ОГСЭ.04 Физическая культура, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологичер!ЩЩр^никум>>

0
анитарноникум» J
очкарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.04 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
для специальности СПО
38.02.05 «Товароведение и экспертиза
качества потребительских товаров»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый

Камышлов, 2022

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общеобразова­
тельных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
JI.A. Цытыркина
Председатель

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Зам ести^ль директора по УМР
' Т.А. Мадыгина

Составитель: Казанская В.И - преподаватель Государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический
техникум».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.05
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров и примерной программы учебной
дисциплины для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО,
рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной
программы для использования образовательными учреждениями при разработке программы.

СОДЕРЖАНИЕ
1.

П ояснительная за п и с к а ......................................................................................................................

2.

О бъем уч еб н ого п ред м ета и виды учебной р а б о т ы ....................................................................

3.

|

4
5

С одерж ание и тем атическое планирование учебного п р ед м ета....................................... |

4.

У словия реализации рабочей програм м ы учебной д и сц и п л и н ы ..........................................

13

5.

К онтроль и оц ен ка результатов освоения учебной д и сц и п л и н ы ......................................

15

6.

Л ист изм енений и дополнений, внесенны е в рабочую програм м у

3

Пояснительная записка

П рограм м а учебного п ред м ета О ГС Э 04 «Ф изическая культура» разработан а на основе:
•S
ф едерального госуд арствен н ого об разовательного стан д арта среднего общ его об­
разования (далее - Ф Г О С С О О );
S
при м ерн ой основной об разовательн ой програм м ы среднего общ его образования
(далее - П О О П С О О );
■/
ф едерального госуд арствен н ого образовательного стан д арта среднего п роф есси о­
нального образования (далее - Ф ГО С С П О ) 38.02.05 «Т овароведение и эксп ерти за качества п о ­
требительских товаров»
■S
при м ерн ой рабочей програм м ы об щ еобразовательн ой учебной дисц и п ли н ы Ф и ­
зическая культура (для п роф есси он ал ьн ы х образовательны х организаций);
S
учебного п л ан а по специальности 38.02.05 «Т овароведение и эксп ерти за качества
п отребительских товаров»
■S
раб очей п рограм м ы восп и тан и я по специальности 38.02.05 «Т овароведение и экс­
пертиза качества п отреб и тел ьски х товаров».
у-"

Рабочая п рограм м а у ч еб н ой дисц и п ли н ы О ГС Э 04 «Ф изическая культура» разработан а
на основе Ф едерального госуд арствен н ого образовательного стан д арта по специальности сред ­
него п роф ессионального об разован и я 38.02.05 Т овароведение и эксп ерти за качества п о треб и ­
тельских товаров
1.1. М есто ди сц и п л и н ы в стр ук туре основной п роф есси он ал ь н ой образовател ь н ой п р о­
грамм ы : общ ий гум ан и тарн ы й и соц иально-эконом ический цикл.
1.2. П лан и руем ы е резул ьтаты освоения ди сц и п л и н ы .
В результате освоения д и сц и п ли н ы обучаю щ ийся д о лж е н у м е т ь :
- использовать ф и зкультурн о-озд орови тельн ую деятельн ость для укреп л ен и я здоровья, д о ­
стиж ения ж и зненны х и п роф есси он ал ьн ы х целей;
В результате освоения д и сц и п ли н ы обучаю щ ийся д о лж е н зн а т ь :
- о роли ф изической кул ьтуры в об щ екультурном , п роф есси он альн ом и социальном развитии
человека;
- основы здорового об раза ж изни;
Д анная д и сц и п ли н а н ап равл ен а на ф орм ирование:
О К 2. О рганизовы вать собственную деятельность, вы бирать ти п овы е м етоды и способы в ы ­
полнения проф есси он ал ьн ы х задач, оценивать их эф ф ективность и качество.
О К 3. П рини м ать реш ен и я в стан д артн ы х и нестандартны х ситуациях и нести за них ответ­
ственность.
О К 6. Р аботать в коллекти ве и ком анде, эф ф ективно общ аться с коллегам и, руководством , п о ­
требителям и.

Личностные результаты отражают:
ЛР 7
ЛР9

Л Р20

О сознаю щ ий при ори тетн ую ценность личности человека; у важ аю щ и й собственную и
чуж ую ун и кал ьн ость в разли чн ы х ситуациях, во всех ф орм ах и видах деятельности
С облю даю щ ий и проп аган ди рую щ и й правила зд орового и безопасного образа ж изни,
спорта; п ред уп реж даю щ и й либо преодолеваю щ ий зави си м ости от алкоголя, табака, п си ­
хоактивны х вещ еств, азартны х игр и т.д. С охраняю щ ий психологическую устойчивость
в ситуативно слож ны х или стрем ительно м ен яю щ и хся ситуациях.
С пособны й к трудовой проф ессиональной деятельности как к возм ож ности участия в
реш ении л и чн ы х, общ ественны х, государственны х, общ ен ац и он альн ы х проблем .
М етап р едм етн ы е резул ьтаты
4

МР

01

МР

02
МР

03
МР

04

МР

05

МР

07
МР

09

ПРб

01

ПРб

02
ПРб

03
П Рб

04
ПРб

05

У м ение сам остоятельн о
определять цели д еятельн ости и составлять планы
деятельности; сам остоятельно осущ ествлять, кон троли ровать и корректировать
деятельность; исп ол ьзовать все возм ож ны е ресурсы д л я д ости ж ен и я поставленны х
целей и реали зац и и планов деятельности; вы бирать усп еш н ы е стратегии в различны х
ситуациях
У м ение п род укти вн о общ аться и взаим одействовать в процессе совм естной д еятельн о­
сти, учиты вать п озиции д руги х участников д еятельности, эф ф ективно разрешать к о н ­
ф ликты
В ладение н авы кам и п озн авательн ой , уч еб н о-и сслед овательской и проектной д еятельн о­
сти, навы кам и р азр еш ен и я проблем ; способность и готовн ость к сам остоятельном у п о­
иску м етодов реш ен и я п рактических задач, п ри м енению разл и чн ы х м етодов познания
Г отовность и способность к сам остоятельной инф орм ац и он н о-п озн авател ьн ой деятель­
ности, владение навы кам и получения необходим ой и н ф орм ации из словарей разны х т и ­
пов, ум ение о ри ен ти роваться в разли чн ы х источниках и нф орм ации, критически оц ен и ­
вать и и н терп рети ровать и нф орм ацию , получаем ую из разл и чн ы х источников
У м ение исп ол ьзовать средства ин ф орм ац и он н ы х и ком м ун и кац и он н ы х технологий (да­
лее - ИКТ) в р еш ен и и когнитивны х, ком м уникативны х и организационны х задач с со­
блю дением треб ован и й эргоном ики, техники безопасности, гигиены , ресурсосб ереж е­
ния, правовы х и этических норм , норм инф орм ационной безопасности
У м ение сам остоятельн о оценивать и приним ать реш ения, определяю щ ие стратегию п о­
ведения, с учетом граж д ан ски х и н равственны х ценностей
В ладение н авы кам и п озн авательн ой реф лексии как осознания соверш аем ы х действий и
м ы сл и тел ьн ы х процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новы х позн авател ьн ы х зад ач и средств их д остиж ения
П р едм етн ы е резул ьтаты
У м ение и сп ол ьзовать разн ооб разн ы е ф орм ы и ви д ы ф изкультурной деятельности для
организации здорового об раза ж изни, активного отды ха и досуга, в том числе в
подготовке к вы п олн ен и ю н орм ативов В сероссийского ф изкультурно-спортивного
ком плекса «Готов к труд у и обороне» (ГТО )
В ладение
соврем ен н ы м и
техн ологи ям и - укрепления
и
сохран ен и я
здоровья,
п оддерж ания
раб отосп особн ости ,
проф илактики
пред уп реж ден и я
заболеваний,
связанны х с учеб ной и п рои зводствен н ой деятельностью
В ладение осн овн ы м и способам и сам оконтроля и н д и ви д уал ьн ы х показателей здоровья,
ум ственной и ф изической работоспособности, ф изического разви ти я и ф изических
качеств
В ладение ф и зи чески м и упраж нениям и разной ф ункциональной направленности,
использование их в реж им е учебной и п рои зводствен н ой деятельн ости с целью
проф илактики п ереутом лен и я и сохранения вы сокой раб отосп особн ости
В ладение техн и ч еск и м и прием ам и и д вигательны м и дей стви ям и базовы х видов спорта,
активное п ри м ен ен и е их в игровой и соревновательной деятельности

5

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в
часах

Объем образовательной программы учебного предмета

236

Основное содержание

116

в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия

116

Самостоятельная работа

120

Промежуточная аттестация- дифференцированный зачет

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА ОГСЭ 04 «Физическая культура»

3.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание учебного материала, практические работы и
Наименование
самостоятельная работа обучающихся
разделов и тем
Раздел 1. Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков
Практические занятнл
Инструктаж по технике безопасности и охране труда на занятиях физической культурой и спор­
1 том. Разучивание приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений.
Разучивание приемов самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.
Тема 1.1.
Измерение параметров физического развития студентов: роста, массы тела, окружности грудной
2
Физическое
клетки (в покое, на вдохе, на выдохе), силы правой и левой кистей, жизненной емкости легких.
стояние человека и
Определение параметров функционального состояния организма студентов: артериального давле­
нтроль за его уров­
ния; задержки дыхания (на выдохе, на вдохе), частоты сердечных сокращений (в покое сидя, в по­
3
нем
кое стоя, после нагрузки, после восстановления).
Определение уровня физической подготовленности студентов: бег на 60 м; для девушек бег на 500
4 м, отжимание в упоре лежа на полу; для юношей бег на 1000 м, подтягивание на перекладине;
наклоны туловища вперед; прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин.
мост оят ельная работа студентов
еэ/сенеделъные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП
Практические занятия
Составления индивидуальных программ с оздоровительной направленностью. Разучивание и со­
1
вершенствование выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.
Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специаль­
2
ных физических качеств.
Составления индивидуальных программ с тренировочной направленностью. Разучивание и со­
3
вершенствование техники и темпа оздоровительных ходьбы и бега.
Тема 1.2.
Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных ка­
Основы физической
честв на основе профессиограммы будущего специалиста. Разучивание и совершенствование вы­
4
подготовки
полнения упражнений, направленных на развитие профессионально значимых физических ка­
честв, прикладных двигательных умений и навыков.
Методика составления распорядка дня с учетом рекомендуемой нормы недельного объема двига­
тельной активности студента (не менее десяти часов). Разучивание и совершенствование выполне­
5
ния упражнений для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня
(физкультурные минуты, физкультурные паузы, подвижные перемены и т.п.)
Выполнение физических упражнений с использованием методов строго регламентированного
6
упражнения и методов частично регламентированного упражнения.
Самостоятельная работа студентов

Объем
часов
148
12

Уровень
освоения

2
2
2-3
4

Код компеенций
П Р б 01,
П Рб 02,
П Рб 03, М Р
04, М Р 05,
Л Р 11, Л Р
12
О К 2, О К 4

4
12
16

П Рб 01,
Л Р 02, Л Р
13,
М Р 04, М Р
05
ОК8

2
2
4

4

2

2

2
16
7

еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП
Практические занятия
Ходьба: обычным шагом, строевым шагом, на носках, на пятках, на внутренней и наружней сто­
ронах стоп, с опорой руками о колени, приставным и переменным шагом, в полуприседе и присе­
1 де, выпадами, с высоким подниманием бедра, пригнувшись, скрестным шагом вперед и в сторону,
по заданной линии. Ходьба по пересеченной местности с палками. Ходьба на беговой дорожке.
Ходьба спортивная.
Бег: обычный, семенящий, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, бег
скрестным шагом вперед и в сторону, с подниманием прямых ног вперед, с поворотами и останов­
ками, бег с прыжками через препятствия. Бег на беговой дорожке. Специальные беговые упражне­
2
ния. Бег на короткие и средние дистанции. Челночный бег 10 x 1 0 м. Эстафетный бег. Изучение
Тема 1.3.
различных программ бега.
|>фективные и эко­
Кросс: особенности, техника. Отработка техники группового старта и бега для девушек - 1 км,
номичные
для юношей - 3 км. Отработка техники бега по пересеченной местности. Отработка техники бега в
пособы овладения
гору и бега при спуске. Отработка техники бега с преодолением естественных препятствий. Отра­
3
сизненно важными
ботка техники переноса пострадавшего. Отработка техники переноса пострадавшего с преодоле­
умениями и
нием препятствий.
навыками
Лыжная подготовка: выбор лыж, палок, снаряжения; посадка лыжника. Ходьба на лыжах: пово­
роты на месте, строевые упражнения с лыжами и на лыжах; имитационные упражнения. Обучение
4 технике передвижения на лыжах различными ходами; скользящий шаг; переходы с хода на ход;
способы подъемов и торможений; стойка при спусках; повороты в движении. Выполнение ком­
плекса упражнений для разминки перед соревнованиями.
Гимнастика оздоровительно-спортивной направленности.
Выполнение общеразвивающих
упражнений (ОРУ) с гимнастическими предметами: палкой, мячом, обручем, скакалкой, гантеля­
5 ми, набивным и малым мячом. Выполнение ОРУ на гимнастической скамейке и со скамейкой.
Упражнения на перекладине: подъемы, опускания, перемахи, обороты, соскоки. Висы и упоры.
Отжимание в упоре лежа на полу.
'ш ост оят ельпая работа студентов
- еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП
Практические занятия
Тема 1.4.
Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений гигиенической утренней
1
Способы формировагимнастики с учетом профессиональных особенностей труда.
шя профессионально
Разучивание и совершенствование выполнения комплексов упражнений производственной гим­
иачимых физических
настики (вводного, для проведения физкультурной паузы, физкультурной минуты, микропаузы
2
качеств, двигатель­
отдыха).
ных умений и навыСовершенствование выполнения упражнений, направленных наразвитие профессионально значи­
— ков
3
мых физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков.

30

6

6

6

2

6

6

30
16
4
4
2

2-3

П Р б 01,
П Р б 02, Л Р
11, Л Р 12,
М Р 04
ОК 8 ОК 4

Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специаль­
ных физических качеств.
Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специаль­
5
ных психических качеств
ю стоят ельная работа студентов
еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП
Раздел 2. Формирование навыков здорового образа жизни средствами физической культуры
Практические занятия
Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Разучивание и совершенствование выполне­
1
ния комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений для укрепления основных
2
групп мышц.
Методические рекомендации для овладения расслаблением во время выполнения физических
Тема 2.1.
упражнений.
Разучивание и совершенствование выполнения комплекса физических упражнений,
3
Социальноприменяемых
для развития способности к произвольному расслаблению мышц.
биологические
Разучивание выполнения комплекса упражнений с применением отягощений (предельного, непре­
сновы физической
4
дельного веса, динамического характера).
лльтуры и здоровый
Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений для укрепления сердечно­
образ жизни
5
сосудистой системы. Методика развития дыхательных возможностей. Дыхательная гимнастика.
Разучивание и совершенствование выполнения комплекса гимнастических упражнений для
6
улучшения работоспособности и снятия общего утомления.
Основные методики массажа и самомассажа. Разучивание и совершенствование приемов ручного
7
классического массажа.
8 Разучивание и совершенствование выполнения физ. упражнений для нормализации веса.
r/.iю стоят ел ьпая работ а студентов
еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП
Практические занятия
Развитие силы мышц. Совершенствование выполнения комплекса упражнений с применением
отягощений (предельного, непредельного веса, динамического характера). Упражнения с преодо­
Тема 2.2.
лением веса собственного тела: гимнастические упражнения (отжимание в упоре лежа, отжима­
’азвитие и совершен­
ние на брусьях, подтягивание ног к перекладине, подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в
ствование основных
упоре и т.п.). Легкоатлетические прыжковые упражнения с дополнительным отягощением (напры[сизненно важных фи1
гивание и спрыгивание, прыжки через скакалку, многоскоки, прыжки через препятствия). Упраж­
шческих и професси­
нения с внешним сопротивлением: с отягощениями (гантелями, набивными мячами, штангой), с
ональных качеств
сопротивлением партнера, с сопротивлением внешней среды (бег в гору, бег по песку или снегу),
с сопротивлением упругих предметов (прыжки на батуте, эспандер). Передвижения в висе и упоре
на руках. Лазанье (по канату, по гимнастической стенке с отягощением). Подвижные игры с сило4

4
2
16
88
10

П Рб 01,
П Рб 02,
П Рб 03, М Р
04, М Р 05,
Л Р 11, Л Р
12
О К 2, О К 4

1
1
2
1

2-3

1
1
1
2
10
20

2

2-3

П Рб 01,
П Рб 02,
Л Р 05, Л Р
09, Л Р 11,
Л Р 12, Л Р
13,
М Р 0 1 ,М Р
04, М Р 09
О К 2, О К '
9

2

3

4

5

6

вой направленностью.
Развитие быстроты.
Бег на месте в максимальном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без упора). Челночный
бег 10 х 10. Бег по разметкам с максимальным темпом. Бег с низкого и среднего старта, стартовый
разгон с увеличением расстояния бега. Бег с ускорением на отрезках до 50 м. Повторный бег на
отрезках от 40 до 50 м максимальной интенсивности. Эстафетный бег. Бег с низкого старта с ис­
пользование различных вариантов стартового положения (с поворотом на 90 и 180° и др.). Ловля
теннисного мяча после отскока от пола, стены (разными руками). Прыжки в длину с места, через
скакалку на месте и в движении с максимальной частотой прыжков. Преодоление полосы препят­
ствий, включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по разметкам; бег с максимальной
скоростью в разных направлениях и с преодолением опор различной высоты и ширины, повороты,
обегание различных. Подвижные игры со скоростной направленностью. Совершенствование лег­
коатлетической подготовки. Соревнования.
Развитие выносливости. Бег различной интенсивности с постепенным увеличением его продол­
жительности до 30—40 мин. Бег от 1000 до 5000 м (повторный и интервальный). Специальные бе­
говые упражнения. Бег и быстрая ходьба по пересеченной местности. Чередование ходьбы, бега и
прыжков. Кроссовая подготовка. Соревнования. Круговая тренировка; многократное выполнение
упражнений циклического характера; комбинаций упражнений ритмической гимнастики. Аэроб­
ной и смешанный режимы нагрузки. Спортивные и подвижные игры. Передвижение на лыжах в
режимах: умеренной и большой интенсивности; максимальной и субмаксимальной интенсивности.
Развитие гибкости. Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и пассивных), выпол­
няемых с большой амплитудой движений. Упражнения на растяжение и расслабление мышц. Спе­
циальные упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, выкруты гимна­
стической палки). Упражнения в равновесии. Упражнения, направленные на развитие гибкости с
использованием разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений
и махов. Упражнения, направленные на развитие гибкости с использованием отягощений и трена­
жёров, предметов.
Развитие координации движений. Выполнение гимнастических упражнений с листа. Зеркальное
выполнение упражнений. Прыжки с вращением. Упражнения на координацию (поочередные дви­
жения руками, на координацию рук и ног в ходьбе, прыжках и т.п.). Акробатическая подготовка:
обучение группировке, переЕсатам в группировке; кувырок вперед, назад, в сторону; кувырок впе­
ред на одну ногу; мост из положения лежа, с помощью партнера; стойка на лопатках; на руках у
опоры, или с помощью партнера. Метание малых и больших мячей в мишень. Передвижения по
возвышенной и наклонной, ограниченной по ширине опоре (без предмета и с предметом на голо­
ве). Упражнения в статическом равновесии. Упражнения в воспроизведении пространственной
точности движений руками, ногами, туловищем.
Спортивные игры. Баскетбол. Совершенствование технической подготовки: техники нападения
(техники передвижения, техники владения мячом, техники бросков мяча в корзину), техники за-

2

2-3

4

2

2

2

2

2-3

2

2-3

10

щиты (техника передвижения, техника овладения мячом) и тактической подготовки: тактики
нападения (индивидуальные, групповые, командные действия), тактики защиты (индивидуальные,
групповые, командные действия). Приемы игры в нападении и защите. Правила игры и судейства.
Выполнение основных технических и тактических приемов игры: ловля и передача мяча двумя
руками и одной рукой, ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча с места и в движении,
умение вести двустороннюю игру с соблюдением правил. Нормативы по технике игры. Контроль­
ные игры и соревнования.
Волейбол. Совершенствование технической подготовки: техники нападения (действия без мяча,
действия с мячом), техники защиты (действия без мяча, действия с мячом, блокирование) и такти­
ческой подготовки: тактики нападения (индивидуальные, групповые командные действия), такти­
ки защиты (индивидуальные, групповые командные действия). Интегральная подготовка. Приемы
7
игры в нападении и защите. Правила игры и судейства. Выполнение основных технических и так­
тических приемов игры: передача мяча двумя руками сверху, прием снизу, прямой нападающий
удар, подача нижняя и верхняя прямая, умение вести двустороннюю игру с соблюдением правил.
Нормативы по технике игры. Контрольные игры и соревнования.
Футбол или игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Совершенствование
технической подготовки: техники ударов по мячу, остановки мяча, ведения мяча, отбора и пере­
хвата мяча, вбрасывания мяча, отработка техники ложных движений (финтов), техники защиты,
техники игры вратаря и тактической подготовки: тактики игры в нападении, тактики игры в защи­
8
те, тактики игры вратаря, различных тактических действий. Приемы игры в нападении и защите.
Правила игры и судейства. Выполнение основных технических и тактических приемов игры: удар
по воротам на точность, жонглирование мячом, остановка мяча ногой, ведение мяча, обводка и
удар по воротам. Контрольные игры и соревнования.
Настольный теннис или бадминтон. Способы хвата ракетки. Основная исходная стойка и пози­
ция, способы перемещения. Специальные упражнения, сопряженные с развитием скорости реак­
ции, внимания, оперативного мышления. Совершенствование технической подготовки: видов по­
9
дач и техники ударов и тактической подготовки: тактики одиночной и парной игры, тактических
комбинаций. Правила игры и судейства. Одиночные и парные игры.
ш ост оят елы ш я работа студентов
еженедельные занятая в секциях по видам спорта, группах ОФП
Практические занятия
Развитие прыгучести и овладение навыками преодоления препятствий.
Тема 2.3.
Разучивание и совершенствование выполнения прикладных гимнастических упражнений. Пере­
Совершенствование
ползание: на четвереньках, на боку, по-пластунски, с грузом. Лазание: на гимнастической стенке,
рофессионально зна1
по канату. Подъем упор силой на перекладине, по лестнице. Передвижение по узкой и неустойчи­
имых двигательных
вой опоре. Выполнение опорных прыжков с использованием гимнастических снарядов. Безопорумений и навыков
ные прыжки.

2

2-3

2

2-3

2

2

20
12

6

3

П Р б 04,
Л Р 05, Л Р
11, Л Р 12
М Р 03

11

Разучивание и совершенствование выполнения легкоатлетических прыжков: прыжки с преодоле­
нием вертикальных препятствий (прыжки в высоту с разбега различными способами и прыжки с
2
шестом); прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину с места толчком
двух ног; в длину с разбега различными способами, тройной прыжок). Прыжки через скакалку.
Разучивание и совершенствование выполнения специальных упражнений по совершенствованию
координации движений, развитию силы, быстроты, прыгучести, гибкости, прыжковой выносливо­
3
сти. Дифференцированный зачёт
ю ст оят ельная работа студентов
еженедельные занятия в секциях по видам спорта, группах ОФП
Всего:

О К 4, О К 8
4

2
16
236

12

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

-

Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного комплекса:
спортивный зал;
площадка с элементами полосы препятствий;
лыжная база с лыжехранилищем.

-

Оборудование спортивного зала:
стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимна­
стические скамейки; гимнастические снаряды, маты гимнастические, канат, канат для перетягива­
ния, стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для
прыжков в высоту, скакалки, палки гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гантели
(разные), гири 16, 24, 32 кг, секундомеры, весы напольные, ростомер, динамометры, приборы для
измерения давления и др.;
кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, мячи баскетбольные, стойки волейбольные, защита на
волейбольные стойки, сетка волейбольная, антенны волейбольные с карманами, волейбольные мя­
чи, ворота для мини-футбола, сетки для ворот мини-футбольных, мячи для мини-футбола и др.
рулетка металлическая, мерный шнур, секундомеры.

-

Технические средства обучения:
тренажеры,
волейбольная сетка,
мячи,скакалки,
маты,
гимнастические коврики.

-

-

Занятия по легкой атлетике проводятся на стадионе.
4.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Лях В.И. Физическая культура. - М.: Просвещение, 2017
Дополнительные источники:
1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие. - М.: Издательство Владос-Пресс, 2003.
2. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие. - М.: Гуманист, изд.
центр «Владос», 2003.
1. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004
3. Жилкин А.И. Легкая атлетика. - М.: Академия, 2005.
2. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: уч. пособие для СПО. - М.: Академия,
2005.
3. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для сту­
дентов сред. проф. заведений 2-е изд., перераб. - М : Альфа-М: ИНФРА-М, 2010
4. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков; под
общ. ред. Г.В. Барчуковой. - М.: КНОРУС, 2011.
5. Бишаева А.А. Физическая культура. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
6. Решетников Н.В. Физическая культура: учебное пособие для СПО. - М.: Академия, 2008.
Интернет-ресурсы:
1. Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» - http://www.infosport.ru
2. Научная электронная библиотека. eLIBRARY - http.7Avww.elibrarv.ru/
3. Российская Спортивная Энциклопедия - http://www. Iibsport.ru/

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Научный портал «Теория. Ру» - http://www.teoriya.ru/
Научно-теоретический
журнал
"Теория
и
практика
физической
культуры
http://www.teoriva.ru/iournals/.
Научно-методический журнал "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка"
http://www.teoriva.ru/flcvot/
Сайт «Я иду на урок физкультуры» создан на основе материалов журнала «Спорт в школе» Изда
тельского дома «Первое сентября» - http://spo. 1septeinber.ru/urok/
Международный олимпийский комитет http://www.о 1у т р ic.org/
Международный паралимпийский комитет http://www.paralympic.org/
Международные спортивные федерации http://olympic.org/ul-c/organisation/if/index uk.asp
Международная ассоциация спортивной информации - http://www.iasi.org/
Российский олимпийский комитет - http://www.olympic.ru/
Европейский футбол - http://www.euro-football.ru/
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту Российского государственно
го университета физической культуры и спорта - http://lib.sportedu.ru/
Институт спортивной науки - http://www.gssiweb.com/
Энциклопедия по видам спорта - http://www.infosport.ru/sp/
Сайт Всероссийского научно - исследовательского института физической культуры
http://www.vniiflv.ru/
http://sportteacher.ru/association/ - сайт объединения учителей физической культуры России.
http://news.sportbox.ru/ - ежедневные новости спорта
httр://amfr.ru/edu/mishка/ - сайт ассоциации мини - футбола России.

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:

использовать физкультурнооздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей

Знания:

роли физической культуры в
общекультурном, социальном и
физическом развитии человека

основ здорового образа жизни

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертное наблюдение и оценка умений студентов в
ходе проведения методико-практических и учебно­
тренировочных занятий, занятий в секциях по видам
спорта, группах ОФП, проверки ведения дневника инди­
видуальной физкультурно-спортивной деятельности сту­
дента.
Экспертная оценка умений студентов при выполнении
фрагмента учебно-тренировочного занятия; тестовых за­
даний и учебных нормативов (примерные нормативы
приведены в табл.2) на контрольных работах, зачетах и
дифференцированном зачете.
i
Экспертное наблюдение и регулярная оценка знаний сту­
дентов в ходе проведения: методико-практических и
учебно-тренировочных занятий; занятий в секциях по
видам спорта, группах ОФП; проверки ведения дневника
индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности
студента.
Экспертная оценка знаний студентов при контроле} каче­
ства теоретических знаний по результатам выполнения
контрольных тестовых заданий.
Экспертное наблюдение и регулярная оценка знаний сту­
дентов в ходе проведения: методико-практических и
учебно-тренировочных занятий; занятий в секциях по
видам спорта, группах ОФП; проверки ведения дневника
индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности
студента.
Экспертная оценка знаний студентов при контроле каче­
ства теоретических знаний по результатам выполнения
контрольных тестовых заданий.

15

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
На основании данных о состоянии здоровья студенты распределяются для занятий физической
культурой на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную. Студенты, отнесенные
к основной и подготовительной медицинским группам, занимаются физической культурой вместе. Для
юношей и девушек, отнесенных к подготовительной группе, исключается выполнение учебных норма­
тивов в противопоказанных им видах физических упражнений. Для студентов, отнесенных к специаль­
ной медицинской группе, занятия проводят по специальным учебным программам.
Структура программы предполагает освоения в первый год обучения раздела «Физическая куль­
тура и формирование жизненно важных умений и навыков», который обязателен для изучения и в кото­
ром предусматривается изучение тем:
- Физическое состояние человека и контроль за его уровнем;
- Основы физической подготовки;
- Эффективные и экономичные способы овладения жизненно важными умениями и навыками.,
- Способы формирования профессионально значимых физических качеств, двигательных умений и
навыков
Необходимый теоретический материал излагается также на каждом занятии в форме бесед и реко­
мендаций.
Во второй год обучения планируется формирование навыков здорового образа жизни средствами
физической культуры: изучение социально-биологических основ физической культуры и здорового об­
раза жизни развитие и совершенствование основных жизненно важных физических и профессиональ­
ных качеств обучающихся, профессионально-прикладная физическая подготовка; освоение специальных
двигательных умений и навыков. Третий и четвертый год обучения предусматривают совершенствова­
ние полученных ранее навыков и умений и активное участие студентов в качестве организаторов и ру­
ководителей спортивно-оздоровительных мероприятий.
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена с учётом материальнотехнических условий, учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения, имеющихся в
техникуме, и использовать различные средства и методы физической культуры и спорта, виды спорта с
целью формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. Практический раздел
программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных груп­
пах (12-15 чел.).
Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и
методических умений, применении разнообразных средств физической культуры и спорта для совер­
шенствования спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов для при­
обретения индивидуального и коллективного практического опыта физкультурно-спортивной и волон­
терской деятельности.
Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Физическая культура», является
выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знаний и умений дисциплины
для дальнейшей жизни и работы по избранной специальности. Методическая модель преподавания дис­
циплины основана на применении активных методов обучения.
Принципами организации учебного процесса являются:
- объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффек­
тивности процесса обучения;
- активное участие студентов в учебном процессе;
- приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим
ситуациям.
С целью более эффективного усвоения студентами материала данной дисциплины рекомендуется
при проведении практических занятий использовать наглядные пособия и технические средства обуче­
ния.
Примерные контрольные нормативы по проверке овладения жизненно важными умениями и
навыками приведены в таблице 1.

Таблш/а 1
Примерные контрольные нормативы по проверке овладения студентами
жизненно важными умениями и навыками
Д евуш ки

Ю нош и
О ценка в баллах

Н аименование упраж нений

Бег 30 м (сек)
Бег 60 м (сек)
Бег 100 м (сек)
Бег 500 м (мин.)
Бег 1000 м (мин.)
Бег 2000 м (дев.)/3000 м (ю н.) (сек)
Челночный бег 10* 10 м (сек)
П рыжок в длину с места (см)
П рыжки со скакалкой за 1 мин (кол.
раз)
П одтягивания в висе (ю н)/ приседа­
ния на одной ноге (дев) (кол. раз)
П однимание и опускание туловищ а из
пол. лёж а на спине (кол. раз)
Силой переворот в упор на перекла­
дине (кол. раз)
П однимание ног до касания перекла­
дины (в висе) (кол. раз)
Н аклоны туловищ а вперед
О тжимания - сгибание и разгибание
рук в упоре лёж а на полу (кол-во раз)

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

5.0
10.0
15.7
1.50

5.2
10.2
16.0
2,00

5.4
10.4
17.0
2.10

5.8
10.8
18.9
2,30

4.7
8.6
13.8

-

-

-

12.15
33.0
150

4.5
8.4
13.2
4.02
12.00
25.0
250

4.16
12.35
27.0
240

4.9
8.8
14.0
4.31
13.10
28.5
230

5.1
9.0
14.3
4.47
13.50
30.0
220

5.3
9.2
14.6
5.02
14.00
31.5
210

10.15
29.0
190

10.50
30.0
180

11.15
31.0
170

5.6
10.6
17.9
2,20
11.50
32.0
160

140

120

110

100

90

140

130

120

110

100

12

10

8

6

4

15

12

9

7

5

60

50

40

. 30

20

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8

5

3

2

1

-

-

-

-

-

10

7

5

3

25

20

15

12

8

-

-

-

-

-

12

10

8

6

4

40

35

30

25

20

-

-

'

2

Примечание:
Самостоятельная работа рассматривается нами как вид деятельности студента, в процессе которого он должен в
определенное время, проявляя собственную инициативу и применяя на практике полученные по учебной} дисци­
плине «Физическая культура» знания, самостоятельно выбрать вид спорта или программу физического совершен­
ствования для укрепления и сохранения индивидуального здоровья и подготовки к будущей профессиональной
деятельности.
Самостоятельная работа, которая предполагает еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам| спорта
и группах ОФП, должна быть направлена на обеспечение планомерного совершенствования физической подготов­
ленности студента, что в условиях одного или двух занятий в неделю осуществить достаточно сложно.
Целью проведения самостоятельной работы в такой форме является формирование физической культуры лич­
ности и способности направленного применения самостоятельно выбранных средств физической культуры,; спорта
и туризма для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, подготовки к будущей профессиональной
деятельности.
Основные задачи организации самостоятельной работы в такой форме:
- приобщение к физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающей сохранение и укрепление здоро­
вья;
- самоопределение в выборе средств физической культуры, спорта и туризма;
!
- приобретение личного опыта творческого использования средств физической культуры для достижения
профессиональных успехов;
- формирование установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание;
- формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

4

17

Самостоятельной
внеаудиторной нагрузки

Наименование темы

Практических
занятий

, №
урока
п/п

Теоретических
замятий

\

Количество часов
обязательной
аудиторной
нагрузки

всего

Максимальной учебной
нагрузки

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П К У РС

1 семестр

1-2
3-4
' 5-6
7-8
9 -1 0
11-12

13-14
15-16
17-18
19-20
2 1 -2 2
2 3 -2 4
2 5 -2 6
2 7 -2 8

2 9 -3 0
'3 1 - 3 2

Тема 1.1. Физическое состояние человека и кон­
троль за его уровнем
Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Приемы страховки, самостраховки и самоконтроля
Измерение параметров физического развития студен­
тов
Определение параметров функционального состояния
организма студентов
Определение параметров функционального состояния
организма студентов
Определение уровня физической подготовленности
студентов
Определение уровня физической подготовленности
студентов
Тема 1.2. Основы физической подготовки
Разучивание упражнений утренней гигиенической
гимнастики
Разучивание упражнений, направленных на развитие
специальных физических качеств
Методика составления индивидуальных программ с
тренировочной направленностью
Разучивание техники и темпа оздоровительных ходь­
бы и бега
Методика определения профессионально-значимых
качеств
Разучивание упражнений, направленных на развитие
профессионально значимых физических качеств
Разучивание упражнений для проведения физкуль­
турно-оздоровительных мероприятий в режиме дня
Выполнение физических упражнений с использовани­
ем методов регламентированного упражнения
Тема 1.3. Эффективные и экономичные
способы овладения жизненно важными умениями
и навыками
Ходьба: обычным, строевым шагом, на носках, на
пятках, приставным и переменным шагом, в полуприседе и приседе
Ходьба по пересеченной местности с палками

24

12

-

12

12

2
2
2
2
2

Ведение личного
дневника самоконтро­
ля; работа со специ­
альной литературой
для подготовки сооб­
щений, докладов, со­
общений - 8 часов,

2
32

16

-

16
2
2
2
2
2

2
30

30

2

30

-

комплексов физических
упражнений по профи­
лактике и коррекции
нарушений опорно­
двигательного аппарата
- 12 часов;

выполнение комплек­
сов специальных бе­
говых и прыжковых
упражнений, прыжки
на скакалке, силовые
упражнения для всех
групп мышц - 12 ча­
сов

2

60

Составление и выпол­
нение комплексов
утренней гимнастик

2
2

2 семестр
1-2
3-4
, 5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
,21-22

23-24

25-26

27-28
29-30

Ходьба спортивная
Ходьба на лыжах: повороты на месте, строевые
упражнения с лыжами и на лыжах; имитационные
упражнения
Обучение технике передвижения на лыжах различны­
ми ходами
Способы подъемов и торможений; стойка при спус­
ках; повороты в движении
Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ) с
гимнастическими предметами
Выполнение ОРУ на гимнастической скамейке и со
скамейкой
Упражнения на перекладине. Висы и упоры. Отжима­
ние в упоре лежа на полу
Бег: обычный, семенящий, с высоким подниманием
бедра, с поворотами и остановками, бег с прыжками
через препятствия
Специальные беговые упражнения. Бег на короткие и
средние дистанции
Челночный бег 10 х 10 м. Эстафетный бег
Отработка техники группового старта и бега 1 км, 3
км. Отработка техники бега по пересеченной местно­
сти
Отработка техники бега в гору и бега при спуске. От­
работка техники бега с преодолением естественных
препятствий
Отработка техники переноса пострадавшего. Отработ­
ка техники переноса пострадавшего с преодолением
препятствий.
Тема 1.4. Способы формирования профессиональ­
но значимых физических качеств, двигательных
умений и навыков
Разучивание упражнений гигиенической утренней
гимнастики
Совершенствование выполнения упражнений гигие­
нической утренней гимнастики
ИТОГО за II курс:

2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

Составление и, выпол­
нение комплексов
утренней гимнастики,
комплексов физиче­
ских упражнений по
профилактике и кор­
рекции нарушений
опорно-двигательного
аппарата;
Составление и выпол­
нение комплексов
упражнений произ­
водственной гимнас­
тики с учетом направ­
ления будущей про­
фессиональной дея­
тельности- 12 часов;
выполнение комплек­
сов специальных бе­
говых и прыжковых
упражнений, силовые
упражнения - 14 ча­
сов.
1

2

8

4

-

4

4

2
2
124

62

-

62

62

24

12

-

12

12

2

Ведение личного
дневника самоконтро­
ля; работа со специ­
альной литературой
для подготовки сооб­
щений, докладов, ре­
фератов - 8 часов;
Самостоятельные тре­
нировочные занятия
легкой атлетикой,
гимнастикой, спор­
тивными играми - 6
часов;
Составление и выпол-

Ш КУРС

1 семестр

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
, 11-12

Тема 1.4. Способы формирования профессиональ­
но значимых физических качеств, двигательных
умений и навыков
Разучивание упражнений производственной гимна­
стики
Совершенствование выполнения упражнений произ­
водственной гимнастики
Совершенствование выполнения упражнений, направ­
ленных на развитие профессионально значимых фи­
зических качеств
Разучивание упражнений, направленных на развитие
специальных физических качеств
Совершенствование выполнения упражнений, направ­
ленных на развитие специальных физических качеств
Разучивание упражнений, направленных на развитие
специальных психических качеств

2
2
2
2
2

1

19

нение комплексов
упражнений утренней
гимнастики - 6 часов;

13-14
' 15-16
17-18
19-20
21-22

23-24
25-26
27-28
29-30

Тема 2.1. Социально-биологические основы физи­
ческой культуры и здоровый образ жизни
Разучивание упражнений для профилактики наруше­
ний осанки и для укрепления основных групп мышц
Разучивание упражнений, применяемых для развития
способности к произвольному расслаблению мышц
Разучивание упражнений с применением отягощений
и для укрепления сердечно-сосудистой системы
Разучивание упражнений для улучшения работоспо­
собности и снятия утомления. Основные методики
самомассажа
Разучивание упражнений для нормализации веса
Тема 2.2.Развитие и совершенствование основных
жизненно важных физических и профессиональ­
ных качеств
Развитие силы мышц
Развитие быстроты
Развитие выносливости
Развитие выносливости

20

10

-

10

10

2
2
2
2

Занятия на тренаже­
рах - 4 часа;
выполнение комплек­
сов специальных бе­
говых и прыжковых
упражнений,

2
40

20

-

20

20

2
2
2
2

Развитие силы - 4
часа.

2 семестр
1-2
' 3-4
5-6
7-8
9-10

11-12

13-14
15-16
>17-18
19-20
21-22
23-24

2
2

Развитие гибкости
Развитие координации движений
Баскетбол. Совершенствование технической подго­
товки.
Волейбол. Совершенствование технической подготов­
ки.
Футбол. Совершенствование технической подготовки

2
2
2

Бадминтон. Совершенствование технической подго­
товки

2

Тема 2.3. Совершенствование профессионально
значимых двигательных умений и навыков
Переползание: на четвереньках, на боку, попластунски, с грузом
Лазание по гимнастической стенке, по канату
Выполнение опорных прыжков с использованием
гимнастических снарядов
Прыжки в высоту
Прыжки в длину
Совершенствование специальных упражнений по раз­
витию силы. Дифференцированный зачёт
ИТОГО за III курс:

112

54

ИТОГО:

236

116

28

12

-

12
2
2
2
2
2
2

-

-

Составление и выпол­
нение комплексов
упражнении произ­
водственной гймна1
стики с учетом
направления будущей
профессиональной
деятельности - 8 ча­
сов;
Освоение приемов
массажа и самомасса­
ж а - 4 часа;
16
Выполнение дыха­
тельной гимнастики,
самостоятельные тре­
нировочные занятия в
секции - 8 часов;
развитие силы, коор­
динации, выносливо­
сти, гибкости 4- 8 ча­
сов;

54

58

116

120

6. Л И С Т И ЗМ Е Н Е Н И Й И Д О П О Л Н Е Н И Й , В Н Е С Ё Н Н Ы Х В РА Б О Ч У Ю П РО ГРА М М У *

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополне­
ний

До
внесения из­
менений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № протокола
рассмотрения цик­
ловой комиссией

Дата и № про­
токола
рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном листе (с
новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».