ОПД.11 Экономика организации, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

р.УТВЕРЖДАЮ:
/ Директор I A IЮУ СО
а5 I
1 2 М А Р , Ir- T
1!
р
ir «Камышловский гумани гарно-

К

1

-

I-

"2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.11 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый

Камышлов, 2022

Рабочая
программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г. N
508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения»).
Разработчик: Степанова Екатерина Александровна - преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ»
1НИИ

щ

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
кУС£лО(У/1 -^Т.А.Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины .............................................................................

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины .......................................................................

6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины .......................................................

10

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ......................................
I
5. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу....................................

12
15

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про­
граммы: дисциплина «Экономика организации» является общепрофессиональной дисциплиной
профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в со­
ответствии с принятой методологией;
оценивать эффективность использования основных ресурсов организации (предприятия).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно­
хозяйственную деятельность организаций (предприятий) различных организационно-право­
вых форм;
состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организа­
ции (предприятия);
основные аспекты развития организаций (предприятий) как хозяйствующих субъектов в ры­
ночной экономике;
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации (предприятия), по­
казатели их эффективного использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных
условиях;
экономику социальной сферы и ее особенности.
1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированное™
следующих профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализа­
ции прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выпол­
нения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответ­
ственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного вы­
полнения профессиональных задач, пpoфqccиoнaльнoгo и личностного развития.
1.5 Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися следующих
личностных результатов:

Код
ЛР 13.

Наименование личностного результата
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, до­
стигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их дости­
жения в профессиональной деятельности

J1P 14.
ЛР 15.

JIP 16.
ЛР 17.
ЛР 18.
ЛР 19.
ЛР 20.
ЛР 21.

ЛР 22
ЛР 23

ЛР 24
ЛР 25

Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к воз­
можности личного участия в решении общественных, государственных, общенацио­
нальных проблем
Умение реализовать лидерские качества в профессиональной деятельности
Стрессоустойчивость, коммуникабельность
Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей соб­
ственности
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым до­
стижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности
Мотивация к самообразованию и развитию
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей дея­
тельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребован­
ных бизнесом, обществом и государством
Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
п максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

i

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме текущего конт роля

i

i

Объем часов
48
32
6
16

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельны!
работы обучающихся

Наименование
разделов и тем

Раздел 1. Организация (предприятие) как основной субъект хозяйствования в рыночной экономи!

Объем
часов

Уровен
ь
освоени
я

10,5

ОК 2,3
ЛР 13-25

Содержание учебного материала
Тема 1.1
Понятие и состав участников предпринимательской деятельности в России
Виды и формы
её виды.
предпр инимательско
1
Признаки юридического лица, виды. ОПФ (организационно-правовые
й деятельности в
формы), перечень форм.
России
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить сообщения «Виды некоммерческих организаций»
Содержание учебного материала
Понятие планирования и плана. Связь планирования и управления.
«1
Тема 1.2.
1 Основные задачи,
Планирование
этапы. Классификация планов по видам. Понятие бизнес-плана. Системы.
деятельности
организации
Практические занятия
(предприятия)
Расчет распределений прибыли и убытков в полном товариществе между
участниками.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить информации об особенностях систем планирования в России (презентация).
Решить задачи по теме занятия

2

2

2
0,5

3

Раздел 2. Материальные ресурсы организации (предприятия)

21,5

Тема 2.1.
Производственная
программа
организации
(предприятия).
Производственная
мощность как
основа
произ водственной
программы

Содержание учебного материала
Понятие производственной программы предприятия: плановые расчеты,
1 методика расчета стоимостных показателей объема производства и
реализации продукции. Тестирование.
Понятие производственной мощности. Виды показателей производственно] i
2
мощности.
Практические занятия
Методика расчета производственной мощности предприятия. Показатели
эффективности.

Формируемые
ОК,ПК,ЛР

2

2

2

3

2

.... 2R-

2

2

1

2

1

2

■

ОК 1-3
ЛР 13-25

7

Внеаудиторная самостоятельная работа
Повторить методику расчета.
Решить задачи по теме занятия
Содержание учебного материала
Г(
Понятие имущества организации: виды, понятие, состав основных фондов.
1
Тема 2.2.
Активная часть и другая, структура. Понятие основных средств.
Имущество
Понятие амортизации основных фондов. Амортизационные отчисления,
организации
2 норма, срок, способы начисления. Показатели эффективности использования
(предприятия).
Основные фонды и
Практические занятия
их использование
Расчет показателей (эффективность использования основных производственных
т
фондов).
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить сообщение «Оценка и износ основных фондов».
Решить задачи по теме занятия.
Содержание учебного материала
г<
Понятие, состав и структура оборотных фондов. Понятие оборотных средств.
(й
Источники
Тема 2.3.
1
формирования, пополнения оборотных средств. Методы планирования
Оборотные фонды.
потребности
в оборотных средствах.
Формирование и
Сущность метода нормирования оборотных средств. Понятие и показатели
использование
2
оборачиваемости
оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости.
оборотнв 1х средств
Практические занятия
Расчет норм расхода, потребностей в материалах и т.д.
и
Внеаудиторная самостоятельная работа
Повторить основные понятия.
Решить задачи по теме занятия.
Содержание учебного материала
г<
Понятие и отличительные черты нематериальных активов, виды. Понятие
Тема 2.4.
амортизации
1
Нематериальные
нематериальных активов: срок полезного использования, способы.
активы
Практические занятия
Расчет амортизации (НМА). Тестирование.
)•
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подготовить доклад «Ноу-хау»

1
0,5

3

2

2

1

2

1

3

1
1

3

2

2

1

2

1

2

1
1

3

1

2

1

2

2

3

t

Раздел 3. Трудовые ресурсы организации (предприятия)
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Понятие кадров организации , их структура, показатели количественной
Кадровый
характеристики.
Классификация персонала. Понятие системы организации
1
потенциал
труда и управления персоналом.
организации.
Нормирование
Мотивация, нормирование, нормы труда. Понятие производительности
труда.
2 труда. Прямые и обратные показатели производительности труда, пути
Производительность
повышения. Методика определения плановой численности работников.
труда.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Повторить основные понятия, составить глоссарий
Решить задачи по теме занятия.
Содержание учебного материала
Организация оплаты труда на предприятии. Роль государства в организации и
оплате
1
Тема 3.2.
труда работающих. Понятие и основные элементы систем. Структура
Оплата труда
заработка работника.
Персонала
Премии: понятие, Положение о премировании, основные элементы.
2 Планирование
годового фонда заработной платы организации по категориям персонала.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Решить задачи по теме занятия.
Раздел 4. Финансовые результаты
Содержание учебного материала
Понятие доходов, подразделение на группы. Механизм ценообразования на
продукцию
(услуги). Виды цен. Понятие прибыли: основные показатели,
Тема 4.1.
1
особенности распределения чистой прибыли в АО (акционерном обществе).
Прибыль и
Понятие
резервного фонда и дивидендов.
рентабельность
Понятие рентабельности. Место показателей оценки рентабельности
организации
организации среди показателей анализа её финансового состояния. Основные
(предприятия).
2
группы показателей рентабельности. Особенности экономики социальной
сферы. Зачёт.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Решить задачи.

11

2

'
ОК 1-3
ПК 1.1
ЛР 13-15
' %
§'
|

2

|

2

2

1
1

1i!
ft):
&
,'Й
":т.

3

"!
1'&'
2

2

2

2

2

1

3

5

' S1
с

51
$
1
г 1 ,
1
1
||
V
:

ок 1-3
2

2

2

2

1

3

ЛР 13-25
". ■ц
ы
I
1
1
!§

■5
9

(ля характеристики уровня освоения учебноговматериала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное ввшолнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-эконо­
мических дисциплин.
J
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензированным программным обеспечением;
экран и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузь­
менко. - 10-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2019. - 416 с.: (СПО). - ISBN 978-5-406-05026-2
2. Экономика организации 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО /Мокий М.С. отв. ред.- М.: Издательство Юрайт, 2018 (электронное издание)
3. Экономика организации (предприятия): учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /
С.В.Соколова. - М., Издательский центр «Академия». 2019.-176 с. ISBN 978-5-4468-0553-2
Дополнительные источники:
1. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.:
Дашков и К, 2018. - 370 с.
2. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: Инфра-М, 2018. 336 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0022-2 16
3. Арзуманова Т.И. Экономика организации: Учебник для бакалавров: учебник / Т.И. Арзума­
нова, М.Ш. Мачабели. - М.: Дашков и К, 2014. - 237с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.minfin.ru
2. http://www.akm.ru - сайт информационного агентства
3. http://www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг
4. http://www.akdi.ru - Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации
5. http://be.economicus.ru - Основы экономики: вводный курс
6. http://www.opec.ru - Открытая экономика: информационно-аналитический сервер
7. http://economicus.ru - экономический портал, главной целью которого является предоставле­
ние качественной информации по самому широкому спектру экономических дисциплин.
8. http://www.informika.ru - государственное научное предприятие, созданное для обеспечения
всестороннего развития и продвижения новых информационных технологий в сферах обра­
зования и науки России.
9. http://www.mirkin.ru - Портал «Финансовые науки»
10. http://www.finansv.ru - здесь вы найдете экономические новости и сможете проследить тен­
денции в экономике, прочитаете актуальные публикации по экономике и финансам.
11. http://ecsocman.edu.ru - федеральный образовательный портал.
12. http://www.economica.ru - портал, объединяющий имитационные игровые модели экономи­
ческой направленности.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в про­
цессе проведения практических занятий, тестирования, а также решения обучающимися ситуа­
ционных задач.

i

Результаты обучения
1
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- рассчитывать основные технико-экономические
показатели деятельности организации в соот­
ветствии с принятой методологией
- оценивать эффективность использования основ­
ных ресурсов организации
J
Знания:
- законодательные и иные нормативные право­
вые акты, регламентирующие организационно­
хозяйственную деятельность организаций раз­
личных организационно-правовых форм
- состав и содержание материально-технических,
трудовых и финансовых ресурсов организации
- основные аспекты развития организаций как
хозяйствующих субъектов в рыночной эконо­
мике
- материально-технические, трудовые и финансо­
вые ресурсы организации, показатели их эффек­
тивного использования
- механизмы ценообразования на продукцию
(услуги), формы оплаты труда в современных
условиях
- экономику социальной сферы и ее особенности
ОК 1. Понимать сущность и социальную зна­
чимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятель­
ность, выбирать типовые методы и способы вы­
полнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них ответ­
ственность.
JIP 15. Проявляющий гражданское отноше­
ние к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении обще­
ственных, государственных, общенациональ­
ных проблем
JIP 20. Способный к трудовой профессио­
нальной деятельности как к возможности уча­
стия в решении личных, общественных, госу­
дарственных, общенациональных проблем
JIP 22
Мотивация к самообразованию и
развитию
I
JIP 23
Самостоятельный и ответствен­
ный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению разнооб­
разных социальных ролей, востребованных биз­
несом, обществом и государством

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Выполнение практической работы, ре­
шение ситуационных задач.
Выполнение практической работы, ре­
шение ситуационных задач.

Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.
Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.
Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.
Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.
Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.
Решение практических и ситуационных
задач. Тестовые задания.

задания для самостоятельной работы
представление доклада с оценива­
нием;
эссе;
конспект;

ЛР 13. Демонстрирующий готовность и спо­
собность вести диалог с другими людьми, до­
стигать в нем взаимопонимания, находить об­
щие цели и сотрудничать для их достижения в
профессиональной деятельности
ЛР 16. Умение реализовать лидерские каче­
ства в профессиональной деятельности
ЛР 17. Стрессоустойчивость, коммуника­
бельность
„1
___
ЛР 24
Готовый к профессиональной’....
конкуренции и конструктивной реакции на критику
......
ЛР 14. Проявляющий сознательное отноше­
ние к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной
деятельности
ЛР 19. Открытый к текущим и перспектив­
ным изменениям в мире труда и профессий
ЛР 21.
Осознающий потребность в
труде, уважении к труду и людям труда, трудо­
вым достижениям, добросовестное, ответствен­
ное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности
ЛР 25
Сохранение традиций'и поддер­
жание престижа своей образовательной органи­
зации.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное
толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного
обеспечения и социальной защиты.
ЛР 13.
Демонстрирующий готовность и
способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить об­
щие цели и сотрудничать для их достижения в
профессиональной деятельности
ЛР 17. Стрессоустойчивость, коммуни­
кабельность
ЛР 23
Самостоятельный и ответствен­
ный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению разнооб­
разных социальных ролей, востребованных биз­
несом, обществом и государством
ЛР 18. Осознающий значимость всех форм
собственности, готовность к защите своей соб­
ственности

практическое занятие:
Деловая игра, работа в группах

|
дифференцированный зачёт

I

практическое занятие:
Деловая игра

практические занятия по решению
ситуационных задач и составлению до­
кументов

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополне­
ний

До
внесения из­
менений и
дополнений

i

После
изменений и
дополнений

Дата и № прото­
кола рассмотрения
цикловой комис­
сией

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается па отдельном ли­
сте (с новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».