ОПД.04 Основы экологического права, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЛкУШО:
|
Директор ГАЛО У СО

. Бочкарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

0п .04 «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Камышлов, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации N 508 12.05.2014 г.,
зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.07.2014 г. N 3332)

Разработчик:
Чудинова
Елена
Васильевна
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

высшей

Рассмотрена на заседаний предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
/J / А п /
Е.В. Чудинова

/М]

С О Г Л А С О В А Н ^/
З ам ес^ щ л ь директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
V
Т. А. Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4
5

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 17

1. П А С П О РТ РА Б О Ч Е Й П РО ГРА М М Ы У Ч Е Б Н О Й Д И С Ц И П Л ИНЫ
«Основы экологического права»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке, в которых
предусмотрено освоение знаний и умений в области экологического права.
1.2. Место учебной дисциплины
образовательной программы:

в

структуре

Дисциплина «Основы экологического
дисциплиной профессионального цикла.

права»

основной

является

профессиональной

общепрофессиональной

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
толковать и применять нормы экологического права;
анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по экологическим
правоотношениям;
применять правовые нормы для решения практических ситуаций;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятие и источники экологического права;
экологические права и обязанности граждан;
право собственности на природные ресурсы, право природопользования;
правовой механизм охраны окружающей среды;
виды экологических правонарушений и ответственность за них.
1.4.
Результатом
освоения
дисциплины
является
определенный
этап
сформированности следующих профессиональных и общих компетенций:
Код
Наименование компетенций
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных: задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и
правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

1.5 Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
JIP.10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в
том числе цифровой
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины п виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

6
16

в том числе:
самостоятельная работа с нормативными правовыми актами и учебной
литературой, подготовка к практическим занятиям

6

самостоятельная работа над рефератом

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной ди с ц и п л и н ы «О сновы эк ологического права»
Содержание учебного материала, практические работы,

Объем

Уровень

Формируемые

самостоятельная работа обучающихся.

часов

освоения

ОК, ПК, ЛР

2

3

4

Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1.

П К.1.1, ОК.2,
4-6, 8-12

Общая часть

ЛР.10

22

6

Тема l.t.
Экологическое право как
отрасль права

Содержание учебного материала
1.Цели и задачи изучения экологического права. История
развития экологического права. Социальная обусловленность
4
экологического права.
Кризисное
состояние
окружающей
среды.
Понятие
экологического кризиса, причины, пути выхода.
Понятие экологического права как отрасли права. Предмет
экологического права. Методы экологического права.
Экологические правоотношения: понятие, виды, субъекты,
объекты, содержание. Понятие окружающей среды. Понятие
природного объекта, его признаки. Функции природного объекта.
Общая характеристика отдельных видов природных объектов.
Природные ресурсы. Природные комплексы.
Понятие, особенности, классификация и система источников
экологического
права.
Конституция
РФ
как
источник
экологического права. Закон как источник экологического права.
Подзаконные нормативные акты. Нормативные правовые акты
субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного
самоуправления. Роль судебной и арбитражной практики в
регулировании экологических отношений. Международное
экологическое законодательство.
1
Самостоятельная работа обучающихся

1

Изучение теоретического материала по вопросам темы, судебной
практики
Тема 1.2.
Экологические права и
обязанности граждан

Содержание учебного материала
1.Понятие и виды экологических прав граждан. Право на
благоприятную
окружающую
среду.
Общественные
экологические объединения, их цели и права. Государственные
меры по обеспечению прав на благоприятную окружающую
среду. Обязанности граждан по охране природы. Система
государственных мер по обеспечению прав на благоприятную
среду.

4

Практические занятия

2

2

Решение задач по определению экологических прав граждан с

7

использованием Конституции РФ, ФЗ «Об охране окружающей
среды» и других нормативных правовых актов
Самостоятельная работа

1

Изучение теоретического материала, гл.З ФЗ №7 «Об охране
окружающей среды», подготовка к практическому занятию
Тема 1.3.
Право собственности на
природные ресурсы.
Право природопользования

Тема 1.4.
Правовой механизм охраны
окружающей среды.

Содержание учебного материала
4
1.Понятие, содержание права собственности на природные
ресурсы. Объекты и субъекты права собственности на природные
ресурсы. Право государственной собственности на природные
ресурсы. Право муниципальной собственности на природные
ресурсы. Право частной собственности на природные ресурсы.
Основания возникновения и прекращения права собственности на
природные ресурсы.
Понятие
права
природопользования.
Право
общего
природопользования. Основание возникновения и прекращения
права специального природопользования. Субъекты права
природопользования.
Лимитирование
и
лицензирование
природопользования.
Самостоятельная работа
2
Изучение теоретического материала, ст. 9, 36 Конституции РФ,
ст. 129, 209, 212 ГК РФ, гл.З, 5 Земельного кодекса РФ, ст. 19
Лесного кодекса РФ, ст.34-35 Водного кодекса РФ, ст. 1-2 Закона
РФ «О недрах», ст.4 ФЗ «О животном мире»

1

Содержание учебного материала
4
1. Понятие управления в области охраны окружающей среды.
Система
органов
управления.
Полномочия
органов
государственной власти РФ и органов местного самоуправления в
сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Основы нормирование в области охраны окружающей природной
среды. Требования к разработке нормативов. Нормативы
качества, допустимого физического воздействия, допустимых
выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы
образования отходов производства и потребления и лимиты на их

1

8

размещение. Нормативы допустимого изъятия компонентов
природной среды, допустимой антропогенной нагрузки.
Методы экономического регулирования в области охраны
окружающей среды. Плата за негативное воздействие на
окружающую среду. Экологическое страхование.
Государственный экологический мониторинг.
Экологический
контроль,
его
задачи.
Государственный
экологический контроль. Права и обязанности государственных
инспекторов
в
области
охраны
окружающей
среды.
Производственный экологический контроль. Муниципальный
экологический
контроль.
Общественный
экологический
контроль.
Проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Понятие экологической экспертизы, её значение. Принципы
экологической экспертизы. Объекты экологической экспертизы.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы.
Заключение
государственной
экологической
экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза.
Практическое занятие
Решение правовых задач

Тема 1.5.
Юридическая
ответственность за
экологические

2

Самостоятельная работа
Изучение теоретического материала,гл. 2, 4-7, 10-11 ФЗ №7 «Об
охране окружающей среды», подготовка к практическому
занятию

2

Содержание учебного материала
1.Понятие юридической ответственности за экологические
правонарушения, её задачи и виды. Понятие экологического
правонарушения, виды. Объект, субъект, объективная и
субъективная
стороны
экологического
правонарушения.
Дисциплинарная, материальная, административная и гражданскоправовая ответственность за экологические правонарушения.
Уголовная ответственность за экологические преступления.
Понятие и виды вреда природной среде. Принципы возмещения

6

2

9

правонарушения

вреда. Обязанность полного возмещения вреда окружающей
среде. Порядок компенсации вреда окружающей среде.
Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу
граждан в результате нарушения законодательства в области
охраны окружающей среды.

Практические занятия

2

решение
профессиональных
ситуаций
по
определению
ответственности граждан и организаций за нарушение
экологического
законодательства
и
возмещению
вреда,
причиненному окружающей среде
Самостоятельная работа

2

Изучение теоретического материала, гл. 14 Ф3№7 «Об охране
окружающей среды», гл.8 КоАП РФ, гл.26.УК РФ, подготовка к
практическому занятию
ПК. 1.1, ОК.2,
4-6, 8-12

Раздел 2.
22

ЛР.10

Особенная часть
Тема 2.1.
Правовое регулирование
использования и охраны
отдельных природных
объектов.

Содержание учебного материала
1.Юридическое понятие земель. Состав земель. Земельное
законодательство. Право землепользования и его виды. Правовые
меры охраны земель. Борьба с загрязнением, эрозией.
Недра как объект использования и охраны. Понятие недр.
Законодательство о недрах. Пользование недрами и порядок
предоставления их в пользование.
Воды как объект правовой охраны. Юридическое понятие вод.
Водное законодательство. Право водопользования и его виды.
Цели использования водных объектов. Правовые меры охраны
вод.
Лес как объект правовой охраны. Юридическое понятие леса,
виды лесов. Лесное законодательство. Право лесопользования и

4

1

10

его виды. Правовые меры охраны лесов.
Животный мир как объект правовой охраны. Юридическое
понятие «Животный мир». Законодательство об охране и
использовании животного мира. Виды права пользования
животным миром.
Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Юридическое
понятие «атмосферный воздух». Законодательство об охране
атмосферного воздуха. Правовые меры охраны атмосферного
воздуха.
Самостоятельная работа обучающихся
2
подготовка реферата «Правовой режим использования и охраны
земель», «Правовой режим использования и охраны недр»,
«Правовой режим использования и охраны вод», «Правовой
режим использования и охраны лесов», «Правовой режим
использования и охраны животного мира», «Правовой режим
использования и охраны атмосферного воздуха»
Тема 2.2.
Правовой режим особо
охраняемых природных
территорий.

Содержание учебного материала
2
1.Особо охраняемые природные территории: виды, цели
образования. Законодательство об особо охраняемых природных
территориях и объектах. Правовой режим государственных
природных заповедников. Правовой режим государственных:
природных
заказников.
Правовой
режим
национальных
природных парков. Правовой режим памятников природы.
Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и
курортов. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой
уничтожения растений и животных. Охрана зеленого фонда
городских и сельских поселений. Охрана редких и находящихся
под угрозой исчезновения почв.
Самостоятельная работа обучающихся
2
подготовка реферата по теме «Правовой
охраняемых природных территорий»

режим

1

особо

11

Тема 2.3. Правовой режим
экологически
неблагополучных
территорий.

Содержание учебного материала
1.Понятие зон чрезвычайной экологической ситуации, зон
экологического бедствия. Правовой режим зон чрезвычайной
экологической ситуации. Правовой режим зон экологического
бедствия.
Порядок
установления
особого
режима.
Финансирование мероприятий и программ по восстановлению
качества природной среды и её оздоровлению.
Самостоятельная работа обучающихся
подготовка реферата «Правовой
бедствия»

режим

зон

1

2

2

экологического
ПК. 1.1, ОК.2,
4-6, 8-12

Раздел 3.
4

ЛР.10

Специальная часть
Тема 3.1.
Международно-правовая
охрана окружающей среды.

Содержание учебного материала
1.Основные принципы международного сотрудничества в
области охраны окружающей среды.
Международные договоры Российской Федерации в области
охраны окружающей среды. Соглашения, конвенции, иные
источники в области охраны окружающей среды.
Международные организации в области охраны окружающей
среды.
Международные конференции по охране окружающей среды.
Самостоятельная работа обучающихся

2

1

2

подготовка
реферата
о
деятельности
международных
организаций в области охраны окружающей среды
Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При реализации рабочей программы для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций (умений и знаний) обучающихся в образовательном
процессе предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения
занятий (решение ситуационных задач, защита реферата) в сочетании с внеаудиторной
самостоятельной работой.
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета юридических
дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Нормативные правовые акты:
1.
Конституция РФ от 12 декабря 1993 (в последней редакции)
2.
ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.
№ 7-ФЗ (в последней
редакции)
3.
Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001г. № 136-Ф3 (в последней редакции)
4.
Водный Кодекс РФ от 03.Об.2006г. №74-ФЗ (в последней редакции)
5.
Лесной Кодекс РФ от 04.12.2006г. №200-ФЗ (в последней редакции)
6.
ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ (в последней
редакции)
7.
ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995г. № 52-ФЗ (в последней редакции)
8.
ФЗ «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1 (в последней редакции)
9.
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г.
№ 52-ФЗ (в последней редакции)
10.
Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.1991г. № 1738-1 (в последней редакции)
11.
ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-ФЗ (в последней
редакции)
12.
ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95г. № ЗЗ-ФЗ (в
последней редакции)
13.
ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и
курортах» от 23.02.95г. № 26-ФЗ (в последней редакции)
14.
ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» от 21.12.1994г. №69-ФЗ (в последней редакции)
15.
ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996г. № З-ФЗ (в
последней редакции)
16.
ФЗ «О гидрометеорологической службе» от 19.07.1998г. № ПЗ-Ф З (в последней
редакции)
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:
1. Основы экологического права : учебник для среднего профессионального образования /
С. А. Боголюбов [и др.] ; под редакцией С. А. Боголюбова. — 7-е изд., перераб. и доп. —
М осква: Издательство Юрайт, 2 022.— 3 0 4 с .— (Профессиональное образование).—

ISBN 978-5-534-11332-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urail.ru/bcode/489622
2. Боголюбов, С. А. Основы экологического права. Практикум : учебное пособие для
среднего профессионального образования / С. А. Боголюбов. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022,— 258 с .— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-03103-4.
—- Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489636
Дополнительные источники:
1. Волков, А. М. Основы экологического права : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей
редакцией А. М. Волкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022. — 356 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53414665-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.rii/bcode/490198
2. Кузнецов, Л. М. Экологические основы природопользования: учебник для
среднего профессионального образования / Л. М. Кузнецов, А. Ю. Шмыков ; под
редакцией В. Е. Курочкина.— М осква: Издательство Юрайт, 2022.— 304 с . —
(Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-05803-1. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/493188 (дата обращения: 18.09.2022).
Информационные справочно-правовые системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.
Интернет-ресурсы:
http:/ / www.gks.ru/
http:// www.vsrf. ru/
http ://www.mnr.gov.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль п оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания, ОК, ПК, ЛР)
У-1. Толковать и применять нормы
экологического права
У-2. Анализировать, делать выводы и
обосновывать свою точку зрения по
экологическим правоотношениям
У-3. Применять правовые нормы для
решения практических ситуаций

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
практические занятия по решению ситуационных
задач
практические занятия по решению ситуационных
задач
практические занятия по решению ситуационных
задач

3-1.
Понятие
и
источники дифференцированный зачёт
экологического права
3-2.
Экологические
права
и практические занятия по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт
обязанности граждан
3-3.
Право
собственности
на дифференцированный зачёт
природные
ресурсы,
право
природопользования
3-4. Правовой
механизм охраны практические занятия по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт
окружающей среды
3-5.
Виды
экологических
правонарушений и ответственность за
них

практические занятия по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности

практические занятия по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт

практические занятия по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт

практические занятия по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт

OK 6. Работать в коллективе и
команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.

практические занятия по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт

ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях
постоянного изменения правовой базы

дифференцированный зачёт

ОК 10. Соблюдать основы здорового
образа жизни, требования охраны
труда
ОК 11. Соблюдать деловой этикет,
культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения
ОК 12. Проявлять нетерпимость к
коррупционному поведению
ПК
1.1.
Осуществлять
профессиональное
толкование
нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере
пенсионного
обеспечения
и
социальной защиты.
J1P.10
Заботящийся
о
защите
окружающей среды, собственной и
чужой безопасности, в том числе
цифровой

практические занятия по решению ситуационных
задач

практические занятия по решению ситуационных
задач

практические занятия по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт
практические занятия по решению ситуационных
задач, дифференцированный зачёт
практические занятия по решению ситуационных
задач

практические занятия по решению ситуационных
задач

5 ЛИСТ ИЗМ ЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

*лист изменении и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном
листе (с новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».