ОПД.02 Конституционное право, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ: \
Директор ГАПОУ СО
я м т . г т ’т и п л ы м гуМапигарноI«Камьппловский

ь i=

* , .ц .ь ь *1,.,м е с ь * ‘

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.Р2 «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Камышлов, 2022

vi

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации N 508 12.05.2014 г.,
зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.07.2014 г. N 3332)

Разработчик:
Чудинова
Елена
Васильевна
квалификационной категории ГБПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

высшей

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
/ |) , Лг У
Е.В. Чудинова
•

7ШР

СОГЛАСОВАНО!:/
Замеетй^елъхлиректора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
(_ЛiQlfi] /
Т. А. Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

4
6
13
15
20

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАМ М Ы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Конституционное право»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах
повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке, в которых
предусмотрено освоение знаний и умений в области конституционного права.
1.2. Место учебной дисциплины
образовательной программы:
Дисциплина
«Конституционное
дисциплиной профессионального цикла.

в

структуре

право»

основной

является

профессиональной

общепрофессиональной

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Конституционное право» обучающийся должен
уметь:
- работать с законодательными и иными нормативными актами, специальной
литературой,
- анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно­
правовым отношениям;
- применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные теоретические понятия и положения конституционного права;
- содержание Конституции РФ;
- особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации;
- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- избирательную систему РФ;
- систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской
Федерации
1.4.
Результатом
освоения
дисциплины
является
определенный
этап
сформированности следующих профессиональных и общих компетенций:
Код
Наименование компетенций
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами,
категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности

OK 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы
1.5 Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
Код
Наименование личностного результата
ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
ЛР 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности
личного
участия
в решении
общественных,
государственных,
общенациональных проблем
ЛР 16. Умение реализовать лидерские качества в профессиональной деятельности
ЛР 17. Стрессоустойчивость, коммуникабельность
ЛР 18. Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей
собственности
ЛР 19. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
ЛР 20. Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛР 21. Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности
ЛР 22. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 23. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством
ЛР 24. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 25. Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной
организации
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
работа с учебной литературой и законодательством, подготовка к
практическим занятиям
анализ проблемных вопросов в сфере конституционного права
Итоговая аттестация в форме экзамена

90
60
10
30
24
6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Конституционное право»
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2

Раздел 1.
Конституционное
право - ведущая
отрасль российского
права
Тема 1.1.
Конституционное
право как отрасль
права РФ

Понятие и сущность
Конституции

Уровень
освоения

Формируемые
ОК, ПК, ЛР

3

4

5

■ '■
3

ОК.4,5,8,9

::м
.
' *"

ЛР.14,15,

■■-Й Й Й Щ Й
■
Содержание учебного материала
Конституционное право РФ - ведущая отрасль российского права.
Понятие, предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права.
Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды.
Конституционно-правовые отношения. Система и источники
конституционного права РФ. Место конституционного права РФ в системе
российского права.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Привести
примеры федеральных конституционных законов и федеральных законов,
являющихся источниками конституционного права.

2

1

10

Раздел 2.
Конституция РФ основной закон
государства
Тема 2.1.

Объем
часов

19-23

1

.
... , ГГ-:".
•
:
г
-Г
...... . . . ;.
. ..... ■ .. . :
,
ПК. 1.1, ПК.2.3,
ОК. 2,4-6, 8, 9
ЛР. 13-25

Содержание учебного материала
Понятие, сущность, принципы и функции Конституции. Виды
конституций. Юридические свойства Конституции. Охрана Конституции
РФ. Роль Конституционного Суда РФ в охране Конституции РФ. Порядок
пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.
Толкование Конституции РФ.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и Конституцией
РФ. Подготовка к деловой игре.

2

1

1
'

j j P '. ' :
• .. ■..
7

Тема 2.2.
Развитие
конституционного
законодательства в
России

Содержание учебного материала
Основные этапы развития Конституций СССР и России. Документы
конституционного значения, принятые до октября 1917г. Конституционная
реформа в РФ. Основные черты Конституции РФ 1993г.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Подготовка к
деловой игре.

2

Практическое занятие по разделу №2 в форме деловой игры

4

Раздел 3.
Основы
конституционного
строя РФ
Тема 3.1. Понятие
основ
конституционного
строя России

1

.

1

....
■ ■,

щ' т Ш Ш .. ..:

.
-у

12

ОК.4,5,8,9
ЛР.14,15,
19-23

Содержание учебного материала
Понятие конституционного строя и его основ. Конституционные
характеристики Российского государства. Россия - демократическое,
федеративное, правовое государство с республиканской формой
правления. Россия - социальное, светское, суверенное государство. Основы
организации государственной власти и местного самоуправления.
Народовластие и его формы. Человек, его права и свободы как высшая
ценность конституционного строя. Экономические основы
конституционного строя. Формы собственности в РФ. Конституционные
гарантии развития в РФ рыночной экономики. Политические основы
конституционного строя. Политическое многообразие, многопартийность,
равенство всех общественных объединений перед законом.
Самостоятельная работа: на основе изучения законов, учебной
литературы и практики применения законодательства РФ дать анализ
соответствия провозглашённых конституционных характеристик РФ
условиям действительности.

3

. . .

.....; ; ■ ;■ т г ■

1

1

■

8

Тема 3.2.
Избирательная
система и
референдум в РФ

Тема 3.3.
Общественные
объединения

Раздел 4.
Основы правового
статуса личности в
РФ

Содержание учебного материала
Понятие избирательной системы и избирательного права. Источники
избирательного права. Принципы избирательного права. Порядок
организации и проведения выборов. Избирательные округа и
избирательные участки. Избирательные комиссии. Списки избирателей.
Выдвижение и регистрация кандидатов, их правовой статус. Предвыборная
агитация и финансирование выборов. Порядок голосования, подсчет
голосов избирателей, установление результатов выборов и их
опубликование.
Понятие референдума, предмет, виды референдумов, общие принципы
проведения. Назначение референдума. Порядок подготовки к проведению
референдума. Голосование на референдуме и определение его результатов.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и
законодательством, регулирующим избирательный процесс в РФ.
Содержание учебного материала
Понятие общественных объединений, их организационно-правовые формы.
Права и обязанности общественных объединений, политических партий.
Принципы создания и деятельности общественных объединений. Порядок
создания общественных объединений, политических партий, их
реорганизация и ликвидация. Надзор и контроль за деятельностью
общественных объединений.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и
законодательством. Ответить на вопрос:
- в каких случаях запрещается создание и деятельность общественных
объединений?

3

2

2

.

2

■' '. •. i.i.t .

> •••: . •••
Г

if )

1

1
■ ■

'

.•;>;=; , Y i ; K

•

:
]; ! 5 & ; П : ; Г г ;

'

■ ■%
■
. ■
16

ПК. 1.1, ПК.2.3,
ОК. 2,4-6, 8, 9
ЛР. 13-25

9

;

Тема 4.1. Понятие
основ правового
статуса личности в
РФ

Тема 4.2.
Гражданство РФ

Тема 4.3.
Конституционные
права, свободы и
обязанности человека
и гражданина

Содержание учебного материала
Понятие и структура основ правового статуса личности. Принципы
правового статуса личности. Понятие прав человека и прав гражданина.
Международно-правовые акты о правах человека и их значение для
России. Всеобщая декларация прав человека 1948 года: общая
характеристика. Европейская Конвенция о защите прав человека и
основных свобод 1950 года: общая характеристика. Декларация прав и
свобод человека и гражданина 1991 года: общая характеристика.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и
законодательством.
Содержание учебного материала
Понятие гражданства РФ. Гражданство как правовой институт.
Принципы гражданства РФ. Основания и порядок приобретения
гражданства РФ. Приобретение гражданства по рождению. Приобретение
гражданства в результате приёма в общем и упрощенном порядке.
Приобретение гражданства в результате восстановления. Иные основания
приобретения гражданства. Основания прекращения гражданства РФ.
Выход из гражданства. Иные основания прекращения гражданства РФ.
Отмена решения по вопросам гражданства РФ. Гражданство детей при
изменении гражданства родителей, при усыновлении (удочерении).
Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены
опека или попечительство. Полномочные органы, ведающие делами о
гражданстве РФ, их компетенция. Производство по делам о гражданстве
РФ.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и Федеральным
законом «О гражданстве РФ»
Содержание учебного материала
Понятие конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина, их классификация. Система прав и свобод
человека и гражданина в Конституции РФ. Гражданские (личные) права
и свободы человека и гражданина. Политические права граждан РФ.
Социально-экономические и культурные права и свободы человека и
гражданина. Конституционные обязанности человека и гражданина.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

2

1

1

•:

2

2

■

■

3

'. ■
•■■:

2

-г

2

10

Самостоятельная работа: работа с учебной литературой,
законодательством и практикой его применения.
Высказать письменно своё мнение по следующим вопросам: 1. С какого
момента должно охраняться право на жизнь? 2. Целесообразно ли введение
смертной казни и эвтаназии в РФ? 3. Каково значение института
государственной регистрации по месту жительства и не нарушает ли оно
право граждан свободно выбирать место пребывания и жительства?
Практическое занятие - дискуссия по вопросам, подготовленным в ходе
выполнения домашней самостоятельной работы

Тема 4.4.
Конституционные
гарантии прав и
свобод человека и
гражданина

Содержание учебного материала
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Защита основных прав и свобод. Деятельность государственных органов
по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по
правам человека. Проблемы обеспечения прав и свобод человека и
гражданина в РФ. Возможность ограничения прав и свобод человека и
гражданина.____________________________________________________________
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и
законодательством. Изучение статуса Уполномоченного по правам
человека в РФ.
ОК.4,5,8,9

Раздел 5.
Федеративное
устройство РФ

JIP.14,15,
19-23

Тема 5.1.
Федеративное
устройство РФ

Тема 5.2.
РФ

Субъекты

Содержание учебного материала
Понятие и принципы федеративного устройства России.
Конституционно-правовой статус РФ. Предметы ведения РФ.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и
законодательством. Изучение законов о государственных символах РФ.
Содержание учебного материала
Виды и статус субъектов РФ. Вопросы совместного ведения РФ и
субъектов РФ. Административно-территориальное устройство субъектов
РФ. Виды административно-территориальных: единиц.__________________
11

Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и
законодательством. Изучение нормативно-правовых актов о символике
Свердловской области.

Тема 6.3.
Федеральное
Собрание РФ

Тема 6.4.
Федеральные органы
исполнительной
власти

ЛР. 13-25
Содержание учебного материала
Понятие и система государственных органов РФ. Принципы организации и
деятельности государственных органов РФ.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и Конституцией
РФ.
Подготовка к деловой игре.
Содержание учебного материала
Правовой статус Президента РФ. Порядок избрания и вступления в
должность Президента РФ. Полномочия Президента РФ. Прекращение
полномочий Президента РФ.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и
законодательством.
Подготовка к деловой игре.
Содержание учебного материала
Федеральное Собрание - парламент РФ, его структура. Совет Федерации:
порядок формирования, компетенция, организация работы.
Государственная Дума: порядок формирования, компетенция,
организация работы. Законодательный процесс. Порядок роспуска
Государственной Думы. Статус члена Совета Федерации и депутата
Г осударственной Думы. Основные гарантии депутатской деятельности.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодатель­
ством.
Подготовка к деловой игре.
Содержание учебного материала
Правительство РФ: состав и порядок его формирования. Компетенция
Правительства РФ. Организация работы Правительства РФ. Отставка
Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной
власти.

2

1

1

Л
.1# : ■ ■ г |. ;
' '2

1

2

.

2
:i .-..-л
6

Л ' ■■
1.■•:!г.; '

2

2
'

4

яяЖ
Ш
а

Тема 6.2.
Президент РФ

П К .1.1, ПК.2.3,
ОК. 2,4-6, 8, 9

36

■

Раздел 6.
Органы
государственной
власти в РФ
Тема 6.1.
Г осударственные
органы РФ

1

:

:

- - : ,; ::

2

12

Тема 6.5. Судебная
власть в РФ

Тема 6.6.
Прокуратура РФ

Тема 6.7.
Г осударственные
органы субъектов РФ

Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и
законодательством.
Законспектировать вопрос: прекращение полномочий Правительства РФ.
Содержание учебного материала
Судебная система РФ. Конституционные принципы правосудия.
Конституционный Суд РФ: состав, компетенция.________________
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и
законодательством.
Законспектировать вопросы:
- «Правовой статус судей в РФ»;
- «Конституционное судопроизводство в РФ»;
- «Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: организационноправовой статус и практика деятельности».__________________________
Содержание учебного материала
Система органов прокуратуры. Функции прокуратуры. Полномочия
прокуроров._____________________________________________________
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и
законодательством о прокуратуре РФ,_____________________
Содержание учебного материала
Органы законодательной власти субъектов РФ: состав, порядок
формирования, компетенция, организация работы, правовые акты. Статус
депутатов представительных органов субъектов РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ. Администрации
(правительства) субъектов РФ: структура, порядок формирования,
компетенция, правовые акты. Глава администрации субъекта РФ:
правовой статус, компетенция.________
Самостоятельная работа: работа с региональным законодательством.
Ответить на вопросы:
- Порядок формирования Законодательного Собрания Свердловской
области;
- Структура органов исполнительной власти Свердловской области.

____________

Практическое занятие по разделу №6 в форме деловой игры.

13

ОК.4,5,8,9

6

Раздел 7.

Л Р .14,15,

Местное само­
управление в РФ
Тема 7.1.
Местное само­
управление в РФ

Тема 7.2.
Органы
местного
самоуправления

19-23
Содержание учебного материала
Понятие местного самоуправления. Система местного самоуправления в
РФ. Полномочия местного самоуправления. Гарантии местного
самоуправления.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и
законодательством.
Изучение уставов и иных НПА, регулирующих деятельность
муниципальных образований «Город Камышлов» и «Камышловский район»
Содержание учебного материала
Органы местного самоуправления, их компетенция. Порядок деятельности
органов местного самоуправления.
Всего:

2

1

ршщш

2

1а

7-: Цл■!-•-й"г -:;,:--;, ■ .7
2

2

90

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При реализации рабочей программы для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций (умений и знаний) обучающихся в образовательном
процессе предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения
занятий (деловые игры, дискуссии) в сочетании с внеаудиторной самостоятельной
работой.
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета юридических
дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Нормативные правовые акты
1.
Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН
10.12.48г.
2.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.
3.
Конституция РФ 1993г. (в ред.от 01.07.2020г.)
4.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята 12.06.90г.
5.
Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом
РСФСР 22.11.91г.
6.
Федеральный закон от 12.06.2002г. №67 «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в последней редакции)
7.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004г. №5 «О референдуме РФ» (в
последней редакции)
8.
Федеральный закон от 19.05.95г. №82 «Об общественных объединениях» (в
ред.2018г.)
9.
Федеральный закон от 31.05.2002г. №62 «О гражданстве РФ» (в последней
редакции)
10.
Закон РФ от 19.02.93г. №4528-1 «О беженцах» (в последней редакции)
11.
Закон РФ от 19.02.93г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в последней
редакции)
12.
Федеральный закон от 25.07.2002г. №115 «О правовом положении иностранных
граждан в РФ» (в последней редакции)
13.
Закон РФ от 25.06.93г. № 5242-1«0 праве граждан РФ на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (в последней редакции)
14.
Федеральный закон от 15.08.96г. №114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (в
последней редакции)
15.
Федеральный конституционный закон от 26.02.97г. №1 «Об Уполномоченном по
правам человека» (в последней редакции)
16.
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. №1 «О государственном
флаге РФ» (в последней редакции)
17.
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. №2 «О государственном
гербе РФ» (в последней редакции)
18.
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. №3 «О государственном
гимне РФ» (в последней редакции)

19.
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001г. № 6 «О порядке принятия в
РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» (в последней редакции)
20.
Федеральный закон от 10.01.2003г. №19 «О выборах Президента РФ» (в последней
редакции)
21.
Федеральный закон от 05.08.2000г. №113 «О порядке формирования Совета
Федерации Федерального Собрания РФ» (в последней редакции)
22.
Федеральный закон от 18.05.2005г. №51 «О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ» (в последней редакции)
23.
Федеральный закон от 08.05.94г. №3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ (в последней редакции)
24.
Федеральный конституционный закон от 17.12.97г. №2 «О Правительстве РФ» (в
последней редакции)
25.
Федеральный конституционный закон от 31.12.96г. №1 «О судебной системе РФ»
(в последней редакции)
26.
Закон РФ от 26.06.92г. №3132-1 «О статусе судей в РФ» (в последней редакции)
27.
Федеральный конституционный закон от 21.07.94г. №1 «О Конституционном Суде
РФ» (в последней редакции)
28.
Федеральный закон от 17.01.92г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» (в последней
редакции)
29.
Федеральный закон от 06.10.99г. №184 «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ» (в последней редакции)
30.
Федеральный закон от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» (в последней редакции)
31.
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти»
32.
Указ Президента РФ от 12.05.2008г. №724 «Вопросы системы и структуры
федеральных органов исполнительной власти»
33.
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Утверждено
Указом Президента РФ от 14.11.2002г. №1325.
34.
Положение о Государственном Совете РФ. Утверждено Указом Президента РФ от
01.09.2000г. №1602.
35.
Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе.
Утверждено Указом Президента РФ от 13.05.2000г. №849.
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:
1. Стрекозов,
В. Г.
Конституционное
право:
учебник
для
среднего
профессионального образования / В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. —
М осква:
Издательство
Юрайт,
2022. —
279 с. —
(Профессиональное
образование).—
ISBN 978-5-534-15103-9.
—
Текст
: электронный
//
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489598
2. Конституционное
право.
П рактикум: учебное
пособие
для
среднего
профессионального образования / Н. Н. Аверьянова [и др.] ; под общей редакцией
Г. Н. Комковой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
207 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03722-7. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/497754
Дополнительные источники:
1. Нудненко, JI. А. Конституционное право : учебник для среднего профессионального
образования / JI. А. Нудненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022.-— 531 с . — (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-14051-4.

— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/490195
2. Нудненко, Л. А. Конституционное право. Практикум : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л. А. Нудненко. — 5-е изд. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022.— 278 с . — (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-13750-7.
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/490196
Информационные справочно-правовые системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.
Интернет-ресурсы:
http:// www.minjust.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания, ОК, ПК, ЛР)
У-1. Работать с законодательными и
иными нормативными актами,
специальной литературой
У-2. Анализировать, делать выводы и
обосновывать свою точку зрения по
конституционно-правовым
отношениям
У-3. Применять правовые нормы для
решения разнообразных практических
ситуаций
3-1. Основные теоретические понятия
и положения конституционного права
3-2. Содержание Конституции РФ
3-3. Особенности государственного
устройства России и статуса субъектов
федерации
3-4. Основные права, свободы и
обязанности человека и гражданина

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
практические занятия, в том числе деловые игры

практические занятия, в том числе деловые игры

практические занятия, в том числе деловые игры

практические занятия, в том числе деловые игры,
экзамен
практические занятия, в том числе деловые игры,
экзамен
практические занятия, в том числе деловые игры,
экзамен
практические занятия, в том числе деловые игры,
экзамен

3-5. Избирательная система РФ

экзамен

3-6. Система органов государственной
власти и местного самоуправления в

практические занятия, в том числе деловые игры,
экзамен, экзамен

Российской Федерации.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития

практические занятия, в том числе деловые игры,
экзамен

ОК 5. Использовать информационно­
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях
постоянного изменения правовой базы
ПК
1.1.
Осуществлять
профессиональное
толкование
нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере
пенсионного
обеспечения
и
социальной защиты

практические занятия, в том числе деловые игры,
экзамен

практические занятия, в том числе деловые игры,
экзамен

практические занятия, в том числе деловые игры

экзамен

практические занятия, в том числе деловые игры,
экзамен
практические занятия, в том числе деловые игры,
экзамен

ПК
2.3.
Организовывать
и практические занятия, в том числе деловые игры,
координировать социальную работу с экзамен
отдельными
лицами,
категориями
граждан и семьями, нуждающимися в
социальной поддержке и защите
JIP 13. Демонстрирующий готовность практические занятия, в том числе деловые игры
и способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие
цели
и
сотрудничать
для
их
достижения
в
профессиональной
деятельности
ЛР 16. Умение реализовать лидерские
качества
в
профессиональной

деятельности
JIP 18. Осознающий значимость всех
форм собственности, готовность к
защите своей собственности
JIP
23.
Самостоятельный
и
ответственный в принятии решений во
всех сферах своей деятельности,
готовый к исполнению разнообразных
социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством
JIP 24. Готовый к профессиональной
конкуренции
и
конструктивной
реакции на критику
ЛР 25. Сохранение традиций и
поддержание
престижа
своей
образовательной организации
ЛР 14. Проявляющий сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию как условию успешной
профессиональной и общественной
деятельности
ЛР 15. Проявляющий гражданское
отношение
к
профессиональной
деятельности как к возможности
личного
участия
в
решении
общественных,
государственных,
общенациональных проблем
ЛР
17.
Стрессоустойчивость,
коммуникабельность
ЛР 19. Открытый к текущим и
перспективным изменениям в мире
труда и профессий
ЛР 20. Способный к трудовой
профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении
личных,
общественных,
государственных, общенациональных
проблем
ЛР 21. Осознающий потребность в
труде, уважении к труду и людям
труда,
трудовым
достижениям,
добросовестное,
ответственное
и
творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности
ЛР 22. Мотивация к самообразованию
и развитию

практические занятия, в том числе деловые игры,
экзамен

5 ЛИСТ ИЗМ ЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫ Х В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».