ОПД.08 Гражданский процесс, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕ
Д и ректор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарно-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

011.08 «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС»

для специальности СПО
,
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования .
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

: Камыш лов, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации N 508 12.05.2014 г.,
зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.07.2014 г. N 3332)

Разработчик:
Чудинова
Елена
Васильевна
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

высшей

комиссии педагогических работников

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕННОЙ ДИСЦИ11ЛИ11Ы . , . v: .

дисциплины

28

зо

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 33

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Гражданский процесс»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».
Рабочая программа учебной
дисциплины может быть использована в
дополнительном
профессиональном образовании
(в
программах повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке, в которых
предусмотрено освоение знаний и умений в области гражданского процесса.
1.2. Место учебной дисциплины
образовательной программы:

в

структуре

Дисциплина
«Гражданский
дисциплиной профессионального цикла.

процесс»

основной

является

профессиональной

общепрофессиональной

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Гражданский процесс» обучающийся должен уметь:
- применять на практике нормы гражданско-процессуального права;
- составлять различные виды гражданско-процессуальных документов;
- составлять и оформлять претензионно-исковую документацию;
- применять нормативные правовые акты при разрешении практических
ситуаций.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
- порядок судебного разбирательства, (обжалования, исполнения и пересмотра решения
суда;
- формы защиты прав граждан и юридических лиц;
- виды и порядок гражданского судопроизводства;
- основные стадии гражданского процесса.

1.4.
Результатом
освоения , дисциплины
является
определенный
этап
сформированности следующих профессиональных и общих компетенций:
Код
Наименование компетенций
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной
защиты.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и
корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя
информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями
граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

OK 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
1.5 Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
Код
Наименование личностного результата
ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
JIP 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности
J1P 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности
личного
участия
в решении
общественных,
государственных,
общенациональных проблем
ЛР 16. Умение реализовать лидерские качества в профессиональной деятельности
ЛР 17. Стрессоустойчивость, коммуникабельность
ЛР 18. Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей
собственности
ЛР 19. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда" и профессий
ЛР 20. Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛР 21. Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности
,
ЛР 22. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 23. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством
ЛР 24. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 25. Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной
организации
,
1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 135 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 45 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
работа с учебной литературой и законодательством
составление конспектов
составление проектов правовых документов
составление схем, сравнительных таблиц
изучение судебной практики и решение процессуальных задач
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

Объем часов
135
90
30
45
23
6
6
4
6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Гражданский процесс»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

Формируемы
е ОК, ПК, ЛР

1

2

3

4

5

Раздел 1.

ОК 1,2, 4-9
ЛР 13-25

Тема 1.1.

Содержание учебного материала

Понятие, предмет,
метод и источники
гражданского
процессуального права.

Формы защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Право на судебную защиту. Значение правосудия по гражданским делам.

.

ПК 1.1,1.2,
1.4, 2.3

53

Общие положения
гражданского
процессуального
права.

Понятие гражданского процесса и его задачи. Предмет, метод и система
гражданского процессуального права. Виды гражданского судопроизводства.
Стадии гражданского процесса: понятие, признаки и задачи. Система стадий
гражданского процесса. Гражданское процессуальное право как отрасль права,
учебная дисциплина, наука. Взаимосвязь гражданского процессуального права
с другими отраслями права.
е

2

1

Понятие и виды источников гражданского процессуального права. Действие
норм гражданского процессуального права во времени, в пространстве и по
кругу лиц.

7

Самостоятельная работа обучающихся
Работа с ФКЗ «О судебной системе РФ», составление схемы судов общей
юрисдикции

V;,
^

2

повторение темы «Понятие права, предмет и методология» по дисциплине ТГП;
- (анализ соотношения норм материального и процессуального права; работа с
положениями гл. I ГПК РФ (ст.ст. 1-4,11).
Тема 1.2

.

Принципы
гражданского
процессуального права.

Содержание учебного материала
Понятие принципов гражданского процессуального права и их значение. Виды
принципов. Общеправовые принципы. Отраслевые принципы. Межотраслевые
принципы. Организационные и функциональные принципы. Система
принципов гражданского процессуального права.

•
щ

.

.

, ■
.

..

т

1

6

£
Г*-

-

Практическое занятие по решению гражданско-процессуальных задач по теме

2

г!

Самостоятельная работа обучающихся
работа с положениями гл. I (ст. ст. 5-13), гл. 15 (ст. 157) ГПК РФ;
сравнительный анализ принципов гражданского процесса, содержащихся в
Конституции РФ и ГПК РФ; работа с законом о статусе судей
„

----

*_—

_

2

|й |1 ||1 в
ш ш щ ш ш
•• •. <
>

>

—

„

i !

.
;

• ; '
■

, . ' ..
•

{ . .•

)

iih.

р

8

Тема 1.3.

Содержание учебного материала

Подведомственность и
подсудность
гражданских дел.

Понятие и виды подведомственности. Исключительная, альтернативная и
условная подведомственность. Дела, подведомственные судам общей
юрисдикции, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ. Последствия
нарушения правил о подведомственности.

1

8

Понятие и виды подсудности, ее отличие от подведомственности. Родовая
подсудность. Территориальная подсудность и ее виды. Изменение подсудности.
Соглашения о подсудности. Передача дела, принятого к производству, в другой
суд. Последствия несоблюдения правил о подсудности дела.
.

Практическое занятие в форме деловой игры
■

решение спорных практических ситуаций, связанных
подведомственности и подсудности гражданских дел.

с

"

'•••.•

•

. .

,

.
. ...

* ..f

4

определением

[у А

‘

V

.

■:

- ...................

л-

составление схемы: «Дела подсудные мировому судье и районному суду».

•

2

•
‘ •

•

Р. S
*

".
. [ГЧ
И 5tv

.

]

Самостоятельная работа обучающихся
работа с положениями гл. 3 ГПК РФ (ст. ст. 23-33); ст.ст. 27-33 АПК РФ, ст. 125
Конституции РФ;подготовка сообщений по теме;

•

.

..

"■■■

•

"Ш\ ’■. ■ •■■'!; Й I
\
: V- ,
•
i

■

-•

9

Тема 1.4.

Содержание учебного материала

Лица, участвующие в
деле.
Представительство в
суде.

Понятие сторон в гражданском процессе, общие и распорядительные права и
обязанности сторон. Понятие ненадлежащей стороны и условия ее замены.
Процессуальное правопреемство. Процессуальное соучастие.

6

Понятие третьих лиц в гражданском процессе. Виды третьих лиц их права и
обязанности. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет
спора. Отличия третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования от
соистцов. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет
спора. Отличие их от соучастников (соистцов, соответчиков).
Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе.
Процессуальное положение прокурора. Права и обязанности прокурора как
лица, участвующего в деле.
Основания и формы участия в гражданском процессе государственных органов,
органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права,
свободы и охраняемые законом интересы других лиц. Их процессуальные права
и обязанности.'
Понятие и признаки судебного представительства. Основания и виды судебного
представительства (законное, уставное, договорное, общественное). Общие и
специальные полномочия представителя в суде. Лица, которые не могут быть
представителями в суде. Способы оформления полномочий представителя.
Практические занятия
Решение спорных правовых ситуаций по определению сторон, третьих лиц в
деле, замене ненадлелсащей стороны, возможности процессуального
правопреемства,
наличия или отсутствия полномочий процессуального
представительства

2

Самостоятельная работа обучающихся
работа с положениями гл.гл. 4,5 ГПК РФ; гл. 10 (ст. ст. 182-189) ГК РФ; ФЗ от
17.01.1992г№ 2202-1 «О прокуратуре РФ».

Тема 1.5.

Содержание учебного материала

Судебные расходы,
судебные штрафы,
процессуальные сроки.

Судебные расходы: понятие, виды, цели взыскания. Государственная пошлина:
понятие, виды, порядок уплаты. Цена иска: понятие, правила определения.
Освобождение от уплаты государственной пошлины. Отсрочка, рассрочка,
уменьшение размера государственной пошлины. Доплата и возврат
государственной пошлины.
Издержки, связанные с рассмотрением
дела в суде. Состав издержек.
Распределение судебных расходов между сторонами. Взыскание компенсации
за потерю времени. Возмещение расходов на оплату услуг представителя.
Возмещение сторонам судебных расходов. Возмещение судебных расходов,
понесенных судом в связи с рассмотрением дела.
Понятие судебного штрафа. Основания, размер и порядок наложения судебных
штрафов. Сложение и уменьшение судебных штрафов.
Понятие, значение и классификация процессуальных сроков. Сроки рассмот­
рения гражданских дел. Порядок исчисления процессуальных сроков. Порядок
приостановления, продления и восстановления пропущенных процессуальных
сроков.
Практические занятия
Решение практических ситуаций, связанных с определением размера
госпошлины при подаче иска в суд; определение судебных расходов при
разрешении дела по существу.
11

Самостоятельная работа обучающихся
Работа с положениями гл. 25.3 Налогового Кодекса РФ;

2

гл. гл.7, 8, 9 ГПК РФ (ст.сг.88-112).

12

Тема 1.6. т<

Содержание учебного материала

Судебное доказывание
и доказательства.
13
if
н
ei

Понятие и цель судебного доказывания. Основные этапы
доказывания.
Обстоятельства, не подлежащие доказыванию. Выявление доказательств.
Собирание доказательств и бремя доказывания. Субъекты доказывания.
Распределение обязанностей по доказыванию. Доказательственные презумпции.

1г
t
е

,с:
;т
л;

Истребование доказательств судом: основания, процессуальный порядок.
Исследование доказательств и их оценка. Оценка доказательств: сущность,
критерии, основные правила.

?;
л
с

рв
ы
ю

Доказательства в гражданском процессуальном праве: понятие, классификация.
Требования, предъявляемые к доказательствам: относимость, допустимость,
достоверность и достаточность.

с

Г•. *•

Д

я

Понятие и виды средств доказывания. Объяснения сторон и третьих лиц.
Особенности исследования и оценки. Признание стороной обстоятельств.

?•
(
г
(е

11
ej
а
си

Показания свидетелей. Процессуальные права и обязанности свидетелей;
порядок допроса свидетелей. Лица, не подлежащие допросу в качестве
свидетелей. Право отказа от дачи свидетельских показаний. Особенности
оценки судом свидетельских показаний.

з;
г;
X

«л

1;

ге

ie
Cl

tj-л,

Письменные доказательства: понятие и виды. Понятие и классификация
документов. Представление и истребование письменных доказательств.
Вещественные доказательства: понятие, процессуальный порядок истребования
и представления, их отличие от письменных доказательств. Осмотр на месте.
Протокол осмотра. Аудио- и видеозаписи.

1

10

-

Заключение эксперта. Виды экспертиз. Дополнительная и повторная
экспертизы. Процессуальный порядок назначения судебной экспертизы. Лица,
которые могут выступать в качестве экспертов, их процессуальные права и
обязанности.
Судебные поручения. Процессуальный порядок дачи и выполнения судебного
поручения.
Особенности доказывания по отдельным категориям гражданских дел.
Практические занятия
«Особенности доказывания по отдельным категориям дел»;

‘ВД
.•••• •1Y
•:

4

■: ' :• ' . /

решение задач и спорных практических ситуаций, связанных с определением
предмета и средств доказывания, с оценкой относимости и допустимости
доказательств по гражданским делам.

II

■ ц
м.

Самостоятельная работа обучающихся
Работа с положениями гл. 6 ГПК РФ (ст.ст.55-87)

,;v;
2

Г '':.'л

:Л/Н
• ■■' '!

■. ';
• .:

:

ПК 1.1,1.2,
1.4, 2.3

Раздел 2.
Производство в суде
первой инстанции

| |i

52
ОК 1,2, 4-9
Л Р 13-25

14

Гемй 2.1.

Содержание учебного материала

Приказное

Понятие приказного производства. Требования, по которым выдается судебный
приказ. Понятие судебного приказа, его форма и содержание.

производство. Исковое
производство.

10

1

Порядок осуществления приказного производства: подача и принятие заявления
о выдаче судебного лриказа; уведомление должника; возражения относительно
исполнения аудебнопо приказа, последствия их направления в суд; выдача су­
дебного приказа. Основания для отмены судебного приказа.

Понятие и юущноагь искового производства. Понятие и элементы иска.
Классификация исков. Иски о присуждении, о признании и преобразовательные
- иски.
Право на иск и шраво на предъявление иска. Правовые последствия
предъявления искал Защита интересов ответчика. Понятие и условия
предъявления встречного иска. Понятие и классификация возражений
ответчика.
Распоряжение исковыми средствами защиты права: изменение основания или
предмета иска; отказ ют иска; мировое соглашение. Понятие и цели обеспечения
иска. Меры по обеспечению иска. Процессуальный порядок принятия мер по
обеспечению* иска. Изменение и отмена мер по обеспечению иска. Защита
интересов ответчикашри принятии решения об обеспечении иска.

15

■

Практические занятия
Определение предмета и основания иска, решение задач по определению видов
иска; условий действительности мирового соглашения; защита интересов
ответчика при принятии решения об обеспечении иска.

4

Самостоятельная работа обучающихся

4

i"

'I.'. F v ;
1_
'u*.1" ■

Работа с положениями гл. 11 ГПК РФ (ст.ст.121-130);гл.гл. 12,13 ГПК РФ
(ст.ст. 131-146); изучение периодической литературы по теории иска.
Самостоятельное решение гражданско-процессуальных задач по теме по
соблюдению правил приказного производства
Тема 2.2
Возбуждение
гражданского
дела в суде.
Подготовка
гражданских дел
к судебному
разбирательству

Содержание учебного материала
Понятие и общая характеристика стадии возбуждения гражданского дела (за­
дачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты). Понятие, форма и содержание
искового заявления. Процессуальный порядок подачи искового заявления,
последствия его несоблюдения.
Основания для отказа в принятии искового заявления. Основания для
возвращения искового заявления. Решение судьей вопроса о принятии искового
заявления. Правовые последствия возбуждения гражданского дела.
Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству и её значение.
Задачи подготовки дел к судебному разбирательству. Процессуальные действия
сторон и судьи в порядке подготовки дел к судебному разбирательству.
Соединение и разъединение исковых требований.
Предварительное
судебное
заседание.
Вопросы,
разрешаемые
в
предварительном судебном заседании. Возможность вынесения решения в
предварительном судебном заседании.
Назначение дела к судебному разбирательству. Надлежащее извещение лиц,
участвующих в деле, как необходимое условие -для проведения судебного
заседания.
Практическое занятие по определению порядка возбуждения гражданского
дела в суде первой инстанции и правил подготовки дела к судебному
разбирательству.

4

1
-

2

16

Самостоятельная работа обучающихся
работа с положениями гл. 12 ГПК РФ (ст. 131-136);

6

ознакомление с процессуальными документами по де иной теме, составление
искового заявления, заявления о выдаче судебноп приказа, составление
доверенности на ведение дела в суде
работа с положением гл. 14 ГПК РФ (ст.ст. 147-153);
изучение постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11
"О подготовке гражданских дел к судебному разбирате .1 ьству".
Тема. 2.3

Содержание учебного материала

Судебное

Понятие и общая характеристика стадии судебного разбирательства (задачи,
круг субъектов, сроки, итоговые акты).Роль председательствующего в
руководстве судебным разбирательством дела. Составные части судебного
разбирательства: подготовительная часть, рассмотрение дела по существу,
судебные прения, заключение прокурора, постановление и объявление решения.
Процессуальный порядок их осуществления.
|

разбирательство. _

:’

\

.;

'

' ■:

§
1

8

-

Временная остановка судебного разбирательства: понятие и основания для
перерыва; понятие и основания для отложения судебного разбирательства;
понятие, обязательные и факультативные основания для приостановления
производства по делу.
у
Окончание производства по делу без вынесения решения: понятие, основание,
£
процессуальный порядок и правовые последствия прекращения
производства
по делу; понятие, основание, процессуальный порядок и правовые последствия
оставления заявления без рассмотрения.
^
|
Протокол судебного заседания: понятие, содержание; ведение; ознакомление с
протоколом и подача замечаний на протокол.
|

■

Практические занятия
решение гражданско-процессуальных задач по теме

4

Самостоятельная работа обучающихся
работа с положением гл. гл.15, 17,18,19,21 ГПК РФ;

4

изучение судебной практики; составление процессуальных документов

Тема 2.4.
Постановления суда
первой инстанции.

Содержание учебного материала
Понятие и виды судебных постановлений. Сущность и значение судебного
решения. Отличие судебного решения от судебного определения. Требования,
которым должно удовлетворять судебное решение. Устранение недостатков
судебного решения вынесшим его судом. Дополнительное решение.
Разъяснение решения. Исправление описок и арифметических ошибок.
Содержание решения (его составные части).
Немедленное исполнение решения (виды и основания).Отсрочка и рассрочка
исполнения решения. Законная сила судебного решения. Момент вступления
решения в законную силу. Правовые последствия вступления решения в
законную силу.
Определение суда первой инстанции. Виды определений (по содержанию,
форме, порядку постановления). Законная сила судебных определений. Частные
определения. Их содержание и значение.
Практические занятия Решение задач по определению требований, предъ­
являемых к судебному решению.

6

1

2
.

■

Самостоятельная работа обучающихся
работа с положением гл. гл. 16, 20 ГП К .РФ ;
Постановлением Пленума
Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм
Гражданского
процессуального
кодекса Российской
Федерации
при
рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции";
Составление проекта судебного решения.

..
' :
4

"
1
18

Содержание учебного материала
Гема 2.5.
Производство по
делам, возникающим
из публичных
правоотношений.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, подлежащие рассмотрению
судом в порядке гражданского судопроизводства. Порядок рассмотрения и
разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений. Порядок
обращения в суд. Отказ в принятии заявления или прекращение производства
по делу, возникающему из публичных правоотношений. Распределение
обязанности по доказыванию. Законная сила решения суда.

1

2

Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых
актов полностью или в части. Особенности подсудности. Подача заявления,
порядок и сроки рассмотрения дел. Решение суда и его исполнение.
Производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) ор­
ганов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных
лиц, государственных и муниципальных служащих. Действия, подлеясащие
обжалованию. Особенности подсудности. Порядок подачи жалобы и сроки ее
рассмотрения. Решение суда по жалобе и его исполнение.

-

Производство по делам о защите избирательных прав или права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации. Субъекты и объекты права
обжалования. Особенности подсудности данных дел. Подача жалобы или
заявления, порядок и сроки ее рассмотрения. Решение суда и его исполнение.

19

^Самостоятельная работа обучающихся
вработа в гл. 2 КАС РФ (определение подведомственности и подсудности
Административных исков), гл. 3 КАС РФ (определение субъектного состава
(участников процесса), гл.35-37 КАС РФ (определение порядка обжалования
шостанфвления суда по административному иску)
Ьзучение Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г N 2 "О практике
фассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия)
оорганов государственной власти, органов местного
самоуправления,
долж ностны х лиц, государственных и муниципальных служащих";
эизучение Закона РФ от 27.04.1993г. «Об обжаловании в суд действий и р е т е ­
нций, нарушающих права и свободы граждан».

20

Гема 2.6.

Содержание учебного материала

Особое производство.

Установление фактов, имеющих юридическое значение: факты, которые могут
быть установлены судом, и условия, необходимые для их установления. Место
подачи заявления и его содержание. Юридическое значение решения суда по
заявлению.
Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина
умершим. Место подачи заявления и его содержание. Действия судьи после
принятия заявления. Лица, участвующие при рассмотрении заявления.
Юридическое значение решения суда по заявлению.
Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Лица,
имеющие право на подачу заявления, и его содержание. Обязательное про­
ведение судебно-психиатрической экспертизы. Лица, участвующие при
рассмотрении заявления. Ю ридическое значение решения суда по заявлению.
Установление усыновления (удочерения) ребенка. Лица, имеющие право на
подачу заявления, и его содержание. Документы, прилагаемые к заявлению.
Действия судьи после принятия заявления. Лица, участвующие при
рассмотрении заявления. Ю ридическое значение решения суда по заявлению.

21

Признание имущества бесхозяйным. Лица, имеющие право на подачу заяв­
ления, и место его подачи. Содержание заявления. Действия судьи после приня­
тия заявления. Юридическое значение решения суда по заявлению.
Установление неправильностей записей актов гражданского состояния. Ус­
ловия, и место рассмотрения заявления. Содержание заявления. Юридическое
значение решения суда по заявлению.
Жалобы на нотариальные действиярши на отказ в их совершении. Место и срок
подачи жалобы. Рассмотрение жалоб. Юридическое значение решения суда по
жалобе.
Восстановление прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное
производство). Случаи и место нюдачи заявления. Содержание заявления.
Действия судьи после принятия заявления. Действия суда после поступления
заявления от держателя документа. Рассмотрение заявления о признании
утраченного документа недействш'ельным. Юридическое значение решения
суда по заявлению. Принудительная госпитализация гражданина в
психиатрический стационар. Сроки подачи заявления о принудительной
госпитализации
гражданина, л
Принудительное
психиатрическое
освидетельствование.
Щ
р

-

Самостоятельная работа обучающихся
..
работа с положениями гл.гл. 27-38 ГПК РФ;
U$
'-’V
выделение отличительных черт дел особого производства;
составление сравнительной таблицы: «Дела особого и искового производства»
изучение судебной практики.
;

2

щшшщ
шщ
1У1%
■

Mliliilp
<

ПК 1.1,1.2,
1.4, 2.3

Раздел 3.
9

Пересмотр судебных
постановлений в суде
второй инстанции

ОК 1,2, 4-9
ЛР 13-25

Гема 3.1.

Содержание учебного материала

Апелляционное

Понятие и общая характеристика стадии апелляционного производства (задачи,
круг субъектов, сроки, итоговые акты). Лица, имеющие право на обжалование
решения мирового судьи. Срок и место подачи жалобы. Содержание апелля­
ционной жалобы. Действия мирового судьи после получения апелляционной
жалобы.

производство.
Кассационное

6

1

производство.
Пределы, срок и процессуальный порядок рассмотрения дела судом апелля­
ционной инстанции. Полномочия суда апелляционной инстанции. Основания к
отмене или изменению решения мирового судьи в апелляционном порядке. По­
становление суда апелляционной инстанции.
Сущность и значение стадии кассационного обжалования. Право кассационного
обжалования, его субъекты и объекты. Процессуальный порядок и срок
обжалования. Содержание кассационной жалобы (представления). Последствия
несоблюдения порядка кассационного обжалования. Действия суда после
получения кассационной жалобы (представления).
Пределы, срок и процессуальный порядок рассмотрения дела судом кас­
сационной инстанции. Полномочия кассационной инстанции. Основания к
отмене или изменению решения суда в кассационном порядке. Определение
*
t
суда кассационной инстанции и его законная сила.
--------

....

*

Обжалование определений суда первой инстанции. Случаи, когда обжалование
определения возмоясно. Порядок подачи частной жалобы. Полномочия суда
второй инстанции по рассмотрению частной жалобы.
23

Практические занятия
решение практических ситуаций по соблюдению порядка предъявления
кассационной жалобы, составление процессуальных документов.
Самостоятельная работа обучающихся
работа с положениями гл.гл. 39,40 ГПК РФ; Постановлени м Пленума
Верховного Суда РФ от 24 июня 2008г. N 12 "О применении удами йюрм
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, piе|улируд}гцих
производство в суде кассационной инстанции".
ПК 1.1,
1.2,1.4,
2.3

Раздел 4.
Пересмотр
вступивших в
законную силу

ОК 1,2, 49

судебных

ЛР 13-25

постановлений
I-

Гема 4.1.
Надзорное
производство.
Пересмотр судебных
постановлений по
вновь открывшимся
обстоятельствам

Содержание учебного материала
Сущность и значение стадии пересмотра судебных решений, определений в
порядке судебного надзора.
Лица, имеющие право на обращение в суд надзорной инстанции с жалобами и
представлениями. Подсудность жалоб и представлений президиуму суда
субъекта РФ, судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ,
президиуму Верховного Суда РФ.
Порядок обращения в суд надзорной инстанции. Содержание надзорной
жалобы, представления прокурора. Возвращение надзорной жалобы или
представления прокурора без рассмотрения по существу.
Рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора судьёй.
Истребование дела в суд надзорной инстанции. Порядок и сроки рассмотрения
дела в суде надзорной инстанции. Полномочия суда надзорной инстанции.
Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке
надзора.____________________________________________________________________
Основания
к
пересмотру
постановлений
по
вновь
открывшимся
обстоятельствам. Отличие - вновь открывшихся обстоятельств от новых
доказательств. Лица, имеющие право подавать-заявление. Сроки подачи заявле­
ния. Суды, пересматривающие дело по вновь открывшимся обстоятельствам.
Процессуальный порядок рассмотрения заявления. Определение суда о
пересмотре дела.____________________________________________________________
Самостоятельная работа обучающихся
работа с положениями гл.гл. 41.1,42 ГПК РФ; Постановлением Пленума
Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 г. N 2 "О применении норм
гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в
связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря
2007 г. N ЗЗО-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации";
ознакомление с процессуальными документами.

25

Раздел 5.
14

Производство,
связанное с
исполнение судебных
постановлений и
постановлений иных
органов.

ПК 1.1,
1.2,1.4, 2.3
ОК 1,2, 4-9
ЛР 13-25

Тема 5.1.

Содержание учебного материала

Исполнение судебных
актов и актов иных
органов.

Выдача судом
исполнительного
листа.
Ответственность за утрату
исполнительного документа. Выдача судом дубликата исполнительного листа
или судебного приказа. Перерыв и восстановление срока предъявления
исполнительного документа к исполнению.
Роль суда в исполнительном производстве (Разъяснение судебного
постановления, подлежащего исполнению. Отсрочка или рассрочка исполнения
судебного постановления. Изменение способа и порядка его исполнения,
индексация присуждённых денежных сумм. Отложение, приостановление и
прекращение исполнительного производства).
Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Защита прав других лиц при исполнении судебного постановления либо
постановления иного органа. Поворот исполнения решения суда._______________
Практические занятия

10

Семинарское занятие по теме «Исполнительное производство»; оформление
документов, связанных с исполнением судебных постановлений.
Самостоятельная работа обучающихся
*

е

---------

Работа с положениями ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «О
судебных приставах».
Всего:

135
26

Цля характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
I
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При реализации рабочей программы для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций (умений и знаний) обучающихся в образовательном
процессе предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения
занятий (деловая игра, решение ситуационных задач, составление правовых документов,
семинарское занятие) в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета юридических
дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации 1993г. (в ред.от 01.07.2020)
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе
Российской Федерации», "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1. (в
последней редакции)
<
3.Федеральный конституционный закон от 23.06.1999г. № 1-ФКЗ «О военных судах
Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 1999.№ 26. ст. 3170 (в
последней редакции)
4.
Гражданский процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон № 138-Ф3 от 14.11.2002
"Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532 (в последней редакции)
5. Гражданский кодекс РФ часть первая: Федеральный закон № 51-ФЗ от
30.11.1994г., "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301. (в последней
редакции)
6. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 223-ФЭ от 29.12.1995 г.
"Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16 (в последней редакции)
7. Налоговый кодекс РФ часть вторая: Федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 г.
"Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340 (в последней редакции)
8. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях: Федеральный закон
№ 195 -ФЗ от 30.12.2001 г. "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. (в
последней редакции)
,
9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. "Собрание
законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3. (в последней редакции)
10. Основы законодательства РФ о нотариате № 4462-1 от 11.02.1993 г "Российская
газета", N 49, 13.03.1993 (в последней редакции)
11. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,
"Собрание законодательства РФ", 08.10.2007, N 41, ст. 4849. (в последней редакции)
12. Федеральный закон № 7-ФЗ от 08.01.1998 г. «О судебном департаменте при Верховном
Суде Российской Федерации», "Собрание законодательства РФ", 12.01.1998, N 2, ст. 223. (в
последней редакции)
'
13. Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской
Федерации», "Собрание законодательства РФ", 21.12.1998, N 51, ст. 6270. (в последней
редакции)

14. Федеральный закон РФ № 102 -ФЗ от 24.07.2002 г. «О третейских судах в Российской
Федерации», "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3019. (в последней
редакции)
15. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения
граждан Российской Федерации», "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст.
2060. (в последней редакции)
16. Федеральный закон от 17.01.1992г.№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,
«Собрание законодательства РФ» 1995 № 47 (в последней редакции)
17. Федеральный закон от 31.05.2002г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации», (в последней редакции)
18. Закон РФ № 3132-1
от 26.06,1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»,
"Российская газета", N 170, 29.07.1992. (в последней редакции)
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:
1. Гражданский процесс : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / М. Ю. Лебедев [и др.] ; под редакцией М. Ю. Лебедева. — 6-е изд.,
перераб.
и
доп. —
М осква:
Издательство
Юрайт,
2022. —
430 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15644-7. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509262
2. Власов, А. А. Гражданский процесс: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. А. Власов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 470 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00553-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. -— URL: https://urait.ru/bcode/491297
Дополнительные и сточн и ки :^
1. Гражданский процесс: учебное пособие для среднего профессионального
образования / М. Ю. Лебедев [и д р .]; под редакцией М. Ю. Лебедева.— 11-е изд.,
x x v u v a v u u j J v i w iT i v ii ^ y v iu m A у а у и п ш л п э д а п ы и
„
ЛДЛЛ
^
mepepafr
и
д о п .—
М осква:
Издательство
Юрайт,' 2022.—
278 с . — "
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15638-6. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509250
2. Гражданский процесс. Практикум : учебное пособие для вузов / М. Ю. Лебедев [и
др.] ; под редакцией М. Ю. Лебедева. — 3-е изд., испр. и доп. — М осква:
Издательство Юрайт, 2022. — 202 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-53411066-1. —- Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489662
3.
Исполнительное
производство: учебник
и
практикум
для
среднего
профессионального образования/ С. Ф. Афанасьев, О. В. Исаенкова, В. Ф. Борисова,
М. В. Филимонова ; под редакцией С. Ф. Афанасьева, О. В. Исаенковой. — 5-е изд.,
перераб.
и
д о п .—
М осква:
Издательство
Юрайт,
2 0 2 2 .— 410 с . —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13211-3. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498880
г / -.

Информационные справочно-правовые системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.
Интернет-ресурсы:
http:// www.minjust.ru/
http:// www.vsrf.ru/
http:// www.arbitr.ru/

I

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
»
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания, ОК, ПК, ЛР)
У-1. Применять на практике нормы
гражданско-процессуального права,
У-2. Составлять различные виды
гражданско-процессуальных
документов
У-3. Составлять и оформлять
претензионно-исковую документацию
У-4. Применять нормативные
правовые акты при разрешении
практических ситуаций
3-1. Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации
3-2. Порядок судебного
разбирательства, обжалования,
опротестования, исполнения и
пересмотра решения суда

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
практические занятия по решению ситуационных
задач
практические занятия по составлению гражданскопроцессуальных документов (заявления, жалобы и
ДР-)
практические занятия по составлению искового
заявления, заявления о выдаче судебного приказа,
отзыва на исковое заявление
практические занятия по решению ситуационных
задач
практическое занятие в форме деловой игры
(теоретические вопросы), диф ф еренцированны й
зачёт
диф ф еренцированны й зачёт

практическое занятие в форме деловой игры
(теоретические вопросы), дифф еренцированны й
зачёт
практическое занятие в форме деловой игры
3-4. Виды и порядок гражданского
(теоретические вопросы), дифф еренцированны й
судопроизводства
зачёт
3-5. Основные стадии гражданского • практическое занятие в форме деловой игры
(теоретические вопросы), диф ф еренцированны й
процесса
зачёт
ОК
1.
Понимать
сущность
и практические занятия по решению ситуационных
социальную
значимость
своей задач, практическое занятие в форме деловой игры,
будущей профессии, проявлять к ней диф ф еренцированны й зачёт
устойчивый интерес
практические занятия по решению ситуационных
ОК 2. Организовывать собственную
задач и составлению гражданско-процессуальных
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
документов
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество

3-3. Формы защиты прав граждан и
юридических лиц

ОК 4. Осуществлять поиск и

практические занятия по решению ситуационных
о г\


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».