ОГСЭ.05 Культура речи, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образователщд^учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологшей

д»

итарноикум»
очкарева!

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 « КУЛЬТУРА РЕЧИ»
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
профиль обучения: естественно-научный

Камышлов, 2022

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
социально-гуманитарных, математических и естественно-научных дисциплин ГАПОУ СО
«КГТТ»
Л.А. Цытыркина
Председатель

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
'
Т.А.Мадыгина
7
Составитель: Цытыркина Любовь Александровна преподаватель преподаватель
Государственного
автономного
профессионального
образовательного
учреждения
Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации № 835 от 28.07.2014 г.) и примерной
программы Л.А. Введенской, Черкасовой М.Н. «Русский язык и Культура речи», а (также
запросов и потребностей работодателей.

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Паспорт программы учебной дисциплины .............................................................................. j.

2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.................................................................
3.

Тематический план и содержание учебной дисциплины..................................................... |

4.

Условия реализации программы учебной дисциплины....................................................... |

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины .........................................
6.

Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

4
6

9
12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Целью изучения дисциплины является формирование речевой культуры студентов как
неотъемлемой части общей культуры
человека, определяющей возможность и правила
употребления языковых средств в соответствии с профессиональными задачами.
требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- проводить лингвистический анализ
текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно­
реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой
сферах общения.
Данная дисциплина направлена на формирование следующих компетенций :
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.

OK 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции
ПК 3.3 Организовывать работу трудового коллектива
ПК 3.4 Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
J1P 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
JIP 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
социальной поддержке и волонтерских движениях.
J1P 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
J1P 23 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
JIP24 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации.

2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме текущего контроля

Объем часов
99
66
36
30
33

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

[аименованне
азделов и тем

Содержание учебного
обучающихся

материала, практические занятия, самостоятельная

работа

Объем
часов

Уровень Формиру
освоения емые ОК,
ПК, ЛР

2 к урс 2 сем естр
Предмет, задачи, аспекты изучения курса «Культура речи».
Национальный язык и литературный русский язык. Современный русский литературный
{ведение
язык, его признаки, характерные черты и свойства Нелитературные варианты языка.
. РАЗДЕЛ. Нормативный аспект русского языка и культуры речи
Норма в системе языка. Характерные особенности нормы. Кодификация. Структурно­
гема 1.1.
Тзыковая норма, ее языковые типы норм.
юль в становлении и Практическое занятие. Нарушения норм современного литературного русского языка, пути
функционировании
их преодоления. Типы и причины возникновение лексических и грамматических ошибок в
штературного языка речи Типология ошибок.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Формы и типы речи.
Гема 1.2
Речевые жанры. Перевод письменной речи в устную. Основные единицы общения. Устная и
°ечевое
письменная разновидности литературного языка.
взаимодействие.
Язык и речь
1. РАЗДЕЛ. Коммуникативный аспект русского языка и культуры речи
Коммуникативные
качества речи:
правильность,
точность,
ясность, логичность,
Тема
2.1Коммуникативный доступность, информативность, чистота, краткость, уместность.
гспект культуры речи Практическое занятие. Виды логических ошибок, средства достижения доступности,
коммуникативные условия чистоты речи. Лексика ограниченной сферы употребления.
Презентация. Тесты. Упражнения.
Самостоятельная работа. Правильность как качество грамотной речи. Нарушения
орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических норм, пути
их преодоления. Правка и анализ текстов.
Условия создания выразительности; характеристика выразительных возможностей речи;
Тема 2.2.
Богатство
языка. образные средства в речи.
Выразительность
Лексическое богатство русского языка.
речи.
Практическое занятие. Средства речевой выразительности. Функции фигур речи и тропов.
Упражнения.

2

1

6
2

2

2

2,3

2

2

32
2

2

2

2,3

6

2 ,3

2

2

2
2

2
2,3

ОК 3,6,7
ЛР
1,6,7,23,2
4

ОК 3, 6,7
ЛР
1,6,7,23,2
4

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных
"ема 2.3.
стилей. Понятие стилистической нормы. Соотношение стилистических и речевых ошибок.
функциональные
тили со- временного Практическое занятие. Функциональные разновидности литературного языка (научный,
усского языка
публицистический). Презентация. Тесты. Упражнения.

2

2

2

2 ,3

Официально-деловой стиль. Признаки (долженствование, стандартизация, точность, не
гема 2.4.
Официально-деловой допускающая инотолкования, отсутствие эмоциональности и др.), сфера функционирования,
тиль
современного жанровое разнообразие.
усского языка
Оформление официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.
Практическое занятие. Язык и стиль распорядительных документов.
Составление протоколов, заявлений, докладных, расписок (стандартизация, отработка
формы документа, типовой состав информации, назначение и формы предъявления,
краткость).
Презентация. Тесты. Упражнения.
Самостоятельная работа. Анализ нарушений разных типов нормы официально-деловых
гекстов (творческая работа).

2

2

2

2

4

2 ,3

4

2,3

Текущий контроль

3 к урс 1 сем естр

?. РАЗДЕЛ. Этический аспект культуры речи
Общение и коммуникация: сходства и различия. Основные единицы, сферы и виды общения.
Тема 3.1.
Общение
и Ситуация общения и ее составляющие
Самостоятельная работа.Особенности коммуникаций. Законы эффективного слушания.
коммуникация
Приемы эффективного чтения. Факторы, затрудняющие речевое общение.
Этические нормы речевой культуры. Понятие «речевой этикет». Речевой этикет и
Тема 3.2.
Культура устной и национальная специфика. Формула речевого этикета, его группы.
письменной
речи. Практическое занятие. Письменные и устные речевые жанры в профессиональной
Этика общения
и деятельности. Презентация.Тесты. Упражнения.
речевой этикет
Самостоятельная работа. История речевого этикета. Норма и традиция в этикете.
Основные требования русского речевого этикета (творческая работа).
Формирование языковой компетенции как главная задача культуры речи. Уровни языковой
Тема 3.3.
компетенции. Языковые ошибки и способы их устранения. Словари-справочники по
Основные
культуре речи
направления
совершенствования
Практическое занятие. Совершенствование орфографических, пунктуационных и речевых
навыкоа грамотного навыков. Работа по формированию умений практического использования словарей в процессе

32
4

2

6

2,3

4

2

4

2,3

6

2,3

4

2,3

4

2,3

ОК 3, 6,7
ЛР
1,6,7,23,2
4

юьма и говорения

редактирования текста.

РАЗДЕЛ. Основы публичного выступления
Жанровая дифференциация публичных выступлений и отбор языковых средств при
ема 4.1.
подготовке
к выступлениям.
риторская
речь
Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов.
чстеме
Самостоятельная работа. История ораторского искусства. Ораторское искусство в
функциональных
тилей
профессиональной деятельности специалиста (реферат).
итературного языка
Практическое занятие. Общие требования к публичному выступлению. Виды и структура
'ема 4.2.
Способы
словесного публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Способы словесного оформления
публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
формления
публичного
ыстунления.
Практическое занятие. Искусство ведения спора (эристика). Сходство и различие понятий
Тема 4.3.
Тогические
и «диспут», «дискуссия», «полемика», «спор». Типичные ошибки в аргументационной
деятельности.
гсихологические
гриемы полемики
Самостоятельная работа. Спор как форма организации человеческого бытия. Споры в
Древней Греции. Споры в современном обществе (творческая работа).
Текущий контроль
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

27
6

2

5

2,3

6

2,3

4

2

6

2,3

99

ОК 3, 6,7
ЛР
1,6,7,23,2
4
ПК1

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский
язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся- 30;
- рабочее место преподавателя-1;
- наглядные учебные пособия- 15 комплектов.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор, экран

4.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Обязательная литература:
1.
2.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский
специальных учебных заведений. - РостовАнтонова Е.С., Воителева Т.М. Русский
специальных учебных заведений. - Ростов-

язык и культура речи. Учебник для средних
на Дону,2019.
язык и культура речи. Учебник для средних
на Дону,2018.

Дополнительная литература:
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кп. - М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2002.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000.
Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004.
Введенская Л.А., Черкасова М.Н. «Русский язык и культура речи» (серия «СПО»)- «Феникс»
Ростов-на-Дону, 2014г.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник
для 10-11 кп. общеобразов. учрежд. - М., 2005.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для
студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2007.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е изд.,
испр. - М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько
И .П .-М . 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 к п .-М ., 2005.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для
общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 к л .-М ., 2005
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М.,
2002.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М., 2001.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 2000. I
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2001.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. —М., 2004.

24. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.
25. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М.
Зыбиной. - М., 2005.
26. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2004.
27. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А.
Николиной. - М.. 2004.
28. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.,
2004.
29. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
30. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М., 2000.
31. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2002.
32. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2002.
33. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. - М.. 2005.
34. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.

Словари:
1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском
языке. - СПб., 2000.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.
4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение,
ударение, формы. - М., 2001.
5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.
6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е
изд., стереотипн. - М., 2002.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2001.
11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико­
грамматическими формами. - М., 2002.
13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия
/Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В.
Бурцева. - М., 2006.
16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка.
Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой.
- М . , 2000.
17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского
языка. - М., 2005.
18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и
происхождение словосочетаний. - М., 2000.
19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. - М., 2000.
20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных
заданий самостоятельной работы.

Результаты обучения
(усвоенные знания, освоенные умения
Умения:
— осуществлять речевой самоконтроль; оценивать
устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности,
точности
и
уместности
их
употребления;
- проводить
лингвистический
анализ
текстов
различных функциональных стилей и разновидностей
языка;
— создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин),
социально-культурной
и
деловой сферах общения;
Знания:
- связь языка и истории, культуры русского и других
народов;
— смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты,
литературный язык, языковая норма, культура речи;
— основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь;
— орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной,
учебно-научной,
официально-деловой
сферах
общения;

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучен! 1Я

Практические занятия
Самостоятельная внеаудиторная
работа
Контрольная работа

Практические занятия
Самостоятельная внеаудиторная
работа
Контрольная работа

6 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на
отдельном листе (с новой страницы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».