ЕН.02 Информатика, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
УТВЕР/КДАЮ:
£7 ДиректЬр ГА110^ ШШц
ill «Камышловский туманитарнотех 11о. ю I ийес кижгсх! iикум»
„. _>ЕСЕ. Бочкарева
05.07.2022 г.
-

у

:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 «ИНФОРМАТИКА»
для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический

2022г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государ­
ственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образова­
ния 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г.
N 508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социаль­
ного обеспечения»).
Разработчик: Чуркина Анна Тимофеевна - преподаватель высшей квалификационной ка­
тегории ГАПОУ СО «КГТТ»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников профессиональных дисциплин/ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
/Ц М / _____ Е.В. Чудинова

7WT?

согласовано/

Заме££й&ель директора по УПР
.Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
/
Т.А. Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины............................................................................

4

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины...............................................

6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины......................................................

И

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.......................................

12

5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

14

1

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образователь­
ной программы в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандартом
среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация со­
циального обеспечения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г.
N 508)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про­
граммы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь:
- У 1 -использовать базовые системные программные продукты;
- У2- использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для обработки
текстовой, графической, числовой информации;
знать:
- 31- основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и струк­
туру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных
систем;
- 32- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для обра­
ботки текстовой, графической, числовой и табличной информации
1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированное™
следующих профессиональных и общих компетенций:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв­
лять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выпол­
нения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуа­
циях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенство­
вания профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение эффективно об­
щаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контро­
лировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения зада­
ний.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы
и правила поведения.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и
других социальных выплат
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и дру­
гих социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

1.5 Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися следую­
щих личностных результатов:

JIP 2 - Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирую щ ий

приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономи­
чески активный и участвующий в студенческом и территориальном само­
управлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимо­
действующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
- JIP 7 - Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах
и видах деятельности
- JIP 10 - Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой без­
опасности, в том числе цифровой
- JTP 15 - Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятель­
ности как к возможности личного участия в решении общественных, госу­
дарственных, общенациональных проблем

1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
в максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

90
60
50
30

2.2. Тематический плаи и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Формируе­
мые
ОК,ПК,ЛР
O K I-7
ЛР 10

12

Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология
Содержание учебного материала
Роль и значение вычислительной техники в информационном обеспечении и
Тема 1.1.
профессиональной деятельности. Области применения персональных компью­
Информация, свойства
теров. Предмет и задачи информатики. Понятие информации. Носители ин­
информации, опера­
1
формации. Виды информации. Кодирование информации. Измерение инфор­
цией с информацией
мации. Информационные процессы. Информатизация общества, развитие вы­
числительной техники
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Виды структур: линейная, табличная, иерархическая. Их основные характери­
1
Структуры данных,
стики, преимущества и недостатки
структуры команд
2 Характеристики, преимущества и недостатки структур данных, структуру команд
Содержание учебного материала
Тема 1.3.
Понятие файла. Файловая структура. Имена файлов. Типы файлов. Каталоги фай­
Файлы и файловая
1
лов. Понятие о полном имени файла
структура
Содержание учебного материала
Тема 1.4
Классификация компьютеров по назначению. Классификация по уровню специа­
Классификация
1 лизации, классификация по типоразмерам, классификация по совместимости, по
компьютеров
типу используемого процессора.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение по указанной теме
Раздел 2. Общий состав и структура ПЭВМ и вычислительных систем.
Программное обеспечение вычислительной техники.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Базовая конфигурация
1 Системный блок. Монитор. Клавиатура. Мышь
аппаратных средств
2 Характеристика основных элементов ПК
ПК
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Блок питания. Материнская плата. Жесткий диск. Дисковод гибких дисков. CDВнутренние устройства
1
ROM. Видео карта (видеоадаптер). Звуковая карта
системного блока

Уровень
освоения

Объем
часов

•j-

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

20

'

ОК1-7
JIP 2, 10

,

1

1

1

1
7

2 Основные характеристики и показатели внутренних устройств компьютера
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений
Тема 2.3.
Материнская плата,
процессор, шины

Содержание учебного материала

Тема 2.4.
Программное обеспе­
чение персонального
компьютера
Тема 2.5.
Основные
операционные
системы, функции опе­
рационных систем
Тема 2.6.
Классификация
программного
обеспечения

Содержание учебного материала

1

1

Материнская плата. Оперативная память. Процессор, его характеристики. Шины.
ПЗУ и система BIOS

Прикладные программы. Служебные программы. Операционные систем. Драй­
веры устройств

3

3

1

1

1

1

0,5

1

0,5

1

Содержание учебного материала
1

Типы операционных систем их назначение, состав, загрузка. Программы - обо­
лочки.

Содержание учебного материала
1

Категории программного обеспечения. Основные виды прикладных программ.
Основные виды служебных программ.

1

Содержание учебного материала
Тема 2.7.
Операционная система
Windows

Практические занятия

- назначение элементов окна;
- правила работы с меню и запросами;
1 - способы переключения между программами;
- организацию и способы обмена данными между программами
- работать с дисками, каталогами и файлами
Раздел 3. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации.
Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации

2

4

2

:

•••

.

OKI-7
JIP 10

• .• •- . :

Содержание учебного материала
Тема 3.1.

1

Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты.
Защита информации в сетях. Архивирование информации как средство защиты.
Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы
распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы.

1

1

8

Организация
размещения, обра­
ботки, поиска, хране­
ния и передачи инфор­
мации.
Защита информации.

60

Раздел 4. Прикладные программные средства
•
'-.У-!-/-'-:-:
".
;■ . .

V
-; ■ • •

: v•-......
г-:; ■■■■‘ -.>л ;Ж :>
• —. .'

•. -v■
.

■ ■■

■

:-.vi

O K I-7
ЛР
2,7,10,15
ПК1.54.2.
1

-т..

-ггг: :
.. ...

•

Практические занятия
Возможности графического редактора. Графические файлы и их типы. Меню гра­
Тема 4.1.
фического редактора. Виды графики. Инструменты для создания и редактирова­
1
Графические
ния изображения. Преобразование изображений. Работа с фрагментами рисунка.
редакторы
Работа с цветом.
2 Создание рисунка, его преобразование, сохранение в файле
Самостоятельная работа обучающихся
Построение графического изображение по заданному образцу
Практические занятия
Основные функции и возможности калькулятора. Вид: обычный и инженерный.
Тема 4.2.
1
Простейшие и сложные вычисления в калькуляторе
Калькулятор
2 Работа в разных системах счисления. Статистика в программе калькулятор.
Самостоятельная работ а обучающихся
Решение задач
Практические занятия
Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, от­
крытие и сохранение документов. Редактирование документов; копирование и пе­
1
ремещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их
Тема 4.3.
удаление.
Текстовые редакторы
Выделение фрагментов текста. Ш рифтовое оформление текста. Виды форматов
абзацев. Форматирование символов и абзацев, установка межстрочных интерва­
2
лов с помощью меню, панели инструментов и быстрых клавиш. Обрамление абза­
цев.

2

2

4

3

2

2

4

12

2

9

Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах
или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение встав­
ленных объектов. Связанные и внедренные объекты
Подготовка документа к печати. Колонтитулы. Предварительный просмотр.
4
Установка параметров печати. Вывод документа на печать
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в текстовом редакторе
Практические занятия
Электронные таблицы: основные понятия и способы организации. Структура
1
электронных таблиц.
Тема 4.4.
Основные правила ввода данных и выполнения вычислений в таблице. Расшире­
Электронные таблицы
2
ние возможностей вычислений с помощью встроенных функций
Построение графиков. Создание сводных таблиц. Объединение табличных и тек­
3
стовых документов. Составление табличного документа и графика любого вида.
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач в табличном процессоре
Практические занятия
Создание формы и заполнение базы данных;.
Тема 4.5.
Сортировка записей. Организация запроса в базе данных.
Системы управления
1
Создание отчета по информации базы данных. Копирование в другой документ и
базами данных
распечатка отчета.
Подготовка сообщений по теме применение баз данных в своей профессиональной деятельности
Практические занятия
Тема 4.6.
1 Работа с типовой справочной правовой системой (“Гарант”)
Информационно-поис­
ковые системы
Подготовка к семинару: справочно-правовые системы, особенности и перспективы их развития, достоинства и
недостатки
3

Дифференцированный зачет

4

3

8

2

4

3

10

2

4

3

10

2

4

3

2
Всего:

O K I,2,34
5П К2.1
ЛР10

90

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и
информационных технологии».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения:
персональные компьютеры с программным
Windows, интегрированный пакет MS OFFICE

обеспечением

операционная система

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1.
2.
3.
4.
5.

Михеева, Е.В. Информатика: учебник для СПО - М: Академия ,2017
Михеева, Е.В. Информатика: учебник для СПО. - М.: Академия, 2018
Хлебников, А.А. Информатика: учебник для СПО. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017
Колмыкова, Е.А. Информатика: уч. пособие для СПО. - М.: Академия, 2017
Виноградов, Ю.Н. Математика и информатика: учебник для студентов СПО. - М.:
Академия, 2018
6. Михеева, Е.В. Практикум по информатике: уч. пособие для СПО. - М.: Академия,
2017
7. Ляхович, В.Ф. Основы информатики: учебное пособие для студентов СПО. - Ростов
н /Д : Феникс, 2018
Интернет-ресурсы

1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов —
ФЦИОР).
2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информа­
тика»).
4. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ПИТО ЮНЕСКО» по информаци­
онным технологиям).
5. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО»
по ИКТ в образовании).
6. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
7. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
8. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образова­
ния»).
9. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федера­
ции).
10. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
11. www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
12.www.books.altlinux.ru/altlibrarv/openoffice (электронная книга «OpenOffIce.org: Теория и
практика

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе про­
ведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуаль­
ных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы кон­
троля и оценки
результатов обучения

-У 1-Вводить и обрабатывать информацию, различать структуры данных,
правильно задавать имена файлов
-У2- использовать инструменты для создания и редактирования изобра­
жений, преобразовывать нарисованные объекты
- УЗ- переводить числа из одной системы счисления в другую, произво­
дить простейшие математические и статистические вычисления
- У4- Ввод, корректировка и оформление текстовых документов.
Составление текстового документа любого вида.
- У5- Ввод, корректировка и оформление табличных документов. Вы­
полнение необходимых расчетов. Построение графиков. Создание свод­
ных таблиц. Объединение табличных и текстовых документов
У6- сортировать записи по одному и нескольким полям, выполнять по­
иск информации, создавать формы
У7- выполнять поиск необходимой информации в типовой справочной
системе.

Выполнение индивиду­
альных заданий
отчет о выполнении прак­
тической
работы

-31- Роль и значение ВТ в информационном обеспечении и профессио­
нальной деятельности. Области применения ПК. Предмет и задачи ин­
форматики
- 32- Единицы измерения информации, принципы ввода и обработки ин­
формации, структуры команд, характеристики и преимущества структур
данных, правила задания имен файлов, папок, шаблоны
-33- Современный тип носителей информации, способы защиты инфор­
мации, способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними.
34- Назначение графического редактора, его команды и возможности.
35- Основные функции калькулятора
36- Представления о текстовых редакторах, текстовых процессорах и из­
дательских системах. Основные функциональные возможности процес­
сора Word

Выполнение индивиду­
альных заданий
отчет о выполнении прак­
тической
работы

-37- назначение элементов окна, понятие и определение ячеек, пра­
вила создания и заполнения таблиц, порядок применения формул и стан­
дартных функций, графические возможности электронной таблицы.
-38- способы сортировки записей, методику выполнения запросов, пра­
вила применения формул запроса
- 39- назначение и основные принципы построения справочных систем,
правила и порядок их использования
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, опреде­
лять методы и способы выполнения профессиональных за­
дач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать ре­
шения в нестандартных ситуациях.

Выполнение индивиду­
альных заданий
отчет о выполнении прак­
тической
работы

-

OK 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии для совершенствования профессиональной дея­
тельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее
сплочение эффективно общаться с коллегами, руковод­
ством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинен­
ных, организовывать и контролировать их работу с приня­
тием на себя ответственности за результат выполнения за­
даний.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессиональ­
ного и личностного развития, заниматься самообразова­
нием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требо­
вания охраны труда.
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий,
пособий, компенсаций и других социальных выплат, а
также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите
и осуществлять их учет, используя информационно-компь­
ютерные технологии

Выполнение индивиду­
альных заданий
отчет о выполнении прак­
тической
работы

- ЛР 2 - Проявляющий активную гражданскую пози­
цию, демонстрирующий приверженность принци­
пам честности, порядочности, открытости, эконо­
мически активный и участвующий в студенческом
и территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях добровольчества, продуктивно взаимо­
действующий и участвующий в деятельности обще­
ственных организаций.
Выполнение индивиду­
- J1P 7 - Осознающий приоритетную ценность лич­
альных заданий
ности человека; уважающий собственную и чужую отчет о выполнении прак­
тической
уникальность в различных ситуациях, во всех фор­
работы
мах и видах деятельности
- ЛР 10 - Заботящийся о защите окружающей среды,
собственной и чужой безопасности, в том числе
цифровой
- JIP 15 - Проявляющий гражданское отношение к
профессиональной деятельности как к возможности
личного участия в решении общественных, госу­
дарственных, общенациональных проблем

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополне­
ний

До
внесения из­
менений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № прото­
кола рассмотрения
цикловой комис­
сией

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном ли­
сте (с новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».