ОПД.10 Статистика, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГЛПОУ СО
//
п м j. I m 1 n ru ' I,- г.тй гл/мЯ1
«Камышловский
гуманитарно-

05.0?:2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ю «СТАТИСТИКА»
для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый

uMiL'-fc

*

2022r.

■-it-

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государ­
ственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образова­
ния 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г.
N 508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социаль­
ного обеспечения»).
Разработчик: Чуркина Анна Тимофеевна - преподаватель высшей квалификационной ка­
тегории ГАПОУ СО «КГТТ»

Рассмотрена на
сиональных ди<
Председатель _

едметной (цикловой) комиссии педагогических работников профес­
ОУ СО «КГТТ»
___ Е.В. Чудинова

согласова:
Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева

СОГЛАСОВАНО:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы учебной дисциплины
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной про­
граммы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обес­
печения»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дис­
циплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1- собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной
деятельности;
У2- оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию;
УЗ - исчислять основные статистические показатели;
У4 - проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
31 -законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответствен­
ности за нарушение порядка ее представления;
33- современную структуру органов государственной статистики;
33- источники учета статистической информации;
34- экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации;
35 - статистические закономерности и динамику социально-экономических процессов, происходя­
щих в стране.
1.4. Результатом освоения дисциплины является определенны й этап сформированности следую щ их профессиональны х и общ их компетенций:

-

-

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы вы­
полнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответ­
ственность.
ОК 4. Осущ ествлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других
социальных выплат
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других
социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии
1.5 Результатом освоения дисциплины является достижение обучаю щ имися следую­
щих личностны х результатов:
—

ЛР 13. Д емонстрирую щ ий готовность и способность вести диалог с другими людьми, до­
стигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
в профессиональной деятельности <

-

-

-

-

JIP 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности
J1P 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенацио­
нальных проблем
JIP 16. Умение реализовать лидерские качества в профессиональной деятельности
ЛР 17. Стрессоустойчивость, коммуникабельность
ЛР 18. Осознающий значимость вс^х форм собственности, готовность к защите своей соб­
ственности
ЛР 19. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
ЛР 20. Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛР 21. Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым до­
стижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам тру­
довой деятельности
ЛР 22. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 23. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей дея­
тельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством
ЛР 24. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 25. Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организа­
ции

1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация по текущей успеваемости

Объем часов
48
32
16
16

<

Наименование
разделов и тем

is
f:
Ж

I

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала, практические работы,
!
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

!

Уро­
вень
освое­
ния

O K I,4,5,6
ЛР 13,16,17,20,22

Раздел 1. Статистика как наука
Содержание учебного материала
Понятие предмета и метода статистики. Основные разделы статистики: общая
теория статистики, демографическая статистика, экономическая статистика, со1
циэльная статистика, страховая статистика и т.д. Связь статистики с другими
экономическими дисциплинами. Статистическая методология.
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Современная структура органов государственной статистики в Российской Феде­
Организация
рации. Государственный комитет по статистике РФ, его функции. Принципы ор­
государственной ста­
ганизации государственной статистики в РФ. Республиканские, областные (крае­
1
тистики в Российской
вые), комитеты статистики, межрайонные, городские отделы статистики, их
Федерации
функции. 1
Самостоятельная работа
Составление схемы органов статистики
Тема 1.1.
Предмет и метод
статистики

1

!

Раздел 2. -Теория статистического наблюдения

Тема 2.1.
Статистическое
наблюдение

Тема 2.2.
Формы
статистического
наблюдения

Содержание учебного материала
Понятие о статистическом наблюдении. Статистическое наблюдение - первый
этап статистического исследования. Объект и единица наблюдения. Программа
наблюдений. Организационный план статистического наблюдения. Виды стати­
1
стического (наблюдения. Переписи - одна из форм специально организованного
статистического наблюдения, их необходимость и значение.
Рещстр предприятия, его необходимость и значение. Виды статистического
2 наблюдения в зависимости от времени регистрации фактов и степени охвата еди­
ниц совокупности. ♦
—
Содержание учебного материала
Статистическая отчетность - основная форма статистического наблюдения. Тре­
бования, предъявляемые к статистической отчетности в соответствии с Положе­
1 нием о порядке представления государственной статистической отчетности в РФ.
Проверка достоверности статистической отчетности. Типы ошибок, встречаю­
щихся в отчетах, пути их предупреждения и способы исправления.

Ф ор м и р уем ы е О К ,П К ,Л Р

1

1

1

2
.

«У

4

3

а

ОК 2,4,5
ЛР 14,17,22,23

6

1

1.-;

1

,
■1■• :

1

г.

V ' 1 ■

1.'. ■: .

2

6

Самостоятельная работа
Работа с законом РФ от 13.05.1992 N2761-1 (ред. от 30.12.2001) "Об ответственности за нарушение по­
тёка представления государственной статистической отчетности".
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных. Наглядное представление статистических дан­
ных
Содержание учебного материала
Понятие статистической сводки и группировки. Задачи сводки, виды сводок.
Группировка - основа научной обработки статистической информации. Понятие
группировочного признака, виды группировок: типологические, структурные,
Тема 3.1.
аналитические. Статистические таблицы, их значение, правила построения стати­
Сводка к группировка 1
стических таблиц. Графическое изображение статистических данных и его значе­
статистических дан­
ние. Основные элементы статистического графика. Правила построения столби­
ных. Статистические
ковых, линейных, секторных; диаграмм и картодиаграмм. Графическое изобра­
таблицы. Графики
жение рядов распределения.
Практическая работа
Составление диаграмм и графиков на основании статистических данных. Г рафи­
1
ческое изображение рядов распределения.
Раздел 4. Абсолютные и относительные величины в статистике

Тема 4.1.
Статистический
покаштель и его
виды. Исчисление раз­
личных видов относи­
тельных величин

Содержание учебного материала
Понятие статистического показателя и его значение для изучения социально-эко­
номических явлений. Виды статистических показателей. Абсолютные величины
в статистике, их единицы измерения. Понятие относительных величин, их сущ­
1
ность. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин. Виды относительных
величин: выполнение плана, структуры, интенсивности уровня экономического
развития, сравнения.
Практические занятия
1 Исчисление различных видов относительных величин
Раздел 5. Ряды динамики

2

2
ОК2,4,5,6
ЛР 16,17,19,22

6

1

2

2

2
OKI,2,3,4,5
ЛР14,17,20,24

4

1я •

1

1

2

2
OKI,2,3,4,5
ЛР 14,17,20,24

4
1

Тема 5.1.
Классификация ря­
дов, правила их по­
строения

Практическая работа
•
—
—
Составление рядов динамики для решения задач
Понятие рядов динамики, их виды: интервальный, моментный и др. Уровни ряда
динамики: начальный, конечный.
1
Показатели рядов динамики: абсолютные изменения, темпы роста (снижения),
средние темпы роста (снижения). Абсолютное значение одного процента приро­
ста.

•

4

7

Щ
p
Раздел 6. Средние величины и показатели вариации
|
Содержание учебного материала
Понятие средней величины и ее значение для обобщения характеристик индиви­
дуальных величин одного и того же вида.
Тема 6.1.
1
Виды средних величин и методы их расчета в зависимости от характера исход­
Понятие и виды
ных данных. Обязательные условия для исчисления достоверной средней вели­
средних величин.
чины. Показатели вариации и их значение в статистике.
Показатели вариации
Практические занятия
1 Исчисление различных видов средних величин |
Самостоятельная работа
Щ
|1
1
Применение средних величин в решении задач.

|
Содержание учебного материала
Понятие индексов, индивидуальные индексы, ихйзиды и порядок исчисления.
Понятие об индексируемой величине и соизмерисгелях (весах). Агрегатная форма
1 индекса - основная форма экономического индекса. Агрегатные формы индек­
сов физического объема-продукции, цен, стоимости, товарооборота в фактически
действующих ценах. Ценные и базисные индексйО. Взаимосвязь индексов.
Практические занятия
1

Исчисление экономических индексов.

Самостоятельная работа
Вычисление взаимосвязей индексов

-

а

Щ

Раздел 8. Разделы статистик^

jj 1

Содержание учебного материала
Щ
Понятие состава продукции промышленности, cjpльского хозяйства, строительства, транспорта и связи. Основные показатели га юмышленной продукции (вало1
вая, товарная, реализованная, нормативно-чистая . Понятие издержек производства и обращения.
Содержание учебного материала
|
Понятие предмета и метода демографии (населения), объект демографии. Опре­
Тема 8.2.
деление постоянного наличного населения. Естественное и механическое движе­
Демографическая
1
статистика
ние населения (прирост или убыль). Понятие трудоспособного возраста населе­
ния. Расчет уровня жизни населения. ■ЯСамостоятельная работа
Ш
j|
Тема 8.1
Статистика продук­
ции. Издержки произ­
водства и обращения

1

1

4

2

4

3
OKI,2,3,4,5
ЛР 14,17,20,24

6

Раздел 7. Экономические индексы

Тема 7.1.
Понятие и виды
индексов

OKI,2,3,4,5
ЛР14,17,20,24

6

1

1

с

с
.•

4

2

2

3
OKI,2,3,5,6,7
ПК2.5, 2.1
ЛР13,14,15,16,20,23,24.=,25

11

2

1
в

с

i

2

2

4

8

Подготовка сообщения «Демографическая статистика РФ за последние годы».
Содержание учебного материала
Показатели рынка труда и его задачи, содержание рынка труда (экономически
Тема 8.3.
активное население, структурная занятость по отраслям и профессиям). Показа­
Статистика трудовых
1
тели использования рабочего времени. Показатели занятости и безработицы. Ба­
ресурсов
ланс трудовых ресурсов. Среднесписочная численность работников.
Содержание учебного материала
Значимость страхования в период развития рыночных отношений. Понятие стра­
Тема 8.4.
Страховая статистика 1 хового фонда. Экономическая категория страхования. Личное, имущественное
страхование. Риск и страхование.
Всего:

2

1

2

1

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистика»
Оборудование учебного кабинета:
Компьютеры 13 шт

к

Технические средства обучения:
- мультимедиа, аудиовизуальные, интернет, СПС «Гарант».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
" Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

„^

ш

..

,__

1) Статистика : учебное пособие СПО / В.Н. Салин,— М. : КноРус, 2019. (электронная
библ-ка)
2) Мхитарян, B.C. Статистика: учебник для СПО.- М.: Академия, 2015
3) Макарова, Н.В. Статистика в Exel. - М: Академия, 2006
I
;
j
Дополнительные источники:
1. Береславская, В.А. Теория статистики: Учебное пособие/Береславская В.А., СтрельниковаН.М., Хинканина Л.А. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008. - 136 с.
2. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: Учебник/ Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. - 2е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.
3. Рудакова, Р.П. Статистика/ Рудакова Р.П.,' Букин Л.Л., Гаврилов В.И. 2-е изд. - .СПб.: Питер, 2007 288 с.: ил.
1. Салин, В.Н. Система национальных счетов: Учеб. пособие./ Салин В.Н., Кудряшова С.И. - М.: Фи­
нансы и статистика, 2006. - 272 с.
2. Салин, В.Н. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического про­
филя: учебник/ Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 480 с.: ил.
3. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. - 480 с.: ил.
4. Социально-экономическая статистика: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. Салина В.Н., Шпаковской Е.П. - М.: Финансы и статистика, 2006. —192с.
5. Статистика: Учеб. пособие / Багат А.В., Конкина М.М., Симчера В.М. и др.; Под ред. В.М. Симчеры.
М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.: ил.
6. Статистика: Учеб. пособие / Харченко Л.П., Ионин В.Г., Глинский В.В. и др.; Под ред. канд.экон.
наук, проф. В.Г. Нонина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 445 с.
7. Теория статистики: учебник/Ш мойловаР.А., Минашкин В.Г., СадовниковаН.А., Шувалова Е.Б.; под
ред. Шмойловой Р.А. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 656 с.: ил.
8. Статистика: Учебник/ Толстик Н.В., Матегорина Н.М. -Изд.4-е, допол. и перераб.- Ростовн/Д:Фе­
никс, 2007.-344 с.
1
Интернет-ресурсы:
http://statistika.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе про­
ведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных зада­
ний.

-

-

-

-

-

-

-

Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки ре­
(освоенны е умения, усвоенны е
зультатов обучения
знания, ПК, ОК, ЛР)
— У1 собирать и обрабатывать информацию, не­
обходимую для ориентации в своей профес­
сиональной деятельности;
— У2 оформлять в виде таблиц, графиков и диа­
грамм статистическую информацию;
— УЗ исчислять основные статистические пока­
затели;
— У4 проводить анализ статистической инфор­
мации и делать соответствующие выводы;
j
— 31 законодательную базу об организации гос­
Оценка выполнения практического занятия
ударственной статистической отчетности и
Решение ситуационных задач
ответственности за нарушение порядка ее
представления;
— 32 современную структуру органов государ­
ственной статистики;
— 33 источники учета статистической информа­
ции;
'
— 34экономико-статистические методы обра­
ботки учетно-статистической информации;
— 35 статистические закономерности и дина­
мику социально-экономических процессов,
происходящих в стране.
ОК 1. П онимать сущ ность и социальную зна­
чимость своей будущ ей профессии,‘прояв­
лять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. О рганизовывать собственную деятель­
ность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оце­
нивать их эффективность и качество.
ОК 3. П ринимать реш ения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них от­
ветственность.
ОК 4. Осущ ествлять поиск и использование
Решение ситуационных задач
информации, необходимой для эффектив­
Оценка выполнения практического занятия
ного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. И спользовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональ­
ной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эф ­
фективно общ аться с коллегами, руковод­
ством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу
членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий

-

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хра,дел...полунат?лей .иенсий, .пособий и
жжяеятю. sm,v,:,пение.
s
других социальных выплат
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получа:. г
телей пенеийу -пособий, компенсаций и дру?
гих социальных выплат, а также услуг и льгот
в актуальном состоянии

ш
Решение ситуационных задач

ЛР 13. Демонстрирующий готовность и
способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонима­
ния, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения в профессиональной
деятельности
ЛР 14. Проявляющий сознательное отно­
шение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и
общественной деятельности
ЛР 15. Проявляющий гражданское отно­
шение к профессиональной деятельности
как к возможности личного участия в ре­
шении общественных, государственных,
общенациональных проблем
ЛР 16. Умение реализовать лидерские ка­
чества в профессиональной деятельности
ЛР 17. Стрессоустойчивость, коммуника­
бельность
ЛР 18. Осознающий значимость всех форм
собственности, готовность к защите своей
собственности
Решение ситуационных задач
ЛР 19. Открытый к текущим и перспектив­
Оценка выполнения практического занятия
ным изменениям в мире труда и профессий
ЛР 20. Способный к трудовой профессио­
нальной деятельности как к возможности
участия в решении личных, обществен­
ных, государственных, общенациональ­
ных проблем
ЛР 21. Осознающий потребность в труде,
уважении к труду и людям труда, трудо­
вым достижениям, добросовестное, ответ­
ственное и творческое отношение к раз­
ным видам трудовой деятельности
ЛР 22. Мотивация к самообразованию и
развитию
ЛР 23. Самостоятельный и ответственный
в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению раз­
нообразных социальных ролей, востребо­
ванных бизнесом, обществом и государ­
ством
ЛР 24. Готовый к профессиональной кон­
куренции и конструктивной реакции на
критику________________________________

-

J1P 25. Сохранение традиций и поддержа­
ние престижа своей образовательной орга­
низации
1

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополне­
ний

До
внесения из­
менений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № прото­
кола рассмотрения
цикловой комис­
сией

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом

I
*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном ли­
сте (с новой страницы)

I


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».