общая характеристика Соборного Уложения 1649 г.
20. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.
21. Государство и церковь в X V II в.
22. Земские соборы в Русском государстве в XVI-XVII вв.
23. Городские восстания в России в первой половине X V II в.
24. Русское уголовное судопроизводство в XVI-XVII вв.
25. Наказание в русском праве X V II в.
26. Органы политического сыска и их развитие в XVII-XVIII в.
27. Генезис абсолютизма в России
28. Государство и церковь в X V III в.
29. Кодификационная деятельность в XV III в.
30. Судебные органы России в X V III в.
31. Высшие органы власти и управления эпохи дворцовых переворотов
32. Разложение феодально-крепостнического строя и рост капиталистических отношений
33. Систематизация российского законодательства в первой половине X IX в.
34. Органы государственной власти и местного самоуправления первой половины X IX в.
35. Виды преступлений и наказаний по «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных»
36. Кризис феодально-крепостнической системы и причины проведения буржуазных реформ
37. Крестьянская реформа и ее последствия с финансовой точки зрения (выкупные платежи с 1861 по
1907 гг.)
38. Конституционные проекты первой четверти XIXв.
39. Конституционные проекты декабристов о будущем устройстве России
40. Сословная политика Николая I
41. Судебная реформа. Формирование принципов буржуазного судопроизводства
42. Революционное движение и самодержавие (60-70 гг. X IX в.)______________________________________
12

43. Реформа полиции и политического сыска
44. Основные государственные законы (в редакции) 1906 г.
45. Государственная дума: порядок формирования и функционирования
46. Министерство внутренних дел дореволюционной России
47. Развитие права в период первой российской революции и третъеиюнъской политической системы
48. Буржуазия в годы Первой мировой войны
49. Советы и Учредительное собрание: сравнительный анализ
50. Систематизация российского законодательства в первой половине X IX в.
51. Февральская революция и формирование новой государственности
52. Создание советской милиции
53. Первая советская Конституция: разработка, принятие, основные черты
54. Гражданская война в России и ее последствия
55. Образование СССР. Структура и компетенция государственных органов
56. Кодификация советского законодательства
57. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. (принятие, общая характеристика, вещное и
обязательственное право)
58. Разработка и принятие Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.
59. Согщально-экономическое развитие страны в условиях НЭПа
60. Правоохранительные органы в условиях новой экономической политики
61. Перестройка государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны
62. Политический реж им в годы Великой Отечественной войны
63. Органы внутренних дел в годы Великой Отечественной войны
64. Изменение гражданского и хозяйственного права в годы Великой Отечественной войны
65. Изменение уголовного права в годы Великой Отечественной войны
66. Развитие внешних функций советского государства в послевоенные годы (1945-1964 гг.)
67. Государственный механизм в 1945-1950 гг.
68. Правотворчество в период либерализации общественных отношений
69. Социально-экономическое развитие СССР в 50-60 гг. X X в.
70. Социально-экономическое развитие СССР в 60-80 гг. X X в.
71. Разработка и принятие Конституции СССР (1977 г.)
72. Перестройка. Политические и конституционные преобразования
73. Распад СССР и становление государственного механизма суверенной Российской Федерации
74. Органы законодательной власти в современной России (порядок формирования, полномочия)
75. Органы исполнительной власти в современной России (порядок формирования, полномочия)
76. Органы судебной власти в современной России (порядок формирования, полномочия)
77. Полиция в системе органов государственной власти РФ_______________________________________
13

78. Форма правления в России после принятия Конституции 1993 г.
79. Форма государственного устройства в России после принятия Конституции 1993 г.
30. Политический режим в России после принятия Конституции 1993 г.
Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 -ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При реализации рабочей программы для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций (умений и знаний) обучающихся в образовательном
процессе предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения
занятий (деловая игра, решение задач с использованием исторических источников права)
в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой (подготовка рефератов).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета юридических
дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Источники, сборники нормативно-правовых актов и документов, хрестоматии
1.
Государственная Дума в России в документах и материалах. М., 1957.
2.
Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии (1917-1921 гг.): Сб.документов.
М., 1958.
3.
История государства и права СССР: Сб.документов. М., 1968.
4.
История Советской Конституции (в документах). 1917 - 1956 гг. М., 1957.
5.
Крестьянская реформа в России 1861 г.: Сборник законодательных актов. М., 1954.
6.
Образование и развитие Союза Советских Социалистических Республик (в
документах). М., 1973.
7.
Отечественное законодательство XI - XX вв.: В 2 ч. / Под ред. О.И. Чистякова. М.,
1999.
8.
Памятники русского права. Вып. 1-8. М., 1952-1961.
9.
Правоприменительные документы русского гражданского права. Хрестоматия. М.,
2010 .
10.
Российское законодательство X - XX вв. В 9 тт. (под ред. проф. О.ИЧистякова).
М., 1884-1994.
11.
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2007.
12.
Хрестоматия по истории государства и права России. Под ред. Ю.П.Титова. М.,
2012 .
13.
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под
ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. М., 1990.
14.
Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 гг. / Под
ред. О.ИЧистякова. М., 1997.
15.
Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Сост. В.А. Томсинов.
М., 1998.
Учебники и учебные пособия
1.
История отечественного государства и права в 2 ч. Часть 1. X— XIX века : учебник
для среднего профессионального образования / А. П. Альбов [и др.] ; под общей
редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
219 с .— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-9916-9063-8. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/497728

2.
История отечественного государства и права в 2 ч. Часть 2. XX — начало XXI
века : учебник для среднего профессионального образования / А. П. Альбов [и д р .]; под
общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 309 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9065-2. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.rn/bcode/4977293
3. Иванов, С. А. История отечественного государства и п р ав а : учебное пособие для
среднего профессионального образования / С. А. Иванов. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022.— 210 с . — (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-9788-0169-9.
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https ://urait.ru/bcode/489 85 3

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания, ОК, ЛР)
У-1.
Анализировать
причинноследственные
изменения
этапов
развития общества и государства, а
также
отдельных
государственно­
правовых институтов
У-2. Оценивать юридическое значение
актов,
принимаемых
различными
государственными органами на том
или ином этапе развития государства
У-3. Применять полученные знания в
учебном процессе и практической
жизни
3-1. Основные этапы государственного
и правового развития России
3-2. Центральные и местные органы
власти и управления на каждом этапе
развития
3-3. Правовые документы
каждого
этапа в истории государственности
OK
1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество
ОК 3. Решать проблемы, оценивать
риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность
ОК
4.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
деловая игра, решение ситуационных
дифференцированный зачёт

задач,

деловая игра, решение ситуационных
дифференцированный зачёт

задач,

деловая игра, решение ситуационных задач

деловая игра, решение ситуационных
дифференцированный зачёт
деловая игра, решение ситуационных
дифференцированный зачёт

задач,

деловая игра, решение ситуационных
дифференцированный зачёт
деловая игра, дифференцированный зачёт

задач,

деловая игра, решение ситуационных задач,
дифференцированный зачёт

деловая игра, решение ситуационных задач,
дифференцированный зачёт

деловая игра, решение ситуационных задач,
дифференцированный зачёт

задач,

OK 5. Использовать информационно­ деловая игра, решение ситуационных задач,
коммуникационные
технологии
в дифференцированный зачёт
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу
членов
команды
(подчиненных), результат выполнения
заданий
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи
профессионального
и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях
постоянного изменения правовой базы
ОК 10. Соблюдать основы здорового
образа жизни, требования охраны
труда
ОК 11. Соблюдать деловой этикет,
культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения
ОК 12. Проявлять нетерпимость к
коррупционному поведению
J1P 1. Осознающий себя гражданином
и защитником великой страны
JIP
3.
Соблюдающий
нормы
правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения
безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и
проявлениям
представителей
субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным
и
девиантным
поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий
социально
опасное
поведение
окружающих
ЛР
5.
Демонстрирующий
приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви
к Родине, родному народу, малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального
народа России
ЛР 6. Проявляющий уважение к
людям
старшего
поколения
и
готовность к участию в социальной
поддержке и волонтерских движениях

деловая игра, решение ситуационных задач

деловая игра, решение ситуационных задач

деловая игра, дифференцированный зачёт

деловая игра, решение ситуационных задач,
дифференцированный зачёт
деловая игра, дифференцированный зачёт

деловая игра, решение ситуационных задач,
дифференцированный зачёт
деловая игра, решение ситуационных задач,
дифференцированный зачёт
деловая игра, решение ситуационных задач

JIP 7. Осознающий приоритетную
ценность
личности
человека;
уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях,
во всех формах и видах деятельности
ЛР
8.
Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
представителям
различных
этнокультурных,
социальных,
конфессиональных и иных групп.
Сопричастный
к
сохранению,
преумножению
и
трансляции
культурных традиций и ценностей
многонационального
российского
государства
ЛР
17.
Стрессоустойчивость, деловая игра, решение ситуационных задач,
дифференцированный зачёт
коммуникабельность
ЛР 18. Осознающий значимость всех
форм собственности, готовность к
защите своей собственности
ЛР 22. Мотивация к самообразованию
и развитию
ЛР
23.
Самостоятельный
и
ответственный в принятии решений во
всех сферах своей деятельности,
готовый к исполнению разнообразных
социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством
ЛР 24. Готовый к профессиональной
конкуренции
и
конструктивной
реакции на критику

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на
отдельном листе (с новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».