ОУД.01 Русский язык, 2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУД.01 Русский язык
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских
товаров»
профиль обучения: естественно-научный

г. Камышлов, 2022

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель________________ JI.A. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. Мадыгина
----------- 7------------

Составитель: Цытыркина J1.A., преподаватель/ВКК
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а
также с учётом требований ФГОС СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза
качества потребительских товаров»

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................................. 4
2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ....................................................12
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА................... 13
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА..............................................13
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА....................... 25
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе:
S

федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего общего образования (далее - ФГОС СОО);
S

федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 38.02.05
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
S

примерной рабочей программы общеобразовательной учебной

дисциплины

«Русский

язык»

(для

профессиональных

образовательных

организаций);
S

учебного плана по специальности 38.02.05 Товароведение и

экспертиза качества потребительских товаров
S

Программа учебного предмета «Русский язык» разработана в

соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с
учетом

профессиональной

направленности

программ

среднего

профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования,
Российской

утвержденной
Федерации

от

распоряжением
30.04.2021

№

Министерства
Р-98,

на

просвещения

основании

письма

Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик
преподавания».
Содержание

рабочей

программы

по

предмету

«Русский

язык»

разработано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной
направленности профессии/ специальности.
Содержание программы образовательной дисциплины направлено на
достижение следующих целей и задач:
Цели освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО,

ориентацией на результаты ФГОС СПО): -

способствовать достижению

личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
-

формировать

коммуникативную,

языковую,

лингвистическую

и

культуроведческую компетенции; - способствовать формированию ОК и ПК.
Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО,
ориентацией на результаты ФГОС СПО):
- формировать представления о роли языка в жизни человека, общества,
государства;
- обеспечить освоение знаний о русском языке как системе, о его уровнях
и единицах, закономерностях его функционирования, базовых понятиях
лингвистики;
-

воспитать

ценностное

отношение

к

русскому

языку

как

государственному языку Российской Федерации, языку межнационального
общения народов России;
-

формировать

представление

о

русском

языке

как

духовной,

нравственной и культурной ценности народа;
- развивать способность свободно общаться в различных формах и на
разные темы;
- совершенствовать умение использовать русский литературный язык во
всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
- формировать умения устной и письменной коммуникации на русском
языке в различных формах на различные темы, в том числе в речевых
ситуациях профессиональной направленности;
- способствовать свободному использованию словарного запаса, в том
числе и профессиональной лексики, в различных речевых ситуациях.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.

Место

учебного

предмета

в

структуре

основной

образовательной программы:
■S

Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью

общеобразовательного

цикла

основной

образовательной

программы

в

соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза
качества потребительских товаров.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций:
Общие компетенции выпускника
Наименование

Код
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК6
ОК 7
ОК 8

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с
использованием информационно-коммуникационных технологий
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Содержание общеобразовательной дисциплины «Русский язык» (базовый
уровень)

направлено

на

достижение

всех личностных

(далее

-

JTP),

метапредметных (далее - МР) и предметных (далее - ПР) результатов
обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной
образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).

Коды
результатов
ЛР01

ЛР 04

ЛР 06

ЛР 07

ЛР 09

ЛР 13

МР 02

МР 04

МР 08
МР 09

ПР6 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04.

Планируемые результаты освоения дисциплины включают:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) (ЛР 1, ЛР 5)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире(ЛР 2)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям (ЛР 7 )
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно­
исследовательской, проектной и других видах деятельности(ЛР 11,12)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности (ЛР 23, 22)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем (ЛР 15,
24)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,

ПРб 05.

ПРб 06.
ПРб 07

ПРб 08

ПРб 09

ПРб 10

аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания
Сформированность
представлений
о
системе
стилей
языка
художественной литературы

СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И
ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

БАЗОВОГО

КУРСА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (НАЗВАНИЕ)
Профессиональные
компетенции

Предметные

результаты

освоения

базового

курса предмета

ПК
1.1.
Выполнять ПРб 01. Сформированность понятий о нормах русского
подготовительные работы по литературного языка и применение знаний о них в
речевой практике;
обслуживанию клиентов.
ПРб 02. Владение навыками самоанализа
и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
ПК
1.6.
Выполнять ПРб 01. Сформированность понятий о нормах русского
заключительные работы
литературного языка и применение знаний о них в
по обслуживанию клиентов
речевой практике;
ПРб 02. Владение навыками самоанализа
и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;

Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов
1. Вопросы экологии русского языка
2. Сленг современной молодежи
3. Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?
4. Русский язык в названиях магазинов
5. Полезность социальной рекламы

Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
1. 1 сентября - День знаний. Это праздник человеческой мудрости, научных
ценностей, грамотности и образования. 1 сентября не только открываются
двери всех учебных заведений, но и отдаётся дань силе человеческого ума,
который призван служить добру.
2. 8 сентября - Международный день грамотности. Был учреждён ЮНЕСКО в
1966

году

по

рекомендации

Всемирной

конференции

министров

образования по ликвидации неграмотности (Тегеран, сентябрь 1965 года) - с
целью напомнить о важности грамотности в жизни людей и общества и о
необходимости

укрепления

усилий

по

её

распространению.

Дата

празднования (8 сентября) - день открытия этой конференции.
3. 21 ноября - Всемирный день приветствий. Необычный праздник появился в
1973 году, когда в разгар холодной войны американцы Брайан и Майкл
Маккорман

из

международной

штата

Небраска

напряжённости

в знак
отправили

протеста
письма

против
с

усиления

радушными

приветствиями во все концы мира и попросили адресатов просто
поприветствовать кого-нибудь ещё.
В России с древнейших времён при встрече спрашивали о здоровье, эта
традиция сохранилась и сейчас.

Аналоги нейтрального «Здравствуйте» -

дружеское «Привет», официальное «Позвольте вас приветствовать». Иногда
говорят: «Моё почтение», «Рад видеть» и «Доброго здоровья». Существуют

такие формы приветствия, как «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый
вечер», «Доброй (спокойной) ночи».
4. 22 ноября - День словаря. День словарей и энциклопедий в России
отмечается 22 ноября, потому что это день рождения Владимира Ивановича
Даля (1801-1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского
языка». Словарь - это не просто книга: он подводит итог развитию языка и
прокладывает ему пути в будущее.
5. 29 ноября - День рождения буквы Ё. 29 ноября 1783 года «родилась» буква
Ё. Произошло это во время одного из заседаний Санкт-Петербургской
Академии наук,

во времена правления императрицы Екатерины II.

«Матерью» новой буквы можно по праву считать директора академии княгиню Екатерину Романовну Дашкову, которая обратила внимание
учёных на то, что в русской речи давно появился звук, который на письме
разными людьми передаётся по-разному: юлка, иолка - ёлка; матьорый,
матюрый - матёрый. Идею княгини Дашковой поддержали ведущие деятели
культуры того времени. Одним из первых новую букву начал использовать
Гавриил Романович Державин. В печати же она появилась в 1795 году в
книге поэта Ивана Ивановича Дмитриева.
Известной буква Ё стала благодаря Николаю Михайловичу Карамзину, в
связи с чем он до недавнего времени считался её автором.
6. 11 января - Международный день спасибо. Вежливость ценилась во все
времена.

Слово

спасибо

(merci)

появилось

в

парижском

словаре-

разговорнике в XVI веке, а в обиходе оно стало применяться лишь в XX
веке. В православии использовали и используют сейчас слово благодарю,
которое имеет очень светлое значение - «дарю тебе благо». Само слово
спасибо

стремился

ввести

в

обиход

священнослужитель

Аввакум,

употребляя его как словосочетание Спаси Бог. В разговорную речь оно
вошло не сразу. Потребовалось несколько столетий, чтобы люди стали
воспринимать его как само собой разумеющееся и произносить с самого
детства.

7. 23 января - День ручного письма (День почерка). Праздник учреждён в 1977
году с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о
необходимости практиковаться в нём, о неповторимости почерка каждого
человека.

Инициатор

-

Ассоциация

производителей

пишущих

принадлежностей, которая и провозгласила датой «рукописного» праздника
23 января.
8. 1 февраля - Всемирный день чтения вслух. Отмечается с 2010 года по
инициативе некоммерческой организации "Lit World". Проводится в первую
среду

февраля.

Цель

праздника

-

показать

чтение

как

способ

взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих
эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. Читать интересно! А
читать вслух - интересно вдвойне! Ведь при чтении вслух мы делимся
своими эмоциями с окружающими, передаем им свое настроение и
ощущения от прочитанного.
9. 3 февраля - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Борьба с
ненормативной лексикой ведётся во всём мире: созываются комитеты,
привлекаются активисты, изучаются возможные пути решения проблемы.
10.21

февраля -

Международный день родного языка. Провозглашён

Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Отмечается с
2000 года ежегодно 21 февраля, с целью содействия языковому и
культурному разнообразию. Дата была выбрана в знак памяти событий,
произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года,
когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию
в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать
одним из государственных языков страны.
11.21 марта - Всемирный день поэзии.
12.24

мая

-

День

славянской

письменности

и

культуры.

Праздник,

приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и
Мефодия, просветителей Словенских.
13.25 мая - День филолога.

6

июня - День русского языка. Пушкинский день.

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Основное содержание

Объем в
часах
171
114

в т. ч.:
теоретическое обучение

24

практические занятия

64

самостоятельная работа

57

Профессионально ориентированное содержание

26

вт. ч.:
теоретическое обучение

14

практические занятия

12

Промежуточная аттестация:
1 семестр - дифференцированный зачет
2 семестр - экзамен

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1аименование
разделов и
тем

1

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

2
Основное содержание
1 СЕМЕСТР
Введение
Лекционное занятие 1. Язык как средство общения и форма существования
национальной культуры. Язьпс и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как
система. Основные уровни язьпса. Русский язык в современном мире. Язык и культура.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других
народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Самостоятельная работа: подготовить доклад
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 1. Значение русского языка при освоении профессий и
специальностей СПО естественно-научного профиля

Раздел 1

Тема 1.1.

Объем
в
часах

3

2

ПРб 02,
ЛР01, ЛР04,
МР 02, МР 04,
OKI ,ОК2,ОК4,ОК6

2
2

ПРб 02,
ЛР01, ЛР 13,
МР 02, МР 04,
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09,
ОК 1,ОК2,ОК4,ОК6,ОК7

Язык и речь

Основное содержание
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Лекционное занятия 2. Понятия язьпс и речь. Речевая ситуация и ее компоненты.
Практическое занятие Основные требования к речи: правильность, точность,

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
4

2
2

ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 02,
13

[аименование
разделов и
тем

Тема 1.2.

Тема 1.3.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

выразительность, уместность употребления языковых средств. Онтогенез речевого
развития детей
Функциональные стили речи
Лекционное занятие 3. Функциональные стили речи и их особенности.
Практическое занятие Разговорный стиль, его основные признаки, сфера
использования. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально­
делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме. Публицистический стиль
речи. Художественный,стиль речи.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное
синтаксическое целое
Самостоятельная работа
Подготовка к практической работе
Практическое занятие Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект,
реферат, аннотация, отзыв). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 2. Лингвостилистический анализ текстов профессиональной
направленности

Объем
в
часах

2

14

ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09,

2

2

ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09,

2

2

Самостоятельная работа: работа с текстом, подготовка к практической работе
Практическое занятие 1. Информационная переработка текстов профессиональной
направленности. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на
профессиональную по специальностям естественно-научного профиля

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

ПРб 02, ПРб 03,
ЛР06, ЛР07, Л Р09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09,

2
2

ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, Л Р07, ЛР09,ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР

Гаименование
разделов и
тем

Раздел 2

Тема 2.1

Тема 2.2

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
в
часах

ПРб 01, ПРб 03,
Л Р06, ЛР 07, ЛР09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09,
OKI ,ОК2,ОК4,ОК6,ОК9

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Основное содержание
Фонетика. Звуки и буквы. Исторические и позиционные чередования. Орфоэпия.
Фонетический анализ
Лекционные занятия 4. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение
буквы и звука. Фонетическая фраза. Исторические и позиционные чередования.
Фонетический разбор слова
Самостоятельная работа: подготовка к практической работе
Практические занятия 2. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические). Орфоэпия. Основные правила произношения
гласных звуков. Основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков.
Ударение разноместное и подвижное, словесное и логическое. Орфоэпические нормы.
Произношение заимствованных слов.
Орфография
Практическое занятие 3. Правописание безударных гласных, звонких и глухих
согласных. Употребление буквы Ь
Самостоятельная работа: подготовка к практической работе
Практическое занятие 4. Правописание О/Е после шипящих и Ц.
Практическое занятие 5. Правописание приставок на 3-/С- Правописание И —Ы после
приставок.
15

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
09,

2

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09,

4

2

2
2
2
2

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 08,

[аименование
разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 3. Выявление закономерностей функционирования фонетической
системы языка в образцах устной и письменной речи профессиональной
направленности.
Самостоятельная работа: работа с текстом, подготовка к практической работе
Практическое занятие 2. Наблюдение над функционированием правил орфографии в
образцах письменных текстов профессиональной направленности
Дифференцированный зачет

Объем
в
часах

2
4

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09,

2
2
34

2 СЕМЕСТР (80 ч)

Раздел 3

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02. МР 04, МР 08, МР
09,
ОК1,ОК2,ОК4,ОК6,
ОК7,ОКЮ

Лексика и фразеология

Основное содержание
Тема 3.1.

Тема 3.2

Слово в лексической системе языка
Практическое
занятие
Лексическое
и
грамматическое
значение
слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Однозначность и
многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства. Омонимы. Паронимы.
Синонимы. Антонимы. Их употребление. Контекстуальные синонимы, антонимы.
Градация. Антитеза. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов,
паронимов.
Лексика с точки зрения ее употребления
Практическое занятие Нейтральная лексика. Книжная лексика. Лексика устной речи:
16

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07,
МР 08, МР 09,
4

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

[аименование
разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
в
часах

жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы

Тема 3.3.

Тема 3.4.

Самостоятельная работа: подготовка к практической работе
Фразеологические единицы и их употребление
Практическое занятие Фразеология. Отличие фразеологизма от слова. Использование
фразеологизмов в речи. Афоризмы. Фразеологические единицы и их употребление.
Самостоятельная работа: подготовка к практической работе
Практическое занятие Лексикография. Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор Работа с энциклопедическими и лингвистическими
словарями.
Лексические нормы
Практическое занятие
Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в
употреблении фразеологических единиц и их исправление
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное
занятие
1
Профессионализмы.
Терминологическая
лексика
специальностей естественно-научного профиля
Практическое занятие Лексический и фразеологический анализ терминов,
профессионализмов и фразеологизмов профессий и специальностей естественно­
научного профиля СПО. Наблюдение над функционированием лексических единиц в
речи. Выработка навыков составления текстов (устных и письменных) с лексемами
профессиональной сферы употребления. Составление связного высказывания на
профессиональную тему
Практическая работа работа с упражнениями

Раздел 4

Морфемика, словообразование, орфография
17

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
МР 08, МР 09,

2
2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 08, МР 09,

2
2

4

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР13,
МР 08, МР 09,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09,

2

4
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР01, ЛР04, ЛР09.ЛР13,

[аименование
разделов и
тем

Тема 4.1.

Тема 4.2.

Тема 4.3.

Тема4.4

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Основное содержание
Состав слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа слова
Лекционное занятия 2. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность
морфем. Аффиксальные морфемы. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный
разбор слова. Типы основ: членимая, нечленимая, простая, сложная
Самостоятельная работа: подготовка к практической работе
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы
Практическое
занятие
Словообразование.
Морфологические
способы
словообразования.
Неморфологические
способы
словообразования.
Словообразовательный разбор. Формообразование. Понятие об этимологии
Орфография
Практическое занятия Орфография. Правописание чередующихся гласных в корнях
слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Правописание сложных слов.
Самостоятельная работа работа с упражнениями
Речь
Практическое занятие Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 3. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ
профессиональной лексики и терминов специальностей естественно-научного профиля
СПО
Самостоятельная работа: подготовка к практической работе
Практическое занятие. Распределение терминов специальностей естественно18

Объем
в
часах

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09, OKI ,ОК2,ОК4,ОК6,ОК5,
ОК8
ПРб 01, ПРб 03,
Л Р 01,Л Р 04,
МР 04, МР 09,

4

2

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,

2

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР01, ЛР04,
МР 04, МР 09,

4
2

2
4
2

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР01, Л Р04, Л Р09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09,

[аименование
разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
в
часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

научного профиля СПО по словообразовательным гнездам, восстановление
словообразовательной цепочки. Выработка навыка образования слов с помощью
словообразовательных моделей и способов словообразования

Раздел 5

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 08, МР 09,
OKI ,ОК2,ОК4,ОК6,ОК5,
ОК8

Морфология и орфография

Основное содержание
Тема 5.1.

Тема 5.2.

Тема5.3.

Имя существительное как часть речи
Лекционное занятия 4 Лексико-грамматические разряды существительных. Род, число,
падеж существительных. Склонение имен существительных. Употребление имен
существительных.
Практическое занятие Морфологический разбор существительных. Правописание
падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен
существительных. Правописание сложных имен существительных
Самостоятельная работа_работа с упражнениями
Имя прилагательное как часть речи
Практическое занятие Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды
прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения
имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Род, число, падеж
прилагательных. Трудные случаи правописания прилагательных. Правописание
суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Морфологический разбор
прилагательных. Употребление прилагательных в речи
Имя числительное как часть речи
Лекционное занятие 5. Лексико-грамматические разряды имен числительных.
19

2

2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
OKI ,ОК2,ОК4,ОК6,ОК5,
ОК8

3

2

2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 08,

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
Объем
[аименование
метапредметных,
в
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
разделов и
предметных результатов,
часах
тем
формированию которых
способствует элемент
программы
JIP 07,
Морфологический разбор имени числительного. Правописание числительных.
МР 02, МР 08, МР 09,
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с
существительными разного рода.
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений
Тема 5.4.
02,
Практическое
занятие
Трудные
случаи
правописания
местоимений.
JIP
07,
Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи.
2
МР 02, МР 08, МР 09,
Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных
форм.
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
Глагол
как часть речи. Правописание глагола
Тема 5.5.
02,
Практическое занятие Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и
ЛР07,
личных окончаний глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор
2
МР 02, МР 08, МР 09,
глагола.
Самостоятельная работа работа с упражнениями
Тема 5.6.

Тема 5.7.

2

Причастие и деепричастие как особые формы глагола
Практическое занятие Образование действительных и страдательных причастий
Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных
прилагательных. Причастный оборот, его обособление в предложении.
Практическое занятие Деепричастие как глагольная форма НЕ с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.
Особенности предложений с деепричастным оборотом. Употребление причастий и
деепричастий. Морфологический разбор причастия и деепричастия.
Самостоятельная работа работа с упражнениями
Наречие как часть речи
Лекционное занятия 6. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения
наречий.
Правописание
наречий.
Отличие
наречий
от
слов-омонимов.
20

2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,

2
2
2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,

[аименование
разделов и
тем

Тема 5.8.

Раздел 6

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Морфологический разбор наречия. Употребление наречий в речи. Синонимия наречий
при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи
слов в предложении.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).
Служебные части речи
Практическое занятие Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в
течение, в продолжение, в заключение) от слов-омонимов. Союз как служебная часть
речи. Союзные слова. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и сложном
предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частицы. Правописание
частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Междометие как особый разряд
слов. Звукоподражательные слова. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Употребление междометий в речи.
Самостоятельная работа_работа с упражнениями
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 7 Исследование грамматических категорий частей речи и
грамматического значения слов в текстах документации профессий естественно­
научного профиля
Практическое занятие Составление текстов профессиональной направленности с
использованием нужных словоформ, наблюдение над функционированием правил
орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов документации
специальностей естественно-научного профиля

Синтаксис и пунктуация

21

Объем
в
часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
МР 02, МР 08, МР 09,

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР07,
МР 02, МР 08, МР 09,
2

4

2

4

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК...

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 08, МР 09,
OKI ,ОК2,ОК4,ОК6,ОК5,
ОК8, ОКЮ

[аименование
разделов и
тем

Тема 6.1.

Тема 6.2.

Тема 6.3.

Тема 6.4.

Тема 6.5.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Основное содержание
Синтаксис и пунктуация. Основные понятия. Основные единицы
Лекционное занятие 8. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение,
сложное синтаксическое целое.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Виды. Синтаксис. Связи. Разбор словосочетания
Практическое занятие Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание. Нормы построения словосочетаний.
Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении
предложения. Синонимия словосочетаний.
Понятие о предложении. Классификация. Простые и сложные предложения
Лекционные занятия 9. Виды предложений по цели высказывания, восклицательные
предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и
обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Простое предложение и его характеристика. Двусоставные и односоставные
предложения.
Лекционные занятия 10. Грамматическая основа простого двусоставного предложения.
Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство
видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте
Самостоятельная работа работа с упражнениями
Практическое занятие Второстепенные члены предложения (определение,
приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в
построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений.
Обстоятельства времени и места как средства связи предложений в тексте
Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор
Лекционное занятие 11 Предложения с однородными членами и знаки препинания в
22

Объем
в
часах

2

2

2

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,

2
2

4

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04, ЛР 07, МР 08,

[аименование
разделов и
тем

Тема 6.6.

Тема 6.7.

Тема 6.8.

Тема 6.9.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

них. Однородные и неоднородные определения. Обособленные члены предложения.
Обособленные и необособленные определения, дополнения, обстоятельства и
приложения.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический разбор
Практические занятия. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Объем
в
часах

2

Самостоятельная работа Работа с текстами
Сложноподчиненное
предложение.
Знаки
препинания
с
несколькими
придаточными
Практическое занятие Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных
предложений. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и
стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Синтаксический разбор
Практическое занятие. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

2

Самостоятельная работа работа с упражнениями
Сложное предложение с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое.
Период
Практическое занятие Синонимика простых и сложных предложений (простые и
сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Самостоятельная работа Работа с текстами
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 12. Исследование текстов профессиональной направленности на
выявление существенных признаков синтаксических понятий и синтаксических единиц

2

23

2

2

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,

2
2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,

[аименование
разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Практическое занятие Составление связного высказывания с использованием
предложений определенной структуры на профессиональные темы специальностей
естественно-научного профиля специальностей СПО
Самостоятельная работа работа с упражнениями
1ромежуточная аттестация (экзамен)
Jcero:

4.

Объем
в
часах

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
JIP 07, JIP 09, JIP 13,
МР 02, МР 08, МР 09,

2
80
6
114

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета. «Русский язык»',
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение:
кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил
\ нормативов: оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами
обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
24

- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- телевизор.
Залы:

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Информационное обеспечение обучения
)бязательная
1. Воителева Т.М. Русский язьпс учебник 10 класс - М: Академия, 2022 г. - Электронный учебник
2. Воителева Т.М. Русский язьпс: учебник 11 класс - М: Академия, 2022 г. - Электронный учебник

Дополнительная литература
Для обучающихся
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО. - М.: 2018.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язьпс: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М.: 2018.
3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язьпс: электронный учебно-методический комплекс для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М.: 2017.
4. Бабайцева В.В. Русский язьпс. 10-11 кл. - М., 2019.
5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. —М., 2019.
6. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. —М., 2077.
7. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язьпс: учебник. - 4-е изд., испр. - М., 2006.
8. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язьпс. 10-11 кл. - М., 2005.
9. Гольцова Н.Г. Русский язьпс: учебник 10 класс - М: Русское слово, 2013 г.
10. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.
11. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язьпс. 10-11 кл. - М., 2005.
25

12. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
13. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.
14. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
[5. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2002.
16. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2002.
17. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.
18.Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Академия, 2001
19.Бабайцев В.В. Русский язык. Сборник заданий 10-11 кл. - М.: Академия,1997
20.Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 1998
21.Розенталь Д.Э. Русский язык 10-11 кл.- М.: Академия, 1999
22.Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс - М: Академия, 201 Зг
23.Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс - М: Академия, 2013г.
(ля преподавателя
1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.
3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002.
4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000.
5. Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004.
6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.
7. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. - М. 2006.
8. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М., 2002.
9. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М., 2001.
10. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 2000.
11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2001.
12. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. - М., 2004.
13. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2005.
14. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2004.
15. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. - М.. 2004.
16. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М., 2004.
17. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М., 2000.
18. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. - М.. 2005.
Словари
1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2000.
26

I. Горбачевич K.C. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
5. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М., 2001.
I. Лекант П. А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.
>. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.
5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского язьпса. - М., 2004.
7. Новый орфографический словарь-справочник русского язьпса / Отв. Ред. В.В. Бурцева. —3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И.
Скворцова. - М., 2006.
?. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
10. Семенюк А.А., Матюптина М.А. Школьный толковый словарь русского язьпса. - М., 2001.
II. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского язьпса с лексико-грамматическими формами. - М., 2002.
13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского язьпса / Сост. В.В. Бурцева. - М., 2006.
16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов.Орфограммы.
Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2005.
18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.
20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.
21. Шанский Н.М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.
22. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.

27

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09
ПРб 10

Методы оценки
Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей,
представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных
жанров, сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения
знаний о них в речевой практике, филологического анализа языковых единиц, сочинений, эссе (в
том числе профессионально ориентированных), заданий экзамена

28

6ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

29

Дата и № протокола Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой комиссией рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».