ОПД.21 Управление персоналом, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ: %
/Д иректор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарнотехноло 1й^еский техникум»
Бочкарева
05.rG-7.2022r.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. 21 «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый

ипок-оОУчения

I

гола Ш месяцев

.•

*

.

.У

Камышлов, 2022
■. • . У

... У Г У ; У У У

'

У ..:

• . /У.-.,-

У

Рабочая программа
«Управление персоналом» относится к вариативной части
профессионального цикла и направлена на обеспечение усвоения студентами теоретических
знаний и освоения практических умений по руководству людьми, направленных на достижение
целей предприятия путем использования труда, опыта, таланта этих людей с учетом их
удовлетворенности трудом.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию
примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего
профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных
стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования,
утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки
Российской Федерации от 27.08.2009 года.
Разработчик: Степанова Екатерина Александровна - преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
1
~ Т^ Т Т »

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
'
Т.А.Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

стр.
4

Структура и содержание учебной дисциплины

6

Условия реализации учебной дисциплины

10

»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

11

Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

14

■

л- -X :..Ч.‘.'.

UVz&SS. Р

: i-jTsv '-.: *-УГ:1>?г.УЛгАЛЗ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УПРАВЛЕНИЕ
ПЕРСОНАЛОМ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»,
входящей в состав укрупнённой группы специальностей 40.00.00 Юриспруденция
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в раздел общепрофессиональных; дисциплин профессионального
цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
эффективно управлять трудовыми ресурсами.
знать:
содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечение
системы управления персоналом;
организационную структуру управления персоналом;
общие принципы управления персоналом;
•
принципы организации кадровой работы;
психологические аспекты управления персоналом, способы разрешения конфликтных
ситуаций в коллективе.
i
Данная дисциплина направлена на формирование :
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам
пенсионного обеспечения и социальной защиты.
1.5. Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися следующих
личностных результатов:

Код
JIP 13.

JIP 14.
JIP 15.

J1P 16.
ЛР 17.
JIP 18.
JIP 19.
ЛР 20.
JIP 21.
я ;ЛР 22
ЛР 23

ЛР 24
ЛР 25

Наименование личностного результата
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
Умение реализовать лидерские качества в профессиональной деятельности
Стрессоустойчивость, коммуникабельность
Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей
собственности
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к.разньш :-; s
видам трудовой деятельности
Мотивация к самообразованию и развитию
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей,
востребованных бизнесом, обществом и государством
Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации.

1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторной самостоятельной работы

Объем часов
54
36
-

18
-

18
18

6

I
|
I

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся

Лекции 2
1
Раздел 1. Теоретические основы управления персоналом
Принципы, методы и функции управления персоналом. Эволюция научных
Тема 1.1.
подходов к управлению персоналом (физиократический, рационалистический,
Теоретические
технократический, гуманистический). Основные концепции управления
основы управления
персоналом.
персоналом
Тема 1.2. Кадровая
политика организации

Тема 1.3. Управление
составом персонала

Объем
часов
3
11
1

Уровень;
освоения
1
£
?

4

t1.
5
1
1

4

2

i
}
Vsi#

■5

I Ш
1
w
• "|§!

i

i

I

iж

|
1

1
1
1

2

$
I

m

l

Ш

I

ft

1j
1

1
ж

4

№

I
jf
■k
f

1
ft
in.-

!

I

Ф.

Щ
Щ

1
m

1

1
1
1
I
f

Формируемые
ОК,ПК,ЛР

|

1

Характеристика видов кадровой политики. Кадровая работа как механизм
реализации кадровой политики. Кадровые мероприятия. >
Стратегии управления персоналом. Назначение кадровых процессов в
организации. Подсистемы работы с кадрами (формирование, использование,
развитие кадров), их состав и взаимосвязь. Базовые кадровые процессы, их
характеристика.
Кадровое планирование, понятие и назначение. Процесс кадрового
планирования. Оперативное, стратегическое и тактическое кадровое
планирование. Определение потребности в персонале. Факторы, определяющие
потребность в персонале. Планирование численности персонала.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
•
Выполнение домашних заданий по теме 2 (проработка конспектов
занятий, учебной литературы).
•
Подготовка к семинару
Практическое работа №1
Семинар: Кадровая политика: проблемы и перспективы развития современных
кадровых служб
Технология набора персонала. Частные кадровые агентства. Цели отбора
персонала в организацию. Первичный отбор кандидатов. Инструменты отбора

i
Ц
|

Щ
1
ф.
S i;
№

OK 1-12
ЛР 13-25

(анализ анкетных данных, тестирование, экспертиза подчерка). Собеседование
как инструмент отбора
Основные виды перемещения сотрудников внутри организации. Повышение в
должности. Понижение в должности. Основные ситуации, связанные с
увольнением сотрудников. Сокращение штата
Практическая работа № 2 Методика определения потребности в кадрах.
Методы приведения в соответствие фактической и требуемой численности
Практическая работа № 3 «Деловая игра «Отбор персонала». Контрольный
тест
Внеаудиторная самостоятельная работа:
1.1. Анализ производственных ситуаций;
1.2. Составление объявления на вакантную должность;
1.3. Составление плана собеседования с кандидатом. Выполнение домашних
заданий по Разделу 1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы).
Раздел 2. Учет и развитие персонала
Тема
2.1.
Учёт 1.Трудовой Кодекс РФ, назначение. Основные положения Трудового Кодекса
персонала
и РФ. Трудовой договор, понятие, содержание и стороны. Порядок заключения
трудовые отношения трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора.
2.Анализ ситуаций по трудовому праву
в организации

Тема 2.2. Адаптация
персонала
Тема 2.3. Обучение и
развитие персонала

Практическая работа № 4 Разработка планировки рабочего места специалиста
по управлению кадрами
1.Адаптация персонала на рабочем месте. Классификация видов адаптации.
Введение в курс дела новых сотрудников. Наставничество.
Цели корпоративного обучения. Выявление потребности в обучении. Методы
выявления потребности в обучении. Организация корпоративного обучения.
Формы организации корпоративного обучения, их характеристика.
Эффективность обучения персонала.
2.У правление продвижением по службе.

1

2
2

2
6

*
10
1

2

1
2
1
2

2
2

8

ОК 1-12
ЛР 13-25

Тема 2.4. Оценка и Характеристика оцени! и аттестации персонала. Оценка персонала: понятие,
аттестация
основные цели. Основные направления оценки персонала. Основные
персонала
инструменты оценки персонала и их применение. Аттестация персонала.
Технология аттестации персонала.
Практическая работа № 5 Решение практикоориентированных задач
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Подбор материала и составление презентации по теме:
Критерии
деятельности персонала в организации
Выполнение домашних заданий по Разделу 2 (проработка конспектов занятий,
учебной литературы).
Раздел 3. Эффективность работы организации
Тема 3.1. Конфликты Конфликт: понятие, причины, виды и последствия конфликтов.
в организации
Практическая работа № 6 «Анализ конфликтных ситуаций».
Способы разрешения конфликтных ситуаций. Анализ конфликтных ситуаций
Тема 3.2. Управление
Понятие мотивации. Современные теории мотивации.
мотивациеи
Практическая работа № 7 Ситуационные задачи по мотивированию
персонала
персонала
Система оплаты труда. Система льгот и компенсационных выплат.
Нематериальные методы стимулирования работников.
Тема 3.3.
Управление организационной культурой как часть системы управления
Организационная
персоналом.
культура
Практическая работа № 8
Мониторинг организационной культуры, анализ и предложения по
совершенствованию (на примере организации)
Внеаудиторная самостоятельная работа: ’
Выполнение домашних заданий по Разделу 3 (проработка конспектов занятий,
учебной литературы, подготовка к практическому занятию,
анализ
производственных ситуаций).
Корпоративные мероприятия. Зачет

1

2

2
6

2

15
1

3

2
1
1

3
2
2

4

2

1

2

1

2

2

2

6 •

2

2

2

ОК 1-12
ЛР 13-25
ПК 1.6

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономики
организации, менеджмента и управления персоналом».
Оборудование учебного кабинета:
Ученические столы и стулья по количеству обучающихся,
Рабочее место преподавателя
Комплект учебно-методической документации
Комплект учебно-наглядных пособий «Управления персоналом»
Ученическая доска, мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
'
1. Управление персоналом [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»
/ П.Э. ТТТлендер [и др.]. — Электрон, текстовые данные. •— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. —
319 с. — 5-238-00909-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71073.html
2. Мелихов Ю.Е. Управление персоналом. Портфель надежных технологий (2-е издание)
[Электронный ресурс] : учебно-практическбе пособие / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. —
Электрон, текстовые данные. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 193 с. — 9785-394-01758-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57162.html
ДбпблШтШъШ&иШдчнШи~~~~“
1. Короткий С.В. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : учебное пособие
/ С.В. Короткий. — Электрон, текстовые данные. — Саратов: Вузовское
образование, 2018. — 230 с. — 978-5-4487-0135-1. — Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/72357.html
2. Конев А.Н. Управление организацирнными изменениями: поведенческий и
информационный аспекты [Электронный ресурс] : монография / А.Н. Конев. —Электрон, текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 137 с. —
978-5-4487-0154-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72886.html
3. Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
4. Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика.
Социология. Менеджмент». Форма доступа: www.ecsocman.edu.ru
Internet-pecypcbi
http://w w w .hrm .ru
http://w w w .hr-iornal.ru
http://w w w .top-personal.ru
http://grebennikon.ru/iournal- 26 .html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты
обучения
умения, усвоенные знания)
Умения:

(освоенные

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

создавать благоприятный психологический
климат в коллективе
эффективно
управлять
трудовыми
ресурсами
Знания:

практические
самостоятельная
практические
самостоятельная

содержание кадрового, информационного,
технического и правового обеспечение
системы управления персоналом
организационную
структуру
службы
управления персоналом
общие принципы управления персоналом

внеаудиторная
тестирование

занятия,
внеаудиторная
работа, тестирование
занятия,
внеаудиторная
работа, тестирование
самостоятельная

работа,

внеаудиторная
самостоятельная работа,
тестирование
практические
занятия,
внеаудиторная
самостоятельная работа, тестирование
принципы организации кадровой работы _ внеаудиторная
самостоятельная
работа,
тестирование
психологические
аспекты
управления практические
занятия,
внеаудиторная
персоналом,
способы
разрешения самостоятельная работа, тестирование
конфликтных ситуаций в коллективе
ОК 2. Организовывать собственную задания для самостоятельной работы
деятельность, выбирать типовые методы и представление доклада с оцениванием;
способы выполнения профессиональных эссе;
задач, оценивать их эффективность и конспект;
качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
J1P
15.
Проявляющий
гражданское
отношение
к
профессиональной
деятельности как к возможности личного
участия
в
решении
общественных,'
государственных,
общенациональных
проблем
JIP
20.
Способный
к
трудовой
профессиональной деятельности как к
i
возможности участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем
J1P 22 Мотивация к самообразованию и
развитию
ЛР 23 Самостоятельный и ответственный
в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению

разнообразных
социальных
ролей,
востребованных бизнесом, обществом и
государством
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного
развития
ОК 5. Использовать информационно-"
коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 10. Соблюдать основы здорового
образа жизни, требования охраны труда.
J1P 13. Демонстрирующий готовность и
способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения в
профессиональной деятельности
J1P 16. Умение реализовать лидерские
качества в профессиональной деятельности
ЛР
17.
Стрессоустойчивость,
коммуникабельность
ЛР 24 Готовый
к
профессиональной
конкуренции и конструктивной реакции на
критику
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального
и
личностного
развития, заниматься самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях
постоянного изменения правовой базы.
ЛР
14.
Проявляющий
сознательное
отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности
ЛР
19.
Открытый
к
текущим
и
перспективным изменениям в мире труда и
профессий
ЛР 21. Осознающий потребность в труде,
уважении к труду и людям труда, трудовым
достижениям,
добросовестное,

*
представление доклада с оцениванием;
эссе;
конспект;

выполнения практических работ

практическое занятие? . ....... ........’ ....- • • -....
Деловая игра, работа в группах

)

i

t

дифференцированный зачёт

!

t

ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности
ЛР 25 Сохранение
традиций
и
поддержание
престижа
своей
1
образовательной организации.
ПК 1.6. Консультировать граждан и практическое занятие:
представителей юридических лиц по Деловая игра
вопросам пенсионного обеспечения и
социальной защиты.
ЛР 13. Демонстрирующий готовность и
способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения в
профессиональной деятельности
ЛР
17.
Стрессоустойчивость,
коммуникабельность
ЛР 23 Самостоятельный и ответственный
в принятии решений во всех сферах своей
\
деятельности, готовый к исполнению
разнообразных
социальных
ролей,
востребованных бизнесом, обществом и
государством
практические
занятия
по
решению
ОК 12. Проявлять нетерпимость к
ситуационных
задач
и
составлению
коррупционному поведению.
ЛР 18. Осознающий значимость всех форм документов
собственности, готовность к защите своей
собственности

ю тш ш й « м я тш я « тм ш ш к т № т ш т!т ш ж ш ш ш ш 1 ш ш 1 ш тж « у тш ю м м ш ш № р ш к
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменении
и
дополнении

До
внесения
изменении и
дополнении

После
изменений и
дополнении

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловои
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном
листе (с новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».