ОУД.07 Основы безопасности жизнедеятельности, 2022

Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности»
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских
товаров»
профиль обучения: естественно-научный

г. Камышлов, 2022

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель

J1.A. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
ysUcc'//'
Т.А. Мадыгина

Составитель: Сухов О.Б., преподаватель организатор ОБЖ, первая
квалификационная категория.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а
также с учётом требований ФГОС СПО 38.02.05 «Товароведение и
экспертиза качества потребительских товаров».

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗА П И С К А ......................................................................................................4

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Ошибка!
Закладка не определена. 10
3.СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
............................................................................................................ Ошибка!
Закладка не определена.
4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.2

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.................................................................................................................... 30
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ВЕСЕННЫХ В ПРОГРАММУ..................................... 32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» разработана на основе:
■S

федерального

государственного образовательного

стандарта

среднего общего образования (далее - ФГОС СОО);
•S

примерной

основной

образовательной

программы

среднего

общего образования (далее - ПООП СОО);
■S

федерального

государственного образовательного

стандарта

среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 38.02.05
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
•S

примерной рабочей программы общеобразовательной учебной

дисциплины

«Основы

безопасности

жизнедеятельности»

(для

профессиональных образовательных организаций);
•S

учебного плана по специальности 38.02.05 «Товароведение и

экспертиза качества потребительских товаров»;
S

рабочей программы воспитания по специальности 38.02.05

«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Программа

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» разработана в соответствии с Концепцией преподавания
общеобразовательных
направленности
реализуемых

программ

на

распоряжением

дисциплин

базе

с

среднего

основного

учетом

профессиональной

профессионального

общего

образования,

Министерства просвещения Российской

образования,
утвержденной
Федерации

от

30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной
политики

в

сфере

профессионального

среднего

обучения

профессионального

Министерства

образования

просвещения

и

Российской

Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
4

Содержание рабочей программы по предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» разработано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной
направленности специальности.
Содержание программы

образовательной дисциплины направлено

на достижение следующих целей:
-повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные
интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно
обеспечивает

существование

и

возможности

прогрессивного

развития

личности, общества и государства);
-снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
формирование

антитеррористического

поведения,

отрицательного

отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности»
является обязательной частью общеобразовательного цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
1.2 Планируемые результаты освоения дисциплины
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
5

OK 01.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 05. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать
информацию
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий.
ОК 06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 0 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 08.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня
изучения (ПРб) результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего
общего образования.
Коды
Планируемые результаты освоения дисциплины
результатов
включают
Готовность к служению Отечеству, его защите
ЛР 03
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного
ЛР 11
образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
ЛР 12
Бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь
ЛР 13
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных,
6

ЛР 14

MP 01

MP 02

М Р03

МР 04

МР 05

МР 06
МР 07

ПРб 01

общенациональных проблем
Сформированность экологического мышления, понимания
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности
Умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты
|
Владение навыками познавательной, учебно­
исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
Готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
Умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности
Умение определять назначение и функции различных
социальных институтов
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских
и нравственных ценностей’
Сформированность представлений о культуре безопасности
жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической
безопасности как о жизненно важной социально­
нравственной позиции личности, а также как о средстве,
повышающем защищённость личности, общества и
7

ПРб 02

ПРб 03

ПРб 04

ПРб 05

ПРб 06

ПРб 07.

ПРб 08

ПРб 09

ПРб 10

ПРб 11

ПРб 12

государства от внешних и внутренних угроз, включая
отрицательное влияние человеческого фактора
Знание основ государственной системы, российского
законодательства, направленных на защиту населения от
внешних и внутренних угроз
Сформированность представлений о необходимости
отрицания экстремизма, терроризма, других действий
противоправного характера, а также асоциального
поведения
Сформированность представлений о здоровом образе жизни
как о средстве обеспечения духовного, физического и
социального благополучия личности
Знание распространённых опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального
характера
Знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека,
исключение из своей жизни вредных привычек (курения,
пьянства и т. д.)
Знание основных мер защиты (в том числе в области
гражданской обороны) и правил поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций
Умение предвидеть возникновение опасных и
чрезвычайных ситуаций по характерным для них
признакам, а также использовать различные
информационные источники
Умение применять полученные знания в области
безопасности на практике,"проектировать модели личного
безопасного поведения в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях
Знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской
обязанности граждан; права и обязанности гражданина до
призыва, во время призыва и прохождения военной службы,
уставные отношения, быт военнослужащих, порядок
несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и
тактическая подготовка
Знание основных видов военно-профессиональной
деятельности, особенностей прохождения военной службы
по призыву и контракту, увольнения с военной службы и
пребывания в запасе
Владение основами медицинских знаний и оказания первой
помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при
травмах, отравлениях и различных видах поражений),
включая знания об основных инфекционных заболеваниях и

их профилактике
СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ БАЗОВОГО КУРСА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Профессиональные

Предметные

результаты

освоения

базового курса предмета

компетенции

ПРб 01 Сформированность представлений о
культуре безопасности жизнедеятельности, в том
числе о культуре экологической безопасности как
о жизненно важной социально-нравственной
позиции личности, а также как о средстве,
повышающем защищённость личности, общества
и государства от внешних и внутренних угроз,
включая отрицательное влияние человеческого
фактора
ПК 2.1 Идентифицировать товары ПРб 06 Знание факторов, пагубно влияющих на
по ассортименту принадлежности здоровье человека, исключение из своей жизни
вредных привычек (курения, пьянства и т. д.)
ПК 2.2. Организовать и
проводить оценку качества
товаров

Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов
I.Основные понятия безопасности жизнедеятельности.
2.Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во
время стихийных бедствий.
3.Средства защиты дыхательных путей.
4.Средства защиты кожи от внешних негативных воздействий.
5.Массовые средства безопасности.
6.Опасность атомной и ядерной энергетики.
7. История появления ядерного оружия.
8. Последствия крупных аварий на АЭС.
9.История появления ядов и химического оружия.
10.
Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения.
II.
Стихийные бедствия: смерчи, Тайфуны, ураганы, землетрясения,
наводнения. Поведение населения в случае угрозы их возникновения.
12. Обеспечение мер безопасности во время снежных бурь.
13. Обеспечение мер безопасности во время пожаров.

14. Обеспечение мер безопасности в случае схождения снежных лавин.
15. Извержение вулканов: опасность и меры предосторожности.
16. Угроза селевых потоков и обеспечение безопасности населения.
17. Угроза оползней и обеспечение безопасности населения.
18. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных
бедствий.
19. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные
происшествия.
20. Оказание первой помощи в случае ожога, утопления, обморожения,
кровотечения.
21. Выбросы вредных веществ в атмосферу.
22. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
23. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных
предприятиях.
24. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения.
25. Влияние радиации на здоровье человека: угроза, развитие болезней и
методы лечения.
26. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности.
Перечень мероприятий
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая
памятная дата России, установленная федеральным законом «О днях
воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Она связана с трагическими
событиями в Беслане...
11 сентября (дата для 2022 года) - День памяти жертв фашизма международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение
сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма.
21 сентября - Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как
день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.

2.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

105

1. Основное содержание

79

вт. ч.:
10

теоретическое обучение

28

практические занятия

16

Самостоятельная работа

35

2. Профессионально ориентированное содержание

26

в т. ч.:
теоретическое обучение

6

практические занятия
Промежуточная аттестация в форме текущего конт роля

20
-

2. Содержание и тематический план и учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Объем
в часах

Коды общих
компетенций
(указанных в разделе
1.2) и личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы
4

3

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.

Тема 1.1
Здоровье и
здоровый образ
жизни

Тема 1.2

Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья

10

Содержание учебного материала

“

- Основные цели и задачи учебной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности».
- Продолжение жизни как закон и смысл человека и общества.

Содержание учебного материала

12

2

ПРб 01, ПРб 04, ПРб 05,
ПРб 06, ПРб 07, ПРб 09,
ЛР 12, ЛР 14,
М Р 0 1 ,М Р 02, МР 04,
МР 03, МР 05
ОК 01-08

Психологическое
здоровье

Тема 1.3
Влияние
неблагоприятной
окружающей среды
на здоровье
человека.
Основные
источники
загрязнения
окружающей среды.
Техносфера как
источник
негативных
факторов

- Угроза снижения психологического здоровья населения, роста психических
расстройств и заболеваний.
- Рост преступлений на основе психических отклонений, в том числе в
молодежной среде. Инфантилизм молодого поколения.
-Требования к психическим и морально-этическим качествам человека.
- Основные понятия о психологической совместимости членов группы,
бригады, коллектива.
- Диагностика и доврачебная помощь при истерии, шоке, панической атаке.
- Влияние психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика
употребления психоактивных веществ.
- Влияние двигательной активности на эмоциональное состояние человека.
- Личная гигиена и ее значение для психологического здоровья человека.
- Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.

2

ПРб 06, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12,
МР 02
ОК 01-05
ОК-08

Содержание учебного материала

2

- Окружающая среда: природная, техногенная, социальная, производственная.
- Виды негативных факторов по происхождению: природные, биологические,
экологические, техногенные, социальные и антропогенные.
- Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.
- Глобальное и региональное загрязнение среды (водной, воздушной, почв)
объектами экономики (энергетики, промышленности, транспорта, сельского
хозяйства).
- Биологические опасности.
-Техногенные аварии. Социальные и антропогенные факторы техногенных
аварий.
- Глобальная инфантилизация, низкий профессионализм персонала как
фактор ЧС разного происхождения.

2

ПРб 01, ПРб 05, ПРб 08
ЛР 14,
МР 04
ОК 01-05
ОК-08

ПРб 05, ПРб 07, ПРб 09
ЛР 14,
М Р 0 1 .М Р 03,

Тема 1.4
Правила и
безопасность
дорожного
движения.
Безопасное

6
13

ОК 01-05
ОК-08

Содержание учебного материала

пользование всеми
средствами
передвижения

- Правила содержания и эксплуатации техники. Техника безопасности.
- Правила и безопасность дорожного движения.
- Модели поведения пешехода, велосипедиста, пассажира и водителя
транспортного средства при организации дорожного движения.
- Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте, на производстве, в
цеху, при транспортировке и настройке инфокоммуникационных сетей.
- Средства и методы самообороны. Отработка навыков самообороны при
нападении в подъезде, в лифте, в замкнутом пространстве, на улице.
Практическое занятие № 4
Отработка моделей поведений в ЧС на транспорте.

Практическое занятие № 5
Отработка навыков самообороны при нападении в подъезде, в лифте, в
замкнутом пространстве, на улице.

2

2

2

П рб01, ЛР 14,
МР 04
Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05
ОК 02-08

Самостоятельная работа №1

8

Внеаудиторная работа обучающихся на темы:
1.
2.
3.
4.

Факторы, способствующие укреплению здоровья.
Техносфера как источник негативных факторов.
Безопасность дорожного движения.
Репродуктивное здоровье.

18

Раздел 2.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

14

ПРб 02, ПРб 05, Прб 07,
ПРб 08, ПРб 09

ЛР 11,
МР 02, МР 03, МР 05
ОК 01-08
Тема 2.1
Изучение и
отработка моделей
поведения при ЧС

Тема 2.2
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)

Тема 2.3
Современные

Содержание учебного материала

2

- Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характер, наиболее вероятных для данной местности и района
проживания.
- Правила поведения в условиях чрезвычайной ситуации. Отработка
поведения при ЧС. Умение организовать и проводить мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
- Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной
природной автономии: ЧС или катастрофа.
- Вынос пострадавшего из задымленного помещения.
Содержание учебного материала

2

- История создания единой государственной системы предупреждения и
ликвидации ЧС: ее предназначение, структура, задачи.
- Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
- Структура и органы управления гражданской обороны (FO).
- Изучение первичных средств пожаротушения.
- Отработка навыков оказания помощи пострадавшим при асфиксии, ожогах.
- Отработка порядка и правил действий при пожаре с использованием
первичных средств пожаротушения.

2

Содержание учебного материала

15

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 03
ОК 01-05
ОК-08

2
Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 07
ОК 01-05
ОК-08

6

ПРб 05, Прб 07,
МР 02

средства поражения
и их поражающие
факторы

- Классификация средств поражения. Химическое, ядерное,
бактериологическое оружие.
- Средства коллективной и индивидуальной защиты: порядок и правила их
использования. Виды защитных сооружений.
- Эвакуация населения.
- Умение определять количество необходимого оборудования для защиты
коллектива от поражающих факторов.
Практическое занятие № 8
- Отработка навыков пользования СИЗ: противогаз (ватно-марлевая повязка,
респиратор).
- Сдача нормативов по надеванию противогаза, общего защитного костюма,
средств индивидуальной защиты.
Содержание учебного материала

Тема 2.4
Правила
безопасного
поведения при
угрозе
террористического
акта

4
ОК 01-05
ОК-08

ПРб 05, Прб 07,
ЛР 11, ЛР 12
2
ОК 02-08

6

Прб 01, Прб 03, ПРб 05,
ПРб 08,
МР 02
ЛР.11, ЛР 12

- Понятие о терроре, террористическом акте. Опасности террористического
акта. Психология террористов.
- Модели поведения при стрельбе, при захвате в качестве заложника.

ОК 01-05
ОК-08
Практическое занятие № 9
Отработка навыков поведения при стрельбе, при захвате в качестве
заложника.
Самостоятельная работа №2
Внеаудиторная работа обучающихся на темы:
1. Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной
местности и района проживания.
2. Оповещение и информирование населения об опасности»
3. Поражающие факторы ОМП и их воздействие на человека.
16

6

ПРб 09,
МР 02

6

ОК 02-08

4. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате
в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на
территории военных действий.
5.Структура государственных служб по охране здоровья и безопасности
граждан.
Подготовка реферата с презентацией по теме 1.
Подготовка группового реферата с презентацией по теме 3.
Тема 2.5
Г осударственные
службы по охране
здоровья и
безопасности
граждан

Содержание учебного материала

2

2
- Структура и порядок работы МЧС, МВД, Росгвардии, службы скорой
медицинской помощи, службы медицины катастроф. Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор).
- Правовые основы взаимодействия граждан с органами защиты населения.
Самостоятельная работа №3

ПРб 02,
ЛР 11,
МР 02, МР 06
ОК 01-05
ОК-08

2

»

1

Проработка конспектов, специальной литературы, Интернет.
Подготовка к контрольной работе по темам раздела 1 и раздела 2.

Раздел 3.

Тема 3.1
История создания

ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

4

Содержание учебного материала

2

17

ПРб 02, ПРб 10,
ПРб 11,
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03,
МР 05
ОК 01-05
ОК-08

Вооруженных Сил
России

Тема 3.2
Воинская
обязанность и
воинский учет

2

- Организация вооруженных сил Московского государства.
- Военные реформы: Ивана Грозного; Петра I; Реформа 19 века.
- Советские вооруженные силы их структура и предназначение.
- Современная военная реформа.
- Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации: виды
ВС РФ (сухопутные войска, воздушно-космические силы, военно-морской
флот); рода войск (ракетные войска стратегического назначения, воздушнодесантные войска). Их предназначение.
- Воинские звания. Знаки отличия.
Содержан ие учебного материала
- Основные понятия воинской обязанности и воинского учета.
- Постановка граждан на воинский учет. Категории годности. Медицинское
освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский
учет.
- Альтернативная гражданская служба.
- Служба по контракту.
Самостоятельная работа №4
)

ПРб 02, ПРб 10, ПРб 11,
ЛР01, ЛР02, ЛР03,
МР 05
ОК 01-05
ОК-08

2
ПРб 10, ПРб 11
ЛР 03,
МР 01, МР 04

2

ОК 01-05
ОК-08
8

В неаудиторная рабо та обучаю щ ихся на тем ы :

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Раздел 4.
Тема 4.1
Понятие первой

Виды Вооруженных Сил, рода Вооруженных Сил, рода войск.
Воинские звания. Воинские должности.
Строи - виды и управление ими.
Современное оружие.
Тактическая подготовка.
Знаки на военных топографических картах. Виды боевых документов.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

12

Содержание учебного материала

1

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01
ОК 01-08
Прб 07, ПРб 12

18

помощи

Тема 4.2
Оказание первой
помощи при
остановке сердца,
искусственная
вентиляция легких

- Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.
- Признаки жизни.
- Общие правила оказания первой помощи.
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской
Федерации».
Содержание учебного материала

Тема 4.4

3

- Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
- Алгоритм оказания первой помощи при остановке сердца и асфиксии.

1

Практическое занятие № 11
Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственной вентиляции
легких.

2

Содержание учебного материала
Тема 4.3
Понятие травм и их
виды

ЛР 12,
М Р 01,М Р 04, МР 05
ОК 01-05
ОК-08

1

- Отработка навыков наложения повязок.
- Оказание помощи при ранениях.
Работа в группах
- Наложение шин.
- Первая помощь при проникающих ранениях грудной клетки, брюшной
полости, черепа.
- Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга.
- Первая помощь при переломах, травматизме на производстве.
- Помощь при электротравмах и ударах молнией.
Содержание учебного материала

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
М Р 0 1 ,М Р 02, МР 03
ОК 01-05
ОК-08

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
М Р01
ОК 02-08

1
1

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
М Р 01,М Р 02, М Р03
ОК 01-05
ОК-08

1
Прб 07, ПР612,

19

Понятие и виды
кровотечений

Тема 4.5
Первая помощь при
ожогах, при
воздействии низких
температур

- Отработка навыков оказания первой помощи при кровотечении.
- Наложение повязок, жгута, закрутки.
- Правила оказания помощи при кровотечениях.
- Личная безопасность при оказании помощи.
- Оказание помощи при венозном, капиллярном, артериальном, смешанном и
внутреннем кровотечении.
Содержание учебного материала

1

ОК 01-05
ОК-08

1

1

Содержание учебного материала

3

- Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
- Отработка навыков выполнения приема Геймлиха.
- Оказание помощи при удушье детей.
- Отработка мероприятий по оказанию помощи при отравлении. Острое и
хроническое отравление.

1

Практическое занятие № 1 4
Отработка основных приемов удаления инородных тел из верхних
дыхательных путей.

2

20

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
М Р01
ОК 01-05
ОК-08

- Понятие, основные виды и степени ожогов.
- Первая помощь при термических ожогах, при химических ожогах.
- Основные признаки теплового удара.
- Основные степени отморожений. Порядок оказания помощи.

Тема 4.6
Первая помощь при
попадании
инородного тела в
верхние
дыхательные пути

ЛР 12,
М Р 01,М Р 03

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
М Р 0 1 ,М Р 02, МР 03

ОК 01-05
ОК-08

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
М Р01

ОК 02-08
Тема 4.7
Первая помощь при
инсульте,
инфаркте,
эпилепсии

Тема 4.8
Первая помощь на
воде. Помощь при
утоплении

Содержание учебного материала

- Первая помощь при отсутствии сознания.
- Алгоритм оказания помощи при инсульте. Диагностика инсульта. Виды
инсультов.
- Помощь при прединфарктном состоянии, алгоритм помощи пострадавшему.
- Виды эпилепсии, оказание помощи при эпилептическом припадке.
Содержание учебного материала

1

1

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01, МР 02,
МР 03
ОК 01-05
ОК-08

1

- Помощь пострадавшему на воде.
- Правила транспортировки пострадавшего
- Оказание помощи при утоплении.

1

Самостоятельная работа №5

11

В неаудиторная, р е ф е р а т е п роектом -п резен тац и ей об у ч аю щ и х ся на темы :

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01, МР 02,
МР 03

ОК 01-05
ОК-08

1.Виды травм.
2.Виды кровотечений и способы остановки кровотечения.
3.Ожоги, обморожения, отравления - их признаки и ПМП.
4.Инфекционные болезни и их признаки.
5.Профилактика инфекционных заболеваний»
6.Тема:Факторы, влияющие на здоровье ребенка.
7.Формирование основ здорового образа жизни.
Подготовить доклад на тему (по выбору): «Профилактика инфекционных
заболеваний», «Возбудители инфекционных болезней»; «Инфекционные
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 5

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

21

12

ПРб 01, ПРб 04, ПРб 05
ЛР 12, ЛР 13,
М Р 0 1 ,М Р 02

ОК 01-08
Тема 1.1
Здоровье и
здоровый образ
жизни

Содержание учебного материала
10
1

2

Продолжение жизни как закон и смысл человека и общества
(бинарное теоретическое занятие).
-Смысл Живого мира - не прекращение процесса Жизни. Прогресс и
регресс: условия и признаки процессов жизни Человека как части
Живого мира. Определение смысла жизни в мировых религиях.
-Понимание смысла жизни человека в философии и психологии.
-Понятия о реализации и самореализации Человека (А Маслоу,
пирамида Дилтса и др.)
-Важнейшие аспекты самореализации: жизненные Цели, Мечта.
Творчество, раскрытие способностей. Любовь к Делу.
-Профессиональная самореализация. Примеры из жизни известных
людей, преодолевших массу преград на пути к Мечте и самореализации
в своем Деле.
-Смысл и реальность ограничивающих факторов в самореализации:
Время и жизненная энергия. Понятие «Тайминга» - все вовремя.
-Понятие жизненного норматива как сбережения ресурса времени.
-Характеристики и отличие Взрослого человека и Ребенка.
-Характеристики подросткового периода. Нарушения и сбои в
развитии.
-Глубокое планирование собственной жизни как признак взрослого
человека.
-Разветвленное, комбинированное планирование, допуск
худших сценариев и понимание подготовки к ним.

4

Общие понятия о здоровье
- Значение здоровья при допуске к профессиональным работам.

2

22

П Р б 01,П Р б 04, ПРб 05
ЛР 12, ЛР 13,
М Р 0 1 ,М Р 02
ОК 01-05
ОК-08

ПРб 04, ПРб 08,
ЛР И , ЛР 12

- Медицинский осмотр.
- Особенности и профилактика профессиональных заболеваний.
- Риск профессиональных заболеваний и способы их профилактики.
- Рациональное питание и его значение для здоровья.
- Забота о жизни и здоровье специалистов при проведении работ на
производственных участках.
- Региональные условия для занятия спортом и оздоровления граждан.
- Влияние вредных привычек на профессиональное долголетие.

Тема 1.3
Влияние
неблагоприятной
окружающей
среды на здоровье
человека.
Основные
источники
загрязнения
окружающей
среды. Техносфера
как источник
негативных
факторов

Раздел 6.

МР 04, МР 05

ОК 01-05
ОК-08

Практическое занятие № 1
Планирование действий на ближайшие 5-10 лет.

2

ПРб 04, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13
М Р01

Практическое занятие № 2
Составление научно обоснованного пищевого рациона для работника по
профессии - продавец консультант ( мастерская, учебный полигон,
производство, торговое предприятие)..

2

ОК 02-08

Содержание учебного материала

Практическое занятие № 3
Изучение комплекса опасностей на рабочем месте специалиста (мастерская,
учебный полигон, производство, торговое предприятие).

2

2

П Р б 01,П Р б 05, ПРб 08,
ЛР 13, ЛР 14,
МР 04
ОК 02-08

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

23

10

ПРб 07, ПРб 09,

ЛР 11, ЛР 13,
МР 05, МР 07
ОК 01-08
Тема 2.1
Изучение и
отработка моделей
поведения при ЧС

Содержание учебного материала
Практическое занятие № 6
Изучение и отработка моделей поведения при ЧС на учебном полигоне,
производственном участке при проведения профессиональных работ.

2
2

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11, ЛР 13,
МР 05, МР 07
ОК 02-08

Тема 2.2
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)
Тема 2.5
Г осударственные
службы по охране
здоровья и
безопасности
граждан

Содержание учебного материала
Практическое занятие Л° 7
Отработка порядка и правил действий при пожаре с использованием
первичных средств пожаротушения в условиях профессиональной
деятельности на учебном полигоне, производственном участке при
проведения профессиональных работ.

4
4

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 07
ОК 02-08

Содержание учебного материала
4

Практическое занятие № 10 (экскурсия)
Ознакомление с работой службы по охране здоровья и безопасности граждан в
регионе (по вы б о р у п ед а го га с уч е т о м п олучаем ой сп ец и альн ост и /п роф есси и ).

4

ПРб 02,
ЛР 12, ЛР 13,
МР 04, МР 05, МР 06,
МР 07
ОК 02-08

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

24

4

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12, ЛР 13,

Раздел 4.

М Р01
ОК 01-18

Тема 4.3
Понятие травм и
их виды

Тема 4.4
Понятие и виды
кровотечений

Содержание учебного материала
2
Практическое занятие № 12
Оказание первой помощи при электротравмах в условиях профессиональной
деятельности на учебном полигоне, производственном участке при
проведения профессиональных работ.

2

Содержание учебного материала

2

Практическое занятие №13
Решение ситуационных задач.

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12, ЛР 13,
М Р01
ОК 02-08

2

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12, ЛР 13
МР 01
ОК 02-08

П ро межуточная
аттестация

Текущий контроль

Самостоятельная работа
практические

25

35
36

Всего:

70

ИТОГО:

105

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено
специальное
помещение:
кабинет
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», оснащенный оборудованием1: столы и стулья
Технические средства обучения
- тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде;
- имитаторы ранений и поражений;
- образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО);
- средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2,
защитный костюм JI-1, общевойсковой защитный костюм;
- общевойсковой прибор химической разведки (В П Х Р);
- рентгенметр ДП-53;
j
- компас-азимут;
- дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
- учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической
опасности» для изучения факторов радиационной и химической опасности;
образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный
перевязочный пакет И1111-1, жгут кровоостанавливающий,
аптечка
индивидуальная АИ-2, комплект противоожоговый,
индивидуальный
противохимический пакет ИПП-11;
- сумка санитарная;
- носилки плащевые;
- образцы средств пожаротушения (СП);
- макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и
муляжи;
- макет автомата Калашникова;
- электронный стрелковый тренажер;
- обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;
- комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд;
- техническими средствами обучения;
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;

1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

26

«Об оснащении

- тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой
реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране
компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры «Гоша» и
«Максим».
4.2 Информационное обеспечение реализации программы
4.2.1 Основные издания
1. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под
общей редакцией Я. Д. Вишнякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. —
249 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-01577-5. - Текст
: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.in/bcode/43460 ,
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей
редакцией В. П. Соломина. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 399 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-02041-0. - Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/45078
3. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение
выживанию: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :
Издательство Юрайт, 2020. - 174 с. - (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-08521-1. - Текст : электронный// ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.i-u/bcode/454510
4. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник / В.
С. Долгов. - Санкт-Петербург : Лань, 2020. - 188 с. - ISBN 978-5-8114-39287. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL:
https://e.lanbook.com/book/133903
5. Косолапова
Н.В.,
Прокопенко
Н.А.
Основы безопасности
жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений сред. проф.
образования/Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко,Побежимова Е.Л — М.:
Издательский центр «Академия», 2017. -368 с.
6. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /
Е. В. Пантелеева, Д. В. Альжев. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. —
287 с. - ISBN 978-5-9765-1727-1. - Текст : электронный // Лань : электронно­
библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/boolc/l 19416
3.2.2 Дополнительные источники
1. Конституция Российской
Федерации
(принята
голосованием 12.12.1993).

27

всенародным

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности
и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. —
1998. — № 13. — Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных прозводственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) //
СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-Ф3 «Об альтернативной
гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст.
3030.
7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от
05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
•,
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2.
— Ст. 133.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ.
— 2011.— N 4 8 . — Ст. 6724.
10. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине
Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
11. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — №2 . — Ст. 121.
12. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах
ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и
иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной
формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил
Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 №
22124) //
Бюллетень
нормативных
актов
федеральных
органов
исполнительной власти. — 2011. — № 47.
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых
оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой
помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012
№ 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. — 2012.
14. Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб.
пособие для бакалавров. — М., 2013.

28

15. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни.
— М., 2012.
16. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность
жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф.
образования. — М., 2013.
17. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся
старших классов сред, образовательных учреждений и студентов сред. спец.
учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014
18. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013.
19. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов
н/Д, 2013http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
20. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
21. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
22. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
23. http://www.obzh.info
информационный
веб-сайт
(обучение
и
воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
24. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по
основам безопасности жизнедеятельности
25. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных
экстремальных условиях
26. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Projectl 132/index.htm Автономное
существование в природе - детям
27. http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации (Минприроды России)
28. https://www.gosnadzor.ru Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
29. http://www.mchs.gov.ru
Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России)
30. http://www.mzsrrf.ru Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)
31. http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости
(Роструд)
32. http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
33. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».
34. http://www.гisot.safework.ru Российская Информационная Система
Охраны Труда (РИС ОТ)
35. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной
безопасности
36.http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)

29

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование образовательных результатов ФГОС СОО
(предметные результаты - ПР )
ПР6 01

ПРб 02

ПРб 03

ПРб 04

ПРб 05

ПРб 06

ПРб 07

Сформированность представлений о культуре
безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре
экологической безопасности как о жизненно важной
социально-нравственной позиции личности, а также как о
средстве, повышающем защищённость личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз,
включая отрицательное влияние человеческого фактора
Знание основ государственной системы, российского
законодательства, направленных на защиту населения от
внешних и внутренних угроз
Сформированность представлений о необходимости
отрицания экстремизма, терроризма, других действий
противоправного характера, а также асоциального
поведения
Сформированность представлений о здоровом образе
жизни как о средстве обеспечения духовного, физического
и социального благополучия личности
Знание распространённых опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального
характера

Знание факторов, пагубно влияющих на здоровье
человека, исключение из своей жизни вредных привычек
(курения, пьянства и т. д.)
Знание основных мер защиты (в том числе в области
гражданской обороны) и правил поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций

Методы
оценки
Тестирование

Тестирование

Эссе по
проблемам

Тестирование,
эссе по
проблемам
Тестирование
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Тестирование

Оценка
результатов
выполнения
практической
работы

ПРб 08

Умение предвидеть возникновение опасных и
чрезвычайных ситуаций по характерным для них
признакам, а также использовать различные
информационные источники

Оценка
результатов
выполнения
практической
работы :

ПРб 09

Умение применять полученные знания в области
безопасности на практике, проектировать модели личного
безопасного поведения в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях

Оценка
результатов
выполнения
практической

30

работы
ПР610

ПРб 11

ПР612

Знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской
обязанности граждан; права и обязанности гражданина до
призыва, во время призыва и прохождения военной
службы, уставные отношения, быт военнослужащих,
порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая,
огневая и тактическая подготовка
Знание основных видов военно-профессиональной
деятельности, особенностей прохождения военной
службы по призыву и контракту, увольнения с военной
службы и пребывания в запасе
Владение основами медицинских знаний и оказания
первой помощи пострадавшим при неотложных
состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах
поражений), включая знания об основных инфекционных
заболеваниях и их профилактике

Тестирование

Тестирование

Оценка
результатов
выполнения
практической
работы

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

*.'//./6777 изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагает ся на отдельном
листе (с новой страницы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фонды оценочных средств по специальности 38.02.05 «Товароведение и
экспертиза качества потребительских товаров».
Фонды оценочных средств (далее - ФОС) представлены в виде
междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и
управление процессами достижения JTP, МР и ПР, а также создание условий
для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством
промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на
синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля
обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Основы
безопасности жизнедеятельности» и профессиональной направленности
образовательной программы по специальности 38.02.05 «Товароведение и
экспертиза качества потребительских товаров».
Междисциплинарные задания
__________________________________
№ раздела, темы

Раздел №
Тема 1.1 Здоровье
и здоровый образ
жизни

Тема
1.2
Психологическое
здоровье

Таблица 1.

Коды
Варианты междисциплинарных заданий
образовательны
х результатов
(ЛР, МТР, ПР,
ОК, ПК)
1. Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья
ЛР 03, ЛР 08, ЛР Продолжение жизни как закон и смысл человека
09, ЛР 11, ЛР 12, и общества. Как взаимосвязана работа технолога
ЛР 14, МР 01, МР со смыслом жизни человека?
03, МР 07, МР 09, Планирование действий на ближайшие 5-10 лет.
ПРб.01, ПРб.04,
Саморазвитие личности- товароведа
ПРб.05, ПРб.06,
ПРб.07, ПРб.08,
Осознанность
как
фактор
повышения
ПРб.09, ПРб.Ю,
безопасности
личности
и
общества.
ПРб.12
Безопасность в работе товароведа

32

Тема 1.3
Влияние
неблагоприятной
окружающей
среды на здоровье
человека.
Основные
источники
загрязнения
окружающей
среды.
Техносфера
как
источник
негативных
факторов.

ЛР 03, ЛР 08, ЛР
09, ЛР 11, ЛР 12,
ЛР 14, М Р 0 1 ,М Р
03, МР 07, МР 09,
ПРб.01, ПРб.04,
ПРб.05, ПРб.06,
ПРб.07, ПРб.08,
ПРб.09, ПРб.Ю,
ПРб.12

Изучение основных положений организации
рационального питания и освоение методов его
гигиенической оценки. Расчет калорий для
товароведа
Изучение основных положений организации
рационального питания и освоение методов его
гигиенической оценки. На основе особенностей
труда
и
затрат
энергии
в
будущей
профессиональной деятельности (при работе в
магазине). Рассчитать калории необходимые для
эффективной работы товароведа. Выявить
Достоинства и недостатки представленного
меню на день. Выяснить есть ли продукты
питания,
назначенные
за
вредность
производства.
Предоставить
отчет
о
проделанной работе.
Экскурсия в сетевой магазин.
Задание: Студентам необходимо самостоятельно
распределить роли, продавец-кассир 4 человека,
товаровед-1 человек, покупатель -2 человека.
Директор по качеству-1 человек, инженер по
технике безопасности- 1 человек.
Ситуация. В помещении сетевого магазина
произошло травмирование сотрудников. В
процессе выпекания хлебобулочных изделий,
был нарушен технологический процесс. Один из
сотрудников ожег руку. Другой забыл включить
вытяжку и в помещении скопилось много дыма.
У одного из сотрудников была астма и он начал
задыхаться.
Выяснить влияют ли отходы от производства
хлебобулочных изделий на окружающую среду.
Как правильно хранить и перерабатывать
упаковку от продуктов питания. Предложите
макет
своей
упаковкиэкологичного
содержания.
Предложить
решение
конфликтов
между
сотрудниками магазина и администрацией,
между администрацией и должностными лицами
организации,
между
организацией
и
покупателями.

33

Тема 1.4
Правила и
безопасность
дорожного
движения.
Безопасное
пользование всеми
средствами
передвижения.

ЛР 03, ЛР 09, ЛР
11, ЛР 12, МР 01,
МР 03, МР 07,
ПРб.04, ПРб.05,
ПРб.06, ПРб.07,
ПРб.08, ПРб.09,
ПРб.Ю, ПРб.12

Отработка моделей поведения при ЧС на
транспорте, , в магазине при погрузке и
разгрузке продуктов питания.
Изучите правила содержания и эксплуатации
техники. Вспомните технику безопасности при
приемке и хранении продукции . Правила и
безопасность дорожного движения. Модели
поведения пешехода, велосипедиста, пассажира
и водителя транспортного средства. При
организации дорожного движения. Разберите
ситуацию представьте алгоритм действий.
Двое
подростков
перебегали
дорогу
по
регулируемому пешеходному переходу на
красный сигнал светофора. В это время двигался
автомобиль с цистерной заполненный бетоном,
при резком торможении машину занесло и
развернуло, бетон разлился на дорогу и залил
подростков.
Родители
подростков требую
возмещения стоимости одежды и моральный
вред причиненный их детям. Правомерны ли их
требования? Кто прав в данной ситуации? Какие
правила
ПДД
были
нарушены?
Какая
ответственность
предусмотрена
в
данной
ситуации? Дайте письменный ответ на вопрос.
Ваше отношение к поступку подростков?
Отработка навыков самообороны при нападении
в подъезде, в лифте, в замкнутом пространстве,
на улице.
Изучите законодательную базу по вопросу
допустимой самообороны. Приведите примеры
самообороны. Проанализируйте ситуацию и
предложите
алгоритм
действий
при
самообороне.
СитуацияДвое
технологов
вечером после работы направились домой,
дошли вместе до развилки дороги. Одна из
девушек торопилась домой и решила срезать
путь через парк. Оставшись одна она заметила
что длительный период времени ее преследует
молодой человек. В тихом месте он напал на нее
и принялся душить, повалив ее на землю.
Представьте алгоритм действий в данной
ситуации. Какие приемы средства самообороны
вы знаете.
Отработка навыков самообороны
при нападении в подъезде, в лифте, в замкнутом
пространстве.
Раздел № 2. Госуда]оственная система обеспечения безопасности населения
Тема 2.1
ЛР 03, ЛР 09, ЛР Изучение безопасности в сети интернет.
Изучение и
11, ЛР 12, МР 01, Финансовая
безопасность
населения.
отработка моделей МР 03, МР 07, Безопасные
покупки
продуктов
питания.
поведения при ЧС. ПРб.04, ПРб.05, Одежды и обуви с использованием сети
ПРб.06, ПРб.07, интернет.
34

ПРб.08, ПРб.09,
ПРб.Ю, ПРб.12

Тема 2.2
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)

Изучение и отработка моделей поведения в
условиях вынужденной природной автономии.
Ситуация. Вы находитесь в темный период
времени на берегу водоема, вокруг лес, роща.

Вам необходимо сориентироваться и добраться
до ближайшего населенного пункта. Ваш
автомобиль не заводится, но в нем есть карта
или навигатор. Вас двое. Повреждений нет. На
улице туман и холодно.
1)
Отработайте алгоритм действий при ЧС
или катастрофе.. Вы выехали в туристическую
поездку в горы, на знакомство с водопадами.
Одна из девушек взяла с собой бутерброды, на
жаре они испортились. Съев несколько таких
бутербродов, туристы почувствовали сильное
пищевое отравление. Объясните алгоритм
действий. Окажите помощь пострадавшим.
Находясь в дендрарии на прогулке с туристами,
вы увидели ребенка, который сорвал несколько
плодов СС неизвестного вам растения. Через
некоторое время вы обратили внимание, что
ребенок побледнел, лоб покрылся потом,
пострадавший держится за живот и корчится от
боли. Ему тяжело дышать. Вы как товаровед
хорошо знакомы с алгоритмом действий при
отравлениях. Окажите помощь пострадавшему,
объясните принцип оказания помощи.
ЛР 03, ЛР 09, ЛР Отработка порядка и правил действий при
11, ЛР 12, МР 01, пожаре с использованием первичных средств
МР 03, МР 07, пожаротушения в помещении магазина, базы..
ПРб.05, ПРб.Об, Изучение первичных средств пожаротушения.
ПРб.07, ПРб.08, Вам необходимо пройти по магазину, изучить
ПРб.09, ПРб.Ю, план эвакуации этажа, научиться правильно его
ПРб.12
читать, ориентироваться в здании. Изучить где
расположены средства пожаротушения и где
расположен запасной выход из торгового зала
магазина.
Укажите
есть
ли
нарушения
безопасности в магазине.
Отработка
навыков
оказания
помощи
пострадавшим при асфиксии, ожогах. При
выпекании хлебобулочных изделий один из
продавцов нарушил технику безопасности и
схватил раскаленную форму рукой. Получил
сильный ожог. Представьте алгоритм ваших
действий.
Отработка порядка и правил действий при
пожаре с использованием первичных средств
пожаротушения. Вы находитесь на 3 этаже
35

Тема 2.3
Современные
средства
поражения и их
поражающие
факторы.

Тема 2.4
Правила
безопасного
поведения при
угрозе
террористического
акта

Тема 2.5
Г осударственные
службы по охране

ЛР 03, ЛР 08, ЛР
09, ЛР 11, ЛР 12,
ЛР 14, М Р 0 1 ,М Р
03, МР 07, МР 09,
ПРб.01, ПРб.04,
ПРб.05, ПРб.06,
ПРб.07, ПРб.08,
ПРб.09, ПРб.Ю,
ПРб.12

многоэтажного здания, проводили ревизию в
помещении магазина. Услышали, что на этаже
произошло
возгорание.
Вы
должны
самостоятельно эвакуироваться и использовать
средства защиты. Объясните алгоритм своих
действий. Укажите их порядок.
Отработка навыков пользования СИЗ
1)
Изучите список потенциально опасных
химических элементов. Список биологического
оружия. Бактериологического оружия. Способы
их воздействия на организм и средства борьбы с
ними. Проанализируйте ситуацию, как эпидемия
или пандемия влияет на экономику страны.
Ответьте на вопросы: Способно ли массовое
пищевое отравление повлиять на экономику
страны? К какому виду оружия можно отнести
пищевые отравления? Какое вещество из
изученных вами похоже по внешним признакам
на соль или сахар? Проведите сравнительный
анализ
внешних
признаков
химических
соединений, определите на какие вещества они
похожи. Приведите примеры ядовитых или
вредных веществ применяемых в работе
товароведа. Повторите технику безопасной
работы с ядохимикатами.
2)
Расскажите
правила
пользования
средствами индивидуальной и коллективной
защиты. Отработка навыков пользования СИЗ.
Сдача нормативов по надеванию противогаза,
общего
защитного
костюма,
средств
индивидуальной защиты.
3)
Покажите как использовать средства
индивидуальной
защиты.
Какие
средства
защиты вы используете в своей работе?
Отработка навыков поведения при стрельбе, при
захвате в качестве заложника.
Отработка навыков поведения при стрельбе, при
захвате в качестве заложника. Отработка
навыков поведения в аудитории, при нештатной
ситуации. При нападении на магазин или склад,
базу. Изучение путей и методов эвакуации из
помещения. Отработка навыков пользования
«Планом эвакуации этажа», уметь читать.
Знакомство с работой службы безопасности
России.
Экскурсия
в
пожарную
часть
города..

36

здоровья и
Ознакомление с организацией работы пожарной
безопасности
части, оборудованием.
граждан
Раздел № 3. Основы обороны государства и воинская обязанность
Тема №3.2
Воинская
обязанность и
воинский учет

ЛР 03, ЛР 09, ЛР
11, ЛР 12, МР 01,
МР 03, МР 07,
ПРб.04, ПРб.05,
ПРб.Об, ПРб.07,
ПРб.08, ПРб.09,
ПРб.Ю, ПРб.12

Служба в вооруженных силах Российской
Федерации. Особенности военной службы
интенданта тылового обеспечения. Основные
понятия воинской обязанности и воинского
учета. Постановка граждан на воинский учет.
Категории
годности.
Медицинское
освидетельствование
граждан
при
первоначальной постановке на воинский учет.
Альтернативная гражданская служба. Служба по
контракту. Особенности несения службы в
тыловом обеспечении. В чем суть и особенности
обязанностей
военнослужащего,
имеющего
гражданскую профессию.
Урок-игра. Сам себя готовлю к службе в армии.
Определить категорию годности по своим
заболеваниям.
Как
сохранить
здоровье
строителю? Как не повредить своему здоровью
при прохождении производственной практики в
магазине или продовольственной базе.
Строевая подготовка. Изучение и отработка
строевых команд.
Раздел № 4. Основы медицинских знаний.
Оказание первой помощи при остановке сердца,
ЛР 03, ЛР 09, ЛР
Тема 4.2
Оказание первой
11, ЛР 12, МР 01, искусственная вентиляция легких.
помощи при
Отработка
навыков
ИВЛ,
особенности
МР 03, МР 07,
остановке сердца,
ПРб.04, ПРб.05,
декомпрессии ребенку до 1 года, ребенку до 12
искусственная
ПРб.Об, ПРб.07,
лет,
подростку
и
взрослому
человеку.
вентиляция
ПРб.08, ПРб.09,
Отработайте алгоритм группой лиц по оказанию
легких.
ПРб.Ю, ПРб.12
помощи. Например, женщине на остановке стало
плохо, она резко повалилась на бок и захрипела,
признаков жизни не подает. Диагностируйте
состояние и отработайте алгоритм помощи с
одногрупниками.
Отработка навыков измерения пульсометрии,
понижение и повышение артериального
давления. Его значение на организм.
Самодиагностика давления с измерением
пульса.
Тема 4.3
Первая помощь при травмировании.
Понятие травм и
Отработка
навыков
наложения
повязок.
их виды.
Оказание помощи при ранениях. Работа в
группах. Наложение шин. Первая помощь при
проникающих
ранениях
грудной
клетки,
брюшной полости, черепа. Первая помощь при
сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая
помощь при переломах. При травматизме на

37

Тема 4.4
Понятие и виды
кровотечений

Тема 4.6
Первая помощь
при попадании
инородного тела в
верхние
дыхательные пути.

ЛР 03, ЛР 09, ЛР
11, ЛР 12, М Р01,
МР 03, МР 07,
ПРб.04, ПРб.05,
ПРб.06, ПРб.07,
ПРб.08, ПРб.09,
ПРб.Ю, ПРб.12

производстве. Помощь при электротравмах и
ударах молнией.
Пример ситуации. В складском помещении
магазина сотрудник поскользнулась на плитке и
ударилась головой об пол. У нее кружится
голова, тошнота. Окажите помощь коллеге.
При раскладке продуктов питания на стеллажи,
у продавца из рук выскользнул ящик с томатами
и она упала на руку.. Женщина жалуется на
сильную боль в руке. Кожные покровы
повреждены. Окажите помощь. Повторите
технику безопасности при переноски тяжелых
предметов.
Решение
ситуационных
задач.
Остановка
кровотечений у продавца консультанта, в
торговом зале..
Отработка навыков оказания первой помощи
при кровотечении. Наложение повязок, жгута,
закрутки. Правила оказания помощи при
кровотечениях.
Личная
безопасность
при
оказании помощи. Оказание помощи при
венозном,
каппилярном,
артериальном,
смешанном и внутреннем кровотечении.
Ситуация. При расстановки на стеллажи
стеклянных банок с продукцией, у продавца
выскользнула одна банка и упав на пол
разбилась, при этом один из осколков повредил
ей руку.Вы видите что из ее руки равномерно
медленной струей вытекает кровь. Окажите
помощь пострадавшей. Отработайте алгоритм
оказания помощи и наложения повязок.
Ситуация. В конце смены продавец начал
жаловаться. Ее рука отекла и покраснела. Как
правильно казать помощь. Как предотвратить
заражение?
Отработка
основных
приемов
удаления
инородных тел из верхних дыхательных путей.
Отработка
основных
приемов
удаления
инородных тел из верхних дыхательных путей.
Отработка навыков «Объятий жизни». Оказание
помощи
при
удуши
детей.
Отработка
мероприятий
по
оказанию
помощи
при
отравлении. Острое и хроническое отравление.
Вы являетесь сотрудником KFC, стоя за кассой
вы увидели, что один из ваших клиентов
подавился жевачкой. Человек размахивает
руками, показывает на горло, его лицо начало
краснеть и синеть. Как помочь человеку.
Объясните свои действия.

38

;

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».